Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардабацкая Ирина Акимовна

Национальный проект «Образование» в качестве целевого ориентира, помимо качества образования, определяет воспитание социально ответственной личности, что актуализирует исследования возможностей школы в целенаправленном регулировании и сопровождении процесса социализации взрослеющей личности. В данной статье акцентируется внимание на одной из таких возможностей: расширении пространства жизненного и социального опыта обучающихся в интегрированном пространстве школы-комплекса, широко использующем ресурсы формального и неформального образования. Статья посвящена анализу возможностей реализации интегративного подхода в современной школе. Презентуются результаты научного поиска применения идей интеграции в современном образовании, показана их динамика в контексте развития педагогической науки ХХ и XXI вв. Теоретические выводы подтверждаются анализом опыта инновационной деятельности школы № 1409 г. Москвы по интеграции формального и неформального образования. В статье описаны средства реализации трех стратегических линий развития образовательной организации: развития рефлексивности, деятельностной и личностной позиции. Приведены эмпирические данные, подтверждающие эффективность интеграции формального и неформального образования в учебной, учебно-исследовательской, учебно-проектной и внеурочной деятельности. Отмечено, что применение интегративных образовательных практик положительно сказывается на уровне социализированности обучающихся, их адаптации, автономизации и социальной активности, а также способствует расширению пространства социальных проб и ситуаций успеха школьников. В результате проведенного исследования подтвержден вывод о значимости интеграции формального и неформального образования для становления школьника как субъекта, осознающего образование как непременный атрибут всей своей жизни, как пространство выбора социальных стратегий и средство достижения успеха. Статья носит научно-практический характер и содержит подробное освещение итогов опытно-экспериментальной работы по внедрению в практику модели интеграции формального и неформального образования в интересах социального становления обучающихся и формирования у них жизненной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF SCHOOL STUDENTS THROUGH THE INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION

In addition to the quality of education, the national project «Education» defines the education of a socially responsible person, which updates research into the possibilities of school in purposefully regulating and accompanying the process of socialization of an growing person. This article focuses on one of these possibilities: expanding the space of life and social experience of students in the integrated space of the school-complex, which widely uses the resources of formal and non-formal education. The article is devoted to the analysis of the possibilities of implementing an integrative approach in modern school. The results of the scientific search for the application of the integration ideas in modern education are presented, their dynamics in the context of the development of pedagogical science of the XX and XXI centuries are shown. Theoretical conclusions are confirmed by the analysis of the experience of the innovation activity of school № 1409 in Moscow on the integration of formal and non-formal education. The article describes the means of implementing three strategic lines of educational organization development: development of reflexivity, activity and personal position. Empirical data are given confirming the effectiveness of the integration of formal and non-formal education in educational, educational-research and educational-project and out-of-hours activities. It is noted that the use of integrative educational practices positively affects the level of students’ socialization, their adaptation, autonomy and social activity, as well as contributes to the expansion of the space of social trials and situations of success of schoolchildren. The study confirmed the importance of the integration of formal and non-formal education for the formation of a school student as a subject understanding the education as an indispensable attribute of his whole life, as space for choosing social strategies and a means of achieving success.The article is of scientific and practical nature and contains detailed coverage of the results of pilot work on the introduction into practice of the model of integration of formal and non-formal education in the interests of the social formation of students and the formation of their life competence.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, _ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_

УДК 373.1

И. А. Ардабацкая https://orcid.org/0000-0003-0756-3562

Социализация обучающихся школы средствами интеграции формального и неформального образования

Для цитирования: Ардабацкая И. А. Социализация обучающихся школы средствами интеграции формального и неформального образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 8-18. Б01 10.20323/1813-145Х-2021-4-121-8-18

Национальный проект «Образование» в качестве целевого ориентира, помимо качества образования, определяет воспитание социально ответственной личности, что актуализирует исследования возможностей школы в целенаправленном регулировании и сопровождении процесса социализации взрослеющей личности. В данной статье акцентируется внимание на одной из таких возможностей: расширении пространства жизненного и социального опыта обучающихся в интегрированном пространстве школы-комплекса, широко использующем ресурсы формального и неформального образования. Статья посвящена анализу возможностей реализации интегративного подхода в современной школе. Презентуются результаты научного поиска применения идей интеграции в современном образовании, показана их динамика в контексте развития педагогической науки ХХ и XXI вв. Теоретические выводы подтверждаются анализом опыта инновационной деятельности школы № 1409 г. Москвы по интеграции формального и неформального образования.

В статье описаны средства реализации трех стратегических линий развития образовательной организации: развития рефлексивности, деятельностной и личностной позиции. Приведены эмпирические данные, подтверждающие эффективность интеграции формального и неформального образования в учебной, учебно-исследовательской, учебно-проектной и внеурочной деятельности. Отмечено, что применение интегративных образовательных практик положительно сказывается на уровне социализированности обучающихся, их адаптации, автономизации и социальной активности, а также способствует расширению пространства социальных проб и ситуаций успеха школьников. В результате проведенного исследования подтвержден вывод о значимости интеграции формального и неформального образования для становления школьника как субъекта, осознающего образование как непременный атрибут всей своей жизни, как пространство выбора социальных стратегий и средство достижения успеха. Статья носит научно-практический характер и содержит подробное освещение итогов опытно-экспериментальной работы по внедрению в практику модели интеграции формального и неформального образования в интересах социального становления обучающихся и формирования у них жизненной компетенции.

Ключевые слова: социализация, интеграция, формальное образование, неформальное образование, социальная успешность личности.

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

I. A. Ardabatskaya

Socialization of school students through the integration of formal and non-formal education

In addition to the quality of education, the national project «Education» defines the education of a socially responsible person, which updates research into the possibilities of school in purposefully regulating and accompanying the process of socialization of an growing person. This article focuses on one of these possibilities: expanding the space of life and social experience of students in the integrated space of the school-complex, which widely uses the resources of formal and non-formal education. The article is devoted to the analysis of the possibilities of implementing an

© Ардабацкая И. А., 2021

integrative approach in modern school. The results of the scientific search for the application of the integration ideas in modern education are presented, their dynamics in the context of the development of pedagogical science of the XX and XXI centuries are shown. Theoretical conclusions are confirmed by the analysis of the experience of the innovation activity of school № 1409 in Moscow on the integration of formal and non-formal education.

The article describes the means of implementing three strategic lines of educational organization development: development of reflexivity, activity and personal position. Empirical data are given confirming the effectiveness of the integration of formal and non-formal education in educational, educational-research and educational-project and out-of-hours activities. It is noted that the use of integrative educational practices positively affects the level of students' socialization, their adaptation, autonomy and social activity, as well as contributes to the expansion of the space of social trials and situations of success of schoolchildren. The study confirmed the importance of the integration of formal and non-formal education for the formation of a school student as a subject understanding the education as an indispensable attribute of his whole life, as space for choosing social strategies and a means of achieving success.The article is of scientific and practical nature and contains detailed coverage of the results of pilot work on the introduction into practice of the model of integration of formal and non-formal education in the interests of the social formation of students and the formation of their life competence.

Keywords: socialization, integration, formal education, non-formal education, social success of the individual.

Введение

Сегодня в школьном образовании существует объективное противоречие между декларациями целей и ценностей образования, отраженными в программных документах, определяющих стратегию развития образовательной отрасли, и наследием традиционных педагогических парадигм в виде классно-урочной системы, устоявшейся авторитарной позиции многих педагогов, отношения к ученику как к объекту педагогического воздействия. Личностные образовательные результаты выпускника школы регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом, но средства формального образования нельзя признать достаточными для их достижения. В связи с этим актуализируется потребность педагогической практики в обеспечении полноты и цельности образования путем взаимодействия, взаимопроникновения и расширения возможностей классно-урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что, в свою очередь, вновь ставит перед педагогической наукой вопросы интеграции формального и неформального образования школьников.

В своей инновационной деятельности школа № 1409 г. Москвы ставит целью поиск эффективных средств педагогического обеспечения интеграции формального и неформального образования в целях содействия становлению взрослеющего человека как субъекта, осознающего образование как непременный атрибут всей своей жизни, как пространство выбора социальных стратегий и средство достижения успеха.

Обзор литературы

Сегодня идея интегративного образования отражает одну из основополагающих концепций развития общеобразовательной школы - идею формирования компетентной личности и развития у ученика целостного видения мира [Иванова, 2021]. Принцип интегративности направлен на реализацию целостности образовательного процесса как средства социализации личности. Он также регламентирует новое понимание образовательного результата как системообразующего компонента образования. Современные стандарты ориентируют образование не на усвоение абстрактных знаний, умений и навыков, а на действия, которыми необходимо овладеть ученику, чтобы решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач. В связи с этим в качестве методологии исследования нами выбран интегративный подход, приоритетными идеями которого являются личностная направленность образования, его социальные эффекты, диало-гичность и рефлексия деятельности [Екатери-нушкина, 2019; Кузнецова, 2019; Павлова, 2021; Парфенов, 2003; Халикова, 2020].

Историю интеграции в образовании XX в. мы разделяем на три этапа: 1) начало века (20-е гг.) -проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа); 2) 50-70-е гг. -межпредметные связи различных учебных дисциплин; таким образом, на этих двух этапах преобладает интеграция содержания образования; 3) 80-90-е гг. - интеграция методов изучения дисциплин; в начале XXI в. начинается 4-й этап -интеграция различных подходов к обучению [Ардабацкая, 2017].

Современные концепции образования рассматривают процессы интеграции на новом качественном уровне - уровне метапредметности, объединяющем в себе идеи предметности и надпредметности и добавляющем к ним идею рефлексивности. В монографии Ю. В. Громыко отмечается, что метапредметы, с одной стороны, построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации учебного процесса (то есть как учебные предметы), с другой - выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности - процессам мышления, действия, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Такая интеграция, по мнению автора, возможна за счет того, что в основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности - своеобразная мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается. В качестве подобных вещей Ю. В. Громыко выделены знание, знак, проблема, задача. Таким образом, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах мыследеятельности, предметизованных и непредметизованных, данные организованности и работать с ними [Громыко, 2000].

Т. В. Машарова рассматривает интегративный подход как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся через активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами оперирования в условиях междисциплинарного синтеза, а также обеспечивающее их индивидуальное творческое становление [Машарова, 2003].

По мнению Е. Н. Пузанковой, построение определений педагогической интеграции возможно на разных основаниях:

- высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность - монообъект, новая структура, новые функции вступающих в связь объектов (основание для определения специфических характеристик интеграции как высшей формы взаимосвязи);

- высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации про-

цесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения - содержание образования);

— создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения понятия - укрупненные педагогические единицы) [Пузанкова, 2009].

Согласимся с М. В. Груздевым и А. В. Золотаревой, что сегодня в системе образования становятся приоритетными те образовательные практики, которые построены на механизмах интеграции образования и отражают финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей [Груздев, 2014]. В связи с этим можно говорить о том, что образовательные организации, ориентированные исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда значительно устарели. Анализ образовательных запросов обучающихся показывает приоритет личностных и ме-тапредметных образовательных результатов над предметными [Тарханова, 2020]. Работодатели также подчеркивают важность «мягких навыков» работников и отмечают их дефицитарность у современных соискателей должностей [Gruzdev,

2018]. Именно поэтому вновь актуальной стала идея создания интегративных школ-комплексов, возможности и ограничения которых мы анализировали в одной из наших статей [Ардабацкая,

2019]. Одной из главных идей таких комплексов является интеграция формального и неформального образования. И для того, чтобы понять механизмы такой интеграции, остановимся подробнее на анализе дефиниций, отражающих суть данных процессов.

Сегодня общепринятым считается подразделение типов образования на формальное, неформальное и информальное, обозначенное в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза [Smith, 2002, с. 47]. В этой категоризации к формальному образованию отнесена иерархическая, в хронологическом порядке выстроенная система образования: от детского сада и школы до вуза и аспирантуры, включающая

И. А. Ардабацкая

общую академическую учебу, различные специализированные программы и программы, обеспечивающие допрофессиональное и профессиональное образование.

В разных странах Европы термином «неформальное образование» обозначаются следующие понятия: программы свободного времени, по-слешкольное образование, дополнительное образование, неформальное обучение, образование, не предполагающие получения диплома, школы по интересам, внеклассное образование, образование вне учебного плана, внешкольное образование. Развитие личности ребенка идет в направлении неформального образования ^шас, 2019].

Неформальное образование рассматривается и инновационых сценариях развития российского образования. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» делается акцент на том, что, «вопреки международным тенденциям, государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (ме-диасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [Постановление Правительства РФ ... , 2017].

К информальному образованию относят процессы, действительно протекающие на протяжении всей жизни, в которых человек приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды - начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации [ЮсЬегоуа, 2020, с. 317].

Д. Дармаван с соавторами к неформальному образованию относят любую организованную учебную деятельность за пределами установленной формальной системы - отдельную деятельность или существенную часть более широкой деятельности, призванную служить субъектам обучения и реализующую цели обучения [Darmawan, 2020]. Согласно этой классификации различия носят в основном административный характер. Формальное образование связано с различными учебными заведениями, неформальное - с общественными группами и другими организациями, а информальное охватывает то, что

осталось, например, взаимодействия с семьей, друзьями и коллегами по работе.

Неформальное образование часто рассматривают как образование по выбору (добровольное) для удовлетворения образовательных личностных потребностей, оно не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации, цель неформального образования - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях [Rogers, 2019].

Согласимся В. П. Головановым, что неформальное образование в наибольшей мере способствует духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию субъектов [Голованов, 2017]. Система неформального образования ориентирована не только на усвоение определенных знаний, навыков, овладение компетенциями, но и на изменение психологических черт, установок, поведения, личности детей и взрослых. Оно пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Неформальное образование взрослых и детей - это гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.

Методология и методы исследования

В своем исследовании мы отстаиваем точку зрения на то, что неформальное образование может восприниматься не только как дополнительное, но и как неотделимое от формального школьного. При этом неформальный компонент является исторически сложившейся частью школьной жизни - это и привычные всем образовательные экскурсии, и ставшие неотъемлемой частью образования исследовательские проекты, и традиционная для советской школы работа с отстающими учениками, к сожалению, переродившаяся сегодня в репетиторство. Таким образом, неформальное образование не является для школ абсолютной инновацией. Все, что требуется от администрации образовательной организации, - поощрять случаи трансформации формальных образовательных практик в неформальные. Один из путей достижения этого - создавать среды совместного обучения, где формальное и неформальное уживается между собой.

Целью образовательного комплекса в аспекте интеграции формального и неформального обра-

11

зования является формирование готовности обучающихся к продуктивной, активной самостоятельной жизни в обществе, то есть достижение помимо образовательного, еще и социального результата. Вслед за И. Ю. Тархановой [Тарханова, 2013] мы рассматриваем социализацию в качестве ключевой образовательной цели, при этом констатируя, что традиционная школа, эффективность деятельности которой измеряется посредством анализа учебных достижений обучающихся, и прежде всего результатов ЕГЭ, не может в полной мере создать условия для социализации личности. А вот у неформального образования для этого гораздо больше ресурсов.

В своей деятельности мы создаем среду совместного обучения, в том числе посредством привлечения родителей, основной целью при этом является создание поля самосоциализации детей и взрослых. Важной нам представляется социальная направленность всех программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого; стимулирующие, позволяющие через диалог поддерживать свободу высказываний, пробуждать у детей интерес к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; активизирующие, призванные пробуждать творческие способности личности, ее эмоциональную сферу.

В аспекте интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса мы определяем стратегию развития образовательной системы, таковыми определяем три стратегические линии: развития рефлексивности, деятельностной и личностной позиции.

Линия развития деятельностной позиции связана, прежде всего, с формированием субъекта собственной учебной деятельности. Формы организации учебной деятельности различны: исследовательская работа, технический, социальный или гуманитарный проект, творческая работа, традиционные классно-урочные занятия и т. д. Для нашего исследования важным является тезис о том, что субъект является автором, хозяином и организатором своей собственной учебной деятельности [Педагогика и психология ... , 2020, с. 165]. Это означает, что развитие обуча-12

ющегося как субъекта учебной деятельности связано с его способностью ставить перед собой образовательные цели, самостоятельно выбирать или формировать способы и средства их достижения, определять формы, в которых будет реа-лизовываться и контролироваться его учебная деятельность, а также со способностью сорганизовываться с педагогическим коллективом и сверстниками. Отметим, что при таком подходе уровень образовательных целей может оказаться существенно выше заявленных федеральных образовательных стандартов, а становление ученика как субъекта учебной деятельности позволит сформировать у него способность и потенциал для реализации непрерывного образования в течение всей его жизни.

Линия развития рефлексивности тесно связана с реализацией творческого потенциала человека. Здесь можно наметить следующие этапы развития рефлексивного сознания:

Первый - обнаружение себя, своей творческой деятельности и своего творческого результата. Обслуживают этот уровень различные формы полагающей рефлексии.

Второй - появление истории своей творческой деятельности. В этой истории человек прослеживает изменения в своей творческой работе, анализирует творческие продукты своих сверстников, а также открывает культурные образцы и культурный контекст своей творческой работы. Этот уровень опирается на освоение различных форм сравнивающей рефлексии.

Третий - определение и различение содержания своей творческой работы. На этом уровне происходит понятийное обобщение своей творческой работы. Определяющая рефлексия является главным новообразованием этого уровня.

Четвертый - дальнейшее развитие своей творческой работы, которое предполагает синтез знания из разных областей, которые серьезно влияют на улучшение качества своей творческой работы. Центральным здесь являются синтезирующие формы рефлексивного сознания.

Пятый - становление способности анализировать себя и свою творческую активность, которая разворачивается на вышеизложенных четырех уровнях, что позволяет кардинально изменять собственный подход. Этот уровень связан с освоением трансцендирующих форм рефлексивного сознания.

Развитие данных уровней реализуется через различные виды учебной деятельности, но именно за счет рефлексивного компонента деятельность начинает становиться в подлинном смысле творческой.

Наша опытно-экспериментальная работа начиналась с создания детско-взрослой общности, поскольку мы убеждены, что для развития ребенка, помимо уникального педагогического коллектива и технических возможностей, должна быть создана тесная связь с родителями. Мы постарались привлечь родителей в школу, к ученику, используя их потенциальные возможности. Каждый родитель стал участником учебно -воспитательного процесса. Родители, преподающие в высших учебных заведениях, вели элективные курсы, лекции, семинары с учащимися. Родители, достигшие определенных успехов на музыкальном Олимпе, родители-спортсмены стали вести специализированные занятия.

Интеграция формального и неформального образования реализуется в учебной, учебно-исследовательской и учебно-проектной и внеурочной деятельности. В начальной школе представлены программы обучения, способствующие достижению планируемых результатов федерального стандарта, - программа «Школа России» и программа «Начальная школа XXI века». Неотъемлемой частью учебного процесса является также интегрированный учебный курс развития ИКТ-компетентности учащихся, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, индивидуальности обучающихся. Неформальное образование в данном случае представлено, например, обучающей мультимедийной программой «ПервоЛого», работа по которой начинается уже в первом классе. Учебно-методический портал пасЬа1ка^еттйэ, математический онлайн-тренажер «Матрешка», портал «Образовательные тесты» - вот краткий перечень используемых в урочной и внеурочной деятельности компонентов неформальных обучающих ресурсов.

В среднем звене на основе мониторинга запросов детей и родителей были открыты всевозможные секции, кружки, объединения по интересам. Нами учитывались и условия микрорайона -наличие рядом спортивных объектов: ЦСКА, «Динамо», Ледового дворца. Традиционно одним из самых востребованных и массовых для жителей района и наших учеников является физкуль-

турно-спортивное направление. Оно широко представлено через секции командных видов спорта (футбол, волейбол, флорбол, баскетбол, спортивные игры) и индивидуальных видов спорта (большой теннис, настольный теннис, художественная гимнастика, айкидо, каратэ-до, фехтование, шахматы). Все члены спортивных секций активно участвуют в спортивных мероприятиях, турнирах, мастер-классах, товарищеских играх и других соревнованиях школьного, окружного и городского уровня. Стало уже доброй традицией проведение праздничных Веселых стартов «Декабриада» среди команд спортивных секций дополнительного образования. На занятиях дети могут углубить знания, отработать специальные навыки, потренировать силу, память, смелость, ловкость, внимательность, волю к победе. Они учатся работать в команде, поддерживать дух дружеской состязательности. Безусловно, такая работа непосредственно связана с развитием чувства патриотизма, причастности к общему делу, сопереживанию. Даже такой, казалось бы, дополнительный для спортивных состязаний элемент, как показательные выступления и приветствие команд, зачастую становится своего рода оригинальной творческой презентацией секций для всех участников и зрителей.

Вторым по популярности у учеников и родителей является художественно-эстетическое направление. Пожалуй, именно оно активнее всего развивает эстетические качества школьников, представляя всю палитру возможностей - жанров, видов, стилей культуры, направленных на созидание, гармонию, возможность соприкоснуться с высоким искусством. Это более двадцати кружков: изостудии, вокальные ансамбли, инструментальное исполнительство, студия дизайна, практически все виды художественного движения (современный, бальный, классический танец, балет), эстрадный вокал. Уникальный талант каждого ребенка может найти реализацию в рамках любимого вида искусства. В этом направлении мастера, преподаватели сочетают как командные формы занятий, так и индивидуальные занятия, которые направлены на развитие творческих способностей и самореализацию каждого ученика. Обеспечение необходимых условий для личностного развития гармонично сочетается на занятиях и закономерно выражается в результатах деятельности учащихся.

Культурологическое направление дополнительного образования нашей школы представлено курсами иностранных языков (английский, итальянский, испанский, французский). Педагоги готовят детей не только к Кэмбриджским экзаменам на сертификат, но и к подготовке научных и культурных проектов, экскурсионным просветительским поездкам в европейские страны, сотрудничеству с иностранными школами и освоению связанных с языком профессий.

Важное место в этом направлении занимают кружки, реализующие программы по истории России, культурам стран, народов, традиций, религии. Например, в кружоке «Азбука истории культуры», созданном для учеников начальной школы, каждый год обучения отведен определенному историческому периоду и дает общие представления о мифологии, быте, письменности, костюме народа или культуры другого народа. Полный курс в результате раскрывает системную картину истории культуры. Схожий по направленности кружок для старшей школы называется «История мировых религий» и дает более глубокое представление о многих культурных ценностях, иных цивилизациях.

Безусловно, все вышеперечисленное непосредственно связано с развитием патриотических чувств учеников. Но есть направление, в рамках которого это стало основной задачей. Военно-патриотическое воспитание учащихся ведется в живой, увлекательной, разнообразной манере. Например, популярным среди учеников является кружок «Военная история и археология», посещая который школьники изучают историю российских войн и побед, биографию и подвиги российских героев, также им доступна начальная военная подготовка, занятия в музее, военно-спортивные игры, экспедиции и экскурсии. У детей, приходящих на занятия в музей, при виде экспонатов (оружия, каски, военная атрибутика времен ВОВ) загораются глаза. Позже, знакомясь с фактами, событиями - важнейшими вехами нашей истории, они вникают в детали и начинают лучше понимать прошлое своей страны. Узнают о том, кто и какой ценой защищал нашу Родину. Тем самым меняется их мировоззрение и характер, они становятся обстоятельными, более чуткими к происходящим вокруг событиям. А военно-патриотические игры, походы, экспедиции сплачивают детей, учат вместе переносить трудности, радоваться удачам и общим победам... 14

Для детей, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами, миром технологий, науки, открыты кружки «Основы программирования», «Физика вокруг нас», «Центр технического знания Квазар», «Избранные главы химии», «Полевая экология» и т. д. В рамках работы этих секций ведется активная проектная деятельность, осуществляется сотрудничество с техническими вузами, ранняя профориентация.

Запросы на изучение иностранного языка также невозможно реализовать только в рамках формального образования. В рамках интеграции формального и неформального образования в школе на сегодняшний момент работают международные языковые программах и языковые клубы. На наш взгляд, освоение языка средствами неформального образования, пусть и без получения документов, подтверждающих уровень владения им, дает обучающимся возможность свободно интегрироваться в различные образовательные процессы любой страны мира.

Наши выпускники легко адаптируются в иноязычной среде благодаря работе, которую ведут с ними учителя - носители языка, поездкам в лингвистические лагеря, участию в различных международных семинарах и конкурсах. Мы имеем возможность принимать иностранные делегации школьников. Все это создает условия для налаживания контактов с учащимися и педагогами практически всех стран мира.

Формальный компонент языкового образования представлен уроками иностранного языка. Мы понимаем важность осознанного выбора нашими обучающимися второго иностранного языка, и с этой целью учащиеся средней школы проводят для учащихся четвертых классов ознакомительные уроки в творческих формах по любимому иностранному языку: итальянскому, французскому, немецкому или испанскому.

Преемственность моделей изучения иностранного языка в системе «детский сад - школа - вуз», ведение в рамках основного образования курса страноведения, сочетание на уроках иностранного языка отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, исследовательская и проектная деятельность учащихся, формирование аудиовизуальной культуры, внедрение мультимедийных средств обучения с использованием обучающих компьютерных программ и интернета формируют у школьников потенциал для вхождения в детско-взрослую общИ. А. Ардабацкая

ность, реализующую межрегиональные и международные культурно-образовательные проекты. Формируются общемировоззренческие представления, осваивается язык (с особым акцентом на социокультурную составляющую иноязычной компетенции) и формы коммуникации.

Результаты и дискуссия

Поскольку одна из основных идей нашей работы основана на том, что интеграция формального и неформального образования в школе способствует успешной социализации обучающихся, результаты неформального образования мы замеряли, учитывая уровень социализированности учащихся [Рожков, 1994].

Динамика среднего уровня социализирован-ности обучающихся в ходе опытной работы представлена в Таблице 1 (диагностику проходили все ученики школы в возрасте от 12 до 17 лет). Как видно из Таблицы 1, в целом уровень социализированности обучающихся за время

Динамика среднего уровня социализированности о

проведения опытной работы вырос. Значимый равномерный рост произошел по показателям адаптированности и автономизированности, что позволяет говорить об отсутствии преобладания одного из этих компонентов социализации у школьников. Наиболее существенная динамика отмечена по шкале «Социальная активность», что подтверждается успешностью наших обучающихся в реализации различных социальных проектов и программ, а также успехами в различных интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсах.

Кроме того, в начале опытной работы в 2015 г. среди учеников 6 классов было проведено анкетирование с целью определения стратегии развития образовательной системы, основу которой составили три стратегические линии: развития рефлексивности, деятельностной и личностной позиции.

Таблица 1

чающихся школы № 1409 г. Москвы

Шкала 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021

Сред- Уро- Сред- Уро- Сред- Уро- Сред- Уро- Сред- Уро- Сред- Уро-

нее вень нее вень нее вень нее вень нее вень нее вень

значе- значе- значе- значе- значе- значе-

ние ние ние ние ние ние

Адаптив- 2,85 Сред- 2,93 Сред- 2,87 Сред- 3,12 Выше 3,22 Выше 3,29 Выше

ность ний ний ний среднего среднего среднего

Автоном- 2,3 Ниже 2,22 Ниже 2,78 Сред- 2,92 Сред- 3,17 Выше 3,40 Выше

ность среднего среднего ний ний среднего среднего

Социальная 2,80 Сред- 2,66 Сред- 2,92 Сред- 3,10 Выше 3,43 Выше 3,64 высо-

активность ний ний ний среднего среднего кнй

Нравствен- 2,8 Сред- 2,72 Сред- 2,88 Сред- 2,65 Сред- 2,94 Сред- 2,92 Сред-

ность ний ний ний ний ний ний

Такое же анкетирование было проведено в 2020 г. для сравнения представлений об успехе обучающихся, прошедших через интегрированные образовательные программы. Сравнительный анализ анкетирования «Будущее за мной» позволил выявить положительную динамику представлений о личностных качествах, помогающих добиться успеха в социуме. Полученные результаты представлены в Таблице 2. Как свидетельствуют результаты итогового анкетирования (Таблица 2), по оценкам школьников, лидирующую позицию занимает такое качество успешного человека, как «самостоятельность».

Распределение других качеств незначительно изменило рейтинг, но по-прежнему наиболее предпочитаемыми остались такие качества, как «ответственность» (было третье место - стало второе); «социальная активность» (переместилась с четвертого места на третье); «общительность, умение взаимодействовать» (занимало шестую позицию рейтинга - переместилось на пятую). Согласно результатам итоговой диагностики рейтинг качеств успешного человека, по представлениям обучающихся, завершают следующие характеристики:

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов входящей и итоговой диагностики представлений о личностных качествах, помогающих добиться успеха в социуме

— «доброжелательность» (переместилось с 15 места на 14);

— «отзывчивость, умение оказать помощь» (было 16 место - стало 15);

— «инициативность» (рейтинг повысился с 17 места на 16);

— «юмор» (рейтинг снизился с 14 места до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17).

Таким образом, диагностика 2020 г. зафиксировала большую выраженность у обучающихся социальных компетенций, сформированность социально значимых качеств личности обучающихся и, как следствие, увеличение доли юношей и девушек со сформированной готовностью к самостоятельной жизни.

Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о значимости интеграции формального и неформального образования для становления школьника как субъекта, осознающего образование как непременный атрибут всей своей жизни, как пространство выбора социальных стратегий и средство достижения успеха. Итоги опытно-экспериментальной работы показали, что интеграция формального и неформального образования в учебной, учебно-

исследовательской, учебно-проектной и внеурочной деятельности способствует не только совершенствованию системной совокупности ресурсов школы, но и расширяет спектр возможностей социализации обучающихся, приспосабливая выпускников школы к условиям будущей жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Ардабацкая И. А. Модель педагогического обеспечения процесса интеграции формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 7-10. ^10.24411/1991-5497-2019-00002

2. Ардабацкая И. А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 36-40.

3. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей - пространство формального и неформального образования детства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 15-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 148-151.

4. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика : теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск : Технопринт, 2000. 376 с.

5. Груздев М. В. Интеграция формального и неформального образования: новый сценарий развития / М. В. Груздев, А. В. Золотарева // Народное образование. 2014. № 8 (1441). С. 34-38.

6. Екатеринушкина А. В. Интегративный подход в учебном проектировании / А. В. Екатеринушкина, Ю. С. Антоненко // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2019. № 1. С. 50-55.

7. Иванова Е. О. Изменение исследовательского поля современной дидактики / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 1. С. 68-76.

8. Кузнецова Н. В. Интегративный подход в образовательном процессе // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 2.

9. Машарова Т. В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности // Интеграция образования. 2003. № 4. С. 81-84.

10. Павлова О. А. Интегративный подход к проектированию программ дополнительного образования детей / О. А. Павлова, С. В. Коняхина // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 33-39.

11. Панферов В. Н. Интегративный подход в образовании // Известия Российского государственного

Качества успешного человека Рейтинг Тенденция

2015 2020

Самостоятельность 1 1 =

Ответственность 3 2 т

Трудолюбие 5 4 т

Социальная активность 4 3 т

Общительность, умение взаимодействовать 6 5 т

Уверенность в себе 2 6 1

Юмор 14 17 1

Выдержка и самообладание 10 8 т

Интеллект и эрудиция 8 7 т

Инициативность 17 16 т

Доброжелательность 15 14 т

Лидерские качества 11 10 т

Отзывчивость, умение оказать помощь 16 15 т

Самоуважение 13 12 т

Дисциплинированность 12 9 т

Независимость 7 11 1

Справедливость 9 10 1

педагогического университета им. А. И Герцена. 2003. Т. 3. № 6. С. 50-58.

12. Педагогика и психология: новые векторы конвергенции знания : коллективная монография / Н. П. Ансимова, Л. В. Байбородова, М. В. Груздев и др. ; под. науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 303 с.

13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 19.05.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286 474/

14. Пузанкова Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. 2009. № 1. Январь-февраль. С. 9-13.

15. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 4-14.

16. Тарханова И. Ю Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 13-19.

17. Тарханова И. Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 126-130.

18. Халикова Ф. Д. Инновационно-интегративный подход и способы его реализации при обучении одаренных учащихся // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3. С. 480-485.

19. Gruzdev M. V, Kuznetsova I. V., Tarkhanova I. Yu., Kazakova E. I. University graduates' soft skills: the employers' opinion // European Journal of Contemporary Education. 2018. Т. 7. № 4. С. 690-698.

20. Darmawan D. et al. Analysis of non-formal education tutor capabilities in exploring assessment for science learning // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia. 2020. Т. 9. № 2. С. 267-275.

21. Kicherova M. N., Efimova G. Z. The Impact of Non-Formal Education on Human Capital: A Generational Approach // INTEGRATION OF EDUCATION. 2020. Т. 24. № 2. рр. 311-320.

22. Rogers A. Second-generation non-formal education and the sustainable development goals: operationalis-ing the SDGs through community learning centres // International Journal of Lifelong Education. 2019. Т. 38. № 5. С. 515-526.

23. Simac J., Marcus R., Harper C. Does non-formal education have lasting effects? // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2019. С. 1-19.

24. Smith A. The EU memorandum on lifelong learning // UNESCO Institute for Education. 2002. С. 47.

Reference list

1. Ardabackaja I. A. Model' pedagogicheskogo obespechenija processa integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija v uslovijah obrazovatel'nogo kompleksa = Model of pedagogical support for the process of integration of formal and non-formal education in the educational complex // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 5 (78). S. 7-10. doi:10.24411/1991-5497-2019-00002

2. Ardabackaja I. A. Processy integracii v obra-zovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly = Integration processes in the educational space of modern school // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. № 6. S. 36-40.

3. Golovanov V. P. Sovremennoe dopolnitel'noe obra-zovanie detej - prostranstvo formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija detstva = Modern additional education of children - the space of formal and non-formal education of childhood // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryv-noe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija : Lifelong education: non-stop education for sustainable devel-opment:materialy vtorogo jetapa 15-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 148-151.

4. Gromyko Ju. V. Mysledejatel'nostnaja pedagogi-ka = Pedagogics of Mental and Action approach : te-oretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniju vysshih obrazcov pedagogicheskogo iskusstva. Minsk : Tehnoprint, 2000. 376 s.

5. Gruzdev M. V. Integracija formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija: novyj scenarij razvitija = Integration of formal and non-formal education: a new development scenario / M. V. Gruzdev, A. V. Zolotareva // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 8 (1441). S. 34-38.

6. Ekaterinushkina A. V. Integrativnyj podhod v uchebnom proektirovanii = Integrative approach in instructional design / A. V. Ekaterinushkina, Ju. S. Antonenko // Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativnogo prikladnogo iskusstv i dizajna. 2019. № 1. S. 50-55.

7. Ivanova E. O. Izmenenie issledovatel'skogo polja sovremennoj didaktiki = Change of the research field in modern didactics / E. O. Ivanova, I. M. Osmolovskaja // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2021. T. 15. № 1. S. 68-76.

8. Kuznecova N. V. Integrativnyj podhod v obra-zovatel'nom processe = Integrative approach in the educational process // Nauka i obrazovanie. 2019. T. 2. № 2.

9. Masharova T. V. Integrativnyj podhod v podgotov-ke budushhego pedagoga k tvorcheskoj dejatel'nosti = Integrative approach in preparation of future teacher for creative activity // Integracija obrazovanija. 2003. № 4. S. 81-84.

10. Pavlova O. A. Integrativnyj podhod k proektiro-vaniju programm dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Integrative approach to designing additional education

programmes for children / O. A. Pavlova, S. V. Konjahina // Zhurnal pedagogicheskih issledovanij. 2021. T. 6. № 1. S. 33-39.

11. Panferov V N. Integrativnyj podhod v obra-zovanii = Integrative approach in education // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A. I Gercena. 2003. T. 3. № 6.

12. Pedagogika i psihologija: novye vektory konver-gencii znanija = Pedagogy and psychology: new vectors of knowledge convergence : kollektivnaja monografja / N. P. Ansimova, L. V Bajborodova, M. V Gruzdev i dr. ; pod. nauch. red. I. Ju. Tarhanovoj. Jaroslavl' : RIO JaG-PU, 2020. 303 s.

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 19.05.2021) «Ob utverzhdenii gosudar-stvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obra-zovanija» = Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2017 № 1642 (edited 19.05.2021) «On Approval of the State Program of the Russian Federation» Development of Education. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286 474/

14. Puzankova E. N. Sovremennaja pedagogicheska-ja integracija, ee harakteristiki = Modern pedagogical integration, its characteristics // Obrazovanie i ob-shhestvo. 2009. № 1. Janvar'-fevral'. S. 9-13.

15. Rozhkov M. I. Social'nye proby kak faktor so-cializacii uchashhihsja = Social tests as a factor of students' socialization // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. 1994. № 1. S. 4-14.

16. Tarhanova I. Ju Obrazovatel'naja sreda: chto vol-nuet starsheklassnikov i kakoj oni hotjat videt' shkolu? = Educational environment: what do high school students care about and what school do they want to see? // Vestnik

Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 2. S. 13-19.

17. Tarhanova I. Ju. Social'nye jeffekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija = Social effects of additional vocational education // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 2. № 2. S. 126-130.

18. Halikova F. D. Innovacionno-integrativnyj pod-hod i sposoby ego realizacii pri obuchenii odarennyh uchashhihsja = Innovative and integrative approach and how to implement it when teaching gifted students // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020. № 3. S. 480-485.

19. Gruzdev M. V, Kuznetsova I. V., Tarkhanova I. Yu., Kazakova E. I. University graduates' soft skills: the employers' opinion // European Journal of Contemporary Education. 2018. T. 7. № 4. S. 690-698.

20. Darmawan D. et al. Analysis of non-formal education tutor capabilities in exploring assessment for science learning // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia. 2020. T. 9. № 2. S. 267-275.

21. Kicherova M. N., Efimova G. Z. The Impact of Non-Formal Education on Human Capital: A Generational Approach // INTEGRATION OF EDUCATION. 2020. T. 24. № 2. rr. 311-320.

22. Rogers A. Second-generation non-formal education and the sustainable development goals: operationalis-ing the SDGs through community learning centres // International Journal of Lifelong Education. 2019. T. 38. № 5. S. 515-526.

23. Simac J., Marcus R., Harper C. Does non-formal education have lasting effects? // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2019. S. 1-19.

24. Smith A. The EU memorandum on lifelong learning // UNESCO Institute for Education. 2002. S. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.