права и усложнения решаемых им проблем оно как динамичная система, чутко реагирующая на изменения, происходящие в жизни общества, находится в постоянном развитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Усенко Е. Т. Очерки теории международного права. М. : Норма, 2008.
2. Талалаев А. Н. Международные договоры в современном мире : монография. М. : Международные отношения, 1973.
3. Мицкевич А. В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система // Советское государство и право. 1975. № 9.
4. Алексеев С. С. Общие теоретические проблемы советского права : монография. М. : Юридическая литература, 1982.
5. Фельдман Д. И. Система международного права : монография. Казань : Издат-во Казанского ун-та, 1983.
6. Коркунов Н. Международное право : учебное пособие. СПб., 1886.
7. Горовец А. М. Сущность международного права и его система : монография. СПб. : Министерство юстиции, 1911. № 7.
8. Левин Д. Б. Наука международного права в России в конце 19 и начале 20 вв. Общие вопросы теории международного права : монография. М. : Наука, 1982.
9. Outrata V. Mezinarodni pravo verejne. Orbis Praha.
10. Friedmann W. The Changing structure of International Law. London, 1964.
11. Тункин Г. И. Идеологическая борьба и международное право : монография. М. : Международные отношения, 1967.
12. Hoffman S. International Sistems and International Law. International Sistem Princenton, 1967.
13. Vischer Ch. Metode et systeme en droit international. Recueil de Cours, 1973.
УДК 34(91)(470)
ББК 67
СОТРУДНИЧЕСТВО КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С ФАШИСТСКИМИ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РЕЖИМАМИ: ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А. В. Серегин
Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)
Поднимаются проблемы, связанные с необходимостью привлечения к ответственности Ватикана за преступления против мира и человечности, совершённые католическим духовенством во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. Автор на основе монографических исследований, документов, судебных приговоров и нормативно-правовых актов доказывает, что кровавый геноцид православных сербов осуществлялся планомерно усташским фашистским правительством благодаря идеологической поддержке латинского священства. За преступления, не имеющие срока исковой давности, предлагается лишить Ватикан суверенитета, заставить его признать свою вину за организацию геноцида православных сербов во время оккупации Югославии в 1941-1945 гг., а также за разрушение и захват православных храмов взыскать в пользу потерпевших и их потомков, включая Сербскую православную церковь, денежную компенсацию.
Ключевые слова: Ватикан, православные сербы, геноцид, преступления против мира и человечности, фашизм, национал-социализм, усташи, Хорватия.
COOPERATION OF THE CATHOLIC CHURCH WITH FASCIST AND NATIONAL SOCIALIST STATE REGIMES: PROBLEMS OF LEGAL RESPONSIBILITY
A. V. Seregin
Southern Federal University (Rostov-on-don, Russia)
The article raises the problems associated with the need to prosecute the Vatican for crimes against peace and humanity committed by the Catholic clergy during the Second World war 1939-1945. The author on the basis of monographic studies, documents, court verdicts and normative-legal acts proves that the bloody genocide of Orthodox Serbs was carried out systematically by the ustashe fascist government thanks to the ideological support of the Latin priesthood. For crimes that do not have a Statute of limitations, it is proposed to deprive the Vatican of sovereignty, force it to admit its guilt for organizing the genocide of Orthodox Serbs during the occupation of Yugoslavia in 1941-1945, as well as for the destruction and seizure of Orthodox churches to recover monetary compensation in favor of the victims and their descendants, including the Serbian Orthodox Church.
Keywords: Vatican, Orthodox Serbs, genocide, crimes against peace and humanity, fascism, national-socialism, Ustashi, Croatia.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)3.10
В год 75-летней годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) над фашистской Германией стоит признать, что, к сожалению, в странах, воевавших на стороне гитлеровской коалиции, наблюдается реабилитация национал-социалистической идеологии, а также оправдание и даже героизация преступников, участвовавших в геноциде славянских (прежде всего православных: сербов и русских — великороссов, белорусов и украинцев) народов, евреев и цыган. Мемориалы и памятники советским войнам-освободителям подвергаются осквернению и сносу не только в русофобской Прибалтике и Польше, но и в Чехии и Болгарии. В Эстонии ежегодно проходят сборы ветеранов войск СС, приезжающих из различных стран Европы. В Латвии ежегодно с 1997 г. 16 марта отмечают день памяти Латышского легиона СС. В 1992 г. в рижском городском музее открыли экспозицию, посвящённую памяти нацистского преступника Пленснера. В 1997 г. в ФРГ разразился скандал, когда для получения денежной компенсации жертвам нацизма латвийское правительство наряду со 120 узниками концентрационных лагерей смерти представило списки 10 тысяч ветеранов СС. Величественный мемориал в честь латышских легионеров СС возведён в 1998 г. в местечке Лестене Тукумского края Латвийской Республики. На Украине на государственном уровне прославляются пособники фашистской Германии, участники геноцида поляков, евреев, цыган и русских (С. А. Бандера, Р. И. Шухевич, А. А. Мельник и др.), в их честь называются улицы, выпускаются юбилейные монеты, марки и сувениры, переименовываются улицы, названные в честь советских военачальников Г. К. Жукова, И. В. Конева, Н. Ф. Ватутина и других, ветераны эсесовской дивизий «Галичина» получают военные пенсии, со стороны официальных властей им оказываются знаки уважения и всемерной поддержки. Несмотря на это Российская Федерация не вводит санкции и не разрывает дипломатические отношения с государствами, оскверняющими память советских воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость не только нашей Родины России — СССР, но и других народов Европы (поляков, чехов, венгров, румын и др.). В погоне за экономической прибылью потомки победителей забыли о чести и памяти своих отцов и дедов, разгромивших Третий рейх в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Несмотря на решение Нюрбергского трибунала, осудившего нацистских преступников не только за военные преступления, но и за преступления против мира и человечности [1], должная юри-
дическая оценка в виде справедливого возмездия не была дана сотрудничеству и непосредственному участию католической церкви в уничтожении славянского, еврейского и цыганского населения по признаку религиозно-этнической ненависти.
Участие латинского духовенства в геноциде во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.) не случайно, а закономерно [2, с. 52-64; 3, с. 1730-1740]. Связано это с тем, что именно благодаря Бенито Муссолини между римским понтификом и Итальянским королевством был заключён Латеранский конкордат 1929 г. [4], создавший суверенное теократическое государство Ватикан на условиях поддержки им итальянского фашизма. Аналогичный договор был заключён с Третьим рейхом в 1933 г. [5]. Папский престол активно поддерживал установление фашисткой диктатуры Франсиско Франко в Испании (испанская «голубая дивизия», состоящая из фашистских добровольцев, воевала на Восточном фронте против СССР). Архиепископ Украинской греко-католической (униатской) церкви Андрей Шептицкий поддержал провозглашение в 1941 г. С. А. Бандерой и его сподвижниками-националистами союзного с фашистской Германией Украинского государства. Не случайно все руководители Украинской повстанческой армии и большинство её членов являлись греко-католиками. Фашистское словацкое государство возглавил католический священник Йозеф Тисо — яростный сторонник уничтожения евреев, цыган и коммунистов. В результате словацкого холокоста было убито более 70 тыс. евреев. Две дивизии словаков (около 45 тыс. человек) воевали против СССР во Второй мировой войне. Тисо называл Гитлера «настоящим отцом» и призывал молиться и бороться за победу немцев. В современной Словакии профессор Милан Дурица в своём учебнике по истории страны написал, что в тисовской Словакии «еврейский вопрос был решён ... в соответствии с христианскими моральными принципами» [6]. Разразился европейский скандал, после которого М. Дурица обратился к Ватикану с призывом канонизировать казнённого диктатора Тисо. Католический архиепископ Ян Сокол в телевизионной передаче заявил, что «Тисо был ставленником Гитлера и вступил в войну против СССР. Но стоит поблагодарить его за экономическое процветание страны» [6].
После разгрома Франции в 1940 г. коллаборационистское правительство во главе с генералом Петэном Виши было признано Ватиканом. Папа Пий XII поддерживал диктатуру Франсиско Франко в Испании, с правительством которого 7 июня 1941 г. было подписано соглашение о взаимной поддержке [7].
Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) состоял членом молодёжной национал-социалистической организации гитлерюгенд. Поэтому Ватикан последовательно стремится причислить к лику святых папу Пия XII, активно сотрудничавшего с Гитлером и Муссолини, благословляя их на борьбу с коммунизмом [8]. С 1939 г. папа римский, не скрывая, праздновал день рождения фюрера. Иезуитский журнал «ЬаСМка СаИоНса» открыто восхвалял фашистское правительство и содержал материалы, направленные на пропаганду антисемитизма [9]. Ни один католик не был отлучён от церкви в Германии за участие в преступлениях против мира и человечества, за исключением Йозефа Гебельса, обвинённого лишь в том, что он женился на протестантке [9]. Ни один священник или политический деятель Независимого Хорватского государства усташей не был предан анафеме за участие в геноциде сербского православного народа [9]. Зато в 1949 г. от католической церкви были отлучены все коммунисты [10]. Во времена холодной войны латинское духовенство активно боролось против СССР и Варшавского договора. Польскую федерацию независимых профсоюзов «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой лично поддерживал папа Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла — поляк по национальности, канонизированный в 2014 г.).
Более того, Ватикан во главе с папой Пием XII укрывал от правосудия и переправлял в Латинскую Америку нацистских преступников, среди которых «лионский мясник» Клаус Барби, священник Кру-нислав Драганович, виновный в смерти 60 тыс. человек, ксендз Викентий Ошина, францисканец Доминик Мандич, архиепископ Шарич и его секретарь Зец и др. [8]. Осуществлялось спасение католиков-нацистов в ходе операции «Ватиканский коридор», или «Монастырь» под руководством папского секретаря Джованни Батиста Монтини, будущего папы Павла VI, при котором архивы, касающиеся Независимого государства Хорватии, содержащие свидетельства о зверствах усташей (воставших) в отношении православных сербов, евреев и цыган, были закрыты [11]. Католическими организациями были спасены от правосудия Франц Штанглб — комендант концентрационного лагеря Треб-линка; Густав Вагнер — заместитель коменданта лагеря смерти печально известного Собибора, а так-
же Адольф Эйхман, руководитель отдела гестапо, отвечавший за окончательное решение еврейского вопроса.
Ватикан использовал принудительный труд военнопленных и насильно угнанных славян в Германию и ее страны-сателлиты: 6 тыс. советских граждан во время Великой Отечественной войны работали в 800 католических заведениях.
Вместе с тем после оккупации Югославии в 1941 г. войсками Германии, Венгрии и Болгарии на-цисты-усташи провозгласили создание Независимого Хорватского государства, методично истребившего более одного миллиона православных сербов, обратившего около 300 тысяч православных славян (сербов) в католицизм; а также разрушившего или захватившего более 300 православных храмов. Согласно указам 1941 г. «О хорватской национальности», «О защите арийской расы и чести хорватского народа» право на гражданство получили только арийцы, к которым относились хорваты-католики и боснийцы-мусульмане. Сербы, не пожелавшие предать православие, должны были носить голубую ленту с латинской буквой «Р» и делать на своих жилищах надпись «Грековосточный», фактически попадая в разряд бесправных рабов — изгоев, которые не являются гражданами, но принадлежат в качестве собственности усташской власти. Для сербов в Загребе также вводился комендантский час, им запрещалось писать и говорить на собственном языке, ходить по тротуарам, посещать общественные места, магазины, рестораны и пользоваться общественным транспортом [12]. Сербы обязаны были сдать в полицию все радиоприёмники и телефоны. Запрещались смешанные браки между сербами и хорватами, любые половые внебрачные связи между сербами и хорватами наказывались смертной казнью [13, с. 38]. Кроме того, запрещалось кириллическое письмо, а все предприятия, принадлежавшие сербам, были безвозмездно конфискованы в пользу хорватского государства.
Для разрушения православия 2 апреля 1942 г. усташи инициировали основание раскольнической «Хорватской православной церкви», подчинённой на правах унии Ватикану. Эти события напоминают методологию, цели и задачи по созданию раскольнической Украинской православной церкви в наши дни. Но перекрещивание не спасало, как правило, хорватских православных. Их запирали в церквах и сжигали, объясняя это тем, что «нам нужны ваши души, а не тела» [10]. Хорватские католические священники разграбляли православные храмы и монастыри. Например, католический епископ Кризевака Янко Симпак захватил православный монастырь Лепавины и сделал его католическим [13, с. 39].
Для разрушения православных храмов было организовано специальное государственное учреждение «Уред зарушенье православных црква» («Канцелярия по разрушению православных храмов») [14].
После прихода к власти в Хорватии клирико-фашистов католический священник М. Могуш заявил: «До сих пор мы работали в пользу католической веры молитвенником и крестом, а теперь пришло время действовать ружьём и револьвером» [14].
Директор католического вероисповедального отдела францисканец Юричев в своих проповедях, хвастаясь, утверждал: «Я уже отчистил в некоторых областях всё, начиная от цыплёнка до старца, а если будет нужно, то же сделаю и здесь, так как теперь не грех убить и семилетнего ребёнка, мешающего нашему усташскому строю» [14]. По наущению католического ксёндза Сидония Шольца в селе Белевицы был убит православный священник Георгий Богича, причём перед смертью ему отрезали нос и язык, сожгли бороду, распороли живот и обмотали кишки вокруг шеи. Иезуит Филипович руководил шайкой усташей и организовывал убийства в феврале 1942 г. православных сербских рудокопов близ города Банья-Лука, перебив 52 рабочих и 1500 членов их семей, включая женщин и детей. Спаслась лишь одна женщина с пятью детьми, после чего она лишилась рассудка. «Летом 1941 г. в Ли-ванийском округе францисканец доктор Сречко Перич обратился к хорватам с речью: «Братья хорваты, идите и перережьте всех сербов, а для начала зарежьте мою сестру, вышедшую замуж за серба, а потом всех сербов по порядку. Когда с этим покончите, приходите ко мне в церковь, я вас поиспо-ведаю, и все грехи вам простятся» [14]. В этот день было зверски убито 5600 человек. Францисканец Иво Бркан разработал хитроумный античеловеческий план окатоличивания, подсчитав, что как только в его приходе убьют 500-600 православных сербов, то их вдов должны будут взять в жёны мужья-католики, которые настоят на переходе своих супруг в латинство [14].
В концентрационном лагере на горе Урха палачом был ксёндз Пётр Крижай. После войны председатель народного правительства Словении Борис Кидрич писал: «Я вспомнил, что за последние
четыре года высшие церковные Пастыри и духовники, «во имя Бога и вечных начал» становились на сторону оккупанта, и в самый тяжёлый момент воткнули нож в спину своему народу. ... Я вспомнил католических священников, которые в Доленском своей рукой закалывали пленных партизан и кричали: «Во имя Христовых ран да погибнет партизан». Я вспомнил католических священников Хорватии с полными корзинами вырванных человеческих глаз. Я вспомнил католического священника — усташа..., в кармане которого были найдены завёрнутые в шёлковую бумагу голубые глаза восемнадцатилетней девушки, а при них записка со словами: в подарок Поглавнику» (главе фашисткой Хорватии Павеличу)» [14].
В преступлениях против мира и человечности не отставали католические монахи и монахини. Так, в детском лагере Ястребарском, созданном для перевоспитания сербских детей из православия в католичество, в августе 1942 г. 400 воспитанников умерли от голода. Мальчик Божа Митрич был убит за попытку бегства, а два малыша расстреляны монахиней «за непослушание» [14]. Католический митрополит Степинац, имевший 110 дойных коров, специально запретил давать молоко сербским детям в загребском приюте «Каритас».
Миле Будак (министр образования и культа Независимого Хорватского государства) в своей речи в Госпиче 22 июня 1941 г. заявил: «Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль» [10]. Эту «людоедскую» речь напечатали в официальном периодическом издании католической курии Загреба «Katolicki List». Политика окатоличивания сербов в нацистской Хорватии была поддержана монсеньором Алоизием (Степинацем), Загребским архиепископом, беатифицированным папой Иоанном Павлом II и канонизированным папой Франциском I, несмотря на то, что за коллаборационизм и участие в геноциде он был приговорён югославским судом к 16 годам заключения и каторжными работами. В заключении Степиница был освобождён от работ, а через пять лет сослан на поселение в Кразич, фактически отделавшись не наказанием, а лёгким испугом [10].
Зверства усташей повергают нормального человека в шок: по Дрине плыли тела с табличками — «В Белград. Королю Петру»; или отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для белградского рынка». Это не мешало поглавнику Павеличу быть благочестивым католиком и каждый день даже в изгнании в Аргентине посещать мессу. Второй комендант концлагеря Ясеновац францисканский священник Мирослав Филипович лично участвовал в казнях заключённых сербов. По свидетельству чудом уцелевших жертв, он с удовольствием пил кровь своих жертв, говоря: «Дайте мне напиться коммунистической и жидовской крови» [10]. Его верными помощниками в зверских преступлениях были монахи-надзиратели — Майсторович, Брклянич и Буланович. По подсчётам Международной комиссии, расследующей преступления в Ясеноваце, где было убито более 100 тыс. человек, установлено, что в хорватском геноциде православных сербов принимали участие 1400 католических священников, что составило 2/3 от общего состава латинского духовенства в Хорватии [10]. В Ясенова-це проходили соревнования по скорости убийства «сербосеком» — специальным клинком, который использовался усташами для казней, изготовленным в массовом количестве по заказу хорватского правительства Анте Павелича в Германии, чтобы палачи не уставали. Для этого провели конкурс на государственный заказ, в котором победила фирма из города Золиген. Одним из победителей такого «сатанинского соревнования» стал некто Петар Брзица, член католической организации «Кри-жари», зарезавший за одну ночь 1360 сербов. За это он получил от капеллана щедрую награду в виде запечённого поросёнка и вина [12].
Монахи-францисканцы руководили религиозно-этническими чистками в деревнях Дракулич и Сарговац близ Баня-Луки, где было убито две тысячи сербов. Для устрашения православного населения усташи перед смертью у мужчин вырывали носы и отрезали уши, после чего сажали на кол; женщин насиловали и отрезали груди. За 4 года геноцида было убито более 63 тыс. сербских детей в возрасте до 12 лет [12].
Итальянский писатель Курцио Малапарте, бравший интервью у Анте Павелича, сообщает, что во время беседы с главой независимого Хорватского государства ему на стол принесли хлебницу с непонятным содержанием: «Это устрицы? — спросил он у поглавника. — Анте Павелич поднял крышку хлебницы, показав ему (авт.) эти моллюски, эту скользкую желатинообразную массу устриц,
и сказал, улыбаясь своей доброй и усталой улыбкой: «Это подарок моих преданных усташей: здесь двадцать килограммов человеческих глаз» [12].
Зверства хорватских усташей поражали даже вермахт: в немецких документах зафиксирован факт расстрела нескольких хорватских карателей из полка «Франчетич» (в том числе одного католического священника) за издевательство над сербским населением [12].
Свыше 9 тыс. хорватских добровольцев-усташей воевало на Восточном фронте против СССР. 369-й полк Хорватского легиона СС был уничтожен зимой под Сталинградом в 1942-1943 гг.
Спасение православным сербам принесли советские воины [15], освободившие балканские народы от «коричневой чумы» и новой католической «инквизиции», возродившей в XX в. изуверские средневековые способы борьбы за веру.
К сожалению, хорватский фашизм отпраздновал реванш после развала Югославии в 1990 г., осуществив новый геноцид, изгнание и окатоличивание сербов. Поэтому как насмешка над победителями национал-социализма выглядит закрепление в Главе I Конституции Хорватии 1990 г. [11, с. 261338] в качестве исторических основ этого государства возрождение независимой, т. е. усташской (национал-католической), Хорватии 1941 г. Примечательно, но среди первых государств, признавших независимость Хорватии в 1991 г., были ФРГ и Ватикан.
Таким образом, следует сделать вывод, что Ватикан, виновный в развязывании геноцида и укреплении фашистских и национал-социалистических государственных режимов, представляющих крайнюю форму национально-буржуазной террористической диктатуры, основанной на расовой, национальной и религиозной ненависти, не понёс юридической ответственности. Следовательно, для восстановления принципа справедливости Российской Федерации и Республике Сербии необходимо через Совет Безопасности ООН добиваться, во-первых, покаяния со стороны Ватикана за его преступления против мира и человечества; во-вторых, лишения города-государства Ватикан суверенных прав государственно-подобного образования в качестве наказания за сотрудничество с фашистскими режимами, в-третьих, взыскания компенсационных выплат жертвам клерикально-фашистского геноцида и Сербской православной церкви.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приговор Нюрбергского трибунала из архива тюрьмы Шпандау. URL: http://spandau-prison. com/prigovor-njurnbergskogo-tribunala/ (дата обращения: 29.10.2019).
2. Четверикова О. Оборотни, или Кто стоит за Ватиканом. М. : Кислород, 2018. 624 с.
3. Серегин А. В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Право и политика. 2008. № 7. C. 44-48.
4. Договор между Святым Престолом и Италией 1929 г. URL: https://vaticanstate.ru/lateranskie-soglasheniya/ (дата обращения: 29.10.2019).
5. Конкордат между святым Престолом и Германским рейхом 1933 г. URL: https://ru.qwertyu.wiki/ wiki/Reichskonkordat (дата обращения: 29.10.2019).
6. Тельман И. Как Йозеф Тисо словацких евреев уничтожал. URL: http://www.jewukr.org/observer/ eo2003/page_show_ru.php?id=3252 (дата обращения: 29.10.2019).
7. Вторая мировая война: «Святой Престол» на службе фашистских режимов. URL: https://www. otechestvoua.org/main/20065/1016.htm (дата обращения: 29.10.2019).
8. Ватикан сошёл с ума и канонизирует военных преступников Второй мировой войны. URL: https://zen.yandex.ru/media/poddelki/vatikan-soshel-s-uma-i-kanoniziruet-voennyh-prestupnikov-vtoroi-mirovoi-voiny-5d2723c70aca0500ac711d99 (дата обращения: 29.10.2019).
9. Керцер Д. Ватикан и фашизм: «папа Римский отказался от моральных принципов». URL: https://inosmi.ru/social/20161201/238315857.html (дата обращения: 29.10.2019).
10. Василик В. В., протодиакон. Роль римо-католической церкви в геноциде сербского народа на территории «Независимого Государства Хорватия». URL: http://vetrovo.ru/bezumny-mir/ protodiakon-vladimir-vasilik/ (дата обращения: 29.10.2019).
11. Конституция Хорватии 1990 г. // Сборник современных конституций южнославянских и западнославянских государств : учебное пособие / под ред. И. А. Сизько ; ВГУЮ (РПА Минюста России), Ростовский институт (филиал). М., 2017. С. 261-337.
12. Артюшенко О. Г. Усташи: путь к власти. URL: http://old.artyushenkooleg.ru/index.php?cID=1118 (дата обращения: 29.10.2019).
13. Продайков А. А., Суворов Ю. В. Геноцид сербов как часть политики Независимого Государства Хорватия (1941-1945 годы) / // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 1 (162). С. 37-40.
14. Преступления католического клирофашизма против православных сербов в годы Второй мировой войны. URL: https://srpska.ru/article.php?nid=18903 (дата обращения: 29.10.2019).
15. Серегин А. В. Итоги визита доцента кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета Андрея Викторовича Серегина в Государственном университете г. Ниша (Сербия) // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2018. Т. 5, № 2. С. 7-11.