ДЕБЮТНЫЕ РАБОТЫ
Николаев Николай*
СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И ИСЛАНДИИ В АРКТИКЕ CHINA AND ICELAND COOPERATION IN THEARCTIC
Значимость Арктики как энергетического «нового Ближнего Востока» растет с каждым годом. В связи с этим растет иинтерес неарктических стран к еще не освоенным и освоенным запасам минерального сырья. Не исключение и в этом Китай. Посколькуона нуждается в альтернативных энергоресурсах из политически стабильных регионов, как Арктика и в будущем диверсифицировать импорт нефти и природного газа. Исландия арктическая страна, располагающая представительными запасами энергоресурсов. Для Исландии китайско-исландское взаимодействие это прежде всего выход её экспортарыбной продукции и энергоресурсов на рынок стран Восточной Азии.
Ключевые слова: Исландия, Китай, партнерство, энергоресурсы, континентальные шельфы, Арктика, ЕС, Арктический Совет, Арктический круг, экономика и энергетика
The significance of the Arctic as an energy "a new Middle East" grows every year. In connection with this growing interest and non-arctic countries to have not yet mastered and developed reserves of mineral raw materials. No exception in this China. Because it needs alternative energy resources from politically stable regions such as the Arctic and in the future to diversify its imports of oil and natural gas. China needs alternative energy from politically stable regions such as the Arctic. Iceland's own output exports to East Asia market. Iceland is arctic country with a representative energy reserves. For Iceland icelandic-chinese interaction is primarily the output of its exports of fishery products and energy market of East Asia.
Keywords: Iceland, China, partnership,energy resources, Arctic, continental shelves, EU, Arctic Council, Arctic circle, economic and energy.
Интерес неарктических стран к рассматриваемому региону формируется вокруг ухудшения ситуации в конъюнктуре мирового сырьевого рынка. Арктика, это, прежде всего значительные запасыминеральных и биологических ресурсов, представляющих особый интерес для мира.
*Николай Анатольевич Николаев, магистрант направления «Арктическое региноноведение» Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected].
Nikolay Nikolaev — MA Student in Arctic Studies, Institute of Foreign Philology And Regional Studies, M.K.Ammosov North-Eastern Federal University.
Устоявшееся веками международное положение в Арктике меняет процесс глобального потепления. Это приводит к таянию ледниковили же ведет к образованию плавающих ледников в Северном Ледовитом океане. Освободившиеся ото льда пространства Арктики, открывают ранее неизвестные запасы минеральных ресурсов. Их освоениеприводит к стремлению поделитьшельфовые пространства, а значит и ресурсы Арктики.
По морскому праву зоны внетерриториальных водарктических государств являются международными. Но Россия, Канада, Норвегия и Дания стремятся добиться признания их прав на шельфы вне 200 мильной морской зоны. Поэтому возникает вопрос их распределения между арктическими и неарктическими игроками. Некоторые арктические страны уже подали заявку на разрешение получить территории за секторальными зонами в комитет по границам континентальных шельфов Организации Объединенных Наций. В 2001 г. заявление на признание российскими хребтов Ломоносова и Менделеева подала и Россия. На эти континентальные шельфы также претендует Канада.
Существуют риски возникновения различной степени противоречий на почве с активизировавшимся освоением и обнаружением на ранее неизвестных территориях запасов сырья. Проблема осложняется также тем, что в регионе отсутствует четко очерченные и оговоренные со всеми странами границы и контуры международно-правовой базы (как примеру из Договора об Антарктиде 1959 г.). Это дает арктическим странам возможность односторонне выдвигать пересмотр своих секторальных границ. Отсутствуют и правовые основы урегулирования возможных противоречий. Некоторые специалисты-регионоведы указывают на неизбежность военного конфликта в арктическом регионе. На арктических территориях все более активизируются военные учения с привлечением военно-морских, военно-воздушных и сухопутных сил. В 2015 г. в арктических военных учениях приняли участие союзные России по Договору коллективной безопасности Таджикистан и Белоруссия. При всей исторической традиции, решать возникающие вопросы мирным путем, арктические страны не исключают и военное решение существующих вопросов в Арктике.
Решение территориальных (шельфовых) вопросов Арктики может в дальнейшем вызвать и другую проблему. Это вопросы географии будущего распределения (экспорта) добываемых в регионе ресурсов из арктических стран (имеющих прямой доступ и обладающие суверенными правами на разработку этих запасов сырья в своих территориях) в другие регионы, страны и районы земного шара.
В регионе действуют достаточно представительный международныйфорум диалога - Арктический Совет. Данная структура на региональном уровне регулирует проблемы Арктики и способствует их решению. Существенным недостатком можно считать слабый функциональный инструментарий регулирования отношения арктических стран, так и неарктических стран.
Международно-правовой статус Арктики можно сказать находится в переходном периоде. Под переходным периодом мы понимаем изменение традиционных подходов к более односторонним с элементами коллективного согласия. Главным источником изменения подходов к Арктике является влияние глобального потепления на ускорение таяния ледников и как следствие высвобождения новых морских пространств Северного Ледовитого океана и энергетических ресурсов. Помимо арктических стран на процесс изменения конфигурации Арктики принимают участие и неарктические страны. Поэтомуарктический регион достаточно чувствителен на влияние внешних факторов, исходящих из других регионов мира и несовпадающих внешнеполитических интересов, прежде у США, Канады и России. Неарктические страны уже стали формировать свою арктическую политику. Они пытаются вклиниться в региональные площадки для расширенного диалога с арктическими странами чтобы закрепить свои позиции в Арктике.
Неарктические государства стали выступать за открытость региона.С точки зрения энергетической геополитически это достаточно удобный момент для промышленных и финансово-экономических «гигантов» Азиатско-Тихоокеанского региона как Китай стать частью Арктического диалога. Политическое присутствие Китая имеет весьма глубокую историю. С 1920 г. страна является участником Шпицбергенского трактата, и имеет одинаковые права на ограниченную сферу деятельности на территории архипелага.
Общеизвестная зависимость Китая от импортируемых энергоносителей, объясняет их заинтересованность в арктических запасах сырья. Сохранение высоких темпов экономического роста и интенсивного промышленного производства требует постоянного поиска стабильногоимпорта энергоносителей. Страны Ближнего Востока являются основными поставщиками энергоносителей в Китай, но сам регион, как известно, является достаточно нестабильным в политико-военном контексте. Это сильно влияет на уровень стабильности поставок энергоносителей из стран Ближнего Востока в Китай. По мнению китайских экспертов, с точки зрения энергетики Арктика в будущем станет «Новым Ближним Востоком». Китай также может предпочти импортировать энергоресурсы из Арктики, а также осуществить диверсификацию импорта энергоресурсов (12).
Вопрос обеспечения энергетической безопасности для Китая задача, вытекающая из вполне объективных причин и потребностей внутри страны. Поскольку уже к 2003 г. Китай занял второе после США место по объему импорта энергоресурсов. Интенсивное развитие экономики страны и её стимулирования после кризиса 2008 г. и других явлений, потребовало поиска новых выгодных путей обеспечения энергетической безопасности Китая. Более качественную сторону энергетической ситуации Китая показывает статистика. Так, согласно ежегодному подсчету Международного энергетического агентства по состоянию к маю 2015 г., несмотря на то, что Китай в 2010 г.
замедлил показатели спроса на нефтепродукты, совокупный мировой показатель выводит китайский импорт нефтепродуктов на первый пункт (3) (табл. 1).
Таблица 1
Представлена совокупная доля импорта нефти крупными мировыми потребителями
Согласно ежегодному докладу Международного энергетического агентства, в Китае основным потребляемым энергоресурсом остается уголь (66%). Вторым по величине энергоресурсом является импортируемые нефтепродукты (20%) (табл. 2).
Таблица 2
Процентный показатель потребляемых энергоресурсов в Китае на состояние 2014 г. (3)
Потребление энергоресурсов в Китае
1% ,1%
5%
8% ■ уголь
■ нефть
гидроэнергия
20%
■ природный газ
■ ядерная энергия
другое
Масштабная эксплуатация углей в качестве энергоресурсов достаточно дорогостоящая, неэкономная с точки зрения ограниченности имеющихся запасов в самом Китае и экологически небезопасная.
По мере развития экологическойкомпетенции стран в международных отношениях, критическая ситуация в экологии окружающей среды как фактор заставляет Китай все более и более вести себя ответственно перед своим населением и соседями. Прежде всего,из-за последствийэкстенсивной угледобычи принимающих масштабные формы загрязнения окружающей среды региона, в частности воздушного пространства, ухудшения состояния здоровья, воздуха и т.д.
По информации Facts Global Energy, правительство КНР намерено провести переориентацию от масштабной эксплуатации угольных месторождений (из-за сильных выбросов вредных веществ) (5) к более экологически безопасным и энергосберегающим формам эксплуатации энергоносителей. Предпочтение отдается природному газу. По утверждению китайского правительства, к 2020 г. страна собирается сократить показатель потребления угля с 10% до 8%. Предпочтениеделается в пользу экологически безопасного природного газа (2).
Достигнутые стратегические соглашения между Россией и Китаем по масштабным поставкам природного газа через восточносибирский трубопровод «Сила Сибири» (которая должна быть введена в рабочий режим к 2020 г.), создает впечатление вполне достижимыхрасчетов китайского руководства. Но и этого недостаточно для того чтобы держать на стабильном уровне китайскую экономику, набирающего новые масштабы роста.
Политика в сфере энергоресурсов и экономика страны, очень взаимозависимые составляющие в государственной жизни Китая. Поэтому недостаток минеральных энергоресурсов и зависимость от них достаточно сильно влияет не только на экономическую стабильность (безопасность), но и на внутреннююситуацию, а значит безопасность Китая. Данная ситуация вынуждает руководителей КНР вести более активную политику в вопросах, связанных с энергоресурсами. Не исключение и арктические ресурсы.
Арктический регион и в частности Исландия привлекательны для Китая и по другим немаловажным моментам.Прежде всего, тем, что арктическийрегион, представ-ленпо большей части, европейскими странами, у которых более стабильная политическая конъюнктура, чем у стран-импортеров из Ближнего Востока. Во-вторых, это тем, что арктические страны,такие как Норвегия и Исландия (не вступившие в ЕС) с небольшой экономикой, ориентированы на установление более выгодных внешнеэкономических связей с остальным миром и прежде всего с ведущими экономиками. В-третьих, в особенности Норвегия и Исландия заинтересованы в крупных иностранных инвестициях в свои экономические отрасли, разведку и разработку неизученных углеводородных месторождений, а также в сотрудничестве в логистических проектах через Северный Ледовитый океан и дальнейшего расширения морских коммуникаций с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Обе страны со скандинавской моделью экономики, сравнительно небольшим населением, члены Североатлантического договора и сильно зависят от рыбной промышленности.
По прогнозам экспертов U.S. Geological Survey, в совокупности в 33 районах Арктики залегает около 1,669 трлн кубических футов газа, что составляет примерно 30% мирового запаса природного газа. В соотношении углеводородных ресурсов Арктики превалируют запасы газа (78 %) (9). Исландия хотя и располагает малым процентом из арктического запаса природного газа, но её континентальные шельфы со значительными минеральными запасами привлекает интерес неарктических стран. Правительство Исландии объявило, что принимает заявки совместную разведку и разработку двух шельфовых месторождений газа и нефти - Дреке (юг микроконтинента Ян-Майен) и Гаммуре (север о. Исландия). Ранее возникавшее территориальное противоречиемеж-ду Исландией и Норвегией по поводу принадлежности континентальных шельфов Ян-Майена был разрешен решением Международного арбитражного суда ООН (28 мая 1980 г.). Согласно этому решению были четко определены 200-мильные экономические зоны и государственные границы обеих стран. Стоит, отметить, что недавно также были достигнуты дополнительные к ней соглашения между обеими странами, которые регулируют нормативно-правовую базу разработки вышеуказанных месторождений нефти и газа (в особенности на южных исландских территориях микроконтинента Ян-Майен) (6).
Формально для Исландии приоритетами выступают защита окружающей среды и северных морей, поддержка приполярных научных исследований и международного сотрудничества. Исландия подтверждает готовность принять участие в составлении карт морских зон Арктики, где ожидается усиление борьбы за природные ресурсы, для планирования согласованных действий в чрезвычайных ситуациях (1).
Дипломатические отношения между Китаем и Исландией были установлены в порядке политической солидарности началу широкого взаимодействия Запада и США с Китаем в 1971 г. КНР располагает в Исландии самым большим посольством, что по мнению российских экспертов подразумевает повышенный интерес Китая к этой стране и её ресурсам(1).
С 2007 г. китайско-исландские отношения постепенно начинают развиваться.А летом 2009 г. Исландия подает заявление на вступление в Европейский Союз. Однако начавшиеся переговоры (2010) вывели сильные противоречия позиций Еврокомиссии и исландского правительства. Руководство ЕС выдвинуло жесткие социально-экономические и политические требования к стране-кандидату. Достаточно проблематичным стали требования к рыболовным стандартам ЕС, которые практически должны были ограничить возможности этой основной отрасли в экономике Исландии. Это и ста-нетпричиной отзыва 13 марта 2014 г. заявления на вступление страны в Евросоюз. На фоне дистанциирования Исландии от Евросоюза, интенсивными темпами развиваются китайско-исландские взаимоотношения на высшем уровне.
Тем не менее стоит отметить, что вопрос об отказе вступления в ЕС окончатель-ноне решен. Как говорится, из сообщения Министерства иностранных дел вопрос об евроинтеграции находится на следующих переговорных позициях (10):
A. Статус переговоров о вступлении между Исландией и ЕС;
B. Правовые и институциональные изменения в ЕС;
C. Ситуация и перспективы для экономики страны в случае вхождения в ЕС.
Возможно Исландия использует китайскую «карту» для давления на ЕС по вопросу уступок к Рейкьявику. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. По крайней мере Рейкьявикустало ясно, что их страна упустила возможность стать одним из двигателей проектируемого арктического измерения Европейского Союза. Фактически такую роль в ЕС уже заняла Дания. Попытки руководства министерства иностранных дел Дании закрепить формат пятистороннего регионального диалога в Арктике без Исландии, вызвали ответные меры исландского правительства.
Это еще больше подтолкнёт Исландию на диалог с неарктическими странами. Так, президента страны Оулавюр Гримссон, станет более активно очерчивать арктический внешнеполитический курс Исландии. Её можно определить следующими направлениями: Во-первых, Рейкьявик стал позиционировать себя путем образования альтернативных региональных площадок международного взаимодействия и диалога в Арктике в противовес той же датской инициативе и даже самому Арктическому Совету. Во-вторых, Исландия, ориентируется на широкое открытое взаимодействие с неарктическими странами, в особенности, с экономически быстроразвивающимся Китаем реализуя свои долгосрочные национальные интересы. В правительстве страны делают ставку на то, что Китай и другие, неарктические страны официально позиционируют свою политику в регионе на учете интересов арктических партнеров. В-третьих, правительство Исландии осознает, что для экономики страны необходимы крупные инвестиционные и финансовые вливания на весьма неоднородную исландскую эконо-микуи в освоении шельфовых минеральных месторождений.В-четвертых, Рейкьявик стремиться к расширению полярных морских коммуникаций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сотрудничество в этой области имеет долгосрочную основу предполагающую развитие морской инфраструктуры Северного морского пути. Это предполагает комплексное взаимодействие в области науки, полярной навигации, выработке специальных технологий (функционирующих резких климатических условиях) и др. Активная инициатива со стороны Исландии в этом вопросе позволит ей занять свою нишу в таком стратегическом важном логистическом проекте, прежде всего повысит значимость Северо-Восточного прохода. В худшем случае порты Исландии могли бы стать центрами перевалочных пунктов из развивающегося АТР в СевероАтлантический регион (11).
Большую заинтересованность к этим региональным политическим инициативам Исландии проявляет Китай. Она чувствительно относится к интересам Исландии и условиям её сотрудничества. Действенными и наиболее эффективными инструментами влияния Китаяна регион выступают торговые, финансовые средства и инвестиции.
20 апреля 2012 г. по результатам двухсторонних переговоров между премьер-министром Йоханном Сигурдардоттир и председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао были достигнуты соглашения и договоренности по направлениям двухстороннего со-
трудничества в Арктике(12). Наибольший интерес представляют Меморандум о взаимопонимании и сотрудничеству в области морских и полярных исследований и технологий; Меморандум о взаимопонимании по геотермальной и геонаучной кооперации.
Развитие отношениях Исландии и Китая началось с активизацией двухсторонних научных связей. Такой подход в развитии двусторонних отношений позволил представить их партнерство прежде всего, как научный, ане политический (геополитический) характер. Это позволило двум странам проецировать партнерство на более глобальный контекст проблем в Арктике.
После достигнутых в апреле 2012 г. соглашений Исландия официально присоединяется к китайской научной полярной экспедиции на ледоколе Сэюлун (Ш~Ш). Совместные научные исследования возможность диалога по Арктике. Исландия не располагает своими ледокольными кораблями и финансовыми возможностями для таких географически масштабных научных изысканий. Эта 5-я по счету китайская арктическая экспедиция (2012) двинулась через Северный морской путь на Исландию. После прибытия экспедиции в Рейкьявик была проведена встреча официальных лиц государства с китайскими полярниками. Она была символична в том плане, что показывала возможность реализации широких морских коммуникаций через Северный Ледовитый океан. В политическом ключе это событие ознаменовало собой новый этап в китайско-исландских отношениях.
Совместное научное сотрудничество обеих стран получило новый формат. 15 декабря 2013 г. создается Китайско-североевропейский арктический исследовательский центр в Шанхае. Участие Исландии регулировалось достигнутыми меморандумами научного сотрудничества.
Сближение интересов Исландии и Китая через совместные научные исследова-нияпозволили ускорить темпы политического сближения. В том же 15 апреля 2013 г. впервые в истории Европы подписывается Соглашение о свободной торговле. Функционирование данного соглашения обеспечивает совместная Исландско-Арктическая торгово-промышленная палата.
В октябре 2013 г. президент Оулавюр Гримссон откроет в Вашингтоне международно-политический Форум «АгсИсС1гс1е»(«Арктический круг») (11). Контекст формата «Арктического круга» заключается в обоюдном и равноправном взаимодействии в Арктике всеми заинтересованными странами мира. Поэтому это событие имело большое влияние на международную политику Арктики. Поскольку создавались условия для широкого равноправного взаимодействия и сотрудничества в Арктике с неарктическими странами как Китай, Сингапур, Индия, Япония и Южная Корея. Напомним, что это происходило накануне перед принятием Китая в наблюдатели Арктического Совета.
15 апреля 2015 г. на международном нефтегазовом саммите «Арктический и континентальный шельф» проходившем в Дубае, арктические страны сошлись во мнении,
что необходимо пригласить и Исландию. Это указывает на возросшее положение страны в мировом энергетическом рынке. Во время саммита Исландия представила перед крупными инвесторами свои проекты реализации разработок арктических шельфов. Наибольший акцент был сделан на разработке нефтяных и газовых запасов на гребне Ян-Майен (Jan Mayen) (8).
В китайско-исландских совместных заявлениях заметно позиционирование проблем Арктики как глобальных по характеру. Проблемы экологии, окружающей среды и арктического судоходства имеют глобальный контекст. Хотя достигнутые соглашения о свободной торговле, занимают малую долю в китайской экономике, но с ростом значимости арктических морских путей и добычей исландских энергетических ресурсов увеличиться доля Исландии в китайском импорте энергоресурсов.
Таким образом, интерес Китая к Арктике вызван прежде всего энергетическими, а значит и экономическими объективными причинами. Правительство Исландии сформулировала свою внешнеполитическую линию на попытку игнорировать её национальные интересы в Арктике со стороны ЕС (Дании). Это привело к запуску нового регионального формат диалога «Арктический круг», представляющий собой маловажный, но альтернативу Арктическому Совету, где традиционно арктические страны имели приоритет в принятии решения круга проблем Арктики. Последствием отказа Исландии от заявки членства в ЕС стало сближение Исландии и Китая, отвечающее прежде всего их национальным интересам. Китай как неарктическая страна вынуждена соблюдать полный суверенитет, суверенные права и законы Исландии. Это позволяет Рейкьявику построить равноправные отношения партнерства. Для геополитики Исландии, это способ укрепления самостоятельной внешней политики отличной от ЕС и США, а также выход исландского экспорта энергоносителей и рыбной продукции на рынок Китая и стран Восточной Азии в целом. В китайский интерес входит стремление добиться укрепления своих позиций в арктическом регионе путем поддержки политики Исландии, освоение перспектив судоходства через арктические морские пути и получить возможность добывать минеральные ресурсы Исландии в её континентальных шельфах.
Литература
1. Моисеев, А. Безопасность Арктики: международно-правовые позиции // Международная жизнь. Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности. - Москва, 2016
2. World Nuclear News, «China plans for nuclear growth», November 20, 2014 and FGE China Oil & Gas Monthly, «Issues Focus—China. Unveils Energy Targets by 2020», December, 2014.
3. U.S. Energy Information Administration, China & International energy data and analysis, May 14, 2015. С. 2; С. 3-4.
4. Facts Global Energy, China Oil & Gas Monthly, January 2015.
5. Agreement between Iceland and Norway concerning transboundary hydrocarbon deposits of November 3 2008.
6. Арктический круг [Электронный ресурс] - режим доступа: http://arcticcircle.org/ assemblies/2013
7. Международный нефтегазовый Саммит 15-17 апреля 2015 г. (Дубай) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://offshoresummit.org/rus.html#top
8. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle [Electronic resources] - access mode: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/ fs2008-3049.pdf
9. Status of the accession negotiation between Iceland and the EU [Electronic resources] -access mode: http://www.mfa.is/status-of-the-accession-negotiations-between-iceland-and-the-eu/
10. North Meets North. Navigation and the Future of the Arctic [Electronic resources] -access mode: http://www.mfa.is/media/Utgafa/North_Meets_North_netutg.pdf
11. Agreements and declarations signed following a meeting between Prime Minister Johanna Sigurdardottir and Premier Wen Jiabao in Reykjavik [Electronic resources] - access mode: http://eng.forsaetisraduneyti.is/news-and-articles/nr/7144
12. ¿Ь^ЙШ^ФВЙ^М (Проблемы Арктики и политика Китая) [Электронный-ресурс] -режим доступа: http://www.ciis.org.cn/gyzz/2013-02/06/content _5727672.htm