Научная статья на тему 'Сотрудничество и конкуренция в социо-психологическом и духовном поле саморазвивающейся системы “человек” (психологический анализ)'

Сотрудничество и конкуренция в социо-психологическом и духовном поле саморазвивающейся системы “человек” (психологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
776
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Рассматривается жизнедеятельность человека как саморазвивающейся сверхсистемы. Показано, что развитие человека подчиняется одному из законов природы закону единства и борьбы противоположностей. Делается вывод, что закон борьбы противоположностей проявляется только в социо-психологическом поле фрагментарной личности, что порождает разнообразие форм отчуждения, противостояния и конкуренции; в поле целостной личности действует закон единства противоположностей, что приводит к развитию всевозможных форм сотрудничества и кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество и конкуренция в социо-психологическом и духовном поле саморазвивающейся системы “человек” (психологический анализ)»

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНКУРЕНЦИЯ В СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И ДУХОВНОМ ПОЛЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ

"ЧЕЛОВЕК" (Психологический анализ)

Рассматривается жизнедеятельность человека как саморазвивающейся сверхсистемы. Показано, что развитие человека подчиняется одному из законов природы - закону единства и борьбы противоположностей. Делается вывод, что закон борьбы противоположностей проявляется только в социопсихологическом поле фрагментарной личности, что порождает разнообразие форм отчуждения, противостояния и конкуренции; в поле целостной личности действует закон единства противоположностей, что приводит к развитию всевозможных форм сотрудничества и кооперации.

В христианской антропологии и отечественной психологии сложилось единое представление о природе человека, которая выражается в тримерии: дух-душа-тело. В психологии понятие "человек" определяется как существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, как субъект и продукт трудовой деятельности, в котором физическое, психическое, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое целое, единую сверхсистему. Человек - это естественная, целостная, саморазвивающаяся, самодостаточная, самодетерминируемая сверхсистема, которая создает и творит саму себя, имея на то совершенные внутренние законы. Как отмечает Р.А.Уилсон, в природе не существует изолированных систем, каждая частица Вселенной находится в «мгновенной» связи со всеми остальными частицами, причем эти связи не требуют энергии [10. С. 278]. Человек как самостоятельное живое существо находится в постоянной взаимной связи со всей Вселенной. Эта связь может быть как осознанной, так и неосознаваемой. Саморазвитие, как самотворение, связано с повышением сознания и осознанности, не имеет ни внешней, ни внутренней причины, в противном случае оно становится следствием и попадает в зависимость от каких-то условий. Саморазвитие - это сама жизнь, которая постоянно обновляется, где нет ни времени, ни пространства, все одновременно здесь, всегда и всюду. Человек -беспричинное и вневременное саморазвивающееся существо, и в этом его вечная загадка.

Естественные саморазвивающиеся системы являются живыми существами, это минералы, растения, животные, люди, планеты, звезды, созвездия, галактики, они отражают разнообразные формы проявленной жизни или творения. Помимо естественных систем существует бесчисленное множество временных, искусственных систем, как простых, так и сверхсложных. К таким системам относятся технические, общественные,

социальные, экономические, политические, культурные, религиозные и множество других, которые являются продуктами жизнедеятельности человека. Социальный человек создает многочисленные группы, коллективы, партии, союзы, корпорации, государства, которые являются следствием его многогранной деятельности. Человек - существо космическое, и разнообразие его творений говорит о его неиссякаемой творческой энергии. Созданные человеком системы только условно можно назвать саморазвивающимися, так как их развитие детерминировано жизнедеятельностью человека, они не имеют своего собственного внутреннего источника развития, своих собственных внутренних законов - не станет человека, исчезнут и образованные им системы. Искусственно созданные системы могут работать как во благо человека, так и во вред ему, это полностью зависит от людей.

В философии, социологии, социальной психологии общество рассматривается как многоуровневая социальная система. В.Г.Афанасьев, например, в социальной системе выделяет четыре уровня [1. С. 269]. Первый, высший уровень, охватывает все конкретно-историческое общество. Второй уровень составляют сообщества, объединяющие меньшее количество людей, нежели общество в целом, это классы, нации, народности, этнические группы, города, поселки. Третий уровень социальной системы составляют организации, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие предприятия, научные, бытовые учреждения. Четвертый и первичный уровень соцсистемы - это бригады, группы в трудовом коллективе. Выделенные уровни социальной системы могут рассматриваться как подсистемы.

За каждой организованной системой стоит человек того или иного уровня развития сознания, который и определяет структуру и характер взаимоотношений как внутри самой системы, так и между системами. Система становится живой постольку, поскольку в ее основе лежат принципы человеческих коммуникаций. Именно человек вмещает в себя все понятия и принципы, которыми характеризуются отношения между людьми, этими же принципами он наделяет и организованные им системы. Люди, воспитанные на принципах материалистического детерминизма, понимают и приемлют те законы развития, которые лежат в основе материальной жизни, главный из них - это закон борьбы за выживание. Такими же жизненными принципами они наделяют и организованные ими системы. Человек раскрытого сознания, осознавая глубину своего бытия, строит взаимоотношения на принципах единства и целостности и жизнь созданных систем рассматривает с этой точки зрения. Поэтому изучение законов развития человека и общества как целостной многоуровневой сверхсистемы приобретает огромное практическое значение.

С тем, что человек является саморазвивающимся существом, согласны многие ученые, сложнее обстоит дело с пониманием особенностей его саморазвития и порождаемых этим развитием последствий. Все создаваемые человеком системы, благодаря его энергии, стремятся к самовыражению, самосохранению, саморазвитию. Искусственные системы нарабатывают свои индивидуальные законы развития, "очеловечиваются" и постоянно вступают во взаимодействие друг с другом, но в цен-

тре всех событий и отношений всегда находится человек, преследующий свои цели. Каков человек, таковы и организованные им системы.

В психологии развитие человека чаще всего представляется как развитие Я-комплекса или как развитие личности, в состав которой входят физическое тело и психика. Личность начинает формироваться в первые минуты зачатия, как считают одни, или сразу после рождения, как считают другие. В любом случае личностью становятся, а не рождаются. Личность не является самодостаточным, самотворящим, вечным существом, ее развитие детерминируемо с одной стороны душой и духом, с другой - условиями социума. Эволюция человека - это расширение, разворачивание, раскрытие сознания души и духа в форме социальной личности. Человек из животного состояния эволюционирует до человека социального и далее - до человека духовного, космического, богочеловека. Наиболее изученной в настоящее время является личность в ее социально-экономических, политических, религиозных взаимоотношениях. Надличностные или парапсихические качества человека еще предстоит исследовать. Социальная личность - временное образование ограниченного сознания, дух - вечное существо, имеющее абсолютный уровень сознания. Как отмечает основатель интегральной йоги Ш.А.Гхош, после смерти человека сохраняется лишь его душа и дух, "все остальное разрушается, распадается на части и рассеивается, и в результате личность прекращает свое существование" [3.С.142]. Все мировые религии считают социальную личность временным существом. Когда человек отождествляется с социальной личностью, он отделяет себя от сущности, высшего сознания, при этом его мышление ограничивается временем и пространством, идентификация с духовным "Я" позволяет человеку выйти за пределы всех ограничений.

В зависимости от полученного воспитания и развития сознания человек стремится к познанию самого себя или со стороны социума, или со стороны души и духа. Сознание социальной личности трехмерное, она не обладает синтетическим восприятием и пониманием объективной реальности. Сознание духа многомерно, целостным сознанием человек может охватить любой уровень бытия во времени и пространстве, смотреть на выделенные части без отрыва от целого. Целостное сознание не разделяет время на дискретные величины в виде прошлого, настоящего и будущего, так как жизнь вневременна, а пространство не имеет протяженности. Эти качественные особенности двух форм сознания, сознания социальной личности и сознания духовной личности, породили в обществе и науке два прямо противоположных подхода в познании природы и материи, первый - материалистический, второй - идеалистический. Западная и отечественная наука изучает человека с внешней стороны, постепенно продвигается в глубь его более тонких компонентов и таким образом открывает все новые законы развития человека, общества и природы. Особых успехов в изучении глубины материи добилась квантовая механика, которая считает, что человек является не только корпускулярным существом, но и квантовым, то есть человек - это и материя, и энергия [6]. Всем известна формула А.Эйнштейна Е = мс2, где показана взаимосвязь, взаимопереход материи и энергии. Религиозная мысль рассматривает со-

знание человека со стороны вечного духа, который имеет идеальную природу. Два подхода, два мировоззрения породили множество концепций о происхождении и эволюции человека. Современная психология пытается выйти за пределы личности и вводит новые понятия (подсознание, сверхсознание, трансцендентальное, надличностное, универсальное) и этим все более сближается с религиозным мировоззрением.

Таким образом, понимание и рассмотрение эволюции человека как системы может происходить по двум крайним сценариям с многочисленными нюансами. Первый - со стороны социума и фрагментарной личности и второй - со стороны высшего сознания. Первый сценарий - субъективный, ум субъекта рассматривает эволюцию человека как накопление, присвоение знаний, как рост ума, что достигается в борьбе противоположностей. Второй сценарий - объективный, ум субъекта рассматривает эволюцию человека как раскрытие сознания и проявление разума, что выражается в единстве противоположностей. Обозначенные сценарии имеют свою историю развития, свои законы, которые, слагаясь, образуют один закон: закон единства и борьбы противоположностей.

Рассмотрим более внимательно, как воспринимается процесс саморазвития человека и общества со стороны субъективной личности и со стороны объективной личности.

Социальная личность - существо дуальное, ее видение мира всегда двойственно, она разделила мир на "я" и "не-я". В процессе воспитания ее психическое поле заполняется двойственными смысловыми формами, двойственной моралью и культурой. Чтобы такая личность ни предпринимала, её путь всегда протекает в борьбе, конфронтации, конкуренции как внутри самой себя, так и во внешнем мире. В зарубежной литературе теория и практика конкуренции имеет свою давнюю историю. В отечественной литературе данный вопрос приобрел актуальность только в последнее десятилетие и, главным образом, в экономической литературе [15], где вопросы конкуренции освещены в традиционном для экономистов аспекте и в основном на примере зарубежного рынка. "Изучение теории конкуренции, - пишет А.Ю.Юданов, - приобрело самое что ни на есть практическое значение для очень многих наших сограждан" [15. С. 5]. Теория и практика конкуренции стала реальностью и постепенно вводится как учебная дисциплина в вузах России. Авторы учебников и учебных пособий подчеркивают, что искусству рыночной конкуренции во всем ее многообразии необходимо обучать. Психология также пытается рассмотреть теорию конкуренции под своим углом зрения. В небольшой работе А.Г.Шмелева сделана попытка психологического подхода к феномену конкуренции, где конкуренция рассматривается с учетом экономических, политических, социальных требований и как самостоятельный аспект человеческой деятельности. Отправной психологической точкой отсчета у А.Г.Шмелева служит мысль, что «если люди обретут устойчивую конкурентно-созидательную мотивацию, в которой будут хорошо сбалансированы интересы роста личного и общественного благосостояния», то многие проблемы экономического и политического характера для обыденного сознания найдут свое позитивное разрешение [14. С. 4]. По наблюдениям автора термин «конкуренция» не вызывает у

наших соотечественников никаких позитивных ассоциаций. В России доминируют типы поведения с общей тенденцией к избеганию конкуренции, что связано с социальными стереотипами. Конкуренция - неизбежная реальность современной жизни, ее нельзя отрицать, необходимо понимать ее психологические истоки и онтогенез. Отрицание конкуренции, как пишет А.Г.Шмелев, "затрудняет организацию честной соревновательной конкуренции, создает предпосылки для нечестной, недобросовестной и конфликтной "конкуренции-вражды" [14. С. 5]. Все достижения западного общества (материальные, социальные, научные) стали возможными благодаря постоянному совершенствованию форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. "Чем лучше организована конкуренция, ...тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей", поэтому россиянам необходимо психологически включиться "в разумную созидательную конкуренцию" [14.С.5]. Пока идет разрушительная конкуренция, будет продолжаться экономический спад, политическая нестабильность, депрессивная эмоционально-психологическая атмосфера в обществе. Чем шире будет распространяться продуктивная конкуренция, тем стабильнее общество и демократичнее свободы. В цитируемой работе продуктивная конкуренция представлена как "гуманная, честная, справедливая и созидательная" [14.С.7]. Под конкуренцией А.Г.Шмелев понимает все формы состязательного взаимодействия между организациями и отдельными людьми, будь то производство, сбыт товаров, распределение платных и бесплатных благ, ресурсов, политическая борьба, межличностное и семейное общение. Субъекты конкуренции борются между собой потому, что хотят обладать более выгодной позицией или стремятся обладать одним и тем же объектом. По А.Г.Шмелеву получается, что есть два противостоящих друг другу вида конкуренции - разрушительная и продуктивная - и что конкуренция является универсальным типом взаимоотношений в общественных системах и среди людей. Отсюда его дальнейшее подразделение конкуренции на виды: продуктивная конкуренция, сотрудничество, соревновательная конкуренция, соперничество, конфронтация [14.С.10-15]. Обилие приведенных цитат вызвано необходимостью показать, что цитируемый автор стоит на субъективной позиции в рассмотрении роли личности в общественном производстве. Нельзя не согласиться, что российскому менталитету, в отличие от западного, не свойственно стремление к конкуренции, но не в силу его стереотипов и недоразвития (как понимает А.Г.Шмелев), а потому, что душевные качества, духовность у русского человека несоизмеримо глубже, чем у западного предпринимателя.

Если процесс жизнедеятельности человека рассматривать как совместную деятельность людей, то наиболее простым организационным звеном (системой) служат взаимоотношения в диаде. Отношения в диаде могут протекать по нескольким социально-психологическим сценариям, что составляет определенный тип взаимодействия. Авторы работы дают этим отношениям следующие условные названия [9.С.29].

1. Сотрудничество, когда оба партнера активно содействуют друг другу в достижении индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

2. Противоборство (конкуренция). Партнеры противостоят друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия. Оба партнера стараются избегать активного взаимодействия.

4. Однонаправленное содействие, когда один из партнеров способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимной помощи.

5. Однонаправленное противодействие, когда один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия.

6. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Как видно из данного примера, жизнь системы, состоящей из двух взаимодействующих людей, полностью определяется психологическими установками и характером индивидов, составляющих диаду. Наиболее сложные и противоречивые взаимоотношения складываются между партнерами в группах, коллективах, организациях, партиях и т.д., где каждый может участвовать во множественных коммуникативных связях. Взаимоотношения между группами, как социальными системами, это по сути дела взаимоотношения между людьми, преследующими свои цели. Совпадение целей и интересов способствует сотрудничеству, несовпадение - противостоянию и конкуренции.

Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "conçurent", что означает "столкновение", "состязание". Такая трактовка установилась в экономической литературе. Раскроем это понятие с психологической точки зрения. Конкуренция - это процесс столкновения, противоборства, взаимного уничтожения энергий или сил противостоящих систем с целью достижения обособленных, корыстных и эгоистичных целей. Конкуренция - это постоянная борьба людей друг против друга. У конкурентов нет той энергии, которая объединяет и ведет к общей цели. Человек-конкурент, как и организация-конкурент, не есть целостное существо, что приводит к внутренней и внешней дисгармонии взаимодействующих сторон. Конкуренция - это вид личностных и социальных программ, приводящих к задержке эволюционного роста взаимодействующих людей или социальных систем. Такие программы характерны для регрессивного вида мышления, то есть мышления, лишенного поддержки со стороны сознания высшего "Я". Конкуренция во всех ее видах с точки зрения истинной личности - признак сужения сознания, отчуждение от целого тех, кто включен в данный вид деятельности. Разъединять и властвовать - основные принципы противостоящих друг другу фрагментарных личностей, которые не имеют устойчивых связей со своим высшим сознанием. Конкуренция внутри любой системы или между системами порождает деструктивные установки, приводящие в конечном итоге к отчуждению и самоуничтожению.

В историческом плане концепцию отчуждения наиболее всесторонне и полно разработал К.Маркс, считавший отчуждение труда главной причиной и основой всех других разновидностей и форм отчуждения человека. Отчуждение, как понятие, из мира экономики проникло в сферу человеческих взаимоотношений. Но труд делает человека отчужденным настолько, насколько человек отчужден от самого себя. Для человека целостного сознания любой труд и любая деятельность являются творчеством, единением творца и творения, а не их отчуждением. Исследуя социальную сторону проблемы отчуждения, А.А.Миголатьев пишет: "На уровне общества это проявляется в таких формах, как отчужденный труд; как самостоятельное движение вещей, социальных предметов и ценностей независимо от воли их производителей; как отчуждение государства, его институтов от общества и населения; как отчуждение общества от природы" [7.С.82]. На уровне отдельных общностей отчуждение существует внутри этих структур и между ними. На личностном уровне отчуждение проявляется как самоотчуждение. Человек-конкурент - это фрагментарная личность, стремящаяся к отчуждению от целого в отличие от человека-сотрудника, стремящегося к воссоединению с целым. В этом заключается колоссальная разница в образе жизни, в целях, мотивах, потребностях, способах деятельности, которыми окружает себя человек-конкурент и человек-сотрудник в разрабатываемых ими технологиях, стратегиях и тактиках.

Философской стороне этого вопроса большое внимание уделил Г.Гегель. Трактуя природу отчуждения предельно широко, он указывал: в процессе жизнедеятельности человека мир, который окружает его, постепенно становится для него чуждым, отторгнутым, а человек отрешенным. В психологии проблема отчуждения человека наиболее остро поставлена и всесторонне раскрыта в работах Э.Фромма [11,12]. По его мнению, все несчастья человека связаны с его отчуждением от самого себя и мира других людей. Личность отчуждается от души, один человек от другого человека и общества, частное от целого. Отчужденная личность становится товаром, который можно обменять, выгодно продать или использовать. Человек становится марионеткой социальных сил, которые, в свою очередь, порождаются такими же марионетками.

Интегрированная личность строит жизнь на основании целостного понимания законов развития общества, следуя принципам сотрудничества, кооперации и взаимной помощи. Сотрудничество - это процесс объединения энергий и сил взаимодействующих систем, создания гармоничных взаимоотношений между субъектами взаимодействия для достижения общей цели. Сотрудничество сопровождается созданием и реализацией программ эволюционного характера, развивает прогрессивное мышление, потому что подкреплено силой высшего сознания. При этом каждый человек пользуется поддержкой другого человека в процессе саморазвития, то есть человечество развивается как единое существо. Конкуренция указывает на психологические, энергетические, информационные сбои в системе и между системами, на ее болезнь, на нарушенные коммуникативные связи внутри микро- и макросреды, которые необходимо восстанавливать, чтобы привести систему к божественной гармонии.

Идеи сотрудничества и кооперации не новы ни в теории, ни в практике, как и идеи конкурентной борьбы, этой проблеме тысяча лет. В психологии, например, идея педагогического сотрудничества относится к области гуманистической парадигмы развития и понимается как совместная деятельность людей на основе взаимопонимания, духовной близости, коллективного анализа результатов труда [5]. В педагогике чаще всего употребляется словосочетание "учебное сотрудничество", что отражает специфику взаимодействия между учениками и учителем. По аналогии можно говорить о научном, трудовом, экономическом, спортивном, профессиональном, психологическом, интеллектуальном, духовном сотрудничестве или конкуренции. Конкуренция - это борьба каждого с каждым за личные интересы, и чем она утонченнее и совершеннее, тем опаснее и разрушительнее для человека и человечества.

Рассмотрим подробнее психологические особенности процесса взаимодействия между системами и начнем с жизни индивида как главной структурной единицы в системе общества. Человек по природе -это целостная открытая система. Понимая строение человека как триме-рию тело-душа-дух, можно в сравнении предположить, что наиболее замкнутой и обособленной системой служит тело человека, и максимально открытой - дух. Жизнедеятельность человека низкого сознания (физический человек) порождает наиболее закрытые и относительно обособленные социальные системы, противостоящие друг другу. Но тот же человек, не осознавая этого, участвует более высокой частью своего сознания - высшим "Я" - в творческой деятельности, что придает деятельности максимально открытый характер. Чем выше уровень раскрытия сознания человека, чем более осознанно он участвует в творчестве, тем более он открыт для взаимодействий с другими людьми, организациями, природой и Вселенной. Понимание законов развития природы и общества соответствует тому уровню, на котором находится сознание человека. С повышением уровня сознания изменяется и понимание законов развития общества и законов саморазвития. Таким образом, чем выше уровень сознания, тем более человек открыт, тем выраженнее, осознаннее его стремление и потребность к соглашению интересов, к объединению в совместной деятельности на принципах равноправия и сотрудничества. И наоборот, чем больше закрыто, сужено, не развито сознание, тем больше деятельность строится на принципах противостояния, борьбы, конкуренции и обособленности.

Конкуренция, как социально-психологический феномен, связана с многочисленными комплексами неполноценности, при этом система (личность, организация, общество, нация) всеми силами стремится доказать свою состоятельность, независимость, свое преимущество над другими системами в интеллектуальном, психологическом, социальном, экономическом, политическом, научном, духовном развитии. Существует множество теорий и доктрин, оправдывающих власть одного человека над другим, одной системы над другой. Способности к конкуренции на рынке труда, в системе образования возводятся в ранг наиболее почитаемых качеств личности или организации. Конкурентоустойчивость, конкурентоспособность, конкурентообученность является высшей оценкой в

развитии человека, приравненного к управляемым системам. Рынок -бездушная искусственная система, стал судьей и властелином над человеком и человечностью. Естественно, это приводит к возрастающей конфронтации между индивидами, обесцениванию человеческой жизни, социальной напряженности, готовой в любой момент разрядиться агрессивными действиями, что постоянно и происходит в разных регионах мира.

В том случае, когда сотрудничество внутри человека выражено в максимальной степени, он приходит к целостному и гармоничному саморазвитию и гармоничным отношениям с другими людьми. Внутренняя гармония, полное понимание и принятие самого себя являются базовыми условиями для создания внешней гармонии, для успешного формирования и развития всех видов совместной человеческой деятельности на основе кооперации.

Человек как суперсистема может находиться в гармонии или дисгармонии с другими людьми, обществом, природой, Вселенной. Человек наделен свободной волей и ему решать, вступать в содружество или противоречие с волей других людей. "Только в человеческом мире и нигде больше в природе вы видите разлад вместо гармонии, раздор вместо мира, борьбу и войну вместо покоя. Материальный мир, мир растений и животных покоряется силе закона", - пишет А.Безант [2.С.148-149].

По мнению Ш.А.Гхош, есть два естественных гармоничных движения: несознательное, которое мы находим у животных и в низшей природе, и осознанное - это движение духа [8.С.267]. Человек находится на стадии перехода между двумя движениями - от неосознанной гармонии к осознанной. Он становится "сознательным сотрудником нашей эволюции" [8.С.268].

Законы противостояния между людьми и в организованных им системах порождены несовершенным человеческим мышлением, несовершенным умом. Действия замотивированного человека подчиняются законам механической природы, определенному алгоритму, формализованы, легко просчитываются, он привыкает жить и действовать в определенной колее, по шаблону, стандарту. В мире существует бесконечное количество социальных систем, развивающихся по законам, установленным механическим человеком. Стоит человеку изменить свое мышление, как тотчас изменятся и законы общественных отношений. Закон, как писал Ш.А.Гхош, это некое равновесие сил, "колея, в рамках которой Природа привыкла работать для получения определенных результатов. Но если вы измените сознание, то и колея с необходимостью изменится" [8. С.243]. Человек раскрытого сознания никогда не действует "по трафарету", его действия неповторимы, непредсказуемы, неформализованы и в то же время совершенно адекватны текущему моменту. Изменяется момент, изменяется соотношение сил, меняются его решения и действия. Открытое мышление подчинено естественному ходу вещей, где нет раз и навсегда устоявшихся истин или законов. Отсюда следует: лучший принцип, способ, метод взаимоотношений между людьми - это подчинение закону осознания момента, который гораздо легче осуществить, когда человек гармоничен, когда люди мирно сосуществуют, сотруднича-

ют, и учиться этому человек должен у самого себя, открывая то, что уже имеет, как говорится, от Бога. Сотрудничать - значит осознавать соотношения сил текущего момента и брать ответственность за действия на себя, но именно ответственности избегает конкурирующий человек, перекладывая этот груз на других.

Осознание наступает как момент проявления сознания, что ведет к познанию сути вещей. Осознание становится возможным, когда внутренний мир человека находится в гармонии и равновесии с внешним миром, но не в борьбе и самоуничтожении, что сужает сознание человека. Социальный мир и мир духовный, личность и душа у современного человека находятся в противостоянии, что и порождает бесконечную борьбу, отсюда, как следствие, фрагментарная личность придумывает всевозможные теории и практики, парадигмы и законы, которыми она объясняет и оправдывает свою воинствующую позицию. Одним из таких законов и является закон конкуренции - чисто социальное порождение фрагментарной, замотивированной личности. Существуют сотни надуманных стратегий конкуренции, что наглядно показано в работе [4], но в ней не показано ни одной (!) стратегии сотрудничества. Кто их разрабатывает, популяризирует и внедряет? Все стратегии конкуренции принадлежат обособленным, отчужденным личностям с консервативным и регрессивным стилем мышления, мечтающим построить управляемое тоталитарное общество на основе сильной власти. В обществе постоянно живет "культ сильной личности". Стратеги и мастера конкуренции забыли о живом человеке, для них есть только персона, которую можно использовать как объект эксплуатации. В конкуренции потеряна не только душа человека, но и сам человек со всеми его характеристиками и устремлениями к саморазвитию. Человек становиться машиной, марионеткой, рабом социума и рынка. Миллионы людей становятся ненужными персонифицированному рынку. Власть, рынок, конкуренция создают античеловеческую мораль, которая навязывается всему обществу. Развитию и совершенствованию конкуренции посвятили свою жизнь многочисленные авторитеты от науки и практики, забывая о том, что это искаженная форма взаимоотношений в человеческом обществе.

Дух человека является совершенным, он не приемлет законов власти, конкуренции, борьбы, насилия, уничтожения, вражды, зависти, злобы и относится к ним как к временному явлению. Духу и душе не с кем бороться, весь мир перед ними открыт. Под небом всем места достаточно и единственное, что человеку необходимо, так это найти самого себя. Найти себя - это и есть то место, которое предопределено ему природой с самого рождения. Это место никогда не может быть занято кем-то другим. Быть самим собой - значит не стремиться занять место другого человека. Место каждого индивида под небом предопределено его миссией и программой развития, точно так же положение групп, организаций, наций определяется их миссией и программой развития. Поиск своего, самого себя не может быть успешным при неразвитом уме, необходимо открыть в себе высший разум, душу, развить осознанность и в этом случае все становится на свои места естественным образом.

С точки зрения авторитарных личностей, социальных институтов и государства человеком необходимо управлять, руководить, наставлять его, направлять, обучать и воспитывать. Но как далеки от природного естества педагогические и управленческие технологии по "воспроизводству человеческого фактора и человеческих ресурсов". Имея искусственный характер, они не только не способствуют развитию и становлению человека, но во многом сдерживают и разворачивают его саморазвитие назад. Примеров тому в реальной действительности предостаточно. Управленческая антропология остро нуждается в человековедческих технологиях. "Человековедческие технологии, - по мнению академика В.М.Шепель, - это система социальной защиты людей, масштабного освоения демократии в их жизнедеятельности" [13.С.380]. Управление он связывает в первую очередь с защитой человека и предоставлением ему свободы.

В психотерапии и психиатрии слаженность в работе организма определяется критериями здоровья или заболевания. Внутри каждого человека (за редким исключением) постоянно происходит борьба разнонаправленных векторов сил, что порождает внутренние конфликты, стрессы, фрустрации, аффекты и, в конечном итоге, заболевание и гибель организма. Свои внутренние самоощущения, самовосприятия, состояния человек переносит на внешний мир и этим творит его. Внешний мир отражается в психике человека и, таким образом, здоровье индивида и здоровье человечества находятся в прямой взаимозависимости. Когда существует непонимание самого себя, внутренние противоречия, у индивида развиваются аномальные и патологические черты характера. Появление аномальных черт личности широко представлено в научной литературе. Личность с аномальными наклонностями переносит все свои черты на социум, социум, в свою очередь, - на других людей. Образуются психические эпидемии. Сложно лечить аномалии личности, еще сложнее обстоит вопрос с диагностикой, профилактикой и лечением социальных заболеваний. Социальная система (системы) также может развиваться и существовать как здоровый или как больной организм. Конкуренция во всех ее вариантах отражает один из видов аномального развития личности, что приводит к заболеваниям личности и общества. С другой стороны конкуренция является следствием нездоровой жизнедеятельности человечества.

Предлагая разнообразные варианты конкуренции: разумная, мягкая, жесткая, совершенная, цивилизованная, соревновательная, продуктивная, мы лишь множим названия одного и того же глубокого заболевания. Вместо того, чтобы совершенствовать болезнь и выдавать черное за белое, не лучше ли искать противоядие, совершенствовать индивидуальные и общечеловеческие терапевтические приемы и техники, которые купируют болезнь и возвращают природное здоровье. До тех пор, пока индивид не обратит пристальное внимание на свое физическое, психическое и, главное, духовное здоровье и не начнет его исправлять, здоровыми общественные отношения не могут быть. Только гармоничный человек-сотрудник, но не человек-конкурент может построить гармоничное и открытое общество.

Всеобщий закон единства и борьбы противоположностей в социально-психологическом и духовном поле человека выражается в принципах сотрудничества и конкуренции, что во всей полноте отражает жизнь человека как свободной, творческой, самораскрывающейся системы.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

2. Безант А. Алхимия духа. Сборник. М.: Сфера, 2000. 336 с.

3. Шри Ауробиндо, Мать. В поисках души нетленной. СПб.: Пондиче-ри, 1997. 180 с.

4. Жигун Л.А. 170 стратегий бизнеса. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. 55 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Изд-во "Феникс",1997. 480 с.

6. Копра Ф. Дао Физики. СПб.: Орис-х-Янапринт, 1990. 304 с.

7. Миголатьев А.А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1. С. 71-83.

8. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1989. 325 с.

9. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. 232 с.

10. Уилсон Р.А. Психология эволюции / Под ред. Я.Невструева. Киев: Изд-во "Янус", 1998. 304 с.

11. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Изд-во П.Ильин, 1997. 415 с.

12. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

13. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000. 544 с.

14. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. 56 с.

15. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.