Научная статья на тему 'РОССИЯ И КНР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ И КНР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / ВООРУЖЕНИЕ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / ПОЛИТИКА РОССИИ И КНР / THE POLITICS OF RUSSIA AND THE PRC / ВОЕННО-МОРСКИЕ СИСТЕМЫ / NAVAL SYSTEMS / ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ / ОРУЖЕЙНЫЙ ЭКСПОРТ / WEAPONS EXPORTS / ARMAMENTS / MILITARY-TRANSPORT PLANES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поплавский С. П.

Статья посвящена проблемам развития военно-технического сотрудничества России и Китая, которое усиливается военно-технологическим потенциалом Китая и способствует реализации его цели по созданию мощной мировой державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF THE POLICY OF RUSSIAN MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH CHINA

The article is devoted Policy of military-technical cooperation is one of the main in Russian-Chinese relations. This is due to the fact that Russia and China, which helps to create a powerful world, empire capable of all available means, including military, are showing serious interests in the development of closer ties in this area.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КНР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

С.П. Поплавский,

старший научный сотрудник Военной академии Генерального штаба ВС РФ [email protected]

Россия и КНР: современные тенденции политики военно-технического сотрудничества

Аннотация: статья посвящена проблемам развития военно-технического сотрудничества России и Китая, которое усиливается военно-технологическим потенциалом Китая и способствует реализации его цели по созданию мощной мировой державы.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, вооружение, российско-китайские отношения, политика России и КНР, военно-морские системы, военно-транспортные самолеты, оружейный экспорт.

Summary: the article is devoted Policy of military-technical cooperation is one of the main in Russian-Chinese relations. This is due to the fact that Russia and China, which helps to create a powerful world, empire capable of all available means, including military, are showing serious interests in the development of closer ties in this area.

Keywords: military-technical cooperation, armaments, Russian-Chinese relations, the politics of Russia and the PRC, naval systems, military-transport planes, weapons exports.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем носит разносторонний характер и реализуется в следующих сферах: прямые поставки готового российского вооружения и военной техники, техническое содействие по его эксплуатации и ремонту, помощь в создании ремонтной базы, подготовка соответствующих специалистов, налаживание лицензионного производства отдельных узлов и компонентов, а также оружейных комплексов в целом на предприятиях китайской оборонной промышленности, модернизация находящегося на вооружении Народно-освободительной армии Китая (далее — НОАК) вооружения и военной техники (далее — ВиВТ) российского и китайского производства, в том числе и глубокая — путем установки новых, более современных узлов и оборудования, оснащения перспективной радиоэлектроникой и вооружением, а также совместное проектирование отдельных типов ВиВТ для НОАК и на экспорт в третьи страны.

Самое главное достоинство российского ВиВТ заключается в том, что оно существенно превосходит фактически все западные аналоги по критерию «стоимость-эффективность». Продукция российских производителей при сопоставимых или более высоких боевых возможностях как минимум в 1,5—2 раза дешевле западных. Указанное преимущество распространяется на все типы и виды вооружения российского производства, начиная от относительно простых систем, таких как стрелково-артиллерийские, и кончая сложными авиационными и ракетными комплексами, позволяющими вести разведку, передавать данные и поражать цели в реальном масштабе времени.

Тем не менее комплексные закупки готовых оружейных систем в России, безусловно, рассматриваются китайским политическим и военным руководством в качестве временной меры, преследующей цель заполнить имеющиеся бреши в конкретных типах современных ВиВТ, пока создаются аналогичные

31

образцы. Одновременно закупаемое российское вооружение досконально изучается как с точки зрения возможности налаживания технологии производства, так и с позиций адаптации его конструктивных особенностей для создания собственных базовых моделей, удовлетворяющих конкретным современным и перспективным требованиям НОАК.

Китай как одна из ведущих держав современного мира имеет своей целью в ближайшие 10—15 лет полностью отказаться от внешних закупок высокотехнологического вооружения и, разработав свои собственные образцы, соответствующие по тактико-техническим характеристикам лучшим зарубежным аналогам, занять более широкую нишу на мировом оружейном рынке, а в долгосрочной перспективе планирует захватить лидирующие позиции в мировом оружейном бизнесе, который считается одним из самых высокодоходных. Для этого имеются достаточные основания. Важнейшим из них является то, что к настоящему времени в Китае создан довольно эффективный механизм управления наукой, включая и военные сегменты, существенно повысивший ее отдачу, особенно на высокотехнологических направлениях. Он сочетает в себе гибкость и достаточную оперативность западной модели, позволяющей быстро использовать военные разработки в гражданской сфере и наоборот, и способность концентрировать главные силы и средства на ключевых, так называемых «прорывных» направлениях, сохраненную из командно-административной системы советского типа. Все это подкрепляется достаточно мощной финансовой подпиткой, особенно в сфере фундаментальной науки. § Так, на современном этапе значительно сокращен разрыв между теоретиче-□Е скими разработками и их прикладным применением, как в гражданской, так и в военной сферах. Следует обратить внимание, что данный вывод справедлив как в отношении академических институтов, занимающихся исследованиями в области фундаментальной науки, так и в отношении отраслевых и военных НИИ. Налажено достаточно эффективное взаимодействие между граждан° скими и военными секторами науки. Значительно сокращен разрыв в уровне к оплаты труда научных работников в государственных НИИ всех категорий т и работников частных, главным образом, западных компаний. Все эти меры ш привели к фактическому прекращению оттока наиболее квалифицированных и перспективных специалистов в частный сектор, в высокотехнологическую сферу, представленную, в основном, иностранными компаниями, и сформи-32 ровали условия для кардинального увеличения как научно-технического, так и

- технологического потенциала китайской науки, позволяющего самостоятельно

создавать собственные образцы наукоемкого, высокотехнологического ВиВТ. За последние 20 лет КНР импортировала из России ряд крупных военно° морских систем, таких как эсминцы пр.956/956ЭМ и ПЛ пр.636, а также ^ вспомогательные системы. Очевидно, что в самом начале Китай стремился скопировать российские системы после их приобретения, чтобы получить их китайские копии. В дальнейшем политика КНР эволюционировала и свелась к импорту российских систем в качестве элементов, устанавливаемых на национальные платформы. Этот подход оказался более успешным. Китайские кораблестроители, к примеру, создали новую подводную лодку (в Пентагоне ей присвоили условное наименование «Юань»), внешняя

х

со

к

с

с

о

Tl

ф

архитектура которой идентична экспортируемым в КНР российским субмаринам. Как отмечают российские военные эксперты, «корпус подлодки является практически полной копией корпусов дизель-электрических подлодок российских проектов 877 и 636 типа "Варшавянка" разработки петербургского Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин". По свидетельству специалистов ЦКБ МТ "Рубин", никаких g лицензий и технической документации на указанную лодку КНР не предоставлялось. Строительство третьей ПЛ Yuan пр. 041 уже началось — первые две ПЛ данного типа находятся в составе китайского флота. Это означает, что на данный момент китайский рынок практически закрыт для ПЛ пр. 636»1. В ближайшем будущем китайский рынок надводных боевых кораблей будет ориентирован на обслуживание имеющихся четырех эсминцев пр. 956/956ЭМ и обновление различных видов вооружения. С появлением системы ПВО HQ16 в вертикальной пусковой установке рынок для систем «Штиль-1» будет ограничен только эсминцами пр.956Э и фрегатами 052В, и маловероятно, что КНР продолжит закупки систем «Штиль» в значительных количествах.

Российские противолодочные вертолеты сохраняют свое присутствие на китайском рынке — в основном за счет недостатка в Китае необходимого опыта в самостоятельной разработке подобных вертолетов и отсутствия в эксплуатации тяжелых вертолетов ПЛО.

Ракетам класса «земля-воздух» отдается приоритет в оборонной стратегии Китая, особенно в связи с эскалацией напряжения в Тайваньском проливе ° и последующими крупномасштабными учениями американского флота в водах Желтого моря, поскольку Китай и дальше будет вынужден укреплять свои силы ПВО. Китайский комплекс собственной разработки HQ9 имеет дальность 125 км, что ясно высвечивает технологический разрыв между китайскими и зарубежными системами ПВО, особенно в области технологий снаряжения боевой части ракет. Ближайшей задачей для китайцев является 3 разработка системы ПВО с дальностью 200 км.

Кроме того, КНР настойчиво пытается приобрести российские системы С-400 с дальностью стрельбы в 400 км. Как представляется, это единственная российская система, которую китайцы хотят заполучить. В течение g ближайших 10 лет российская система с дальностью стрельбы в 400 км будет g очень привлекательна для китайцев, т. к. подобные системы могут перекрыть весь Тайваньский пролив и остров Тайвань с материковой территории КНР. 33 Кроме того, данный комплекс превосходит по дальности любую ракету воз- — душного базирования, имеющуюся в распоряжении ВВС США. Таким образом, С-400 может не допустить американские самолеты в пространство над Желтым морем с целью нанесения ударов по Пекину и Тяньцзину. Остается открытым вопрос о том, будет ли готова Россия поставлять в КНР системы | с дальностью стрельбы в 400 км, с учетом возможности их копирования. В g настоящее время экспортная версия С-400 имеет дальность стрельбы 240 км. g

Что касается тяжелых военно-транспортных самолетов, важно отметить, s< что в течение последних 20 лет КНР удалось успешно скопировать российские

1 Фролов А. Перспективы российских вооружений на китайском рынке в ближайшие 20 лет // Kanwa Asian Defence. Перископ 2. URL: http://periscope2.ru/2011/01/26/2764/ (дата обращения: 26.01.2011).

о

д

д

О

Ь

истребители. Однако на поприще «клонирования» таких крупных транспортных самолетов, как Ил-76, случился полный провал. Это высвечивает существенную проблему китайской авиационной промышленности — отсутствие опыта проектирования и копирования таких крупных самолетов1.

В связи с приостановлением контракта с Россией на поставку военно-транспортных самолетов и заправщиков Ил-76 и Ил-78, КНР столкнется с огромными сложностями в развитии воздушно-десантных войск и создании флота самолетов ДРЛО. Kanwa прогнозирует, что в течение следующих 8—10 лет в случае, если России удастся активно приступить к беспроблемному производству самолетов Ил-476, и если цена нового самолета окажется привлекательной для КНР, небольшое количество российских самолетов может оказаться на китайском рынке2.

Вооружение для сухопутных войск никогда не было приоритетом российско-китайского ВТС. В КНР экспортировались системы войсковой ПВО «Тор-М1», управляемые снаряды «Краснополь», ПТРК «Бастион», системы управления огнем БМП-3 и технологии производства башен. Вместе с приобретением данных систем КНР были переданы производственные технологии на управляемые снаряды, противотанковые ракеты и башни

S БМП-3. Удивительно, но Китай выказал уважение к российским правам ^ на интеллектуальную собственность в отношении недорогих сухопутных ^ вооружений.

^ Однако это не означает, что КНР никогда не копировала российские сухо-§ путные системы вооружений — РСЗО «Смерч» является ярким тому доказатель-□l ством. Китай поставил на вооружение системы, очень напоминающие российские s САУ 2С19 и 125-мм гладкоствольное танковое орудие. В будущем китайский < рынок для российских сухопутных вооружений будет практически закрыт. s Думается, что пик российско-китайского военно-технического сотруд-g ничества уже пройден. В следующие 10—20 лет для российских вооружений ° рынок будет в основном ограничиваться поставкой запасных частей и комплектующих, заменой отдельных систем, а также поставкой авиационных m двигателей. Принимая во внимание высокую вероятность по снятию с Китая m эмбарго по закупкам на Западе современных ВиВТ и технологий его про-[Зь изводства, Россия должна не только более активно идти навстречу Китаю, расширяя номенклатуру и технологический уровень поставляемых ВиВТ, но 34 и предлагать новые, более перспективные схемы сотрудничества, включая

- взаиморасчеты с целью вовлечения последнего в долгосрочные программы.

Это может быть и совместная разработка ВиВТ с участием технических специалистов двух стран, и долевое финансовое участие. В последующем ° такое сотрудничество может охватывать и производственную сторону. ^ Конкретно для России и Китая было бы целесообразно объединить усилия

в разработке систем ПВО с элементами ПРО. В частности, можно было бы обсудить идею совместной разработки нестратегической системы ПРО. Обе стороны могли бы разработать концепцию создания такой системы, задать

1 См.: Фролов А. Указ. соч.

2 См.: China upgrades T90 AF 902 air defense gun // Canwa Asian Defense. URL: http://www.kanwa. com/defr/ (дата обращения: 24.10.2012).

CO

Т1 о о

I "О

ее тактико-технические параметры, возможности сопряжения национальных Систем предупреждения о ракетном нападении, определить состав основных разработчиков, механизм финансирования.

Сохранив и расширив позиции на рынке вооружения, мы смогли бы при грамотной и продуманной организации дела начать постепенное расширение своей ниши на рынке высокотехнологической наукоемкой продукции, начиная с техники и технологий двойного использования и кончая продукцией гражданского назначения. И в этом мы могли бы рассчитывать на Китай с его большим опытом налаживания производства и продвижения на рынке конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Отвечая на аргументы аналитиков, в том числе и российских, предосте- в регающих об опасности для самой России поставок Китаю современного ® вооружения и военной техники, особенно налаживания его лицензионного Н производства на китайских предприятиях, необходимо отметить следую- е щее: главным императивом долговременного стратегического курса России е в отношении Китая должно стать недопущение в принципе возможности е возникновения конфликтных ситуаций, которые могут привести к воору- ц женному столкновению двух ядерных держав-соседей. 1

При оценке потенциальных угроз безопасности России со стороны Китая, о связанных с поставками последнему современных систем ВиВТ, известную | успокоенность может вносить и сознание того, что Россия продает Китаю 1 специально адаптированные для экспорта варианты вооружения, которое по § своим тактико-техническим характеристикам несколько отстает от самых Н передовых отечественных разработок. Т

п

35

о

о

о §

а и

й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.