Научная статья на тему 'Сотрудничество вузов и промышленных предприятий для обеспечения регионального развития'

Сотрудничество вузов и промышленных предприятий для обеспечения регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1667
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / UNIVERSITIES / HIGHER EDUCATION / INDUSTRY / SYSTEM INTERACTION / REGION / DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Анна Дмитриевна

Статья посвящена теме создания систем взаимодействий образовательных учреждений высшего образования и промышленных предприятий для обеспечения развития отдельных регионов и, как следствие, всей национальной экономики. Целью исследования является анализ практики создания и укрепления связей образовательной и бизнес сфер для покрытия необходимости промышленных предприятий в кадрах соответствующей квалификации. В ходе анализа выявлены проблемы и недостатки развития современного промышленного сектора (обобщенно для Российской Федерации и в частном случае для Свердловской области). В статье доказывается тот факт, что региональное развитие обеспечивается созданием условий для формирования качественных профессиональных кадров как основы современной инновационной экономики. Делается вывод о том, что кластеризация промышленных предприятий и высших учебных заведений приведет к выигрышу от сопутствующего экономического эффекта, который позволит в дальнейшем обеим сторонам создать более высокую стоимость для своих конечных потребителей, чем организациям, изолированным друг от друга. В статье представлена схема взаимодействия университетов и предприятий промышленного комплекса, а также сферы осуществления переговоров о сотрудничестве и экономические эффекты для каждой из сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND INDUSTRIAL ENTERPRISES FOR ENSURING REGIONAL DEVELOPMENT

The paper is devoted to a subject of creation of systems of interactions of universities and industrial enterprises for ensuring development of certain regions and all national economy. A research objective is the proof of expediency of creation and strengthening of ties education and business for a covering of need of the industrial enterprises for shots of the corresponding qualification. Problems and shortcomings of development of modern industrial sector are revealed. Expediency of use of practice of a clustering of the industry and the universities and activization of investment and innovative activity when developing industrial policy of regions is proved. A conclusion that the clustering of the industry and universities will lead to a prize from the accompanying economic effect which will allow them to create higher cost for the end users, than the companies isolated from each other is given. The scheme of interaction of universities and enterprises, spheres of implementation of negotiations on cooperation and economic effects for each of the parties is presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество вузов и промышленных предприятий для обеспечения регионального развития»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.4.117-1290

СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ТИХОНОВА АННА ДМИТРИЕВНА,

старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена теме создания систем взаимодействий образовательных учреждений высшего образования и промышленных предприятий для обеспечения развития отдельных регионов и, как следствие, всей национальной экономики. Целью исследования является анализ практики создания и укрепления связей образовательной и бизнес сфер для покрытия необходимости промышленных предприятий в кадрах соответствующей квалификации. В ходе анализа выявлены проблемы и недостатки развития современного промышленного сектора

со

(обобщенно для Российской Федерации и в частном случае для Свердловской области). В g статье доказывается тот факт, что региональное развитие обеспечивается созданием 041 условий для формирования качественных профессиональных кадров как основы современной инновационной экономики. Делается вывод о том, что кластеризация промышленных предприятий и высших учебных заведений приведет к выигрышу от сопутствующего экономического эффекта, который позволит в дальнейшем обеим сторонам создать более высокую стоимость для своих конечных потребителей, чем организациям, изолированным друг от друга. В статье представлена схема взаимодействия университетов и предприятий промышленного комплекса, а также сферы осуществления переговоров о сотрудничестве и экономические эффекты для каждой из сторон.

взаимодействия; регион; развитие; эффективность.

o n

o

>

о

х

О

Ключевые слова: университеты; высшее образование; промышленные предприятия; система т

CD

m

__o

CL s

COOPERATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS §

AND INDUSTRIAL ENTERPRISES FOR ENSURING |

REGIONAL DEVELOPMENT |

o m

ANNA D. TIKHONOVA, z

о

Department «Business Economics», ^

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, ^

e-mail: [email protected] ш

о

The paper is devoted to a subject of creation of systems of interactions of universities and industrial 2

enterprises for ensuring development of certain regions and all national economy. A research g

objective is the proof of expediency of creation and strengthening of ties education and business for a щ

covering of need of the industrial enterprises for shots of the corresponding qualification. Problems q

and shortcomings of development of modern industrial sector are revealed. Expediency of use of <

__en

© Тихонова А. Д., 2016 о

practice of a clustering of the industry and the universities and activization of investment and innovative activity when developing industrial policy of regions is proved. A conclusion that the clustering of the industry and universities will lead to a prize from the accompanying economic effect which will allow them to create higher cost for the end users, than the companies isolated from each other is given. The scheme of interaction of universities and enterprises, spheres of implementation of negotiations on cooperation and economic effects for each of the parties is presented in the paper. Keywords: universities; higher education; industry; system interaction; region; development; efficiency.

JEL: I00, I20, R58.

Введение

Глобальное усиление конкуренции товаров, технологий, капиталов и рабочей силы в связи с технологическими изменениями, усиливающими значение инноваций в современной экономике, подчеркивает приоритетность стратегического подхода к долгосрочному планированию социально-экономического развития страны.

Устойчивое экономическое развитие государства и возможность укрепления конкурентоспособности на мировом рынке предполагают развитие макро-, мезо- и ^н микроэкономических факторов, обеспечивающих экономический рост отдельных см субъектов экономики.

^ Трансформация экономических систем на международном уровне порождает

^ жесткую конкуренцию в сферах инноваций, информации и знаний. ^ Сырьевая направленность российской экономики, по мнению многих

0 исследователей, отличается недостаточной международной и внутренней щ межотраслевой и межрегиональной интеграцией, низким внутренним спросом,

неразвитой инфраструктурой, отсталостью предприятий в техническом и § технологическом плане, недейственностью связи науки и производства,

1 несоответствием менеджмента стратегическим целям адаптации национальной

° экономики к процессам глобализации.

о „ „

^ В связи с этим одним из направлений развития национальной экономики

^ становится увеличение эффективности деятельности промышленных предприятий в

^ рамках взаимодействий структур бизнеса, науки и образования для достижения

о высокой динамики развития наукоемких производств.

^ Национальные образовательные организации высшего образования (ВО)

¡^ активно пытаются адаптировать зарубежный опыт организации учебного процесса

се

15 о о

С

о со

как для федерального, так и для регионального уровней.

Документами, регламентирующими процесс принятия решений по данным вопросам, являются: закон «Об образовании»1 и государственная Программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.2 — на федеральном уровне; распоряжения Правительства РФ и программы развития с ориентацией на федеральные критерии о и показатели деятельности — по регионам.

Чтобы достичь высокой эффективности на национальном уровне,

^ необходимо, в первую очередь, модернизировать систему образования именно

ш регионов (разрабатывая стратегии социально-экономического развития округов)3,

о поскольку на данный момент наблюдается тенденция пресыщения рынка труда

2Е невостребованными выпускниками по некоторым профилям специальностей,

г следствием чего в итоге становится массовая смена специальностей. о о ш

о

1 См.: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. <С 2 См.: Распоряжение Правительства РФ N° 2148-р «Развитие образования: гос. программа РФ на 2013-2020 гг.» от

Л 22.11.2012 г.

3 3 См.: Распоряжение Правительства РФ № 1757-р «Стратегия социально-экономического развития Уральского

5 федерального округа на период до 2020 года» от 6.10.2011 г.

Следовательно, формируя и выполняя образовательный заказ, образовательные организации должны учитывать потребности работодателей, а те, в свою очередь, должны формировать требования к компетенциям и принимать участие в разработке образовательных программ подготовки выпускников.

Поэтому становится принципиально важным создание и использование системы взаимодействия образовательных организаций и бизнес-сообщества, которая позволит реализовать подготовку компетентных кадров, способных обеспечить развитие соответствующих региональных производств.

Обзор опыта взаимодействия бизнес-сферы и образовательных

организаций

Современное состояние системы взаимодействий сфер бизнеса и образования характеризуется противоречием между необходимостью осуществления данного взаимодействия и неприспособленностью большинства предприятий и университетов к эффективному его осуществлению.

Довольно многие исследователи посвятили свои работы вопросу оценки эффективности работы университетов со стороны стейкхолдеров (Donaldson and Preston, 1995; Figge and Schaltegger, 1999; Kochan and Rubenstein, 2000).

Великобритания, Ирландия, Германия представляют опыт других стран, добившихся значительных результатов в данном вопросе.

В Меморандуме о введении двухуровневого высшего образования S представители немецкого бизнес-сообщества предупреждают о риске появления в см процессе реформирования поверхностных изменений существующих программ ^ бакалавриата, которые помешают выполнению задачи по обеспечению подготовки ° того качества, которое требуется для обеспечения будущей занятости. По их мнению, необходим полный пересмотр имеющихся программ с интенсивным участием самой -5 бизнес-сферы. Ф

По мнению Г. А. Лукичева, примерами наиболее значимых результатов в реализации взаимодействий бизнес-сообщества и образования являются Великобритания и Ирландия (Лукичев, 2005). В Великобритании представителями | академического сообщества, бизнеса, образования и соответствующих о государственных органов ежегодно разрабатывается «Заявление о требованиях к ° квалификациям высшего образования». «Заявление» учитывает изменения, £ происходящие в требованиях рынка труда. Этот документ помогает вузам в 1 ориентации на разработку и реализацию тех стратегий, которые обеспечат g выпускникам занятость в дальнейшем. В связи с этим разрабатываются ^ меры, призванные преодолеть имеющиеся несоответствия вузовской подготовки ^ реальным кадровым потребностям экономики, а также сблизить деятельность о. бизнеса и образования в процессе интеграции в сферу инновационной g деятельности.

Правительство Великобритании считает, что общество, основанное на о знаниях, создает экономическую конкурентоспособность и повышает уровень жизни ^ на базе эффективного взаимодействия бизнеса и образовательных организаций ВО, а также с помощью разделения функций развития знаний между ними.

В 2001 г. были созданы так называемые секторальные советы (Sector Skills Councils), формулирующие и определяющие требования по профессиональной подготовке, отвечающие реальным потребностям экономики. При этом правительство выделяет каждому совету ежегодно 1 млн фунтов стерлингов, несмотря на участие в составе советов представителей крупного бизнеса. ®

Образовательные организации же получают возможность расширить круг о

баз практик. Например, университет Брайтон довел свой показатель ш

прохождения производственной практики до 55% общей численности студентов о

бакалавриата. <с

z СП 3

о

Координацией процесса составления общей картины потребностей экономики в кадрах и анализом требований по подготовке в стране занимается Агентство по развитию секторальных профессиональных знаний и умений (Sector Skills Development Agency). Эксперты рекомендуют образовательным организациям предоставлять более полную информацию о качестве образования и внимательно отслеживать рациональный баланс выпускников по направлениям подготовки в соответствии с реальными нуждами.

Если же рассматривать исторический разрез российской экономики, следует отметить, что образовательные организации в СССР ориентировались на запросы отечественной промышленности и осуществляли подготовку студентов технических направлений, имея обширный список таких специальностей и минимальную долю управленческих, экономических и пр. Однако при обучении по программам этих профилей акцент осуществлялся также на производство. То есть в процессе обучения происходило знакомство с технологическим процессом и системой. Экономические и управленческие программы большей популярностью пользовались при переподготовке работников для их перехода в управленческое звено. Образовательные учреждения характеризовались обширной собственной практической базой, отвечающей тенденциям развития промышленности, высоким качеством преподавания и, как следствие, общим высоким профессиональным уровнем подготовки специалистов-выпускников. Это объясняется тем, что S образовательные учреждения работали в связке с предприятиями. Практически 02 каждый вуз имел либо внешнюю кафедру, прикрепленную к профильному ^ предприятию, либо систему связей с различными предприятиями, позволяющую z: реализовывать прохождение практики студентами старших курсов и I4-" предоставляющую возможность их дальнейшего трудоустройства. о Кадровый потенциал предприятий развивался вместе с самими

Ф предприятиями. При освоении новых технологий возникала потребность в повышении квалификации персонала, задействованного в процессе производства. ^ Потребность в переподготовке возникала при повышении и переводе на и руководящую должность, где, помимо знания технических особенностей процесса ° производства, требовались экономические, управленческие и/или юридические ° навыки и знания.

сс Работая в жесткой связке с промышленностью, образовательные

ин организации анализировали потребность в специалистах и формировали в необходимое предложение, поскольку активно развивающаяся промышленность ^ задавала заказ на кадры и их специализацию.

^ За счет существования системы распределения вузы обеспечивали

ф

о. укомплектованность штата предприятий именно теми специалистами, в которых существовала необходимость в данный момент времени. Т.е. специалист работал именно по тому профилю, по которому проходил обучение в образовательной

О

о

С

о организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С развалом плановой экономики и приходом в Россию рыночных

о экономических отношений связь с промышленными предприятиями у многих

Ь образовательных организаций была разорвана. Не имея требуемой материально-

з технической базы (МТБ), профессорско-преподавательского состава (ППС) и

ш стремясь удовлетворить спрос на кадры с высшим образованием, многие вузы стали

^ создавать факультеты экономических, юридических и управленческих

^ направлений, большое количество которых не могло не сказаться на качестве

^ получаемого образования. Толчком к этому стал рост конкуренции между

§ образовательными организациями, которым пришлось осуществлять выбор между

^ расширением и внутренним развитием.

о Государство как одна из заинтересованных в росте национальной экономики

< сторон должно стремиться к устранению проблем промышленного комплекса.

ее Технический уровень производства при этом должен определяться не столько о

состоянием станочного парка промышленных предприятий, сколько научно-технологическим потенциалом и наличием высококвалифицированных специалистов, способных решать высокотехнологичные задачи реализации долгосрочного экономического роста.

Анализ проблем развития российской промышленности

Согласно статистическим данным и опросам руководителей 3,5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий, проведенным Федеральной службой государственной статистики во второй половине 2015 года, в целом по промышленности средний уровень загрузки производственных мощностей составляет 60%, при этом сохраняется необходимость повышения технического уровня производства. Численность занятых в целом соответствует фактическому объему производства, однако часть организаций ощущает недостаток в квалифицированных работниках.

К проблемам развития отрасли машиностроения можно отнести следующие:

- неумение составлять бизнес-планы (разработка не превращается в продукт из-за дефектов планирования);

приоритет в выборе управленческих решений отдается дешевизне, а не инновационности;

- недопонимание предприятиями выгоды ценовой конкуренции инновационных разработок (новая технология подразумевает не экономию денежных средств, ■н а, прежде всего, новое качество продукции или процесса); см

- ориентация предприятий не на спрос, а на возможности; ^

- недостаток информации о мировых разработках и инновациях; °

- малое число каналов коммерциализации инноваций;

- отсутствие «технологических» предпринимателей, ориентированных не на о гарантированный результат, а на рисковые инновационные внедрения; ф

- отсутствие достаточного количества венчурных фондов и предпринимателей,

обладающих возможностью вложить средства в развитие отрасли в плане §

инновационного развития. |

Указанные проблемы могут быть устранены посредством подготовки °

о

инновационно-компетентных кадров для дальнейшего развития промышленности. ^

Еще одной не менее важной проблемой является подготовка для о; промышленности и машиностроения экономически компетентных кадров.

Специалисты по проведению маркетинговых исследований, изучению и §

прогнозированию спроса, продвижению продукции на рынок являются одной из ^

наиболее дефицитных групп персонала. С нехваткой этой категории сотрудников ^

сталкивается около 50% предприятий машиностроения. Почти на 45% предприятий о, наблюдается дефицит квалифицированного персонала в сфере разработки и

внедрения информационных технологий. На трети компаний сохраняется &

неудовлетворенность спроса на нормировщиков и специалистов кадровых служб. о

Каждый четвертый завод испытывает нехватку в экономистах и финансовых "

работниках для цехов и производства. о

На предприятиях машиностроения также довольно часто наблюдается <;

дефицит кадров высшего управленческого звена. Около 40% опрошенных з

руководителей указывают на отсутствие нужного количества специалистов в сфере ш

разработки стратегии развития предприятия. Более трети опрошенных отмечают 0

дефицит топ-менеджеров. Ц

Вышесказанное свидетельствует об остром дефиците §

высококвалифицированных специалистов в промышленности, что является § сдерживающим фактором развития предприятий в данной сфере. Обобщая

недостатки и опыт инновационного развития передовых стран мира, человеческий °

потенциал в промышленной сфере можно увеличить путем подготовки специалистов <

в сфере экономики и управления производством. сс

го

Экономический эффект от эксплуатации человеческих ресурсов промышленного предприятия является главным критерием эффективности управления. Он может выражаться

- в оптимизации численности персонала;

- в повышении производительности труда;

- в увеличении объемов и сроков переработки информации;

- в улучшении финансовых показателей деятельности предприятия;

- в повышении конкурентоспособности предприятия.

Однако обеспечение достижения целей развития национальной экономики невозможно без детализации ориентиров регионального развития как одной из составляющих общей системы планирования.

Обеспечение регионального развития через взаимодействие вузов и промышленных предприятий

По мнению автора, регион может обеспечить себе благополучное развитие, опираясь на свой трудовой и производственный потенциал.

Наличие достаточно богатого опыта в разработке и реализации региональной промышленной политики отличает, например, Свердловскую область. Здесь Институтом экономики УрО РАН, Министерством промышленности и науки Свердловской области и Уральской государственной юридической академией был ■н создан модельный проект Федерального закона «О региональной промышленной см политике в РФ». Значительная роль в данном Законе отводится не только ^ ориентации на высокотехнологичные сектора, но и осуществлению модернизации ^ низкотехнологичных секторов промышленности, являющихся базовыми. При этом особое внимание уделяется необходимости учета ресурсных возможностей, о связанных с региональными особенностями, согласованию мероприятий по всем ф иерархическим уровням, согласованию механизмов промышленной политики, реализующих принципы кластерного развития, государственно-частного § партнерства, проектной реструктуризации и модернизации действующего производства. В Законе предусмотрена отдельная статья, посвященная организации

§ регулярного мониторинга, призванного оценить результативность проведенных о т

мероприятий и помочь своевременно скорректировать управленческие решения. Однако, несмотря на то, что стратегическое сотрудничество институтов гражданского ■Ц общества, бизнеса и государства способствовало бы развитию национальной о промышленности, данный закон не был вынесен на обсуждение Госдумы РФ ^ (Татаркин и Романова, 2014).

Свердловская область является одним из эффективных регионов-двигателей а. России и относится к современным индустриально развитым территориям. Это о состояние достигается за счет наличия высококвалифицированных кадров, более о. высокого, чем в других регионах, уровня жизни. Однако в это же время в области о наблюдается большое количество технически устаревших основных фондов, высокий " удельный вес отраслей сырьевой направленности, а также моноотраслевой характер о производств в средних и малых городах. Следует отметить, что, несмотря на всю важность таких сфер экономической деятельности, как, например, сфера услуг, з финансово-кредитная сфера, им принадлежит лишь вспомогательная роль, а ш основой развития Среднего Урала выступает производственная сфера (Боуш, 2010). 0 Региональное развитие обеспечивается созданием условий для

2Е формирования качественных профессиональных кадров как основы современной § инновационной экономики. В связи с этим одним из направлений развития о экономики России является значительное повышение эффективности ¡^ промышленности и создание новых высокопроизводительных рабочих мест. ® Добиться этого возможно только при условии повышения эффективности

< имеющихся технологий и их модернизации за счет наращивания Щ интеллектуального капитала, как на федеральном, так и региональном уровне. о

Привлечение трудовых ресурсов в рамках потребностей каждого конкретного региона обеспечит оптимальную продуктивную занятость, развитие и трансформацию региональной экономики и усилит роль региональных государственных органов власти в реализации эффективной кадровой политики. Это в свою очередь в перспективе повлияет на темпы экономического роста и рост качества жизни и благосостояния населения регионов.

Это доказывает целесообразность использования практики кластеризации промышленности (Бочко, 2014) и образовательных организаций, а также активизации инвестиционно-инновационной деятельности при разработке промышленной политики регионов.

В целом в настоящее время, по мнению А. Г. Бутрина, в рамках кластеров различного уровня достигаются следующие основные факторы экономического эффекта:

рациональность использования группами предприятий топливных, минерально-сырьевых ресурсов и природных условий;

- полнота и эффективность использования территорий;

- эффективность совместного использования производственной и социальной инфраструктуры;

рациональность территориального совмещения взаимосвязанных производств, обеспечивающая снижение себестоимости единицы продукции и удельных инвестиций на производство продукции; ■н

- создание единой крупной строительной базы; см

- сочетание в рамках кластера предприятий, обеспечивающих более широкое ^ развитие интеграции и взаимодействий; °

- рациональность организации управления кластерами (Бутрин, 2014).

Кластеризация промышленности и вузов позволит им создать более высокую о стоимость для своих конечных потребителей, чем у компаний, изолированных друг ф от друга, что обеспечит выигрыш от сопутствующего экономического эффекта.

Одной из целей государственной поддержки развития общества и экономики || является развитие кооперации российских организаций высшего образования и | производственных предприятий, развитие образовательной и научной деятельности

4 См.: Постановление Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских

О х

в вузах, стимулирование использования производственными предприятиями ° потенциала российских университетов, стимулирование инновационной деятельности и развитие наукоемкого производства4.

Следовательно, в интересах регионального развития следует создать систему

взаимодействия образовательных организаций и промышленного комплекса в

<

рамках нескольких взаимосвязанных этапов. ^

Ой ср

ъ

о о ср

го ш о

На первом этапе следует изучить конъюнктуру рынков труда и образования. При этом требуется провести анализ потребностей рынка труда в кадрах определённой квалификации (специальности), спрогнозировать дальнейшую потребность в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также о изучить социальную потребность общества в получении образования по " определенной специальности. о

Второй этап подразумевает организацию образовательного процесса для соответствия требованиям государственных стандартов по определенным специальностям и требованиям конкретных потребителей.

Третий этап заключается в трудоустройстве выпускников и комплексной работе вузов с предприятиями региона с целью удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах на момент выпуска.

Приоритетными задачами университета в этом случае становятся: - мониторинг изменений на производстве, в науке, обучении;

высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного з

производства» от 09.04.2010. (http://www.p218.ru/ - Дата обращения: 04.03.2016). О

О

- обработка и систематизация научных знаний и их актуализация в процессе обучения;

- научные изыскания;

- осуществление инновационной деятельности по внедрению современных методов обучения и учебных курсов.

Реализация подобных задач подразумевает создание совместной ресурсной базы университетов и предприятий (материально-техническое обеспечение, информационная, экспериментальная базы, иной преподавательский состав и пр.).

Выбор форм взаимодействий вузов и предприятий для обеспечения регионального развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе анализа исследований Н. Р. Кельчевской и М. И. Срогович можно выделить несколько форм взаимосвязей вузов и промышленности (Кельчевская и Срогович, 2002):

1. Постоянные контакты университетов с рынком труда с целью мониторинга изменений его потребностей и требований.

2. Учет требований, предъявляемых промышленными предприятиями, при разработке и реализации учебных планов.

3. Осуществление профессионализации образования; процесс сокращения количества специальностей в рамках многопрофильного обучения.

со 4. Оценка и корректировка учебных программ после анализа их успешности

о в процессе подготовки выпускников к дальнейшей жизни. ^ 5. Сохранение и укрепление партнерских связей, заключающихся в

™ - организации стажировок на промышленных предприятиях;

- участии предприятий в модернизации учебного оборудования; участии квалифицированных профессионалов в процессах обучения и управления.

® 6. Внедрение практики обучения на предприятии как ключевого элемента

профессионального образования.

^ 7. Внедрение и совершенствование информационных структур.

о 8. Создание консультативных комиссий, состоящих из представителей

о государства, промышленности и образования, которые будут заниматься

^ разработкой содержания учебных программ по определенным специальностям.

^ 9. Совершенствование системы содействия трудоустройству через

ш - распределение; о

о. - поиск стажировки вузом;

- банки данных;

® - помощь служб трудоустройства вузов;

- «гарантию» трудоустройства выпускникам (возмещение определенной суммы, если выпускник остается безработным по истечении полугода после окончания вуза);

- использование «свободного ходатайства» - «бюллетеней трудоустройства ^ компаний», рассылаемых фирмами, занимающимися трудоустройством;

Ь - предоставление неформальной гарантии трудоустройства со стороны фирмы -=] «найтея»;

Ц - организацию помощи выпускников прежних лет.

^ Реализация этих направлений может осуществляться в разных форматах:

щ - непосредственно на предприятии; о - непосредственно в образовательной организации; о - дистанционно (с привлечением ИКТ).

ш Все формы подразумевают проведение лекций, практик, семинаров,

о конференций и т.д.

<с В системе ВО существуют две традиционные модели подготовки

о^ выпускников: «университетская» и «прикладная». Первая ориентирована на общую о подготовку, не привязанную к определенной последующей профессиональной

о о с^ с

о т

деятельности, и расширение кругозора. Вторая подразумевает получение необходимой квалификации, позволяющей выпускнику адаптироваться к деятельности в определенной профессиональной среде.

Эти модели параллельны, но подразумевают наличие конкуренции между собой. Их различие заключается в типе формируемого человеческого капитала (развитие общих или специфических знаний и навыков), а также контроле и оценке результатов деятельности вуза со стороны стейкхолдеров.

Исследованные опросы показывают, что работодатели чрезвычайно низко оценивают эффективность ВО в части практической составляющей подготовки выпускников: они отмечают отсутствие практических навыков и необходимых компетенций.

Однако набор знаний и навыков, профессиональных качеств, а также особенностей поведения работника для каждой организации при этом предполагается свой. Такой набор компетенций должен стать инструментом формирования взаимовыгодных взаимодействий между бизнес-сообществом и вузом.

Таким образом, при выборе моделей взаимодействия, вузам следует определить, на что в большей степени ориентированы запросы стейкхолдеров: «университетскую» или «прикладную» подготовку.

Схема взаимодействия университетов и предприятий может быть основана на следующем (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимодействия университетов и предприятий Источник: составлено автором в процессе исследования.

Таким образом, в зависимости от отраслевой принадлежности стейкхолдеров, переговоры о сотрудничестве могут осуществляться в следующих сферах:

- размещение университетских подразделений в территориальной близости от конкретных предприятий:

- прием в вуз обучающихся путем целевого приема:

- повышение квалификации кадрового состава предприятий-стейкхолдеров;

- трудоустройство выпускников университета на предприятпя-стейкхолдеры;

- осуществление прогнозирования перспективных потребностей предприятий-стейкхолдеров в специалистах:

- совместная разработка требований к выпускаемым специалистам:

- реализация магистерских программ:

- формирование промышленной политики региона:

- организация всех впдов практик:

- внедрение в учебный процесс совместных НИОКР;

- привлечение к процессу обучения сотрудников предприятий-стейкхолдеров;

- проведение экскурсий, совместных конференций и семинаров;

- поддержка предприятиями-стейкхолдерами исследовательской деятельности и проектов по улучшению качества образования;

со ■н о см

о с

О >

о

х

О

т

го ш

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з О ш СП

о

о о ш

о <

- содействие предприятии-стеикхолдеров в организации стажировок для преподавательского состава университета;

- развитие инфраструктуры научно-образовательной сферы;

- практическая реализация фактического научного задела вуза и его дальнейшее развитие;

- развитие социального и материально-технического обеспечения, как вуза, так и предприятий-стейкхолдеров;

- пропаганда и популяризация стейкхолдеров;

- стипендиальные проекты;

- спонсорство;

- создание совместных лабораторий;

- создание базовых кафедр;

- создание совместных научных / инновационных и пр. центров;

- разработка региональной программы развития отрасли;

- совместные экспертные исследования;

- консультационная деятельность;

- разработка научно-технической документации;

- разработка отраслевых стандартов;

- совместные аналитические исследования, направленные на выявление точек ю роста всех стейкхолдеров;

^ - публикация совместных разработок в научных изданиях;

041 - совместная работа по получению грантов, участию в национальных и

^ международных выставках и конкурсах;

2 - проведение маркетинговых исследований для поиска сегментов, где, в

^ зависимости от технических характеристик, предприятия-стейкхолдеры смогут

|2 получить конкурентные преимущества;

ф - анализ проектов и технологий в интересах предприятий-стейкхолдеров; „ - совместное создание баз электронных образовательных ресурсов;

х

* - взаимная помощь при организации защит диссертационных исследовании; Щ - разработка и внедрение стандартов качества; о - профориентационные работы;

т - обеспечение государственной поддержки региона / отрасли;

§ - разработка и внедрение совместных имиджевых атрибутов.

го ш

Заключение

< Для обеспечения поддержания и дальнейшего развития взаимодействий

ф вузов и промышленных предприятий, вуз с помощью структурных подразделений с^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 о О

должен создавать микро- и мезо-инфраструктуру, обеспечивающую связи между всеми стейкхолдерами, их совместное функционирование, эффективность обмена специфичными ресурсами (знаниями, навыками, опытом, информацией) и реализацию конкордации.

В целях формирования «кластерного» взаимодействия вузов и предприятий необходимо предусмотреть:

- определение текущей и перспективной кадровой потребности (3 промышленных предприятий региона в специалистах из числа выпускников

о; образовательных организаций;

о

о о ш

о <

- предоставление мест для прохождения обучающимися практики и стажировки по профилю получаемой профессии (специальности);

- заключение трехстороннего договора о подготовке кадров (работодатель, образовательная организация, абитуриент);

- участие работодателей в формировании требований к качеству подготовки специалистов и в итоговой аттестации выпускников;

- заключение работодателями контракта с выпускниками в соответствии с уровнем и профилем полученного профессионального образования.

В результате реализации стороны получат:

- удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах промышленных предприятий региона;

- увеличение доли выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся по полученной специальности (профессии) в течение одного года после окончания обучения.

Эффект кластеризации промышленности и вуза заключается в совокупности

«4К»:

Концентрация — сбор ресурсов в пределах локальной территории.

Кооперация — вовлечение родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Конкурентоспособность и конкордоспособность (Арбенина и Бакшеева, 2014) — за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.

Вузы, таким образом, участвуя в цепочке создания ценности участников рынков, смогут удовлетворять как потребности конкретных индивидов, так и потребности работодателей и общества в целом. Анализ социально-экономических систем, исследование их сущности, условий функционирования, оценка потенциала саморазвития, основанные на принципах системности и нелинейности, сформируют новую парадигму регионального развития (Анимица, Иваницкий и Пешина, 2005; 2 Анимица, Блусь и Дворядкина, 2008). см

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ °

Анимица Е. Г., Блусь П. И. и Дворядкина Е. Б. (2008). Регион в социально-

экономическом пространстве России: анализ, динамика, механизм управления. -5

Пермь: Перм. гос. ун-т, 378 с. Ф

Анимица Е. Г., Иваницкий В. П. и Пешина Э. В. (2005). В поисках новой

парадигмы регионального развития. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 107 с. ^

Арбенина Т. И., Бакшеева А. Д. (2014). Параметры и принципы |

конкордоспособности субъектов рынка образовательных услуг // Дискуссия, № 4, °

с. 67-72. §

Боуш Г. М. (2010). Типологизация, идентификация и диагностика кластеров

предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики, № 3, 1

с. 121-131. й

о

Бочко В. С. (2014). Перспективы развития Среднего Урала в условиях ^

растущих экономических угроз // Экономика региона, № 2, с. 43-53. ^

Бутрин А. Г.(2014). Модели и методы эффективного управления &

хозяйственными образованиями в региональных промышленных комплексах // g

Экономика региона, № 2, с. 130-140. о.

Кельчевская Н. Р. и Срогович М. И. (2002). Разработка механизма о

взаимосвязи вуза и предприятия - объективная необходимость XXI века. " Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 112 с.

Лукичев Г. А. (2005). В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования, № 4, с. 5-21.

Министерство промышленности и науки Свердловской области. (http:// mpr.midural.ru - Дата обращения: 04.03.2016).

Татаркин А. И. и Романова О. А. (2014). Промышленная политика: генезис,

региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона, °

№ 2, с. 9-21. о

Татаркин А. И., Романова О. А. и Чененова Р. И. (2010). Концепция проекта ^

Федерального Закона «О региональной промышленной политике в РФ» // Бизнес, о

менеджмент, право. (http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=710 - Дата <с

обращения: 04.03.2016). Ёг

з о

о fec

3

о ш СП

о

Экспертный сайт Высшей школы экономики. (http://opec.ru/research/ - Дата обращения: 04.03.2016).

Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 170 p.

Donaldson Tland Preston L. E. (1995). The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, Implications // Academy of Management Review, vol. 20(1), рр. 65-91.

Figge F. and Schaltegger S. (1999). What is «Stakeholder Value»? Developing Catchphrase into a Benchmarking Tool. Luneburg: University of Luneburg, 57 p.

Kochan Т. A. and Rubenstein S. A. (2000). Toward a Stakeholder Theory of the Firm: The Saturn Partnership // Organizational Science, vol. 11(4), рp. 367-386.

Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. December 2003. Skills and people (Chapter 8). L., 134 p.

Memorandum on the tiered study structure (bachelor/master). Confederation of German Employers' Associations (BDA). September 2003. (http://www.ehea.info/ Uploads/Seminars/0309_BDA-Memorandum.pdf - Дата обращения: 04.03.2016).

The Future of Higher Education. Higher Education White Paper. Presented to the Parliament by Ch. Clarke, the Secretary of State for Education and Skills January 2003. L., 106 p.

REFERENCES

^t Animitsa E. G., Ivanitsky V. P. and Peshin E. V. (2005). In Search of a New

z: Paradigm of Regional Development. Yekaterinburg, USUE Publ., 107 p. (In Russian).

Animitsa E. G., Blus P. I. and Dvoryadkina E. B. (2008). The Region in Social

0 and Economic Space of Russia: Analysis, Dynamics, Mechanism of Management. Perm, ^ Perm State University Publ., 378 p. (In Russian).

Arbenina T. I. and Baksheeva A. D. (2014). Parameters and Principles of a ^ Konkordosposobnost of Subjects of Education Market. Discussion, no. 4, pp. 67-72. (In

1 Russian).

g Bochko V. S. (2014). Prospects of development of Midlle Ural in conditions of

° growing economic threats. Economy of Region, no. 2, pp. 43-53. (In Russian).

Boush G. M. (2010). Typology, Identification and Diagnostics of Clusters of Firms: A New Methodological Approach. Voprosy Ekonomiki, no. 3, pp. 121-131. (In Russian).

Butrin A. G. (2014) Effective Management Models and Methods of Economic ^ Educations in Regional Industrial Complexes. Economy of Region, no. 2, pp. 130-140. (In Russian).

Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 170 p.

0 Donaldson T.and Preston L. E. (1995). The Stakeholder Theory of the " Corporation: Concepts, Evidence, Implications. Academy of Management Review, | vol. 20(1), рр. 65-91.

b Figge F. and Schaltegger S. (1999). What is «Stakeholder Value»? Developing

3 Catchphrase into a Benchmarking Tool. Luneburg, University of Luneburg, 57 p. oj Kelchevskaya N. R. and Srogovich M. I. (2002). Development of the Mechanism

^ of Interrelation of Higher Education Institution and Enterprise - Objective Need of the

1 21st Century. Yekaterinburg, Ural State Technical University Publ., 112 p. (In Russian). § Kochan T. A. and Rubenstein S. A. (2000). Toward a Stakeholder Theory of the g Firm: The Saturn Partnership. Organizational Science, vol. 11(4), рp. 367-386.

^ Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. December

o 2003. Skills and people (Chapter 8). L., 134 p.

< Lukichev G. A. (2005). In Search of Effective Interaction of the Higher Education

an and Employers. Economics of Education, vol. 4, pp. 5-21. (In Russian). o

Memorandum on the tiered study structure (bachelor/master). Confederation of German Employers' Associations (BDA). September 2003. (http://www.ehea.info/ Uploads/Seminars/0309_BDA-Memorandum.pdf - Access Date: 04.03.2016).

Tatarkin A. I. and Romanova O. A. (2014). Industrial policy: genesis, regional features and legislative provision. Economy of Region, no. 2, pp. 9-21. (In Russian).

Tatarkin A. I., Romanova O. A. and Chenenova R. I. (2010). The concept of the draft of the Federal Law «About regional industrial policy in the Russian Federation». Business, Management and Law. (http://www.bmpravo.ru/ show_stat.php? stat=710 -Access Date: 03.04.2016). (In Russian).

The Expert Website of Higher School of Economics. (http://opec.ru/research/ -Access Date: 03.04.2016). (In Russian).

The Future of Higher Education. Higher Education White Paper. Presented to the Parliament by Ch. Clarke, the Secretary of State for Education and Skills January 2003. L., 106 p.

The Ministry of the Industry and Science of Sverdlovsk Region. (http:// mpr.midural.ru - Access Date: 03.04.2016). (In Russian).

CD

■H

о см

о с

о >

о

х О

rn

te со

о <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

15 о О

с

о m

о

fee _i 3

о ш СП

о

о о ш

Ll_

о

_J <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.