Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ГИМНАЗИЯХ ХIХ В.'

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ГИМНАЗИЯХ ХIХ В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
взаимодействие / сотрудничество / воспитание / семья / школа / interaction / cooperation / education / family / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Л.В., Плетенёва И.Ф.

В статье рассматривается опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. Благодаря сотрудничеству во многих гимназиях и школах XIX в. из образовательных учреждений вышли духовно развитые молодые люди, ставшие гордостью страны. Показана необходимость обращения к истории, осуществления анализа исторических явлений и процессов, что позволит, исходя из ошибок прошлого, избежать их в современной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATION OF TEACHERS AND PARENTS AT RUSSIAN SCHOOLS OF THE XIX CENTURY

In the article the experience of cooperation of parents and teachers of educational institutions of the XIX century. Thanks to the cooperation of many schools and schools of the XIX century from educational institutions came spiritually developed young people, have become the pride of the country. The necessity of turning to history, analysis of historical phenomena and processes that will allow, based on the mistakes of the past, to avoid them in modern practice.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ГИМНАЗИЯХ ХIХ В.»

The scientific heritage No 27 (2018) 21

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ГИМНАЗИЯХ Х1Х В.

Баринова Л.В.

аспирант кафедры начального образования и социальных технологий ЕГУ им. И.А. Бунина;

Плетенёва И. Ф. доктор педагогических наук, профессор ЕГУ им. И.А . Бунина

COLLABORATION OF TEACHERS AND PARENTS AT RUSSIAN SCHOOLS OF THE XIX

CENTURY

Barinova L. V.,

post-graduate student of the Department ofprimary education and social technologies of YSU. I. A. Bunin;

Pleteneva I.F. doctor of pedagogy, Professor of YSU them. I. A. Bunin

Аннотация

В статье рассматривается опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. Благодаря сотрудничеству во многих гимназиях и школах XIX в. из образовательных учреждений вышли духовно развитые молодые люди, ставшие гордостью страны. Показана необходимость обращения к истории, осуществления анализа исторических явлений и процессов, что позволит, исходя из ошибок прошлого, избежать их в современной практике.

Abstract

In the article the experience of cooperation of parents and teachers of educational institutions of the XIX century. Thanks to the cooperation of many schools and schools of the XIX century from educational institutions came spiritually developed young people, have become the pride of the country. The necessity of turning to history, analysis of historical phenomena and processes that will allow, based on the mistakes of the past, to avoid them in modern practice.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, воспитание, семья, школа.

Keywords: interaction, cooperation, education, family, school.

Одним из путей решения проблемы подготовки молодежи, способной преобразовывать себя и окружающую действительность, программировать линию поведения и взаимодействия с представителями различных социумов, должна выступать совместная деятельность школы и семьи.

Взаимодействие школы и семьи, как сложный, многогранный общественный феномен, прошёл длительный путь становления и развития. Первые шаги в этом направлении были предприняты правительством в начале XIX в. В постановлении министерства Народного просвещения от 13 марта 1819 г. говорилось, что в Благородном пансионе, наряду с директором, инспектором и представителем из университета должен быть представитель от родителей [5, с.353].

Поиск путей привлечения родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением начинает активно утверждать себя в системе образования во второй половине XIX в. Данный период отмечен новым пониманием роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Реформы и либеральное движение второй половины XIX в. высветили необходимость воспитания личности, обладающей гражданской позицией, владеющей опытом компетентного специалиста. Одним из эффективных путей в этой работе общественность и педагоги называли взаимодействие школы и семьи [4].

Живой интерес к проблемам взаимодействия школы и семьи проявляет российская общественность в лице видных педагогов XIX в. Особо необходимо остановиться на вкладе в развитие проблемы сотрудничества школы и семьи В.Я.Стою-нина, автора специальных статей о роли сотрудничества семьи и школы. Он утверждал, что школа должна искать пути привлечения родителей к участию в воспитательном процессе: «Школа должна искать себе помощи в семье, призывать ее на свои совещания, выслушивать ее требования; семья должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего» [7, с.367].

Его идеи нашли поддержку в педагогике П.Ф.Каптерева, причем не только в теории, но и на практике. По мнению педагога, семья должна проявлять активность в сотрудничестве со школой, они «должны идти рука об руку, поддерживать и восполнять друг друга» [3].

Аналогичный взгляд на взаимодействие школы и семьи характерен для К.Н.Вентцеля. Его мысль на данную проблему раскрыта в знаменитой фразе: «Школа должна быть продолжением семьи, а семья - продолжением школы» [6].

Интересный опыт сближения педагогов и родителей сформировался в частных гимназиях. Этим учебным учреждениям удалось привлечь родителей к активному участию в организации учебно-

воспитательного процесса. Протоколы педагогических советов и воспоминания учащихся Московской частной гимназии Л.И.Поливанова свидетельствуют о сотрудничестве педагогов и родителей [1], которое имело место в организации как учебной, так и в воспитательной работе. Гимназия взрастила немало выдающихся людей (В.Брюсов, А.Белый и др.), отличавшихся высокой потребностью в получении знаний, владевших умениями самореализации. Стиль общения директора гимназии Л.И. Поливанова с воспитанниками и родителями благотворно сказывался на развитии учащихся. Родители с благодарностью отмечали профессионализм директора, выразившейся в умении быть авторитетным среди учеников, его умениям формировать в учениках интерес к изящному, к литературе, к искусству.

Не менее интересен опыт сотрудничества семьи и школы, утвержденный в ряде других частных гимназий (Московская 1 мужская гимназия и др.). Из сохранившихся протоколов заседаний педагогических советов можно узнать о многообразии форм сотрудничества семьи и школы. Оно осуществлялось в таких формах: участие родителей в работе педагогических советов при обсуждении вопросов обучения и воспитания; информирование родителей о состоянии учебного процесса; консультирование их по методам педагогического воздействия на детей; осуществление педагогического просвещения родителей методами бесед, встреч на дому, организацией дискуссий по вопросам воспитания; посещение родителями родительских собраний; присутствие родителей на учебных занятиях и их участие в организации и проведении воспитательных мероприятий. Возглавлял работу по сближению школы с родителями в осуществлении всестороннего развития учащихся директор гимназии.

Положительные результаты совместной деятельности педагогов и родителей отмечены в годовых отчетах гимназий: достижения имели место в нравственном воспитании учащихся [10]. Одновременно отмечается положительная динамика в успеваемости учащихся при взаимодействии педагогов с родителями [10]. Как свидетельствует анализ материалов о деятельности гимназий XIX в., в них создавалась атмосфера семейного быта, домашней обстановки. Педагоги решали проблему ликвидации оторванности школы от семьи и были заинтересованы в том, чтобы ребёнок безболезненно адаптировался в школьной жизни [2, с.123].

Со всей очевидностью важная роль сотрудничества педагогов и родителей проявилась в работе по устранению негативных явлений в поведении учеников во внеурочное время, на улице и в общественных местах. Родителям раздавали листки, содержащие правила поведения учеников не только в школе, но и за ее пределами. Они давали подписку об изучении правил и соблюдении режима надзора за детьми вне школы, в домашней обстановке [10, с.26].

В ряде гимназий решением Педагогического совета было принято «извещать родителей об успехах и поведении их детей посредством ведомостей,

а в случае важности приглашать родителей в гимназию для сообщения им проступков или упорной лености их детей» [8].

Действенной формой сотрудничества школы и семьи выступала такая, как составление педагогами характеристик на воспитанников. Характеристики зачитывались преподавателями и классными наставниками на педагогических советах, где присутствовали родители. Несомненно, наличие характеристик помогало сближению педагогов с родителями в вопросах воспитания учащихся. Характеристики помогали вовремя вносить корректировки в процесс воспитания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; информировать родителей об успеваемости и поведении ребёнка; привлекать родителей к процессу воспитания и осуществлению контроля за ребёнком вне стен школы.

Опыт сближения учителей и родителей, появившийся в частных гимназиях в XIX в., начинает утверждаться в государственных учебных заведениях. Примеру частных гимназий в этот период следуют другие учебные учреждения России. Осознавая важность сотрудничества с семьёй, педагоги женской гимназии Н.П.Хвостовой в Москве стремились создавать и поддерживать атмосферу уважения и интереса к семье учениц, что способствовало сближению семьи со школой [9].

Значимость сближения педагогов и родителей была очевидна. Сотрудничество способствовало преобразованию процесса подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни: сближение оказывало положительное влияние на организацию учебного и воспитательного процессов, способствовало его совершенствованию; педагоги чувствовали ответственность за качество проводимых учебных занятий и внеклассных мероприятий и стремились к повышению уровня профессионализма; родители в ходе взаимодействия со школой обогащались педагогическими знаниями, овладевали педагогическими умениями, у них формировалась педагогическая культура; родители в общении с педагогами могли продемонстрировать детям образцы уважительного отношения к окружающим, умение вести диалог, умение слушать собеседника, то есть они оказывали воспитательное воздействие на детей в ходе общения с педагогами.

Стиль общения педагогов с родителями, умение выстраивать этот процесс явились образцом для обучаемых и положительно сказывалось на их поведении и успеваемости. Взаимодействие школы и семьи способствовало формированию у школьников опыта взаимодействия. Методом воспитания в данном случае выступает личный пример учителей и родителей в процессе сотрудничества по становлению личности ученика. Наблюдая за поведением взрослых, ученик воспринимает и усваивает элементы их поведения. Полученные учеником знания становятся стимулом применения их на практике. Реализуя данную цепочку действий, ученик приобретает опыт взаимодействия, у него формируется потребность следовать примеру родителей и педагогов.

К сожалению, опыт педагогов в вопросах взаимодействия не получил масштабного внедрения в государственных образовательных учреждениях в XIX в. Упомянутые выше учреждения образования делали первые попытки в этом направлении. Тем не менее, уже первый опыт сотрудничества оказался плодотворным и послужил важным фактором в становлении системы взаимодействия школы и семьи в последующие периоды развития школьной практики.

Важно то, что сам факт обращения к истории, осуществление анализа исторических явлений и процессов позволяет, исходя из ошибок прошлого, избежать их в современной практике организации взаимодействия школы и семьи.

Список литературы

1. Двадцатипятилетие московской частной гимназии, учрежденной Л. И. Поливановым. 18681893. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893,44 с.

2. Ельницкий К. Русские педагоги второй половины XIX-го столетия: для учебных заведений, в которых преподается педагогика.СПб: Изд-во М.М. Гутзаца, 1911,176 с.

3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб.,Вып. 1, 1898, 42 с.

4. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.: Педагогика, 1990,608 с.

5. Пономарева В.В. Университетский Благородный пансион. 1779-1830 гг. М.: Новый хронограф, 2006, 432 с.

6. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII -конца XX веков как социокультурное явление: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011, 47 с.

7. Стоюнин В.Я. Педагогические сочине-ния.СПб. Типография Училища глухонемых, 1892, 568 с.

8. ГАЛО: Ф. 119, Оп. 1, Д. 79, л. 2-4 об. Журналы Педагогических Советов Елецкой мужской гимназии за 1877 г.

9. ЦИАМ: Ф. 248.- Оп. 1. Московская частная женская гимназия Н.П. Xвостовой.

10. ЦИАМ: Ф. 371.Оп. 1. Д.64. Московская мужская гимназия. Годовой отчет гимназии за 1871. Отчеты о состоянии 4-ой Московской, 6-ой Московской, Владимирской, Смоленской и Ярославской гимназий за 1871г. Отчёт по управлению Дирекции училищ Московской губернии за 1871г. [893л].

П1ДСИСТЕМА ВПРАВ ДЛЯ ФОРМУВАННЯ СТРАТЕГ1ЧНО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 В ОДНОСТОРОННЬОМУ ПИСЬМОВОМУ ПЕРЕКЛАД1 АНГЛШСЬКОЮ МОВОЮ У СФЕР1

Д1ЛОВОГО ЛИСТУВАННЯ

Михайленко О.А.

Кандидат педагоггчних наук, асистент кафедри iноземних мов факультетгв психологИ та соцгологИ 1нституту фшологи Кшвського нацюнального утверситету гменг Тараса Шевченка

THE SUBSYSTEM OF EXERCISES ON FORMING THE STRATEGIC COMPETENCE IN UNILATERAL TRANSLATION IN ENGLISH OF BUSINESS CORRESPONDENCE

Mykhailenko O.

Ph.D., Department of Foreign Languages for Faculties of Psychology and Sociology, Philology Institute of

Taras Shevchenko National University of Kyiv

Анотащя

У поданш статп висвгглеш результати авторсько! методики формування стратепчно! компетентносп у письмовому переклад^ використовуючи вправи на редагування. Також представлено розроблену шдси-стему вправ для навчання стратегиям одностороннього письмового перекладу англшською мовою.

Abstract

The article reveals the results of author's method of forming the strategic competence in translation with the usage of editing exercises. Also the developed subsystem of exercises on strategic training in unilateral translation in English is shown.

Ключов1 слова: стратепчна компетентшсть, переклад, дшове листування, вправи, методика.

Keywords: strategic competence, translation, business letters, exercises, methods.

Методична оргашзащя навчального Marepiaiy передбачае спещально розроблену ieрaрхiчно побу-довану тдсистему вправ з поступовим подоланням мовних, мовленневих, психолопчних трyднощiв i спрямовану на поетапне формування певних нави-чок та вмшь [3, c. 15-17].

Анaлiз теоретичних праць, присвячених розро-бленню вправ [4; 5], дав можливють визначити вправи, необхвдш для формування стратепчно!

компетентносп тд час перекладу дшово! кореспо-нденцп.

За спрямоватстю вправи на прийом або ви-дачу тформацИ: рецептивш, репродуктивш, продуктивна За допомогою рецептивних вправ форму-ються умшня читання та штерпретацп змiсту й сми-слу iнформацii, визначення комушкативно! цiлi листа, мовленневих стратегiй та тактик ii досяг-нення; продуктивш вправи формують умiння писе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.