Научная статья на тему 'Сосуществование евреев и христиан в Чешском королевстве в XIII-XIV вв'

Сосуществование евреев и христиан в Чешском королевстве в XIII-XIV вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
406
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ИУДАИКА / БОГЕМИЯ / МОРАВИЯ / ПОГРОМЫ / КРОВАВЫЙ НАВЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ / MEDIEVAL PERIOD / JEWISH STUDIES / BOHEMIA / MORAVIA / POGROMS / BLOOD LIBEL / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Анна Александровна

Данная статья посвящена аспектам совместного мирного проживания евреев и христиан на территории Богемии и Моравии в Средние века. В отличие от других европейских территорий на Чешское королевство не распространились в полной мере практики кровавых наветов и погромов. Целью статьи является описание и анализ причин нетрадиционного для Средневековья достаточно мирного сосуществования этих двух групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Co-existence of Jews and Christians in Czech Kingdom in 13th- 14thcenturies

This article is dedicated to some aspects of co-existence of Jews and Christians in Bohemia and Moravia during the Middle Ages. Unlike many other European territories, Czech kingdom remained relatively untouched by practices of pogroms and blood libels. The aim of this article is to describe and to analyze the untraditional for Medieval period relative peaceful co-existence between those two communities.

Текст научной работы на тему «Сосуществование евреев и христиан в Чешском королевстве в XIII-XIV вв»

А.А. Новикова

Сосуществование евреев и христиан в Чешском королевстве в Х111-Х1У вв.

Данная статья посвящена аспектам совместного мирного проживания евреев и христиан на территории Богемии и Моравии в Средние века. В отличие от других европейских территорий на Чешское королевство не распространились в полной мере практики кровавых наветов и погромов. Целью статьи является описание и анализ причин нетрадиционного для Средневековья достаточно мирного сосуществования этих двух групп населения.

Ключевые слова: Средневековье, иудаика, Богемия, Моравия, погромы, кровавый навет, интеграция.

Чешское королевство во многом не похоже на другие королевства Европы. Отличия заключаются не только в особенностях местной культуры, сочетании отсталости в развитии с невероятным богатством. Отдельного упоминания заслуживают иудео-христианские отношения в средневековой Чехии, которые по сравнению с иудео-христианским диалогом во Франции или Англии представляются исключительно мирными.

Английская еврейская история является отдельным предметом изучения в иудаике, так как на территории Норвича родилась практика кровавого навета - обвинения евреев в ритуальном убийстве христиан; первый подобный случай датируется 1144 г. в рамках расследования убийства подмастерья кожевника, мальчика Уильяма1. Судебный процесс над норвичскими евреями проходил поспешно, и даже король Стефан решил не вступать в конфликт с церковным судом Норвича2.

© Новикова А.А., 2017

Обвинения французских евреев в ритуальных убийствах появились после норвичского суда. Несколько схоластов, изучавших дело Уильяма Норвичского, зафиксировали в своих хрониках слухи, что еврейская община в Нанте через подобные жертвоприношения собирается приобрести силу, с помощью которой евреи завоюют Израиль3. Первый французский кровавый навет датируется 1171 г. - в Блуа еврей был обвинен христианином в том, что тот выбросил ребенка в колодец4.

Дальнейшая история кровавых наветов обширна и охватывает всю Европу. Во Франции, Испании, Италии и Германии они стали частым явлением, за которыми всегда следовали погромы и казни. Кровавые наветы обросли собственными легендами - например о еврейской мужской менструации5 и об оскверненных просфорах6. Однако как бы распространены они ни были, на территории Чешского королевства кровавые наветы и подобные преследования евреев не приобрели такого массового характера.

Здесь следует отметить, что в Богемии и Моравии случались погромы, но их было меньше, чем в Германии или Франции, и носили они иной характер. Например, первый погром на территории Чешского королевства - Пражский погром 1096 г. - устроили крестоносцы, проходившие через чешские земли. Архиепископ Козьма Пражский, как и большая часть чешского клира, негативно оценили действия крестоносцев в отношении евреев и призывали прекратить насилие7.

Это лишь один из примеров более благоприятного отношения к евреям со стороны властей (церковных и светских) в Чешском королевстве. В 1200-е годы в Иглаве еврейская община практически стала равноправной частью общества, получив права и обязанности рядовых горожан8.

XIII век в Богемии и Моравии был периодом относительного благополучия для евреев. Ключевой фигурой для иудео-христианских отношений стал Пржемысл Отакар II, правивший с 1233 по 1278 гг. Его предшественник увеличил подушную подать, взимаемую с еврейских общин, что повысило заинтересованность короны в их благосостоянии. Согласно недатированному обращению Пржемысла Отакара II в канцелярию Папы Римского, он воспринимал евреев не только как прямых подданных чешской короны, но и как важнейший гарант королевской казны9. Кульминацией королевской благосклонности к евреям стала жалованная грамота евреям, подписанная Пржемыслом Отакаром II 29 марта 1254 г. Она была создана по образцу грамоты Фридриха II Австрийского и расширила права и привилегии еврейства, адаптировав австрийский

аналог к новым условиям. Например, убийство еврея приравнивалось к убийству христианина, похищение еврейских детей становилось преступлением, как и осквернение еврейских кладбищ и синагог. Другим немаловажным положением стал запрет обвинения евреев в употреблении христианской крови в ритуальных целях10.

Вскоре после дарования чешским евреям вышеперечисленных привилегий, Отакар II поддержал распространение среди церковного клира буллы папы Иннокентия IV11. Эта булла утверждала, что христиане не имеют права насильственно крестить евреев, грабить их, наносить какой-либо урон как отдельным лицам, так и всей общине. Булла Иннокентия IV объявляла неправомерность обвинений в ритуальных убийствах, а также приравнивала к преступлениям разрушение еврейских кладбищ и эксгумацию еврейских останков.

Любопытна для изучения иудео-христианских отношений хартия Пржемысла Отакара II от 1264 г., которая накладывала запрет на прием залога после наступления темноты, а также на покупку лошадей и коров. Преамбула хартии утверждает, что эти меры вводятся для обеспечения безопасности самих евреев после учащения случаев обвинения евреев в краже скота и на незаконность сделок, заключенных после захода солнца. Другим пунктом этой хартии стало обязательство евреев оплачивать четверть стоимости обслуживания городских укреплений12.

Специалисты по иудаике начала ХХ в. полагали, что причиной включения подобного положения в хартию было стремление Пржемысла Отакара II снизить нарастающую враждебность горожан к еврейским общинам. По всей Европе того периода прокатывалась волна изгнания евреев из городов, не только из религиозной ненависти, но и из-за общего недовольства - евреи проживали на территории городов, но не вносили средств в обслуживание городских служб. Горожане считали, что им приходится платить за комфорт евреев, никак не способствовавших процветанию местного сообщества. В период между 1264 и 1275 гг. Отакар II полностью освободил евреев от всех налогов сроком на один год для привлечения изгнанных евреев с территории Германии13.

В этот период происходили странные события в Оломоуце, где в 1267 г. епископ города, Бруно, отказался посещать Вьеннский собор, где планировалось принять целый ряд антиеврейских постановлений. Но уже в 1273 г. он написал жалобу Иннокентию IV о нарушениях евреями установленных норм иудео-христианских отношений; Бруно фактически попросил разрешения Папы Римского на изгнание евреев из Оломоуца, однако получил отказ и призыв

в случае обнаружения подобных неповиновений сообщать о них королю Богемии и Моравии14.

Другим свидетельством благосклонности Пржемысла Отака-ра II к еврейскому населению его земель стало строительство здания Староновой синагоги и выделение участка земли под еврейское кладбище. Его строили королевские каменщики, выстроившие здания конвента Св. Агаты, которым управляла сестра короля. Тогда это здание называлось Новой синагогой, а сейчас - Староновой15.

Примечательной в Староновой синагоге является сама архитектура здания. Она построена по адаптированным чертежам, по которым строились христианские храмы - с апсидами и нефами, с колоннами и вытянутыми вверх окнами. При этом христианская составляющая архитектуры пронизана отсылками к еврейской принадлежности здания - в каждом декоративном элементе повторяется мотив двенадцати виноградных лоз, на каждой из которых висит по двенадцать гроздей из двенадцати виноградин каждая.

Староновая синагога была завершена в 1270 г. и с тех пор стала образцом чешского синагогального строительства. Приемы, придуманные строителями Пржемысла Отакара II (например, направление основного потока света на биму - возвышение, с которого читается Тора по субботам, и на арон кодеш - хранилище свитков Торы и ритуальных предметов общины) повторялись затем во всех известнейших синагогах Праги - Майзельской, Испанской и Иерусалимской синагогах16.

Протекционистскую политику проводил и сын Отакара II, Вацлав II. В 1283 г., сразу после вступления на престол, Вацлав II издал грамоту, подтверждающую все положения грамоты 1254 г. В 1290-х гг. по немецким землям прокатилась очередная волна кровавых наветов и изгнаний евреев из городов, а Риндфлейшские рыцари преследовали бежавших евреев до самых границ Чешского королевства. Согласно еврейским хроникам, чешские еврейские общины тогда выплатили королю большую сумму денег в качестве взноса за покровительство, и ни один рыцарь Риндфлейша не попал в чешские земли17.

Вацлав II погиб в 1305 г. вскоре после победоносной обороны Буды, а правление его наследника, Вацлава III, продлилось чуть больше года18. Несмотря на то что последний унаследовал невероятно мощное и богатое королевство, молодой монарх не совладал со всеми обратившимися против него силами19.

Примечательно, насколько положительные явления в жизни чешского еврейства были связаны с династией Пржемысловичей. Воцарившийся после Вацлава III Генрих Хорутанский все три года

своего правления провел в противостоянии с Рудольфом I Габсбургом и представителями усилившегося чешского дворянства. Иоганн Люксембургский, ставший королем Чехии благодаря женитьбе на Элишке Пржемысловне, не интересовался делами Богемии20.

Именно в период правления Иоганна Люксембургского в Чехии случился единственный случай классического кровавого навета. В 1336 г. некий Ян21, «князь на земле», приговорил нескольких евреев к смерти через сожжение по обвинению в употреблении христианской крови в пищу. После этого он якобы напал на синагогу, в которой обнаружил огромное количество денег. Согласно распространенному среди специалистов по иудаике ХШ-ХХ вв. мнению, этим Яном являлся сам Иоганн Люксембургский22, разорявший синагоги в поисках ценных предметов для наполнения опустевшей королевской казны.

Вступление Карла IV на королевский престол изменило положение Праги в Европе, да и всего Чешского королевства в целом. Авторитет молодого монарха и популярность его политики привели к тому, что Прага стала центром политической и умственной жизни Германии.

В 1346 г. Карл IV издал Золотую Буллу - документ, определивший конституционную структуру Священной Римской империи на протяжении четырех столетий вплоть до 1806 г. Особенно выделяются Главы 8 и 11 Золотой Буллы - «Об иммунитете короля Богемии и его подданных» и «Об иммунитете короля Богемии и обитателей его королевства».

Обе эти главы устанавливают, что никто из Чешского королевства и всех принадлежащих ему земель, вне зависимости от ранга, положения, звания или состояния, не может быть вызван на суд или трибунал никуда и никем, кроме как в суды короля Богемии или в суды его королевской курии. Подданный короля Богемии, вызванный в любой другой суд в качестве обвиняемого или свидетеля, может игнорировать этот вызов. Подданный короля Богемии также не может преследоваться любыми другими судами, а также не может быть принужден к уплате начисленных штрафов или исполнению любого приговора.

Стоит отметить, что, так как евреи Праги были прямыми подданными короля, Золотая Булла стала дополнительной защитой для чешского еврейства, и для пражской общины в особенности. Когда в 1347 г. архиепископ Пражский Арнест обвинил евреев в огромном количестве преступлений, Карл IV запретил Арнесту распространять призывы к расправе над евреями. Он ссылался на принятую годом ранее Золотую Буллу, по которой все евреи явля-

лись слугами казны, над которыми Карл IV имел право вершить суд23. Архиепископ был вынужден капитулировать.

В 1356 г. Карл IV подтвердил привилегии евреям и общинам Отакара II, а уже к 1361 г. он способствовал устранению невозвратных долгов еврейских ростовщиков - закладные альтштадских должников были изучены лично Карлом и его советниками, после чего все долги были выплачены.

Здесь необходимо отметить, что Карл IV был прагматичным правителем, в первую очередь действовавшим в интересах государства и самого себя. Так как евреи рассматривались как слуги казны, нередко к ним относились как к части казны. Карл IV часто от имени еврейских ростовщиков прощал долги своих союзников и любимцев, а после вспышки чумы 1348-1349 гг. имущество умерших от болезней евреев было разделено между казной и ближайшими друзьями Карла IV24.

Для оценки роли Праги в период правления Карла IV нельзя обойти вниманием Карлов университет, основанный в 1348 г. и быстро набравший популярность среди схоластов после его уравнения в правах со всеми остальными европейскими университетами. В 1366 г. Карл IV лично руководил передачей дома некоего еврея Лазаря, располагавшегося неподалеку от церкви Св. Николая, в пользу Карлова университета с полагавшейся за это компенса-

цией25.

В 1378 г., вскоре после признания единственным наследником своего сына Вацлава, Карл IV Люксембург скончался. Вацлаву IV в наследство досталось сильное и процветающее государство, в котором тем не менее уже были заложены основы будущего разлада. Церковь продолжала бороться за право прямого распоряжения церковной десятиной и за признание привилегий церкви в решении определенных вопросов. Усиливавшаяся аристократия также вступила в борьбу за лидерство в светской жизни государства.

Вацлава IV обвиняли во многих недостатках и называли бледной тенью его отца. Его обвиняли в нетрезвости и в недостатке дисциплинированности, его описывали излишне добродушным и вспыльчивым. Он увлекался охотой, покровительствовал искусствам, не любил замки и предпочитал жить в городских домах. Современниками Вацлава IV негативно воспринимались его привычка советоваться с людьми низкого происхождения и присутствие среди его придворных таких людей, как еврейский поэт и мыслитель Авигдор Кара26.

В 1389 г. произошла крупнейшая трагедия пражского еврейства в средневековый период, но и она не являлась результатом

кровавого навета. В Великую Субботу некие еврейские дети бросили камень в сторону священника, совершавшего ход с просфо-рами27. В ответ на это чешский церковный клир во главе с Йесеком Ктырханным призвал наказать евреев за столь дерзкий поступок. 18 апреля 1389 г. разъяренный народ напал на пражское гетто. 3 тыс. евреев были убиты и местная община была уничтожена почти полностью28. Авигдор Кара пережил этот погром и написал, что не было страшнейшей трагедии для евреев в Богемии. В память о событиях этого года он написал элегию, до сих пор читающуюся на День Искупления29.

Отношения между евреями и христианами продолжили ухудшаться. В 1391 г. произошел еще один погром из-за обвинения евреев в отравлении колодцев. Тогда пострадал авторитет среди раввинов, Липман из Мюльхаузена, более известный как Йомтов Липман бен Соломон30.

Резко ухудшающееся положение еврейских общин в Чехии нанесло сильный удар по королевской казне и по некоторым ремеслам, в которых доминировали евреи. В отчаянной попытке спасти чешское еврейство, в 1393 г. Вацлав IV подтвердил привилегии, данные евреям его предком, Пржемыслом Отакаром II. Этим жестом он пытался провозгласить преемственность своей еврейской политики, однако этот жест оказался недостаточным для восстановления пражской еврейской общины.

Примечания

См.: Rose E.M. The Murder of William of Norwich: The Origins of the Blood Libel in Medieval Europe. Oxford: Oxford Univ. Press, 2015.

Король Стефан Блуанский (1092-1154) был известен поддержкой политики своего деда, Вильгельма Завоевателя, в отношении евреев. См.: История Европы: с древнейших времен до наших дней: В 8 т. / Отв. ред. М.А. Барг. М.: Наука, 1988-2000. Т. 4-5.

Подобные слухи записаны Фомой Монмутским и Гервасием Кентерберий-ским. См.: Thomas of Monmouth. The Life and Miracles of St. William of Norwich. 1173 [Электронный ресурс] // Internet Medieval Source Book. URL: http:// sourcebooks.fordham.edu/halsall/source/1173williamnorwich.asp (дата обращения: 25.05.2017).

Тело убитого ребенка не было найдено, однако вина в ритуальном убийстве была все равно возложена на еврейскую общину. См.: MindelN. Martyrs of Blois [Электронный ресурс] // Website of the Chabad-Lubavitch Hasidic movement. URL:

2

3

http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/ii2387/jewish/The-Martyrs-of-Blois.htm (дата обращения: G3.G6.2Gi7).

5 Данная легенда берет свое начало в расследовании убийства ребенка в Трнаве (Словакия). См.: Хвольсон Д.А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев: Историческое исследование по источникам. М.: Текст, 2GiG. C. i96.

6 Осквернение просфоры - одно из распространенных обвинений. Обычно оно включало обвинение евреев в краже просфор из церкви, после чего они якобы пронзали их своими кинжалами, в результате чего просфоры начинали кровоточить.

7 Козьма Пражский. Чешская Хроника. III. 4 / Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. Л.В. Разумовская, В.С. Соколов. М.: Изд-во АН СССР, i962. С. i75.

8 По результатам голосования иглавского сейма еврейской общине была дана возможность платить налоги в городскую казну в обмен на право занятия общественных должностей. См.: Gottheil R., Grunwald M., Kurrein A. Bohemia [Электронный ресурс] // Jewish Encyclopedia. URL: http://www.jewishencyclopedia. com/articles/3472-bohemia (дата обращения: 23.Gi.2Gii).

9 Пржемысл Отакар называет немецких евреев «сокровищем, которое немцы выкинули, не зная, от чего отказываются». См.: Gottheil R., Grunwald M., Kurrein A. Op. cit.

iG Haas A. Codex iuris municipalis regni Bohemiae. Praha: Nakladatelstvi ceskoslov-enske akademie ved, i96G. Vol. 5. P. 77.

11 Jirecek H. Codex Juris Bohemici. Pragae: Typographia I.L. Kober, i867. Vol. i. P. i3i-i43.

12 Аналогичное постановление Рудольфа I Габсбурга обязывало евреев Оломоуца оплачивать часть расходов города с i278 г.; однако в Оломоуце евреи не получали права на участие в городском самоуправлении или права на несение службы в городе. См.: Boczek A. Codex Diplomaticus et epistolaris Moraviae. Olomoucii: Typographia Aloysii Skarnitzl, i845. Vol. 4. P. 2i8-276.

13 Этот же документ озвучивает следующую мысль Отакара II: «„мы вскоре должны получить от них выгоду, поскольку евреи являются... нашей казной». См.: Boczek A. Op. cit. Vol. i4. P. i7-22.

14 Pertz G.H. Scriptores, Leges und Diplomata. Berlin, i829. Vol. 3. P. 426.

15 Подробнее о Староновой синагоге см.: Benesovská K., Durdík T., Chotebor P. Architektura gotická. Praha, Správa prazského hradu, 2Gii.

16 Meek H.A. The Synagogue. Berlin, Phaidon Press Ltd, i995. P. 95.

17 Gottheil R., Grunwald M., Kurrein A. Op. cit.

18 Вацлав III был убит неизвестным убийцей в i3G6 г. при загадочных обстоятельствах. См.: Zemlicka J. Premyslovici: Jak zili, vladili, umirali. Praha: Nakladetelstvi Lidove noviny, 2GG5. Р. 234-238.

19 Во время правления Вацлава II были обнаружены залежи серебра на Кутной Горе. Чехия стала крупнейшим экспортером и основным поставщиком серебра на территории Европы. См.: Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма (V - середина XVII в.). М.: Изд-во МГУ, i993. С. 5i-57.

20 Иоганн Люксембургский практически не посещал Чешского королевства во время своего правления, спровоцировав недовольство со стороны чешского дворянства. Как только его сын Вацлав (впоследствии - Карл IV Люксембургский) достиг 15-летнего возраста, Иоганн поручил ему управление Чешским королевством.

21 См.: Deutsch G, Ochser S. Prague [Электронный ресурс] // Jewish Encyclopedia. URL: http://www.jewishencyclopedia.cOm/articles/12329-prague#anchor11 (дата обращения: 03.06.2017).

22 Grun N. Sage und Geschichte aus der Vergangenheit der Israelitischen Gemeinde in Prag. Prague: Afike Jehuda, 1888. P. 17.

23 WertheimerJ, von. Die Juden in Osterreich. Leipzig: Weigand, 1842. P. 173.

24 Ibid. P. 176.

25 Архив Карлова Университета в Праге. Хартия №1/17. Л. 2.

26 Авигдор Кара - известный еврейский мистик, каббалист и поэт, упоминается как один из первых сторонников идей Джона Уиклиффа на территории Чешского королевства, из-за чего его иногда причисляют к предвестникам гусизма.

27 Salfeld S. Das Martyrilogium der Nurnberger Memorbuches. Berlin, 1898. P. 306.

28 Кара описывает в элегии, что стены Староновой синагоги окрасились в красный цвет из-за рек крови евреев.

29 См.: Zunz L. Literaturgeschichte der synagogalen Poesie. Hildesheim: G. Olms, 1966.

30 Salfeld S. Op. cit. P. 322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.