Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании учащихся в российских школах в XIX веке'

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании учащихся в российских школах в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / COOPERATION / COLLABORATION / UPBRINGING / EDUCATION / FAMILY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Лариса Владимировна

В статье представлен опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. в вопросе воспитания. Показано, что сотрудничество во многих гимназиях и школах XIX в. дало прекрасные результаты. Благодаря взаимодействию педагогов и родителей из образовательных учреждений вышли духовно развитые молодые люди, ставшие гордостью страны. Показано, что сотрудничество родителей и педагогов в образовательных учреждениях XIX в. было жизненной потребностью и обеспечивало достаточно высокий уровень образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers and parents’ cooperation in pupils’ upbrining in Russian Schools of the 19th century

The paper presents the experience of 19 th century parents and teachers’ collaboration in thefield of education. The paper shows that in many of the 19 th century the collaboration gave great results. Due to teachers and parents’ co-operation, spiritually educated young people graduated from the institution to become the pride of the country. The author states that parents and teachers’ collaboration in 19 th century schools was a vital requirement to provide a high level of children`s education.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании учащихся в российских школах в XIX веке»

УДК 37(091)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ В XIX ВЕКЕ Л. В. Баринова

TEACHERS AND PARENTS’ COOPERATION IN PUPILS’ UPBRINING IN RUSSIAN SCHOOLS OF THE 19th CENTURY L. V. Barinova

В статье представлен опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. в вопросе воспитания. Показано, что сотрудничество во многих гимназиях и школах XIX в. дало прекрасные результаты. Благодаря взаимодействию педагогов и родителей из образовательных учреждений вышли духовно развитые молодые люди, ставшие гордостью страны. Показано, что сотрудничество родителей и педагогов в образовательных учреждениях XIX в. было жизненной потребностью и обеспечивало достаточно высокий уровень образования детей.

The paper presents the experience of 19th century parents and teachers’ collaboration in thefield of education. The paper shows that in many of the 19th century the collaboration gave great results. Due to teachers and parents’ cooperation, spiritually educated young people graduated from the institution to become the pride of the country. The author states that parents and teachers’ collaboration in 19th century schools was a vital requirement to provide a high level of children's education.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, воспитание, семья, школа.

Keywords: cooperation, collaboration, upbringing, education, family, school.

С конца XX и начала XXI вв. Россия переживает преобразования во всех сферах жизни, не явилась исключением в этом отношении и образовательная сфера. Однако проблемы подготовки подрастающего поколения не встречают должного внимания у представителей российской общественности, и как следствие отсутствия интереса к вопросам воспитания молодёжи, в её среде множатся негативные явления.

Думается, одной из причин негативизма в поведении российской молодёжи выступает ослабление роли семьи в воспитании детей, отсутствие контактов семьи и образовательных учреждений в организации воспитательных воздействий на молодое поколение. На значимость такого сотрудничества указано в законе «Об образовании».

Принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании» законодательно закрепило обязанность и ответственность родителей заложить «основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п. 1), а «образовательные организации - оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п. 2). Именно объединение усилий семьи и школы в воспитании детей законодательно закреплено в официальных документах [1].

Опыт взаимодействия семьи и образовательных учреждений имел место в истории российской педагогики, и на современном этапе есть острая необходимость обратиться к его изучению.

История отечественной педагогики свидетельствует о непростом пути привлечения школой родителей к сотрудничеству в воспитании детей. Обращение к истории народного образования позволит найти но-

вые формы и эффективные методы в организации взаимодействия семьи и школы.

Особый интерес в изучении этого вопроса представляет XIX век. Этот период характеризуется серьезными социальными преобразованиями: рост общественного сознания, видимый подъем культуры, науки - все это создавало объективные предпосылки для постановки новых проблем в сфере образования.

Проблемы воспитания занимали значительное место в трудах общественных деятелей в первой половине XIX в. (И. Ф. Богдановича, Н. М. Карамзина, И. В. Киреевского, И. И. Мартынова, И. М. Ястреб-цова и др.) [5]. Однако, поднимая вопросы воспитания подрастающего поколения, они не акцентировали внимания на отдельных частных проблемах воспитательного процесса. Ими отмечалась необходимость подготовки нравственного, здорового молодого поколения, но пути достижения выдвинутой цели не обсуждались.

Во второй половине XIX в. плеяда российских педагогов (В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, В. Я. Стоюнин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, Н. Г. Чернышевский и др.) направляла усилия на развитие общечеловеческих качеств личности: обогащение внутреннего мира человека, его физического, умственного и нравственного развития. Именно в этом они видели основу подготовки молодого человека к самостоятельной жизни в новых экономикополитических условиях и направляли усилия на поиск путей решения поставленных задач [3].

Так, В. Я. Стоюнин считал, что образовательное учреждение должно выступать инициатором взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. По мнению известного педагога, школа «должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать её требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощни-

цу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить» [7].

Дальнейшее развитие идея сотрудничества семьи и школы получает в опыте П. Ф. Каптерева. Он считал, что воспитание осуществляется всем строем семьи и школы, где твердый закон и порядок обеспечивают совместную деятельность детей, родителей и учителей. Воспитание не начинается школою, точно также оно и не кончается ею, считал педагог [2].

Взаимодействие семьи и школы, поиск путей сотрудничества педагогов и родителей становится темой научных и педагогических публикаций. Периодическая печать - неистощимый кладезь информации. Появление и развитие общей и педагогической периодической печати способствовали выработке более широких взглядов на воспитание, знакомству с различными образовательными системами. Примером служат «Материалы для истории женского образования в России (1828 - 1856)» Е. Лихачевой, «Из 25-летней практики сельского учителя (1849 - 1864)» Е. Стрельцова, «Настольная книга по народному образованию» Г. Фальборка и В. Чарнолуского, «Историческая записка Тамбовской гимназии (1786 -1886)» Г. М. Холодного и др.

Издание научных и педагогических журналов было важным событием в развитии сотрудничества родителей и педагогов, взаимодействия семьи и школы. Одним из значимых последствий этого было создание условий для большего привлечения общественности к ознакомлению с процессами, проходившими в народном образовании, повышение образовательного уровня родителей в вопросах воспитания детей («Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ» Н. А. Барок, «Педагогический листок (для родителей и воспитателей)» (1875 г.) И. И. Меркульева, «Журнал для воспитания. Руководство для родителей и наставников» А. Чумакова и др.).

Философско-педагогические труды ученых XIX века приводят нас к мысли о том, что без поддержки семьи системе образования не удалась бы попытка воспитания человека нового поколения.

Примером служат публицистические работы А. Н. Острогорского, К. Д. Ушинского, А. С. Хомякова, в которых педагоги указывали на необходимость воспитания всесторонне развитого человека. Уважение к человеку, проявление чувства собственного достоинства, любовь к своему народу, честность - эти качества должны воспитывать, по их мнению, в молодом человеке родители и школа. Осмысление этих требований приводило к признанию необходимости сотрудничества семьи и школы в вопросе воспитания подрастающего поколения.

Существенную роль в поиске путей привлечения родителей к сотрудничеству сыграли видные отечественные педагоги XIX в.: Ц. П. Балталон, В. П. Вахтеров, П. Г. Редкин. Интересные идеи о сотрудничестве педагогов и родителей находим в целом ряде их работ, как результат предлагается: создать общий школьный совет, состоящий из учителей и родителей; организовать педагогический кружок; учредить местные коллективные попечительства в средних школах и др. Таким образом, в 90-е гг. XIX в. формами сотрудничества выступили: родительские собрания (или

совещания родителей с педагогами), родительские (или семейно-педагогические) кружки, родительские советы при школах и т. д. [4].

Результатом длительной работы ученых, педагогов по разработке форм, методов, теории взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию детей явились преобразования, предпринятые к середине XIX века в образовательных учреждениях: смягчение педагогических требований, появление возможности общения родителей с детьми дома во время праздников и каникул, повышение значимости родительского мнения для педагогов и значимости семейного воспитания, важности роли семьи в развитии и образовании ребенка, повышение интереса родителей к учебе своих детей - все это подтверждает, что в образовании начинает складываться система взаимодействия семьи и школы.

Разработка теории сотрудничества педагогов и родителей, становление опыта взаимодействия учебных заведений свидетельствуют о новом этапе развития отечественного образования.

Обращение к трудам философов и педагогов XIX в. позволило сформулировать совершенно определенный вывод: российская общественность XIX в. в лице философов, педагогов уделяет серьезное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения. Философская мысль (И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, В. Соловьева, Д. С. Хомякова и др.) была направлена на актуализацию проблем совершенствования воспитания нравственности молодёжи, положительного отношения к познавательной деятельности, потребность в профессиональном определении.

Педагогическая общественность в поиске путей совершенствования подготовки молодого поколения видела одним из продуктивных путей - сотрудничество семьи и школы. Актуализируя данный путь совершенствования подготовки молодёжи к самостоятельной жизни, педагогическая общественность предложила определенные формы и методы сотрудничества. Опыт этих учебных заведений представлен в материалах, описывающих деятельность тех или иных учебных заведений.

Варианты взаимодействия педагогов и родителей разрабатывались обычно в частных учебных заведениях, как свидетельствуют П. А. Лебедев, Е. Л. Шарапова [3; 10]. Они сыграли видную роль в русской педагогике второй половины XIX в. Их опыт оказывал благотворное влияние на государственные учебные заведения в организации учебно-воспитательного процесса.

В частных гимназиях (таких, как женская гимназия М. Н. Стоюниной, гимназия Л. И. Поливанова, частная школа К. И. Мая и др.) постановка обучения полнее соотносилась с требованиями педагогики и жизни: разумно распределялся учебный материал по классам, совершенствовалась система воспитания и, что особенно отличает данные учебные заведения, так это то, что устанавливаются прочные связи с семьей ученика. Сотрудничество родителей и педагогов гимназии находило проявление в благоустройстве школы; в выборе преподавателей и школьной администрации; в оборудовании учебных кабинетов; в органи-

зации учебно-воспитательного дела; в организации и проведении школьных праздников и вечеров и др. [3].

Положительный опыт сотрудничества семьи и школы наработан в Московской частной гимназии Л. И. Поливанова. Несомненно, одним из факторов столь качественной подготовки учащихся к самостоятельной жизни явилось сотрудничество педагогов и родителей в организации учебно-воспитательной деятельности гимназии. Она взрастила целое поколение интеллигентов. В ней получили образование В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин. Ее выпускников отличало стремление к познанию и самореализации, разносторонние интересы, чувствительность к искусству, развитый литературный вкус, ориентация на общекультурные и этические ценности. Учебно-воспитательный процесс гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, эмоциональное восприятие мира, артистические способности, высокую нравственность. «Открытость и бескорыстие, высокая заинтересованность сотрудников и преподавателей гимназии, родителей в полноценном образовании гимназистов в сочетании с высоким уровнем воспитанности способствовали созданию уникальной образовательной среды, сделавшей это учреждение истинно передовым для того времени» [10].

Положительным примером взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания служит частная школа К. И. Мая. Дружеские отношения между преподавателями, а также взаимодействие педагогов и родителей, общность их взглядов на задачи воспитания и преподавания - все это способствовало утверждению в школе обстановки, наполненной постоянной заботой и вниманием к каждому ученику. Как следствие - самый яркий во всей истории России состав учеников этой гимназии. Среди её выпускников -академик Н. А. Бруни, писатель Л. В. Успенский, академик Д. С. Лихачев и архитектор В. О. Мунц, художники Р. М. и В. М. Добужинские и В. А. Серов. В ней учились семьи Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тян-Шанские, Голицины, а также многие другие воспитанники, составившие впоследствии славу и гордость России [4].

Заслуживает внимания система воспитания в Мед-ведниковской гимназии, где процесс взаимодействия семьи и школы был поставлен довольно интересно. В «Основах учебно-воспитательной организации» Мед-ведниковская гимназия утвердила «искренность отношений между всеми участниками образовательного процесса, общность интересов ее членов, взаимное доверие, терпение, взаимопомощь, которые характерны для семьи». Педагоги считали, что «школа сделает хорошо, если допустит родителей к близкому общению с их детьми в своих стенах». Гимназия с первого шага «открыла двери родителям, допустив их присутствие на приемных испытаниях детей». Этим самым дала понять родителям, что у нее нет никаких тайн. Педагогический совет в целях наибольшего сближения и общения между школой и семьей постановил организовать собрания родителей для совместного с педагогическим персоналом гимназии обсуждения вопросов учебно-воспитательного характера [3].

Разъясняя на родительских собраниях смысл и значение многих своих действий или предъявляемых

к семье требований и обращая внимание родителей на неразрывную связь этих требований с условиями постановки всего учебно-воспитательного дела, учебное заведение в значительной степени гарантировало себе содействие семьи, на которое и опиралось с полным успехом везде, где это было нужно [3].

Присутствие родителей на родительских собраниях содействовало ясному и полному пониманию родителями тех оснований учебно-воспитательного режима, которые были выдвинуты учебным заведением, а равно и пониманию тех средств, которыми оно полагало достигнуть поставленных себе целей. Семья знакомилась с духом всего школьного режима и целесообразности применяемых воспитательных средств.

О первом опыте привлечения родителей к управлению учебно-воспитательным процессом узнаем из протоколов педсоветов Московской 1 мужской губернской гимназии (с 1865 по 1871 г.). «В учебновоспитательном русле гимназии значительно расширилась деятельность педсовета (состоял из учителей и родителей). Педсовет обсуждал вопросы, связанные с жизнью учеников в стенах гимназии и дома, всячески укреплял связь семьи и школы» [9].

Успех в деле воспитания, безусловно, был достигнут, благодаря тому, что все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители - действовали в одном направлении, взаимно дополняя и помогая друг другу [3].

Таким образом, в XIX в. в российском образовании был накоплен определенный опыт сотрудничества семьи и гимназий в воспитании обучаемых. Формы взаимодействия были самыми разными: от присутствия на приемных испытаниях детей и заседаниях педагогических советов до проведения родительских собраний, школьных праздников и вечеров. В результате такого сотрудничества родители смогли наблюдать за культурой поведения, общения детей, как дети реагируют на требования педагогов, как относятся к школе и ее порядкам, как работают, чем интересуются, что читают, к чему имеют особые склонности.

Осмысление деятельности частных образовательных учреждений XIX в. приводит к пониманию того, что развитие способностей, воспитание личности во многом определяются таким фактором, как взаимодействие педагогов и родителей. В частных гимназиях трудились учителя, окончившие университет. А в университете, по исследованиям И. Ф. Плетенёвой, одной из задач подготовки будущих педагогов была задача подготовки будущих педагогов к работе с родителями [6].

Таким образом, XIX век в истории России явился временем, положившим начало развитию процесса сотрудничества педагогов и родителей в воспитании молодого поколения. Воспитанность проявлялась у гимназистов именно от того, что этот процесс взаимодействия был построен достаточно продуктивно.

Реформы образования в новых исторических условиях, поиск новых образовательных парадигм, ценностных ориентиров побуждают исследователей к изучению передового исторического опыта отечественной школы. Методы и приёмы, многократно апробированные в школьной практике, начиная с XIX в., и сегодня помогают педагогам применять накопленный

опыт в решении современных задач в образовании, а главное - предупреждать появление возможных ошибок во взаимодействии с родителями, совершенных в прошлом. Можно согласиться с мнением И. В. Фомичёва, что «настоящий прогресс возможен лишь там и тогда, где и когда сохраняются лучшие традиции старого и на их основе происходит созидание нового» [8, с. 5]. Эти традиции следует сегодня использовать в современных условиях.

Не является секретом тот факт, что современные семьи не всегда сотрудничают с образовательным учреждением, что негативно сказывается на развитии детей.

Считаем, что из исторического опыта сегодня необходимо привнести в работу образовательных учреждений такие формы, которые позволили бы повысить педагогическую культуру родителей, способствовали более тесному взаимодействию педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/-2974/файл/1543/12.12.29

2. Каптерев, П. Ф. История педагогики / П. Ф. Каптерев. - СПб.: Типография В. Безобразов и К°, 1915. -770 с.

3. Лебедев, П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХв. / П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

4. Лихачев, Д. С. Школа на Васильевском / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

5. Пискунов, А. И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.

6. Плетенева, И. Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов в отечественной высшей школе в XIX в. / И. Ф. Плетенева. - Елец, 2007. - 250 с.

7. Стоюнин, В. Я. Педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. - СПб. Типография Училища глухонемых, 1892. -568 с.

8. Фомичёв, И. В. Развитие общеобразовательной школы России до 1917 г. / И. В. Фомичёв. - Воронеж: ВОИП-КРО, 1996. - 156 с.

9. Центральный государственный исторический архив г. Москвы. Ф. 371. Оп. 1. Д. 64. 1-ая Московская мужская гимназия. Годовой отчет гимназии за 1871 г.

10. Шарапова, Е. Л. Л. И. Поливанов и его гимназия / Е. Л. Шарапова // Педагогика. - 2000. - № 8. - С. 79 - 84.

Информация об авторе:

Баринова Лариса Владимировна - аспирант кафедры педагоги начального обучения Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 21 г. Липецка, 8-919-253-34-60, barinovalora@mail.ru.

Larisa V. Barinova - Post-graduate student at the Department of Primary Education Pedagogics, I. A. Bunin Elets State University; Assistant Director for Educational Work atSchool № 21, Lipetsk.

Статья поступила в редколлегию 17.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.