Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 15-18 ЛЕТ В МОСКВЕ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 15-18 ЛЕТ В МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the health status of about 3 thousand 15-year-old schoolchildren from the Central Administrative District of Moscow, made during annual prophylactic medical examinations during 1994 to 2003, revealed a clear tendency for diminished functional capacities in schoolchildren. There was a less than 30% reduction in the number of apparently healthy adolescents with a rise in the proportion of persons with dysfunctions of the locomotor apparatus (LMA) (24.7%), organ of vision (OV) (21.9%), and gastrointestinal tract (19.2%). Over time there was an increase in the frequency of changes in LMA, OV, and immune system. The revealed correlation and the similarity of the time course of changes during different years of observation between LMA and OV lesions in the examined schoolchildren assume the etiopathogenetic and embryogenetic commonness of their involvement due to the structural and functional unity with connective tissue elements. A functional relationship was assumed to be between OV and LMA, which was due to the visual motor functional system. In-depth studies are required to elucidate reasons for the revealed tendencies.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 15-18 ЛЕТ В МОСКВЕ»

жизни детей, подростков и молодежи. — М., 2006. - С. 218.

Поступила 08.08.07

Summary. The paper gives a brief analysis of the prevalence and trends of childhood morbidity in small towns of the Krasnoyarsk Territory. Morbidity in small towns is shown to be greater than the average territorial rate. The increase in

overall morbidity in children is affected by the schooling environment where a child stay 6-8 hours daily and that ensures no conditions for keeping and promoting the child's health at school at the present stage. Monitoring of material resources yields a special territorial program whose major task is to increase the sanitary-and-epidemiological well-being at general educational establishments.

С М. А. УШАКОВА, Е. Г. УШАКОВА, 2008 УДК 613.955/.956:312.6(470-25) .1994-2003.

М. А. Ушакова, Е. Г. Ушакова

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 15-18 ЛЕТ В МОСКВЕ

ГОУ Московский городской педагогический университет

Сохранение здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой современной медицины и педагогики. Большинство исследований выявляют отрицательные тенденции в структуре здоровья детского населения и, в частности школьников [7, 12, 14]. В своей работе мы постарались сделать акцент на причинах выявляемых тенденций и определить наиболее перспективные направления изучения здоровья школьников исходя из полученных данных.

Материалы и методы

Для оценки состояния здоровья школьников и уточнения структуры заболеваемости и функциональных нарушений нами были обследованы более 3 тыс. детей — учащихся различных школ, проживающих в Центральном административном округе (ЦАО) Москвы. Школьники-подростки возраста 15—18 лет были осмотрены в ежегодном диспансерном обследовании в 171—174 поликлиниках ЦАО Москвы в период 1994—2003 гг. Проводились клиническое обследование, анализ данных инструментальной и лабораторной диагностики, учет заключений узких специалистов (хирург, ортопед, окулист, невропатолог, отоларинголог, стоматолог и др.). При анализе медицинской документации рассматривали как функциональные, так и органические клинические нарушения здоровья школьников.

Полученные данные статистически обработаны с применением метода корреляционного анализа, Х-квадрат анализа, расчеты проводили в программе Excel.

Результаты и обсуждение

В результате анализа медицинской документации была отмечена тенденция снижения функциональных возможностей организма ребенка в период обучения в школе. Если в первые годы наблюдения (1994—1996 гг.) здоровые подростки (1979— 1981 гг. рождения) составляли 30—35% обследуемых, то в 2003 г. среди подростков 1986—1988 гг. рождения лишь единицы сохраняли здоровье.

Чаще всего встречались школьники с отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА) (24,7%), нарушениями со стороны органа зрения (03) (21,94%), желудочно-кишечного трак-

та (ЖКТ) (19,2%). Выявляли функциональные и органические изменения сердечно-сосудистой системы преимущественно в виде вегето-сосудистой дистонии (ВСД) и пролапса митрального клапана (ПМК) (19,12%); расстройства эндокринной системы (в 18,04%), болезни органов мочевыделения (7,14%), аллергические реакции (6,2%).

Ведущими в структуре поражения ОДА были нарушения свода стопы в виде различных форм плоскостопия (9,6%), функциональные изменения оси позвоночного столба с нарушением осанки (5,9%), структурные поражения ОДА в виде сколиотиче-ских (5,6%), кифотических (1%) и смешанных форм искривления позвоночника.

Нарушение зрения было представлено в основном близорукостью (13,7%) (чаще слабой степени — 9,6%), спазмом аккомодации (4,35%) и астигматизмом (2,3%). Реже встречались косоглазие (0,8%) и ослабление зрения (0,4%).

В процессе динамического обследования выявлена тенденция к росту частоты функциональных нарушений (увеличивалось число детей с отклонениями со стороны ОДА, зрения, изменениями иммунитета).

По мере наблюдения из года в год наблюдался рост числа подростков с изменениями со стороны ОДА в виде нарушения осанки, реже сколиоза и плоскостопия.

Десятилетие наблюдений выявило ухудшение зрения подростков вследствие увеличения частоты случаев миопии слабой степени и спазма аккомодации. В меньшей степени отмечено учащение разных форм астигматизма. Выявлено нарастание абсолютной частоты поражения ОЗ.

Иммунные расстройства нарастали за счет учащения случаев бронхиальной астмы, астмоидного бронхита, кожных аллергических изменений типа атопического дерматита и нейродермита.

С целью выявления взаимосвязей между полученными результатами был проведен корреляционный анализ, который выявил связи между развитием функциональных отклонений со стороны разных систем. Были определены достаточно сильные связи между частотой поражения ЖКТ и эн-докринопатиями и эндогенным ожирением, поражением кожи и частотой поражения глаз (в том числе с миопией), развитием миопии и поражением 03 в целом, а также с развитием ПМК, между эндогенным ожирением и эндокринопатиями, а

гиена и санитария 5/2008

Динамика частоты поражения ОДА, ПМК и глаз в группе исследуемых подростков.

I — динамика поражения ОДА, 2 — динамика поражения 03, 3 — динамика частоты выявления ПМК. По оси ординат — годы наблюдения (/ — 1994, 2- 1995, 3— 19%. 4 - 1997, 5- 1998. 6- 1999), по оси абсцисс -частота выявляемой патологии.

также между частотой развития ПМК и частотой развития патологии кожи.

Таким образом, кроме очевидных взаимосвязей, например между эндокринопатиями и эндогенным ожирением, а также развитием миопии с ростом частоты поражения 03, обращают на себя внимание взаимосвязи, обусловленные скорее этиопато-генетической или эмбриогенетической общностью. Так, особый интерес представили корреляции между частотами изменения со стороны поражения опорно-двигательной системы, 03 и ПМК (рис. 1). Динамика этих изменений отличалась параллелизмом в указанные годы наблюдения.

Эти результаты показывают общую тенденцию нарастания частоты функциональных и органических изменений со стороны органов ОДА, 03 и ПМК в последние годы наблюдения. Они, вероятно, отражают комплексную реакцию всех органов и систем в ответ на изменение со стороны какой-то одной из систем и/или в ответ на сходные внешние факторы воздействия.

Объединяющим фактором физиологических и физических систем организма подростков может рассматриваться соединительная ткань (СТ). СТ несет множество разнообразных функций и сочетает в себе как структурно-формообразующие и статокинетические функции, так и защитные иммунные реакции [11]. Именно структуры СТ крайне чувствительны к внешним воздействиям и пластичны при восстановлении функций, что может обуславливать функциональный характер начальных изменений организма подростка и предполагает обратное их развитие при правильном профилактическом подходе.

Ранее сходные выводы были получены исследователями, занимавшимися изучением патогенеза школьной миопии [1, 15, 17—19], отметившими первостепенное участие элементов СТ в формировании изменений со стороны 03 и одними из первых связавшими развитие миопии с патологией СТ всего организма и, как следствие, с нарушениями со стороны ОДА у школьников.

Ряд исследователей полагали, что развитие недостаточности ткани склеры обусловлено нарушениями кальциево-фосфорного обмена и витаминной недостаточностью [6, 20, 21, 23].

О. М. Фролова-Андреева {16] отмечала, что у 70% больных имелась тонзилогенная инфекция и вялотекущий ревматизм, В. И. Григорьева, В. А. Волков [3], А. Ф. Терентьева, Р. И. Рязанова [13] полагали, что общее состояние организма играет определенную роль в прогрессировании миопии у детей, а также указывает на то, что у детей, страдающих хроническим тонзиллитом, аденоидами, сколиозами, степень миопии была выше, чем у остальных.

Преимущественный прирост числа детей с миопией в пубертатный период отмечала В. А. Джек-сенбаева [4]. По ее сведениям, у детей с близорукостью повышена частота заболеваемости ОДА больше за счет слабости мышечного корсета (67— 77% по сравнению с 29% в контроле) и повышен уровень заболеваний верхних дыхательных путей.

Известно, что состояния, связанные с генетическим нарушением в формировании компонентов СТ (синдромы гипермобильности суставов Марфа-на, Элерса—Данолса и др.) сочетаются с нарушениями хрусталика и связочного аппарата глаза; большинству состояний, связанных с патологией СТ, также сопутствуют различные офтальмо-пато-физиологические изменения 03 на фоне аутоиммунных и иммунодефицитных состояний [11].

В настоящее время накапливаются данные об иммунных и аутоиммунных изменениях и при близорукости [5, 8—10, 22].

Таким образом, именно специалисты, исследовавшие зрение школьников постепенно пришли к выводу о взаимодействии ОДА, 03 и иммунной системы — структур, которые эмбриогенетически и функционально объединены СТ. Очевидно, что эти структуры подвергаются активному воздействию в подростковый период эндокринной перестройки организма школьника.

По мнению Н. Ф. Базарного и соавт. [2], "состояние органа зрения должно рассматриваться только в контексте с характеристикой общей двигательной активности и прежде всего единой зрительно-двигательной функциональной системы целостного организма".

Сочетание и длительная экспозиция факторов адинамии, авитаминоза, психо-эмоциональной де-привации и статичности в условиях замкнутого пространства, недостаточная освещенность и несоответствие параметров мебели способствуют нарастанию частоты изменений именно со стороны ОДА и 03 у подростков.

Выводы. 1. Нами на большой выборке выявлена отчетливая тенденция к снижению качества здоровья подростков 15—18 лет преимущественно за счет уменьшения числа здоровых и увеличения числа подростков с функциональными расстройствами.

2. В структуре нарушения здоровья ведущими у школьников ЦАО оказались отклонения со стороны ОДА (24,7%), 03 (21,94%), ЖКТ (19,2%). В динамике сохранялась тенденция нарастания функциональных нарушений с ростом года наблюдения преимущественно за счет увеличения частоты детей с отклонениями со стороны ОДА, зрения, изменениями иммунитета.

3. х-квадрат анализ позволил выявить корреляцию динамики частоты развития нарушений осанки, миопии и развития ПМК, что свидетельствует об общей тенденции нарастания частоты функциональных и органических изменений со стороны органов ОДА, 03 и ПМК в последние годы наблюдения.

4. Состояние соединительнотканных структур школьников-подростков подвержено большому влиянию экзо- и эндогенных факторов в период полового созревания и может обуславливать выявленные тенденции в здоровье школьников.

Рекомендации. Ежегодный анализ показателей выявил ухудшение здоровья школьников пубертатного периода развития (15—18 лет). Мы считаем, что для преодоления нарастания функциональных нарушений у школьников необходим комплекс исследовательских мероприятий, который должен быть нацелен на изучение источника выявленной отрицательной тенденции и на оздоровление процесса образования детей в условиях современной школы.

Наиболее перспективными направлениями в изучении здоровья школьников мы считаем:

1) исследования особенностей формирования ОДА в детском и подростковом возрасте;

2) изучение генеза школьной миопии в связи с отмечаемыми изменениями со стороны ОДА;

3) разработку вопросов сбалансированности питания детей и подростков дома и в школе для максимального удовлетворения потребностей растущего организма и особенно элементов СТ;

4) оценку иммунитета у детей с поражением ОДА и 03 и разработку мероприятий, направленных на повышение иммунного статуса у детей школьного возраста.

Рациональная организация образовательного процесса является важной составляющей вышеперечисленных направлений и подразумевает такую организацию, при которой статическая и кинетическая составляющие двигательно-зрительной системы функционируют в условиях оптимума.

Л итература

1. Аветисов Э. С. Близорукость. — М., 1999.

2. Базарный Н. Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я и др. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушения осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. — М., 1983. — С. 3—12.

3. Григорьева В. И., Волкова В. А . // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии у детей. - М., 1969. - Вып. 2. - С. 44-46.

4. Джексенбаева В. А. // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии. — М., 1973. - Вып. 4. - С. 55-59.

5. Лазук А. В. Роль аутоиммунных факторов в прогрес-сировании миопии и развитии осложнений: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — 1994.

6. Малиновский А. А. // Охрана зрения детей и другие вопросы детской офтальмологии. — Киев, 1965. — С. 5-14.

7. Медведев А. В. Особенности возникновения и прогрессировать школьной близорукости в условиях современного учебного процесса:Дис. ... канд. мед. наук. — Самара, 1999.

8. Петров С. А. Взаимосвязь развития патологии иммунологии и зрительного анализатора у трудящихся ненцев. — Тюмень, 2000.

9. Пучковская Н. А., Бушуева Н. Н., Игнатов Р. К. Ц Актуальные проблемы детской офтальмологии: К 60-летию 1-й кафедры офтальмологии в России.

10. Пучковская Н. А., Шульгина Н. С., Бушуева Н. Н. и др. // Офтальмол. журн. - 1988. - С. 146-149.

11. Руководство по внутренним болезням: Ревматические болезни/ Под ред. В. А. Насоновой, Н. В. Бунчука. - М., 1997.

12. Смирнова Т. С. О связи близорукости с общим состоянием организма и некоторых особенностей ее развития у школьников: Дис. канд. мед. наук. — М., 1980.

13. Терентьева А. Ф., Рязанова Р. И. // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии у детей. - М., 1969. - Вып. 2. С. 47-51.

14. Ушакова Е. Г., Ушакова М. А., Волков В. А., Евсти-феева Н. А. // Вестн. МГПУ. - 2004. - № 1 (6). -С. 161-166.

15. Филатов В. И.,Скородинская В. В. // Офтальмол. журн. - 1955. - № 1. - С. 6-11.

16. Фролова-Андреева О. М. Клиника и течение миопи-ческой болезни в биомикроскопическом освещении: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Новосибирск, 1965.

17. Холина А. А. // Рус. офтальмол. журн. — 1925. — Т. 4, № 7. - С. 691-716.

18. InczeA. // Z. Augenhcilk. - 1928. - Bd 66. - S. 50-58.

19. Kuschler A. // Z. Augenheilk. - 1923. - Bd 51. -^ 229_358

20. Shede F. //Schweiz. med. Wschr. - 1954. - Bd 84, N 35. - S. 1012-1015.

21. Strebel Y. // Klin. МЫ. Angenheilk. - 1937. -Bd 99.

— S. 325—329.

22. Wang R. F., Chu R. Y., Guo В. K. // Chin. Med. J. (Engl). - 1986. - Vol. 99, N 10. - P. 775-778.

23. Wood D. J. // Brit. J. Ophthalmol. - 1927. - Vol. 11.

- P. 224-228.

Поступила 28.09.07

Summary. Analysis of the health status of about 3 thousand 15-year-old schoolchildren from the Central Administrative District of Moscow, made during annual prophylactic medical examinations during 1994 to 2003, revealed a clear tendency for diminished functional capacities in schoolchildren. There was a less than 30% reduction in the number of apparently healthy adolescents with a rise in the proportion of persons with dysfunctions of the locomotor apparatus (LMA) (24.7%), organ of vision (OV) (21.9%), and gastrointestinal tract (19.2%). Over time there was an increase in the frequency of changes in LMA, OV, and immune system. The revealed correlation and the similarity of the time course of changes during different years of observation between LMA and OV lesions in the examined schoolchildren assume the etiopathogenetic and embryogenetic commonness of their involvement due to the structural and functional unity with connective tissue elements. A functional relationship was assumed to be between OV and LMA, which was due to the visual motor functional system. In-depth studies are required to elucidate reasons for the revealed tendencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.