Научная статья на тему 'Состояние здоровья, образ и качество жизни работников общеобразовательных школ Москвы'

Состояние здоровья, образ и качество жизни работников общеобразовательных школ Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
278
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL / SELF-ASSESSMENT OF HEALTH / BEHAVIOR RISK FACTORS / QUALITY OF LIFE / WORKER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильченко Ирина Николаевна, Александров А. А., Котова М. Б., Введенский Г. Г.

Изучено состояние здоровья, образ и качество жизни учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, методистов, администрации и вспомогательного персонала общеобразовательных школ Москвы. Самооценка здоровья работников достоверно выше у мужчин, чем у женщин. Она прямо пропорционально связана с уровнем образования и дохода, обратно пропорционально — с возрастом и стажем работы в школе. Работники общеобразовательных школ Москвы отличаются высокими показателями распространенности ожирения, превышающими популяционные. Самая высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения отмечена у административных работников (100%), самая низкая — среди обслуживающего персонала (79,1%). Средние показатели качества жизни работников общеобразовательных школ Москвы выше общепопуляционных (в том числе по Москве), что может быть обусловлено более высоким уровнем образования и доходов данной социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильченко Ирина Николаевна, Александров А. А., Котова М. Б., Введенский Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTH CONDITION, LIFE-STYLE AND QUALITY OF LIFE OF WORKERS OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLS OF CITY OF MOSCOW

The article presents the results of study of health condition, life-style and quality of life of teachers, educators, social pedagogues, psychologists, methodologists, administration and support personnel of comprehensive secondary schools of City of Moscow the self-assessment of health among school workers is reliably higher among males as compared with females. It is related with the level of education in direct proportion and inversely with age and length of service. The workers of comprehensive secondary schools of City of Moscow are characterized by high indicators of obesity prevalence which surpass the population ones. The highest prevalence of extra body mass and obesity is established among administration workers (100%) and the lowest prevalence is established among support personnel (79.1%). The mean indicators of quality of life of workers of comprehensive secondary schools of City of Moscow are higher than population indicators. This phenomenon can be explained by higher level of education and incomes of this population group.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья, образ и качество жизни работников общеобразовательных школ Москвы»

21. Piza Z. CVD mortality and morbidity trends. In: EI Chazov, RG, Oganov, NV Perova, eds. Preventive Cardiology. Vol. 1. London—Paris—New York; 1985: 501—3.

22. Powtucket Heart Health Program. Clinical Trials. gov Identifier: NCT00005151.

23. Prevention of Cardiovascular Disease. Guidelines for assessment and management of cardiovascular risk. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. World Health Organization, 2007.

24. Riecansky I, Ziska K, Sapak K, et al. Results of six years comprehensive community cardiovascular control program in the Slovak Socialist Republic. In: EI Chazov, RG Oganov, NV Perova, eds. Preventive Cardiology. Vol. 1. London—Paris—New York. 1985; 245—52.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

УДК 614.2:616.62:373-051

25. Tuomilehto J, Geboers J, Salonen T, et al. Decline in cardiovascular mortality in North Karelia and other parts of Finland. Brit Med J 1986; 293: 1068—71.

26. Tuomilehto J, Nissinen A, Wolf E, et al. Effectiveness of treatment with antihypertensive drugs and trends in mortality from stroke in the community. Brit Med J 1985; 291: 857—61.

27. WHO European collaborative trial in the multifactorial prevention of coronary heart disease. WHO, Regional office for Europe, Copenhagen; 1989.

28. Wilhelmson L, Berglund G, Elmfeldt D, et al. The multifactorial primary prevention trial in Goteborg, Sweden. Eur Heart J 1986; 7: 279—88.

29. Wilson PW, Castelli WP, Kannell WB. Coronary risk prediction in adults (The Framingham Study). Am J Cardiol 1987; 59: G91—4.

Поступила 21.01.13

И. Н. ИЛЬЧЕНКО', А. А. АЛЕКСАНДРОВ2, М. Б. КОТОВА2, Г. Г. ВВЕДЕНСКИМ1

Состояние здоровья, образ и качество жизни работников общеобразовательных школ Москвы

'Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, 119992, Москва; 2Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России, 101990, Москва

Изучено состояние здоровья, образ и качество жизни учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, методистов, администрации и вспомогательного персонала общеобразовательных школ Москвы. Самооценка здоровья работников достоверно выше у мужчин, чем у женщин. Она прямо пропорционально связана с уровнем образования и дохода, обратно пропорционально — с возрастом и стажем работы в школе. Работники общеобразовательных школ Москвы отличаются высокими показателями распространенности ожирения, превышающими популяционные. Самая высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения отмечена у административных работников (100%), самая низкая — среди обслуживающего персонала (79,1%). Средние показатели качества жизни работников общеобразовательных школ Москвы выше общепопуляционных (в том числе по Москве), что может быть обусловлено более высоким уровнем образования и доходов данной социальной группы.

Ключевые слова:работники общеобразовательных школ; самооценка здоровья; поведенческие факторы риска; качество жизни

THE HEALTH CONDITION, LIFE-STYLE AND QUALITY OF LIFE OF WORKERS OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLS OF CITY OF MOSCOW

I.N. Il'chenko1, A.A. Aleksandrov2, M.B. Kotova2, G.G. Vvedenskiy1

1I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation,

119992, Moscow, Russia;

2The State Research Center of Preventive Medicine of Minzdrav of Russia, 101990, Moscow, Russia The article presents the results of study of health condition, life-style and quality of life of teachers, educators, social pedagogues, psychologists, methodologists, administration and support personnel of comprehensive secondary schools of City of Moscowю the self-assessment of health among school workers is reliably higher among males as compared with females. It is related with the level of education in direct proportion and inversely with age and length of service. The workers of comprehensive secondary schools of City of Moscow are characterized by high indicators of obesity prevalence which surpass the population ones. The highest prevalence of extra body mass and obesity is established among administration workers (100%) and the lowest prevalence is established among support personnel (79.1%). The mean indicators of quality of life of workers of comprehensive secondary schools of City of Moscow are higher than population indicators. This phenomenon can be explained by higher level of education and incomes of this population group. Key words: worker, comprehensive secondary school; self-assessment of health; behavior risk factors; quality of life

Одной из важнейших задач реформирования российского здравоохранения на современном этапе является повышение его эффективности. Как известно, основными элементами управления общественным здоровьем является воздействие на его детерминанты и факторы риска. К числу последних относятся динамика демографических процессов, уровень экономического развития и доходов различных социальных групп, как и санитар-но-экологические показатели благополучия населения.

Кроме того, на состояние здоровья населения также влияют качество и образ его жизни, доступность медицинской помощи, качество и эффективность деятельности сети лечебно-профилактических учреждений. Последние из перечисленных показателей могут быть изучены только с использованием опросных методов.

В эпидемиологии и клинических дисциплинах всегда существовали различные мнения о способах оценки состояния здоровья, различия касались подходов к тому,

Контактная информация: Ильченко Ирина Николаевна, д-р мед. наук, проф.; e-mail: irina.ilchenko@yahoo.com

что измерять, и к распределению акцентов между "объективными" и "субъективными" аспектами. История исследования индикаторов здоровья, по данным мировой научной литературы, показывает, что приоритеты в этой области сместились от макросоциальной структурной информации к информации о самооценке здоровья [12]. За последние 10—15 лет значительно повысилась доступность и качество опросов населения для изучения состояния здоровья. Существенным шагом вперед в этом направлении явилась разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья — EUROHIS [12], а также ряд прикладных российских исследований. Концептуально субъективное, или воспринимаемое, здоровье тесно связано с самооценкой здоровья, изучением поведенческих факторов риска, а также с относительно новой областью исследований, а именно изучением качества жизни. Качество жизни лучше всего объясняется как конкретизация определения здоровья ВОЗ путем включения в него самооценки благополучия и уровня деятельности в физической, эмоциональной и социальной сферах жизни.

Результаты медико-психологических обследований учителей и преподавателей разной квалификации показывают, что представители этого класса профессий относятся к группе повышенного риска по показателям физического и психического здоровья, так как работа современного учителя подвержена большим профессиональным, интеллектуальным и психическим нагрузкам [5, 14]. Среди педагогов общеобразовательных школ также высока частота факторов риска и распространенность хронических неинфекционных заболеваний [8]. Вместе с тем значительно меньше известно о состоянии здоровья, образе и качестве жизни различных категорий учителей, другого персонала школ, как вовлеченного, так и не вовлеченного в образовательный процесс. С учетом вышеизложенного целью настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья, образа и качества жизни работников общеобразовательных школ Москвы для обоснования основных компонентов программы по их укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Исследование было проведено в январе-феврале 2011 г. в 4 школах Москвы. В обследование были включены учителя, воспитатели, социальные педагоги, психологи, методисты, администрация школы и вспомогательный персонал, представленный секретарями, библиотекарями, сотрудниками школьной столовой, гардеробщиками, охранниками. Всего обследованию подлежало 382 человека; охвачено опросом 280 (72%) человек. Программа исследования предусматривала опрос испытуемых и медицинское обследование. Анкета, заполнявшаяся самим испытуемым, отражала социально-демографические показатели; отношение к здоровью, включая собственную его оценку; наличие хронических заболеваний и инвалидности; выполнение активных действий по поддержанию здоровья; сведения о соотношении роста и массы тела, вредных привычках, уровне физической активности; оценку качества жизни с помощью стандартной формы вопросника SF-36, по которой оценивается качество жизни в течение последних 4 нед.

Для оценки материальной обеспеченности и доходов респондентов использовались косвенные методы. Здоровье испытуемых оценивалось на основании самооценки здоровья по 5-балльной шкале, включающей градации от очень хорошего до очень плохого состояния здоровья. Из-за малочисленности крайних групп данные о них были объединены с близкими категориями, т. е. с хорошей

и плохой самооценкой здоровья. К курящим относили всех лиц, курящих регулярно и нерегулярно. Физическая активность считалась недостаточной (НФА), если какие-либо физические упражнения осуществлялись 1 раз в неделю и реже. Потребление алкоголя рассчитывалось с использованием непрямых методов: по частоте потребления алкогольных напитков и количеству выпиваемого за 1 раз. К лицам с избыточной массой тела относили респондентов, у которых индекс Кетле (вес/ рост2) был в пределах 25—29, с ожирением — тех, у ко -го индекс Кетле равнялся 30 и выше.

Данные, полученные при опросе работников общеобразовательных школ Москвы, сопоставлялись с результатами опроса населения Липецка и Тюмени, проведенного в 2006 г. в рамках проекта ЕС "Поддержка развития системы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях" с использованием идентичного вопросника [3]. Качество жизни оценивали с помощью стандартной формы вопросника SF-36. Использовали трансформированные показатели, рассчитанные в соответствии со стандартной методикой [7] по 8 шкалам: физического функционирования (ФФ), ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (РФФ), интенсивности боли (Б), общего состояния здоровья (ОЗ), жизненной активности (ЖС), социального функционирования (СФ), ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (РЭФ), психического здоровья (ПЗ).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 15.0 для Windows [6]. Для статистического сравнения средних для независимых и зависимых выборок применяли однофакторный дисперсионный анализ ANOVA с определением F-критерия и его статистической значимости. Межгрупповые сравнения для категориальных переменных проверялись с помощью теста Пирсона, точного критерия Фишера для малого числа наблюдений, при сравнении более двух категорий использовали критерий V Крамера. Проводилась процедура стандартизации изучаемых показателей по возрасту, так как были выявлены достоверные различия в возрастно-половой структуре сравниваемых групп.

Анализ возрастно-половой структуры работников московских школ показал, что среди них преобладали женщины (91,8%). Распределение респондентов по возрастным группам отличалось от популяционных данных для Липецка и Тюмени [3] и было смещено в сторону 40—59-летних работников. Средний возраст респондентов составил 43,9 года, в Липецке и Тюмени — 45,5 и 42,2 года соответственно.

При распределении опрошенных по семейному положению отмечено превалирование лиц, состоящих в браке (50,2%). По образовательному уровню среди респондентов преобладали лица с высшим и незаконченным высшим образованием (91,4%), что существенно отличается от общепопуляционных данных для Липецка и Тюмени (41,8%).

Установлены достоверные различия между населением Липецка и Тюмени и работниками общеобразовательных школ Москвы по уровню доходов. Большая часть школьных работников (48,7%) имеет высокий уровень доходов. Доля лиц с высокой материальной обеспеченностью в Липецке и Тюмени почти вдвое ниже и составляет лишь 28,5%. Работают в школе 5—10 лет 53,3% лиц, в структуре работников школ преобладают учителя (более 50%), относительно невелика доля административного персонала (9,7%), социальных работников и психологов (8,2%).

В качестве одного из показателей для оценки состояния здоровья была использована его самооценка. Несмотря на ее субъективный характер, этот показатель широко используется в различного рода исследованиях из-за простоты и высокой информативности [13, 15, 16]. По данным настоящего исследования доля лиц, оценивших свое здоровье как хорошее, составляет 39,4% для мужчин и 18,3% для женщин; для сравнения в Липецке и Тюмени — 39,3% для мужчин и 23% для женщин соответственно. В ходе исследования установлены достоверные различия в самооценке здоровья между мужчинами и женщинами. Так, мужчины чаще, чем женщины, оценивают свое здоровье как хорошее и реже — как удовлетворительное, что согласуется с данными других литературных источников. Обследование московских учителей, проведенное в 2002 г. [1], показало, что 5,6% учителей оценивают свое здоровье как плохое, что несколько ниже, чем в настоящем исследовании. Самооценка здоровья российских респондентов остается ниже самооценок здоровья представителей таких стран, как Великобритания, США, Финляндия [17]. Как зарубежные, так и отечественные данные свидетельствуют о важности социально-экономических факторов, что подтверждается и результатами данного опроса: хорошая самооценка здоровья тем выше, чем выше уровень образования: 20,2% против 12% у лиц с высшим и незаконченным высшим образованием и лиц со средним и более низким образованием, р < 0,001, и у лиц с высокой материальной обеспеченностью по сравнению с малообеспеченными (34,1% против 13,9% соответственно, р < 0,001). В рамках настоящего исследования установлено, что с увеличением стажа работы в школе также снижаются стандартизованные по возрасту показатели хорошей самооценки здоровья: с 25,2% при стаже работы менее 5 лет до 17,6% при стаже работы более 10 лет, р < 0,001. Самые высокие показатели хорошей самооценки здоровья получены в группе обслуживающего и другого вспомогательного персонала (29,7%) и у учителей-предметников (21,3%), самые низкие — среди психологов и социальных работников, а также у учителей начальных классов (12,1%). Возможно, такие показатели связаны с большим уровнем психоэмоциональной нагрузки, ответственности и обязанностями педагогов начальных классов, социальных работников и психологов по сравнению с учителями-предметниками, что может способствовать развитию проблем со здоровьем. Подтверждением тому является анализ распространенности хронических заболеваний и инвалидности (по данным опроса). Среди психологов и социальных работников, учителей начальных классов отмечается самая высокая частота хронических заболеваний (84,3 и 74,9% соответственно) и инвалидности (5,1 и 3,6% соответственно), чем также можно объяснять столь низкую самооценку здоровья среди данных групп работников. Напротив, в группе обслуживающего и другого вспомогательного персонала наряду с самыми высокими показателями самооценки здоровья отмечена и самая низкая частота хронических заболеваний (16,1%, р < 0,001).

Распространенность курения, НФА, избыточной массы тела (ИМТ) и ожирения представлена на рисунке.

Распространенность курения среди работающих в школах мужчин ниже (37,8%), чем среди жителей Липецка и Тюмени (53,6%), а распространенность курения среди женщин, наоборот, выше (21,8% против 10,9% соответственно), но ниже, чем зарегистрированная Н. С. Ка-рамновой и соавт. (28%), которые обследовали только

учителей московских школ, преимущественно женщин [4]. Вероятно, можно говорить о возрастании частоты курения среди московских учителей за последние 10 лет, поскольку при выборочном обследовании учителей из 58 школ Москвы в 2002 г. курили лишь 9,9% [1].

Распространенность НФА у работников общеобразовательных школ и населения двух городов существенно не различалась. Вместе с тем для работников московских школ характерна значительно более высокая распространенность ожирения как среди мужчин (51,2%), так и среди женщин (58,9%); по сравнению с жителями Липецка и Тюмени, где стандартизованная по возрасту распространенность ожирения составила 14,4% среди мужчин и 29,8% среди женщин.

При возрастании длительности работы в школе существенно снижалась распространенность курения, практически не менялась физическая активность, но резко возрастала распространенность ожирения. Среди школьных работников самой неблагополучной оказалась группа административных работников, в которой отмечена самая высокая частота курения (38,4%) и НФА (79,3%); все представители данной группы имели либо ИМТ, либо ожирение. Самой благополучной группой были работники вспомогательных служб, среди которых частота курения составляла 19,4%, НФА — лишь 63,4%, а ИМТ и/или ожирение имели лишь 79,1% опрошенных. Вероятно, это объясняется тем, что работа обслуживающего персонала подразумевает более высокую физическую активность, меньшую эмоциональную напряженность и другой режим питания. Учителя начальных классов и учителя-предметники отличались от других работников школ самой высокой частотой ожирения (61,6 и 65,5% соответственно).

Среди пьющих крепкие алкогольные напитки, пиво и другие слабоалкогольные напитки (несколько раз в месяц или чаще) школьных работников меньше, чем среди жителей Липецка и Тюмени: 8,9% против 21% и 18,2% против 42% соответственно. Данные закономерности сохраняются и при анализе объема выпитого за 1 раз. Существенные различия в частоте и объеме выпиваемого различными группами работников школ отсутствовали. Вместе с тем установлено статистически значимое снижение частоты потребления пива, вина и крепких алкогольных напитков по мере увеличения длительности работы в школе.

В табл. 1 представлены средние величины связанного со здоровьем качества жизни (КЖ) работников общеобразовательных школ. Как видно из таблицы, показатели

Курение в том НФА ИМТ Ожирение числе (>25) (>30)

ежедневно

□ Мужчины й Женщины 13 Всего

Стандартизованная по возрасту распространенность поведенческих факторов риска среди работников общеобразовательных школ Москвы (п = 275).

Таблица 1

Средние показатели качества жизни по вопроснику 8Р-36 у работников общеобразовательных школ Москвы в зависимости от пола

Пол Величина показателя ФФ РФФ Б ОЗ ЖС СФ РЭФ ПЗ

Женщины X 79,9 59,7 65,8 56,3 56,6 71,0 66,7 62,2

(п = 253) 8Э 17,4 37,7 25,2 17,6 18,9 20,5 37,8 18,3

Мужчины X 88,7* 67,1 72,5 59,2 61,1 69,7 63,2 64,4

(п = 19) 8Э 13,9 40,0 25,5 20,5 20,9 26,1 38,3 18,6

Итого... X 80,5 60,2 66,2 56,5 56,9 70,9 66,4 62,3

(п = 272)

8Э 17,3 37,9 25,2 17,8 19,1 20,9 37,8 18,2

Примечание. Средние показатели рассчитывались по трансформированным шкалам в соответствии с руководством [7];

X — среднее значение, п — число наблюдений, 8Э — стандартное отклонение, * — достоверность различий между мужчинами и женщинами, р < 0,05.

КЖ мужчин статистически значимо выше, чем женщин, только по шкале ФФ.

Данная тенденция также прослеживается для РФФ, Б, ОЗ, ЖС и ПЗ. Исключение составили показатели СФ и РЭФ, которые у женщин были немного выше. Данные результаты не согласуются с результатами популяцион-ных исследований в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Краснодарском крае, Рязани, Саратове, Туле, Ярославле [2, 9—11], в которых на больших выборках населения были продемонстрированы более высокие показатели КЖ мужчин по сравнению с женщинами по всем шкалам. Данные расхождения могут быть связаны с особенностями данной социальной группы, а также с ограничениями настоящего исследования в силу малочисленности группы мужчин в выборке (19 респондентов). Более низкие средние показатели КЖ у мужчин, работающих в школах, по сравнению с мужским населением могут объясняться более высокой напряженностью труда и ответственностью работника школы, что приводит к ухудшению психического и физического самочувствия, тогда как женщины независимо от сферы профессиональной деятельности обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости [5]. Средние показатели КЖ всех работников общеобразовательных школ Москвы были выше по большинству шкал, кроме ЖС, СФ и ОЗ, по сравнению с населением Москвы, Краснодарского края и ряда других городов [2, 11]. Возможно, этот факт можно связать с тем, что среди сотрудников школ много выходцев из других регионов (от ближайшего Подмосковья до Кавказа), где общий уровень жизни в том числе оплата труда, намного ниже, чем в Москве. Анализ показателей КЖ школьных работников в зави-

симости от возраста показал, что с возрастом достоверно снижается ФФ (с 89 в возрастной группе 18—29 лет до 67 и у лиц 60 лет и старше), ОЗ (с 63 до 53 в аналогичных возрастных группах), и это согласуется с популяционными данными. Самые высокие показатели КЖ по всем шкалам, кроме РЭФ, отмечены среди обслуживающего персонала, а самые низкие по показателям РФФ, РЭФ, ОЗ и ПЗ — у учителей начальных классов, по ФФ, ЖС, СФ и ПЗ — у психологов и социальных работников на фоне самых высоких показателей РЭФ. Самые низкие показатели РЭФ получены для административных школьных работников. В табл. 2 представлены показатели КЖ в зависимости от стажа работы в школе.

Как следует из табл. 2, длительность работы в школе прямо и статистически значимо связана со снижением КЖ по ФФ, РФФ. Аналогичная тенденция прослеживается по показателям РЭФ, ОЗ, ЖС, ПЗ. По-видимому, высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, характерный для жителей мегаполисов, особенно Москвы, заставляет увеличивать количество возложенных на человека обязанностей, брать на себя дополнительные роли и функции, а по мере увеличения стажа работы в школе приводит к более быстрому снижению КЖ.

Одним из ограничений проведенного опроса было отступление от случайного принципа при отборе школ, что объясняется низкой мотивированностью администрации московских школ в отношении опросов и профилактических программ среди школьных работников. Другим ограничением является малое число мужчин среди опрошенных респондентов. По-видимому, данная особенность типична для общеобразовательных школ Москвы, что подтверждают результаты других исследований [4]. Сравнение с общепопуляционными данными по Липецку и Тюмени, несмотря на идентичность использованных вопросников, также имеет ограничения, связанные с 5-летней разницей в годах проведения опросов и региональными различиями.

Выводы

1. Самооценка здоровья работников общеобразовательных школ Москвы достоверно выше у мужчин, чем у женщин; она прямо пропорционально связана с уровнем образования и дохода, обратно пропорционально — с возрастом и стажем работы в школе. Наиболее высокие показатели самооценки здоровья

Таблица 2

Средние показатели качества жизни по вопроснику 8Р-36 у работников общеобразовательных школ Москвы

в зависимости от стажа работы в школе (п = 264)

Величина показателя ФФ РФФ Б ОЗ ЖС СФ РЭФ ПЗ

Стаж работы, годы

> 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5 > 5 < 5

X

Критерий Фишера

78,8 87,3 17,7 12,1 9,0

0,003

56,8 72,0 38,7 32,5 7,9

0,005

65,1 69,1 24,3 28,2 4,3

0,038

54,9 61,5 17,1 19,0 0,2

0,695

55.7 60,9

18.8 19,7 0,1

0,771

71.1 70,0

21.2 20,9 0,7

0,421

64,4 75,7 38,1 34,4 3,0

0,086

61,9 64,4 17,9 19,2 0,1

0,705

Примечание. См. примечание к табл. 1. 16

имеют школьный обслуживающий персонал и учителя-предметники, а наиболее низкие — социальные работники и психологи, учителя начальных классов.

2. Для работников общеобразовательных школ Москвы характерны высокие показатели распространенности ожирения, превышающие популяционные. Самая высокая распространенность ИМТ и ожирения отмечена среди административных работников школ (100%), самая низкая — среди обслуживающего персонала (79,1%).

3. Средние показатели качества жизни работников общеобразовательных школ Москвы выше общепопу-ляционных, в том числе по Москве, что может быть обусловлено более высоким уровнем образования и доходов данной социальной группы и как следствие более высокой доступностью квалифицированной медицинской помощи и оздоровительных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров АА, Шальнова СА, Деев АД, Вихирева ОВ, Ваганов АД, Александрии АЛ. Вопросы наркологии. 2002; 4: 61—5.

2. Амирджанова ВН, Горячев ДВ, Коршунов НИ, Ребров АП, Сороцкая ВН. Научно-практическая ревматология. 2008; 1: 36—48.

3. Ильченко ИН, Аарва П, Горобец ПЮ. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2007; 5: 3—12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Карамнова НС, Калинина АМ, Олейникова НВ, Еганян РА,

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

УДК 614.2:616-002.5-06:616.98:578.828.6]-092:612.017.1.064]-082

Выгодин ВА, Киселева НВ. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011; 10 (5): 8—12.

5. Митина ЛМ, Митин ГВ, Анисимова ОА. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.; 2005.

6. Наследов А. SPSS 15. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.; 2008.

7. Новик АА, Ионова ТИ. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: ОЛМА-Пресс; 2002.

8. Олейникова НВ. Многофакторная профилактика артериальной гипертонии в коллективе педагогов средних общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2006.

9. Симонова ГИ, Богатырев СН, Горбунов ОГ, Щербакова ЛВ. Бюллетень СО РАМН. 2006; 4: 52—5.

10. Сухонос ЮА. Особенности популяционного исследования качества жизни: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб.; 2003.

11. Терентьев ЛА. Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 11. 2009; 1: 176—83.

12. Максимова Т. М., ред. EUROHIS: разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья. М.; 2005.

13. Finch BK, Hummer RA, Reindl M, Vega VA. Am. J. Epidemiol. 2002; 155 (8): 755—9.

14. Fotinatos-Ventouratos R, Cooper C. J. Manag. Psychol. 2005; 2 (1): 14—23.

15. Heindrich J, Liese AD, Lowel H, Keil U. Ann. Epidemiol. 2002; 12: 338—45.

16. Miilunpalo S, Vuori I, Oja P, Pasanen M, Urponen H. J. Clin. Epidemiol. 1997; 50: 517—28.

17. Subramanian SV, Danies JK, Kawachi I. Bul. N. Y. Acad. Med. 2002; 79: 21—34.

Поступила 12.11.12

О. П. ФРОЛОВА', В. А. ПОЛЕССКИЙ1, А. Б. КАЗЕННЫЙ2

Совершенствование порядка оказания противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации

'Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, 119992, Москва; 2Белгородский областной противотуберкулезный диспансер, 308006, Белгород

Рассмотрены организационные вопросы оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, сочетанной с туберкулезом, в регионах Российской Федерации. Представлена программа действий, направленных на повышение эффективности оказания помощи этим пациентам и снижение распространенности ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, сочетанная с туберкулезом; организация оказания медицинской помощи

IMPROVING THE ORDER OF PROVIDING ANTITUBERCULOUS CARE FOR THE PATIENTS WITH HIV-INFECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

O.P. Frolova1, V.A. Polesskii1, A.B. Kazenniy2 'I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation,

119992, Moscow, Russia;

2Belgorod Regional Antituberculous Dispensary, 808006, Belgorod, Russia

The article discusses managerial issues in providing medical care for the patients with HIV-infection comorbid with tuberculosis in various regions of the Russian Federation. A plan of action to enhance the effectiveness of medical care for these patients and to decrease prevalence of HIV-infection and tuberculosis is presented.

Key words: HIV-infection comorbid with tuberculosis; care management

Число больных ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации ежегодно увеличивается. Показатель распространенности ВИЧ-инфекции в стране в 2011 г. составил 382,2 на 100 тыс. населения. В связи с тем, что ВИЧ-инфекция много лет передавалась преимущественно при инъекционном введении наркотиков, значительная часть

контингента больных ВИЧ-инфекцией в стране — социально неадаптированные лица, являющиеся группой высокого риска заболевания туберкулезом [1, 2, 4, 7].

Для оценки ситуации по туберкулезу среди больных ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации, а также совершенствования порядка оказания им противотуберкулез-

Контактная информация: Полесский Владимир Александрович, капд. мед. паук; e-mail: pol-vlad@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.