Абаси Рашед
Магистрант кафедры Теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Нури Марва
Магистрант кафедры Теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом и наркотрафиком США, России и Афганистана
Торговля наркотиками и терроризм являются одними из глобальных проблем современного мира. Многие страны ведут сотрудничество в сфере искоренения данных проблем. Российская Федерация и Афганистан не являются исключениями.
Для Афганистана проблема наркотрафика крайне актуальна - в данном государстве существует многовековая традиция выращивания опиумного мака, и также торговля этим маком тоже распространена. С середины ХХ века Афганистан является одним из лидирующих государств в мире по производству наркотиков1.
Производство опиатов - наркотиков, производимых из опиума, - широко распространено в Афганистане. Именно опиум является основой производства одного из наиболее опасных наркотиков - ге-роина2. Можно сказать, что Афганистан стал основным импортером наркотиков в мире по причине длительных внутренних конфликтов и отсутствия сильной централизованной власти. Характерная для данного государства разобщенность и конфликтность политических элит препятствует установлению государственного контроля за оборотом опиума и героина3.
Традиционно выделяют следующие этапы становления культуры выращивания и сбыта опиума в Афганистане:
1 Зия С.А. Взаимодействие России с США и НАТО в борьбе с наркоугрозой в Афганистане // Постсоветские исследования. 2018. С. 47.
2 Марухина А.В. Проблема наркобизнеса в Афганистане / Регион в глобальной архитектуре современного мира [Текст]: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Сев. - Зап. акад. гос. службы; Изд-во СЗИ РАНХиГС. С. 91.
3 Князев А. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространению в странах Центральной Азии. Бишкек, Илим, 2003. С.
. 6.
_
- Период с 1973 по 1979 гг., время политической нестабильности Афганистана, характерно было - ослабление власти и распространения влияния группировок контрабандистов;
- Период с 1979 по 1989 гг., - В это время основной поток наркотиков стал проходить через две провинции- Гильменде и Нангрхару. Ранее через эти провинции осуществлялся нелегальных сбыт иных товаров4;
- Период с 1990 по 2000 гг. Приход ко власти талибов активизировал поток наркотического сбыта. Данный период называют «Золотым веком» для контрабандистов;
- Период с 2000 по 2004 гг. Данный период можно охарактеризовать как время спада. В течение этого периода был принят указ о запрете на выращивание опиума на территории государства;
Хотя этот указ и дал положительный результат, но, к сожалению, ненадолго. Уже с 2004 г. и по настоящее время масштабы наркотрафика в Афганистане растут. Этот рост оборота обычно связывают с рядом причин, среди которых выделяют следующие:
1. Нестабильность на дорогах застопорила торговлю наркотиками и способствовала концентрации их производства в традиционных для этого областях страны;
2. Отсутствие достаточных знаний о выращивании опиумных маков и сети их распространения в других регионах;
3. Низкие отпускные цены отпугивали потенциальных производителей;
Стратегия государственной антинаркотической политики России прямо указывает на то, что «ключевым фактором негативного развития наркоситуации в России является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России»5.
Прежде всего, необходимо отметить, что США оказывают не столь активное вмешательство в борьбу с афганским наркотрафиком, по сравнению с борьбой против терроризма в Афганистане. Только в конце 2000-х гг. внимание американской стороны переключилось отчасти на борьбу с афганскими наркотиками в рамках противодействия тому же терроризму, который они финансируют.
Наиболее активную роль НАТО в Афганистане начали играть в пе-
4 Зия С.А. Взаимодействие России с США и НАТО в борьбе с наркоугрозой в Афганистане // Постсоветские исследования. 2018. С. 47.
5 Шумилов М.М., Исаев А.П., Гуркин А.Б. «Афганская наркоугроза и меры противодействия ей в контексте реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» / Управленческое консультирование, 2015. № 3. С. 5.
риод с августа 2003 г. - с момента принятия на себя альянсом функций стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности. На фоне быстрого успеха в боевых действиях, НАТО уже в 2009 г. приняло решение отказаться от уничтожения наркопосевов в стране, заменив эту стратегическую задачу на задачу уничтожения нарколабораторий в Афганистане.6 Такое решение ярко отразилось на статистике, которая показывает, что в 2010 г. было уничтожено 2 000 га посевов опиумного мака, а количество лабораторий по производству наркотиков увеличилось в 2, 5 раза со 175 в 2008 г. до 425 в 2010 г.7.
Понимая озабоченность России проблемой афганского наркотрафика, США отвергло предложение Москвы по поводу создания «антинаркотической коалиции», заявив, что Москве под силу самостоятельно «сделать больше» для разрешения этой проблемы8.
Как уже было отмечено, США не считает целесообразным проводить физическое устранение посевов мака по всей территории Афганистана. В 2011 г. это убеждение стало камнем преткновения между американской и российской сторонами. Предложенный Россией НАТО проект «Радуга-2» включал в себя среди прочих семи пунктов и пункт по уничтожению наркопосевов. Проект встретил отказ со стороны НАТО, которые не были готовы идти на данный шаг. При этом было сделано известное высказывание официального представителя альянса Дж. Аппартуя: «Мы не можем допустить того, чтобы людей во второй по бедности стране мира лишить их единственного источника дохода, самых базовых средств к существованию, а предоставить взамен им нам нечего»9.
В свою очередь в феврале 2012 г. на третьей министерской конференции парижского пакта году НАТО выдвинуло свое инициативное предложение под названием «Центральноазиатская антинаркотическая инициатива»10. Данное предложение было рассчитано на пять
6 Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России). - М.: ОГИ, 2011. С. 59.
7 Казанцев А.А. Сценарии и тенденции эволюции ситуации в центральноазаиат-ском регионе коллективной безопасности ОДКБ после 2014 года // Аналитические доклады МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (37). С. 5.
8 НАТО отказалось уничтожать поля опийного мака в Афганистане, РБК. // URL: http://www.rbc.ru/politics/24/03/2010/5704b6689a7947 14c9b5285e (Дата обращения: 25.02.2024)
9 РИА новости. // URL: https://ria.ru/world/20140219/995741528.html (Дата обращения: 25.02.2024)
10 Материалы министерской конференции парижского пакта, Вена, 16 февраля. 2012 года, Официальный сайт ЮНОДК // URL: https://www.unodc.org/documents/com-missions/CND/C ND_Sessions/CND_57/_E-CN7-2014-14/E-CN7-2014- 14_V1389079_R.pdf (Дата обращения: 25.02.24)
государств: Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. По проекту, предложенному США в вышеперечисленных странах планировалось создать финансируемые на деньги США спецподразделения по борьбе с наркомафией. Однако еще на этапе подготовки к саммиту стало очевидно, что Россия американскую инициативу не поддержит. Суть российских претензий к американской инициативе заключалась в предложенных американцами спецотрядах. По задумке США они должны иметь весьма широкие полномочия, а главное, полный доступ к оперативной и секретной информации, поступающей в силовые ведомства и спецслужбы цент-ральноазиатских стран. Российская сторона выразила свои опасения, что это даст США возможность собирать не только эту информацию и использовать ее в других целях11.
Несмотря на явные разногласия в способах борьбы с афганским наркотрафиком, Россией и США предприняли ряд совместных попыток по сокращению незаконного оборота наркотиков в Афганистане. Так, после прихода к власти Б. Обамы, который вначале своего руководства брал курс на «перезагрузку» российско-американских отношений, была создана двусторонняя Президентская комиссия, которая ставила своей целью налаживание контактов между главами двух государств.
Проведенные совместные антинаркотические рейды стали частью российско-американского компромисса в Афганистане. Уничтожение контрабандистов, наркокурьеров и самих наркотиков в ходе спецопераций имело место, в отличие от уничтожения самих наркопосевов на полях, на которых настаивала российская сторона.
При описании специфики российско-американского сотрудничества по борьбе с наркотиками в Афганистане необходимо учитывать и исторический аспект советского опыта в этой стране. Любое военное участие в этом случае исключается. Как было сказано членом Рабочей группы Е. Степановой: «Любое военное вмешательство со стороны России или военное участие в операциях по обеспечению безопасности в Афганистане находятся под запретом... Этот запрет распространяется также и на Организацию договора коллективной безопасности, в которой России принадлежит ведущая роль... Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа в своем официальном выступлении исключил вероятность любого такого участия, отметив, что «возможность этого даже не обсуждалась, и, надеюсь, не будет обсуждаться никогда»12.
11 Коммерсант «Антинаркотическую инициативу заблокировали в Вене» // URL: http://kommersant.ru/doc/1874642 (Дата обращения: 25.02.24)
12 Stepanova E. Russia's Concerns Relating to Afghanistan and the Broader Region in the Context of the US/NATO Withdrawal // CIDOB Policy Research Project, June 2013. 6.
Росийско-американской рабочей группе по борьбе с наркотиками существенно пришлось существенно уменьшить объем своего сотрудничества в связи с санкциями, наложенными на Россию в виду событий в Украине. Однако окончательно сотрудничество не было прекращено, о чем заявлял В. Иванов в эфире одного из центральных государственных телеканалов.
«Санкции положили конец российско-американской рабочей группы по борьбе с наркотиками. Она позволяла взаимодействовать профильным ведомствам, а также Министерствам образования, культуры, юстиции и решать весь комплекс задач», - сказал глава российского антинаркотического ведомства в интервью для «Россия24»13.
Из-за санкций в отношении России после проведенного в Крыму референдума о присоединении к территории России глава управления Белого дома по контролю за оборотом наркотиков М. Боттичелли ответил отказом на приглашение В. Иванова провести встречу в столице России.
Российская сторона довольна резко отреагировала на полученный отказ в приглашении, заявив на последующем заседании государственного антинаркотического комитета, состоявшегося 5 марта 2014 г., что США и НАТО ответственны за «катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане и за отказ в его ликвидации»14.
Необходимо отметить, что представители государственных органов Афганистана также не раз выражали свои пожелания в отношении возобновления российско-американского сотрудничества в сфере борьбы с наркотрафиком в стране.
Директор Второго департамента Азии МИД России России в Афганистане З. Кабулов также от лица Российской Федерации заявил, что Россия не раз выражал готовность страны к возобновлению российско-американского антинаркотического сотрудничества. В одном из интервью дипломат высказал мнение, что именно США несут ответственность за обострение ситуации в Афганистане, так как не достигли поставленных перед собой же целей по восстановлению государственности в стране. В целом, посол Российской Федерации в Афганистане не раз позволял себе достаточно критические высказывания в отношении предпринимаемых американцами мер по борьбе с афганским опиумом. Так, в сентябре 2016 г. З. Кабулов заявил на пресс-конференции в Москве: «Объективно американцы не были заинтересованы в подавлении
13 Глава ФСКН: в России за последние три года под запрет попали 700 новых видов наркотиков // URL: http://tass.ru/obschestvo/1777469 (Дата обращения: 25.02.2024)
14 США прекратили сотрудничество с ФСКН из-за действий России в Крыму: бороться с наркотиками страны будут отдельно // URL: http://www.newsru.com/ russia/27mar2014/fskn.html (Дата обращения: 25.02.2024)
наркотрафика. Во-первых, они опасались настроить против себя широкие массы крестьянства, а в этой отрасли занято порядка 2,5 млн человек, и у каждого на гвозде Калашников висит»15.
Россия и США, несмотря на достаточное активное сотрудничество в сфере борьбы с афганским наркотрафиком, всегда имеют некоторые разногласия в методах ведения борьбы с ним. Россия, имеющая ограниченную сферу влияния на ситуацию в Афганистане, в отличие от бывших советских Центральноазиатских республик, заинтересована в сотрудничестве не только с властями Афганистана, но и США, имеющих большое влияние в стране, для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С другой стороны, для самих американцев афганский опиум большой опасности не представляет, в отличие от соседних стран Латинской Америки, которые являются источником героина для США.
Вопросы безопасности и борьбы с терроризмом всегда являлись первостепенными для Вашингтона, а борьба с наркотрафиком зачастую рассматривалась лишь в ключе борьбы с финансированием вооруженных формирований в стране. Наиболее ярким примером такой политики является отказ американских властей от российского предложения, включенного в план «Радуга2», предполагавший авиационное уничтожение огромной площади плантаций маковых посевов. По мнению американской стороны, такие действия, которые оставят людей без средств к существованию, только спровоцируют вступление крестьян в ряды движения «Талибана».
Библиографический список
1. Зия С.А. Взаимодействие России с США и НАТО в борьбе с наркоугрозой в Афганистане // Постсоветские исследования. 2018. С. 47.
2. Марухина А.В. Проблема наркобизнеса в Афганистане / Регион в глобальной архитектуре современного мира [Текст]: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Сев. - Зап. акад. гос. службы; Изд-во СЗИ РАНХиГС. С. 91.
3. Князев А. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространению в странах Центральной Азии. Бишкек, Илим, 2003. С. 6.
4. Шумилов М.М., Исаев А.П., Гуркин А.Б. «Афганская наркоугроза и меры противодействия ей в контексте реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» / Управленческое консультирование, 2015. № 3. С. 5.
5. Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России). - М.: ОГИ, 2011. С. 59.
6. Казанцев А.А. Сценарии и тенденции эволюции ситуации в центральноазаиатском регионе коллективной безопасности ОДКБ после 2014 года // Аналитические доклады МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (37). С. 5.
7. НАТО отказалось уничтожать поля опийного мака в Афганистане, РБК. // URL: http:// www.rbc.ru/politics/24/03/2010/5704b6689a7947 14c9b5285e (Дата обращения: 25.02.2024)
15 Американцы поощряли наркотрафик из Афганистана в Россию, Европу и Китай. // URL: http://www.politnavigator.net/amerikancypooshhryali-narkotrafik-iz-afganistana-v-rossiyuevropu-i-kitajj.html (Дата обращения 25.02.2024)
8. РИА новости. // URL: https://ria.ru/world/20140219/995741528.html (Дата обращения: 25.02.2024)
9. Материалы министерской конференции парижского пакта, Вена, 16 февраля. 2012 года, Официальный сайт ЮНОДК // URL: https://www.unodc.org/documents/commissions/ CND/C ND_Sessions/CND_57/_E-CN7-2014-14/E-CN7-2014- 14_V1389079_R.pdf (Дата обращения: 25.02.24)
10. Коммерсант «Антинаркотическую инициативу заблокировали в Вене» // URL: http:// kommersant.ru/doc/1874642 (Дата обращения: 25.02.24)
11. Stepanova E. Russia's Concerns Relating to Afghanistan and the Broader Region in the Context of the US/NATO Withdrawal // CIDOB Policy Research Project, June 2013. 6.
12. Глава ФСКН: в России за последние три года под запрет попали 700 новых видов наркотиков // URL: http://tass.ru/obschestvo/1777469 (Дата обращения: 25.02.2024)
13. США прекратили сотрудничество с ФСКН из-за действий России в Крыму: бороться с наркотиками страны будут отдельно // URL: http://www.newsru.com/russia/27mar2014/ fskn.html (Дата обращения: 25.02.2024)
14. Американцы поощряли наркотрафик из Афганистана в Россию, Европу и Китай. // URL: http://www.politnavigator.net/amerikancypooshhryali-narkotrafik-iz-afganistana-v-ros-siyuevropu-i-kitajj.html (Дата обращения 25.02.2024)
References
1. Ziya S.A. Interaction of Russia with the USA and NATO in the fight against the drug threat in Afghanistan // Post-Soviet studies. 2018. P. 47.
2. Marukhina A.V. The problem of drug business in Afghanistan / Region in the global architecture of the modern world [Text]: materials of the inter-university. scientific-practical. conf. / Rus. acad. of state. service under the President of the Rus. Federation. North-West. acad. of state. service; Publishing house of the North-West Institute of RANEPA. P. 91.
3. Knyazev A. On the history and current state of drug production in Afghanistan and their distribution in the countries of Central Asia. Bishkek, Ilim, 2003. P. 6.
4. Shumilov M.M., Isaev A.P., Gurkin A.B. "The Afghan drug threat and measures to counter it in the context of the implementation of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020" / Management consulting, 2015. № 3. P. 5.
5. Baryshev A.P. Modern strategy of the USA and NATO (in the context of the problems of national security of Russia). - M.: OGI, 2011. P. 59.
6. Kazantsev A.A. Scenarios and trends in the evolution of the situation in the Central Asian region of collective security of the CSTO after 2014 // Analytical reports of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. 2013. № 2 (37). P. 5.
7. NATO refused to destroy opium poppy fields in Afghanistan, RBC. // URL: http://www.rbc. ru/politics/24/03/2010/5704b6689a7947 14c9b5285e (25.02.2024)
8. RIA Novosti. // URL: https://ria.ru/world/20140219/995741528.html (25.02.2024)
9. Materials of the Ministerial Conference of the Paris Pact, Vienna, February 16. 2012, Official website of UNODC // URL: https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/C ND_Ses-sions/CND_57/_E-CN7-2014-14/E-CN7-2014- 14_V1389079_R.pdf (25.02.24)
10. Kommersant "Anti-drug initiative blocked in Vienna" // URL: http://kommersant.ru/ doc/1874642 (25.02.24)
11. Stepanova E. Russia's Concerns Relating to Afghanistan and the Broader Region in the Context of the US/NATO Withdrawal // CIDOB Policy Research Project, June 2013. 6.
12. Head of the Federal Drug Control Service: 700 new types of drugs have been banned in Russia over the past three years drugs // URL: http://tass.ru/obschestvo/1777469 (25.02.2024)
13. The United States has stopped cooperation with the Federal Drug Control Service due to Russia's actions in Crimea: the countries will fight drugs separately // URL: http://www.newsru.com/ russia/27mar2014/fskn.html (25.02.2024)
14. The Americans encouraged drug trafficking from Afghanistan to Russia, Europe and China. // URL: http://www.politnavigator.net/amerikancypooshhryali-narkotrafik-iz-afganistana-v-rossiyuevropu-i-kitajj.html (25.02.2024)