Научная статья на тему 'Сотрудничество Китая и стран АСЕАН в сфере образования (2000–2020)'

Сотрудничество Китая и стран АСЕАН в сфере образования (2000–2020) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / иностранные студенты / мягкая сила / развитие отношений / студенческие обмены / education / international students / soft power / relationship development / students exchange

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрацкая Наталья Вячеславовна

На современном этапе развития АСЕАН представлен странами с быстро развивающимися экономиками, которые обладают большими человеческими ресурсами и культурным потенциалом, древней и богатой историей, которая имеет тесные связи с Китаем. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются объектами геополитического и экономического внимания со стороны США, Китая, Японии, Индии, Австралии. В последнее время Китай динамично развивает сотрудничество со странами АСЕАН и регионом Юго-Восточной Азии по многим направлениям, в том числе активно развивается область образования, поэтому данная сфера представляет собой особый интерес для исследования. В рамках обозначенной проблемы в статье будет рассмотрена история сотрудничества между Китайской Народной Республикой и странами АСЕАН, а также их совместная деятельность в сфере образования на современном этапе. Данное исследование проведено на основе различных статистических материалов, текстов выступлений официальных представителей стран, привлечения исторических материалов. В ходе исследования были изучены проведенные мероприятия между КНР и АСЕАН в рамках совместного развития сферы образования, рассмотрена роль китайской диаспоры в улучшении отношений между регионами, а также установлена тенденция к дальнейшему развитию отношений в сфере образования между КНР и странами АСЕАН в связи увеличения спроса на образование на китайском языке в Юго-Восточной Азии. Предполагается, что в будущем это приведет к укреплению сотрудничества между китайскими и региональными учебными заведениями. Выявлено стремление со стороны стран АСЕАН и КНР к увеличению количества студенческих обменов между государствами. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования сформулированных предложений для дальнейшего изучения возможностей образовательного сотрудничества между странами АСЕАН и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between China and ASEAN countries in the field of education (2000–2020)

At the present stage of development, ASEAN countries are countries with rapidly developing economies, the countries have great human resources and cultural potential, as well as an ancient and rich history, which has close ties with China. The countries of the Asia-Pacific region are the objects of geopolitical and economic attention from the United States, China, Japan, India, and Australia. The environmental issues have become one of the main issues on the agenda, since after several qualitative civilization leaps in the history of mankind; the world community has faced problems in protecting the environment and realized the role of minimizing human impact on nature. Recently, China has been developing dynamically the cooperation with the ASEAN countries and the Southeast Asian region in many areas, including the actively developing field of education, and therefore this area is of particular interest for research. Within the framework of this problem, the article considered the history of the cooperation between the People's Republic of China and the ASEAN countries, as well as the collaboration between the regions in the field of education at the present stage. This study was conducted on the basis of various statistical materials, the texts of the speeches given by the state’s official representatives, the historical materials focused on the relationship between regions, as well as on the basis of articles and references to Internet sources’ analysis. The study examined the activities carried out between the PRC and ASEAN in the framework of the collaborative development in the education sector, considered the role of the Chinese diaspora in improving relations between the regions, and established a trend towards further development of relations in the field of education between the PRC and ASEAN countries due to the increase in demand for education in Chinese in Southeast Asia, revealed the cooperation between Chinese and the regional educational institutions. In addition, the desire on the part of the ASEAN countries and the PRC to increase the number of student exchanges between states was revealed. The practical significance of the work is due to the possibility of using the formulated theses for further study of the possibilities of educational cooperation between the ASEAN countries and China.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Китая и стран АСЕАН в сфере образования (2000–2020)»

Научная статья УДК: 327.7

DOI: 10.48612/rg/RGW.23.6

Сотрудничество Китая и стран АСЕАН в сфере образования

(2000-2020)

Кондрацкая Наталья Вячеславовна н Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия н Natashok234@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8789-9802

Аннотация. На современном этапе развития АСЕАН представлен странами с быстро развивающимися экономиками, которые обладают большими человеческими ресурсами и культурным потенциалом, древней и богатой историей, которая имеет тесные связи с Китаем. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются объектами геополитического и экономического внимания со стороны США, Китая, Японии, Индии, Австралии. В последнее время Китай динамично развивает сотрудничество со странами АСЕАН и регионом Юго-Восточной Азии по многим направлениям, в том числе активно развивается область образования, поэтому данная сфера представляет собой особый интерес для исследования. В рамках обозначенной проблемы в статье будет рассмотрена история сотрудничества между Китайской Народной Республикой и странами АСЕАН, а также их совместная деятельность в сфере образования на современном этапе. Данное исследование проведено на основе различных статистических материалов, текстов выступлений официальных представителей стран, привлечения исторических материалов. В ходе исследования были изучены проведенные мероприятия между КНР и АСЕАН в рамках совместного развития сферы образования, рассмотрена роль китайской диаспоры в улучшении отношений между регионами, а также установлена тенденция к дальнейшему развитию отношений в сфере образования между КНР и странами АСЕАН в связи увеличения спроса на образование на китайском языке в Юго-Восточной Азии. Предполагается, что в будущем это приведет к укреплению сотрудничества между китайскими и региональными учебными заведениями. Выявлено стремление со стороны стран АСЕАН и КНР к увеличению количества студенческих обменов между государствами. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования сформулированных предложений для дальнейшего изучения возможностей образовательного сотрудничества между странами АСЕАН и Китаем.

Ключевые слова, обучение; иностранные студенты; мягкая сила; развитие отношений; студенческие обмены

Для цитирования: Кондрацкая Н.В. Сотрудничество Китая и стран АСЕАН в сфере образования (2000-2020) // Россия в глобальном мире 2022. № 23(46). С. 82-95. DOI: 10.48612/rg/RGW.23.6

© Кондрацкая Н.В., 2022. Издатель. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Original article

DOI: 10.48612/rg/RGW.23.6

Cooperation between China and ASEAN countries in the field of education

(2000-2020)

Natalya V. Kondratskaya H Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia H Natashok234@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8789-9802

Abstract. At the present stage of development, ASEAN countries are countries with rapidly developing economies, the countries have great human resources and cultural potential, as well as an ancient and rich history, which has close ties with China. The countries of the Asia-Pacific region are the objects of geopolitical and economic attention from the United States, China, Japan, India, and Australia. The environmental issues have become one of the main issues on the agenda, since after several qualitative civilization leaps in the history of mankind; the world community has faced problems in protecting the environment and realized the role of minimizing human impact on nature. Recently, China has been developing dynamically the cooperation with the ASEAN countries and the Southeast Asian region in many areas, including the actively developing field of education, and therefore this area is ofparticular interest for research. Within the framework of this problem, the article considered the history of the cooperation between the People's Republic of China and the ASEAN countries, as well as the collaboration between the regions in the field of education at the present stage. This study was conducted on the basis of various statistical materials, the texts of the speeches given by the state's official representatives, the historical materials focused on the relationship between regions, as well as on the basis of articles and references to Internet sources' analysis. The study examined the activities carried out between the PRC and ASEAN in the framework of the collaborative development in the education sector, considered the role of the Chinese diaspora in improving relations between the regions, and established a trend towards further development of relations in the field of education between the PRC and ASEAN countries due to the increase in demand for education in Chinese in Southeast Asia, revealed the cooperation between Chinese and the regional educational institutions. In addition, the desire on the part of the ASEAN countries and the PRC to increase the number of student exchanges between states was revealed. The practical significance of the work is due to the possibility of using the formulated theses for further study of the possibilities of educational cooperation between the ASEAN countries and China.

Keywords: education; international students; soft power; relationship development; students exchange

For citation: Kondratskaya, N.V. Cooperation between China and ASEAN countries in the field of education (2000-2020). Russia in the Global World. 2022; 23(46): 82-95. (In Russ.). DOI: 10.48612/rg/RGW.23.6

© Kondratskaya, N.V., 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Введение. Актуальность проблематики изучения сферы образования в Китае характеризуется тем, что в последние десятилетия Китай

демонстрирует быстрые темпы развития и активно укрепляет свое положение на международной арене. Китайские руководители позиционируют текущую политику страны как форму «мягкой силы». Поскольку образование является одним из важнейших гуманитарных аспектов китайской «мягкой силы», а его глобализация в современном мире является залогом успеха, то для любого государства привлечение иностранных студентов с целью получения высшего образования выгодно не только для развития внешних экономических связей и мирового имиджа, но и для повышения привлекательности образования внутри страны, включая плодотворный обмен идеями, объединение научных усилий, расширение кругозора большого количества людей. Поэтому в фокусе нашего исследования находится вопрос улучшения сотрудничества в области образования Китая с различными государствами, в том числе между Китаем и странами АСЕАН.

Китайская Народная Республика и Юго-Восточная Азия являются партнерами во многих сферах жизни: экономика, торговля, культурные аспекты, в том числе и сфера образования. За последние 25 лет совместными усилиями обеих сторон отношения между АСЕАН и Китаем значительно улучшились. Стороны углубили свое политическое взаимное доверие, все больше развиваются тесные экономические и торговые связи, достигнут заметный результат в межличностных и культурных обменах. Например, в студенческих обменах между двумя сторонами за этот период поучаствовало более 190 000 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Образование является одним из наиболее важных гуманитарных аспектов политики «мягкой силы» Китая. В Китае идею Дж. Ная - основоположника данного термина, взяли за основу и продолжили разработку собственной теории «мягкой силы». Так, например, в работе китайского исследователя Пан Чжунъина подробно рассматривается специфика «китайской мягкой силы», автор выделяет несколько ключевых направлений, по которым Китай планирует стремительно развиваться, в частности выделяется сфера образования, а точнее импорт и экспорт образования [1]. Специалист по китайской культуре и литературе Ву Инхуэй также говорит о том, что тесные культурные и экономические связи между Китаем и Юго-Восточной Азией еще больше повышают интерес к изучению китайского языка в странах

АСЕАН [2]. Данная тема набирает популярность в том числе и среди российских исследователей. Например, доктор политических наук А.С. Королев в своей работе «Помощь Китая Юго-Восточной Азии: основные направления и особенности» (2017 г.) рассматривает основные направления помощи Китая странам АСЕАН, включая сферу образования [3]. Образовательный аспект играет важную роль в понимании особенностей политики и стратегии КНР в АТР. Привлечение большего количества иностранных студентов из Юго-Восточной Азии не только дает студентам разных стран возможность получения качественного обучения, но также позволяет стать частью нового укрепляющегося сотрудничества между Китаем и Юго-Восточной Азии.

На современном этапе развития страны АСЕАН являются странами с быстро развивающимися экономиками, обладают большими человеческими ресурсами, гуманитарным и культурным потенциалом, а также древней и богатой историей, которая имеет тесные связи в том числе и с Китаем. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются объектами геополитического и экономического внимания со стороны таких стран, как США, Китай, Япония, Индия, Австралия. Они ведут борьбу за умы и деньги абитуриентов Юго -Восточной Азии. Студенты из Юго-Восточной Азии часто едут получать образование в Россию и в Европу, но, тем не менее, лидерами на рынке образовательных услуг являются Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика.

Генеральный секретарь Центра АСЕАН-Китай Ян Сюпин заявил на публичной лекции в Нанкинском педагогическом университете, что Китай хотел бы улучшить сотрудничество в области образования и культуры со странами АСЕАН [1].

Как сообщает одно из крупнейших информационных агентств Индонезии Antara, в 2019 г. в Китае училось 68 тысяч студентов из стран Юго-Восточной Азии. «Мы хотим видеть больше студентов по обмену из стран АСЕАН в Китае», - подчеркнул Ян [2]. Международная стратегия Китая в 2020 году получила дальнейшее развитие и была направлена на то, чтобы сделать Китай центром обучения не только Юго-Восточной Азии, но и глобального уровня в целом.

На данный момент между Китайской Народной Республикой и 10 странами АСЕАН действуют соглашения о сотрудничестве в сфере образования, при этом с такими странами как Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Таиланд и Индонезия подписаны также соглашения об обоюдном признании научных степеней. Каждый год увеличивается количество студентов, приезжающих по обмену. Число студентов, приезжающих обучаться в университеты Китайской Народной Республики из Юго-Восточной Азии, ежегодно возрастает на 10 % [3]. К 2020 г. руководство КНР планировало увеличить общее число получивших в стране образование студентов из Юго-Восточной Азии до 100 тыс. человек. Наибольшее количество студентов из Юго-Восточной Азии, получающих высшее образование в Китае, являются гражданами Таиланда. Также в число лидеров по количеству студентов, которые едут обучаться в Китайскую Народную Республику входят такие страны, как Южная Корея и Соединенные Штаты Америки. Далее следуют Россия, Япония и Индонезия.

В свою очередь, основными странами, которые китайские студенты выбирают для получения высшего образования, являются Сингапур и Таиланд. За ними следуют Малайзия, Вьетнам и Филиппины, на шестом месте располагается Индонезия [5]. Индонезия, наряду с Китаем - две большие страны в Азии со схожими национальными интересами и целями в партнерстве, которые заключаются в мире, процветании, а также партнерстве в рамках таких организаций, как G20, АТЭС, 10+1 и 10+3, в которых Индонезия принимает активное участие. Индонезия активно способствует обмену студентами и сотрудничеству в сфере образования [4].

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Сингапур Таиланд Малайзия Вьетнам Филиппины

■ Количество китайских студентов, обучающихся в странах АСЕАН (в тыс.)

Рис. 1. Количество китайских студентов, обучающихся в странах АСЕАН

Тем не менее, Индонезия не является излюбленной страной для получения образования китайскими студентами, потому что в Индонезии еще не предложено высококвалифицированных стандартов академических программ [5]. На самом деле, у сотрудничества между Китаем и Индонезией в сфере образования есть большой потенциал, а интерес китайских студентов к учебе в Индонезии достаточно велик. Однако, из-за отсутствия квалификации академических учебных программ и высших учебных заведений, признанных китайским правительством, сотрудничество между странами пока не находится на соответствующем уровне.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что сотрудничество между странами будет активно развиваться и далее, несмотря на некоторые моменты из истории взаимоотношений Китая и некоторых стран Юго-Восточной Азии, которые ранее породили недоверие и предубеждение с обеих сторон.

Отдельно стоит упомянуть о важной роли китайской диаспоры в укреплении отношений между Китайской Народной Республикой и странами Юго-Восточной Азии. В регионе Юго-Восточной Азии на данный момент проживает примерно 75% мировой китайской диаспоры. Процент хуацяо, так называют этнических китайцев, проживающих за пределами КНР, составляет 76% населения Сингапура, 25% населения Малайзии, 14% - Таиланда, 11,2% - Брунея, 3% - Индонезии, 3% - Лаоса, 3% - Мьянмы, 1,5% - Филиппин, 1,1% - Вьетнама, 1% - Камбоджи [6].

Рассматривая историю миграции китайцев в страны Юго-Восточной Азии, стоит сказать, что первые китайцы появились на этой территории в X-XШ веках. Главными причинами начала миграции можно назвать географическую близость региона и желание вести торговлю на территории Юго-Восточной Азии, так как данный регион всегда был привлекателен для торговцев, в том числе и китайских.

XIX век был эпохой широкомасштабной международной миграции. Перемещение населения и капитала из развитых стран в развивающиеся было необходимым условием развития международной экономики. В поисках доступа к новым источникам природных ресурсов под колониальной эгидой осваивались новые территории в Юго-Восточной Азии. На фоне всего этого выросла китайская трудовая миграция,

поскольку Китай активно отправлял своих крестьян на мировой рынок труда, что также послужило причиной миграции большого количества китайцев в регион Юго-Восточной Азии.

К началу Второй мировой войны от 8,5 до 9 миллионов китайцев жили за пределами Китая, подавляющее большинство в Юго-Восточной Азии. По оценкам, в 1980 г. за пределами страны проживало уже 21,8 миллионов китайцев, а к 1990 г. их количество выросло до 30,7 миллионов [8].

Процесс ассимиляции не всегда проходил гладко, и Китайская диаспора в Юго-Восточной Азии сталкивалась с различными трудностями. Рассмотрим Индонезию в качестве примера. В Индонезии антикитайские настроения формировались по следующим причинам: во-первых, Индонезия - мусульманская страна, китайцы же не являлись приверженцами данной религии; во-вторых - китайцы установили господство на рынке страны, в то время как индонезийцы практически не были задействованы в экономике.

Как результат, в Индонезии во время правления президента Сухарто (1968-1998) и его режима «нового порядка» развернулась широкая антикитайская кампания, которая также коснулась и образовательной сферы. Был принят курс на принудительную ассимиляцию китайцев: китайские имена заменялись на индонезийские, принимались меры по ограничению изучения и использования китайского языка среди китайских общин. В 1966 г. были закрыты китайские школы в большинстве районов страны, таким образом, китайские дети на протяжении нескольких лет не имели возможности получать начальное образование.

В индонезийских школах, в которых китайским детям рекомендовалось продолжать обучение, места преимущественно отдавали детям индонезийской части населения, также был введен лимит на прием китайцев в государственные ВУЗы Индонезии. Строго запрещались вывески на магазинах на китайском языке или же содержащие китайскую символику, китайские магазины часто подвергались погромам или вовсе закрывались, под строжайшим запретом находился ввоз китайской литературы на территорию Индонезии и телевещание на китайском языке. Китайцам также запретили доступ на службу в учреждениях государственного аппарата и армии. Ограничения коснулись еще и культурной сферы: было запрещены традиционные китайские

празднования на территории Индонезии, религиозные и традиционные праздники разрешено было отмечать строго в кругу семьи.

В конце 1990-х годов особенно остро формировались антикитайские настроения на почве религии. В 1998 г. на территории Западной Явы было разгромлено большое количество китайских храмов [9].

Похожая ситуация наблюдалась и в Малайзии после обретения страной независимости в 1957 г. Низкую степень ассимиляции этнических китайцев можно напрямую связать с политикой, которая проводилась местным правительством в их отношении: правительство предпринимало активные действия по формированию малайской идентичности, пытаясь вычеркнуть оттуда китайское население страны, что привело к формированию «закрытого» китайского сообщества. Обособленность китайской диаспоры в Малайзии от основной части общества также как в Индонезии обусловлена еще и религиозными вопросами, так как большинство населения Малайзии исповедует ислам. Это являлось препятствием при заключении межэтнических браков, а также снижало возможности для ассимиляции китайцев в малайском обществе.

Период с 1930-х по конец 1970-х годов был периодом чрезвычайно ограниченной миграции из Китая, так как правительством Коммунистической Партии Китая был наложен запрет на зарубежную миграцию. После длительного периода покоя китайская миграция снова возобновилась в конце 1970-х годов с приходом к власти Дэна Сяопина и началом реформ открытости. Китайские мигранты перестали расцениваться как предатели и стали рассматриваться как владельцы огромного капитала и опыта предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что в настоящее время китайская диаспора в странах Юго-Восточной Азии играет крайне важную роль как в сфере экономики, так и в сфере политики и культуры.

Например, некоторые отрасли экономики стран АСЕАН почти полностью находятся под контролем китайской диаспоры. Так, в Таиланде на ее долю приходится 90% инвестиций в сфере торговли и столько же в промышленности [10]. Помимо развития экономики миграция китайского населения в страны Юго-Восточной Азии также является важным фактором в улучшении сотрудничества между КНР и ЮВА в сфере образования.

В качестве примера можно рассмотреть начальное образование в странах Юго-Восточной Азии. Изучение китайского языка уже входит в школьную программу в Малайзии и Сингапуре, что как раз связано с большим количеством этнических китайцев, проживающих на территории этих стран и их важной ролью во многих ключевых сферах экономики. Также в первом десятилетии XXI в. Китай стал добиваться введения в начальных школах программ обучения на китайском языке в Тайланде. На данный момент в частных школах и в китайских школах Таиланда китайский язык является обязательным, во всех остальных средних и старших школах он остается курсом по выбору [11]. В Индонезии набирает популярность преподавание китайского в частных школах [12].

Китайские эмигранты, проживающие за рубежом, также вкладывают свои средства в развитие университетов на территории КНР, зарубежные китайцы возвращаются на родину для преподавания в ВУЗах, чтения лекций, обмена опытом. Так, например, Сямэньский университет, который входит в 20 лучших университетов Китая, был основан китайским мигрантом Чэнь Цзягэном в 1921 г. В 2016 г. в Куала-Лумпуре был открыт первый кампус китайского вуза на территории Юго-Восточной Азии, им как раз и являлся Сямэньский университет.

Хуацяо активно поддерживают заинтересованность китайской молодежи в обучении за границей, таким образом с каждым годом увеличивая количество выезжающих для обучения за границу китайцев. Политика Пекина зиждется на лозунге: «Поддерживай образование за рубежом, поощряй возвращение, гарантируй свободу международного перемещения». Это связано с тем, что КНР заинтересована в возвращении талантливых и хорошо образованных специалистов обратно на родину с целью осуществления инноваций и предпринимательства.

Помимо китайской диаспоры, играющей важную роль в улучшении сотрудничества в сфере образования между КНР и Юго-Восточной Азией, совместные усилия Китая и АСЕАН в области образования, направленные на достижение плодотворных результатов в данной сфере, осуществляются посредством следующих мероприятий.

1. Неделя сотрудничества АСЕАН и Китая в области образования. Организаторами выступают министерство иностранных дел Китая, министерство образования, а также Народное правительство провинции

Гуйчжоу. Неделя сотрудничества АСЕАН-Китай в сфере образования стартовала в 2008 году. В рамках «Недели образовательного обмена» проводились различные мероприятия, такие как форум ректоров университетов, семинар руководителей образования и летний молодежный лагерь. Было подписано более 130 межвузовских соглашений о сотрудничестве [13].

2. Год образовательного обмена между АСЕАН и Китаем. 2016 г. стал годом образовательного обмена между странами АСЕАН и Китаем. В рамках программы было организовано более 200 мероприятий, благодаря которым в дальнейшем было расширено взаимодействие между АСЕАН и Китаем в сфере образования, а также углублена межнациональная коммуникация и налажен культурный обмен. Например, 17-18 декабря 2016 года Центр АСЕАН-Китай (АСС) провел День культурного обмена АСЕАН-Китай и Новогодний гала-концерт для студентов в Тяньцзиньском университете. В мероприятии, которое было организовано Тяньцзинским университетом и Пекинским университетом языка и культуры приняли участие глава Тяньцзиньского университета, директор отдела образования культуры и туризма Центра Китай-АСЕАН, советник-посланник посольства Мьянмы, и другие сотрудники посольств всех государств-членов АСЕАН в Пекине, а также представители Министерства образования Китая, муниципальных и провинциальных отделов образования и университетов Пекина, Тяньцзиня и Хэбэя. В мероприятии также принимали участие 500 студентов стран АСЕАН и Китая из региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй [14].

3. Программа обмена студентами Китай-АСЕАН. В 2010 году состоялся первый Круглый стол министров образования Китая и АСЕАН в рамках третьей недели сотрудничества в области образования между Китаем и АСЕАН в Гуйяне, столице провинции Гуйчжоу [15]. Член Госсовета Китая Лю Яньдун предложила Китаю и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии своевременно изучить возможность интеграции образования, чтобы обеспечить приток квалифицированных кадров для развития зоны свободной торговли Китай-АСЕАН. В рамках данных обсуждений было заявлено о том, что обе стороны реализуют «Двойной план 100 000», согласно которому планировалось довести количество студентов из Китая в странах АСЕАН и студентов из стран АСЕАН в

Китае до 100 000 соответственно к 2020 г. С 2010 г. по 2015 г. количество студентов из десяти стран АСЕАН, обучающихся в Китае увеличилось с 49 580 до 71 101, что представляет собой среднегодовой рост 7,5% [4].

4. Механизм образования и обучения АСЕАН-Китай. С 2009 г. Китай направил в страны АСЕАН в общей сложности более 1198 учителей китайского языка и 15319 добровольцев, а также предоставил стипендии Института Конфуция 6210 обучающимся. К концу 2015г. Китай открыл 31 класс Конфуция в странах АСЕАН. К 2018г. их количество выросло до 38: 16 в Таиланде, 7 в Индонезии, 4 в Малайзии, 4 на Филиппинах, 2 в Камбодже, а также во Вьетнаме и Сингапуре расположено по 1 институту Конфуция [16].

За последние 20 лет Китай и АСЕАН осуществляли культурные обмены и сотрудничество на различных уровнях, включая встречи на уровне министров, форумы, семинары, культурные и образовательные обмены, фестивали искусств и выставки. Данное сотрудничество заметно улучшило отношения между странами взаимоуважение и понимание культуры друг друга.

Заключение. Учитывая вышеизложенное, было определено, что Китай на данный момент усиленно развивает отношения в сфере образования со странами АСЕАН посредством проведения различных совместных мероприятий, открытия кампусов университетов на территории стран АСЕАН, распространением китайской культуры и созданием институтов Конфуция в государствах АСЕАН, а также планирует и дальше улучшать сотрудничество в области образования и культуры с регионом Юго-Восточной Азии. Как отмечают китайские политики - иностранные студенты из стран Юго-Восточной Азии - это мост и будущее отношений между странами АСЕАН и Китаем. Также ожидается, что в связи с ростом спроса на образование на китайском языке в Юго-Восточной Азии сотрудничество между китайскими и региональными учебными заведениями будет укрепляться. Таким образом, данное исследование может служить основой для более глубокого изучения сотрудничества между странами АСЕАН и КНР, поскольку современное состояние данной проблематики требует пристального научного изучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Pang Z. On China's Soft Power. [Electronic resource]. URL: http://www.siis.org.cn/Sh_Yj_Cms/Mgz/200601/2008724225610L5PS.pdf (date of treatment: 13.05.2022).

2. Yang H. Southeast Asia takes the lead in Chinese-language education [Electronic resource]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/global/2019-09/05/content_37507976.htm (date of treatment: 13.05.2022)/

3. Королев А. С. Помощь Китая Юго-Восточной Азии: основные направления и особенности // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 37. С. 45-61.

4. Муратшина К. Г., Иванова А. Е. Сотрудничество Китая со странами ЮВА в сфере образования как проявление политики «Мягкой силы» и средство решения ключевых внешнеполитических задач // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. №35. С. 58-69.

5. Walker. А. China Seeks More Students from ASEAN Countries. [Electronic resource]. URL: https://www.studyinchina.com.my/web/page/china-seeks-students-from-asean/ (date of treatment: 10.04.2022).

6. Yang. Н. Study of Chinese Language Soars in Southeast Asia. [Electronic resource]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/global/2019-09/05/content_37507976.htm (date of treatment: 10.04.2022).

7. Maulana A. The education relationship development between China and Indonesia as ASEAN member // Edulite: Journal of English Education, Literature and Culture. 2018. Vol.1. Р. 13-24.

8. Jafar. M. Sidik. Indonesia has not become favorite destination for chinese students. [Electronic resource]. URL: https://en.antaranews.com/news/90954/indonesia-has-not-become-favorite-destination-for-chinese-students (date of treatment:12.04.2022).

9. Suryadinata. L. Peranakan Chinese in a Globalizing Southeast Asia. Singapore, 2010. -192 р.

10. Бокщанин А. А. Китай во второй половине XIV-XV вв. (Империя Мин). // История Востока. Т.II, М., 1995. С. 528-546.

11. Pan L. The encyclopedia of the Chinese overseas. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 399 р.

12. Петрова О.Л. Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2017. №35. С. 131-146.

13. De Pablos P.O., M.D. Lytras. The China Information Technology Handbook New York: Springer Science, Business Media, 2009.

14. Mengjiao L. [Electronic resource]. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2016-12/18/c_135923549.htm (date of treatment: 13.05.2022)

15. Masuntisuk R. Chinese Language Teaching in Thailand at the Primary and Secondary Education Levels // Thai World. [Electronic resource]. URL: http://www.thaiworld.org/upload/question/file_827.pdf (date of treatment: 14.04.2022).

16. Schmidt J. D. China's Soft Power Diplomacy in Southeast Asia // The Copenhagen Journal of Asian Studies. 2008. Vol. 26. P. 36.

17. Xu R. China-ASEAN Cooperation: 1991-2011. [Electronic resource]. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2011-11/16/c_131249656_8.htm (date of treatment: 19.04.2022).

18. Xu R. Chinese state councilor proposes integrated education with ASEAN countries. [Electronic resource]. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2010-08/04/c_13429977_2.htm (date of treatment: 19.04.2022).

19. Textor C. Number of Confucius Institutes in Asia as of December 2018, by country. [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/879176/china-confucius-institutes-in-asian-countries/ (date of treatment: 20.04.2022).

REFERENCES

1. Pang Z. On China's Soft Power. [Electronic resource]. URL: http://www.siis.org.cn/Sh_Yj_Cms/Mgz/200601/2008724225610L5PS.pdf (date of treatment: 13.05.2022).

2. Yang H. Southeast Asia takes the lead in Chinese-language education [Electronic resource]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/global/2019-09/05/content_37507976.htm (date of treatment: 13.05.2022).

3. Korolev A. S. Pomoshch Kitaya Yugo-Vostochnoy Azii: osnovnyye napravleniya i osobennosti // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktualnyye problemy razvitiya. 2017. № 37. S. 45-61.

4. Muratshina K. G., Ivanova A. Ye. Sotrudnichestvo Kitaya so stranami YuVA v sfere obrazovaniya kak proyavleniye politiki «Myagkoy sily» i sredstvo resheniya klyuchevykh vneshnepoliticheskikh zadach // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktualnyye problemy razvitiya. 2017. №35. S. 58 -69.

5. Walker. A. China Seeks More Students from ASEAN Countries. [Electronic resource]. URL: https://www.studyinchina.com.my/web/page/china-seeks-students-from-asean/ (date of treatment: 10.04.2022).

6. Yang. N. Study of Chinese Language Soars in Southeast Asia. [Electronic resource]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/global/2019-09/05/content_37507976.htm (date of treatment: 10.04.2022).

7. Maulana A. The education relationship development between China and Indonesia as ASEAN member // Edulite: Journal of English Education, Literature and Culture. 2018. Vol.1. R. 13-24.

8. Jafar. M. Sidik. Indonesia has not become favorite destination for chinese students. [Electronic resource]. URL: https://en.antaranews.com/news/90954/indonesia-has-not-become-favorite-destination-for-chinese-students (date of treatment:12.04.2022).

9. Suryadinata. L. Peranakan Chinese in a Globalizing Southeast Asia. Singapore, 2010. -192 r.

10. Bokshchanin A. A. Kitay vo vtoroy polovine XIV-XV vv. (Imperiya Min). S. 528-546 // Istoriya Vostoka. T.II, M., 1995.

11. Pan L. The encyclopedia of the Chinese overseas. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 399 s.

12. Petrova O.L. Polozheniye kitayskogo menshinstva v Indonezii v svete indoneziysko-kitayskikh otnosheniy. // Yugo-Vostochnaya Aziya: Aktualnyye problemy razvitiya. 2017. №35. S. 131-146.

13. De Pablos P.O., M.D. Lytras. The China Information Technology Handbook New York: Springer Science, Business Media, 2009.

14. Mengjiao L. [Electronic resource]. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2016-12/18/c_135923549.htm (date of treatment: 13.05.2022).

15. Masuntisuk R. Chinese Language Teaching in Thailand at the Primary and Secondary Education Levels // Thai World. [Electronic resource]. URL: http://www.thaiworld.org/upload/question/file_827.pdf (date of treatment: 14.04.2022).

16. Schmidt J. D. China's Soft Power Diplomacy in Southeast Asia // The Copenhagen Journal of Asian Studies. 2008. Vol. 26. P. 36.

17. Xu R. China-ASEAN Cooperation: 1991-2011. [Electronic resource]. - URL: http://www.asean-china-center.org/english/2011-11/16/c_131249656_8.htm (date of treatment: 19.04.2022).

18. Xu R. Chinese state councilor proposes integrated education with ASEAN countries. [Electronic resource]. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2010-08/04/c_13429977_2.htm (date of treatment: 19.04.2022).

19. Textor C. Number of Confucius Institutes in Asia as of December 2018, by country. [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/statistics/879176/china-confucius-institutes-in-asian-countries/ (date of treatment: 20.04.2022).

Сведения об авторах / Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кондрацкая Наталья Вячеславовна - магистрант Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. E-mail: Natashok234@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-8789-9802

Kondratskaya Natalya V. - Higher school of international relations. Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University.

E-mail: Natashok234@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-8789-9802

Статья поступила в редакцию 14.05.2022. Одобрена после рецензирования 25.05.2022. Принята 11.06.2022 Received 14.05.2022. Approved after reviewing 25.05.2022. Accepted 11.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.