ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Артемьев И.А
магистрант кафедры международных отношений и дипломатии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И МНОГОСТОРОННЕГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация: Главной целю этой работы является комплексный анализ отношений между Россией и КНР, а также выявление проблем в их отношениях и причин нормализаций отношений; рассматриваются экономические отношения, территориальные споры и совместное военное сотрудничество.
Ключевые слова: сотрудничество, территорий, экспорт, военное сотрудничество, экономика, потенциал, Российско-Китайские отношения.
История российско-китайских отношений довольно объёмна и начинается в первом десятилетии XVII в. и продолжается на протяжении четырех столетий. Первые контакты русских и китайцев можно отнести к периоду монголо-татарского ига1. После этого, в связи с крахом Монгольской империи, эти контакты прекратились и возобновились лишь, когда в своем освоении Сибири русские приблизились к границам Китая2. На данный момент, проблема политического взаимодействия и развития Российской Федерации и КНР является наиболее актуальной в связи с совпадением национальных интересов двух держав.
Россия и Китай четко осознают, что им нужно показать всему мировому сообществу отношения, характер которых, рассчитан на десятилетия совместной работы и которые исключат какие-либо столкновения национальных интересов в целом, будь они военными, или иными. Также, Россия и Китай имеют похожие взгляды в отношении некоторых государств и их роли, и места в коллективных международных организациях и в системе обеспечения безопасности АТР и в их методах, которые они используют для урегулирования важнейших региональных конфликтов3. Китай на данный момент располагает доступом к российским энергоносителям, таким как нефть и газ.
Сразу возникают некоторые вопросы: для чего КНР понадобились такие ресурсы, как нефть и газ? Каким образом решались территориальные споры между Россией и Китаем? Присутствуют ли на данный момент экономические проблемы между Россией и Китаем? Какое влияние, в целом, оказывают российско-китайские стратегические отношения на развитие международной системы? Какие цели преследует Россия, поставляя Китаю военно-транспортные средства? Дальнейшая эффективность российско-китайского сотрудничества, в разрешении описанных и множества других проблем может быть достаточно серьёзна укреплена только в том случае, если данное сотрудничество будет строиться не только на усилиях двухсторонних, но и на многосторонних. Именно из-за этого, действия российско-китайского тандема имеют столь важное значение, согласованное, в рамках глобальных и региональных международных объединений.
1 Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). - М., 1974. — 354 с.
2 Прохоров А. К вопросу о Советско-китайской границе. - М., 1975. — 288 с.
3 Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене// Проблемы Дальнего Востока, 2006. № 2.
Территориальные споры и концепций развития Сибири и Дальнего Востока
14 октября 2004 г. в ходе своего визита в Пекин, В.В. Путин подписал договор в дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. Данный договор определяет прохождение границы на двух участках (в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска).
Данные действия привели к существенному улучшению отношений России с Китаем и устранение угроз, связанных с территориальными спорами в будущем. Многие политические деятели и историки считают, что подписание данного договора, являются важнейшим шагом, к улучшению отношений Российской Федераций и Китая. Однако, эти действия привели к тому, что представители Хабаровского края, требовали обратить особое внимание, на Большой Уссурийский остров, который, поможет сдержать натиск в случае притязаний со стороны Китая.
Помимо этого, остров Тарабаров, является траекторией взлета боевых самолетов ВВС и ПВО1. Уступка Москвы заключалась в том, что она передала, именно, большую часть спорных островов, а уступка Китая заключалась в том, что все переданные ему территории не заселены, заболочены, малопригодны для хозяйственной деятельности.
С 10 по 13 октября 2018 г. в Хабаровске прошел Третий дальневосточный форум предпринимателей. Там выяснилось, что все предыдущие концепции развития давно устарели: за восемь лет с первого принятого документа экономическая ситуация в России сильно изменилась. Были предложены следующие концепции развития региона.
В 2006 г. петербургский Институт урбанистики предлагал корректировки в генплан Хабаровска. Большой Уссурийский остров предлагался в качестве перспективной территории для городских застроек. Здесь предполагалось строительство нескольких мостов — чтобы у градостроительства были «блестящие перспективы», а также автомобильной и железной дороги вдоль российско-китайской границы. Эти предложения внесены в действующий генеральный план Хабаровска: на нем даже указано около десятка школ и дошкольных учреждений на острове. Но возникла проблема нехватки финансирования.
В 2010 г. по итогам встречи премьер-министров Китая и России появился протокол, в котором говорится: «стороны готовы совместно комплексно осваивать остров Большой Уссурийский». По новой концепции остров должен был стать курортной зоной, которая привлекла бы платежеспособных туристов из азиатских стран. Такой документ региональные власти утвердили 31 декабря 2010 г., но в дальнейшем ничего не произошло.
В 2011 г. краевые власти декларировали, что ждут иностранных — в первую очередь китайских — инвесторов для развития российской части Большого Уссурийского острова. Китайские СМИ в ответ писали, что остров станет «символом добрососедства и сотрудничества» между двумя странами. Тогда планировалось построить здесь международный туристический комплекс с отелями, культурными, логистическими и бизнес-центрами. Российская сторона планировала инвестировать в остров 19,3 миллиарда рублей. Но инвесторов готовых на такие вложения не нашлось.
В 2015 г. власти решили развивать на Большом Уссурийском круизный кластер. Согласно федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма, которая была рассчитана до 2018 г., по Амуру можно было бы пройти на север до самого его устья — Шантарских островов в Охотском море. Только, как выяснилось, у региональных чиновников недостаточно прав, чтобы самостоятельно организовать пункты погранконтроля. Этому тоже было не суждено случится.
1 Россия отдала Китаю острова. URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/439413/ (дата обращения: 18.03.2019).
Правда в том, что территориально Россия и Китай развиваются на очень похожих, встречных курсах. Если в России экономический потенциал и население в основном сосредоточены в западной части страны, то в случае Китая в восточной части страны. России нужно осваивать, заселять и экономически развивать Дальний Восток, также как Китаю стоит развивать Дальний Запад. В Китае после 25 лет реформ южное и восточное побережье очень сильно разбогатели, в то время как другие регионы все еще пребывают в бедности и сильно отстают от них в экономическом и социальном развитии. А Западный и Центральный Китай, где в большей части сосредоточены полезные ископаемые и энергетические ресурсы страны, являются третей территории по качеству развития и почти третьей по количеству населения. На данный момент китайский план ускоренного развития Дальнего Запада получил поддержку из России1.
В нынешнее время, среди политологов сложилось следующее мнение, что Дальнему Востоку может грозить «китаизация». В тот момент, когда политологи и социологи рассуждают о миграции китайского населения, наиболее важно понимать, насколько серьезными являются их намерения эмигрировать в Россию.
По данным полученным при проведении анонимного опроса, который был организован профессором В. Гельбрасом, только 13,5 % опрошенных выразили желание получить российское гражданство и жить в РФ; 10,1 % заинтересованы в том, чтобы, иметь постоянный вид на жительство в России. Всего лишь 15,4 % опрошенных, хотели бы, чтобы их дети поселились в России. Помимо этого, стоит учесть то, что китайское правительство принимает очень большие усилия для пресечения незаконной эмиграции. Примером этому, можно назвать Всекитайское совещание по борьбе с нелегальной миграцией, которое проходило в 2002 г . Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то китайское присутствие на Дальнем Востоке выгодно для экономического и социального развития данного региона.
По мнению В. Рыжкова: «Устойчивое и прогрессирующее соединение постарения населения с его механическим оттоком формируют условия, при которых огромные сибирско-дальневосточные пространства могут не обезлюдеть только за счет внешней миграции, которая к тому же одна только способна улучшить половозрастную структуру населения. Поскольку такая миграция реально возможна и уже началась из стран АТР, в первую очередь из Китая, ее надо оценивать, как общественно значимую и государственно приветствуемую». Самым важным каналом легитимной и цивилизованной иммиграции, является привлечение из Китая рабочей силы, именно такой вид иммиграции, является важнейший с точки зрения перспектив и задач интеграции России в экономику АТР, постепенного выхода Сибири и Дальнего Востока на первые роли в системе приоритетов существования российского государства. Совместная разработка природно-ресурсного потенциала регионов Сибири и Дальнего Востока, может предоставить России и Китаю реальные возможности для улучшения политических отношений и стратегического партнерства.
При этом КНР должно быть понятно, что освоение Сибири и Дальнего Востока должно идти не только на основе двусторонней российско-китайской ресурсной и хозяйственной интеграции, так и по возрастающей степени открытости и интернационализации экономического пространства, которое развивается на данный момент. Оно также должно сопровождаться активной переселенческой политикой россиян в эти регионы, особенно в области пограничные с Китаем3.
1 Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин// Российская газета. Федеральный выпуск, 2005. № 3808 от 30 июня.
2 Ларин А. Грозит ли России «Китаизация»?// Российская Федерация сегодня, 2005. № 3.
3 Зыгаръ М. Переход границы у реки// КоммерсантЪ-власть. Москва, 2004. № 43.
Экономические и торговые отношения России и Китая
К концу 2017 г. КНР стала крупнейшим торговым партнером России. При этом заметно дальнейшее продвижение: доля Китая в экспорте России поднялась со второго места (2016 г.) на 1 место (2017 г.). Несмотря на поступательный рост товарооборота России и КНР как по строкам экспорта, так и по строкам импорта, сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса двух стран, хотя в 2017 г. оно сократилось более чем на 9% по сравнению с 2016 г.
Нельзя не обратить внимание на структуру товарооборота Москвы и Пекина. В 2017 г. в структуре экспорта России в Китай основная доля поставок пришлась на минеральные продукты (67,8%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (10,71%), машины, оборудование и транспортные средства (6,86%), продовольственные товары и сельхозсырье (4,56%), продукцию химической промышленности (4,35%), металлы (1,65%).
В декабре 2018 г. Россия возвратила себе лидерство по поставкам нефти в Китай. Экспорт российской нефти в КНР в декабре достиг 7,04 млн. тонн, или 1,658 млн. б/с — на 40% выше, чем годом ранее.
По итогам всего 2018 г. поставки российской нефти в Китай выросли до 71,49 млн. тонн или 1,43 млн. б/с, что почти на 20% больше, чем в 2017 году.
Нефть требуется Китаю для сокращения объема добычи на Дацинском месторождении с целью сохранения запасов для будущего поколения, также для поддержания и сохранения окружающей среды и стимуляции экономики региона к диверсификации1.
Именно это является, основной причиной для покупки нефти у России и других стран. Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми наша страна располагает в избытке, а России нужны китайские капиталовложения и товары.
В 2017 г. из КНР в Россию поставлялась такая продукция как: машины, оборудование и транспортные средства (58,9%), текстиль и обувь (11,13%), продукция химической промышленности (8,97%), металлы и изделия из них (7,09%), продовольственные товары и сельхозсырье (3,68%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (0,86%). Самый большой прирост импорта из КНР в Россию составила группа «электрические машины и оборудование, их части».
Структура товарооборота России и Китая во многом схожа со структурой товарооборота России и Европейского союза. В 2017 г. в поставках товаров из России в ЕС продолжали доминировать товары сырьевой группы, топливно-энергетические товары.
При этом в импорте из ЕС в Россию доминировали машины и оборудование. Как показывает официальная экономическая статистика, в 2018 г. товарооборот России и Китая превысила $100 млрд, сохраняя высокие темпы роста. Министерство торговли КНР объясняет сохранение высоких темпов роста товарооборота следующими причинами. Во-первых, в Китае указывают на стабилизацию экономики России в начале - середине 2018 г., что сказывается на активизации экономических отношений.
Во-вторых, Китай отмечает продолжение роста экспорта энергоносителей из России. Наконец, говорится о постоянном появление новых точек роста благодаря сотрудничеству двух стран, открытию новых предприятий и заключению новых договоров. Подводя итоги 2017 г., в Китае отметили несколько факторов, способствующих росту торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Рост торгового сотрудничества не может быть основан лишь на доброй воле и желании совместного развития.
1 Россия и КНР — стратегия взаимодействия — Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III). URL: http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=-view&id=141 &Itemid=55 (дата обращения: 23.03.2019).
Вспоминая проблемы в экономике России и девальвацию рубля 2014 г., в Пекине отметили, что рост товарооборота и экономического сотрудничества двух стран опирается на комплексное развитие российской экономики и ее устойчивость в глобальном масштабе.
Несмотря на сближение на политическом уровне и взаимопонимание, в экономической сфере существуют несколько разногласий и нерешенных проблем.
Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию. Китай является второй страной в мире по энергопотреблению. Россия предлагает Китаю покупать электроэнергию по слишком высокой цене, что может препятствовать развитию сотрудничества двух стран в этой области1.
Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские таможенники по-разному оценивали торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 г. статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия - 3,1 млрд. долларов, Китай - 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 г. обе стороны также оценивали по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с китайской - 27,3 млрд. долларов. Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28 % оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней.
Конечно, в России высказывались мнения о том, что это все неорганизованная челночная торговля, пытались проблему списать на контрабанду, но, тем не менее, расхождения в данных оборота повторяются из года в год.
Стратегическое взаимодействие России и Китая и их потенциальное влияние на международную ситуацию
Россия и Китай имеют общую позицию, похожие международные статусы на мировой арене и их взаимодействие привели РФ и КНР к стратегическому сотрудничеству на глобальном, региональном, многостороннем и двухстороннем уровнях2. Какой же принцип лежит в основе развития стратегического сотрудничества РФ и КНР?
По мнению российского специалиста Е.И. Сафроновой, многополярность подразумевает одинаковую значимость новых центров мирового влияния в лице отдельных стран, групп государств или регионов. Вот почему, РФ и КНР заинтересованы в улучшении и поддержании стратегического равновесия в Евразии в целом. Их стратегическое сотрудничество в разных сферах заключается в предотвращении кризисов и военных конфликтов. Не прибегая к военным действиям и при этом в стремлении к новому мировому порядку3.
Кроме этого, РФ и КНР сближают свои стратегические интересы: от стремления ограничить влияние США в важных для Москвы и Пекина регионах мира, до возможности совместных или скоординированных «антигегемонистических» акций. После интервенций НАТО, это положение можно было принять как заявку на организацию российско-китайской коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных интервенций». РФ и КНР считают принцип анти-гегемонии США значительным преимуществом в своей внешней политике. КНР является надежным партнером, которому Россия доверяет, в то время, она не доверяет действиям США и их политике.
1 Китай недоволен российской тактикой// ChinaPRO, 2008. № 2 (32) 5марта.
2 Рогачев И. Голоса России звучат в унисон// Российская Федерация сегодня, 2007. № 7 — 60 С.
3 Сафронова Е.И. К вопросу о многополярности структуры международных отношений// Китай в XXI веке: шансы, вызов и перспективы. Москва, 2000. — 45 С.
Например, когда США действует как фактор дестабилизации ситуации в Центральной Азии и в постсоветских районах. Обе страны выступают против расширения демократии США, они критикуют внутреннюю политику и политические институты США. Некоторые россияне считают, что Китай должен стать основным партнером России, самым долгосрочным партнером, а сотрудничество двух стран в рамках ШОС намного важнее российских отношений с НАТО. Главы двух держав считают, что достигнутое «понимание и сотрудничество» является, одним из путей, преодоления неблагоприятных последствий однополярности.
Кроме того, в последнее время усиливается и расширяется влияние РФ и КНР на мировую политику и на экономическое сотрудничество, объединяющее четыре крупные страны - Бразилию, Россию, Индию и Китай, 2 ноября 2010 г. на саммите G20 в Сеуле Южно-Африканская Республика выразила желание присоединиться к БРИК.
БРИКС - это четверть земной поверхности и более 40% населения планеты. 16 июня 2009 г. первый полноформатный саммит БРИКС состоялся в России в городе Екатеринбург. Участники саммита обсуждали такие темы, как взаимодействия стран БРИКС по преодолению глобального финансово-экономического кризиса; ключевые вопросы антитеррористического взаимодействия; перспективы диалога «Большой восьмерки» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, противодействие изменениям климата и дальнейшие шаги по развитию диалога в четырехстороннем формате.
По итогам первого полноформатного саммита можно наблюдать, как объединение стран БРИКС превращается в потенциально единый политико-экономический союз, который в будущем будет конкурировать с Большой восьмеркой.
Российско-китайские стратегические отношения долго будут оставаться важным элементом политической реальности, как в Евразии, так и во всем мире. Именно поэтому общность позиций и политическое сотрудничество России и Китая по проблемам плюралистического цивилизационного и идейного развития мира приобретает особое значение. Такое сотрудничество исходит из потенциальной стратегической угрозы и необходимости развития мирового порядка.
Военно-экономическое и транспортное сотрудничество России и Китая
Взаимодействие России и Китая в этой области началось в 1990-х гг., когда Пекин начал закупать крупные партий оружия за рубежом. По оценкам экспертов, Китай, как и Индия является одним из крупнейших импортеров российского вооружения (КНР и Индия лидируют по закупкам российской продукции оборонного назначения). На каждую из этих стран в 1994-1997 гг. приходилось примерно по 30% экспорта российского оружия.
Также стоит отметить, что военно-техническое сотрудничество РФ и КНР является одним из важных направлений российско-китайских стратегических связей. В основе лежит желание России продолжать двухстороннее военно-техническое сотрудничество не было никакой стратегической цели, за исключением естественного импульса обеспечить развитие оборонной промышленности1.
В 2005 г. поставки российского оружия в КНР достигли самого высокого уровня (65,4 %), но с 2006 г. Однако, доля Китая в общем балансе российского военного экспорта постепенно снижалась и в 2013 г. оценивалась примерно в $1,3 млрд (12 %). Это связано с тем, что в последние годы существенно возросли возможности китайского ВПК, который наряду с собственными разработками успешно копирует многие образцы российских вооружений.
1 Россия и КНР — стратегия взаимодействия — Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III). URL: http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=-view&id=141 &Itemid=55 (дата обращения: 23.03.2019).
Наиболее масштабные поставки российского оружия и военной техники в КНР реализуются в области авиационной, военно-морской техники и средств ПВО.
Самолеты. В 1991-1997 гг. в КНР было поставлено 50 истребителей Су-27 (в т.ч. 38 единиц Су-27СК и 12 единиц Су-27УБК) на сумму порядка $1,7 млрд (по взаимной договоренности сторон содержание сделок, включая их стоимость, не разглашается; в СМИ приводились оценочные данные). В 2000-2001 гг. поставлено 38 многоцелевых истребителей Су-30ММК по контракту 1999 г. на сумму порядка 1,5 млрд долларов. В 2000-2002 гг. Китаю в рамках погашения госдолга РФ были поставлены 28 единиц Су-27УБК. В 2003 г. выполнен второй контракт на 38 единиц Су-30МКК. Осенью 2004 г. завершена поставка 24 единиц Су-30МК2 для китайских ВМС. В общей сложности в Китай с 1991 по 2012 г. было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно- боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2.
Кроме того, в 1996 г. Китай приобрел лицензию на выпуск 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки составила около $2,5 млрд. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне (провинция Ляонин), построенном по российскому проекту, основное его оборудование также российского производства. К концу 2007 г. из российских машинокомплектов было собрано 105 самолетов. С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки "Су" в Китае составляет 283 машины. Россия поставляла в КНР запчасти и вооружение к самолетам и предоставляла помощь по обслуживанию и ремонту авиатехники.
В 1993 г. Россия экспортировала в Китай десять военно- транспортных самолетов Ил-76М. В 2005 г. был подписан контракт на покупку еще 34 самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 общей стоимостью порядка $1,5 млрд. Заказ не был выполнен из-за проблем с изготовлением самолетов на Ташкентском авиационном производственном объединении стороны вели переговоры о пересмотре условий сделки.
8 сентября 2005 г. Россия заключила контракт с Китаем на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76.
В конце 2011 г. Россия и Китай договорились о поставках трех бывших в эксплуатации самолетов Ил-76МД, в 2012 г. число машин было увеличено до десяти. Они приобретались "Рособоронэкспортом" в России и модернизировались в Белоруссии.
Рассматривается предложение российской стороны по поставке КНР самолетов-амфибий Бе-200.
Авиадвигатели. Наиболее крупные недавние программы касаются поставок авиационных двигателей.
В 2005-2010 гг. "Рособоронэкспорт" заключил с КНР контракт стоимостью $238 млн на поставку 100 двигателей РД-93 (экспортная версия РД-33) для истребителей FC-1/JF-17 Thunder (китайско-пакистанского производства), запчастей к ним и проведение техобслуживания.
В 2009-2010 г. Россия экспортировала в Китай еще 43 двигателя РД-93, а в 2014 г. заключила контракт на поставку до конца 2016 г. следующих 100 двигателей РД-93, их техническое обслуживание и ремонт.
Кроме того, Московский машиностроительный завод им. Чернышева, входящий в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), и китайская CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation) подписали соглашение по модернизации двигателя РД-93.
В 2009-2011 гг. ОАО "НПО "Сатурн" реализовало контракт на поставку КНР 55 авиационных двигателей Д-30КП-2 (для Ил-76, бомбардировщиков H-6 и транспортника Y-
100
20). В 2012-2015 гг. по контракту, подписанному в 2011 г., "НПО "Сатурн" поставил в Китай 184 двигателя Д-30КП-2. Сумма этого заказа - более $500 млн.
В 2011 г. Китай приобрел 150 двигателей АЛ-31Ф (используются на истребителях Су-27 и на китайских J-11) и 123 двигателя АЛ-31ФН (для оснащения китайских самолетов J-10).
В 2012 г. Пекин и Москва подписали крупный контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф. Сумма сделки составила $700 млн (по др. данным, $1 млрд.). По оценке "Рособоронэкспорта", в 2012 г. авиадвигатели составляли около 90 % российского экспорта в Китай.
19 ноября 2015 г. государственная корпорация "Ростех" объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35. КНР стал первым иностранным покупателем этих самолетов. Об интересе Китая к Су-35 сообщалось еще во время разработки самолета во второй половине 2000-х гг. Сумма сделки оценивается не менее чем в $2 млрд.
Военно-морская техника. Во второй половине 1990-х гг. Китай получил две дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877 ЭКМ. В 1997-1998 гг. Россия поставила КНР две ДЭПЛ проекта 636 ("Варшавянка"; по кодификации НАТО - Improved Kilo, "Кило"; экспортный вариант проекта 877).
В мае 2002 г. "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку для ВМС КНР восьми ДЭПЛ проекта 636 "Кило", оснащенных ракетными комплексами "Клаб-С" (стоимость - около 1,5 млрд долларов). Последняя, восьмая, ДЭПЛ была поставлена в 2006 г.
В 1999-2000 гг. Китай получил два эсминца проекта 956 класса "Современный" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами 3М-80 Е "Москит". Стоимость сделки по эсминцам, по оценкам специалистов, составила примерно 800 млн долларов, стоимость 48 ракет - около 100 млн долларов. По второму контракту в 2005-2006 гг. китайским ВМС были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 965ЭМ.
Тогда же для этих эсминцев Китаем были закуплены четыре палубных противолодочных вертолета Ка-28, а в 2009-2011 гг. еще девять вертолетов Ка-28 и девять вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.
В 2013 г. "Рособоронэкспорт" подписал рамочный контракт с китайской стороной о совместном проектировании и строительстве четырех дизель-электрических подлодок "Амур-1650" (экспортный вариант проекта 677 "Лада")
Предполагается, что две из них будут строиться в России, а две в Китае. Ожидается, что твердый контракт предположительной стоимостью 2 млрд долларов будет подписан в ближайшее время.
Системы ПВО. Первые поставки российских систем ПВО в Китай были осуществлены в 1993 г. Тогда КНР получила зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300ПМУ в составе двух зенитных ракетных дивизионов.
В 1994 г. был подписан второй контракт, согласно которому в 1996 г. вооруженные силы Китая получили ЗРК С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов, а в 2001 г. -третий контракт на поставку С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов (выполнен в 2004 г.).
В 1997-2001 гг. в КНР было поставлено 35 ЗРК "Тор-М1", в 2002-2003 гг. - два корабельных комплекса ПВО С-300ФМ "Риф-М". В 2007 г. Россия подписала контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300ПМУ2 "Фаворит" и четырех систем управления СУ 83М6Е2 (реализован в 2010 г.).
Другие виды вооружения. Кроме того, в разные годы в КНР были поставлены реактивная система залпового огня "Смерч", противотанковые ракетные комплексы "Метис"
101
и "Конкурс" и другое вооружение. В 1997 г. Китай приобрел лицензию на производство управляемых снарядов "Краснополь-М".
В 2011 г. российская Военно-промышленная компания направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля "Тигр" для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 "Тигров" и заключил контракт на поставку еще 10 машин.
Военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией не ограничивается только поставками вооружений. Согласно подписанному в июне 1999 г. соглашению, в российских вузах ведется подготовка как командных, так и военно-технических кадров для китайской армии. С 2005 года, Россия и Китай более десяти раз проводили совместные учения, основной темой которых была конвоирование судов, борьба с терроризмом, а также действия по обороне на море. К участию в маневрах привлекались три вида войск: сухопутные, морские и воздушные. В 2012 году страны впервые организовали учения под названием «Морское взаимодействие», которые впоследствии проводились раз в год на протяжении шести лет.
От «Мирной миссии» до «Восток-2018», от совместных учений до участия Китая в российских маневрах — с каждым днем все более близкое военное сотрудничество непрерывно углубляет двустороннее взаимодоверие, Россия и Китай начинают интеграцию своих войск на море и на суше, на карте и в реальности. В сфере организации и командования была запущена специальная информационная система управления, сформирован набор нормативных документов и командных процедур, связанных с учениями; что касается постановки боевой задачи, то здесь страны проводят не только традиционные маневры, но и совместные упражнения по контролю и захвату островов.
Недавние военные учения России «Восток-2018», в которых участвовала Народно-освободительная армия Китая (НОАК), стали еще одной вехой во все более тесных оборонных отношениях между двумя странами. Всего несколько лет назад Россия использовала эти и другие учения для подготовки своих сил к возможности войны с Китаем. Сейчас, в период напряженности в отношениях обеих стран с Западом, участие Китая является признаком того значения, которое обе стороны придают своим отношениям. Обе страны не собираются формировать военный союз, но их растущее сотрудничество в области обороны, вероятно, окажет значительное влияние на глобальную политику в ближайшие годы.
Россия провела военные учения Восток 11-17 сентября. Двумя наиболее заметными аспектами «Восток-2018» были его прогнозируемый размер и участие Китая. Сергей Шойгу, министр обороны России, объявил в августе, что в учениях примут участие 300 000 военнослужащих, 36 000 танков и бронемашин, более 1000 самолетов и 80 кораблей, что делает эти учения самыми крупными на территории России со времен Советского Союза и маневров «Запад-81», учении проходивших в 1981 году. Фактический размер учений, по-видимому, был значительно меньше, поскольку численность личного состава Шойгу отражала целые бригады и дивизии, а не конкретные батальоны и полки, которые действительно участвовали.
НОАК направила 3200 военнослужащих, а также 30 самолетов, 900 танков и единиц бронетехники. Китай и Монголия, которые также участвовали, стали первыми странами за пределами бывшего Советского Союза, которые присоединились к учениям "Восток".
Россия и Китай проводят совместные военные учения уже более десяти лет - в том числе совместные учения под эгидой Шанхайской организации сотрудничества с 2005 года и совместные военно-морские учения с 2012 года - но это был первый случай, когда Китай присоединился к российским военным учениям внутри страны , Хотя контингент НОАК был небольшим, его присутствие свидетельствовало как о стремлении Китая учиться на недавнем военном опыте России, так и о растущем потенциале сотрудничества в области обороны между двумя странами.
В отличие от предыдущей практики в серии «Восток» российские военные разделили свои силы на две группы, которые имитировали борьбу друг с другом, а не с воображаемым противником. Голубое «западное государство», играющее роль НАТО, представляло Центральный военный округ и Северный флот. Красное «восточное государство» состояло из Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. Красная команда отразила вторжение синей команды, затем контратаковала и толкнула противоборствующие силы вглубь синей территории. В военно-морском компоненте учений Тихоокеанский флот защищался от десантных атак Северного флота. В стратегическом ядерном компоненте учений бомбардировщики Ту-95МС влетели в зону идентификации ПВО США около Аляски, побудив американские истребители F-22 взлететь и сопровождать их, когда они отступали. Тем временем китайские войска присоединились к своим российским коллегам для проведения учений в районе подготовки вооруженных сил Цуголь, расположенном недалеко от границы с Монголией, где они практиковали координацию действий "воздух-земля", воздушно-десантных и скоординированных авиационных артиллерийских ударов. Российские и китайские силы провели совместные огневые операции и проверили совместимость своих сил.
Главной целью российских военных в этих учениях было улучшение их командно-контрольного потенциала. Учения показали некоторые проблемы в этой области. Например, военное командование должно было контролировать перемещение войск на большие расстояния до Восточного военного округа, а также совместные операции нескольких служб. Поскольку учения «Восток-2018» проводились к востоку от Урала, Венский документ ОБСЕ не применялся.
Это означало, что Россия не была обязана приглашать наблюдателей ОБСЕ или докладывать НАТО о содержании учений. Несмотря на то, что сценарий «Восток-2018» проходил на российском Дальнем Востоке, он явно имитировал военный конфликт с НАТО.
Совсем недавно, в 2010 г., учения «Восток» имитировали защиту восточных регионов России от потенциального вторжения Китая. В последний день учений того года российские войска имитировали тактический ядерный удар по вторгшимся силам. В 2013 г., после завершения совместных военно-морских учений России и Китая в Японском море, пять китайских военных кораблей покинули эти учения и отплыли в Охотское море. Россия отреагировала на это призывом к быстрым учениям на российском Дальнем Востоке.
Хотя эти учения не были частью серии «Восток», они были самыми крупными наземными и морскими учениями в регионе, после окончания холодной войны. В течение 2014 г., когда Запад ввел санкции против России после присоединения Крыма, Россия усилила дипломатические контакты с Китаем. Тем не менее, учения «Восток-2014», проведенные этим летом, были ориентированы на защиту российского Дальнего Востока от вторжения государственного деятеля - роль, которую может сыграть в реальном мире только Китай.
В 2018 г. ситуация была поразительно иной. Хотя учения могли послужить напоминанием Китаю о военных возможностях России, Россия старалась изо всех сил показать, что это не их цель. Вместо этого Россия стремилась успокоить Китай. Во времена тесных дипломатических отношений приглашение Китая принять участие в таких масштабных учениях, расположенных так близко к его границе, казалось уместной вежливостью. Тем самым Россия дала четкий сигнал о том, что она не рассматривает Китай как военную угрозу своим восточным регионам. Помимо заверений, Россия также заручилась участием Китая, чтобы подчеркнуть послание, которое было направленно на Запад, проводя масштабные учения, имитирующие конфликт с НАТО.
Китай также стремился достичь нескольких военных целей, участвуя в учениях. «Восток-2018» предоставил НОАК возможность участвовать в учениях, в которых основное внимание уделяется командованию и контролю за объединенными вооруженными операциями - важнейшей составляющей любого потенциального военного конфликта с
103
Соединенными Штатами и их союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Учения также дали возможность НОАК, которая не боролась с вооруженными конфликтами с 1979 г., изучить российские вооруженные силы, особенно уроки из своего недавнего боевого опыта в Сирии.
Стратегия и тактика, использованная российскими военными в этом конфликте, была особенно заметна в учениях «Восток-2018».
В ходе учений «Восток-2018» Россия и Китай направили четкий сигнал Соединенным Штатам и их партнерам по НАТО. Их идея заключалась в том, что, если Запад продолжит применять то, что они считают неоправданным давлением, тогда они в ответ увеличат свой уровень двустороннего сотрудничества, включая оборонную координацию. Хотя обе страны продолжают подчеркивать, что у них нет намерения создавать военный альянс, некоторые российские аналитики предполагают, что «Восток-2018», возможно, был отчасти попыткой заранее проработать технические детали альянса, оставляя при этом возможность такого договоренность в будущем. Даже если это не соответствует формальному военному союзу, расширение военного сотрудничества России и Китая может иметь серьезные последствия для глобальной политики.
«Восток-2018» - еще одна веха, отражающая укрепление отношений между Россией и Китаем, особенно после начала украинского кризиса. После того, как этот кризис разразился, Россия и Китай усилили свою дипломатическую координацию по ряду вопросов, включая Северную Корею и киберпространство, и заключили важные сделки в сфере вооружений и энергетики. Спад в американо-китайских отношениях с начала президентства Дональда Трампа дал Китаю дополнительные основания для укрепления сотрудничества с Россией.
Уровень оборонного сотрудничества России и Китая неуклонно растет. В 2016 г. две страны провели совместные военно-морские учения в Южно-Китайском море всего через несколько недель после того, как Постоянный арбитражный суд в Гааге вынес решение против многочисленных претензий Китая в этом оспариваемом водоеме. Обе страны также провели совместные военно-морские учения в Средиземном (2015 г.) и Балтийском (2017 г.) морях. В последние годы Россия впервые согласилась продавать свои самые современные системы вооружений Китаю, прежде всего систему ПВО С-400 и истребители Су-35. Соединенные Штаты недавно наложили санкции на китайскую оборонную компанию за закупки российского оружия, усиливая напряженность в отношениях обеих стран с Соединенными Штатами.
Заключение
На данный момент отношения между Россией и Китаем и их стратегическое взаимодействие достигли очень высокого уровня. Политические взаимоотношения между двумя государствами развиваются очень стремительно. Проведение совместных военных учений говорит о очень многом. Нас ждет хорошее и самое главное стабильное будущие, поскольку эти две державы не собираются прекращать свое сближение и общение, а заключают новые договоры между собой на очень выгодных условиях, что для Российской Федерации и для Китайской Народной Республики очень выгодно.
За этот период (1991—2018 г.) произошло значительное повышение доверия и сотрудничества обеих держав, увеличение колличества визитов президентов и премьер -министров друг к другу. Главная перспектива экономического сотрудничества между Россией и Китаем связана с соединением российских полезных ископаемых и китайских трудовых ресурсов.
Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по
выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.
Особое значение имеет тесная координация действий в таких важнейших областях, как противодействие распространению всех видов оружия массового уничтожения, всеобъемлющий запрет ядерных испытаний, устранение рисков ядерного терроризма.
Обе стороны заинтересованы в тесном сотрудничестве как по ряду политических, так и экономических причин. И не считая некоторых разногласий, наши отношения развиваются довольно успешно.
Литература:
1. Зыгарь М. Переход границы у реки// КоммерсантЪ-Власть. Москва, 2004. № 43.
2. Китай недоволен российской тактикой// ChinaPRO, 2008. № 2 (32) 5марта.
3. Лавров С. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее// Женьминь Жибао. —
2004.
4. Ларин А. Грозит ли России «Китаизация»?// Российская Федерация сегодня, 2005. № 3.
5. Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин// Российская газета. Федеральный выпуск,
2005. № 3808 от 30 июня.
6. Прохоров А. К вопросу о Советско-китайской границе. - М., 1975. — 288 с.
7. Рогачев И. Голоса России звучат в унисон// Российская Федерация сегодня, 2007. № 7
— 60 С.
8. Россия и КНР — стратегия взаимодействия — Геополитическая стратегия Российской Федерации (Ч. III). URL: http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=-view&id=141&Itemid=55 (дата обращения: 23.03.2019).
9. Россия отдала Китаю острова. URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/439413/ (дата обращения: 18.03.2019).
10. Сафронова Е.И. К вопросу о многополярности структуры международных отношений// Китай в XXI веке: шансы, вызов и перспективы. Москва, 2000. — 45 С.
11. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). - М., 1974. — 354 с.
12. Уилсон Дж. Л. Российско-китайские отношения в постсоветское время. Лондон, 2004.
— 345 с.
13. Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене// Проблемы Дальнего Востока, 2006. № 2.
References:
1. Zygar M. Crossing the border by the river // Kommersant-power. Moscow, - 2004. - № 43. -76 S.
2. China is not satisfied with Russian tactics. // ChinaPRO. —2008. - № 2 (32) March 5th.
3. Lavrov S. Russia-China: a partnership opening the future // Zhenmin Ribao. - 2004.
4. Larin. A. Does Russia threaten Kitization? // Russian Federation today. - 2005. - № 3. - 69 p.
5. V. Ovchinnikov, A Chain of Thirteen Vertices, Rossiyskaya gazeta - Federal Issue, 2005. №. 3808, dated June 30.
6. A. Prokhorov. On the issue of the Soviet-Chinese border. M .: 1975. - 288 s.
7. I. Rogachev. Voices of Russia sound in unison // Russian Federation today. - 2007. - № 7 -60 S.
8. Russia signs a contract with China for the supply of three military transport aircraft IL-78. // [Electronic resource]. - URL: http / www.kp.ru / online / news / 1047640 / (appeal date: 03/03/19)
9. Russia and the PRC - Interaction Strategy - Geopolitical Strategy of the Russian Federation (Part III.4). // [Electronic resource]. - URL: http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=-view&id=141&Itemid=55 // (access date: 23.03.19)
10. Safronova E.I. On the question of the multipolarity of the structure of international relations // China in the XXI century: chances, challenges and prospects. Moscow.:, 2000. - 45 S.
11. Sladkovsky M.I. The history of trade and economic relations of the peoples of Russia with China (until 1917). M., 1974. - 354 p.
12. Wilson J.L. Russian-Chinese relations in the post-Soviet era. London, 2004. - 345 p.
13. Shlyndov A. On Some Aspects of Russian-Chinese Interaction in the International Arena, // Problems of the Far East. - 2006 - № 2. - 58 p.
RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA AT THE PRESENT STAGE. PROSRECTS FOR THE DEVELOPMAENT OF ECONOMIC RELATIONS AND MULTILATERAL
COOPERATION
Artemyev I.A.
Moscow University for the Humanities
Abstract: The main goal of this work is a comprehensive analysis of relations between Russia and the PRC, as well as the identification of problems in their relations and the causes of normalization of relations; economic relations, territorial disputes and joint military cooperation are considered. Keywords: cooperation, territories, export, economy, potential, Russian-Chinese relations.
Для цитирования: Артемьев И.А. Отношения России и Китая на современном этапе. Перспективы развития экономических отношений и многостороннего сотрудничества// Архонт, 2019. № 3 (12). С. 94-106.