Научная статья на тему 'Социализация современной молодежи: контрасты центра и периферии'

Социализация современной молодежи: контрасты центра и периферии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
56
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОРОД / СЕЛО / ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / YOUTH / CITY / VILLAGE / VALUES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ласточкина Мария Александровна

В данной работе поставлена цель получения информации: Ради чего живут сегодня молодые люди? Каковы особенности социализации современной молодежи в обществе? Какие ценности разрушаются, а какие остаются среди подрастающего поколения? В чем различия сельской и городской молодежи? Исследование основывается на данных социологического опроса молодежи Вологодской области, проводимого в 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of modern youth: contrasts of the center and periphery

In this work the purpose of obtaining information is set: For the sake of what there live today young people? What features of socialization of modern youth in society? What values collapse and what remain among younger generation? In what distinctions of rural and city youth? Research is based on data of sociological survey of youth of the Vologda region, conducted in 2012.

Текст научной работы на тему «Социализация современной молодежи: контрасты центра и периферии»

УДК 316.614-053.6

М. А.Ласточкина

Социализация современной молодежи: контрасты центра и периферии

В данной работе поставлена цель получения информации: Ради чего живут сегодня молодые люди? Каковы особенности социализации современной молодежи в обществе? Какие ценности разрушаются, а какие остаются среди подрастающего поколения? В чем различия сельской и городской молодежи? Исследование основывается на данных социологического опроса молодежи Вологодской области, проводимого в 2012 г.

Ключевые слова: молодежь, город, село, ценности, общество Maria A. Lastochkina

Socialization of modern youth: contrasts of the center and periphery

In this work the purpose of obtaining information is set: For the sake of what there live today young people? What features of socialization of modern youth in society? What values collapse and what remain among younger generation? In what distinctions of rural and city youth? Research is based on data of sociological survey of youth of the Vologda region, conducted in 2012.

Keywords: youth, city, village, values, society

Несомненно, что на образ жизни и менталитет молодежи существенное влияние оказывает территория проживания. Особенности географического положения региона по отношению, как ко всей стране, так и к административному центру районов, откладывает отпечатки на жизненные ценности и стереотипы молодого поколения. Учитывая, что подрастающее поколение является стратегическим ресурсом развития, то для прогнозирования региональной молодежной политики необходимо знать особенности социализации, ценностные ориентации, жизненные планы молодых людей. Поэтому в данной работе мы поставили цель получения информации: Ради чего живут сегодня молодые люди? Каковы особенности социализации современной молодежи в обществе? Какие ценности разрушаются, а какие остаются среди подрастающего поколения? В чем различия сельской и городской молодежи? Исследование основывается на данных социологического опроса молодежи Вологодской области, проводимого в 2012 г. Объект исследования - молодое население Вологодской области от 14 до 30 лет. Объем выборки 2923 человека. Выборка квотная, пропорциональная полу и возрасту. Проводилась во всех муниципальных образованиях Вологодской области Институтом социально-экономического развития территорий РАН совместно с Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области.

Анализируя распределение ответов на вопрос «Какие чувства Вы испытыва-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

303

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

ете по отношению к региону проживания?» выяснилось, что большая часть молодежи - 59 % удовлетворена тем, что живет в Вологодской области. При этом жители г. Вологды (областная столица) более всех удовлетворены местом своего проживания - 63 %, а наименее удовлетворены в Череповце (экономический центр) - 49 %. Значимо больше и тех кто не испытывает особых чувств по поводу того, что живет в Череповце и также больше желающих эмигрировать (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какие чувства Вы испытываете по отношению к региону проживания?», в %

Вологда Чере- повец Районы Область

Я рад, что живу здесь 23,2 16,4 17,5 18,0

В целом я доволен, но многое не устраивает 41,2 32,8 41,8 40,5

Не испытываю особых чувств по этому поводу 12,5 22,1 14,3 15,1

Мне не нравится жить здесь, но привык и не собираюсь уезжать 5,5 7,0 6,2 6,2

Хотел бы уехать в другой регион России 6,4 8,3 7,1 7,2

Хотел бы вообще уехать из России 9,0 9,9 5,5 6,5

Затрудняюсь ответить 2,3 3,4 7,6 6,4

Источник: Здесь и далее в таблицах использованные данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г.

Каждого четвертого из опрошенных молодых людей не устраивает жизнь, которую он ведет. В районах Вологодской области такой молодежи на 5 % больше, чем в городах. Соответственно в Вологде и Череповце значимо больше довольных своей жизнью - разница с сельскими жителями составляет 13 %. Проведенный анализ не показал значимых различий при оценке своей жизни в разрезе по гендерному признаку, уровню образования и доходным группам. Значимые отличия выявлены лишь по возрастным критериям. Так молодых людей в возрасте 14-17 больше устраивает жизнь, которую они ведут, по сравнению с возрастной группой 18-29 лет (рис. 1).

304

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?», возрастной разрез, в %

Источник: Здесь и далее в рисунках использованы данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г.

Позитивные перспективы на хорошее будущее присутствуют у каждого второго респондента Вологодской области. Вместе с тем каждый третий сомневается при оценке того насколько хорошо он будет жить через год (табл. 2). В городской местности молодежь более позитивно смотрит в будущее, чем в сельской: разница составляет 15 %.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, через год Вы будете жить лучше или хуже, чем сейчас?», в %

Вологда Череповец Районы Область

Определенно лучше 24,9 19,8 14,0 16,1

Скорее лучше 40,3 48,7 38,2 39,8

Скорее хуже 6,1 6,8 9,5 8,8

Определенно хуже 0,9 1,0 2,1 1,8

Затрудняюсь ответить 27,8 23,7 36,1 33,5

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

305

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Возраст оказался значимым при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, через год Вы будете жить лучше или хуже, чем сейчас?». Оценки старшей возрастной когорты оказались хуже, оценок данных младшей возрастной когортой: 54 % и 62 % соответственно ответили, что через год они будут жить лучше. Разделение респондентов на доходные группы выявило, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем оптимистичнее настрой молодежи при оценке своей жизни в предстоящем году (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, через год Вы будете жить лучше или хуже, чем сейчас?», доходные группы, в %

Важной составляющей социального самочувствия является уверенность в будущем, которую высказали 55 % опрошенных. Городские жители чувствуют большую уверенность в завтрашнем дне (64 %), чем сельские (52 %). И хотя число неуверенных в целом по области велико - 28 %, но их доля среди городского населения значимо меньше (23 %), чем среди сельского (30 %). Достаточно и затруднившихся в ответе на данный вопрос, и это говорит о сомнениях вологжан относительно улучшения социально-экономического положения в области. Проведенный анализ по доходным группам показал, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем увереннее молодежь смотрит в будущее (табл. 3). С увеличением возраста напротив растет неуверенность - разница в долях уверенных (неуверенных) составляет 10 %. Данная ситуация является отражением более взвешенной и вдумчивой оценки будущего старшей когорты.

306

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы сегодня уверены в своем будущем?», возраст, доходные группы, в %

Возраст Доходные группы

14-17 лет 18-29 лет 20 % наименее обеспечен 60 % среднеобеспечен 20 % наиболее обеспечен

Уверен 62,4 52,5 48,7 53,2 63,5

Неуверен 19,6 30,4 35,7 32,1 25,6

Затрудняюсь ответить 17,9 17,1 15,7 14,8 11

Понять особенности жизненных стратегий поведения молодежи, помогает структура составляющих факторов жизнедеятельности. Доминантами жизненных ценностей и поведенческих приоритетов являются: личная безопасность, материальное положение, отношения в семье, состояние здоровья, работа, дружба и общение (табл. 4). Наличие этих условий важно для 90-94 % опрошенных. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка (93 %). Причем ставится в основном цель зарабатывать деньги, а творческая самореализация на работе (в учебе) и вне работы важна только для 75 % молодых вологжан. Экологическая обстановка волнует 79 % молодежи, вместе с тем наблюдается значимая разница между городами: в Вологде для 84 % населения важна экологическая обстановка, тогда как доля череповецкой молодежи, отмечающей важность этого фактора, только 73 %. Данный факт говорит скорее о непритязательности последних. Последние позиции по важности занимают: экономическая и политическая обстановка в стране (71 %), комфортный климат и хорошая погода (70 %).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Насколько важны для Вас следующие факторы жизнедеятельности?», в %

Вологда Череповец Районы Область

Личная безопасность (безопасность семьи)

Важно, скорее важно 93,3 96,9 93,2 93,7

Затрудняюсь ответить 4,6 2,3 5,0 4,6

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

307

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Скорее не важно, не важно 2,1 0,8 1,8 1,6

Материальное положение

Важно, скорее важно 95,6 96,1 92,3 93,2

Затрудняюсь ответить 2,9 3,6 5,7 5,1

Скорее не важно, не важно 1,5 0,3 2,0 1,7

Отношения в семье

Важно, скорее важно 94,5 95,9 92,5 93,1

Затрудняюсь ответить 4,1 3,9 6,1 5,6

Скорее не важно, не важно 1,5 0,3 1,5 1,3

Состояние здоровья

Важно, скорее важно 95,1 95,6 91,5 92,4

Затрудняюсь ответить 3,2 3,6 6,5 5,7

Скорее не важно, не важно 1,8 0,8 2,1 1,9

Работа

Важно, скорее важно 91,8 92,2 89,3 89,9

Затрудняюсь ответить 5,8 6,0 8,3 7,7

Скорее не важно, не важно 2,3 1,9 2,5 2,3

Дружба, общение

Важно, скорее важно 90,7 93,7 88,7 89,6

Затрудняюсь ответить 4,9 4,4 8,1 7,3

Скорее не важно, не важно 4,4 1,8 3,1 3,1

Возможность достижения поставленных целей

Важно, скорее важно 89,8 93,5 87,9 88,9

Затрудняюсь ответить 8,4 4,4 10,2 9,2

Скорее не важно, не важно 1,7 2,1 2,0 1,9

Наличие досуга и возможность его реализации

Важно, скорее важно 83,7 86,2 80,8 81,8

Затрудняюсь ответить 11,3 7,8 13,5 12,5

308

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Скорее не важно, не важно 4,9 6,0 5,7 5,7

Экология

Важно, скорее важно 84,3 73,2 79,6 79,2

Затрудняюсь ответить 10,7 13,5 14,4 13,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее не важно, не важно 4,9 13,3 6,1 6,9

Социальный статус

Важно, скорее важно 77,4 76,6 78,4 78,0

Затрудняюсь ответить 13,9 13,8 14,8 14,5

Скорее не важно, не важно 8,7 9,6 6,8 7,4

Творческая самореализация на работе (в учебе) и вне работы

Важно, скорее важно 74,5 74,2 74,5 74,5

Затрудняюсь ответить 17,7 14,8 17,0 16,8

Скорее не важно, не важно 7,9 10,9 8,6 8,7

Социальная инфраструктура

Важно, скорее важно 78,0 73,2 71,8 72,7

Затрудняюсь ответить 15,4 18,8 21,5 20,4

Скорее не важно, не важно 6,7 8,1 6,7 6,8

Экономическая и политическая обстановка в стране

Важно, скорее важно 70,7 71,1 71,2 71,1

Затрудняюсь ответить 20,3 18,0 18,9 18,9

Скорее не важно, не важно 9,0 11,0 9,9 10,0

Комфортный климат и хорошая погода

Важно, скорее важно 71,5 68,2 70,3 70,2

Затрудняюсь ответить 13,0 9,9 13,4 12,9

Скорее не важно, не важно 15,3 21,9 16,4 17,0

Как оказалось оценки важности личной безопасности (безопасность семьи), материального положения и состояния здоровья не зависят от возраста, пола и уровня доходов респондентов. Для женщин больше, чем для мужчин важны: экологическая обстановка (83 % и 75 % соответственно), комфортный климат и хоро-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

309

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

шая погода (73 % и 67 % соответственно). Социальная инфраструктура, экономическая и политическая обстановка в стране приобретают важность с увеличением уровня образованности и ростом доходов респондентов (табл. 5). Уровень образования также сказывается и на оценках значимости социального статуса, даваемых молодыми людьми: доля молодежи с неполным средним и средним специальным образованием, отметивших важность социального статуса, на 7 % ниже подобной доли с высшим и незаконченным высшим образованием. Дружба и общение важнее для молодежи, у которых уровень доходов выше.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Насколько важны для Вас следующие факторы жизнедеятельности?», в %

Образование Доходные группы

Неполное среднее; среднее, в т. ч. ПТУ со средн. образованием Среднее спец. (техникум и др.) Незаконч. высшее; высшее; послеву- зовское (аспиран- тура) 20 % наименее обеспеч. 60 % средне-обеспечен. 20 % наиболее обеспеч.

Экономическая и политическая обстановка в стране

Важно 67,4 67,7 78,3 69,2 72,3 75,6

Затрудняюсь ответить 20,7 22 14,2 22,6 17,2 12,8

Не важно 29 29,8 19,7 28,4 24,8 20,3

Социальная инфраструктура

Важно 67,8 71,1 80,7 68,7 76,2 77,4

Затрудняюсь ответить 23,9 21,5 15,1 24,6 17,9 14,8

Не важно 29,9 27,5 18,1 28,9 22,4 20,9

Функциональная направленность городов, как оказывается, так же меняет палитру социального образа молодежи. Развитость инфраструктуры и сети учреждений культурно-досуговой направленности оказывает значимое влияние на культурный капитал населения. Одним из наиболее популярных мест отдыха и развлечения в молодежной среде считается кинотеатр, однако на селе их качество и доступность оставляет желать лучшего, и скорее всего, поэтому никогда не посещают кинотеатр 27 % сельской молодежи. В районах Вологодской области доля тех, кто регулярно посещает кинотеатры в 4 раза меньше, чем в Вологде и в 6 меньше,

310

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

чем в Череповце (табл. 6). Велика численность сельских молодых людей никогда не посещают театры - 60 % (Вологда - 24 %, Череповец - 42 %), музеев - 39 % (Вологда - 22, Череповец - 32 %). Библиотеки, напротив, более посещаемы в районах области - 14 %. Значимых различий между городом и селом не наблюдается в посещении городских (районных) праздников - около 73 % молодежи от 1 до 10 раз в год участвуют в них.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы пользуетесь услугами следующих учреждений и участвуете в их мероприятиях?», в %

Во- логда Чере- повец Райо- ны Об- ласть Во- логда Чере- повец Райо- ны Об- ласть

Кинотеатров Театров

Регулярно (более 10 раз в год) 29,0 41,4 6,7 13,9 4,9 0,8 1,4 1,7

Часто (3-10 раз в год) 35,7 30,2 16,2 20,3 16,2 11,5 3,9 6,3

Редко (1-3 раза в год) 33,0 26,0 48,4 43,6 53,6 45,8 32,2 36,5

Никогда 1,7 2,1 27,0 20,8 24,1 41,7 59,6 53,0

Музеев Библиотек

Регулярно (более 10 раз в год) 3,5 0,5 1,8 1,8 8,1 8,1 14,2 12,7

Часто (3-10 раз в год) 15,1 15,9 7,4 9,4 24,3 22,4 17,9 19,3

Редко (1-3 раза в год) 58,3 51,6 49,8 51,0 41,4 33,9 38,9 38,5

Никогда 21,7 31,8 38,6 35,7 25,2 35,4 26,6 27,6

Парков Городских праздников

Регулярно (более 10 раз в год) 33,9 35,4 18,1 22,2 19,4 17,2 16,2 16,7

Часто (3-10 раз в год) 31,0 36,2 26,3 28,1 35,9 32,8 32,5 33,0

Редко (1-3 раза в год) 27,2 23,2 34,7 32,3 35,9 40,6 41,2 40,5

Никогда 7,0 5,2 18,6 15,4 7,5 9,1 8,4 8,4

Важным условием социально-экономического развития территории является уровень обеспеченность различными услугами. По результатам проведенного опроса сельская молодежь дает более негативную оценку развитости инфраструктуры своего района. Самые отрицательные отметки по разделу ЖКХ: 42 % населения оценивают его уровень «неудовлетворительно, плохо» и только 17 % - «отлично, хорошо». Культура, эстетика городской среды каждым третьим респондентом обозначена негативно, каждым четвертым - позитивно. Ситуация со здравоохранением аналогичная. Лучше всех, как считают молодые люди, дело обстоит с телефонной связью - 56 % отметили хороший и отличный уровень его обеспечения.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

311

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Особую значимость при оценке современной молодежью положений дел в регионе имеет место их проживания. Жители районов Вологодской области более критичны, чем городское население, и чаще характеризуют положение дел как критическое - 18 %, против 10 % - в крупных городах. Ретроспективные оценки, данные респондентами, свидетельствуют, что большая часть из них склоняется к тому, что положение дел в регионе не изменилось - 44 %. Прогнозные оценки вологодской молодежи более оптимистичны: 30 % склоняются к мысли, что ситуация в регионе через год улучшится; каждый третий - ответил, что не изменится и 13 % -ухудшится (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, как изменится ситуация в регионе через год?», в %

Вологда Череповец Районы Область

Определенно улучшится 10,7 7,3 3,9 5,2

Скорее улучшится 26,1 30,7 23,2 24,5

Не изменится 27,5 32,3 35,8 34,3

Скорее ухудшится 8,1 10,4 12,4 11,7

Определенно ухудшится 2,0 0,3 1,4 1,3

Затрудняюсь ответить 25,5 19,0 23,2 23,0

Резюмируя выше сказанное отметим, что молодежь Вологодской области обладает значительным социокультурным потенциалом, однако его реализации препятствует не только социально-экономическая отсталость региона проживания -это касается в основном сельской местности, но и пессимистичные настроения социума (табл. 8).

Таблица 8

SWOT-анализ уровня жизни молодежи Вологодской области

Сильные стороны Слабые стороны

Осознание важности здоровья. Осознание важности семейных отношений Пессимистичный настрой молодежи в ряде муниципальных образований области. Существование значительной доли молодых людей, желающих уехать из района. Низкая культурная активность населения

312

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

Возможности

Угрозы

Снижение заболеваемости и смертности.

Увеличение уровня рождаемости и снижение разводимости

Ухудшение социально-психологического климата в районах. Рост социальной напряженности. Увеличение экономической и демографической нагрузки на трудоспособное население. Вымирание деревень. Нереализованность культурного потенциала в культурный капитал -социокультурный застой и деградация

Крупные города (Вологда и Череповец) значительно отличаются от сельских поселений Вологодской области. Они характеризуется не только разнообразием трудовой и внепроизводственной сфер, но и имеют ряд характерных черт, которые создают специфические условия социализации молодежи:

- средоточие человеческих ресурсов: потенциал человека (физический, психологический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный);

- средоточие культуры: материальной (промышленность, архитектура, транспорт), духовной (образованность жителей, учебные заведения, учреждения культуры).

Каждый человек имеет свои социокультурные, половозрастные и индивидуальные особенности и в связи с этим будет существенно различаться то, как он использует предоставляемые социумом, городом, селом возможности. Городской образ жизни предоставляет каждому жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Перед городской молодежью в отличие от сельской предоставляются возможности широкого выбора кругов и групп общения, существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.