ke» [Jelektronnyj resurs] // Pravoslavie.ru: sajt. URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/reformdukh-shkol.htm (data obrashhenija: 12.01.2006).
4. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na sove-shhanii Rektorov duhovnyh uchebnyh zavedenij Rus-skoj Pravoslavnoj Cerkvi 17 nojabrja 2009 g. [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriar-hata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945. html (data obrashhenija 19.12.2011).
5. Doklad Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Kirilla // Zhurnal Moskovskoj Patriarhii. 2011. № 3.
6. Primernyj uchebnyj plan po napravleniju podgotovki 48.03.01 «Teologija» // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/4279765 (data obrashhenija: 05.02.2017).
7. Prihod. Pravoslavnyj jekonomicheskij vestnik. 2008. Fevr.
8. Protoierej Maksim Kozlov: Ideal vysshego du-hovnogo obrazovanija - sochetanie prosveshhennoj svobody i stol' zhe prosveshhennogo poslushanija [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 3695196.html (data obrashhenija 06.02.2017).
9. Protoierej Maksim Kozlov: Uchebnyj komi-tet RPC: itogi 2013 goda [Jelektronnyj resurs] // Nauchnyj bogoslovskij portal. URL: http://www. bogoslov.ru/text/3713223/index.html (data obrashhenija 14.02.2017).
Reformation of spiritual education system in the modern history of the Russian Orthodox Church: comparative analysis of educational standards for clergy training of 2007 and 2011
The article deals with the reasons for further reformation of the system of spiritual education in the Russian Orthodox Church, the features of the transformation of clergy training in the development of a common curriculum. The author gives the assessment of the content of the theological and classical components of training of bachelor able to withstand the challenges of time.
Key words: the Bologna Declaration, theological seminary, standard, transformation, unified curriculum, theological and classical disciplines, challenges of time.
(Статья поступила в редакцию 18.04.2017)
л.в. дробышева
(москва)
сотрудничество России со странами снг в сфере
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 1991-2015 гг.
В статье предложены результаты историографического анализа взаимодействия России со странами СНГ в культурно-образовательной сфере в 1990-2000-е гг. Актуализированы основные направления и результаты исторических исследований данной проблемы.
Ключевые слова: культура, образование, СНГ, социально-образовательная сфера, культурно- образовательная политика.
В настоящее время опыт, состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в сфере культурно-образовательной политики в 1991-2015 гг. исследованы фрагментарно. Объективными показателями историографического анализа взаимодействия России со странами СНГ в культурно-образовательной сфере являются труды по проблемам самой историографии. К ним, в частности, относится публикация Л.В. Полякова «Методология исследования российской модернизации» [24], в которой наряду с другими анализируются проблемы культуры и образования в странах СНГ, национальной безопасности и ее роль в модернизации приоритетных гуманитарных проблем. В этой связи, на наш взгляд, ценным является тот факт, что это одна из первых аналитических работ ученых СНГ.
Аналогичные выводы сделали белорусские ученые А. Забейворота и А. Адамович в своей монографии, посвященной историографическим и методологическим вопросам литературы, опубликованной не только в Республике Беларусь, но и в странах Содружества [10]. В частности, авторы подчеркивают, что историография по проблемам образования, культуры и других гуманитарных направлений еще молодая, только формируется, что сказывается на небольшом числе работ, написанных на концептуальные темы этой крайне важной проблематики, в связи с чем затруднительно выявить весь спектр накопленного опыта сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ по формированию и реали-
О Дробышева Л.В., 2017
ИЗВЕСТИЯ вгпу
зации культурно-образовательной политики на евразийском пространстве в 1991-2015 гг.
В этой связи уместно назвать работу украинского профессора Л.Г. Табачника, в которой исследуются историографические проблемы российско-украинского сотрудничества в первые десять лет после создания СНГ [34]. В ней автор сделал попытку комплексно проанализировать труды историков, культурологов, политологов и других представителей Содружества, посвященных историографическим, теоретическим и методологическим вопросам в сфере гуманитарных проблем, в том числе культуры и образования.
Убедительно и доказательно вопросы историографии исторического опыта, состояния и перспектив сотрудничества Российской Федерации и стран Снг в сфере культуры и образования в 1991-2015 гг. разработаны в трудах доктора исторических наук, профессора Ф.У. Айбазовой [2-5], которая предложила авторскую классификацию историографических источников по вышеназванной проблематике.
Важное значение при исследовании проблемы взаимодействия России со странами Снг в культурно-образовательной сфере имеет монография А.П. Федорова «СНГ: суверенизация, интеграция, опыт социального партнерства» [36], в которой на большом фактическом материале анализируется деятельность стран Содружества в области гуманитарной политики за первые 15 лет существования СНГ после распада СССР, где отводится немалое место вопросам культуры и образования. Безусловно, это издание внесло заметный вклад в историографию СНГ. В нем анализируются состояние и перспективы приоритетных направлений деятельности Содружества в области культуры и образования с учетом их перспективы на ближайший исторический период. В историко-сравнительном плане показано решение этой важной проблемы для крупных государств Содружества.
В то же время необходимо отметить, что в вышеназванных трудах практически не говорится об имеющейся нормативно-правовой базе. Видимо, это связано с тем, что в первые 15 лет она не была окончательно создана, а находилась в состоянии совершенствования и корректировки.
Серьезному анализу процессов становления и укрепления основных направлений и приоритетов сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в сфере образования посвящены труды В.М. Филиппова,
В.П. Соколова, В.И. Рефохина, Г.А. Лукичева, Г.Ф. Ткача, В.Е. Шукшинова, В.А. Мяснико-ва, О.С. Сабденова, П.А. Адамова и др. [1; 21; 27; 28; 33; 37; 38]. Историографический анализ этих трудов свидетельствует, что их авторы - историки, культурологи, социологи, политологи, - отмечая положительные моменты, подчеркивают и тот факт, что в первое десятилетие деятельности стран Содружества культурно-образовательные отношения между Российской Федерацией и суверенными государствами развивались скачкообразно и не всегда эффективно. Несмотря на это, качество сотрудничества стран СНГ в области образования повышалось, что свидетельствовало о необходимости восстановления разрушенных с распадом СССР гуманитарных связей, где образование, как известно, играло приоритетную роль. Несмотря на недостатки методологического и теоретико-практического характера, незавершенность исследуемых сюжетов, эти труды занимают значительное место в историографии исследуемой проблемы.
Важную роль в освещении общих проблем культурной политики в Российской Федерации и странах СНГ играют публикации, вышедшие в 1990-2000-е гг. В них освещены основные аспекты международных культурных связей, их особенности, позитивные и негативные оценки, заявления глав государств и правительств Содружества в отношении общего культурного пространства [6; 7; 9; 13; 14; 30; 31; 44; 45]. Мощный импульс в историографию культурного сотрудничества Российской Федерации и республики Казахстан внесли труды доктора исторических наук, профессора Т.А. Мансурова, который на конкретном материале анализирует приоритетные российско-казахские связи по реализации как культурной, так и образовательной политики [17-20]. Труды этого ученого заслуженно признаны во всех независимых, суверенных государствах Содружества.
В конце XX - начале XXI в. вышли монографические работы, в которых в полной мере или частично изучаются вопросы культурно-образовательной политики как Российской Федерации, так и иных стран СНГ. В частности, особое место среди них занимает монография доктора исторических наук, профессора Е.И. Пивовара «Постсоветские пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк» [23]. Автор исследует предпосылки и процессы сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в сфере формирования и реализации культурно-образовательной по-
литики на постсоветском пространстве. Одновременно он анализирует основные направления ее реализации с учетом современных интеграционных процессов, происходящих в России и странах Содружества. Написанная на конкретном материале, эта монография рисует ясную картину состояния и перспектив сотрудничества России, других стран Содружества в сфере культуры, образования и науки на перспективу до 2020 г. Безусловно, выводы автора актуальны не только на евразийском пространстве, но и для мировой гуманитарной политики в целом, где диалогу в области культуры и образования придается серьезное значение [39].
В 2004 г. была опубликована монография О.А. Курамысова «Казахско-российские отношения в 90-е годы XX века: опыт, проблемы, перспективы» [12]. В ней автор посвятил специальную главу глубокому анализу сотрудничества в сфере образования и культуры. В частности, он исследовал становление и реализацию сотрудничества России и Казахстана в книгоиздательской деятельности, музыкальном и театральном искусстве, а также в кино и народном художественном творчестве. Одновременно автор уделяет внимание особенностям международных связей между Россией и Казахстаном в области культуры и образования, явившихся основой для равноправного партнерства в настоящее время. Автор обоснованно подчеркивает, что глубокое осмысление и анализ становления полноценных связей новых независимых государств, в том числе России и Казахстана, с учетом того, что этот процесс продолжает развиваться на наших глазах и представляет собой важную основу гуманитарной безопасности этих стран [Там же, с.7].
К этому же ряду принадлежат монографии и аналитические статьи доктора исторических наук, профессора Ф.У. Айбазовой [25], которая на основе конкретных данных как опубликованных, так и неопубликованных источников изучила актуальные вопросы, связанные, прежде всего, с состоянием, проблемами и перспективами сотрудничества России со странами СНГ в области культурно-образовательной политики в 1991-2005 гг. Автор в своих работах впервые определил и обосновал место, роль, общественный менталитет культуры и образования в общей системе СНГ, что позволило более адекватно реагировать на вызовы и требования XXI века.
В работе В.З. Кецко «Российская Федерация и СНГ: опыт, проблемы и перспективы со-
трудничества (1992-2005 гг.)» [11] на примере пяти государств Содружества - России, Украины, Грузии, Белоруссии и казахстана - впервые представлен комплексный анализ роли и значения Российской Федерации в ряду суверенных государств после распада СССР и образования СНГ. Автор изучил и обобщающий опыт сотрудничества этих стран на основе широкого круга документов, которые позволили составить обоснованные выводы о тенденциях, характере и динамике этого сотрудничества, установить вклад России в дальнейшее развитие и совершенствование культурно-образовательной политики стран СНГ. При этом методологическая, теоретическая и теоретическая ценность указанного труда заключается, по нашему мнению, и в том, что В.З. Кец-ко раскрыл как позитивные, так и негативные стороны сотрудничества этих стран в исследуемые годы.
особый интерес представляют труды ученых и практиков ряда стран Содружества, в частности А.С. Протопопова, В.М. Козьменко, М.А. Шпаковской, Е.А. Алданова, В.М. Филиппова, Н.Л. Яблонскене, Г.Н. Чумиковой, С.С. Шушкевича, К.А. Пшенко, А.И. Смоли-ка, О.В. Якушиной, Н.И. Лятыш, Л.Н. Тихонова, В.М. Жураковского, В.А. Садовничего, Л.Н. Паршиной и др. [6; 16; 22; 25; 26; 29; 32; 35; 37; 40; 42; 43]. В их трудах исследуются среди прочих вопросы подготовки кадров новой формации в сфере образования и международной интеграции, культуры и межгосударственной культурной дипломатии.
Таким образом, историографический анализ исследуемой проблемы выявил ряд вопросов, ответы на которые в перспективе могут послужить предметом многих исторических исследований.
список литературы
1. Адамов П.А. Основные направления СНГ в образовательной деятельности. Минск, 2011.
2. Айбазова Ф.У. СНГ: Грани сотрудничества в сфере экономики, образования, культуры. М., 2008.
3. Айбазова Ф.У. Сотрудничество России с Украиной и Белоруссией в рамках СНГ. М., 2003.
4. Айбазова Ф.У. Социально-экономическое развитие стран СНГ: успехи и просчеты. М., 2005.
5. Айбазова Ф.У. Отношения России и стран СНГ в гуманитарной сфере в начале XXI века. М., 2007.
6. Алданов Е.А. Международные культурные связи Казахстана (1991-1995): дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.
7. Ахметова А.Б. Сотрудничество России и стран СНГ в гуманитарной сфере на современном этапе. М.: РУДН, 2009.
8. Жумашев Р.М. Методологические проблемы историографии культуры Казахстана // Вестн. Караганд. ун-та. 2001. № 4.
9. Жумашев Р.М. Содержание и формы национальной культуры в историографии конца 1980 -первой половины 1990-х гг.// Проблемы историографии и источниковедения истории Казахстана. Караганда, 2002. Вып. 2.
10. Забейворота А., Адамович А. Беларусь и Россия // Национальные интересы. 2000. № 3.
11. Кецко В.З. Российская Федерация и СНГ: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества (1992-2005 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007.
12. Курамысов О.А. Казахстанско-российские отношения в 90-е годы XX века: опыт, проблемы, перспективы. Астана, 2004.
13. Левчик В.И. Основные направления культурного сотрудничества на постсоветском пространстве в 1991-2005 годы // Вестник РУДН. История России. 2010. № 6.
14. Левчик В.И. Особенности российско-белорусского культурного сотрудничества в 20002009 гг. М.: РУДН, 2009.
15. Лукичев Г.А., Ткач Г.Ф. Признание российских дипломов в контексте развития международных обменов // Материалы третьей Междунар. конф. под эгидой ЮНЕСКО. СПб., 1999.
16. Лятыш Н.И. Образование на рубеже веков. Минск, 2000.
17. Мансуров Т.А. Россия и Казахстан: перспективы интеграции. Астана, 2011.
18. Мансуров Т.А. Казахстан и Россия, интеграция и опыт партнерства в сфере образования. М., 1999.
19. Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. М., 2011.
20. Мансуров Т.А. Развитие казахстанско-рос-сийских отношений в процессе суверенизации Казахстана. М., 2010.
21. Мясников В.А. Развитие интегративных процессов в образовании стран СНГ. М., 2009.
22. Паршина Л.Н. Особенности становления и развития высшей школы Российской Федерации в 1991-1999 годы (исторический аспект): автореф. ... дис. канд. ист. наук. М., 2008.
23. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2008.
24. Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. № 3.
25. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Шпа-ковская М.А. История международных отношений и внешней политики России: учебник для вузов. М., 2010.
26. Пшёнко К.А. СНГ: формирование общего культурного и туристического пространства. М., 2002.
27. Рефохин В.И. Проблемы международного сотрудничества в образовании. М., 1998.
28. Сабденов О.С. Законодательные основы общего образовательного и научного пространства стран Содружества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2009.
29. Садовничий В.А. Главный вуз России во главе реформ высшего образования. М.: МГУ, 1996.
30. Саражанов А.М. Некоторые проблемы российско-казахстанских отношений в 90-е годы XX в. // Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история: материалы Всерос. конф. М., 2001.
31. Скакалин В.И. Развитие культуры России в годы становления новой общественно-политической системы // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: МГСА, 2003.
32. Смолик А.И. Роль межвузовских контактов в формировании единого образовательного пространства Содружества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2001. Вып. 1.
33. Соколов В.П. Образование и СНГ. М., 1998.
34. Табачник Л.Г. Историографические и методологические основы российско-украинского сотрудничества: опыт, проблемы. Харьков: Фолио, 2009.
35. Тихонов Л.Н. Система многоуровневой подготовки педагогических кадров. М., 2003.
36. Федоров А.П. СНГ: суверенизация, интеграция, опыт социального партнерства. Новосибирск, 2010.
37. Филиппов В.М Новые грани Российского университета дружбы народов // Университеты на пороге третьего тысячелетия: доклады на Между-нар. конф. М., 1995.
38. Филиппов В.М. Новая стратегия развития образования в России // Экономика образования. 2000. № 1.
39. Чубарьян А.О. Российский европеизм. М., 2009.
40. Чумикова Г.Н. Концептуальные основания культурной политики и деятельности учреждений культуры в современной России. М., 2004.
41. Шукшинов В.Е., Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М., 2008.
42. Шушкевич С.С. Образовательная политика Независимых государств // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1997.
43. Яблонскене Н.Л. Модернизация российского высшего образования в современных условиях // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: ФНПК МосГУ, 2005. Вып. 21.
44. Якушина О.В. Сотрудничество России со странами СНГ в области культуры // Образ жиз-
ни в России: история и нравственность: материалы IX Всеросс. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2007.
45. Якушина О.В. Исторический опыт сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области культуры в 90-е годы XX века: авто-
реф. ... дис. канд. ист. наук. М., 2007.
* * *
1. Adamov P.A. Osnovnye napravlenija SNG v obrazovatel'noj dejatel'nosti. Minsk, 2011.
2. Ajbazova F.U. SNG: Grani sotrudnichestva v sfere jekonomiki, obrazovanija, kul'tury. M., 2008.
3. Ajbazova F.U. Sotrudnichestvo Rossii s Ukrai-noj i Belorussiej v ramkah SNG. M., 2003.
4. Ajbazova F.U. Social'no-jekonomicheskoe raz-vitie stran SNG: uspehi i proschety. M., 2005.
5. Ajbazova F.U. Otnoshenie Rossii i stran SNG v gumanitarnoj sfere v nachale XXI veka. M., 2007.
6. Aldanov E.A. Mezhdunarodnye kul'turnye svja-zi Kazahstana (1991-1995): dis. ... kand. ist. nauk. M., 2001.
7. Ahmetova A.B. Sotrudnichestvo Rossii i stran SNG v gumanitarnoj sfere na sovremennom jetape. M.: RUDN, 2009.
8. Zhumashev R.M. Metodologicheskie proble-my istoriografii kul'tury Kazahstana // Vestn. Karagand. un-ta. 2001. № 4.
9. Zhumashev R.M. Soderzhanie i formy nacio-nal'noj kul'tury v istoriografii konca 1980 - pervoj poloviny 1990-h gg.// Problemy istoriografii i istoch-nikovedenija istorii Kazahstana. Karaganda, 2002. Vyp. 2.
10. Zabejvorota A., Adamovich A. Belarus' i Ros-sija // Nacional'nye interesy. 2000. № 3.
11. Kecko V.Z. Rossijskaja Federacija i SNG: opyt, problemy i perspektivy sotrudnichestva (19922005 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 2007.
12. Kuramysov O.A. Kazahstansko-rossijskie ot-noshenija v 90-e gody XX veka: opyt, problemy, perspektivy. Astana, 2004.
13. Levchik V.I. Osnovnye napravlenija kul'tur-nogo sotrudnichestva na postsovetskom prostranstve v 1991-2005 gody // Vestnik RUDN. Istorija Rossii. 2010. № 6.
14. Levchik V.I. Osobennosti rossijsko-belorus-skogo kul'turnogo sotrudnichestva v 2000-2009 gg. M.: RUDN, 2009.
15. Lukichev G.A., Tkach G.F. Priznanie rossij-skih diplomov v kontekste razvitija mezhdunarod-nyh obmenov // Materialy tret'ej Mezhdunar. konf. pod jegidoj JuNESKO. SPb., 1999.
16. Ljatysh N.I. Obrazovanie na rubezhe vekov. Minsk, 2000.
17. Mansurov T.A. Rossija i Kazahstan: perspektivy integracii. Astana, 2011.
18. Mansurov T.A. Kazahstan i Rossija, integra-cija i opyt partnerstva v sfere obrazovanija. M., 1999.
19. Mansurov T.A. Kazahstansko-rossijskie otno-shenija v jepohu peremen. M., 2011.
20. Mansurov T.A. Razvitie kazahstansko-rossij-skih otnoshenij v processe suverenizacii Kazahstana. M., 2010.
21. Mjasnikov V.A. Razvitie integrativnyh proces-sov v obrazovanii stran SNG. M., 2009.
22. Parshina L.N. Osobennosti stanovlenija i razvitija vysshej shkoly Rossijskoj Federacii v 19911999 gody (istoricheskij aspekt): avtoref. ... dis. kand. ist. nauk. M., 2008.
23. Pivovar E.I. Postsovetskoe prostranstvo: al'-ternativy integracii. Istoricheskij ocherk. SPb., 2008.
24. Poljakov L.V. Metodologija issledovanija rossijskoj modernizacii // Polis. 1997. №3.
25. Protopopov A.S., Koz'menko V.M., Shpa-kovskaja M.A. Istorija mezhdunarodnyh otnoshenij i vneshnej politiki Rossii: uchebnik dlja vuzov. M., 2010.
26. Pshjonko K.A. SNG: formirovanie obshhego kul'turnogo i turisticheskogo prostranstva. M., 2002.
27. Refohin V.I. Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva v obrazovanii. M., 1998.
28. Sabdenov O.S. Zakonodatel'nye osnovy ob-shhego obrazovatel'nogo i nauchnogo prostranstva stran Sodruzhestva // Vestnik Mezhparlamentskoj As-samblei. 2009.
29. Sadovnichij V.A. Glavnyj vuz Rossii vo glave reform vysshego obrazovanija. M.: MGU, 1996.
30. Sarazhanov A.M. Nekotorye problemy ros-sijsko-kazahstanskih otnoshenij v 90-e gody XX v. // Rossijskoe obshhestvo: social'no-politicheskaja, jeko-nomicheskaja i kul'turnaja istorija: materialy Vseros. konf. M., 2001.
31. Skakalin V.I. Razvitie kul'tury Rossii v go-dy stanovlenija novoj obshhestvenno-politicheskoj si-stemy // Nauchnye trudy aspirantov i doktorantov. M.: MGSA, 2003.
32. Smolik A.I. Rol' mezhvuzovskih kontaktov v formirovanii edinogo obrazovatel'nogo prostranstva Sodruzhestva // Vestnik Mezhparlamentskoj Assamb-lei. 2001. Vyp. 1.
33. Sokolov V.P. Obrazovanie i SNG. M., 1998.
34. Tabachnik L.G. Istoriograficheskie i metodo-logicheskie osnovy rossijsko-ukrainskogo sotrudni-chestva: opyt, problemy. Har'kov: Folio, 2009.
35. Tihonov L.N. Sistema mnogourovnevoj pod-gotovki pedagogicheskih kadrov. M., 2003.
36. Fedorov A.P. SNG: suverenizacija, integra-cija, opyt social'nogo partnerstva. Novosibirsk, 2010.
37. Filippov V.M Novye grani Rossijskogo uni-versiteta druzhby narodov // Universitety na poroge tret'ego tysjacheletija: doklady na Mezhdunar. konf. M., 1995.
38. Filippov V.M. Novaja strategija razvitija obrazovanija v Rossii // Jekonomika obrazovanija. 2000. № 1.
39. Chubar'jan A.O. Rossijskij evropeizm. M., 2009.
40. Chumikova G.N. Konceptual'nye osnovanija kul'turnoj politiki i dejatel'nosti uchrezhdenij kul'tury v sovremennoj Rossii. M., 2004.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
41. Shukshinov V.E., Soldatkin V.I. Sovremen-naja gosudarstvennaja obrazovatel'naja politika: social'-nye imperativy i prioritety. M., 2008.
42. Shushkevich S.S. Obrazovatel'naja politika Nezavisimyh gosudarstv // Vestnik Mezhparlamentskoj Assamblei. 1997.
43. Jablonskene N.L. Modernizacija rossijskogo vysshego obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Na-uchnye trudy aspirantov i doktorantov. M.: FNPK MosGU, 2005. Vyp. 21.
44. Jakushina O.V. Sotrudnichestvo Rossii so stra-nami SNG v oblasti kul'tury // Obraz zhizni v Rossii: istorija i nravstvennost': materialy IX Vseross. nauch.-prakt. konf. M.: RUDN, 2007.
45. Jakushina O.V. Istoricheskij opyt sotrudni-chestva Rossijskoj Federacii so stranami SNG v oblasti kul'tury v 90-e gody XX veka: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk. M., 2007.
Cooperation of Russia and the CIS countries in the sphere of cultural and educational policy in 1991-2015
The article deals with the results of historiographs analysis of cooperation between Russia and the CIS countries in the cultural and educational sphere in 1990-2000s. The basic directions and results of historical research of the issue are under consideration.
Key words: culture, education, CIS, socio-educati-onal sphere, cultural and educational policy.
(Статья поступила в редакцию 24.04.2017)