Научная статья на тему 'Социализация студенческой молодежи в ходе обучения в вузе'

Социализация студенческой молодежи в ходе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1951
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КАНАЛЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / STUDENT YOUTH SOCIALIZATION WAYS / INFLUENCE FACTORS OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION PROCESS / INFLUENCE MECHANISM OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сокова Маргарита Сергеевна

В статье рассматривается студенческая молодежь как социально-демографическая группа современного российского общества, которая находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of modern comprehension of young students' socialization during the preparation for their professional activity on the basis of the carried out national scientists' works investigation.

Текст научной работы на тему «Социализация студенческой молодежи в ходе обучения в вузе»

Маргарита СОКОВА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается студенческая молодежь как социально-демографическая группа современного российского общества, которая находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.

The article considers the problem of modern comprehension of young students’ socialization during the preparation for their professional activity on the basis of the works of national scientists.

Ключевые слова:

каналы социализации студенческой молодежи, факторы влияния на процесс социализации студенческой молодежи, механизм воздействия на социализацию студенческой молодежи; student youth socialization ways, influence factors of student youth socialization process, influence mechanism of student youth socialization.

СОКОВА Маргарита Сергеевна — преподаватель кафедры корпоративного управления и электронного бизнеса Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Москва тра\і21 @таі1.ги

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования студенческой молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из них являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из наиболее весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены студенческой молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет моральные и деловые качества подрастающего поколения, их культурный мир и профессиональное умение. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия.

В условиях современной России наблюдается постоянное сокращение численности студенческой молодежи, что ставит перед российскими институтами власти другие проблемы, связанные с замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками. В связи с этим в ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпами осуществляться трудовая иммиграция в РФ со всеми связанными с ней комплексными социально-культурными проблемами, в т.ч. и социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этнонациональных отношений российской студенческой молодежи и иммигрантов.

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации студенческой молодежи. Наиболее значимые социальные институты, осуществляющие социализацию студенческой молодежи постсоциалистических стран, существенно изменились в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноори-

ентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсо-циалистических странах. Маркетизация образования, особенно высшего, в условиях, когда большая часть общества является относительно бедной, принимает обличье паразитизма, некой формы общественного каннибализма. Кроме того, коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе1. Высшее учебное заведение в том виде, в котором оно существует сейчас, ориентировано на хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применения высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры2.

Реальностью российского общества в XXI в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации студенческой моло-

1 См.: Емчура Е.М. Современная студенческая молодежь и каналы ее социализации. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2006, № 3.

2 См.: Горяева Т.Н. Социализация молодежи //

Аспирант и соискатель, 2006, № 2.

дежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой следует стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное, и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает студенческой молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая функционирование различных институтов социализации.

Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриали-зацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Принципиальное отличие советского телевидения от нынешнего российского иллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отбирать из нее нужное для себя3.

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой по-лифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые позиционируются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию

3 См.: Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006, № 3.

студенческой молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса1.

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и др.). Межличностный механизм социализации означает процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку он связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

Особо следует подчеркнуть институциональный механизм социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политичес-

кие, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и др.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знаний, аккумулированного в них социального опыта, реализация способностей и дарований личности2.

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социальнокультурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе взросления эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание и предполагают разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации студенческой молодежи в современном российском обществе. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации подразумевают приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социали-

1 См.: Горяева Т.Н. Указ. соч.

2 См.: Емчура Е.М. Указ. соч.

зации и их решение являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать, конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать ее неполноценной. Осмысление такой ситуации может привести к тому, что человек будет ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом, это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких изменений в процессе социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять человек становится конформистом. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца про-

тив его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процессом социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации студенческой молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской студенческой молодежи с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной):

— трансформация основных институтов социализации;

— регулирование и становление новой системы социального контроля;

— дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности;

— изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.