Лойко Л.Е.
к.филос.н., доцент Академии МВД Республики Беларусь
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ
Ключевые слова: культура, историческая память, столкновение цивилизаций, Беларусь, Россия, кризис культуры.
Keywords: culture, historical memory, clash of civilizations, Belarus, Russia, cultural crisis.
В 1998-2008 годах Беларусь и Россия на основе программ Союзного государства осуществили восстановительные работы в Брестской крепости. В результате была сохранена традиция общей исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны1. Это стало началом большой работы в гуманитарной сфере.
19 октября 2017 года в Национальном архиве Республики Беларусь состоялась презентация сборников документов и материалов «Сожженные деревни Белоруссии. 1941-1944» и «Сожженные деревни России. 1941-1944». Сборники были подготовлены в рамках международного проекта «Социальная поддержка людям, выжившим в сожженных белорусских деревнях 1941-1944 гг.». Этот проект осуществляют Белорусский фонд мира и Национальный архив Республики Беларусь при поддержке фонда ФРГ «Память, ответственность и будущее». В сборник «Сожженные деревни Белоруссии. 1941-1944» включено 212 документов. Докладные записки, справки, сведения, специальные сообщения ЦК КПБ, НКВД БССР, БШПД, местных партийных и государственных органов, партизанских формирований свидетельствуют о преступлениях, совершенных немецко-фашистскими оккупантами на территории Беларуси. Акты карательных операций против партизан и мирного населения, уничтожения деревень представлены в приказах и отчетах вермахта, СС, полиции и гражданской оккупационной администрации.
Сборник «Сожженные деревни России. 1941-1944» создан на основе документов уголовных дел военнопленных, осужденных в Беларуси после Великой Отечественной войны за военные преступления. В него включено 439 документов из фонда № 1363, хранящегося в НАРБ. В первой главе сборника опубликованы акты областных и районных комиссий, Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК СССР). Во второй главе содержатся протоколы допросов военнопленных, бывших военнослужащих воинских подразделений нацистской Германии.
Сборники подготовлены в рамках инициативы Российско-Белорусской ассоциации историков «Союзная инициатива памяти и согласия». Она создана в 2016 году Фондом содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» (г. Москва) и Институтом истории Национальной академии наук Республики Беларусь.
Презентацию сборников провели директор Национального архива Республики Беларусь А.К. Демянюк и директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И. Кураш. Представленным сборникам предшествовали сборники «Хатынь. Трагедия и память», «Хатынский некрополь», «Хатынские деревья жизни». На официальном сайте Национального архива в открытом доступе размещена база данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны».
Великая Отечественная война показала общую направленность исторической памяти Беларуси и России - патриотизм. Сегодня он реализуется в деятельности совместных поисковых отрядов. В Беларуси эту работу ведет 52-й отдельный специализированный батальон. Солдаты знают географию боев на территории Беларуси и России, особенности уставов и военной формы солдат разных стран. Подобное военное подразделение создано и в России. Белорусскими поисковиками в период с 1995 года идентифицировано более 55 тысяч солдат и офицеров, павших в годы Великой Отечественной войны. Деятельность поисковых отрядов Беларуси и России координируется на основе проекта «Фронт» Российского военно-исторического общества.
По итогам научно-исследовательской работы студентов вузами России и Беларуси к 70-летию Победы издан сборник студенческих эссе «Мы помним,..»2. Исследованиями студентов руководят подлинные энтузиасты архивного дела. В Беларуси таким человеком является Б. Д. Долготович. Благодаря его поисковой энергии совместно с российскими исследователями подготовлены и изданы значимые работы по Великой Отечественной войне. Среди них -«Энциклопедия Победы: Беларусь - Москва»3.
1 Хамутовская, С.В. Патриотизм и общность истории как факторы консолидации белорусского народа // Войны Х1У-ХХ вв.
в судьбах белорусского народа. - Минск, 2014. - С. 319-323.
2
Мы помним.. .Студенческие эссе (К 70-летию Великой Победы). - Ижевск, 2015.
з
Энциклопедия Победы: Беларусь - Москва. - Минск; Москва, 2009.
Историческая память Беларуси и России основана на общности их культурных корней. Сохранение этой общности детерминировано едиными истоками древнерусской цивилизации, православием1.
Христианство, пришедшее в Европу с Ближнего Востока, не смогло сохранить общность исторической памяти старого континента, поскольку само осуществило внутреннюю демаркацию христиан по принципу западного и восточного обрядов. Возник механизм столкновения цивилизаций. Он реализовывался в форме стратегии крестовых походов. В последующем исполнителями этой стратегии стали национальные политические элиты Швеции, Франции, Пруссии. Стратегия столкновения цивилизаций культивировалась в отношении русского мира, несмотря на реформы Петра I, создавшие механизм европеизации России на основе достижений техногенной цивилизации. Идеи европейских мыслителей вошли в общий контекст тематики, связанный с кумулятивным развитием русской культуры.
В интеллектуальном пространстве России, в которое входила и Беларусь, произошла конвергенция европейской и российской интеллектуально-гуманитарной тематики. Теория исторической памяти сформирована работами Д. Ви-ко, Ж. Кондорсе, Н. Карамзина, Г. Гегеля, Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера, Дж. Бернала. Но даже буквальное заимствование западной философии марксизма не обеспечило белорусской и российской исторической науке идейной основы для преодоления доминанты столкновения цивилизаций. Более того, марксизм стал использоваться Западом для противостояния с СССР, что проявилось в событиях Великой Отечественной войны.
Огромные испытания, связанные с оккупацией территории, выпали Беларуси. Коалиция фашистских государств Европы под эгидой нацистской Германии осуществляла стратегию массового уничтожения мирного населения городов и деревень. В концентрационных лагерях погибло большое количество военнопленных. Сеть лагерей смерти в виде гетто была создана для еврейского населения. Советская Армия оказалась основным гарантом независимости Белорусской ССР. В ряды Советской Армии влились отряды и соединения белорусских партизан, которые продолжили освобождение европейских стран от нацистской идеологии. Многие из них погибли на фронтах. Три белорусских фронта играли ключевую роль в наступательных операциях, в том числе в Берлинской операции.
В ознаменование этих событий по итогам республиканского референдума 1996 года и в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь 3 июля - день освобождения столицы Беларуси от немецких захватчиков отмечается в стране как государственный праздник - День Независимости Республики Беларусь. Важным элементом общей исторической памяти России и Беларуси о павших героях и замученном мирном населении стало празднование 70-летия Великой Победы и освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков2.
Общим духовным основанием функционирования и развития исторического сознания Беларуси и России является православие. В евразийском интеллектуальном пространстве сложились уникальные механизмы обсуждения и трансляции христианских традиций вероисповедания в переписке К. Туровского и А. Боголюбского, И. Грозного и А. Курбского, полемике старца Артемия и С. Будного.
Традиции белорусско-российского книгопечатания формировались Н. Федоровым и П. Мстиславцем. В 2017 году в Беларуси отметили 500-летие начала книгопечатания в Восточной Европе. Важную роль в этом событии сыграла деятельность Ф. Скорины. Перспективы общности исторической памяти народов Беларуси и России стали предметом изучения М. Литвина. Он посвятил свою работу изучению нравов братских народов. С. Полоцкий стал основателем единой российско-белорусской традиции интеллектуальной и духовной деятельности.
Российские старообрядцы нашли себе новое место для проживания в пространстве Беларуси. Они стали частью общего процесса мультикультурного диалога, характерного для Беларуси эпохи Возрождения. В XVII столетии Московское государство воспринималось белорусским православным населением как спасительное для них в силу имевших место в Речи Посполитой преследований и притеснений по религиозным мотивам. Именно по этой причине С. Полоцкий, семья Достоевских сделали выбор в пользу Московского государства. В эпоху Петра I проживавший в Нидерландах выходец из Беларуси - И. Копиевича - проявил желание осуществить перевод на русский язык книг по морскому делу.
Активное участие принимали выходцы из Беларуси в освоении Сибири и Арктики. К их числу относятся И. Черский, О. Шмидт. В дипломатических миссиях России на Дальнем Востоке также были представлены уроженцы Беларуси. Значимую роль в установлении диалога России и Японии сыграл И. Гошкевич. В рядах российской армии служили выходцы из Беларуси - активные участники военных компаний на Кавказе, в Крыму. Среди офицеров и солдат российской армии периода первой мировой войны было много выходцев из Беларуси.
Общую историю Беларуси и России формировали и реформы Столыпина. По их результатам в Сибирь переселилось полтора миллиона крестьян из Беларуси. Они создали феномен белорусских деревень в Центральной Сибири. Жители этих деревень приезжают в Беларусию, где в родных деревнях их встречают родственники, и где они посещают кладбища, чтобы отдать дань памяти умершим. Фронты первой мировой войны, проходившие по территории Беларуси, вынудили выехать в Россию более миллиона жителей Беларуси. Большинство из них осталось на новых для них местах проживания. Сформировался евразийский вектор исторической памяти Беларуси и России, который питается деятельностью культурных обществ этнических белорусов в городах Западной и Центральной Сибири. В революционных событиях 1917 года также активно участвовали уроженцы Беларуси - А. Богданов, Ф. Дзержинский, Н. Судзиловский-Руссель, А. Чижевский.
Особую тему общей истории Беларуси и России создали представители Витебской художественной школы, возникшей благодаря И. Репину. В революционный период в Витебске работали М. Шагал, К. Малевич и целая группа их соратников, внесших вклад в формирование эстетики русского авангарда. В городском художественном училище
1 1025 лет крещения Руси. - Минск, 2016.
2
Духовные ценности и историческая память: к 70-летию Победы. - Минск, 2015.
Минска начал творческий путь Х. Сутин. В Смоленском филиале Витебского народного художественного училища сформировалась как художница Н. Ходасевич-Леже.
В советский период общую историю народов Беларуси и России мирного времени формировали взаимные миграционные потоки. Видные ученые Москвы, Ленинграда стали основателями школ в белорусской науке. Ученые и конструкторы, уроженцы Беларуси, такие как Я. Зельдович, П. Сухой, Л. Выготский, оказали значительное влияние на развитие физики, авиастроения, психологии. В советской космонавтике представлено немало выходцев из Беларуси.