Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ"'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / МЯГКАЯ СИЛА / КИТАЙСКАЯ ДИАСПОРА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ХУАЦЯО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Юнхао

В данной статье рассматриваются основные направления внешней политики Китая в Юго-Восточной Азии, а также механизмы использования им инструментов «мягкой силы» для распространения позитивных представлений за рубежом о своей национальной культуре, для достижения экономических соглашений, имеющих целью обеспечение эффективности китайских бизнес-структур, функционирующих в странах отмеченного региона, а также для продвижения программы концептуального развития «Один пояс - один путь». Заметную роль в обеспечении национальных интересов Пекина в азиатском регионе играют китайские диаспоры, представители которых называются хуацяо и всячески способствуют реализации КНР политики «мягкой силы» в отношении государств их проживания: поддерживают создание институтов Конфуция и их развитие, осуществляют организацию культурных мероприятий с национальной китайской спецификой, обеспечивают эффективность деятельности транснациональных китайских компаний и др. Заключается, что благодаря применению инструментов «мягкой силы» на территории стран Юго-Восточной Азии в них создается общественно-политическая среда, в целом благоприятная для достижения интересов Пекина в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF CHINA’S FOREIGN POLICY IN SOUTHEAST ASIA: THE USE OF “SOFT POWER” TOOLS

This article examines the main directions of China’s foreign policy in Southeast Asia, as well as the mechanisms of its use of “soft power” tools to spread positive ideas abroad about its national culture; to achieve economic agreements aimed at ensuring the effectiveness of Chinese business structures operating in the countries of the region, as well as to promote unified development programs “One Belt - One Road”. A significant role in ensuring Beijing’s national interests in the Southeast Asian region is played by Chinese diasporas, whose representatives are called Huaqiao and in every way contribute to the implementation of the PRC’s policy of “soft power” in relation to their states of residence: they support the creation of Confucius institutes and their development, organize cultural events with national Chinese specifics, etc. It is concluded that thanks to the use of “soft power” tools on the territory of Southeast Asian countries, a socio-political environment is being created in them, generally favorable for achieving Beijing’s interests in the region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ "МЯГКОЙ СИЛЫ"»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 62-68. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 5. P. 62-68.

Научная статья УДК 327(510)

https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.9

Основные направления внешней политики Китая в Юго-Восточной Азии: применение инструментов «мягкой силы»

Ван Юнхао

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, 406065267@qq.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные направления внешней политики Китая в Юго-Восточной Азии, а также механизмы использования им инструментов «мягкой силы» для распространения позитивных представлений за рубежом о своей национальной культуре, для достижения экономических соглашений, имеющих целью обеспечение эффективности китайских бизнес-структур, функционирующих в странах отмеченного региона, а также для продвижения программы концептуального развития «Один пояс - один путь». Заметную роль в обеспечении национальных интересов Пекина в азиатском регионе играют китайские диаспоры, представители которых называются хуацяо и всячески способствуют реализации КНР политики «мягкой силы» в отношении государств их проживания: поддерживают создание институтов Конфуция и их развитие, осуществляют организацию культурных мероприятий с национальной китайской спецификой, обеспечивают эффективность деятельности транснациональных китайских компаний и др. Заключается, что благодаря применению инструментов «мягкой силы» на территории стран Юго-Восточной Азии в них создается общественно-политическая среда, в целом благоприятная для достижения интересов Пекина в регионе.

Ключевые слова: Китай, мягкая сила, китайская диаспора, Юго-Восточная Азия, хуацяо, культура Для цитирования: Ван Юнхао. Основные направления внешней политики Китая в Юго-Восточной Азии: применение инструментов «мягкой силы» // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 62-68. https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.9.

Original article

The Main Directions of China's Foreign Policy in Southeast Asia: The Use of "Soft Power" Tools

Wang Yonghao

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, 406065267@qq.com

Abstract. This article examines the main directions of China's foreign policy in Southeast Asia, as well as the mechanisms of its use of "soft power" tools to spread positive ideas abroad about its national culture; to achieve economic agreements aimed at ensuring the effectiveness of Chinese business structures operating in the countries of the region, as well as to promote unified development programs "One Belt - One Road". A significant role in ensuring Beijing's national interests in the Southeast Asian region is played by Chinese diasporas, whose representatives are called Huaqiao and in every way contribute to the implementation of the PRC's policy of "soft power" in relation to their states of residence: they support the creation of Confucius institutes and their development, organize cultural events with national Chinese specifics, etc. It is concluded that thanks to the use of "soft power" tools on the territory of Southeast Asian countries, a socio-political environment is being created in them, generally favorable for achieving Beijing's interests in the region.

Keywords: China, soft power, Chinese diaspora, Southeast Asia, huaqiao, culture For citation: Wang Yonghao (2023) The Main Directions of China's Foreign Policy in Southeast Asia: The Use of "Soft Power" Tools. Society: Politics, Economics, Law. (5), 62-68. Available from: doi:10.24158/pep.2023.5.9. (In Russian).

Мягкая сила Китая в Юго-Восточной Азии. Основоположником понятия «мягкая сила» является американский политолог Дж. Най (Nye, 2004). По мнению О.Г. Леоновой, под данным термином он понимал способность государства достигать желаемых результатов на международном пространстве через убеждение других акторов внешнеполитического взаимодействия, а не через угрозы и принуждение (Леонова, 2018). Концепция «мягкой силы» основана на учете культурных приоритетов, политических ценностей партнеров КНР и выражается в организации мероприятий внешней политики, ориентированной на достижение китайских национальных интересов на международной арене дипломатическим путем. Важным ее элементом являются также экономические

© Ван Юнхао, 2023

ресурсы, которые могут использоваться как аргумент для побуждения субъектов мировой политической сцены к принятию решений в русле приоритетов китайской стороны. «Мягкая сила» страны также может быть усилена международным сотрудничеством, включая участие в миротворческих миссиях, а также программы обучения и оказание помощи дружественным государствам.

Рассматриваемая концепция неоднократно подвергалась сомнению из-за ее ориентированности на западное и, в частности, на американское превосходство, предполагающее первенство и универсализм глобальных норм, таких как экономический либерализм, политический плюрализм (продвижение демократии), определенных Соединенными Штатами и западноевропейскими государствами в качестве основных на мировом геополитическом пространстве. Концепция «мягкой силы» Дж. Ная (Nye, 2004) была продуктом своего времени: созданная сразу после окончания холодной войны, она формировала в международном контексте убеждение в неизбежном превосходстве американской силы и привлекательности политической системы США.

Современные независимые глобальные игроки пытаются модифицировать инструменты, созданные западным миром. КНР является одним из важнейших субъектов, которые, согласно международным рейтингам, основывают свою стратегию развития «мягкой силы» на повышении роли национального образования (через продвижение китайских университетов и развитие институтов Конфуция), туризма в мировом пространстве; участии китайских компаний в процессах глобальной экономики, организации мероприятий поддержки соотечественников в разных странах и др. Китайская сторона сознательно модифицирует концепцию мягкой силы, чтобы минимизировать ее западные коннотации, и превращает ее в свой собственный инструмент «с китайской характеристикой» (Руан Шилуань, 2022). Другими словами, мягкая сила Китая ориентирована на достижение стратегических целей Пекина под руководством коммунистической партии страны.

Инструменты китайской «мягкой силы» обычно используются двумя способами: реактивными и проактивными. Пекин либо активизирует усилия по улучшению имиджа в ответ на внешние кризисы и критику, либо проявляет инициативу по созданию позитивного сообщения с международными партнерами в областях, которые воспринимаются как относительно аполитичные, например, продвижение китайской культуры или создание имиджа КНР как ответственного партнера.

В последние десятилетия отношения между Китаем и странами Юго-Восточной Азии становятся все более тесными. Об этом говорит присутствие китайского министра иностранных дел Цянь Цичэня на XXIV встрече министров иностранных дел АСЕАН в июле 1991 г. В декабре 1997 г. китайский президент Цзян Цзэминь принял участие в первых саммитах «АСЕАН+1» и «АСЕАН+3» в Куала-Лумпуре, Малайзия. Хуан Хун анализирует основные положения его речи, озвученной на этих мероприятиях, лейтмотивом которой стала необходимость установления партнерских отношений КНР со странами Юго-Восточной Азии (Хуан Хун, 2022: 68).

На «Форуме высокого уровня АСЕАН», прошедшем в 2003 г., высокопоставленные официальные лица из Таиланда, Сингапура, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Камбоджи и других стран выразили свое положительное отношение к дипломатии «новых возможностей» Китая в своих выступлениях. В том же году государства Юго-Восточной Азии и Китай впервые1 подписали «Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии»2 и одновременно объявили об установлении «стратегического партнерства во имя мира и процветания» с АСЕАН.

В 2006 г., в ознаменование 15-летия установления партнерства Китая и стран АСЕАН, был проведен грандиозный саммит в Наньнине, который обозначил выход отношений между ними на новый этап. Постепенно укреплялось и взаимное доверие между сторонами.

В настоящее время Китай выступает в роли защитника интересов менее экономически развитых стран. Во время Всемирного экономического форума в Давосе, 28 января 2009 года, премьер-министр Китая Вэнь Цзябао говорил о необходимости создания нового глобального экономического порядка в условиях углубляющегося кризиса на мировых финансовых рынках3.

Важность расширения экономического сотрудничества с соседями отметил и президент КНР Си Цзиньпин4. Следует подчеркнуть, что китайский лидер сделал акцент на публичной дипломатии (Хуан Хун, 2022). Под этим следует понимать действия государства стратегического

1 Индия и Китай присоединились к договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // РИА. Новости. 08.10.2003. URL: https://ria.ru/20031008/445473.html (дата обращения: 30.04.2023).

2 Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Индонезия, 24.02.1976 (с изменениями на 23 июля 2010 года)) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902289313 (дата обращения: 30.04.2023).

3 Вэнь Цзябао взял Давос на себя [Электронный ресурс] // Коммерсант. 29.01.2009. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1109777 (дата обращения: 30.04.2023).

4 Полный текст речи председателя КНР Си Цзиньпина на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума 2022 года [Электронный ресурс] // Russian.china.org. 2022.21.04. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-04/21/content_78179099.htm (дата обращения: 30.04.2023).

характера, которые, формируя положительные социальные установки за рубежом, влияют на реализацию его жизненно важных интересов на мировой арене. Публичная дипломатия как инструмент «мягкой силы» не может быть отождествлена только с PR-кампаниями, поскольку она включает в себя построение долгосрочных и многогранных отношений с другими акторами геополитического пространства. Деятельность по созданию и поддержанию таких отношений укрепилась в китайской культуре и называется «гуаньси».

Соответственно, для ведения публичной дипломатии в Китае служат не только информационные учреждения, например, китайское международное радио или агентство Синьхуа, но и специально созданные структуры для поддержания иностранных контактов, такие как Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными странами. Эта организация, начавшая свою работу в 1954 году, является одной из первых, кто стал заниматься именно публичной дипломатией. Целью ее деятельности является укрепление дружбы между народами, совершенствование сотрудничества, обеспечение мира во всем мире и содействие совместному развитию стран.

Зона свободной торговли АСЕАН, которая была образована по предложению китайского премьер-министра Чжу Жунцзи в 2001 году, предусматривает особые экономические отношения между Китаем и другими странами, среди которых: Бруней, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам. Создание такой зоны привело к динамизации существующего торгового оборота между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Так, в 2021 г. объем взаимного торгового оборота между ними составил 155,81 млрд долл. США (Хуан Хун, 2022).

В настоящее время основными торговыми партнерами Пекина в регионе Юго-Восточной Азии являются Малайзия и Сингапур. Огромное влияние Китая также отмечается в Индонезии, Таиланде, Малайзии, Филиппинах и Камбодже, где представлено большое количество предприятий, принадлежащих представителям китайской диаспоры.

Также стоит отметить, что Китай инвестирует крупные суммы в развитие объектов местной инфраструктуры, создание транспортных и логистических систем и другие стратегические сектора с точки зрения интересов государств Юго-Восточной Азии (например, развитие металлургии или энергетики, создание крупных банковских организаций). Знаковым в этом отношении является заявление, сделанное во время экономической конференции в Боао Фрум на острове Хайнань, 18 апреля 2009 г., премьер-министром Китая Вэнь Цзябао. Он сообщил, что Китай выделит 10 млрд долл. на усилия по продвижению инфраструктурных проектов в Юго-Восточной Азии1.

В 2008 г. Китай начал строительство линии передачи нефти и газа, ведущей из порта Кьяукфью из района Бенгальского залива через Бирму в Южный Китай. Трубопровод пересекает Куньмин (Юньнань), Гуйчжоу и далее идет в Чунцин. Стоит отметить, что проект предусматривает дополнительно строительство железной дороги и модернизацию порта Кяукфью.

В октябре 2013 г., когда генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин посетил Индонезию, он предложил стратегическую концепцию совместного строительства Морского шелкового пути со странами АСЕАН2.

С другой стороны, на XVI съезде Коммунистической партии Китая в 2002 г. генеральный секретарь партии и председатель КНР, Цзян Цзэминь, говорил о том, что каждая страна должна иметь право самостоятельно разрабатывать стратегию развития, ведь государства представляют разные политические системы и разные пути развития3. Уважая право других стран делать выбор без иностранного вмешательства, китайское правительство делает упор на поиск общих точек взаимопонимания.

Аналогичную точку представлял Ху Цзиньтао, которую он озвучил во время XVII съезда КПК в 2007 г., когда обозначил важный принцип китайской политики, согласно которому все страны, независимо от размера, силы или богатства, равны. Он подчеркнул, что Китай уважает право других государств самостоятельно выбирать свой собственный путь развития, стоя на позиции невмешательства в чужие внутренние дела4.

Можно сделать выводы о том, что китайское правительство пытается создать привлекательную модель сотрудничества между государствами, подчеркивая принцип невмешательства во внутренние дела любой страны и политику равного обращения со всеми участниками международной сферы независимо от потенциала и природных ресурсов, которыми они располагают.

1 Китай выделит 10 миллиардов долларов на сотрудничество с АСЕАН [Электронный ресурс] // Tengrinews. URL: https://tengrinews.kz/unsort/kitay-vyidelit-10-milliardov-dollarov-sotrudnichestvo-asean-8869/ (дата обращения: 30.04.2023).

2 Председатель КНР Си Цзиньпин об инициативе «Пояс и путь» [Электронный ресурс] // Russian.china.org. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/12/content_40799145.htm (дата обращения: 30.04.2023).

3 Доклад Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК [Электронный ресурс] // Russian.china.org. URL: http://russian.china.org.cn/russian/50838.htm (дата обращения: 30.04.2023).

4 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК (полный текст) [Электронный ресурс] // Russian.china.org. URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (дата обращения: 30.04.2023).

По данной причине Китай определяет важность азиатских ценностей, идей, которые были четко сформулированы премьер-министром Малайзии Махатхиром бин Мохаммадом 21 мая 1996 г. во время XXIX Международного заседания Экономического совета Тихоокеанского бассейна, проходившего в Вашингтоне, округ Колумбия. В своей речи под названием «Дебаты об азиатских ценностях» он указал на отличие западного мира от традиций, преобладающих в азиатских странах1. Следовательно, в настоящее время азиатские ценности становятся основой региональной идентичности стран Юго-Восточной Азии.

Такой же точки зрения придерживаются и хуацяо, проживающие в Таиланде, Малайзии, Филиппинах и других странах. Многие из них являются государственными чиновниками, членами конгресса (например, китайские бизнесмены в Таиланде и Малайзии) или советниками правительства по вопросам политики (например, китайские бизнесмены в Индонезии и Камбодже), и они имеют различное влияние на принятие решений местным правительством.

Роль и методы китайских диаспор в укреплении мягкой силы Китая. Диаспора - это совокупность людей единого национального происхождения, живущая за пределами своей родины, и сохраняющая этническую идентичность, самоидентификацию и культурные связи со страной происхождения (Осепян, 2013: 70).

Китайская диаспора (или хуацяо) является одной из самых многочисленных в мире и насчитывает около 50 млн человек, проживающих в разных странах (Гришина, 2017: 93), но преимущественно в странах Юго-Восточной Азии. Самый большой процент представителей данной диаспоры фиксируется в Сингапуре (76,8 %), Малайзии (23,7 %), Брунее (11,2 %), Таиланде (14 %) (Хуан Хун, 2022). В остальных государствах Юго-Восточной Азии эта цифра колеблется от 1,5 до 3 % (Хуан Хун, 2022).

Перед Второй мировой войной большинство китайцев в Юго-Восточной Азии отождествляли себя с Китаем и поддерживали тесные политические, экономические и культурные связи со своей родиной, а их участие в местной политике и влияние на экономику были относительно ограниченным. После Второй мировой войны страны Юго-Восточной Азии одна за другой приобрели независимость. Поскольку более 90 % китайцев стали гражданами стран проживания, их политическая идентичность коренным образом изменилась. В целом, в настоящее время среди стран Юго-Восточной Азии социально-политический статус китайцев в Сингапуре, Таиланде, на Филиппинах и в Малайзии относительно высок. Например, при создании и развитии особых экономических зон Китая в той или иной степени учитывались политические предложения хуацяо.

Несмотря на то, что в настоящее время представители хуацяо имеют гражданство страны проживания, они по-прежнему поддерживают очень прочные связи с Китаем, что проявляется в использовании влияния КНР для продвижения культурных, экономических и политических интересов китайского государства в Юго-Восточной Азии.

Инструменты китайской политики относятся к трем областям воздействия: 1) культурной (повышение культурной привлекательности); 2) политической (публичная дипломатия) и 3) экономической (формирование позитивного имиджа китайской экономики и продвижение повествования об экономических преимуществах сотрудничества с КНР).

Диаспора может играть важную роль в продвижении китайской культуры и языка в других странах. С этой целью с 2004 г. в разных странах создаются институты Конфуция, которые занимаются распространением элементов китайской культуры и устанавливают партнерские отношения со многими высшими учебными заведениями. К концу 2022 г. в мире было создано 487 институтов и 814 классов, где прошли обучение более 13 млн студентов различного профиля (Руан Ши-луань, 2022: 12). Их деятельность контролируется канцелярией Международного совета китайского языка (Ханьбань). В ее полномочия входит разработка международных стандартов преподавания китайского языка, создание соответствующих учебников, подготовка квалифицированных кадров.

Если говорить о странах Юго-Восточной Азии, то в настоящее время существует 60 институтов Конфуция на Филиппинах, во Вьетнаме и Таиланде (Руан Шилуань, 2022: 12). Например, 12 августа 2009 г. такая образовательная структура была основана при Королевской академии Камбоджи и теперь она играет заметную роль в продвижении китайской инициативы «Один пояс, один путь» (Бояркина, 2021). Большой интерес к изучению китайского языка проявляют водители такси и продавцы туристических сувениров. По состоянию на 19 января 2018 г., в институте Конфуция в Камбодже обучалось более 10 000 студентов (Руан Шилуань, 2022).

Кроме того, китайская сторона продолжает проводить мастер-классы и научные конференции по управлению этими образовательными структурами, организуются дискуссии о перспективах их развития. Например, первая конференция Конфуция состоялась в Пекине в июле 2006 г., в ее работе приняли активное участие представители 38 стран, в том числе Юго-Восточной Азии.

1 Мохамад М. От имени своего народа : сборник речей. М., 1998. 279 с.

Также стоит отметить, что всего было проведено в общей сложности 12 всемирных конференций Конфуция (Хуан Жунбинь, 2022).

В то же время растет количество студентов из Юго-Восточной Азии, обучающихся в высших учебных заведениях Китая по различным направлениям: западная медицина, инженерия, менеджмент, экономика и др. Так, в 2021 г. их количество превысило 70 000 человек (Хуан Хун, 2022). Правительство реализует определенные государственные меры поддержки для обеспечения образовательных стремлений иностранных студентов: предоставление различных стипендий и грантов, спонсируемый контент в местных средствах массовой информации (в том числе в социальных сетях), а также предоставление общежитий.

Другим важным направлением сотрудничества Пекина и китайской диаспоры является привлечение инвестиций в производство китайских товаров и услуг. Представители хуацяо образуют множество коммерческих предприятий, которые объединяются в «бамбуковую сеть» этнических китайских предпринимателей, инвесторов и финансистов, в результате чего их предприятия постепенно стали доминировать в экономике таких стран Юго-Восточной Азии, как Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Гонконг (Оганисян, 2017). Согласно статистике, опубликованной Агентством новостей Китая, среди 1 000 крупнейших китайских предприятий в Азии, зарегистрированных на бирже, на Тайвань приходится 46 %, на Сингапур - 12 %, на Малайзию и Таиланд -6 % на Гонконг - 3,8 %, на Филиппины - 1,4 % (Хуан Хун, 2022).

«Бамбуковая сеть» китайских предприятий призвана символизировать ценность положений китайской философии конфуцианства, в рамках которых семья признается существенной единицей управления коммерческим предприятием. Крупные сделки совершаются на основе консенсуса и взаимного доверия сотрудников. Лояльность, гибкость и быстрота принятия решений предстают в качестве необходимых составляющих семейного бизнеса.

Транснациональные китайские корпорации в своей деятельности за рубежом часто используют услуги посредников, знающих специфику деловой среды конкретной страны. Представители китайской диаспоры хорошо справляются с этой ролью: они имеют соответствующие навыки и подходящий уровень образования, знают особенности иностранной культуры. Все это помогает заключать выгодные экономические соглашения и внедрять эффективные информационные технологии в производство и логистику.

Следует сказать также о том, что продукты кинематографа, телевидения и музыкальной индустрии являются мощными способами осуществления культурной дипломатии и формирования имиджа Китая в мире. В странах Юго-Восточной Азии на каждом традиционном фестивале, например, Праздник середины осени или Праздник драконьих лодок, представители китайской диаспоры проводят серию культурных мероприятий, таких как танец льва или оперное пение, а также активно приглашают местные этнические группы для участия в них, чтобы они могли соприкоснуться с китайской традиционной культурой. Кроме того, время от времени организуются церемонии по поклонению предкам или благотворительные акции. Например, в Малайзии с 1984 г. китайские организации ежегодно проводят Фестиваль китайской культуры, в рамках которого реализуются тематические дискуссии, лекции, танцы и др.

В результате подобной деятельности представителей китайской диаспоры многие традиционные обычаи Поднебесной становятся важной и неотъемлемой частью культуры национальных меньшинств, проживающих на территории Юго-Восточной Азии. Например, Праздник весны стал официальным во многих странах Юго-Восточной Азии, а книги на китайском языке активно востребованы в Сингапуре и Малайзии.

В последние годы большое количество китайских фильмов и сериалов транслируется на местных телеканалах в странах Юго-Восточной Азии, причем принимается населением с теплотой. В 1992 г. национальное телевидение Вьетнама транслировало такие китайские сериалы, как «Тоска», «Путешествие на Запад», «Тан Минхуан», «Пекинцы в Нью-Йорке», «Держаться за руки», «Запас воды», «Династия Юнчжэн». А фильм «Нирвана в огне» одновременно транслировался в Китае, Таиланде и Сингапуре.

Музыкальные исполнители, такие как Phoenix Legend и TFBOYS, также очень популярны во Вьетнаме.

В то же время китайскоязычные СМИ в некоторых странах Юго-Восточной Азии выпускают издания и программы на темы, связанные с китайской культурой.

Наконец, можно отметить активное участие хуацяо в общественной деятельности. Например, Тонг Ган, филантроп, известный как «король помощи при стихийных бедствиях», также является директором Филиппино-китайской ассоциации взаимопонимания и дружбы. Он не только с энтузиазмом относится к благотворительным мероприятиям в стране, но и уделяет пристальное внимание развитию дружеских отношений между народами. Когда китайские рыбаки были аресто-

ваны филиппинскими военными за ловлю рыбу, Тонг Ган не только публиковал статьи, сообщающие о сборе пожертвований в местных газетах, но и заручился сочувствием в этом вопросе со стороны местного населения, в результате чего он собрал 1,35 млн филиппинских долларов для пожертвования семьям арестованных рыбаков. Можно сказать, что хуацяо и филиппинцы из всех слоев общества приложили максимум усилий для скорейшего освобождения задержанных.

Данные мероприятия получают поддержку в соответствии с проектом «Один пояс - один путь». На конец 2021 г. страна подписала межправительственные соглашения о сотрудничестве с более чем 60 странами, а также реализовала около 800 проектов культурного обмена (Руан Шилуань, 2022).

Подводя итоги, резюмируем. «Мягкая сила» является важным инструментом внешнеполитической деятельности государства, которое позиционирует себя великой державой или стремится ею стать. Поэтому неудивительно, что китайское правительство разработало ряд положений применения «мягкой силы» с целью формирования среды, благоприятной для достижения интересов Пекина за пределами страны как на уровне принятия решений, так и на уровне их популяризации для широкой общественности. Среди них: продвижение китайского языка, финансовая поддержка государств, находящихся в экономическом кризисе, трансляция китайских сериалов и фильмов на местных телеканалах и др. Китайская культура становится объединяющим фактором для местного населения, проживающего на территории государств Юго-Восточной Азии, а также представителей китайской диаспоры. Различные иные механизмы сотрудничества, инициированные АСЕАН, такие как «АСЕАН+3», «Региональный форум АСЕАН», «Саммит "Азия - Европа"», «Саммит Восточной Азии», были поддержаны Китаем.

Список источников:

Бояркина А.В. Место и роль институтов Конфуция в популяризации и продвижении в странах мира концепции «Сообщества единой судьбы человечества» // Известия Восточного института. 2021. № 4 (52). С. 14-27. https://doi.org/10.24866/2542-1611 /2021 -4/14-27.

Гришина А.Е. Мировая китайская диаспора (на примере китайских мигрантов в Северной Америке) // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. № 9. С. 92-97.

Леонова О.Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 101-114.

Оганисян А.Ю. Роль хуацяо в политической и экономической жизни стран Юго-Восточной Азии // Регион и мир. 2017. Т. VIII, № 1. С. 96-100.

Осепян А.К. Концепты и характеристики диаспоры в классическом и современном виде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156). С. 68-76.

^ЩЯо 2022. Ж10-20Д„ = Руан Шилуань. Исследование инструментов

«мягкой силы» Китая в Юго-Восточной Азии // Университет национальностей Гуанси. 2022. № 4. С. 10-20. (на кит. яз.)

ЙЖЙ„ 2022. 1Ц„ Ж191-206Д„ = Хуан Жунбинь. Сравнение китайской и

американской «мягкой силы» в Юго-Восточной Азии // Китайское общество развивающихся экономик. 2022. № 1. С. 191206. (на кит. яз.)

йй 2022. 2Ц0 Ж65-71Д„ = Хуан Хун. Инструменты политики «мягкой

силы» Китая в странах Юго-Восточной Азии // Публичная дипломатия. 2022. № 2. С. 65-71. (на кит. яз.)

Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N. Y., 2004. 192 p.

References:

Boyarkina, A. V. (2021) The Place and Role of Confucius Institutesin Popularization and Promotionof of Shared

Future for Mankind in the World". Oriental Institute Journal. (4 (52)), 14-27. Available from: doi:10.24866/2542-1611/2021-4/14-27. (In Russian).

Grishina, A. E. (2017) The World Chinese Diaspora (Chinese Migrants in North America). Aktual'nye problemy sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij. (9), 92-97. (In Russian).

Hovhannisyan, A. Yu. (2017) The Role of Huaqiao in the Political and Economic Life of the States of Southeast Asia. Region i mir. VIII (1), 96-100. (In Russian).

Huang Rongbing (2022). [Comparison of Chinese and American "Soft Power" in Southeast Asia]. [Chinese Society of Developing Economies]. (1), 191-206. (in Chinese)

Hun Hun (2022). [Instruments of China's "Soft Power" Policy in the Countries of Southeast Asia]. [Public Diplomacy]. (2), 65-71. (in Chinese)

Leonova, O. G. (2018) Josef Nye and "Soft Power": an Attempt to Read It Again. Social'no-gumanitarnye znanija. (1), 101-114. (In Russian).

Nye, J. S. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York. 192 p.

Osepyan, A. K. (2013) Concepts and Characteristics of Diaspora in Classic and Modern Form. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (7 (156)), 68-76. (In Russian).

Ruan Shiluan (2022). [A Study of China's "Soft Power" Tools in Southeast Asia]. [Guangxi University of Nationalities]. (4), 10-20. (in Chinese)

Информация об авторе Ван Юнхао - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the author Wang Yonghao - PhD Student, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.