Михаил АЛЕКСЕЕВ, «Ремедиум»
«Сотекс»: стабильное развитие
PEMffllUM
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в связи с падением цен на сырьевых рынках и скачками курсов валют, ставит под угрозу поставки зарубежных лекарственных средств. В таких условиях ускоренная реализация программы импортозамещения на фармацевтическом рынке становится насущной потребностью и вопросом национальной безопасности страны. Пример компании «Сотекс», стабильно наращивающей объемы производства и постоянно расширяющей свой продуктовый портфель в любых экономических условиях, демонстрирует, что у отечественного фармпрома есть потенциал для выполнения этой масштабной задачи.
50
• ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
История компании «ФармФирма «Сотекс» во многом предвосхищает путь развития отечественной фармацевтической промышленности, намеченный государственной программой импор-тозамещения. Компания, созданная в 1999 г., первоначально занималась фасовкой и упаковкой готовых ЛС по контракту с зарубежными производителями. В 2005 г. было открыто собственное производство полного цикла. Завод «Сотекс» в Сергиево-Посадском районе Московской области стал одним из первых предприятий, построенных в полном соответствии с европейскими стандартами надлежащей производственной практики (GMP EU). Последующие годы были посвящены поступательному освоению всех значимых направлений фармацевтической деятельности: запуску собственных брендов, освоению биотехнологических производств и выпуску генно-ин-
Продукция «Сотекса» поставляется в Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Македонию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В 2014 г. к числу зарубежных рынков, на которых присутствует компания, добавилась Грузия. В планах на ближайшее будущее — на рынки ряда стран Балканского полуострова и Юго-Восточной Азии.
женерных ЛС, наконец, выходу на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время портфель «Сотекса» насчитывает свыше 150 наименований ЛС, применяемых в неврологии, онкологии, ревматологии, нефрологии, кар-
диологии и других терапевтических направлениях.
• ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
В течение последних нескольких лет компания «Сотекс» последовательно расширяет продуктовую линейку «Аме-лотекс», выводя на рынок мелоксикама различные лекарственные формы: раствор для внутримышечных инъекций, таблетки, гель для наружного применения. Амелотекс 1%-ный гель является единственным в России препаратом мелоксикама для наружного применения, а также единственным монопрепаратом мелоксикама, разрешенным к безрецептурному отпуску в аптеках. В апреле текущего года в продажу поступила новая лекарственная форма препарата Амелотекс — суппозитории ректальные 7,5 мг №6 и 15 мг №6. Амелотекс (МНН мелоксикам) — нестероидное противовоспалительное средство, обладающее противовоспалительным, жаропонижающим и обезболивающим действием. Основные показания к применению препарата: остеоартроз, ревматоидный артрит, анкилозирую-щий спондилит (болезнь Бехтерева). ТМ Амелотекс пользуется заслуженным доверием у специалистов и пациентов. По данным за I полугодие 2015 г., ЛС компании «Сотекс» занимают второе
Доля Амелотекса в сегменте препаратов мелоксикама в I полугодии 2015 г., руб.
Общий объем продаж 1 839 994 768 руб. 6 7 1 9 10
1 — Movalis, 53,8%
2 — Amelotex, 18,9%
3 — Artrozan, 9,6%
4 — Meloxicam, 7,2%%
5 — Meloxicam Teva, 3,3%
6 — Meloxicam DS, 2%
7 — Movasin, 1,3%
8 — Mesipol, 1,3%
9 — Bi-Ksikam, 1,2%
10 — Meloflex Rompharm, 1%
11 — Mirlox, 0,4%
Общий объем продаж 5 413 769упак.
9 10 11 12
1 — Movalis, 28,1%
2 — Meloxicam, 25,5%
3 — Amelotex, 18,6%
4 — Artrozan, 10,2%
5 — Meloxicam Teva, 4,4%
6 — Movasin, 4,1%
7 — Meloxicam DS, 3,7%
8 — Bi-Ksikam, 2,5%
9 — Mesipol, 1,3%
10 — Meloflex Rompharm, 1,0%
11 — Mirlox, 0,4%
12 — Oxicamox, 0,1%
Источник: IMS Health
РИСУНОК
«СОТЕКС»: СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ршшиим
место по объему продаж в денежном выражении в сегменте препаратов ме-локсикама всех форм выпуска (рис. 1). С апреля 2015 г. все лекарственные формы Амелотекса получили новую упаковку характерной цветовой гаммы. Компания рассчитывает, что последние изменения линейки «Амелотекс» еще больше увеличат узнаваемость этого и без того востребованного бренда.
• В ПОМОЩЬ ПОЧКАМ
В течение последних лет увеличился портфель нефрологических препаратов «Сотекса». Для пациентов предназначены такие продукты компании, как Ликферр100 и Эральфон, причем линия по производству субстанции Эральфо-на (генно-инженерного эритропоэти-на) стала первым биотехнологическим
производством полного цикла на заводе компании. В начале текущего года на рынок был выведен Селамерекс (севела-мер) — препарат для коррекции гипер-фосфатемии у пациентов с хронической почечной недостаточностью, находящихся на гемодиализе. Еще одной важной новинкой последних месяцев является Кетоаминол — препарат, включающий кетоаналоги аминокислот, для профилактики и лечения нарушений белкового обмена у пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью (ХПН). До появления Кетоаминола на российском рынке не было кетоаналогов аминокислот отечественного производства. При этом данное лекарство включено в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а его стабильно расту-
щие продажи в 2014 г. превысили 1 млрд руб. (рис. 2).
• КВИНТЭССЕНЦИЯ УСПЕХА
Важнейшим направлением деятельности компании «Сотекс», значимость которого постоянно возрастает, является развитие портфеля ОТС-препаратов. В этом сегменте ГК «Протек» располагает столь успешными брендами, как Ан-виМакс, Гепагард, Инфлюнет. Стоит отметить, что препарат АнвиМакс — признанный лидер на рынке противопрос-тудных средств, в 2014 г. был удостоен престижнейшей профессиональной премии «Платиновая унция» в номинации «Динамика года» за выдающийся рост продаж в предыдущем году. В конце 2013 г. на рынке появился комбинированный противопростудный препарат Инфлюнет (саше и капсулы), у которого нет аналогов. Благодаря уникальной формуле он быстро завоевал доверие потребителей. В состав Ин-флюнета входят: парацетамол, аскорбиновая кислота, рутозид, фенилэфрин, янтарная кислота.
Ключевой компонент формулы — янтарная кислота — потенцирует жаропонижающее, обезболивающее ангиопро-текторное и противоотечное действие других действующих веществ, повышая эффективность терапии и снижая вероятность побочных эффектов. Наличие в составе янтарной кислоты, «пятого элемента» препарата, было удачно обыграно в телевизионной рекламной компании Инфлюнета, запущенной в 2014 г. Весной 2015 г. ролик препарата Инфлюнета стал серебряным призером конкурса «Пожиратели рекламы. Лучший рекламный ролик 2014 года». Критерием эффективности рекламной компании Инфлюнета может служить кратный рост продаж препарата в I полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По данным IMS Health, доля препарата в упаковках в крайне «перенаселенном» сегменте противогриппозных средств за этот период увеличилась почти в 4 раза — с 0,11 до 0,43%. Продажи в рублях увеличились с 10,8 до 38,8 млн руб., в упаковках — с 40,6 до 138,4 тыс. штук (рж. 3).
51