Научная статья на тему 'Сотрудничество вуза с работодателями как условие качественной подготовки специалистов физической культуры и спорта'

Сотрудничество вуза с работодателями как условие качественной подготовки специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / подготовка специалистов физической культуры / сотрудничество учреждений / компетентность / трудоустройство выпускников / quality of education / training specialists in physical education / cooperation agencies / competence / employment of graduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Александровна Глинчикова

Проблема качества образования в современных условиях приобретает особое значение, которое должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и успешной реализацией и востребованностью полученных профессиональных знаний в практических умениях. Особенности геополитического положения региона обязывают обеспечивать выпускников высшей школы компетенциями долгосрочной конкурентоспособности. В связи с этим активизация взаимодействия вуза с работодателями дает возможность модернизации учебного процесса по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лариса Александровна Глинчикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of education quality is of particular importance in modern conditions; it must be assessed based not only on the mastery of educational programs, but also on the successful implementation of and demand for the professional knowledge obtained. The region’s geopolitical position makes it necessary to provide university graduates with competitive competences. Therefore, active cooperation between a university and employers makes it possible to modernise the process of training specialists in physical education and sports.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество вуза с работодателями как условие качественной подготовки специалистов физической культуры и спорта»



УДК 796

Л. А. Глинчикова

СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Проблема качества образования в современных условиях приобретает особое значение, которое должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и успешной реализацией и востребованностью полученных профессиональных знаний в практических умениях. Особенности геополитического положения региона обязывают обеспечивать выпускников высшей школы компетенциями долгосрочной конкурентоспособности. В связи с этим активизация взаимодействия вуза с работодателями дает возможность модернизации учебного процесса по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

The problem of education quality is of particular importance in modern conditions; it must be assessed based not only on the mastery of educational programs, but also on the successful implementation of and demand for the professional knowledge obtained. The region's geopolitical position makes it necessary to provide university graduates with competitive competences. Therefore, active cooperation between a university and employers makes it possible to modernise the process of training specialists in physical education and sports.

Ключевые слова: качество образования, подготовка специалистов физической культуры, сотрудничество учреждений, компетентность, трудоустройство выпускников.

Key words: quality of education, training specialists in physical education, cooperation agencies, competence, employment of graduates.

Основной проблемой различных уровней профессионального образования на сегодняшний день является его соответствие потребностям рынка труда. Поскольку одним из важных положений Болонской декларации, к которой Россия присоединилась в 2003 г., является ориентирование высших учебных заведений на конечный результат, когда знания выпускников не только оцениваются на высоком уровне, но и адекватно применимы на практике. Приоритетным направлением в условиях модернизации российской системы образования для любого профессионального учебного заведения, желающего обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке образовательных услуг, становится подготовка высококвалифицированных специалистов. В настоящее время одним из показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает

© Глинчикова Л. А., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 130 — 137.

уровень востребованности выпускников. Подтверждением данному факту является использование вышеуказанного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей. Успешное трудоустройство выпускников позиционируется также как престижность имиджа вуза. Имидж вуза формируется по результатам комплексной субъективной оценки работодателей, выпускников и студентов выпускных курсов — потребителей образовательных услуг [1; 2].

Взаимодействие с работодателями является достаточно сложным процессом, состоящим из различных по содержанию форм, методов, а также этапов, его целью является подготовка кадров, которые ориентированы на инновационную деятельность в современной экономической сфере. Однако надо иметь в виду, что иногда возникающие при трудоустройстве преграды в некоторой степени занижаются [2, с. 161].

В рамках реализации принятых в 2009—2013 гг. федеральных законов наблюдается активизация взаимодействия вузов с работодателями. На передний план выдвигается прикладная роль науки. В настоящее время возможность потенциального плодотворного сотрудничества вузовского образования и сферы материального производства возможно рассматривать только в данном контексте. В таком взаимодействии обе стороны — вузовская наука и работодатель — выступают как обоюдно заинтересованные партнеры: вузовская наука — как сфера воспроизводства интеллектуального потенциала, а работодатель — как потребитель специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

В связи с наметившейся тенденцией мы проанализировали деятельность Высшей школы физической культуры и спорта БФУ им. Иммануила Канта. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты России и Калининградской области, данные официальной статистики, материалы экспертных опросов руководителей учреждений и выпускников вуза. Согласно результатам исследования в регионе существует тенденция развития сотрудничества общеобразовательных и спортивных учреждений с учреждением профобразования Высшей школой физической культуры и спорта. Высшая школа физической культуры и спорта занимает особое место в регионе: это единственный вуз, который готовит специалистов по физической культуре и спорту. С одной стороны, в этом заключается преимущество Высшей школы, так как для выпускников всегда найдется рабочее место, но, с другой стороны, в условиях, когда общество максимально требует компетентного и мобильного сотрудника, способного к быстрой адаптации на рабочем месте, вузу (даже в рамках эксклавного региона с небольшим перечнем специальностей) невозможно не уделять внимания качеству обучения, развитию материальной базы, квалификации преподавателей. Следовательно, подготовка специалистов должна вестись в соответствии с современными стандартами, которые диктует рынок труда.

Сотрудничество Высшей школы физической культуры и спорта с работодателями (учреждениями системы образования и спортивными

организациями) г. Калининграда и Калининградской области осуществляется в двух направлениях: разработка концепций и программ развития физической культуры и спорта в регионе и повышение квалификации педагогических кадров. В целях повышения квалификации педагогических кадров ведется подготовка и переподготовка специалистов в системе дополнительного профессионального образования по следующим программам: «Оздоровительный массаж», «Инструктор лечебной физической культуры», «Оздоровительные технологии для ослабленных детей и подростков в звеньях системы образования», «Инструктор по плаванию», «Персональный тренер физкультурно-оздоровительных технологий», «Физкультурно-оздоровительные аква-технологии», «Бодибилдинг, фитнес в системе оздоровительных технологий», «Актуальные вопросы подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта», «Танцевально-эстетическая педагогика», «Детский фитнес». В школе работают курсы переподготовки кадров «Теория и методика физической культуры в системе образования».

В современных условиях образование должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, когда проблема качества образования приобретает особое значение, но и востребованностью и успешной реализацией полученных профессиональных знаний на практике. Таким образом, качество образования на современном уровне воспринимается как универсальная интегральная характеристика результатов образовательной деятельности. Характеристиками современной структуры профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта являются положительные качества личности, определенная совокупность знаний, умений, ориентированных на применение специалистом в рамках выбранной профессии. Профессии тренера по спорту или учителя физической культуры необходимы и ничем не заменимы. В сегодняшнем обществе эти специальности имеют свои особенности, что и обусловливает специфику знаний и умений, которые требуются для эффективной профессиональной деятельности.

Педагогический коллектив нашей школы целенаправленно формирует у студентов достаточный уровень профессиональных компетенций и способности быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям развития общества. За годы работы школы коллективом преподавателей под управлением бессменного руководителя заслуженного работника высшей школы, заслуженного тренера Российской федерации, доктора педагогических наук, профессора В. К. Пельменева подготовлено 1473 специалиста по физической культуре и спорту, из них девять получили звание заслуженного тренера России, 11 — заслуженного мастера спорта, 21 — мастера спорта международного класса, 289 — мастера спорта, три — почетного работника высшей школы.

Мониторинг трудоустройства выпускников показал следующие результаты (рис. 1).

100%

1987 -1991 уч. годы 1992 - 2002 уч. годы 2003 - 2013 уч. годы

□ трудоустроены Онет информации

□ всего работают по специальности Сработают в гос. учреждениях

Рис. 1. Данные о фактическом трудоустройстве выпускников

В последние пять лет (2008 — 2013 учебные годы) ежегодно составляется прогноз трудоустройства выпускников по специальности, поскольку это является одним из важных показателей востребованности специалистов и удовлетворенности работодателей качеством образования.

Анкетирование студентов 5-х курсов позволило выявить, что на момент заполнения анкет (май — июнь месяц в год окончания вуза) основное количество выпускников трудоустроено по специальности. Данные об итогах анкетирования представлены на рисунках 2, 3.

2008 г. 2000 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.

□трудоустроена Он* трудоустроена □прианна ■ ряды ВС

Рис. 2. Соотношение трудоустроенных и нетрудоустроенных студентов 5-х курсов за 2008 — 2013 гг.

134

Рис. 3. Соотношение студентов 5-х курсов, трудоустроенных по специальности и не по специальности за 2008 — 2013 гг.

Как следует из результатов анкетирования, спрос выпускников Высшей школы физической культуры и спорта на рынке труда повысился за последние пять лет. Так, в 2013 г. удельный вес трудоустроенных по специальности по сравнению с показателями 2008 г. возрос на 2 %, при этом значительно снизился показатель нетрудоустроенных — на 20 %. Таким образом, темп прироста трудоустроенных выпускников повышается на 4% в год за счет роста потребности на рынке труда региона в специалистах физической культуры и спорта, а также за счет повышения качества образования выпускников.

Показатель трудоустройства по профилю подготовки более информативен по отношению к другим структурным подразделениям БФУ им. И. Канта и другим специальностям. В рейтинге факультетов на протяжении последних пяти лет Высшая школа физической культуры и спорта занимает ведущие позиции, так как доля трудоустроившихся выпускников достигает 89 %, а доля трудоустроившихся по специальности составляет более 70 %. Так, по данным анкетирования, доля трудоустроившихся выпускников в юридическом институте составляет 74 %, в бизнес-школе — 55 %, более низкие показатели у гуманитарного института — 26 %.

Итак, результаты анализа трудоустройства выпускников позволяют сделать вывод, что выпускники Высшей школы физической культуры и спорта БФУ им. И. Канта достаточно востребованы на рынке труда, и этот показатель свидетельствует о высоком уровне подготовки специалистов по специальности «Физическая культура и спорт» с высшим образованием.

Создание и развитие стабильной и эффективной системы содействия профессиональному формированию выпускников, их карьерному росту является одним их основных компонентов деятельности профес-

сорско-преподавательского состава. В этом направлении определены приоритетные задачи и разработан план мероприятий по повышению конкурентоспособности и целенаправленному содействию трудоустройству выпускников с ориентацией на успех, личностное совершенствование, творческие достижения и победы. С этой целью преподавателями школы в рамках научно-исследовательских работ проводятся маркетинговые исследования в области рынка труда, содействующие мониторингу качества профессиональной подготовки обучающихся и их последующего трудоустройства. Высшая школа ФК и спорта приглашает работодателей к участию в днях открытых дверей и ярмарках вакансий, проводит теоретические и практические занятия для представителей работодателей и занимается повышением квалификации работников учреждений.

Результаты экспертного опроса руководителей организаций показывают, что наиболее распространенной формой их взаимодействия с учреждением профессионального образования является организация производственной практики студентов (83 %). Потенциальные работодатели предпочтительно участвуют в днях открытых дверей (34 %) и ярмарках вакансий (56 %), а также заключают договоры о трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной профессией и специальностью (41—43 %). Примерно 63 % руководителей используют такую форму сотрудничества, как повышение квалификации работников их организаций в Высшей школе физической культуры и спорта БФУ им. И. Канта. Работодатели также привлекаются в качестве членов государственной аттестационной комиссии, регулярно проводится мониторинг среди работодателей на предмет их видения содержания важнейших компетенций у выпускников школы и удовлетворенности потребностей организаций выпускниками Высшей школы.

Мы выявили, что на эффективность профессиональной деятельности специалиста, по мнению работодателей, влияние оказывают следующие компоненты: владение иностранным языком — 14,3 %; способность эффективно презентовать себя и результаты своего труда — 35,7%; осведомленность в смежных областях полученной специальности — 27,8 %; знание управленческого труда — 36,1 %; возможность карьерного роста и профессионального развития — 27,8 %; готовность к последующему обучению — 57,1 %; высокий уровень базовых знаний и навыков — 36,1 %; способность к восприятию и анализу новой информации, воспроизведению идей — 58,3 %; общая культура и эрудиция — 27,8 %; навыки работы на компьютере, знание различных программ для применения в работе — 27,8%; уровень общетеоретической профессиональной подготовленности — 47,2 %; уровень практических знаний и умений — 66,7 %; способность трудиться в большом коллективе — 80,6 %. Эти данные отражают меру удовлетворенности работодателей степенью профессиональной подготовки работающих выпускников (рис. 4).

136

Рис. 4. Удовлетворенность работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников

Надо отметить, что геополитическое положение Калининградской области является особенным. Соседство с такими странами, как Польша, Латвия, Литва, совместные спортивные проекты и стажировки студентов занимают все большее место в организации образовательного пространства. Это обязывает рассматривать содержание образования как человеческую культуру, а не только как узкопрофессионально детерминированную совокупность знаний, умений, способов деятельности и обеспечивать выпускников Высшей школы компетенциями долгосрочной конкурентоспособности в Европейском союзе для достижения перспективных целей. В этом направлении одной из основных задач Высшей школы физической культуры и спорта является организация и управление международной деятельностью студентов и преподавателей. Международная деятельность предполагает организацию совместных мероприятий с иностранными вузами, разработку научных и образовательных проектов. Практическим решением данных задач стало создание в 2007 г. международной «Школы молодых ученых». Участниками этого проекта являются студенты и аспиранты БФУ им. И. Канта, Кильского университета К. Альбрехта (Германия), Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Беларусь), Академии физической культуры и спорта Гданьска (Польша), Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Обсуждаемые темы в рамках направлений школы предоставляют широкие возможности для открытого заинтересованного решения актуальных проблем сообществом студентов, магистрантов и аспирантов, определения эффективных способов их решения. Работа в школе предоставляет молодым ученым перспективу для новых поисков и интересных открытий.

Таким образом, вуз в сотрудничестве с работодателями выделил ряд приоритетных качеств, которыми, на их взгляд, должен обладать выпускник для успешного трудоустройства. Характерная тенденция: приоритетно молодой специалист должен быть многофункционален в своих личностных качествах и компетенциях и затем уже иметь высокую профессиональную подготовку. Остальные положительные каче-

ства для работодателей имеют меньшие значения. Однозначно приоритетным остается качество профессиональной подготовки (хорошие знания), снижается приоритет престижности образования (которое не всегда обещает качество) и повышается приоритет личностного потенциала выпускника (компетенций). Учебные заведения, соглашаясь с работодателями, приходят к выводу, что востребованный выпускник это такой специалист, у которого есть желание, умения и знания успешно работать по своей специальности, и во многом качество его компетенций и знаний зависит от вуза.

Список литературы

1. Кудрявцева А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V ме-ждунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). Уфа, 2014. С. 167—173.

2. Семенова Н. С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь, 2012. С. 161 — 162.

137

Об авторе

Лариса Александровна Глинчикова — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]

About the author

Dr Larisa Glinchikova, Assistant Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.