Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЛАОСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЛАОСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛАОС / КВОТЫ РОССОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юн Сергей Миронович, Пхонкео Винават

Рассматриваются правовая основа сотрудничества России и Лаоса в сфере образования, факторы и динамика выделения квот Россотрудничества на обучение лаосских граждан в российских вузах; приводится в табличной форме по уровням образования и источникам финансирования и анализируется открытая статистика Министерства науки и высшего образования России, касающаяся набора, обучения и выпуска студентов из Лаоса в российских вузах; даются кейсы межвузовского сотрудничества столичных и региональных вузов России с партнерами в Лаосе. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND LAOS

The objective of the research is to determine the features of educational cooperation between Russia and Laos with a focus on the period since 2010, when the intensification of bilateral political, military and economic ties between Moscow and Vientiane within the framework of a bilateral “strategic partnership” occurred. While preparing the paper, the authors used bilateral agreements concluded between Russia and Laos, materials from official websites of state bodies and universities, publications of Russian ambassadors in Laos, statistical data from the Russian Ministry of Science and Higher Education, and materials from news agencies. The paper discusses the legal basis for cooperation, as well as the factors and dynamics of the allocation of scholarships by Rossotrudnichestvo for Lao citizens; analyzes the open statistics of the Russian Ministry of Science and Higher Education regarding the education of students from Laos; cites the cases of interuniversity cooperation between Russia and Laos. The research reached the following conclusions. The legal basis of Russian-Lao relations in the field of education are the 1994 agreement on cultural and scientific cooperation and the protocol on the equivalence of documents on education and academic degrees, signed by the USSR and Laos in 1978. Due to lack of demand in the 2000s the Rossotrudnichestvo’s quota for Laos was the minimum. Since 2010, against the background of the deepening of bilateral ties and the growth of the study of the Russian language in Laos, the number of Rossotrudnichestvo scholarships for citizens of Laos has gradually increased, from 15 to 93 for 2022. The statistics of the Russian Ministry of Education and Science based on the reports of universities "VPO-1" shows that, firstly, the vast majority of Lao citizens study at the expense of the Rossotrudnichestvo scholarships. Secondly, a significant increase in the enrollment of students from Laos to Russian universities has been taking place since 2015. Thirdly, in Tomsk, mainly due to admission to Tomsk State University, the largest student diaspora of Laotians in Russia has formed. Fourth, despite the covid pandemic, in 2020 enrollment remained at the same level, but dropped noticeably in 2021. Fifth, there is the problem of successful completion of studies by the students from Laos. For example, in 2017 47 citizens of Laos received Rossotrudnichestvo scholarships for undergraduate programs of Russian universities, and in 2021 only 25 students graduated. The students from Laos require additional support from Russian universities. The most active in interuniversity cooperation between Russia and Laos are regional universities from Vladivostok, Tomsk, Kaluga. The authors declare no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЛАОСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 79 Tomsk State University Journal of History. 2022. № 79

Научная статья

УДК 94(598):327

doi: 10.17223/19988613/79/24

Сотрудничество России и Лаоса в сфере образования Сергей Миронович Юн1, Винават Пхонкео2

12 Томский государственный университет, Томск, Россия 1 sergey.yun@mail.tsu.ru 2 vinavathphonekeo@gmail. com

Аннотация. Рассматриваются правовая основа сотрудничества России и Лаоса в сфере образования, факторы и динамика выделения квот Россотрудничества на обучение лаосских граждан в российских вузах; приводится в табличной форме по уровням образования и источникам финансирования и анализируется открытая статистика Министерства науки и высшего образования России, касающаяся набора, обучения и выпуска студентов из Лаоса в российских вузах; даются кейсы межвузовского сотрудничества столичных и региональных вузов России с партнерами в Лаосе.

Ключевые слова: Россия, Лаос, квоты Россотрудничества, межвузовское сотрудничество, Томский государственный университет

Для цитирования: Юн С.М., Пхонкео В. Сотрудничество России и Лаоса в сфере образования // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 79. С. 196-200. doi: 10.17223/19988613/79/24

Original article

Educational Cooperation between Russia and Laos Sergey M. Yun1, Vinavath Phonkeo2

12 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 sergey.yun@mail. tsu. ru 2 vinavathphonekeo@gmail.com

Abstract. The objective of the research is to determine the features of educational cooperation between Russia and Laos with a focus on the period since 2010, when the intensification of bilateral political, military and economic ties between Moscow and Vientiane within the framework of a bilateral "strategic partnership" occurred. While preparing the paper, the authors used bilateral agreements concluded between Russia and Laos, materials from official websites of state bodies and universities, publications of Russian ambassadors in Laos, statistical data from the Russian Ministry of Science and Higher Education, and materials from news agencies. The paper discusses the legal basis for cooperation, as well as the factors and dynamics of the allocation of scholarships by Rossotrudnichestvo for Lao citizens; analyzes the open statistics of the Russian Ministry of Science and Higher Education regarding the education of students from Laos; cites the cases of interuniversity cooperation between Russia and Laos.

The research reached the following conclusions. The legal basis of Russian-Lao relations in the field of education are the 1994 agreement on cultural and scientific cooperation and the protocol on the equivalence of documents on education and academic degrees, signed by the USSR and Laos in 1978. Due to lack of demand in the 2000s the Rossotrud-nichestvo's quota for Laos was the minimum. Since 2010, against the background of the deepening of bilateral ties and the growth of the study of the Russian language in Laos, the number of Rossotrudnichestvo scholarships for citizens of Laos has gradually increased, from 15 to 93 for 2022.

The statistics of the Russian Ministry of Education and Science based on the reports of universities "VPO-1" shows that, firstly, the vast majority of Lao citizens study at the expense of the Rossotrudnichestvo scholarships. Secondly, a significant increase in the enrollment of students from Laos to Russian universities has been taking place since 2015. Thirdly, in Tomsk, mainly due to admission to Tomsk State University, the largest student diaspora of Laotians in Russia has formed. Fourth, despite the covid pandemic, in 2020 enrollment remained at the same level, but dropped noticeably in 2021. Fifth, there is the problem of successful completion of studies by the students from Laos. For example, in 2017 47 citizens of Laos received Rossotrudnichestvo scholarships for undergraduate programs of Russian universities, and in 2021 only 25 students graduated. The students from Laos require additional support from Russian universities. The most active in interuniversity cooperation between Russia and Laos are regional universities from Vladivostok, Tomsk, Kaluga.

Keywords: Russia, Laos, Rossotrudnichestvo scholarships, interuniversity cooperation, Tomsk State University

© С.М. Юн, В. Пхонкео, 2022

For citation: Yun, S.M., Phonkeo, V. (2022) Educational Cooperation between Russia and Laos. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 79. pp. 196-200. doi: 10.17223/19988613/79/24

Лаос - страна в Юго-Восточной Азии, которая, несмотря на географическую удаленность и небольшие размеры, представляет безусловный интерес для России. У Москвы и Вьентьяна есть солидный багаж когда-то очень тесных советско-лаосских отношений, который частично сохранился. Россия и Лаос имеют близкие внешнеполитические установки в отношении принципов международного взаимодействия, подходов к решению региональных проблем. В 2010-е гг. интенсифицировались двусторонние политические, военные и экономические связи в рамках двустороннего «стратегического партнерства».

Сфера образования с советских времен занимала важное место в системе связей. Около 7 тыс. лаосцев прошли обучение в советских вузах. Многие выпускники того времени занимают важные позиции в различных сферах Лаоса, в том числе в системе госуправления на самом высоком уровне. Например, Тхонглун Сисулит, нынешний президент Лаоса и генеральный секретарь Народно-революционной партии Лаоса, в 1978 г. окончил филологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, в 1984 г. получил докторскую степень в Академии общественных наук при ЦК КПСС [1]. Действующий премьер-министр Лаоса Пханкхам Вибхаван также защитил научную степень в СССР. Министр иностранных дел Лаоса Салэмсай Коммасит учился в МГИМО в 1986-1992 гг. В Лаосе в семьях части выпускников советских / российских вузов сохраняется установка на получение одним из детей российского образования.

Договорно-правовой основой российско-лаосских отношений в сфере образования является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве от 9 марта 1994 г. Данное соглашение фиксирует направления, формы сотрудничества в сферах науки и образования, культуры и искусства, информации, печати, издательского дела, спорта, туризма, здравоохранения [2]. Также между странами продолжает действовать Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике от 23 мая 1978 г. Данный протокол признает на взаимной основе эквивалентность школьных аттестатов, дипломов об окончании средних специальных и высших учебных заведений и право их владельцев учиться на следующей ступени обучения. В том, что касается ученых степеней, согласно Протоколу, «ученая степень кандидата наук, присваиваемая в СССР после окончания аспирантуры и защиты диссертации в высшем учебном заведении университетского уровня или научно-исследовательском учреждении, признается в ЛНДР на уровне доктора философии (Рк D.)» [3].

На межправительственном уровне ключевую роль в расширении образовательного сотрудничества играют Межправительственная российско-лаосская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также с российской стороны - Посольство России в Лаосе и Российский центр науки и культуры во Вьентьяне (РЦНК), в рамках современной реформы Россотрудничества переименованный в Русский дом во Вьентьяне. Деятельность РЦНК во Вьентьяне была приостановлена в 1998 г. Его работу удалось восстановить только в 2013 г., после подписания и вступления в силу в 2012 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров [4]. РЦНК / Русский дом организует курсы русского языка, различные мероприятия культурного и образовательного характера.

РЦНК / Русский дом является также оператором так называемых «квот Россотрудничества» - стипендий Правительства России для обучения иностранных граждан в российских вузах. Выделение квот Лаосу на обучение в России было возобновлено еще в 1990-е гг. Однако из-за свертывания тогда двусторонних связей в большинстве сфер, сокращения изучения русского языка в Лаосе квоты далеко не всегда оказывались востребованными. Например, по данным бывшего посла России в Лаосе В.П. Федотова, на 1996-1997 учебный год было выделено 40 квот для обучения в вузах и 10 квот обучения в аспирантуре, но были направлены на учебу только 6 студентов и 7 аспирантов [5. С. 65].

Из-за невостребованности в 2000-е гг. квота для Лаоса составляла минимальные значения, например только 5 мест в вузах и 2 - в аспирантуре. С 2010 г. , на фоне углубления двусторонних связей и роста изучения русского языка, количество стипендий для граждан Лаоса постепенно увеличивалось: с 15 до 93 квот на 2022 г. [6] Долгое время единственным местом изучения русского языка в Лаосе оставалась небольшая средняя школа при Посольстве России во Вьентьяне. По данным на 11 октября 2021 г., в школе обучались 55 учеников [7]. После долгого перерыва с 20142015 учебного года изучение русского языка возобновилось в Лаосе на филологическом факультете Лаосского национального университета (ЛНУ) [8. С. 141]. В 2015 г. на базе ЛНУ в сотрудничестве с Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса открылся Центр русского языка и культуры. По данным на 2020 г., в ЛНУ уже действовал факультет русского языка [9].

В табл. 1-4 представлены данные, собранные и подсчитанные на основе «выжимки» из так называемых «отчетов ВПО-1» - ежегодных отчетов, которые российские вузы отправляют в Министерство науки и высшего образования России ежегодно не позднее 5 октября [10].

Таблица 1

Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам бакалавриата, всего по России / в вузах Томской области

(государственные вузы, очная форма обучения), чел.

Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества

2021 г. 2 / 1 7 / 2 31 / 5 110 / 44 25 / 1

2020 г. 0 / 0 5 / 1 51 / 23 147 / 57 13 / 1

2019 г. 1 / 0 7 / 0 49 / 16 128 / 35 17 / 0

2018 г. 2 / 0 5 / 0 32 / 12 105 / 21 5 / 0

2017 г. 2 / 0 4 / 0 47 / 6 80 / 7 0 / 0

2016 г. 2 / 0 1 / 0 23 / 1 46 / 1 2 / 0

Таблица 2

Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам специалитета, всего по России / в вузах Томской области

(государственные вузы, очная форма обучения), чел.

Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества

2021 г. 0 / 0 1 / 0 3 / 0 24 / 1 0 / 0

2020 г. 0 / 0 0 / 0 16 / 0 33 / 1 0 / 0

2019 г. 0 / 0 0 / 0 13 / 1 22 / 5 0 / 0

2018 г. 0 / 0 0 / 0 11 / 4 13 / 4 0 / 0

2017 г. 0 / 0 0 / 0 4 / 0 3 / 0 0 / 0

2016 г. 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0 1 / 0

Таблица 3

Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам магистратуры, всего по России / в вузах Томской области

(государственные вузы, очная форма обучения), чел.

Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества

2021 г. 1 / 0 1 / 0 12 / 6 16 / 6 7 / 3

2020 г. 0 / 0 0 / 0 4 / 0 12 / 5 9 / 2

2019 г. 0 / 0 0 / 0 9 / 4 16 / 6 6 / 3

2018 г. 0 / 0 1 / 1 8 / 4 13 / 5 4 / 0

2017 г. 0 / 0 0 / 0 5 / 2 11 / 3 7 / 3

2016 г. 0 / 0 0 / 0 6 / 1 12 / 4 0 / 0

Таблица 4

Обучение граждан Лаоса в вузах России по квоте Россотрудничества (бакалавриат, специалитет и магистратура), всего по России / в вузах Томской области (государственные вузы, очная форма обучения), чел.

Годы Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества

2021 г. 46 / 11 150 / 51 32 / 4

2020 г. 71 / 23 192 / 63 22 / 3

2019 г. 71 / 21 166 / 46 23 / 3

2018 г. 51 / 20 131 / 30 9 / 0

2017 г. 56 / 8 94 / 10 7 / 3

2016 г. 29 / 2 58 / 5 3 / 0

2015 г. 28 / 4 35 / 4 4 / 0

2014 г. 7 / нет данных 14 / нет данных 6 / нет данных

2013 г. 1 / 0 15 / 0 0 / 0

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы об особенностях обучения лаосских студентов в России. Во-первых, абсолютное большинство граждан Лаоса учатся за счет квоты Россотрудничества, а не за счет собственных средств.

Во-вторых, существенный рост набора студентов из Лаоса в вузы России происходит с 2015 г.

В-третьих, в г. Томске (главным образом за счет обучающихся в Томском государственном университете (ТГУ)) сформировалась самая большая студенческая диаспора лаосцев в России. В 2020 и 2021 гг. она составляла около одной трети всех лаосских студентов в России. В августе 2020 г. в ТГУ даже состоялся слет

лаосских студентов, обучавшихся в России [11]. По опыту ТГУ, самыми популярными программами подготовки среди граждан Лаоса являются программы, связанные с экономикой, муниципальным управлением, международными отношениями, 1Т-сферой.

В-четвертых, в 2020 г., несмотря на пандемию, набор сохранился на прежнем уровне, но заметно снизился в 2021 г.

В-пятых, существует проблема успешного окончания обучения студентами из Лаоса. Например, в 2017 г. по квоте на программы бакалавриата российских вузов поступили 80 граждан Лаоса, а завершили обучение в 2021 г. только 25 чел. Очевидно, что резкое и широ-

кое внедрение дистанционного обучения сыграло свою роль. Школьное образование в Лаосе становится лучше, но все еще отстает от современного уровня. Поэтому студенты из Лаоса требуют дополнительного внимания, поддержки, занятий со стороны российских вузов.

По оценкам действующего посла России в Лаосе В.А. Калинина, наиболее активны в межвузовском сотрудничестве российские региональные вузы из Владивостока, Томска, Калуги [12]. В частности, Калужский государственный педагогический университет (КГПУ) им. К.Э. Циолковского стал развивать сотрудничество с Лаосским национальным университетом еще в 2000-е гг.: в рамках договора о сотрудничестве в 2007 г. была проведена совместная научная экспедиция в ЛНДР и направлен на стажировку в Россию лаосский студент-эколог, в апреле 2008 г. в Лаосе состоялась международная конференция по экологической проблематике, организованная совместно КГПУ и ЛНУ [13]. В феврале 2020 г. ЛДНР посетили сотрудники Геолого-географического факультета, Биологического института и Управления международных связей ТГУ. Целью поездки, инициатором которой выступило министерство природных ресурсов и экологии Лаоса, было обсуждение использования разработок ТГУ для решения проблемы затопления жилых территорий [14].

Что касается столичных вузов, то в июле 2010 г., во время визита министра иностранных дел России

С.В. Лаврова в Лаос, было подписано соглашение между Дипломатической академией МИД России и Институтом международных отношений МИД Лаоса. Сотрудники МИД Лаоса регулярно проходят в Дипа-кадемии МИД России курсы повышения квалификации. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) принял первых лаосских студентов еще в 1962 г. и до сих пор продолжает подготовку кадров для Лаоса. 24 июля 2015 г. Президентом ЛНДР Т. Сайянсоном был подписан указ о награждении МАДИ Орденом Дружбы. Российский университет дружбы народов привлекает сравнительно много студентов из Лаоса: по данным за 2019 г. там обучалось 29 студентов - «максимальное число с момента основания университета» [15]. Также студенты из Лаоса регулярно поступают, например, в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Институт Пушкина).

В целом, помимо увеличения квот, расширению образовательного сотрудничества Российской Федерации и Лаосской Народно-Демократической Республики способствовали бы налаживание прямого воздушного сообщения между странами, финансовая поддержка со стороны российского государства проектов научного и образовательного сотрудничества вузов двух стран, дальнейшее развитие торгово-экономических связей Москвы и Вьентьяна.

Список источников

1. Сисулит Тхонглун // ТАСС. URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/sisulit-thonglun (дата обращения: 06.09.2022).

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культур-

ном и научном сотрудничестве // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/ international_contracts/international_contracts/2_contract/48152/ (дата обращения: 06.09.2022).

3. Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистиче-

ских Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/intemational_contracts/2_contract/49289/ (дата обращения: 06.09.2022).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об учреж-

дении и условиях деятельности информационно-культурных центров // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/44632/ (дата обращения: 06.09.2022).

5. Федотов В. Лаос. Интерес отнюдь не угас // Международная жизнь. 1997. № 10. С. 58-66.

6. Двусторонние отношения // Посольство России в Лаосе. URL: https://laos.mid.ru/ru/countries/dvustoronnie_otnosheniya/ (дата обращения:

06.09.2022).

7. Школа при Посольстве России в Лаосе. URL: http://laosshool.mcdir.ru/about_shool (дата обращения: 06.09.2022).

8. Арефьев А.Л. Современное состояние и тенденции распространения русского языка в мире / под ред. Г.В. Осипова. М. : Ин-т социально-

полит. исслед. РАН, 2017. 320 с.

9. Факультет русского языка открыли в университете Лаоса. 2020. 10 июня. URL: https://russkiymir.ru/news/273575/ (дата обращения:

06.09.2022).

10. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 06.09.2022).

11. ТГУ стал местом встречи лаосских студентов, обучающихся в России // Новости Томска. 2020. 3 авг. URL: https://www.riatomsk.ru/ article/20200803/tgu-stal-mestom-vstrechi-laoskih-studentov-obuchayuschihsya-v-rossii/ (дата обращения: 06.09.2022).

12. Владимир Калинин: дружеские связи РФ с Лаосом укрепляются несмотря на COVID // РИА Новости. 2022. 9 февр. URL: https://ria.ru/20220209/laos-1771771836.html (дата обращения: 06.09.2022).

13. Гуманитарное сотрудничество : (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2009. 7 апр. URL: https://mid.ru/ru/maps/la/1726984/ (дата обращения: 06.09.2022).

14. Лаос планирует защитить людей от паводков с помощью геопортала ТГУ // Томский государственный университет. 2020. 12 февр. URL: https://www.tsu.ru/news/laos-planiruet-zashchitit-lyudey-ot-pavodkov-s-pom/ (дата обращения: 06.09.2022).

15. Землячество студентов из Лаоса // Российский университет дружбы народов. URL: https://www.rudn.ru/life/student-organizations/ associations/associaciya-uchashchihsya-iz-stran-azii/zemlyachestvo-studentov-iz-laosa (дата обращения: 06.09.2022).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. TASS. (n.d.) Sisulit Thonglun. [Online] Available from: https://tass.ru/encyclopedia/person/sisulit-thonglun (Accessed: 6th September 2022).

2. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (n.d.) Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Laosskoy

Narodno-Demokraticheskoy Respubliki o kul'turnom i nauchnom sotrudnichestve [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Lao People's Democratic Republic on cultural and scientific cooperation]. [Online] Available from: https://mid.ru/ru/foreign_policy/ international_contracts/international_contracts/2_contract/48152/ (Accessed: 6th September 2022).

3. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (n.d.) Protokol ob ekvivalentnosti dokumentov ob obrazovanii i uchenykh stepeney, vyda-

vaemykh i prisvaivaemykh v Soyuze Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Laosskoy Narodno-Demokraticheskoy Respublike [Protocol on the equivalence of education documents and academic degrees issued and awarded in the Union of Soviet Socialist Republics and the Lao People's Democratic Republic]. [Online] Available from: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/49289/ (Accessed: 6th September 2022).

4. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (n.d.) Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Laosskoy

Narodno-Demokraticheskoy Respubliki ob uchrezhdenii i usloviyakh deyatel'nosti informatsionno-kul'turnykh tsentrov [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Lao People's Democratic Republic on the establishment and conditions for the operation of information and cultural centers]. [Online] Available from: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/ 2_contract/44632/ (Accessed: 6th September 2022).

5. Fedotov, V. (1997) Laos. Interes otnyud' ne ugas [Laos. Interest has not faded at all]. Mezhdunarodnaya zhizn'. 10. pp. 58-66.

6. Embassy of Russia in Laos. (n.d.) Dvustoronnie otnosheniya [Bilateral relations]. [Online] Available from: https://laos.mid.ru/ru/countries/dvustoronnie_

otnosheniya/ (Accessed: 6th September 2022).

7. Embassy of Russia in Laos. (n.d.) Shkola pri Posol'stve Rossii v Laose [School at the Russian Embassy in Laos]. [Online] Available from:

http://laosshool.mcdir.ru/about_shool (Accessed: 6th September 2022).

8. Arefiev, A.L. (2017) Sovremennoe sostoyanie i tendentsii rasprostraneniya russkogo yazyka v mire [The current state and trends in the spread of

the Russian language in the world]. Moscow: RAS.

9. Russkiymir.ru. (2020) Fakul'tet russkogo yazyka otkryli v universitete Laosa [The Faculty of the Russian Language was opened at the University

of Laos]. 10th June. [Online] Available from: https://russkiymir.ru/news/273575/ (Accessed: 6th September 2022).

10. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (n.d.) Forma N VPO-1 "Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya — programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury" [Form N VPO-1 "Information on the organization carrying out educational activities in educational programs of higher education - undergraduate, specialist's, and master's programs"]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (Accessed: 6th September 2022).

11. Novosti Tomska. (2020) TGU stal mestom vstrechi laosskikh studentov, obuchayushchikhsya v Rossii [TSU has become a meeting place for Laotian students studying in Russia]. 3rd August. [Online] Available from: https://www.riatomsk.ru/ article/20200803/tgu-stal-mestom-vstrechi-laoskih-studentov-obuchayuschihsya-v-rossii/ (Accessed: 6th September 2022).

12. RIA Novosti. (2022) Vladimir Kalinin: druzheskie svyazi RF s Laosom ukreplyayutsya nesmotrya na COVID [Vladimir Kalinin: friendly relations between the Russian Federation and Laos are strengthening despite COVID]. 9th February. [Online] Available from: https://ria.ru/20220209/laos-1771771836.html (Accessed: 6th September 2022).

13. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (2009) Gumanitarnoe sotrudnichestvo: (spravochnaya informatsiya) [Humanitarian cooperation: (reference information)]. 7th April. [Online] Available from: https://mid.ru/ru/maps/la/1726984/ (Accessed: 6th September 2022).

14. Tomsk State University. (2020) Laos planiruet zashchitit' lyudey ot pavodkov s pomoshch'yu geoportala TGU [Laos plans to protect people from floods using the TSU geoportal]. 12th February. [Online] Available from: https://www.tsu.ru/news/laos-planiruet-zashchitit-lyudey-ot-pavodkov-s-pom/ (Accessed: 6th September 2022).

15. Peoples' Friendship University of Russia. (n.d.) Zemlyachestvo studentov iz Laosa [Community of students from Laos]. [Online] Available from: https://www.rudn.ru/life/student-organizations/ associations/associaciya-uchashchihsya-iz-stran-azii/zemlyachestvo-studentov-iz-laosa (Accessed: 6th September 2022).

Сведения об авторах:

Юн Сергей Миронович - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой мировой политики фaкультета исторических и политических наук Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: sergey.yun@mail.tsu.ru Пхонкео Винават - аспирант кафедры мировой политики Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: vinavathphonekeo @gmail .com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Yun Sergey Mironovich - Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of World Politics of the Faculty of Historical and Political Sciences, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: sergey.yun@mail.tsu.ru

Phonkeo V. - Postgraduate Student of the Department of World Politics, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: vinavathphonekeo@gmail.com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.09.2022; принята к публикации 07.09.2022 The article was submitted 07.09.2022; accepted for publication 07.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.