Научная статья на тему 'Сотрудничество Республики Беларусь и Украины в сфере обеспечения инновационного развития экономики и нового качества экономического роста'

Сотрудничество Республики Беларусь и Украины в сфере обеспечения инновационного развития экономики и нового качества экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Республики Беларусь и Украины в сфере обеспечения инновационного развития экономики и нового качества экономического роста»

Сотрудничество Республики Беларусь и Украины в сфере обеспечения инновационного развития экономики и нового качества экономического роста

Л.И. Федулова

Любовь Ивановна Федулова - д.э.н., профессор, зав. отделом технологического прогнозирования и инновационной политики в Институте экономики и прогнозирования НАН Украины.

Электронная почта: L.Fedulova@ief.org.ua

В новом контексте глобализации ключевая проблема стран так называемого догоняющего развития заключается в том, чтобы определиться, каким образом привлечь потенциал межгосударственной и региональной интеграции для усиления процесса формирования институциональной среды, способной обеспечить экономический рост каждой страны на инновационной основе. С этих позиций особенно усиливается роль научнотехнологического фактора, который касается всех сторон экономического процесса и обеспечивает его качество.

Актуально в этом отношении стремление высшего руководства стран

- участниц СНГ возобновить и поставить на новый уровень взаимоотношения в инновационной сфере, так как постепенное разрушение научнотехнологических потенциалов постоянно заостряет проблему результативности инновационной деятельности в каждой из стран Содружества. Так, за годы рыночных трансформаций на Украине произошло более чем двукратное сокращение общего числа научных разработок, в том числе в 6.8 раза сократились разработки по созданию новой техники и технологий, а среди них - в 4.5 раза количество разработок, в которых использованы изобретения. Аналогичная ситуация сложилась и в других странах СНГ. В частности, в Республике Беларусь, по оценке экспертов, объем исследований за годы рыночных реформ сократился более чем в два раза и только незначительная часть разработок превышает уровень зарубежных аналогов.

Поэтому сегодня как Украина, так и Республика Беларусь заинтересованы в возобновлении и последующем развитии тесных внешнеэкономических связей. Однако в сотрудничестве и интеграции обеих стран за последние годы накопилось много проблем, которые возникли в процессе становления и развития нового регионального объединения. Потенциал стран на постсоветском пространстве претерпел заметные изменения. Факторы влияния на внешнеэкономическую деятельность стран: зависимость от состояния мирового рынка и финансов; отказ от монополии государства на внешнюю торговлю, коммерциализация торговли, восприимчивость торговлей стихийных (кризисных) факторов развития экономики и финансов и тому подобное. Потеря связей определила существенные перекосы в структуре как украинской, так и белорусской экономики, увеличение доли экспорта продукции с минимальной первичной обработкой, снижение доходов торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. Дезинтеграционные процессы до настоящего времени приводят также к ухудшению торговых позиций стран при транспортировке грузов в другие государства через морские порты и инфраструктурные объекты, которые находятся на территориях стран Содружества.

Кроме того, системные аналитические исследования этих процессов с целью определения соответствующей государственной политики почти не проводятся. Отсюда цель статьи - изложить общие тенденции сотрудничества Украины и Беларуси, выявить проблемы и наметить пути дальнейшего продвижения в формировании и реализации научно-технологического и инновационного потенциала.

Анализ основных показателей экономической динамики Республики Беларусь (РБ) показывает, что большинство из них превышает аналогичные показатели Украины. Это говорит о том, что в целом белорусская экономика в течение последних лет развивается более быстрыми темпами, чем украинская. Так, индекс ВВП Беларуси в 2005-2009 годах превышал аналогичный показатель Украины. По результатам кризисного 2009-го на Украине был зафиксирован спад ВВП на 15% (сравнительно с предыдущим годом), в то время как в Республике Беларусь был зафиксирован рост (на 0.2%). В кризисном 2008 году индекс роста продукции промышленности на Украине составил по сравнению с предыдущим годом 94.8% (то есть зафиксировано падение на 5.2%), в то время как в РБ указанный показатель достиг значения 111.5% (то есть зафиксирован рост на 11.5%). В кризисном 2009-м в обеих странах отмечался спад производства продукции промышленности, но глубина падения на Украине (21.9%) была значительно выше, чем в Республике Беларусь (2%).

Индексы объема продукции промышленности РБ в 2001-2008 годах были достаточно высокими среди стран СНГ (см. таблицу 1) и только в 2009-м составили 97% от предыдущего 2008-го (112%). На Украине аналогичный показатель снизился в 2008 году до 97% от предыдущего, а в 2009-м - до 78% (такой показатель среди стран СНГ имела еще только Молдова).

Результаты исследования показывают, что внешнеторговая деятельность Украины и Беларуси в 2000-2009 годах характеризовалась сле-

Страна 2001 2005 2006 2007 2008 2009

Азербайджан 105 134 137 124 106 109

Армения 105 108 99.1 103 102 92

Беларусь 106 111 111 109 112 97

Грузия 95 116 - 105 - -

Казахстан 114 105 107 105 102 102

Кыргызстан 105 88 90 107 115 94

Молдова 114 107 95 99 102 78

Россия 103 104 104 106 102 89

Таджикистан 115 110 106 110 97 94

Туркменистан 130 122 - - - -

Узбекистан 108 107 111 112 113 109

Украина 114 103 106 110 97 78

В среднем по СНГ 106 105 105 107 102 90

дующими тенденциями: динамика экспорта и импорта Украины из Беларуси в этот период была почти стабильной и составляла соотношение 50/50%, однако в кризисные 2008-2009 годы наблюдалось негативное сальдо (см. рисунок 1).

2830 2330 1830

х 1330 л м

да 830 330 -170 -670

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

■ Экспорт ■ Импорт ■ Сальдо

В 8 раз увеличился объем торговых отношений между Киевом и Минском с 2004 по 2008 год. Но даже при этом Украина обеспечивает только 5.3% белорусского импорта. В частности, в 2009-м доля экспорта Украины в Беларусь составила 3.2% в общем удельном весе стран СНГ, в то время как в РФ - 21.4%, а в ЕС - 23.9% (см. рисунок 2).

Рост объемов прямых иностранных инвестиций на Украину из Беларуси оказывает содействие активизации производственной кооперации между двумя странами. Так, по данным Госкомстата Украины, на начало 2010 года, белорусскими инвесторами вложено в экономику Украины $37.8 млн прямых иностранных инвестиций, что составляет 0.1% от общего объема (см. таблицу 2).

■ ,

Таблица 1

Индексы объема продукции промышленности стран СНГ (в %, до предыдущего года)

Источник: МСК СНГ, 2011

Рисунок 1

Объемы внешней торговли Украины с Республикой Беларусь

Другие страны мира

Российская Федерация Беларусь

Рисунок 2

Удельный вес организаций-партнеров в общем объеме экспорта товаров Украины в 2009 году

Источник: Госкомстат Украины, 2008а: 27-30

23.9%

Показатель Состояние на 01.01.06 Состояние на 01.01.07 Состояние на 01.01.08 Состояние на 01.01.09 Состояние на 01.01.10

Общий объем прямых иностранных инвестиций из Украины в другие страны мира 219.5 221.5 6196.6 6203.1 6223.3

В том числе в Беларусь 0.7 1.8 1.8 4.8 4.7

Удельный вес инвестиций, вложенных в экономику РБ, в общем объеме инвестиций(%) 0.3 0.8 0 0.1 0.1

Таблица 2 На протяжении последних лет общие объемы иностранного инвестирова-

Прямые иностранные ния на Украину имеют положительную динамку, а объемы инвестирования инвестиции из

Украины ($ млн) из Беларуси - неустойчивую (объем белорусских инвестиций снижался в 2007 и 2009 годах, хотя в целом за 2006-2010 годы возрос с $19.1 млн

ИСТОЧУ^раГинсь:о2м0с;0 до $37.8 млн). Нерезиденты из Беларуси инвестировали в деятельность

211-2 ^^Госкомстат 208 предприятий.

Украины, 2008Ь: 209

Примечание: ргючЕлы В промышленность (ядро реального сектора экономики) общий объем автора инвестиций из Республики Беларусь составил $15.8 млн (или 41.8% от общего объема белорусских инвестиций и 0.17% от общего объема прямых иностранных инвестиций в промышленность Украины). Считаем, что такой объем инвестиций слишком мал и не отвечает реальному потенциалу инвестиционного сотрудничества между двумя странами. Основные причины этого явления - существование периода искусственного сдерживания процессов международного инвестирования в Беларусь, а также невысокая привлекательность инвестиционного климата на Украине.

На протяжении 2006-2010 годов наибольшее увеличение белорусских инвестиций наблюдалось в перерабатывающей промышленности, и это положительное явление (объем инвестиций из Республики Беларусь, привлеченных в перерабатывающую промышленность, увеличился с $1.13 млн в начале 2006 года до $11.6 млн в начале 2010-го, то есть в 10.26 раза). В перерабатывающей промышленности наибольшее увеличение наблюдалось в производстве пищевых продуктов, напитков

и табачных изделий (15.08 раза), в обработке дерева и производстве изделий из дерева, кроме мебели (10.71 раза). На наш взгляд, такой стремительный рост можно объяснить не столько ориентацией инвесторов на производственную деятельность в отраслях высших технологических укладов, сколько низкой базой 2006 года.

Инвестиции резидентов Украины в Республику Беларусь вложены только в три сектора (см. таблицу 3): финансовая деятельность ($2.8598 млрд, или 60.4% к общему объему), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления ($1.5851 млн, или 33.5%), машиностроение ($178.2 тыс., или 3.8%).

Украинские резиденты мало инвестируют в отрасли белорусской обрабатывающей промышленности. Это усложняет взаимный трансферт технологий с помощью проникновения инвестиций.

Исследования показали, что наиболее распространенная форма сотрудничества между украинскими и белорусскими компаниями - кооперация. Так, в производственной кооперации принимают участие свыше 120 белорусских и украинских предприятий, и это число постоянно увеличивается. На начало 2009 года в Беларуси было зарегистрировано около 90 совместных и иностранных предприятий при участии украинского капитала.

Таблица 3

Инвестиции Украины за границу и в Республику Беларусь в разрезе видов экономической деятельности по состоянию на 01.01.2010

Источник: Госкомстат Украины, 2010: 211-212

Примечание: расчеты автора

По такой схеме украинская корпорация «Богдан» собирает в Беларуси свои автобусы, Херсонский машиностроительный завод договорился об общем изготовлении комбайнов с белорусским «Гомельсельмашем», а Винницкое ОАО «Браулов» и минский «Економилк» работают над строительством доильных залов. В начале апреля 2010 года Беларусь и Украина договорились о создании ряда общих производств и выходе на рынки третьих стран. Активный выход на белорусский рынок осуществили и украинские экспортеры - аграрные и металлургические предприятия, среди которых «Запорожсталь», ДМЗ, ММК им. Ильича и другие.

В том числе в Беларусь Удельный вес

Показатель Общий объем ($ млн) $ млн В % к общему итогу белорусских инвестиций инвестиций, вложенных в РБ, в общем объеме инвестиций

Всего 6223.3 4.73 100 0.08

Промышленность 92.5 0.2 4.2 0.22

Перерабатывающая промышленность 92.2 0.2 4.2 0.22

Машиностроение 16.8 0.18 3.8 1.07

Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного употребления 124.9 1.63 34.4 1.31

Финансовая деятельность 153.8 2.86 60.4 1.86

Однако эксперты считают, что за короткий период экономической открытости для внешнего мира белорусский рынок в основном уже стал насыщенным. Беларусь еще плохо освоила западный бизнес, но уверенно чувствует себя тут российский. Наиболее развит машиностроительный сектор, он представлен значительным количеством производственных гигантов: МАЗ, МТЗ, БелАЗ. По словам регионального менеджера компании Horizon Capital по Беларуси, в этом секторе украинский производитель смог бы найти для себя узкую, но интересную нишу (НСУР, 2004) .

Поскольку Украина и Беларусь остаются основными транзитерами российских энергоносителей в страны ЕС, им необходимо организовать общие действия, которые могли бы гарантировать энергетическую безопасность двух стран. В этом контексте важным событием стало подписание 20 января 2009 года меморандума о сотрудничестве между кабинетом министров Украины и правительством Беларуси в энергетической сфере. Документ направлен на углубление двустороннего сотрудничества Украины и Беларуси, в частности, на реализацию многосторонних проектов, повышение энергетической безопасности двух стран, диверсификацию поставок энергоресурсов, интеграцию энергетического рынка, содействие реализации проектов по модернизации, ремонту и комплектации оборудования для энергетических объектов.

Однако перспектива развития экономики на качественном уровне в обеих странах в посткризисный период довольно неопределенная. На Украине сейчас нет действующего механизма внедрения научно-технических разработок и технологий в промышленное производство, финансируемых из госбюджета. В последнее время госполитика была направлена на поддержку экспорта, основная часть которого обеспечивается сырьем и продукцией с незначительной степенью переработки. В более привлекательном экономическом положении оказались производства низших технологических укладов, которые характеризуются капиталоемкостью, экологической опасностью, низким уровнем разработки и внедрения инноваций. Отрасли обрабатывающей промышленности, наоборот, оказались в худшем положении. И на государственном уровне, и на уровне общественности признается тот факт, что выход экономики Украины на траекторию опережающего развития должен характеризоваться не только увеличением темпов экономического роста, но и весомой структурной трансформацией, увеличением доли высокотехнологичных производств.

Программа сотрудничества Украины и Беларуси (2008-2010 годы) насчитывала 13 двусторонних проектов и предусматривала проведение четырех общих научно-технических мероприятий. Основные направления белорусско-украинского сотрудничества: информационные и космические технологии, новые материалы, медицина и фармация, лазерные, био-и нанотехнологии, а также охрана окружающей среды. Наметился прогресс в сфере либерализации антидемпинговых и специальных защитных условий во взаимной торговле. В частности, в 2010 году украинская сторона приняла добровольные обязательства белорусских производителей ДВП и компрессоров по поставкам белорусской продукции на украинский

рынок, упразднила специальные условия относительно трикотажного полотна, хлопковых тканей и газоразрядных люминесцентных ламп, в том числе белорусского производства. Удовлетворительные тенденции заметны в топливно-энергетическом комплексе. Так, с начала 2010 года товарооборот вырос на 43%. Оперативные данные свидетельствуют также, что только за восемь месяцев 2010 года торговый оборот составлял $2.6 млрд. Украина готова продолжать поставки электроэнергии в Беларусь. Кроме того, страны достигли договоренностей об активизации пограничного и межрегионального сотрудничества.

Разработан план общих действий по приоритетным направлениям белорусско-украинского сотрудничества, сформированным по итогам встречи президентов Республики Беларусь и Украины в Минске 29 апреля 2010 года. Планом предусмотрена реализация 27 мероприятий. В частности, подписано межправительственное соглашение о транспортировке нефти через территорию Украины в Республику Беларусь, договор на поставку 146 комбайнов «Гомсельмаш». Реализуются мероприятия дорожной карты.

Продолжается работа по дальнейшему развитию грузовых перевозок контейнерными поездами «Викинг» и «Зубр». За январь - июль 2010 года объем перевозок «Викингом» составил 102.3% к аналогичному периоду 2009-го. Расширен перечень товаров по взаимной кооперации предприятий Республики Беларусь и Украины на 2010 год.

Подписан совместный документ «Направления перспективного сотрудничества предприятий и организаций Украины и Республики Беларусь...», регулирующий сотрудничество в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях. Он предусматривает общее выполнение научных космических исследований и прикладных программ, в частности, совместное создание микроспутников ДЗЗ, технологий полезной нагрузки для спутников ДЗЗ (оптико-электронной и спектральной аппаратуры), систем управления, приема и обработки информации от космических аппаратов ДЗЗ, разработку современных технологий обработки данных ДЗЗ для решения прикладных задач. Достигнута также договоренность относительно совместного использования информации от украинских и белорусских спутников после их запусков (Беляцкий, Руденков, 2010).

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР) на период до 2020 года последовательное развитие получили основные положения действующих прогнозных документов. Это основные направления социально-экономического развития республики на период до 2010 года, комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 годы, программа развития промышленного комплекса на 1998-2015 годы, программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. Так, в НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, последующей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации

социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в единственном сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика». В частности, отмечено, что белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, что заинтересовывает предпринимателей в расширении и усовершенствовании производства, а наемных работников - в высокопродуктивном труде (Рябкова, Гейдюнас, 2010).

В контексте полноты и качества законодательных документов Украины в научно-технологической и инновационной сфере следует отметить отсутствие их стратегической составляющей и регламента стимулирования инновационной деятельности. Это один из ключевых факторов, тормозящих формирование инновационной модели экономики.

Научно-технологический потенциал, то есть ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности. Исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30.7 тыс. человек, в том числе 18.5 тыс. исследователей и 12.2 тыс. техников и другого вспомогательного персонала. Наибольший удельный вес ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки. Значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. Инновационно-активны в стране 13.9% промышленных предприятий. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной составляет 9.3%, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте

- 3.7%. Сравнение показателей инновационной активности предприятий Украины и Беларуси за 2008 год указывает на неоднозначную картину (см. таблицу 4). В Беларуси затраты на технологические инновации в расчете на душу населения в 2004-2009 годах были значительно выше, чем на Украине (в частности, в 2009-м они составляли $39.5 в Беларуси и $21.7 на Украине).

В международных рейтинговых показателях Беларусь опережает Украину по оценке развития технического регулирования: здесь есть обязательные стандарты и добровольная сертификация качества (см. рисунок 3). Это свидетельствует о более серьезном отношении властей к качеству развития экономики, с одной стороны, и о внедрении действенных инструментов обеспечения конкурентоспособности - с другой.

Украина в этом отношении вообще бездеятельна, о чем свидетельствуют результаты оценки компаниями совершенства национальных технических стандартов (см. рисунок 4).

По показателям структуры распределения затрат на научные исследования и разработки среди стран бывшего СССР Беларусь, как и Россия, и Украина, имеет наибольший удельный вес вкладывания средств на этапе научно-технических разработок (см. таблицу 5). На научные услуги тра-

Показатель 2008 Отклонение

Украина Беларусь

Количество промышленных предприятий, которые занимались инновационной деятельностью (единиц) 1397 371 +1026

Удельный вес промышленных предприятий, которые внедряли инновации(%) 13 17.6 -4.6

Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной (%) 5.9 14.2 -8.3

собственных 60.6 61.3 -0.7

государственного бюджета 2.8 17.2 -14.4

местных бюджетов 0.1 1.1 -1

внебюджетных фондов - 0.002 -

отечественных инвесторов 1.4 0.3 +1.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранных инвесторов 1 4.9 -3.9

кредитов 33.7 14.8 +18.9

других источников 0.4 0.5 -0.1

Количество приобретенных новых технологий 835 675 +160

в стране 603 270 +333

вне пределов страны 232 405 -173

Количество переданных новых технологий 17 35 -18

в стране 13 10 +3

за пределы страны 4 25 -21

Количество созданных передовых производственных технологий но 375 -

Проектирование и инжиниринг 19

Производство, обработка и монтаж 63

Аппаратура автоматизированного контроля 9

Производственные информационные системы 1

Интегрированное управление и контроль 11

Количество использованных передовых производственных технологий но 21370

Проектирование и инжиниринг 1301

Производство, обработка и монтаж 9841

Автоматизированные погрузо-разгрузочные операции,транспортировка материалов и деталей 138

Аппаратура автоматизированного контроля 1041

Связь и управление 6996

Производственные информационные системы 220

Интегрированное управление и контроль 221

Другое 1612

Таблица 4

Сравнение

показателей

инновационной

активности

предприятий

Украины и Беларуси

за 2008 год

Источник:

Госкомстат Украины, 2011; Белстат, 2011 Примечание: но - данные по таким показателям не обнародуются

Рисунок 3

Количество действующих сертификатов ISO 9001:2000 в расчете на 1000 человек населения в 2007 году

Источник: International Standards Organization, World Economic Forum, анализ «Бауман Инновейшн»

Израиль Венгрия Чехия Япония Германия Эстония Франция Австралия Финляндия Южная Корея Чили Польша Канада Турция Китай Беларусь Россия Бразилия ЮАР

1.51

| 1.04 1.01

I 0.57 0.55

0.47

________________I 0.37

0.35 0.34 0.33 0.24 0.24 0.23 I 0.17 I 0.16 0.13 0.08 0.08 0.07

Казахстан Щ 0.05 Украина Щ 0.05 Индия Ц| 0.04

0

0.2

0.4

0.6

0.8

1.2

1.4

1.6

тится меньше всего средств, что подтверждено результатами исследования. Страны СНГ импортируют значительную часть высокотехнологичных услуг, что указывает на отсутствие сформированного соответствующего рынка и на потенциальные возможности для научно-технологического взаимодействия между странами.

Особого внимания заслуживает факт роста объема преференций для производителей лазерно-оптической техники по НДС и таможенной пошлине (см. рисунок 5) в 2008-2009 годах, что также подтверждает серьезные намерения государственной власти Республики Беларусь реализовывать технологическую стратегию.

Позитивной была динамика количества проектов научно-исследовательских работ (НИР), которые финансировались в 2002-2009 годах, до кризисного 2008-го (см. рисунок 6), в том числе и проектов молодых ученых РБ.

Германия Япония Финляндия Франция Канада Австралия Чехия США Эстония Венгрия ЮАР Чили Бразилия Южная Корея Польша Индия Китай Израиль Турция Казахстан Россия Украина

6.34

I 5.97 ] 5.93 5.91 5.89 5.84

5.63

5.62

5.13 I 5.07 4.97 4.9

4.69

4.61

4.55

4.35

4.27

4.14

3.93

3.8

3.76

3.48

Рисунок 4

Оценка компаниями

совершенства

национальных

технических

стандартов

(по результатам

опроса Всемирного

экономического

форума в

2009 году)

Источник: International Standards Organization, World Economic Forum, анализ «Бауман Инновейшн»

Таблица 5

Распределение затрат на научные исследования и разработки по направлениям исследований в странах СНГ (в %)

Источник: Госкомстат Украины, 2009: 196

4

Страна Фундаментальные исследования Прикладные исследования Научно-технические разработки Научно-технические услуги

2000 2005 2008 2000 2005 2008 2000 2005 2008 2000 2005 2008

Азербайджан 20 29 21 38 48 42 26 11 22 16 12 15

Армения 33 15 18 58 6 5 9 69 69 0 10 8

Беларусь 17 18 13 22 26 23 52 46 53 9 10 11

Грузия 36 61 - 55 32 - 6 2 - 3 5 -

Казахстан 15 14 11 18 33 40 56 44 20 11 9 29

Кыргызстан 19 47 - 34 17 - 42 33 - 5 3 -

Молдова 13 28 24 41 35 49 43 34 26 3 3 1

Российская Федерация 13 13 18 15 15 18 66 65 58 6 7 6

Таджикистан 53 85 49 3 4 27 43 8 18 1 3 6

Украина 16 20 24 23 15 19 51 50 46 10 15 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3

5

6

7

Рисунок 5

Объем преференций для производителей лазерно-оптической техники по НДС (млн белорусских рублей)

Источник: Белстат, 2011

Рисунок 6

Количество проектов по НИР, финансируемых в 2002-2009 годах

Источник: Белстат, 2011

Рисунок 7

Количество проектов, выполняемых вместе с зарубежными учеными, финансируемых в 2004-2009 годах

Источник: Белстат, 2011

621

648

700 600 500 400 300 200 100 ' 0

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

600

500

400

300

200

200

0

255

21

2006

а

2007 2008 2009

□ Объем преференций (млн рублей)

1303 13° 1268

1196

932 941

1043

1089

219 246 Д82 И°8

г ТИШ

308 344 Д73

І_ХІ

378

ІІШ

351

д

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ Общее количество (единиц) □ В том числе молодых ученых (единиц)

521

539

2004 2005 2006 2007

□ Количество проектов

2008 2009

Статистика показывает, что количество проектов, выполняемых совместно с зарубежными учеными, не уменьшилось даже в кризисные 20082009 годы (см. рисунок 7).

Анализ состояния научно-технологического взаимодействия Украины и Беларуси подтверждает наличие в обеих странах объективных причин расширения и развития такого сотрудничества. Есть и возможности для совместного создания новых продуктов и рынков. К ним относятся: общая многолетняя историческая ретроспектива научно-технологического сотрудничества; наличие взаимодополняющих кооперационных связей; территориальное соседство и культурная близость; понимание перспек-

тив развития, основанное на инновационных решениях. Также установлено, что иногда такому взаимодействию препятствуют негармоничное законодательство и отсутствие системных мероприятий поддержки сотрудничества на межгосударственном уровне. Кооперация как мощный дополнительный импульс развития потенциала стран недооценивается на государственном уровне. Отсутствие программ поддержки предприятий, стремящихся к сотрудничеству, может способствовать потере этого самого ценного и качественного ресурса развития.

Особенно показательна динамика внешней торговли Украины с Беларусью высокотехнологичными товарами, которая в 2000-2009 годах характеризовалась почти всегда удовлетворительным для Украины сальдо. В частности, наибольший удельный вес в экспорте Украины в Беларусь занимает фармацевтическая продукция, хоть ее часть и небольшая. Состояние внешней торговли высокотехнологичными услугами Украины с РБ на фоне аналогичного процесса с Российской Федерацией и ЕС почти нулевое. Это указывает на отсутствие стратегии внешнеэкономической деятельности Украины, адекватной вызовам сегодняшнего дня

Отметим, что в 2008 году доля экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме белорусского экспорта составила 3.9%, в 2009-м аналогичный показатель был равен 4.26%. По контрактам на поставку научно-технической продукции на внешние рынки объем средств, полученных организациями Республики Беларусь, составил $21.6 млн (в 2008 году - $25 млн). Достижение этого показателя обеспечили: НАН Беларуси ($14.4 млн), Министерство образования ($3.5 млн), Министерство промышленности ($3.5 млн) и Министерство здравоохранения ($0.2 млн). С помощью грантов на выполнение общих научно-технических проектов в РБ привлечено в 2009 году $4.2 млн (НАН Беларуси -$2.6 млн, Министерство образования - $1.6 млн) (НСУР, 2004).

Выделим основные проблемы инновационной среды как Республики Беларусь, так и Украины, негативно влияющие на развитие и реализацию инновационного потенциала. Сюда относятся:

• отсутствие системной, четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, а также для мероприятий господдержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и непрямые (налоговые преференции, государственные гарантии) механизмы, а также нормативно-правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры;

• ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, низкий спрос реального сектора на перспективные (с точки зрения их коммерческого применения) результаты научно-технологической деятельности, отсутствие сформированного рынка инновационной продукции;

• неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного

предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов. А именно: фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированных оценщиков фирм и интеллектуальной собственности, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования и приборов, фондового рынка для наукоемких компаний, торговых домов;

• отсутствие действующих механизмов для развития приоритетных направлений науки и технологий, многочисленность научных организаций, которые претендуют на господдержку. Следствием этого становится распыленность бюджетных средств и недофинансирование исследований (развитие знаний) в перспективных отраслях науки, которые обеспечивают конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке;

• отсутствие эффективной координации ИР, финансируемых отдельными органами исполнительной власти. Это препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства, а также инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет средств бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;

• слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;

• неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений (с помощью рынка научно-технической продукции);

• низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий. Основные факторы, сдерживающие инновационную активность предприятий реального сектора экономики, - низкий инновационный потенциал, нехватка собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

• низкая информационная прозрачность инновационной сферы, в первую очередь, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также сведений для частных инвесторов и кредитных организаций об объектах вложения капитала с потенциально высокой прибыльностью;

• низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в том числе без образования юридического лица);

• низкая инновационная культура населения и предпринимателей.

Барьерами на пути инноваций выступают также недостаточный уровень

наукоемкости ВВП, высокая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности. Эти барьеры и проблемы инновационного развития в

совокупности определяют главную системную проблему: темпы развития,

структура и научно-технологический уровень исследований и разработок научной сферы обеих стран не отвечают потребностям развития национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности. Предлагаемые разработки и проекты не находят спроса на инновационном рынке и в практическом применении в экономике из-за дисбаланса звеньев научно-инновационного комплекса и низкой восприимчивости к инновациям предприятий и организаций.

Учитывая, что Украина имеет большой потенциал в атомной энергетике, возможными направлениями сотрудничества в ядерной области между Украиной и Республикой Беларусь могут быть такие:

• использование возможностей Харьковского турбинного завода («Турбоатом») относительно поставки в Беларусь турбин для энергоблоков АЭС мощностью свыше 100 Мвт. При условиях соответствия украинской продукции требованиям белорусских ученых «Турбоатом» может быть допущен к тендеру на поставку оборудования для Белорусской АЭС. Конкурентом является российский производитель аналогичной продукции из Санкт-Петербурга;

• подготовка кадров для белорусской ядерной энергетики и проведение общих научных исследований на базе Одесского национального политехнического университета;

• подготовка персонала для Белорусской АЭС на базе Севастопольского университета энергетики (бывшее высшее военное училище моря-ков-подводников). Речь идет как о подготовке студентов, так и о переквалификации белорусского персонала теплоэлектростанций для работы на АЭС. Кроме того, белорусская сторона обращает внимание на большое количество бывших офицеров-подводников, которые живут в Севастополе, имеют высокую профессиональную квалификацию по эксплуатации ядерных установок и могут быть приглашены для работы на Белорусской АЭС;

• обмен опытом относительно строительства ЗАО «Атомстройэкспорт» (РФ) третьего и четвертого блока на Хмельницкой АЭС;

• обмен опытом хранения ядерных отходов на Запорожской АЭС;

• обмен опытом строительства и эксплуатации хранилища ядерных отходов на Чернобыльской АЭС.

Считаем, что одним из эффективных механизмов взаимодействия и кооперации организаций и предприятий Украины и Беларуси могут стать технологические платформы, особенно в контексте разработки и реализации совместных инновационных проектов.

Практика европейских стран показывает, что в условиях постиндустриального общества особое внимание отводится созданию научно-производственных цепочек, в которых бизнес выражает свои потребности в новых технологиях; наука выполняет необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); государство создает инфраструктуру, регламентирует правила взаимодействия (включая сти-

мулы и преференции), снижает финансовые и частично коммерческие риски. В мировой практике в качестве основных контрагентов производственных предприятий выступают университеты, правительство, государственные исследовательские институты, некоммерческие организации; все большее распространение получает международное партнерство. В центре внимания оказываются различные аспекты инновационной деятельности и, соответственно, разные инструменты регулирования. В частности, в рыночно ориентированном партнерстве значительное место занимает субсидирование НИОКР в промышленности; в партнерстве для развития сетевых связей или кластеров - поддержка инфраструктуры.

В наиболее распространенном толковании под технологической платформой понимают механизм государственно-частного партнерства в сфере научно-технологического и промышленного развития. Он направлен на улучшение взаимодействия и развитие кооперации между представителями науки, промышленности, органов власти государства для разработки наиболее перспективных направлений научно-технологической и инновационной деятельности. Формирование технологической платформы осуществляется на основе методологии Форсайт путем разработки дорожной карты модернизации и научно-технологического развития и программы исследований для реализации дорожной карты.

Организационная схема общей технологической платформы (ТП) Украины и Беларуси представлена на рисунке 8. В состав ТП могут входить заинтересованные страны СНГ, ЕС и других региональных объединений, интегрируемые по наиболее перспективным направлениям инновационного развития. К основным функциям отмеченной платформы относятся: организация взаимодействия представителей бизнеса, науки, потребителей и государства по вопросам выбора приоритетов, определения стратегических целей, формирования дорожной карты модернизации и научно-технологического развития, а также разработка соответствующих НИОКР, формирование и реализация инновационных проектов по их коммерциализации; совместная разработка представителями бизнеса, науки, потребителей рекомендаций органам власти отдельных государств

- участников СНГ и Содружества в целом по выработке согласованной государственной политики в области функционирования технологической платформы.

Создание ТП должно способствовать решению следующих задач:

• созданию межгосударственного пространства, которое совмещает возможности национальных инновационных систем. Это придаст стойкий системный характер инновационному развитию, будет способствовать эффективному использованию научно-технологических разработок и изобретений ТП, формированию согласованной государственной политики в сфере функционирования технологической платформы;

• развитию институтов инновационного сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических

Рисунок 8

Организационная структура технологической платформы Украины и Беларуси

Примечание: разработано автором

интересов, созданию необходимых условий для развития рынков инновационных товаров и услуг, стимулированию научно-технической и инновационной активности, концентрации ресурсов для осуществления долгосрочных программ сотрудничества и реализации инновационных проектов, которые имеют интеграционную составляющую. ТП - один из основных институтов инновационного сотрудничества. С помощью координации деятельности субъектов на стороне предложения (наука, промышленность) и спроса (органы власти, потребители), а также с помощью конкретизации будущего спроса (через выбор приоритетов, определение стратегических целей, формирование дорожной карты модернизации и научно-технологического развития) они позволяют стимулировать научно-технологическую и инновационную активность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Одним из стратегических направлений государственной экономической политики должна быть более системная и содержательная отладка экономических и финансовых механизмов эффективного сотрудничества со странами СНГ, ведь товаропроизводители постсоветских стран имеют опыт кооперации и организации общей производственной деятельности.

Одним из ключевых элементов такого подхода должна стать первоочередная технологическая модернизация общими усилиями важнейших объектов инфраструктуры общего пользования, которая позволит существенно снизить расходы и повысить эффективность контактов между предприятиями.

Другим важнейшим приоритетом должна стать реализация больших кооперационных проектов развития на основе новейших технологий будущего, например, на основе нанотехнологий или биотехнологий. Это требует не только согласования политики, но и создания общих научно-исследовательских и инновационных структур, что позволит распределять расходы и риски, связанные с инновациями. Считается, что такая ориентация взаимных связей на конкретные проекты международной кооперации

- более реалистичный подход к развитию интеграционных процессов, чем попытки сразу решать сложные политические вопросы, которые затрагивают государственный суверенитет. Процесс согласования структурной политики должен быть постепенным, с расширением его охвата по мере достижения практически значимых успехов в конкретных сферах.

С учетом современных геоэкономических реалий возрастает значение эффективного научно-технологического взаимодействия между Украиной и Беларусью. РБ была и остается стратегическим экономическим партнером Украины во многих сферах: энергетике, машиностроении, агропромышленном комплексе.

В новых условиях сотрудничества процессы интеграции и кооперации нуждаются в организационных механизмах реализации межгосударственных программ с целью повышения конкурентоспособности, в том числе и технологической. Учитывая евроинтеграционные притязания обоих государств и тенденцию увеличения динамики технологического трансферта

из высокоразвитых стран, на наш взгляд, следует обратить внимание на разработку организационных механизмов их реализации. Сюда относятся: 1) формирование кластерной модели межстранового взаимодействия; 2) разработка нормативно-законодательного механизма государственночастного партнерства и его внедрения в практику бизнес-пространства обеих стран; 3) разработка технологических прогнозов как основы межгосударственной политики Украины и Республики Беларусь для качественного роста экономики.

Таким образом, формирование конкурентоспособного научно-технологического сектора для Украины и Беларуси - прямой путь к возобновлению и укреплению экономики, мобилизации имеющихся ресурсов по направлениям, определяющим национальные преимущества и национальную безопасность. Без этого невозможно достижение ключевых для обеих стран целей социально-экономического развития, включая проведение технологической модернизации экономики, повышение уровня инновационной активности хозяйствующих субъектов и их конкурентоспособности, обеспечение условий устойчивого в долгосрочной перспективе экономического роста.

В новых условиях ведения хозяйства, когда в глобальном мире процессы интеграции и кооперации приобретают все больший размах с целью повышения конкурентоспособности, в том числе и технологической, проблемы формирования механизма взаимодействия Украины и Беларуси требуют системного и научно обоснованного решения. На это и будут направлены наши дальнейшие исследования.

Литература

Белстат (2011) Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Электронный ресурс. Годовые данные. Наука и инновации. Доступно на: http:// belstat.gov.by/homep/ru/indicators/science.php.

Беляцкий Н., Руденков В. и др. (2010) О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года. Аналитический доклад. Под ред. Войтова И., Мясниковича М. Минск: ГУ «БеЛИСА».

ГКАУ (2009) В Минске подписаны направления перспективного сотрудничества в космической сфере между Украиной и Республикой Беларусь. Государственное космическое агентство Украины. Доступно на: http://www.nkau.gov.ua/nsau/ newsnsau.nsf/mainsubjectsU/BFF94C8E795B8882C2257627004F4844?open Document&Lang=U.

Госкомстат Украины (2008a) Внешняя торговля Украины товарами и услугами 2000-2008. т.1. Государственный комитет статистики Украины. Электронный ресурс. Доступно на: http://www.ukrstat.gov.ua/.

Госкомстат Украины (2008b) Инвестиции внешнеэкономической деятельности в

2007 году. Государственный комитет статистики Украины. Статистический бюллетень. Киев.

Госкомстат Украины (2009) Научная и инновационная деятельность на Украине в

2008 году. Государственный комитет статистики Украины. Статистический сборник. Киев.

Госкомстат Украины (2010) Инвестиции внешнеэкономической деятельности в

2009 году. Государственный комитет статистики Украины. Статистический бюллетень. Киев.

Госкомстат Украины (2011) Государственный комитет статистики Украины. Электронный ресурс. Доступно на: http://www.ukrstat.gov.ua/.

МСК СНГ (2011) Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. Электронный ресурс. Доступно на: http://www.cisstat. com/rus/.

НСУР (2004) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. Редколлегия: Александрович Я. и др. Минск: Юнипак.

Рябкова Д., Гейдюнас Ю. (2010) Есть место под солнцем. Инвестгазета. № 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.