Научная статья на тему 'Социализация посредством игры'

Социализация посредством игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAMING / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ / GAMING TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / DEVELOPMENT AND UPBRINGING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фан Мэнлинь

В статье представлен анализ проблем социализации, связанный с оценкой сущности игры в жизни человека. В связи с внедрением новых подходов к организации педагогического процесса и введение инноваций, активных методов обучения, исследователи всё больше обращают своё внимание на игры и игровые технологии. Показано, что использование игры (игровых технологий) должно быть подчинено содержанию образования, куда входят социально-ориентирующие, обучающие, развивающие, коммуникативные, рефлексирующие, психокоррекционные, побудительно-стимулирующие методы саморазвития и воспитания, обладающие психолого-педагогическим, интеллектуальным, духовным, тренирующим эффектами, помогающими социализироваться в процессе жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization by the game

The article presents an analysis of the problem of socialization of students, which has a pedagogical significance associated with the evaluation of the essence of the game in human life. In connection with the introduction of new approaches to the organization of the pedagogical process, active teaching methods, technical innovations, gaming technology attracts the close attention of many researchers. It is shown that the use of games as a method of instruction must be subordinated to the content of education, which includes socially-oriented, teaching, developing, communicative, reflective, psycho-corrective, stimulating-stimulating functions of selfdevelopment and upbringing that have psychological, pedagogical, intellectual, spiritual, effects that help to socialize in the process of life.

Текст научной работы на тему «Социализация посредством игры»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3

Социализация посредством игры

Фан Мэнлинь (КНР)

(аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; dream792@mail.ru)

В статье представлен анализ проблем социализации, связанный с оценкой сущности игры в жизни человека. В связи с внедрением новых подходов к организации педагогического процесса и введение инноваций, активных методов обучения, исследователи всё больше обращают своё внимание на игры и игровые технологии. Показано, что использование игры (игровых технологий) должно быть подчинено содержанию образования, куда входят социально-ориентирующие, обучающие, развивающие, коммуникативные, рефлексирующие, психокоррекционные, побудительно-стимулирующие методы саморазвития и воспитания, обладающие психолого-педагогическим, интеллектуальным, духовным, тренирующим эффектами, помогающими социализироваться в процессе жизнедеятельности.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, игровые технологии и инновации, образование, обучение, развитие и воспитание, социализация.

Проблема социализации во всём научном мире является значимой областью исследований в воспитании поколений . Философы и социологи, психологи и педагоги на стыке своих дисциплин рассматривают и решают процесс интеграции личности в социум, через овладение ею правилами и ценностями, социальными нормами, знаниями, навыками, для того, чтобы ей успешно функционировать в обществе . Будучи существом биосоциальным человек нуждается в процессе социализации . Изначально социализация индивида происходит в семье, а по истечению какого-то времени, вне её . Если мы рассмотрим высшее учебное заведение как институт социализации, то обнаружим, что он являет собой определенную сферу деятельности студентов, эффективность процесса социализации которого будет зависеть от социально-культурных, социально-экономических, технико-гигиенических характеристик . Однако мы считаем, что помимо социальной среды и традиционных форм работы со студентами, необходимо уделять внимание развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения игр, игровых технологий и тренингов, так как посредством игры процесс социальной адаптации к новым условиям происходит быстрее, менее стрессово и травматично для личности

В связи с этим мы рассматриваем проблему социализации студентов в вузе посредством игровой деятельности Игра как специфический род занятий, как социальное по своему происхождению средство, при помощи которого студент овладевает миром окружающих его

предметов, социальных отношений, присваивает заложенные в среде возможности . Т. е . непосредственно в игре расширяются познания и раскрываются проблемы межличностных взаимоотношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества . Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и сфера общения студентов, представляющая собой важные аспекты социализации, воспитания, обучения личности и её способность к успешной адаптации в обществе [3].

Понятно, что большое значение сегодня приобретают те проблемы, которые были мало заметными в прошлом . Мы связываем это с внедрением инноваций: новых подходов к организации педагогического процесса, активных методов обучения, игровых технологий и разработок Ибо стало аксиомой, что целью образовательного процесса в инновационной среде образования является развитие самостоятельной личности, готовой к ответственному выбору . В подобной ситуации преподаватели высшей школы неизбежно сталкиваются с необходимостью соответствовать предъявляемым требованиям, например более глубокого образовательного уровня посредством технологизации и компьютеризации, включения в деятельность обучающихся разнообразных форм самостоятельной работы с элементами проблемности, научного поиска, активизирующих игровые способы ведения учебного процесса и т.д. [1, 2, 7].

Игра в различных научных подходах рассматривается как процесс, занимающий важное место в жизни всего живого, выполняющий в ней необходимое и полезное действие . Она как вид деятельности в заданных условных ситуациях воссоздаёт социальный опыт и совершенствует управление человека собственным поведением, через процессы которой приобретаются знания Творческий характер, эмоциональная приподнятость, свободное проявление себя представляет собой стихийный воспитательный инструмент, в котором осваиваются навыки общения . С точки зрения исследователя, игра не только физиологическое явление, обусловленное психической реакцией, но и нечто гораздо большее, выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни . Её целенаправленность проявляет не только рациональную, но некоторую иррациональную стихию, составляющую её сущность . Это осознанная деятельность, вызывающая сходные психические реакции в жизненных ситуациях . А в историческом плане игра соединяет поколения, помогая накапливать и передавать людям житейский опыт [3]

В социальном значении игры раскрывается важный символический комментарий на происходящие события, постигается смысл того или иного действия, где доступен поиск верных решений, который придаёт силу и уверенность поступкам при выборе пути к достижению цели

Дидактически подобранные игровые методы помогают личности сформировать индивидуальный стиль . А «целенаправленно сформированный индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает её успешность, но является необходимым условием развития индивидуальности, субъектности, позволяет снизить утомляемость, уровень тревожности, что способствует сохранению здоровья учащихся» [4: 77]. В любом случае, «создавая какую-либо педагогическую концепцию или модель, мы должны помнить о необходимости обеспечения обучающихся всем комплектом знаний по работе в предложенной системе, т е не только знаниями, умениями, навыками, но также и условиями для самостоятельного поиска, выбора, управления обучением» [5: 70] и, в нашем случае, в применении игр

Посредством игры человек преобразует действительность и изменяет мир . Так, швейцарский ученый К. Гросс в «Теории инстинктивности», считал игру «предупреждением» инстинктов в борьбе за существование, как подготовку к жизненным испытаниям, которые в ней проявляются и совершенствуются . Психоаналитиками игра рассматривалась как выражение бессознательных тенденций в символической форме Австрийский психиатр З . Фрейд видел в ней форму обхода барьеров, которые существуют в обществе для выражения изначальных влечений и глубинных инстинктов Адлеровское понимание игры исходило из того, что в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с жизнью Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё . Э . Эрик-сон в книге «Детство и общество» представлял и показывал использование игры как методов диагностики и терапии Материалист Г В Плеханов видел возникновение из игры труда, которое определяет её содержание и развитие . Многие мыслители древности и исследователи нашего времени отмечали как воспитательные, так и эстетические инструменты игры, её непреходящую ценность и пр . (Платон, Руссо, Песталоцци, Г . Спенсер, Й Хейзинга, М . Вебер, А. В . Луначарский, В . Штерн, Ж . Пиаже, Э . Фромм, П. П . Блонский, Т . Веблен, Ф . Стампф, Ф . Козенс, Д . Мид, Д . Робертс, Б . Саттон-Смит, В . И . Устиненко, Б . П. Никитин) . Вопросами духовного развития в игре мы сталкиваемся в работах л В Выготского, К левина, А С Макаренко, К Д ушинского, В А Сухомлинского Сущность игры по С . Л . Рубинштейну - это порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир», а по А. Н . Леонтьеву, который разделял и развил эту теорию, что: «игровое действие рождается из потребности действовать по отношению к широкому миру» Их коллеги по цеху и последователи - Д Н узнадзе, В С Мухина объясняли игру

как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира . Что касаемо игровой деятельности, то она подробно описывалась О . С . Газма-ном, В . М . Григорьевым, Г . П . Щедровицким, П. И . Пидкасистым. Об игре через призму культурологического подхода писали Е В Бондаревская, Б . М . Бим-Бад, М . С . Каган . Процесс игры как деятельность, как мотив и предмет определялся в работах Д . Б . Эльконина и А. Н . Леонтьева .

Конечно же, игровую деятельность стоит рассматривать как универсальную форму, ибо она представляет собой особый вид социальной деятельности, формирующей индивидуальное сознание человека через свободу воображения . Как бы по-разному ни выглядела значимость самой игры, она действительно необходима для физического, умственного и нравственного воспитания личности, являясь простым, доступным и естественным способом познания мира, уникальным феноменом общечеловеческой культуры

В литературе встречаются классификации видов игр по разным основаниям:

- по областям деятельности (педагогические, психологические, социальные, интеллектуальные, физические);

- по областям предметов (математические, биологические, музыкальные, литературные, театральные, спортивные, трудовые, народные, экономические и др. );

- по характеру педагогического процесса (развивающие, обучающие, познавательные, воспитательные, тренинговые, деловые, коммуникативные, творческие, продуктивные, репродуктивные, диагностические, коррекци-онные);

- по группо-образующим данным (индивидуальные, командные, парные, групповые);

- по характеру активности (подвижные, творческие, спортивные, интеллектуальные);

- по игровой методике взаимодействия (как развлечение или упражнение, предметные, сюжетные, ролевые, состязательные, деловые, процессуальные, традиционные);

- по игровой среде или месту проведения (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, за столом, уличные, на местности, в зале, технические) и пр

- по влиянию на участников (позитивные, негативные).

Игра выделяется характерными чертами: она нацелена на удовлетворение интереса участников; в её процессе легко используются замещающие предметы; она происходит в условной ситуации, которая может измениться во времени; игра способствует развитию, вооружению и обогащению личности необходимыми навыками и пр .

Игру можно подразделить на спектры целевых ориентаций, понимая игру как важный аспект обучения, воспитания, социализации и адаптации личности:

- воспитывающие и формирующие (волю, самостоятельность, сотрудничество, нравственные, эстетические, мировоззренческие, коммуникативные установки);

- дидактические (формирование, развитие и применение знаний, умений и навыков в практической трудовой деятельности);

- развивающие (память, речь, внимание, мышление, воображение, мотивацию учебной деятельности, умение сравнивать и сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения, проявлять эмпатию, рефлексию, творческие способности);

- социализирующие и адаптирующие (приобщение к ценностям общества и окружающей среды) [8].

В любом случае каждой игре присущи определённые правила, условия, требования Например, цель дидактической игры - это формирование и отработка конкретных умений действовать в строго, чётко определённых ситуациях Основой её будет целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий учащихся в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности Игра, включающая структурные компоненты: игровые учебные цели, задачи, содержание и условия, будет обеспечивать лучшее усвоение учебного материала и нормы социального поведения

Деловая игра приобрела современное звучание, как средство оптимизации и стимуляции процесса обучения в вузе Это метод имитации принятия решений в различно искусственно созданных ситуациях путём разыгрывания ролей (групповых, индивидуальных) по заданным или вырабатываемым правилам участников игры . Различны и структурированы этапы подготовки и проведения игры - доигровой (включает содержательную, теоретическую, организационные части / отбор, инструктаж, объяснение используемых терминов, составление оргпроекта/), основной (исходные данные, обеспечение бланками принятия решений, установление числа циклов, лимит времени на анализ информации), заключительный (обсуждение, подведение итогов, оценка успешности, обобщение знаний) Суть деловой игры выражается в создании модели как формы замещения реально существующего объекта, процесса, явления Таким образом, деловая игра - это имитация процессов производства и профессиональной деятельности, занятых в ней людей, осуществляемая в определённых условиях Иначе говоря, это такая форма - моделирование целых систем отношений, испытываемых в типичных ситуациях, форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста

А . А . Вербицкий, М . В . Кларин, Я . С . Гинсбург и др . - это одни из немногих ученых, которые сегодня в практике образовательно-воспитательного процесса обосновывают и разрабатывают различные виды деловой

игры . Следует отметить её важные психолого-педагогические принципы:

- принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных действий;

- принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

- принцип воссоздания проблемных ситуаций через систему игровых заданий, содержащих противоречия и вызывающих состояние затруднения обучающихся;

- принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов [8].

Анализируя теории основных подходов к игре, как игровой деятельности в различных областях знаний: образовании, психологии и педагогике, экономике и политике, праве и в прогнозировании и т д , можно выделить ряд важных свойств, которые в совокупности представляют собой показатель культурного и общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций в мире В связи с много-аспектностью игровой оценки игры в жизни человека и целесообразностью комплексного её изучения, требуются полипарадигмальные исследования Ведь игра как: инстинкт подражания и свободная деятельность; высвобождение избыточной жизненной силы и удовлетворение потребностей в разрядке; умение себя ограничивать и упражнение на пороге серьезной деятельности; поддержание собственной творческой индивидуальности и искусство; преодоление трудностей и инструмент приобретения мастерства; отражение социальных ценностей и отношений; символизм и дидактическая практика, сопровождающая развитие человека является необходимым средством поддержания жизни [6]. «Драматизируя реальность в игре, в проявлении соревновательной напряжённости, случайной неопределённости личность помогает себе понять и найти своё собственное место в структуре социального управления порядком, создаёт предпосылки для прогнозирования общественных систем Соблюдение правил игры взращивают «этические нормы» индивида по гармоничному отношению друг к другу, подчинению и контролю в группе, выражению и преодолению конфликтов» [7]. Игровая свобода оборачивается повышением ответственности за собственные оценки, предложения, идеи, решения и действия, когда участники игры репетируют, примеряя на себя различные роли, воспитывают лидерство, развивают мотивацию, осуществляют поиск новых вариантов стратегий, отражая модели социального поведения в обществе, закрепляя за собой новые знания и умения .

Таким образом, складывается понимание, что использование игр в процессе обучения должно быть подчинено содержанию образования, куда входят социально-ориентирующие, обучающие, развивающие, коммуникативные, рефлексирующие, психокоррекционные, побу-дительно-стимулирующие функции саморазвития и воспитания . Игры должны обладать психолого-педагогическим, интеллектуальным, духовным, тренирующим эффектами, чтобы помочь личности адаптироваться, интегрироваться в сообщество, формироваться и совершенствоваться в избранной профессии, т е способствовать социализации в процессе учебы и жизнедеятельности .

Список литературы

1. Гасанова Р. Р. Методы эффективного обучения в организации моти-вационных оснований учебного процесса // Международный журнал экспериментального образования . 2017. № 5. С. 41-45.

2. Гасанова Р. Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе // Научное обозрение . Педагогические науки . 2017 . № 1. С. 38-43.

3. Линь Цзифу. Китайская народная игра . Ху Нань. 2016. ISBN: 9787540478179 «ФВЙЩтШС»: Ш£2ШШ±, 2016

4 . Мухина С. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе через формирование когнитивных стилей и стратегий // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование 2015 № 4 С 70-80

5 . Романова Е. А., Гасанова Р. Р. Система открытого образования и его риски в условиях глобализации // Вестник Московского университета Серия 20 . Педагогическое образование . 2017, № 3 . С. 69-76.

6. Тянь Госюу. Практический анализ игровой психологии группы. Пекин .2010 . ISBN-9787507735000 ШШ^ «ИФЬЩШ&ДШ»: ft, 2010-5 ®.

7 . Фан Мэнлинь. Социально-педагогическое значение игры / Фан Мэнлинь, Гасанова Р . Р . // Глобальный научный потенциал . 2018 . № 3(84). С. 15-19.

8 . Fang Menglin. The role of the game in the socialization of students / Fang Menglin, Gasanova R . R . // Reports Scientific Society. Thailand: TMBprint . 2018 . № 1-2(17).

Socialization by the game

Fang Menglin (China)

The article presents an analysis of the problem of socialization of students, which has a pedagogical significance associated with the evaluation of the essence of the game in human life. In connection with the introduction of new approaches to the organization of the pedagogical process, active teaching methods, technical innovations, gaming technology attracts the close attention of many researchers. It is shown that the use of games as a method of instruction must be subordinated to the content of education, which includes socially-oriented, teaching, developing, communicative, reflective, psycho-corrective, stimulating-stimulating functions of self-development and upbringing that have psychological, pedagogical, intellectual, spiritual, effects that help to socialize in the process of life.

Key words: game, gaming, gaming technologies and innovations, development and upbringing, education, socialization, training.

Сведения об авторе

Фан Мэнлинь (КНР) - аспирантка факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный руководитель - кандидат психологических наук Р. Р. Гасанова. E-mail: dream792@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.