Научная статья на тему 'Социализация — основной вектор развития маркетинговых коммуникаций'

Социализация — основной вектор развития маркетинговых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
553
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / ОБЩЕСТВО / РЕКЛАМА / SOCIALIZATION / MARKETING COMMUNICATIONS / VECTOR OF PROGRESS / SOCIETY / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Багаева Татьяна Леонидовна

Мировой рынок претерпевает радикальные изменения, которые связаны с имевшими место в последние три десятилетия беспрецедентными сдвигами в политической, экономической, научно-технической, а также социальной сферах. В результате беспрецедентно ужесточившейся конкуренции существенно усложнилась коммуникативная деятельность в рыночном пространстве, что предопределило развитие новых направлений маркетинговых коммуникаций, появление нетрадиционных технологий воздействия на потребительскую среду, отличающихся высоким уровнем эффективности благодаря усилению социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization as the Basic Factor of Development of Marketing Communication

World market is changing rapidly. Changes are closely related to progress in political, economical, scientific and technical, and also social spheres, which took place in the previous 30 years. In the issue of toughen competition, communications in the marketplace became more complicated. It has predetermined the development of new ways of marketing communications, of non-traditional methods of influence of consumer environment. Such methods should be considered very effective due to the strengthening of social targeting

Текст научной работы на тему «Социализация — основной вектор развития маркетинговых коммуникаций»

И"////

МАРКЕТИНГ, ЭКОНОМИКА РЕКЛАМЫ

Т.Б. Багаева

Социализация — основной вектор развития маркетинговых коммуникаций

Мировой рынок претерпевает радикальные изменения, которые связаны с имевшими место в последние три десятилетия беспрецедентными сдвигами в политической, экономической, научно-технической, а также социальной сферах. В результате беспрецедентно ужесточившейся конкуренции существенно усложнилась коммуникативная деятельность в рыночном пространстве, что предопределило развитие новых направлений маркетинговых коммуникаций, появление нетрадиционных технологий воздействия на потребительскую среду, отличающихся высоким уровнем эффективности благодаря усилению социальной направленности.

Ключевые слова: социализация, маркетинговые коммуникации, вектор развития, общество, реклама.

Все большее значение для продвижения товаров и услуг приобретает учет социально-демографических и психологических особенностей конкретных потребителей, их потребительских ожиданий и предпочтений. Например, представителям среднего класса зачастую присуще стремление к демонстрации своего социального статуса через потребление. В отличие от низкодоходных групп, для которых собственный статус не имеет особого значения, средние и высшие слои населения, как правило, рассматривают потребление тех или иных брендов (например, престижных автомобилей или дорогой косметики) в качестве средства поддержания собственной репутации в обществе и стремятся подчеркнуть свое индивидуальное превосходство над окружающими. Социальный статус определяется уже не столько фактом владения товаром, носящим ту или иную марку, сколько восприятием исключительности владельца.

Современное цивилизованное общество тем и отличается от традиционного, что в его эко-

© Багаева Т.Б., 2010

номике приоритет перешел от преимущественного производства товаров к повышению качества жизни. А оно определяется ценностями, которые культивирует общество, поэтому для их утверждения и эксплуатации в своих целях бизнес-структуры используют различные мотивации:

• саморегуляцию (свободу мысли и действия, обусловленную потребностью быть автономным и независимым);

• стимулирование (новизну и состязательность);

• гедонизм (чувственное наслаждение);

• достижение (личностный успех);

• власть (достижение социального статуса, престижа);

• безопасность (стабильность и гармония общества);

• конформность (ограничение действий, причиняющих вред другим и нарушающих гармонию);

• традицию (уважение и поддержание обычаев);

• благожелательность (поддержание и повышение благополучия);

• универсализм (понимание и поддержание благополучия людей и природы) [3].

Изменения в общественной среде, а также в потребительских ожиданиях и предпочтениях заставляют маркетинговые коммуникации постоянно приспосабливаться к новым реалиям. Этот процесс, по сути, представляет собой углубление социализации маркетинговых коммуникаций, которое прошло несколько четко выраженных этапов, отмеченных активным поиском новых технологий рекламно-информационного воздействия.

Так, в 1950 — 1970-х годах появились ставшие классическими технологии формирования имиджа (Д. Огилви), уникального торгового предложения (Р. Ривза), позиционирования (Э. Райса, Дж. Траута). В 1970-е годы теория имиджа трансформировалась в теорию бренд-имиджа, которая утвердила необходимость формирования в потребительской среде не просто положительного образа товара или услуги, а соотнесенность его с определенным товарным знаком, который, получая известность и лояльность в потребительской среде, становится брендом и несет определенную социальную миссию. Все в большей степени ставка делалась на эмоциональное состояние потребителей, учет и формирование их представлений о моде, дизайне, престиже.

В 1970—1980-е годы мировой рынок испытал драматичные потрясения в результате поразивших экономику большинства промышленно развитых стран структурных кризисов (сырьевого, топливного, энергетического, экологического). Главной задачей многих производителей стала экономия ресурсов, что имело серьезные социальные последствия — стали выпускаться изделия экологичные, экономич-

ные, отличающиеся низкой металлоемкостью и т. д. Для стимулирования их реализации в широких масштабах стали применять аргументы, осведомляющие потребителей о новых, инновационных потребительских свойствах и показывающих их возможности решения социальных проблем, положительное влияние на жизнь общества. Стали очевидными преимущества многоканального подхода с одновременным использованием разных видов коммуникативного воздействия — комплекса маркетинговых коммуникаций.

В «послекризисные» 1980-е годы стали развиваться технологии, обеспечивающие усиленный (кумулятивный) эффект воздействия маркетинговых коммуникаций на потребительскую среду путем их интеграции и координации. Данный процесс приобрел новую направленность, получившую название «интегрированные маркетинговые коммуникации», — унификацию всех средств маркетинговой коммуникации, начиная с рекламы и заканчивая упаковкой, для передачи целевой аудитории последовательного убедительного сообщения, которое способствует реализации целей кампании [7].

В 1980-е годы рекламно-коммуникационная корпорация Ogilvy & Mather зарегистрировала как свое ноу-хау термин «оркестровка». Согласно Ogilvy & Mather, «оркестровать — значит добиться максимального эффекта от множества инструментов, дать возможность импровизации каждому из них и вместе с тем, несмотря на их разнообразие и индивидуальность, достичь гармонии и высокого уровня исполнения» [4].

Ситуация, сложившаяся в рыночной и общественных средах на грани XX и XXI веков, в том числе предопределенная процессом глобализации, потребовала от производителей товаров и услуг, а также коммерческих структур новых усилий для поддержания их конкурентоспособности.

В мире не стало дефицита товаров и услуг практически во всех товарных и сервисных категориях, но появился дефицит покупателей, клиентов. А они устали от изобилия рекламных предложений и товаров, отличающихся порой только названиями и упаковкой, и перестали реагировать на массированные рекламные кампании.

Для активизации сбыта вместо товара начинают продавать бренд, вместо утилитарной пользы от потребления товара — предлагать удовольствие от обладания брендом. Компании стали практиковать технологии широкомасштабного многопланового и комплексного рекламно-коммуникационного воздействия на общественную среду с использованием новых ресурсов, а также инновационных и интеллектуальных технологий. Возникла необходимость в стратегической интеграции максимума имеющихся возможностей. Именно поэтому в рекламно-коммуникационной сфере в последнее время

появилось понятие TTL (Through the Line) — кросс-медийные коммуникации. Они используют максимальный набор коммуникативных возможностей, симбиоз различных коммуникативных сред — как СМИ, так и других каналов информирования, что позволяет существенно расширить потенциальную аудиторию[9].

Характерно, что в данных процессах, в отличие от «реальной силы» (hard power) действительно существующих конкурентных преимуществ бренда, в социальной среде куда более эффективным оказывается «мягкое оружие» (soft power) — слова, смыслы, образы, создающие мифы, воздействующие на социум.

Одна из крупнейших в мире коммуникационных корпораций — Dentsu (Япония) ввела в оборот термин «тотальные коммуникации». Тотальные коммуникации — технологии, мобилизующие все ресурсы общения индивида с брендом и обеспечивающие оптимальное восприятие и отражение общественной средой идущей к ней по самым различным каналам связанной с ним информации. При этом воздействие на целевые аудитории осуществляется не только в режимах монолога и диалога, но и межличностного общения с учетом психологии массового сознания и подсознания человека, влияния на него цвета, формы, окружающей среды, знаков и символов, звука, интерьера, особенностей поведения в производственных коллективах и т.д. [5] Тотальные коммуникации потребовали новых управленческих решений, находящихся в поле социологии управления.

Принципиальными отличиями и преимуществами тотальных коммуникаций перед интегрированными маркетинговыми коммуникациями является расширение круга используемых коммуникационных инструментов за пределы исключительно маркетинговых, включение в контролируемую информационную среду всех сфер человеческой жизни, координация и гармонизация общественного и корпоративного использования коммуникационных каналов, а также стремление к постоянному поиску и применению новых информационных ресурсов. В процессах тотальной коммуникации существенно снижается роль рекламы за счет развития нишевых и эмпирических инструментов. Особое внимание уделяется нахождению нетрадиционных каналов информирования, повышению роли так называемых ambient-media — коммуникаторов, являющихся частью окружающей среды (например, граффити).

Система и структура коммуникаций существенно усложнились. Повысилось значение обратной связи, перехода от массового информационного воздействия к решению с помощью общественно направленного информирования о реализуемых рекламно-коммуникационных программах и в рамках этих программ социальных задач. В результате достигается синергетический эффект от взаимообус-

ловленного применения полного спектра информационных инструментов, учета особенностей общественной среды, использования в интересах клиентов коммуникационных агентств социальных факторов и ориентация всех коммуникаций на повышение репутационного и, соответственно, марочного капитала бренда.

Директор по креативной деятельности компании Dentsu Фудзи-сима Дзюн заявил, что в последнее время в своей рекламно-коммуникационной работе японские специалисты уделяют приоритетное внимание таким аспектам, как помощь людям в выборе их стиля жизни, оказание «вдохновляющей» поддержки в их стремлениях, «гуманизации» рекламных предложений, поиске социально значимых идей. В развитие общеизвестной, принятой в рекламно-коммуникационном бизнесе формулы AIDMA (Attention, Interest, Desire, Memory (см. коммент.1), Action) компания Dentsu зарегистрировала собственную формулу AISAS (Attention, Interest, Search, Action, Share). В ней, как подчеркивает Фудзисима Дзюн, на первое «S» влияет второе — работает «сарафанное радио» (Word of Mouth), так как люди делятся своим мнением о покупках с другими людьми [8].

Стремление компаний положительно выделиться из ряда конкурентов путем уникальной физической и творческой идентификации своих брендов дало мощный импульс дальнейшему развитию технологий брендинга, особенно социально направленных. Это стимулировало применение новых и разработку перспективных мотивирующих подходов и приемов, отличающихся усиленным воздействием не только на потребительскую аудиторию, но и на общество в целом, а также новых подходов к менеджменту рекламно-коммуникационной деятельности, в том числе внутрикорпоративному, с применением теоретических достижений в сфере социологии управления.

Огромную роль в данных процессах сыграли три фактора.

Во-первых, перенасыщение информационной среды рекламой и резким увеличением числа, а также появлением новых каналов информирования (например, Интернета, современной рекламы на местах продажи). В частности, в одной только России, согласно данным Роспечати, зарегистрировано около 60 тысяч и выпускается 36—37 тысяч газет и журналов, функционирует около 3 тысяч теле-и радиостанций. Все они выживают в основном благодаря поступлениям от размещения рекламы.

Во-вторых, резким ростом расходов на производство и расценок на размещение рекламы.

В-третьих, все большим недоверием людей к традиционной рекламе.

В целом ситуация, сложившаяся в рекламно-коммуникационной сфере, характеризуется переполнением коммуникационных каналов,

отторжением человека от реальности за счет создания иллюзорного (виртуального) пространства. Невозможность проверить достоверность данных, а также их переизбыток подавляют способность человека воспринимать информацию, анализировать и делать взвешенные выводы. Люди вычленяют лишь самые яркие образы и торговые марки.

Не удивительно, что еще в 1984 году на мировом уровне расходы на рекламу в СМИ, которые до тех пор доминировали в коммуникационных бюджетах фирм, сравнялись с «внерекламными» — «вне-медийными» (BTL), отличающимися усиленной социальной направленностью и требующими особых подходов и узкой специализации, и в дальнейшем стали существенно от них отставать.

BTL-технологии перестали быть придатком традиционной рекламы, заполнив информационный вакуум в местах, ранее недоступных для СМИ. Благодаря расширению спектра данных технологий, например использования флэш-мобов, мероприятий сейлз-промо-ушн, событийных акций, спонсорства, индивидуальных контактов и т.д., а также повышению их креативного уровня эти технологии стали способными не только дополнять ATL-сервисы, но и полностью замещать их. Например, посредством «сарафанного радио» эффективно распространяется информация, призванная побудить часто нуждающуюся в «дружеской рекомендации» целевую аудиторию сделать выбор в пользу интересных для нее коммерческих предложений, в том числе с точки зрения решения социальных проблем (по данным консалтинговой корпорации McKensey, две трети покупателей делают покупки под влиянием рекомендаций).

В современных условиях основной объем приходится на коммуникации, непосредственно связанные с продвижением товаров и услуг, реализация которых увязана с решением актуальных социальных проблем. Особое значение приобрел директ-маркетинг, получивший беспрецедентное развитие благодаря повсеместной компьютеризации, позволившей создавать и обновлять существенные базы данных и решить прежде неразрешимую задачу совмещения массового рекламного информирования с индивидуальным подходом.

Профессионально организованные компьютеризованные базы данных дали возможность реализовывать социально направленные мотивирующие рекламно-коммуникационные программы, основанные на заманчивых предложениях, тем, кто становится их участниками. Активное внедрение таких программ в коммерческую деятельность стало значимым явлением в рекламно-коммуникационной деятельности последних лет XX — начала XXI века.

Показательно, что в специальной литературе появились два новых термина — cause related marketing и case related marketing. Они

обозначили рыночно ориентированные и одновременно социально детерминированные подходы к реализации программ либо отдельных мероприятий, связанных с какими-то особыми условиями, в которых находятся представители общественной среды (например, опасная экология), или обстоятельствами, в которых они оказались (старость, беременность, студенчество и т.д.).

Осуществляя подобные программы или мероприятия и обеспечивая их соответствующим рекламно-коммуникационным сопровождением, компании получают возможность резко усилить мотивацию потребителей, сделать свои товары и услуги для них предпочтительными, завоевать в обществе благожелательную репутацию и, повышая свою конкурентоспособность, одновременно в какой-то степени реально решать социальные проблемы.

Специализирующаяся на мотивационном маркетинге компания Cone Group (США, г. Бостон) декларирует принцип своей деятельности «построение брендов XXI века» следующим образом: «Чтобы создать такие бренды, необходимо максимально приблизить их ценности к ценностям потенциальных покупателей». Исследования компании показали, что в США, где ожесточенная конкурентная борьба ведется за доли процента рынка, 81% потребителей готовы переключиться при равной цене и качестве на бренды, при продвижении которых используются социальные мотивы [1].

Многие компании, реализующие свои бренды, теперь вступают с потребителями в долгосрочные отношения, предлагая им сопутствующие изделия, новые модификации, обслуживание, ремонт и т.д.

В каждом конкретном случае выбор мероприятий в рамках программ, направленных на налаживание прямых контактов с аудиторией, зависит от ее специфических особенностей. Например, в рамках таких программ создаются «клубы по интересам», как реальные, так и виртуальные. Их «члены» не только приобретают новые для себя знания, но и непосредственно переживают опыт групповой деятельности и реализации институциональных правил совместной активности, которые стимулируются личностной социальной направленностью соответствующих мероприятий.

Анализ функционирования «клубов по интересам» позволяет разбить их на четыре типа:

1) реальные клубные программы, работающие без привлечения благотворительных и/или спонсорских взносов (например, сети салонов красоты, ассоциированные с косметической компанией L’Oreal);

2) виртуальные клубные программы, работающие без привлечения благотворительных и/или спонсорских взносов (в част-

ности, деятельность компании Mattel по продвижению бренда «Барби»);

3) реальные клубные программы, работающие с привлечением благотворительных и/или спонсорских взносов (например, программы компании Avon, направленные на борьбу с раком груди);

4) виртуальные клубные программы, работающие с привлечением благотворительных и/или спонсорских взносов (в частности, программы корпорации ConAgra Foods по проблемам детского голода).

Очевидно, что в современных условиях в понятие виртуальных клубов в первую очередь следует включать сообщества, сформированные в сети Интернет.

«Клубность» активизирует обратную связь с общественной средой, вживание индивидов в ее ожидания и предпочтения с учетом нюансов социальной жизни членов клуба (психологических, социальных, демографических, культурных изменений), формирует их жизненные установки, влияет на их миропонимание и мироощущение. Ощущение принадлежности к клубу формируется личным вниманием к его членам, приятными для них сюрпризами, увлекательными совместными делами.

Понимание своей индивидуальности и уникальности у многих людей, особенно молодых, происходит в результате следования «внутригрупповым» нормам. Люди воспроизводят созданные другими, прежде всего лидерами, мнения, стереотипы массового сознания, которые предопределяют жизненные установки, вкусы, желания, устремления.

Ключевой проблемой в клубных коммуникациях является нахождение и реализация механизмов, которые переводят индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. В данном случае коммуникация выступает как совокупность приемов и методов осуществления общественных отношений в персонифицированных формах межличностного, межгруппового взаимодействия [6].

На грани XX — XXI веков появилось и начало активно развиваться в качестве новой парадигмы управления рекламно-коммуникационной деятельностью ее направление, основанное на концепции «ориентация на клиента» — CRM (Customer Relationship Management). Оно обозначило нетрадиционный взгляд на взаимоотношения производителя и продавца в процессе продвижения товаров и услуг. Кредо CRM: все усилия и действия (приобретение, обслуживание, реализация, информирование) должны стать единой компьютеризованной системой и быть нацелены на максимальное удовлетворение

социальных нужд потребителя, который, по сути, берется на долгосрочное обслуживание и становится как бы клиентом компании, реализующей конкретные бренды.

Наконец, в начале нового тысячелетия четко обозначилось новое поле информационной и коммуникационной деятельности — беспрецедентно быстро развиваются общественные медиа (social media). Они дают наиболее активным членам общества возможность участвовать в виртуальных медиафорумах — делиться в онлайновом режиме своими мнениями, впечатлениями, идеями, опытом, используя самые различные формы коммуникаций — с помощью текстов, фотографий, видео, фрагментов речи. Появились и уже прочно обосновались в лексиконе интернет-сообщества еще недавно мало кому известные понятия блог, блоггинг, блоггер, блогосфера, а также фотоблог, скетчблог (от скетч — эскиз, набросок), влог (видеоблог) и другие, обозначившие различные аспекты нового вида общественной деятельности.

Блоги стали действенным инструментом формирования виртуальных «клубов по интересам», стимулирующим осознанное личное интерактивное участие индивидуумов в их «работе». В настоящее время в Интернете насчитывается уже более 100 млн блогов.

Тенденцию все большего распространения рекламно-коммуникационных технологий, имеющих социально направленный характер и отличающихся усиленным мотивирующим воздействием, заставляющим потребителей совершать акции, принимать решения или изменять свое мнение, подтверждают исследования Всемирного рекламного исследовательского центра (World Advertising Research Center — WARC), который в конце 2006 года опубликовал материалы, формулирующие приоритеты современного развития рекламнокоммуникационной деятельности. Результаты исследования показали, что усиление социальной направленности — основной вектор данного развития на ближайшие годы. Анализ этих приоритетов позволяет сделать следующие выводы:

• рекламодатели отходят от практики «навязывания» брендов, предпочитая вступать в интерактивный диалог с потребителем, и, выявляя его социальные нужды, предлагать ему решения возникающих у него проблем путем узконаправленного информирования о релевантных потребительных свойствах своих товаров и услуг;

• основные усилия рекламно-коммуникационных агентств в ближайшие годы будут направлены на создание по заказам их клиентов брендов с ярко выраженной социальной миссией;

• существенно возрастет роль маркетинговых приемов, основанных на продвижении социально направленных рекламных

месседжей, что дает им возможность дойти до потребителя в условиях переизбытка информации в различных медийных средах;

• индивиды, общественные группы и рекламодатели придут к совместному поиску компромиссных форм сочетания интересов бизнеса и общества;

• благодаря учету социологических факторов организация маркетинговой деятельности претерпит радикальные изменения с целью обеспечения большей эффективности стратегических проработок, креативных решений и процессов управления брендом;

• существенно возрастет необходимость в фундаментальных и широкомасштабных социологических исследованиях как научной базы для достижения этой высокой эффективности;

• произойдет существенное перемещение средств из традиционных областей рекламы в инновационные, особенно связанные с деятельностью, осуществляемой непосредственно в общественной среде [2].

Очевидно, что развитие современной рекламно-коммуникационной деятельности вошло в новую фазу, в которой при социализации маркетинговых коммуникаций как основного вектора развития благодаря научно-техническому прогрессу они обретут новые формы, методы и механизмы воздействия на потребительскую среду и при этом будут способствовать развитию и цивилизации общества.

Комментарии

1. В аббревиатуре AIDMA в американской и европейской теории рекламы под буквой «М» подразумевают «Motivation».

Литература

1. Ирвин Р. Может ли бренд спасти мир. Рекламные идеи // Yes! 2009. № 1. С. 28.

2. Коломиец В.П. Мировые тренды в отечественном рекламном измерении: Российский рекламный ежегодник 2006 / под общ. ред. проф. Коломийца В.П. М., 2007. С. 11.

3. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Исторический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26—36.

4. Новые тенденции рекламы (Рекомендации) / Акц. общество Союзреклама. М., 1991. С. 28.

5. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». М.: Издательский дом «Страница», 1999. С. 6.

6. Савруцкая Е.П., Кузнецова Е.И, Суханов А.И. Коммуникационный менеджмент. Н.Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2002. С. 10.

7. Словарь рекламиста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://phoeniks.ru.

8. Фудзисима Дзюн. Особенности японского рекламного продукта // Выступление на совместной конференции Российско-японского центра по изучению СМИ и культуры факультета журналистики МГУ и компании Dentsu «Японская раклама: история и современность». Москва. МГУ 16 апреля 2008 г.

9. Шишова Н.В., Акулич ТВ. Успешное развитие рекламной отрасли как следствие профессионализма будущего рекламиста // Сборник материалов XI Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей. Москва 26—28 апреля 2008 г. / под общ. ред. Евстафьева В.А. М.: АКАР. С. 185—186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.