Научная статья на тему 'Сотрудничество Китая со странами АСЕАН: проблемы и перспективы развития'

Сотрудничество Китая со странами АСЕАН: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Китай / АСЕАН / сотрудничество / экономическая интеграция / зона свободной торговли / инвестиционные отношения / China / ASEAN / cooperation / economic integration / free trade zone / investment relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пасон А.Д.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является важным экономическим партнером для многих стран, в том числе и для Китая. За тесное сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) также включается и Китай. В статье рассматриваются основные вопросы взаимодействия КНР с АСЕАН. Автор обращает внимание, на то, что на современном этапе одним из наиболее приоритетных векторов внешней политики КНР является развитие интеграционного взаимодействия. Китай неизменно придерживается поставленной перед ним задачей по увеличению темпов экономического роста страны путем проникновения на мировые рынки, и прежде всего развивая сотрудничество с АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between China and ASEAN countries: problems and development prospects

The Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) is an important economic partner for many countries, including China. China is also included for its close cooperation with the countries of Southeast Asia (SEA). The article deals with the main issues of China’s interaction with ASEAN. The author draws attention to the fact that at the present stage one of the most priority vectors of China’s foreign policy is the development of integration interaction. China has consistently adhered to its goal of increasing the country’s economic growth rate by penetrating into world markets, and, above all, by developing cooperation with ASEAN.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Китая со странами АСЕАН: проблемы и перспективы развития»

Пасон А.Д.

Аспирант, 2 Курс.

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Сотрудничество Китая со странами АСЕАН: проблемы и перспективы развития

АСЕАН представляет собой один из крупнейших игроков мировой экономики, обладающий огромным потенциалом не только в экономическом, но также и демографическом плане. Кроме того, этот регион превращается в один из мировых центров развития креативных индустрий, обгоняя по этому направлению такие центра, как США и ЕС. АСЕАН является основным торговым партнером Китая, и в то же время одним из объектов китайской экспансии. Развивающееся сотрудничество является важным фактором с зрения формирования возможного блока государств. Одной из целей Китая в регионе - на базе взаимного товарооборота сформировать новую политическую структуру в интересах Китая. Пока очевидно только одно - происходит формирование нового мирового полюса силы во главе с Китаем, в том числе и регионального.

Исторические факторы сотрудничества Китая и АСЕАН

Современная КНР - один из наиболее заинтересованных игроков в плане укрепления отношений со странами ЮВА. При этом китайский фактор является основным консолидирующим компонентом для АСЕАН. Неизменно возрастающая совокупная сила Китайской Народной Республики вынуждает стран-участниц Ассоциации выступать единым фронтом в диалоге с политикой Пекина. Важное значение взаимоотношения Китая и страны АСЕАН показал еще финансовый азиатский кризис 1977г. - именно Китай многое сделал для смягчения последствий кризиса для стран АСЕАН., прежде всего не девальвировав юань. Политика интеграция Китая в АТР получила новый импульс на современном этапе. Китайские власти в отношении стран АСЕАН реализовывают свою политику опираясь на концепцию «мягкой силы». Политика «мягкой силы» в официальной риторике КНР прозвучала в выступлении Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК в 2007 г., в котором Председатель КНР говорил о «мягкой силе» как о действенном и

■ \' .О.

необходимом инструменте формирования привлекательного образа китайцев и Китая1. Концепции «мягкой силы» в КНР ее особенности для Китая, приобретают актуальность в китайском обществе в 90-х гг. ХХ в. Разработка концепции «мягкой силы» в КНР связана с именем китайского партийного деятеля, политолога Ван Хунина. По мнению Ван Хунина, так называемые «универсальные ценности западной цивилизации» были формами «культурного экспансионизма», которые продвигались для проникновения в китайское общество2. В 1993 г. в КНР им была опубликована статья «Культура - "мягкая власть" государственной мощи»3, в который автор представил новое понимание мягкой силы и фактически эта работа положила начло обсуждению в китайской научной литературе этой проблемы. По его мнению Компартии Китая при проведении этой политики необходимо ориентироваться на собственный «культурный суверенитет», неразрывно связанный с политикой «мягкой силы». В своей статье «Культура - "мягкая сила" государственной мощи» Ван Хунином были обозначены основные компоненты «мягкой силы» как внутри страны, так и за ее пределами: дипломатию, международные институты, инвестиции, систему образования и студенческие обмены, язык страны и степень его популярности в мире4.

По мнению Ван Хунина, геополитические изменения 90-х гг. ХХ в. определили новые инструменты мягкой силы как одно из важнейших средств во внешней политике Китая. Прежде всего это система социально-культурных ценностей, которая поддерживается и распространяется международным сообществом постоянно, представляя собой как часть мировой культуры5.

Возвращаясь к взаимоотношению Китая и стран АСЕАН, надо отметить, что с момента установления официальных отношений между КНР и АСЕАН в 1991 г. они прошли долгий путь развития. Взаимоотношения Китая со с АСЕАН берет вое начало с 1994 г.,

1 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде Коммунистической Партии Китая / X II Всекитайский съезд КПК // URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/ shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (Дата обращения: 3.09.2022)

2 Журавлева Е.В. Ван Хунин: политическая карьера и теоретические взгляды // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК. РУДН, - М.: 2018. С. 94-100.

3 ftÄB(Ван Хунин. Культура -«мягкая сила» государственной мощи) // Вестник Фуданьского университета. 1993. № 3. С. 23-28.)

4 Лыков К.Ф. Политико-дипломатическое направление «мягкой силы» во внешней политике КНР в начале XXI в. / К.Ф. Лыков, А.В. Бояркина // 2015. С. 1.

5 Ганьшина Г.И. История развития политики «мягкой силы» в Китае // Вестник РУДН, серия «Всеобщая история», 2016. № 3. С. 63-72.

когда китайская делегация приняла участие в региональном форуме АСЕАН, став «консультативным партнером» Ассоциации. Уже в 1996 г. КНР становится партнером по всестороннему диалогу этой организации, а в конце 1997 г. на конференции «АСЕАН+1», в которой уже принимал участие, председатель КНР Цзян Цзэминь установил с АСЕАН «партнерские отношения добрососедства и взаимного доверия, обращенных в XXI век». Начиная с развития отношений в 1991 г. и до решения о «стратегических партнерских отношениях» в 2003 г., т. е. за неполные 12 лет, в их характере произошел этапный скачок6.

Среди основных направлений сотрудничества КНР и АСЕАН следует выделить следующие сферы: финансы, торговля, бизнес, экономическая инфраструктура, инвестиционное взаимодействие, социальная инфраструктура, охрана окружающей среды, туризм, а также координация по использованию трудовых ресурсов и другие направления. При этом основными областями экономического сотрудничества являются прямые инвестиции и торговля.

Одним из важных вопросов в отношении между КНР и Ассоциацией являются вопросы безопасности.

В 1995 г. снова обострились отношения между АСЕАН и Китаем вследствие разногласий из-за островов в ЮКМ, когда китайский военноморской флот оккупировал один из рифов архипелага Спратли - Мисчиф - на который претендуют также Филиппины. Филиппины обратились к АСЕАН, но страны участницы оказались не в состоянии преодолеть внутренние противоречия и оказать помощь Маниле7, хотя в ноябре 2002 г. в Пномпене между странами АСЕАН и Китаем была подписана Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море (ЮКМ), которая, безусловно, явилась важной страницей в отношениях между ними. Согласно Декларации стороны оговаривали, что при решении спорных вопросов будут соблюдать сдержанность, воздерживаться от односторонних действий, таких как попыток освоения месторождений нефти и газа, заселения не-обитаемых островов и т. п. Хотя подписание Декларации явилось важным шагом в решении вопросов безопасности, тем АСЕАН не удалось добиться присоединения Китая к уже действовавшему тогда в АСЕАН Кодексу по-

6 Мосяков Д. Китай и страны АСЕАН. Азия и Африка сегодня - Asia and Africa Today, 2004. № 8. P. 2-5.

7 Канаев Е.А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: 2007. С. 153.

ведения государств в ЮКМ, который определил бы окончательные параметры урегулирования конфликта8.

Экономическое сотрудничество Китая и АСЕАН

В выстраивании отношений стран с Юго-Восточной Азией, Китай является одним из заинтересованных игроков, а также в свою очередь китайский фактор представляет собой существенную консолидирующую составляющую для АСЕАН. Современный Китай, со своей растущей совокупной мощи ставит страны-члены АСЕАН в положение, когда они должны считаться с этим фактором и асеановцы в диалоге с Пекином в основном выступают единым фронтом, избегая двустороннего формата, в рамках которого силы Китая и юго-восточных контрагентов выглядят заведомо неравными9.

Несмотря на активно развивающие экономические отношения, страны Ассоциации высказывают неприкрытые опасения относительно экспансии на их рынки конкурентоспособных китайских товаров, в связи чем снижается уровень их национального производства. Они пытаются удерживать максимально допустимые протекционистские барьеры для товаров «made in China», но это удается только в отношении тех стран АСЕАН, которые имеют наименьший уровень экономического развития (Лаос, Камбоджа, отчасти Вьетнам).

Необходимо также отметить, что с 2010-2020 гг. что экспорт стран Ассоциации в Китай увеличился в 2, 9 раза, в то время как их импорт из КНР возрос в 2, 5 раза. За этот период АСЕАН и КНР отрицательный баланс торговли с Китаем стран Ассоциации возрос с 6 млрд. долл. до 79 млрд. долл., т. е. в 13 раз. А если принять во внимание, что постоянное положительное сальдо за все время торговли с КНР имеют только Таиланд и Малайзия (иначе говоря, всего две страны АСЕАН), то такие торговые отношения весьма трудно назвать взаимовыгодными10.

АСЕАН являясь наиболее крупным торговым партнером КНР,

8 Канаев Е.А. АСЕАН и кодекс поведения сторон в Южно-китайском море // РСМД. Аналитка и комментарии. // URL: https://russiancouncil. ru/ana-lytics-and-comments/analytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitays-kom-more/ (Дата обращения: 21.01.2023)

9 Балакитн В.И. Китай и АСЕАН в современной восточноазиатской интеграции // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. Выпуск ХХХШ. № 33. С. 32.

10 Костюнина Г.М. Модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. Т. 17. С. 441-457.

наращивает инвестиционное сотрудничество. Их общие инвестиции оцениваются в 310 млрд. долл.11. В период с 2010 г. по 2020 г. можно было наблюдать разную динамику ПИИ КНР в Ассоциацию. Самый большой рост инвестиций (с 6, 57 до 15, 5 млрд. долл. ) пришелся на 2015-2017 гг. Если говорить о процентном выражении, то за 2017 г. ПИИ КНР составили 10% всех ПИИ Ассоциации12.

Китай является наглядным примером того, как крупная растущая экономика в современных рыночных условиях способна благодаря долгосрочной политики привлечения иностранных инвестиций в сочетании с разумным макроэкономическим управлением достичь высоких темпов роста.

Привлечение иностранного капитала в КНР является важнейшей частью современной политики Дэн Сяопином, и лежащей в основе концепции государственной политики открытости для внешнего мира.

В отличие от Мао Цзэдуна, Дэн Сяопин понимал, для того чтобы Китай стал экономически развитой державой, необходимо более интенсивно развивать внешнеэкономические и торговые отношения с другими странами. В этой связи, выступая на третьем пленуме 11-го созыва ЦК КПК (декабрь 1978 г.), Дэн Сяопин предложил курс «открытых дверей», или курс на реформы и открытость всему миру. 13 Дэн Сяопин озвучил новый курс дипломатической политики страны, направленный на реформы и открытость для внешнего мира, что означало создание дружественных отношений с другими странами. Китайский лидер в своих выступлениях и работах не раз подчеркивал, что доверие иностранных государств в дальнейшем зависит от внешнеполитического курса китайской дипломатии, базирующегося на трех основных принципах, а именно: 1. Выступать против гегемонизма. 2. Поддерживать мир во всем мире. 3. Укреплять единство и сотрудничество со странами третьего мира14.

Причинами сближения сторон являются как традиционные

11 Чжиян Линь Сотрудничество Китая и АСЕАН: перспективы и дилеммы // Свободная мысль. 2022. № 1 (1691). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrud-nichestvo-kitaya-i-asean-perspektivy-i-dilemmy (Дата обращения: 25.08.2022).

12 Чжиян Линь Сотрудничество Китая и АСЕАН: перспективы и дилеммы // Свободная мысль. 2022. № 1 (1691). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrud-nichestvo-kitaya-i-asean-perspektivy-i-dilemmy (Дата обращения: 25.08.2022).

13 Лун Дэнгао. Преодоление преград на пути к рынку: зарубежные китайские предприниматели между различными государствами, системами и культурами. Пекин, 2007. С. 415.

14 Богданова Н.А., Солнцева Е.Г. Особенности дипломатического курса Дэн Сяопина // Грамота, 2018. № 88 (2). С. 10-14.

исторические связи, так и перспективы экономического сотрудничества. Для Китая АСЕАН интересен своим емким внутренним рынком, обширным научно-техническим и производственным потенциалом, а также богатой сырьевой базой менее развитых стран. Между Китаем и АСЕАН имеется сильная торговая взаимозависимость. Экспорт-импорт Китай-АСЕАН представлен множеством схожих товарных групп: электрооборудование (электроника, интегральные схемы), нефть, минеральное топливо и масла, ядерные реакторы и котлы, пластмассы, каучук и изделия из них, оптические, медицинские и пр. аппараты, органические химикаты15.

В политическом плане Китая сотрудничество со странами АСЕАН также является одним из наиболее приоритетных направлений. В частности, в период пандемии COVID-19 можно было наблюдать новый виток сближения страны и организации. Основной целью стало развитие международного сотрудничества антипандемического характера. Китай предоставил Секретариату АСЕАН 75 тыс. масок и другое медицинское оборудование. Адресную помощь Поднебесная оказывала Малайзии, Индонезии, Филиппинам, Таиланду и другим странам. Были и пожертвования по негосударственной линии: со стороны компании Alibaba, Фонда Джека Ма и Китайского промышленного и коммерческого банка16.

Несмотря на воздействие комплекса неблагоприятных факторов, китайская внешнеэкономическая деятельность в 2022 году динамично развивалась. В 2022 году объем внешней торговли КНР вырос на 7, 7 процента и достиг в общей сложности 42 трл. юаней, установив исторический рекорд. При этом экспорт увеличился на 10, 5 процента, а импорт — на 4, 3 процента17. Достичь таких результатов Пекину позволила высокая база, сформированная в предыдущие годы. Благодаря ей Китай сохранил за собой статус лидера глобальной мировой торговли, который удерживает шесть лет подряд, напомнил чиновник.

В 2022 году товарооборот КНР со странами - участницами ассоциации составил $975, 34 млрд (увеличение на 11, 2%), заметно превы-

15 ASEAN's Economy // US-ASEAN Business Council, Inc. 2017. // URL: https:// www.usasean.org/why-asean/aseaneconomy (Дата обращения: 1.09.2022).

16 Канаев Е. АО «АСЕАН и COVID-19» Наращивание взаимосвязей в условиях самоизоляции» Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2020. С. 5.

17 Антонов И. Китай представил итоги внешнеэкономической деятельности в 2022 году // Парламентская газета. 13. 01. 2023 // URL: https://www. pnp.ru/in-world/kitay-predstavil-itogi-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-v-2022-godu.html (Дата обращения: 10.02.2023)

сив объем экспорта и импорта при взаимодействии Пекина с Евросоюзом ($847, 32 млрд, рост на 2, 4%)18.

Говоря о сотрудничестве Китая и АСЕАН, нельзя не выделить ряд важных элементов. В частности, сотрудничество между КНР и Асоциацией не предполагает политизированность отношений. КНР берет на себя обязательства не принимать участия в деятельности тех организаций, чья деятельность направлена на подрыв имиджа АСЕАН. Кроме того, решение любых спорных моментов предлагается урегулировать исключительно дипломатическими средствами, путем переговоров и консультирования. При этом во избежание усиления разногласий и напряженности предполагается необходимым отказ от односторонних действий. Все эти меры направлены на укрепление сотрудничества по сем направлениям.

Одним из важнейших достижений в отношениях КНР и АСЕАН является создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в 2010г. Подписание Соглашения стало по-настоящему событием исторического масштаба. По мнению многих ряда экспертов, после кризиса пандемии ЗСТ может дать сильнейший толчок к восстановлению экономик региона. В частности, данное соглашение позволит: ввести общие торговые правила; снизить таможенные пошлины; усовершенствовать каналы поставок.

Одним из важным вопросов обсуждения явились вопросы перехода на более активное использование природного газа в производственном процессе в АСЕАН как наиболее чистого и экономически выгодного энергоресурса; возможности технологического сотрудничества с Россией; вопросы энергетической безопасности в регионе АСЕАН. По итогам заседания состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Российским энергетическим агентством и Центром энергетики АСЕАН.

Перспективы развития отношении между Китаем и АСЕАН

Рассуждая о перспективах дальнейшего сотрудничества между АСЕАН и Китайской Народной Республикой, можно сказать, об их поступательном развитии. Страны ЮВА являются для Китая одними из наиболее важных стратегических партнеров; кроме того, странам-участницам АСЕАН для повышение своего не только экономического, но и политическое влияния на мировой арене, выгодно иметь в союзниках такого сильного регионального партнера.

18 АСЕАН планирует укреплять сотрудничество с КНР в торговле сельхозпродукцией // ТАСС. 29. 03. 2023. // URL: https://tass.ru/ekonomika/17399177 (Дата обращения: 01.04.2023)

В то же время существует и опасность тесного взаимодействия между Китаем и АСЕАН. Это связано с отсутствием уверенности в том, что Китай и в дальнейшем будет использовать только мирные способы «покорения» растущих рынков своих соседей. Принимая во внимание амбиции столь мощной державы, возможно допустить не самые радужные перспективы развития событий. При этом, вряд ли руководства стран-участниц Ассоциации не понимают вероятность опасности, которая может их подстерегать.

В связи с обозначенным выше, будущее развития отношений АСЕАН и Китая можно охарактеризовать так: вероятнее всего, взаимоотношения будут весьма активно развиваться по самым разным направлениям - от экономического до военного и от политического до культурного. Такой вариант развития событий объясняется довольно просто - после столь продолжительного и, главное, продуктивного периода совместной работы всем участникам будет не выгодно останавливать диалог.

Однако, при этом, для стран-участниц Ассоциации для разрешения конфликтов и сохранения безопасности в регионе потребуется «третья сторона». Возникает логичный вопрос: кто это будет - Соединенные Штаты, Япония, какое-то иное государство или, возможно, другая группировка государств? На данный момент дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Логично предположить, что китайское руководство также все это прекрасно понимает и учитывает это фактор в своей политике, чтобы продолжить выгодные для КНР отношения с АСЕАН.

Прошедший в октябре 2022 г. XX съезд КПК поставил главные цели развития Китая: завершение социалистической модернизации и трансформацию в богатое, демократическое, социалистическое государство. Одним из ключевых вопросов итогов съезда - явились вопросы безопасности. В этом ключе, вопросы региональной политики Китая обозначены в недопущения угроз и ослабления позиций не только в «тайваньском вопросе», но и в отношениях со странами-соседями, что обозначает основные векторы современной внешней политики КНР.

Библиографический список

1. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде Коммунистической Партии Китая / X II Всекитайский съезд КПК // URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/ content_9120930.htm (Дата обращения: 3.09.2022)

2. Журавлева Е.В. Ван Хунин: политическая карьера и теоретические взгляды // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК. РУДН - М.: 2018. С. 94-100.

3. Ван Хунин. Культура - «мягкая сила» государственной мощи) // Вестник Фуданьско-го университета. 1993. № 3. С. 23-28.

4. Лыков К.Ф. Политико-дипломатическое направление «мягкой силы» во внешней политике КНР в начале XXI в. / К.Ф. Лыков, А.В. Бояркина // 2015. С. 1.

5. Ганьшина Г.И. История развития политики «мягкой силы» в Китае // Вестник РУДН, серия «Всеобщая история», 2016. № 3. С. 63-72.

6. Мосяков Д. Китай и страны АСЕАН. Азия и Африка сегодня - Asia and Africa Today, 2004. № 8. P. 2-5.

7. Канаев Е.А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: 2007. С. 153.

8. Канаев Е.А. АСЕАН и кодекс поведения сторон в Южно-китайском море // РСМД. Аналитка и комментарии. // URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/an-alytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitayskom-more/ (Дата обращения: 21.01.2023)

9. Балакитн В.И. Китай и АСЕАН в современной восточноазиатской интеграции // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. Выпуск ХХХШ. № 33. С. 32.

10. Костюнина Г.М. Модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. Т. 17. С. 441-457.

11. Чжиян Линь Сотрудничество Китая и АСЕАН: перспективы и дилеммы // Свободная мысль. 2022. № 1 (1691). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-kitaya-i-asean-perspektivy-i-dilemmy (Дата обращения: 25.08.2022).

12. АСЕАН планирует укреплять сотрудничество с КНР в торговле сельхозпродукцией // ТАСС. 29. 03. 2023. // URL: https://tass.ru/ekonomika/17399177 (Дата обращения: 01.04.2023)

13. Лун Дэнгао. Преодоление преград на пути к рынку: зарубежные китайские предприниматели между различными государствами, системами и культурами. Пекин, 2007. С. 415.

14. Богданова Н.А., Солнцева Е.Г. Особенности дипломатического курса Дэн Сяопина // Грамота, 2018. № 88 (2). С. 10-14.

15. ASEAN's Economy // US-ASEAN Business Council, Inc. 2017. // URL: https://www. usasean.org/why-asean/aseaneconomy (Дата обращения: 1.09.2022).

16. Канаев Е. А0 «АСЕАН и COVID-19» Наращивание взаимосвязей в условиях самоизоляции» Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2020. С. 5.

17. Антонов И. Китай представил итоги внешнеэкономической деятельности в 2022 году // Парламентская газета. 13. 01. 2023 // URL: https://www.pnp.ru/in-world/ki-tay-predstavil-itogi-foreign-economic-activity-in-2022.html (Дата обращения: 10.02.2023)

References

1. Report by Hu Jintao at the 17th Congress of the Communist Party of China / XII National Congress of the CPC // URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/ content_9120930.htm (09.03.2022)

2. Zhuravleva E.V. Wang Huning: political career and theoretical view // New eras: China after the 19th Congress of the CPC. RUDN - M.: 2018. P. 94-100.

3. Wang Huning. Culture is the "soft power" of state power) // Bulletin of Fudan University. 1993. № 3. P. 23-28.

4. Lykov K.F. The political and diplomatic direction of "soft power" in the foreign policy of the PRC at the beginning of the 21st century. / K.F. Lykov, A.V. Boyarkina // 2015. P. 1.

5. Ganshina G.I. History of the development of "soft power" policy in China // Bulletin of RUDN University, series "General History", 2016. № 3. P. 63-72.

6. Mosyakov D. China and ASEAN countries. Asia and Africa today - Asia and Africa Today,

2004. № 8. P. 2-5.

7. Kanaev E.A. Conflict over the islands of the South China Sea: history, nature of the settlement, prospects for evolution. - M.: 2007. P. 153.

8. Kanaev E.A. ASEAN and the code of conduct of parties in the South China Sea // RIAC. Analysis and comments. // URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analyt-ics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-south-China-more/ (01.21.2023)

9. Balakitn V.I. China and ASEAN in the modern East Asian sphere // Southeast Asia: current problems of development. 2016. Issue XXXIII. № 33. P. 32.

10. Kostyunina G.M. ASEAN+1 model: main provisions of agreements and impact on foreign economic relations // Bulletin of RUDN University. Series: International relations. 2017. № 3. Vol. 17. P. 441-457.

11. Zhiyang Lin Cooperation between China and ASEAN: prospects and dilemmas // Free Thought. 2022. № 1 (1691). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrumnichestvo-kita-ya-i-asean-perspektivy-i-dilemmy (08.25.2022).

12. ASEAN plans to strengthen cooperation with China in trade in agricultural products // TASS. 29. 03. 2023. // URL: https://tass.ru/ekonomika/17399177 (04.01.2023)

13. Long Dengao. Overcoming barriers to market: overseas Chinese entrepreneurs across different states, chains and cultures. Beijing, 2007. P. 415.

14. Bogdanova N.A., Solntseva E.G. Features of Deng Xiaoping's constitutional course // Diploma, 2018. № 88 (2). P. 10-14.

15. ASEAN Economy // US-ASEAN Business Council, Inc. 2017. // URL: https://www.usase-an.org/why-asean/aseaneconomy (09.1.2022).

16. Kanaev E. A0 "ASEAN and COVID-19" Increasing relationships in conditions of self-isolation" Southeast Asia: current problems of development, 2020. P. 5.

17. Antonov I. China presented the results of foreign economic activity in 2022 // Parliamentary newspaper. 01/13/2023 // URL: https://www.pnp.ru/in-world/kitay-predstavil-itogi-for-eign-economic-activity-in-2022.html (02.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.