Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Россия / Китай / оборона / сотрудничество / национальная безопасность / международная обстановка / военно-политическое взаимодействие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полончук Руслан Андреевич, Явчуновская Регина Анатольевна

в статье рассматривается сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения обороны и безопасности на современном этапе развития. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению совместных практических мероприятий, позволяющих развивать российско-китайское военно-политическое и военно-техническое взаимодействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПОЛИТОЛОГИЯ

2021 - 5.81

ПОЛИТОЛОГИЯ POLITICAL SCIENCES

УДК 94 (510)

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

ПОЛОНЧУК РУСЛАН АНДРЕЕВИЧ

Докторант кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

кандидат политических наук Москва, Россия

ЯВЧУНОВСКАЯ РЕГИНА АНАТОЛЬЕВНА

Профессор Академии военных наук, доктор политических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Москва, Россия

Аннотация: в статье рассматривается сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения обороны и безопасности на современном этапе развития. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению совместных практических мероприятий, позволяющих развивать российско-китайское военно-политическое и военно-техническое взаимодействие.

Ключевые слова: Россия, Китай, оборона, сотрудничество, национальная безопасность, международная обстановка, военно-политическое взаимодействие.

Результаты исследования факторов, влияющих на российско-китайское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, показывают, что на территории Северо-Восточной Азии в ближайшей перспективе возможно резкое обострение межгосударственных отношений и применения военной силы между противостоящими сторонами. Нельзя исключить участие Китая в военных действиях. Одним из направлений реализации стратегии в данной области для России может быть изменение баланса сил в сторону КНР путем проведения военно-технического сотрудничества (ВТС).

Изучение военного и военно-технического сотрудничества Китая с зарубежными странами показало рост активности КНР в данной области. Из-за отсутствия реального боевого опыта китайское командование использует все возможности для «компенсации» за счет участия национальных вооруженных сил в двусторонних и многосторонних учениях, операциях в рамках мандата ООН и охраны акваторий Мирового океана от морских пиратов. В условиях фактического эмбарго экспорта вооружений из стран Запада и санкций со стороны США, военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами затруднено, но рассматривается китайским руководством в качестве единственной меры, способной повысить боевые возможности национальных вооруженных сил до мирового уровня.

При рассмотрении международного сотрудничества Китая в сфере безопасности отмечено взаимодействие, в первую очередь, с Российской Федерацией. Подчеркивается, что в 2017-2020 гг. КНР и РФ осуществляли торговлю вооружением, проводили совместные мероприятия ОБП, а также встречи высших должностных лиц военных ведомств двух стран. При этом направленность сотрудничества Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер [1].

К основным направлениям совместной работы в военной сфере относится:

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

1. Сотрудничество по линии ОПК: Китай продолжает приобретать у России новейшие технологии, позволяющие наращивать военную мощь и повышать боевые возможности ВВТ. Так, в мае 2018 года КНР приобрела противоракетные комплексы С-400. Кроме того, был выполнен контракт на поставку еще десяти самолетов Су-35 (ранее десять машин были приобретены в 2017 и четыре - в 2016 годах). Таким образом, помимо России, Индии и Турции, Китай стал государством, имеющим на вооружении данные технические средства.

2. Участие в двусторонних и многосторонних мероприятиях ОБП, основным из которых стало стратегическое командно-штабное учение «Восток-2018», в котором вооруженные силы Китая были задействованы впервые. В последующем китайские военные приняли участие в учениях «Центр-2019» и «Юг-2020». Помимо этого, КНР принимала активное участие в Армейских международных играх (АрМИ), проводимых в период с 28 июля по 11 августа 2018 года. При этом четыре конкурса были проведены непосредственно на китайской территории. От КНР в мероприятиях были задействованы стратегические бомбардировщики Н-6К и военно-транспортные самолеты У-9. Обе страны пришли к соглашению о проведении совместного военно-морского учения «Морское взаимодействие - 2018» в акватории Желтого моря вблизи г. Циндао. В 2019 и 2020 гг. сторонами проводились совместные патрулирования дальних бомбардировщиков над акваториями Японского и Желтого морей.

3. Приводящиеся на регулярной основе встречи высших должностных лиц военного и внешнеполитического ведомств двух стран. В частности, в 2018 г. министр национальной обороны КНР Вэй Фэнхэ совершил первый после утверждения в должности зарубежный визит, в ходе которого посетил РФ и провел переговоры с российским коллегой С. Шойгу на полях Московской конференции по международной безопасности. При этом он подчеркивал, что его участие в мероприятии продиктовано, в том числе, и намерением продемонстрировать всему миру, а, в первую очередь, США, высокий уровень российско-китайского сотрудничества.

После этого глава МИД РФ С.В. Лавров прибыл в Пекин, где провел встречу с китайским коллегой Ван И, в ходе которой стороны подтвердили намерение двух стран активно развивать двухсторонние отношения. Помимо этого, увеличилось число контактов высших должностных лиц военных ведомств, в ходе которых осуществлялся обмен мнениями по вопросам региональной и глобальной безопасности, а также согласовывались планы проведения мероприятий учений [11].

Представляется возможным согласиться с российским политологом В.Б. Кашиным, который обращает внимание на то, что китайские элиты рассматривают Российскую Федерацию как сильную в военном отношении страну, формирующую новый баланс сил в мире. Во многом совпадающие геополитические интересы определяют заинтересованность двух стран в сотрудничестве. Заинтересованность в совместных с Россией действиях для Китая также обусловлена взглядами китайских военных специалистов на потенциальные попытки США дестабилизировать обстановку внутри КНР по аналогии с «цветными революциями» в странах Ближнего Востока [3]. В данных условиях одним из приоритетов двусторонних отношений становится сотрудничество в военной сфере. Анализ мероприятий военного сотрудничества России и Китая в период 2015-2020 гг. позволяет охарактеризовать его как реализуемое не в полной мере на современном этапе. Общее снижение масштабов российско-китайских военных учений и интенсивности военно-технического сотрудничества, а также достаточно слабая проработка двусторонних программ по аренде, ремонту техники, разработке технологий двойного назначения дает новые возможности для диверсификации сотрудничества РФ и КНР.

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

Военное сотрудничество Москвы и Пекина развивалось поступательно. С 1949 по 1969 гг. из СССР Китаю была поставлена военная техника на общую сумму около 4,1 млрд долл. В период с 1951 по 1960 год были совместно созданы объекты военного назначения на общую сумму около 439,3 млн долл. Также было безвозмездно передано около 650 лицензий на производство ВВТ. Советские специалисты и инженеры помогли китайским военнослужащим освоить передаваемое вооружение. По оценкам специалистов, из СССР в Китай командировали более 5 300 военных советников и специалистов. Из вузов СССР по различным программам подготовки было выпущено более 1 600 китайских военнослужащих. После перерыва военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем возобновилось только лишь в 1990 г. Обе страны обязались развивать стратегическое взаимодействие в военной сфере: в случае возникновения военной опасности военно-политическое руководство двух государств оперативно проводит консультации для устранения возникших угроз [7].

С Китаем ВТС получило наибольшее развитие в 1992-2004 гг. Из России были поставлены в КНР более 100 боевых самолетов и вертолетов различного назначения. По просьбе китайских заказчиков, отечественные специалисты участвовали в разработке китайских истребителей «Цзянь-10», JF-17 и учебно-боевого самолета L-15. Получив из России конструкторскую документацию, в китайском городе Шеньян, начиная с 1998 г., было организовано лицензированное производство истребителей Су-27СК под китайским обозначением «Цзянь-11». В дальнейшем на основе переданной документации и с учетом наработок украинского авиапрома, были спроектированы китайские истребители короткого взлета и посадки «Цзянь-15» для базирования на авианосцах ВМС НОАК «Ляонин» и «Шаньдун».

АО «Рособоронэкспорт» заключило с министерством обороны КНР контракт на поставку авиадвигателей АЛ-31Ф для установки на истребители Су-27 и Су-30, двигателей АЛ-31ФН для оснащения истребителей «Цзянь-10», а также двигателей Д-30 КП-2 для замены устаревших моторов на транспортных самолетах Ил-76 и бомбардировщиках «Хун-6». Обсуждались вопросы экспорта из РФ в КНР многоцелевых дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада». В КНР были поставлены системы и комплексы ПВО малой и средней дальности «Тор», «Бук», «Тунгуска», С-300.

Вторая половина 2000-х гг. в КНР прошла под эгидой научно-технической революции, заключавшейся в освоении российских и западных технологий. В связи с этим китайское руководство приняло принципиальное решение вооружать НОАК «с опорой на собственные силы». Это обстоятельство мы можем объяснить двумя причинами. Первая - из-за разногласий с СССР до 90-х гг. ХХ в. КНР была вынуждена закупать ВВТ исключительно у западных экспортеров. После распада СССР у китайских военных специалистов появился доступ к испытанным временем разработкам советских, а затем российских конструкторов. Вторая - изменение вектора военно-технической политики было вызвано несогласием китайской стороны с ценовой политикой экспорта вооружений РФ [6].

ВТС КНР с РФ на настоящем этапе развития является важнейшей составляющей российско-китайских отношений и осуществляется на основе межправительственного «Соглашения о военно-техническом сотрудничестве» от 24 ноября 1992 г. В соответствии с достигнутыми договоренностями, соглашение действует до 2022 г. В его рамках Россия поставляет Китаю следующее ВВТ:

- военную авиационную технику: истребители Су-25, Су-27 (на них также передана лицензия на производство), Су-30МКК, Су-35; вертолеты Ми-171, Ка-32 и «Ансат»; транспортные самолеты Ил-76; самолеты-заправщики Ил-78; управляемые авиационные бомбы;

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

крылатые ракеты М807; двигатели для истребителей Су-27 и Су-30 и транспортных самолетов Ил-76;

- системы ПВО: ЗРС дальнего действия С-300ПМ1 и С-400; ЗРК малой дальности «Тор-М» и «Тунгуска», ЗРК средней дальности «Бук»;

- морскую военную технику: дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» и «Лада», ракетные эсминцы; противокорабельные ракеты «Москит»;

- вооружение и военную технику для сухопутных войск: танки Т-80У, управляемые снаряды для танков; управляемые артиллерийские снаряды «Краснополь»; управляемые снаряды «Бастион» [5].

По российским лицензиям Китай производит самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, учебно-тренировочные самолеты L-15. Без лицензии производятся 152-мм самоходные гаубицы «Мста-С».

В настоящее время КНР в целом удовлетворена достигнутым уровнем развития ВТС с РФ, в связи с этим Пекином позитивно оцениваются возможности поступательного наращивания двустороннего ВТС. Это также обусловлено реализацией межправительственных соглашений о поставке в Китай ЗРС С-400 «Триумф», 24 многофункциональных истребителей Су-35, выполнением контрактов на адаптацию самолетов этого типа к местной системе управления, созданием в интересах Китая математической модели системы нестратегической ПРО. Инженерами двух стран осуществляется проектирование новой ДЭПЛ с воздухонезависимой силовой установкой на основе российского проекта «Амур-1650».

Одновременно Пекин стремится к постепенному отказу от закупок крупных партий российского ВВТ и переводу ВТС на качественно новый уровень, который характеризовался бы тесным научно-техническим и производственно-технологическим взаимодействием для совместной разработки новых образцов ВВТ, при создании которых китайские специалисты сталкиваются с трудностями (средства ПВО/ПРО, ДЭПЛ, надводные корабли океанской зоны). В ряде случаев КНР предпринимает попытки использовать результаты ВТС с Россией для расширения рынка сбыта собственной продукции военного назначения, в том числе за счет стран, традиционно ориентированных на импорт российской военной техники: государства Центральной Азии, Алжир, Венесуэла, Египет, Эфиопия [4].

По мере наращивания экономического потенциала РФ, в российско-китайских отношениях могут возникнуть противоречия, связанные с обоюдным стремлением к расширению сфер собственных интересов в АТР и Центральной Азии. Такой сценарий может привести к целенаправленным действиям КНР по сдерживанию России на рынках вооружений, образованию российско-китайской конкуренции, что приведет к возникновению факторов, создающих угрозу для национальной безопасности РФ.

Принятие на вооружение значительного количества образцов российской военной техники обусловило необходимость направления в РФ на обучение офицеров среднего и высшего звена. В Военной академии Генерального штаба ВС РФ регулярно проходят курсы повышения квалификации, на которые направляется около 10 офицеров НОАК в ранге командира бригады в возрасте от 35 лет, а также командиры дивизий в возрасте от 38 до 40 лет. Данная категория военнослужащих изучает особенности организации национальной обороны. Свою квалификацию военнослужащие НОАК повышали и в стенах Военного университета Министерства обороны по направлению «лингвистическое обеспечение военной деятельности» и Общевойсковой академии ВС РФ по направлению «подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием» [8].

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

Командирование отечественных военных специалистов в Китай, в основном, ограничивается повышением уровня лингвистической подготовки переводчиков в Институте иностранных языков НОАК, расположенном в Лояне.

Достигнутые темпы кораблестроения в КНР позволили национальным военно-морским силам отказаться от морально устаревших проектов фрегатов и эсминцев советских проектов. Последний из устаревших эсминцев Тип 051 (копия советского проекта 41) был выведен из состава Северного флота ВМС НОАК в августе 2020 года, а эсминцы с управляемым ракетным оружием (УРО) типа «Современный» российского производства теперь уступают по численности (всего две единицы в 2020 году), ракетному вооружению и радиоэлектронному оборудованию новым китайским разработкам - эсминцам УРО проекта 056D [9].

Возможности китайской ПВО были усилены за счет поставки из РФ второго комплекта ЗРС большой дальности С-400 «Триумф». Первый полковой комплект С-400 развернут в одной из бригад, расположенных в окрестностях Пекина. За 2019 -2020 гг. в КНР были произведены и развернуты ЗРК большой дальности национального производства «Хунци-9В» и «Хунци-22». Предположительно, «Хунци-9В» является модификацией стоящего на вооружении НОАК комплекса «Хунци-9» с увеличенной дальностью действия, обладающим возможностями, соответствующими российской ЗРС С-300ПМ2.

В 2015-2020 гг. РФ и КНР были продолжены встречи высших должностных лиц военных ведомств. При этом направленность российско-китайского сотрудничества имела «антиамериканский» характер. Основным направлением военного сотрудничества в данный временной период стало проведение российско-китайских военных учений различного масштаба

Стратегические командно-штабные учения (СКШУ) в период с 2015 по 2020 гг. проводились на регулярной основе. Наиболее масштабными стали маневры «Восток-2018» с участием китайских военнослужащих. СКШУ проводились под личным руководством Министра обороны РФ генерала армии С.К. Шойгу В учениях, проходивших в акваториях Японского и Охотского морей, приняли участие около 300 тыс. военнослужащих, более 1 тыс. самолетов, 80 военных кораблей и судов обеспечения. На СКШУ «Восток-2018» и «Центр-2019» КНР направила около 1600 военнослужащих, более 300 ед. техники, 30 самолетов и вертолетов. В ходе СКШУ «Кавказ-2020» с учетом карантинных мер из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19 было задействовано только 100 военнослужащих НОАК и 18 ед. техники.

Военно-морские учения «Морское взаимодействие» планируются и увязываются командованием НОАК с конкретными политическими задачами, стоящими перед КНР. Организуемые ежегодно с 2015 г. совместные российско-китайские военно-морские маневры проводились в акваториях Южно-Китайского и Балтийского морей. По мнению командования НОАК, разнообразная география учений является способом обозначить растущую военную мощь двух стран. В 2019 году Иран, Китай и Россия провели трехдневные трехсторонние военно-морские учения в акваториях Оманского залива. Маневры продемонстрировали высокий уровень координации совместных действий на море на фоне обострения напряженности между США и Ираном [9].

Антитеррористические учения стали новым направлением укрепления военных связей КНР с РФ в борьбе с «тремя силами зла»: международным терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Данная деятельность осуществляется на двусторонней основе и многостороннем формате в рамках ШОС. Значительное внимание уделяется антитеррористическому учению «Мирная миссия», участниками которого являются страны - члены ШОС. Данное учение

[2].

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПОЛИТОЛОГИЯ

2021 - 5.81

ПОЛИТОЛОГИЯ POLITICAL SCIENCES

оказывает стабилизирующее влияние на региональную обстановку и готовит ВС стран-участников к контртеррористическим действиям на территории СУАР.

В 2019 г. в Новосибирской области прошло учение войск Росгвардии и Народной вооруженной милиции КНР «Сотрудничество-2019», где отрабатывались действия по борьбе с международными террористическими группами. Отметим, что антитеррористические учения КНР и РФ отличаются от подобных китайско-пакистанских или китайско-тайских мероприятий тем, что в них отрабатывается взаимодействие батальонно-тактических групп, в то время как в подобных китайско-пакистанских и китайско-таиландских учениях задействуются подразделения ВДВ НОАК и морской пехоты ВМС численностью до 250 военнослужащих.

Совместное воздушное патрулирование российскими и китайскими стратегическими бомбардировщиками становится новым способом достижения политических целей в АТР. В конце 2019 и 2020 гг. ВВС НОАК и ВКС России провели совместные воздушные патрулирования. Авиагруппы в составе стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС (со стороны РФ) и «Хун-6К» (со стороны КНР) осуществили воздушное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. В ходе патрулирования авиация придерживалась положений международного права без нарушения воздушного пространства других стран [2].

Компьютерные командно-штабные учения противоракетной обороны (ПРО) «Воздушно-космическая безопасность» рассматриваются в Китае как ответ на создание США системы ПРО THAAD в Южной Корее. Их целью является демонстрация соперникам в регионе высокого уровня отношений с РФ. Особенностью стартовавших в 2017 г. российско-китайских учений является использование компьютерного моделирования совместной системы ПРО. Работа в реальных условиях не представляется возможной по причине высокого уровня закрытости и воспрещения доступа на объекты национальных систем ПРО. В современных условиях проблемы инженерного характера не позволяют китайским специалистам создать национальную систему ПРО. Об этом свидетельствует интерес китайских военных специалистов к российским комплексам ПВО/ПРО «С-400» и «С-500».

В октябре 2019 года В.В. Путин назвал одним из приоритетов военного сотрудничества с Китаем обмен данными для создания системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Известно, что эта система позволяет зафиксировать старт и траекторию полета баллистических ракет противника. Она состоит из двух эшелонов: космического и наземного. С 1970-х гг. Пекин вел собственные НИОКР в интересах создания данной системы. В 2010-х гг. в КНР активизировали строительство, позднее появилась информация о работах над космическим эшелоном системы [10].

Авторская позиция заключается в том, что сам факт сотрудничества РФ и КНР в области СПРН значим политически: собственными системами СПРН обладают только США и РФ, подобные системы являются наиболее сложными и засекреченными. Остается открытым вопрос о режиме взаимодействия СПРН двух стран в будущем. В случае наличия системы автоматизированного обмена данными между ними в реальном времени возможности двух стран по предупреждению о ракетном нападении резко возрастут [2].

Международные соревнования «Армейские международные игры» («АрМИ») рассматриваются китайским командованием как новая форма собственно военного сотрудничества. Однако, при их организации наблюдаются некоторые противоречия с российской стороной. Так, китайская сторона рассчитывает использовать проект Министерства обороны России в интересах укрепления престижа собственных вооруженных сил. Для этого командование НОАК предпринимает попытки увеличить число конкурсов «АрМИ», проводимых на территории КНР. Это дает возможность внести изменения в регламент соревнований с

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

предоставлением права принятия окончательного судейского решения комиссией страны-организатора. Во время «АрМИ-2018» и «АрМИ-2019» четыре конкурса из 29 проводились на китайской территории [11].

В 2020 г. военные ведомства России и Китая продлили соглашение об уведомлении в случае пуска баллистических ракет и космических ракет-носителей сроком на 10 лет. Вторым важным событием стало совместное воздушное патрулирование стратегической авиации ВКС России и ВВС Китая в АТР. Несмотря на ограничения, связанные с COVГО-19, военные ведомства России и Китая совместно провели серию военных соревнований, завершившихся СКШУ «Кавказ-2020» с участием военнослужащих НОАК.

Таким образом, российско-китайское военное сотрудничество получило значительное развитие в период 2015-2020 гг. Военно-техническое сотрудничество было сконцентрировано, в основном, на односторонней покупке китайской стороной российской техники. Двусторонние отношения в военно-политической сфере характеризовались высокой интенсивностью делегационных обменов, чему способствовал особый характер личных контактов между лидерами государств. Китайское руководство не отказывается от ключевого принципа внешнеполитической стратегии, заключающегося в позиционировании КНР как независимого центра силы, не связанного ни с кем никакими союзническими обязательствами.

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад No 58/2020 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.

2. Кашин В.Б. Китайский экспорт вооружений, военной и специальной техники после 2015 года // Экспорт вооружений. 2020. № 4. С. 19-22.

3. Кашин В. Б. Китайская картина будущего мира и место России в нем // Тетради по консерватизму. 2015. № 5. С. 159-165.

4. John M. «Sino-Russian Cooperation Against Liberal Hegemony», International Politics, January 2020.

5. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2017 // Office of the Secretary of Defense.

6. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2015 // Office of the Secretary of Defense.

7. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2016 // Office of the Secretary of Defense.

8. Russia completes deliveries of Su-35 fighter aircraft to China [Электронный ресурс]. URL: https://www.janes.com/article/87934/russia-completes-deliveries-of-su-35-fighter-aircraft-to-china (дата обращения 21.05.2023).

9. Russia Now Looking to Selllts Prized Rocket Engines to China [Электронный ресурс]. URL: https://arstechnica.com/science/2018/01/russia-now-looking-to-sell-its-prized-rocket-engines-to-china (дата обращения 21.05.2023).

10. Russia, China, Iran Start Joint Naval Drills in Indian Ocean [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-iran-military-russia-china/russia-china-iran-start-joint-naval-drills-in-indian- ocean-idUSKBN1YV0IB (дата обращения 21.05.2023).

11. What China's newly inducted s-400 means for the balance of power in the Taiwan Strait [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2018/08/what-chinas-newly-inducted-s-400-means-for-the- balance-of-power-in-the-taiwan-strait/ (дата обращения 21.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.