СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зиатдинова Гульфия Рабхатовна в 2004 году с отличием окончила Казанский государственный университет культуры и искусств. С 2004 г. - преподаватель кафедры СКД, аспирантка КГУКИ. Исследование по проблемам социализации личности, проведенное Г.Р. Зиатдиновой на кафедре социально-культурной деятельности КГУКИ, завершено успешной защитой диссертации на тему: «Социализация детей-инвалидов средствами СКД»
Сегодня Г.Р.Зиатдинова занимает должность специалиста-экс-перта отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе. В ее функциональные обязанности входит управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов, разработка программ профилактики инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечения доступа ин-валидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, контроль и реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также организация семинаров, конференций по проблемам людей с ограниченными физическими возможностями.
Проблема совершенствования условий и выработки эффективных технологий социализации и социально-культурной интеграции детей-инвалидов в последнее время приобретает особую актуальность. Это связано с ухудшением важнейших параметров среды жизнедеятельности, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка, обусловленным ограниченными возможностями социальных институтов, призванных обеспечивать коррекцию и развитие личности ребенка, сложностью социально-педагогических и психологических проблем, возникающих в процессе коррекционной деятельности. Процесс личностного формирования ребенка с ограниченными возможностями отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые усугубляют проблему социально-культурной дезадаптации ребенка, препятствуют освоению основного репертуара социальных ролей, являющихся важнейшим условием и базовым критерием социализации личности. Не менее важным фактором актуальности данной проблемы является слабая теоретическая разработанность этой проблемы. Как показывает практика, методы традиционной педагогики, сформировавшиеся на иной методологической базе и апробированные на социальных группах нормативных личностей, не способны в полном объеме решить проблему социализации ребенка с ограниченными возможностями. В рамках коррекционной педагогики системно исследованы психофизиологические параметры жизнедеятельности инвалида, непосредственно связанные с наследственными, биологическими характеристиками, разработаны дидактические основы учебно-воспитательной работы, однако проблема социализации личности ребенка с ограниченными возможностями остается на втором плане.
На практике социализирующие и саморе-ализационные возможности социально-культурной деятельности по отношению к инвалидам реализуются не в полной мере - как в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов, так и по причине несоответствия содержания деятельности запросам и интересам ребенка, отсутствия развивающих форм культурно-досуговой деятельности, специально предназначенных для решения проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его последствия.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать следующую гипотезу, основанную на совокупности следующих предположений:
1.Социально-культурная деятельность в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида, создавая дополнительные по отношению к другим институтам условия личностного развития.
2. Компенсаторные возможности социально-культурной деятельности, определяющие ее
социализирующий потенциал, обусловлены: во-первых, ее культурно-творческим содержанием, позволяющим решать проблемы, находящиеся за пределами досуга; во-вторых, коллективными формами организации совместной деятельности, способствующими интеграции личности инвалида в ближайшее социальное окружение; в-третьих, самодеятельной природой, повышающей субъективную значимость мотивации участия ребенка.
З.Реализация социализирующих ресурсов социально-культурной деятельности предполагает: построение социализации на базе взаимодополняющих процессов реабилитации, инкультурации и самореализации личности; оптимизацию социально-психологической среды жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями; деятельное включение в процесс реабилитации и социально-культурной интеграции членов семьи ребенка-инвалида.
Базой педагогического эксперимента стал Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Алый парус» в Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан.
В программу социализации были включены 285 детей-инвалидов (56 % от общего количества детей-инвалидов города и района). В отдельных проектах были задействованы 130 семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе: неполные семьи - 99; полные многодетные семьи - 17; опекунские семьи - 14. Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап - обоснование концептуального аппарата; определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач, изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Второй этап - разработка общей концепции социализации детей-инвалидов; диагностическое исследование проблем инвалидов, обработка и анализ полученных результатов; проведение формирующего эксперимента. Третий этап - анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов и рекомендаций по оптимизации условий социально-культурной интеграции инвалидов средствами культурно-досу-говой деятельности).
В процессе исследования была обоснована специфика социализации ребенка-инвалида как педагогически организованного процесса освоения личностью основного репертуара социальных ролей, воспроизводства социокультурного опыта, необходимого для полноценного включения ребенка в общественную жизнь.
В ходе исследования выявлены социально-педагогические условия повышения эффективности социализации ребенка-инвалида: а) взаимодополняемость содержания и форм учебно-образовательной и социально-культурной деятельности, повышающая эффективность социализации ребенка-инвалида на основе синтеза реабилитации, коррекции личностного развития, самореализации и признания личности со стороны значимого окружения; б) оптимизация социально-коммуни-кативного пространства жизнедеятельности ребенка-инвалида путем создания в сфере досуга коллективных форм совместной деятельности, стимулирующих его ролевые проявления; в) целенаправленная работа с семьей по формированию благоприятного социально-психологического климата, критериями которого выступают: эмоциональный комфорт (низкая тревожность, сопереживание, взаимопонимание и поддержка, удовлетворенность каждого члена семьи качеством межличностных отношений); коммуникативная эмпатия (способность членов семьи чувствовать проблемы близких и конструктивно реагировать на них); открытость в отношениях друг к другу и во взаимоотношениях с ближайшим окружением; высокая психологическая культура и активность членов семьи в решении проблем ребенка-инвалида.
Исследователем разработана Программа социализации детей-инвалидов, опробированная на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и включающая: а) проблемный блок (характеристика основных социально-культурных и личностных проблем инвалидов, определяющих смысл и содержание социализации); б) концептуальное обоснование, в основу которого положены принципы и приоритеты программы; в) целевые ориентации, вытекающие из специфических проблем инвалидов и возможностей социально-куль-турной деятельности; г) приоритетные направления социализации ребенка-инвалида (художественно-творческая, психологическая, физическая реабилитация, социально-
психологи-ческая адаптация и социальная поддержка инвалидов, профессиональная ориентация и обучение, организация учебно-образовательной деятельности); д) технологический компонент программы (характеристика социализирующих и реабилитационных возможностей технологий художественно-творческой, психологической, физической реабилитации, социальной интеграции и профессиональной ориентации); е) содержательный раздел программы, представленный самостоятельными проектными модулями (социально-педагогический блок: «Мы вместе»; «Моя семья»; «Рука помощи»; «Я - гражданин»; программа «Технологии»; арттерапевтический блок: «Библиотерапия», «Музыкальный театр», программа изотерапии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- раскрыт социально-интеграционный потенциал социально-культурной деятельности, который определяется ее коммуникативным характером, высокой активностью участия ребенка-инвалида в мероприятиях, культурно-творческим содержанием, компенсирующим дефицит личностного развития и расширяющим возможности решения личностных проблем ребенка;
- разработаны и апробированы социально-педагогические условия повышения
эффективности социализации ребенка-инвалида, предполагающие: взаимодополняемость
содержания и форм учебно-образовательной и социально-культурной деятельности; формирование благоприятного социально-психологического климата в семье; оптимизацию социально-коммуника-тивного пространства жизнедеятельности ребенка-инвалида;
- обоснован комплекс педагогических принципов, реализация которых способствует повышению эффективности процесса социализации: за счет включения ребенка-инвалида в социально-коммуникативные и культурно-творческие виды деятельности; путем оптимизации основных социально-психологических сфер жизнедеятельности;
- обоснованы критерии эффективности социализации ребенка-инвалида, выступающие в качестве ориентира педагогической деятельности и фиксирующие в объективной плоскости -степень развития и реализации способностей ребенка-инвалида, параметры качества образа жизни, а в субъективном плане - позитивную самооценку и степень удовлетворенности личности своим социальным статусом в значимых сообществах и социально-психологических средах.
Практическая значимость исследования заключается в разработке алгоритма выстра-ивания процесса социализации детей-инвалидов, включающего характеристику наиболее актуальных социально-культурных и личностных проблем; определение целевых ориентаций, задач и способов их достижения; обоснование ведущих направлений социо-культурной деятельности; формирование тех-нологической базы реабилитации и социально-культурной интеграции;
разработке и апробации педагогической программы социализации детей-инвалидов, реализующей социально-адаптационный и реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности и обеспечивающей максимальную эффективность включения ребенка-инвалида в социум;
в разработке и внедрении проекта оптимизации социализирующих функций семьи в виде групп домашнего визитирования;
осуществлении технологического оснащения основных направлений педагогической деятельности по оптимизации условий социализации детей-инвалидов;
разработке условий совершенствования деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на основе интеграции потенциала учреждений образования, культуры, досуга, социальной помощи.
На данное исследование откликнулись известные ученые-педагоги, разрабатывающие научную специальность - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».
Дрешер Ю.Н., д.п.н., профессор, заслуженный работник здравоохранения РФ,
директор ГУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»:
Современные условия, сопровождающие процессы коррекционной деятельности и социально-культурной интеграции детей-инвалидов и характеризующиеся не только сложностью этих процессов, но и ограниченными возможностями социальных институтов, призванных обеспечивать коррекцию и развитие личности ребенка, а также ухудшение важнейших параметров среды жизнедеятельности, требуют выработки эффективных технологий социализации и социально-культурной интеграции таких детей.
Как показывает практика, методы традиционной педагогики, сформировавшиеся на иной (от автора) методологической базе и апробированные на социальных группах нормативных личностей, не способны в полном объеме решить проблему социализации ребенка с ограниченными возможностями. Значительные социализирующие возможности заложены в социально-культурной деятельности.
Однако данный аспект проблемы слабо разработан в специальной литературе, что обусловлено традиционной трактовкой социально-культурной деятельности преимущественно как средства самореализации и рекреации и недооценкой ее социализирующих потенциалов. В качестве важнейшего ресурса социально-культурной интеграции инвалидов рассматривается социально-культурная деятельность, способная оптимизировать условия социализации личности за счет ее свободного характера и самореализационного потенциала.
Социализация ребенка-инвалида рассматривается как процесс развития личности посредством освоения основного репертуара социальных ролей, целью которого является повышение качества жизнедеятельности, а критерием - степень удовлетворенности ребенка-инвалида своим социальным статусом.
В социально-педагогическом плане социализация ребенка-инвалида обеспечивается интеграцией ресурсов различных учреждений и представляет собой систему мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных дефицитом условий развития личности, и прежде всего в семье, в деятельности образовательных учреждений и социальных служб.
Поиск условий и средств решения проблемы социализации детей-инвалидов следует осуществлять в рамках концепции социально-культурной интеграции. Эффективность педагогической системы социализации и интеграции ребенка-инвалида во многом зависит от степени реализации возможностей социально-культурной деятельности. Коррекция личностного развития и оптимизация процесса социализации ребенка-инвалида представляет собой сложный и многокомпонентный педагогический процесс, регулируемый системой принципов, определяющих его мировоззренческие и теоретические основания с различных позиций. Оптимизация условий социализации ребенка-инвалида в семье предполагает: координацию и интеграцию и усилий различных специалистов и других субъектов социального окружения ребёнка, формирование сети социальной поддержки семьи по месту жительства, включение членов семьи в процесс реабилитации, коррекции и развития личности.
Особым реабилитирующим эффектом обладают следующие виды деятельности: художественная (арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия и т.д.); игровая и физкультурно-оздоровительная; коммуникативно-тренинговая, а максимальным эффектом обладают: игровая и танцевально-двигательная терапия; арттерапевтические технологии; библиотерапия; сказкотерапия.
Культурно-историческая концепция развития личности; концепции личностно-ориентированной и гуманистической педагогики; методология средового подхода; деятельностная методология; принципы взаимодополняемости коррекционно-реабилитационного и социальнопедагогического подходов, безусловно, служат хорошей методологической базой исследований в области проблемы социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Результаты исследования имеют теоретическую значимость, так как развивают научное представление о влиянии социально-культурной деятельности на социализацию детей-инвалидов. С практической стороны в результате исследования разработана и внедрена программа социализации и разработаны авторские педагогические методики.
Б.А.Титов, д.п.н., профессор, декан факультета культуры семьи и детстваСанкт-Петербургского университета культуры и искусств:
Сегодняшняя экономическая и социокультурная ситуация усугубляет проблемы многих категорий населения, и прежде всего инвалидов, что требует поиска эффективных путей и средств их решения. Нельзя признать удовлетворительным теоретическое осмысление и уровень практической реализации социализирующего и реабилитационного потенциала культурно-досуговой деятельности по отношению к инвалидам. Особенно актуальной является проблема совершенствования условий социализации детей-инвалидов. Как справедливо подчеркивает автор, отсутствие или несвоевременное осуществление специальной помощи ребенку-инвалиду приводит к серьёзным последствиям. К сожалению, традиционная педагогика не направлена на решение данной группы проблем. В то же время сложившаяся практика подготовки специалистов в области коррекционной педагогики также не всегда отвечает представлению о теоретических принципах, подходах и методах решения проблем детей-инвалидов. Традиционный реабилитационный подход не исчерпывает всю полноту проблем инвалидов, ибо он отражает преимущественно негативный пласт видения социальной сущности ребенка. Проблема же инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Научный интерес автора к обозначенной проблеме заслуживает всяческой поддержки. Специалисты социокультурной сферы давно испытывают потребность в теоретическом и научноприкладном изучении проблемы социализации детей-инвалидов в рамках единого комплекса социально-культурной интеграции. Автор предлагает убедительную модель решения данной проблемы, имеющую особое значение как для коррекционной педагогики, так и для теории и практики социально-культурной сферы. Данное исследование обусловлено также заказом времени, реалии которого заставляют переосмыслить традиционные педагогические концепции, искать новые интеграционные ресурсы и возможности в традиционных технологиях и областях практики.
Научная новизна работы проявляется в том, что в качестве ресурса оптимизации процесса социализации детей-инвалидов рассматривается культурно-досуговая деятельность, социальноинтеграционные возможности которой обусловлены ее компенсаторной природой -способностью решать широкий круг проблем, связанных с дефицитом общения, признания, личностного развития. Поэтому целенаправленное включение ребенка-инвалида в досуговую деятельность способно оптимизировать не только процесс социализации, но и самореализации личности, что чрезвычайно значимо для развития ребенка.
Тема данного исследования имеет важное значение для утверждения нового направления педагогического знания, которое органично объединяет как коррекционную педагогику, так и проблематику педагогики досуга. В этой связи хочется отметить методологическую целостность данного исследования. Методология основана на понимании социализации как процесса взаимодействия ребенка и среды его обитания, сопровождающегося как изменением личности, так и трансформацией пространства жизнедеятельности личности. Целью этого процесса является определение места ребенка в ближайшем социуме в соответствии с его способностями, повышение общего уровня его жизнедеятельности. Результат социализации - максимально возможное соответствие между субъективной реальностью личности и социально-культурной средой ее обитания. Методология исследования выстраивается также с учетом полифункциональной природы культурно-досуговой деятельности, ее значительных педагогических ресурсов, определяемых личностной мотивацией, самодеятельной природой и коллективным характером.
Для меня как для специалиста в области теории социально-культурной деятельности и психологии детского творчества особый интерес представляют те разделы работы, в которых раскрываются характеристики культурно-досуговой деятельности, благодаря которым она становится эффективным средством реабилитации, социализации и самореализации личности, формой приобщения ребенка к миру культуры. Действительно, именно досуговая деятельность, особенно в условиях сельской местности и районных центров, становится средством включения инвалида в социум и разрешения личностных проблем. Для успешной социально-культурной
интеграции ребенок должен принять мир культурных ценностей, психологически почувствовать себя полноценным субъектом. Для этого должны быть созданы условия, способствующие включению ребенка в межличностные отношения и в культуру той общности, членом которой он является, условия, позволяющие реализовать ему свои личностные потенциалы.
В современной литературе достаточно квалифицированно и всесторонне охарактеризованы базовые для развития личности процессы - социализация и инкультурация (понимаемые как процесс вхождения в новые социальные структуры и культурные традиции). Однако в данном исследовании не просто адаптированы известные парадигмы к специфике досуга - а удачно концептуально объединены обозначенные выше процессы в рамках интеграционной парадигмы.
Социально-интеграционные ресурсы досуга наиболее полно раскрыты в работе по отношению к двум видам культурно-досуговой деятельности: художественной и физкультурно-спор-тивной. Автор вскрывает нетрадиционные грани художественной деятельности, которая при определенных условиях способствует культурной идентификации личности, выполняет консолидирующую функцию, содержит значительный потенциал реабилитации личности, реализуемый в рамках арттерапевтических и артпедагогических технологий. Большими ресурсами социализации обладает также физкультурно-спортив-ная деятельность и все ее разновидности - физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурноспортивная и физкультурно-реабилитационная. В совокупности они гармонизируют в ребенке биологическое и социальное, физическое и духовное, формируют активную и творческую личность, стремящуюся к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей. В этой связи интересна идея синтеза различных видов социально-культурной деятельности, в результате которого полнее и органичнее реализуются интеграционные и адаптационные ресурсы художественной деятельности и физической культуры.
На концептуальном и технологическом уровне раскрывается система социализации детей-инвалидов. В ней определены основные направления и возможности оптимизации социальнокультурной интеграции инвалидов за счет использования потенциалов культурно-досуговой деятельности; обоснован процесс инкультурации как самостоятельного направления интеграции; разработаны принципы социализации инвалидов с учетом культурологических, социологических, психологических, коррекционных и педагогических аспектов данной проблемы. На основе всестороннего анализа проблем в основных сферах жизнедеятельности семей, имеющих ребенка-инвалида, обоснованы ведущие направления социокультурной политики по обеспечению интеграции инвалидов в культуру и социум.
В работе содержится обоснование коррекционно-развивающего и социализирующего потенциала коллективных форм культурно-досуговой деятельности, которые представляют собой специально организованное совместное участие взрослых и детей в процессе формирования замысла и реализации социально-культурных мероприятий, содержание которых строится с учетом имеющихся у ребенка проблем и направлено на стимулирование развития личности ребенка, его эффективную интеграцию в социум и культуру.
Наиболее существенным вкладом яв-ляется определение специфики социализации ребенка-инвалида как составной части социально-культурной интеграции, выявление принципиальных отличий данного процесса от коррекции и реабилитации. Автор отмечает, что если целевые ориентации и методические приемы коррекционной педагогики вытекают из функциональных проблем, коренящихся в прошлом ребенка, то смысловой вектор социализации направлен на проектное обоснование оптимального будущего и разработку условий, способных обеспечить необходимые изменения как в структуре личности ребенка, так и в той части социума, которая является «зоной ближайшего развития».
Теоретический интерес представляет предложенная автором система социализации детей-инвалидов, включающая проблемный блок (т.е. характеристику основных социально-культурных и личностных проблем инвалидов, определяющих смысл и содержание социальнокультурной интеграции), целевую ориентацию программы, а также направления деятельности, которые можно квалифицировать как новаторское решение заявленной проблемы. Это, прежде всего, касается институтов семейного патронажа и домашнего визитирования, дополняющих
сложившуюся систему реабилитационных услуг за счет освоения членами семьи ребенка-инвалида реабилитационных практик и включения их в процесс реабилитации.
В исследовании раскрываются содержание и методы обеспечения оптимального уровня жизнедеятельности личности ребенка - за счет оптимизации социальной коммуникации инвалида, содействия процессу овладения социально значимыми культурными знаниями и навыками, помощи в профессиональном самоопределении личности. Социализация, инкультурация и самореализация характеризуются в работе как необходимые грани процесса личностного развития ребенка. Именно культурная деятельность для ребенка является решающим условием социально-культурной интеграции и одновременно - средством самореализации личности.
Не менее значимым с позиции теории является обоснование принципов социализации детей-инвалидов. Например, принцип оптимизации социально-психологической среды обитания человека с ограниченными возможностями вытекает из понимания социализации как опосредованного общением процесса, успешность которого определяется мерой востребованности личностного потенциала инвалида его социальным окружением. Принцип соответствия содержания деятельности физиологической, психической и социокультурной природе акцентирует внимание на то, что ребенок в процессе реабилитации и адаптации выступает как полноправный субъект социальных отношений. Принцип комплексности требует учета всех основных направлений и форм взаимосвязи инвалида с его природным, социальным и культурным окружением, единства социальной адаптации, художественно-творческой и духовной реабилитации, физического развития.
Интересна в этой связи интерпретация деятельностного подхода к организации реабилитационного процесса, который, по мнению автора, выступает дополнением медико-терапевтичес-кому и учебно-педагогическому процессу. Последние ориентированы на исправление характера и поведения ребенка с ограниченными возможностями за счет временного улучшения его психофизического состояния. Именно деятельность позволяет компенсировать функции одних систем другими, а в конечном итоге - преодолеть биологические и социальные ограничения развития.
Общая логика изложения ведет от концептуальной проработки темы к ее практическому воплощению. В этом плане интересны организационно-педагогические условия оптимизации социально-культурной интеграции детей-инвалидов. Автор здесь убедительно показывает, что проблема инвалидности в гораздо большей степени является социальной и социальнопсихологической проблемой. Ребенок с ограниченными возможностями - не пассивный объект социальной помощи, а человек, имеющий право на удовлетворение самых разносторонних социальных потребностей - в познании, общении, творчестве. Следовательно, для полноценной социализации должна быть создана система условий и методов, позволяющих компенсировать ограничения, препятствующие его социализации, инкультурации и индивидуальному развитию.
Такое понимание проблемы привело к идее создания на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Алый парус» программы, способной обеспечить максимально эффективную включенность ребенка в культуру и социум. Программа выстраивается на нескольких уровнях: она включает концептуальное обоснование и принципы деятельности; в ней представлены и проработаны основные направления и содержание деятельности (в частности, художественно-творческая, психологическая, физическая реабилитация, социально-психоло-гическая адаптация и социальная поддержка инвалидов, профессиональная ориентация и обучение, организация учебно-образовательной деятельности, защита и представление интересов инвалида в обществе). Содержательный блок программы представлен в виде направлений социально-реа-билитационной деятельности, которые конкретизированы соответствующими модульными проектами («Мы вместе»; «Моя семья»; «Рука помощи»; «Я - гражданин»; программа «Технологии»; Арттерапевтический, состоящий из трех проектов: «Библиотерапия», «Музыкальный театр», изотерапевтическая программа).
Теоретический вклад автора состоит: в обосновании сущности социализации ребенка-инвалида как педагогически организованного процесса освоения личностью основного
репертуара социальных ролей, воспроизводства социокультурного опыта, необходимого для полноценного включения ребенка в общественную жизнь; в выявлении специфики процесса социализация ребенка-инвалида, который носит компенсаторноадаптационный характер и предполагает целенаправленный поиск дополнительных ресурсов, необходимых для развития личности и компенсации дефекта; характеристике социально-интегрирующего потенциала социально-культурной деятельности; обосновании критериев эффективности социализации ребенка-инвалида, выступающих в качестве ориентира педагогической деятельности и фиксирующих степень развития и реализации способностей ребенка-инвалида, параметры качество образа жизни, позитивную самооценку и степень удовлетворенности личности своим социальным статусом в значимых сообществах и социально-психологических средах.
ВЖЖрючек, профессор, зав. кафедрой СКД, ректор Волгоградского института
искусств и культуры:
Проблема, рассматриваемая в исследовании Г.Р. Зиатдиновой весьма своевременна и актуальна как для теории, так и для практики социально-культурной деятельности. Как показывает практика, методы традиционной педагогики, сформировавшиеся на иной методологической базе, не способно в полном объёме решить проблему социализации ребёнка с ограниченными возможностями. Значительная социализирующие возможности заложены в социально-культурной деятельности, которая способна компенсировать дефициты социализации других институтов. Однако данный аспект проблемы слабо разработан в специальной литературе. В этой связи данные исследования представляют собой интерес позволивший автору обнаружить противоречия и сформулировать основную идею работы на уровне научной рефлексии процессов социализации детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности. Одним из самых существенных достижений соискателя можно назвать научнопрактическую разработку компенсаторных возможностей социально-культурной деятельности, определяющих её социализирующий потенциал. К теоретической значимости данной работы, согласившись с соискателем, можно отнести обоснование социально-педагогических условий повышения эффективности социализации детей-инвалидов.
Гончарова О.Л., кандидат психологических наук, директор ГАУСО «Центрреабилитации инвалидов «Восхождение» МТЗ и СЗ Республики Татарстан:
Исследование Зиатдиновой Г.Р. представляется чрезвычайно актуальным в связи с ростом числа инвалидов, а также в связи с тем, что содержание и формы социокультурной политики в отношении инвалидов требуют существенной корректировки. Особенно актуальной является проблема совершенствования условий социализации детей-инвалидов -здесь отсутствие или несвоевременное осуществление специальной помощи педагогов и психологов приводит к серьёзным и даже необратимым последствиям.
Основная идея работы - изучить потенциалы и ресурсы социально-культурной деятельности в системе социализации детей-инвалидов и разработать организационнопедагогические условия их реализации. Автор осуществляет анализ психолого-педагогических аспектов социально-культурной интеграции детей-инвалидов, характеризует основные проблемы инвалидов как субъекта жизнедеятельности и объекта социальной политики, рассматривает основные направления, противоречия и проблемы социальной политики в отношении инвалидов. Это позволяет обосновать основные направления социокультурной интеграции инвалидов, разработать теоретические основания социально-культурной интеграции инвалидов, а также обосновать организационно-педагогические условия оптимизации социально-культурной интеграции детей-инвалидов.
Наибольший практический интерес представляет модель Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Алый парус» - реализуемые на его основе программы способны комплексно решать проблемы социальной адаптации, педагогической, психологической, медицинской и профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Модель включает концептуальное обоснование деятельности