Научная статья на тему 'Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства'

Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ / CONSTITUTIONAL LIBERTIES / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MEDICAL AID / ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PATIENT-ORIENTED CARE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / HEALTH CARE SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Налоева Ляна Багатировна

Глобальный рост социальной роли государства говорит о «консолидирующей» важности достойной жизни. Россия как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах должна осуществлять ст. 11 о континуальном улучшении жизненных условий. Тем важнее комплексно проанализировать развитие подобной модели в условиях трансформации государственного правового института. Главным инструментом социального государства по праву считается ограждающая граждан от негативных воздействий социальная защита, где главная роль принадлежит здравоохранительной политике. Пристальное внимание к реформе национального здравоохранения следствие его всеобъемлющей стратегической социально-экономической значимости. Актуальна проблема падения объема, качества и контроля в сфере здравоохранения, отсутствия единого медицинского пространства, до сих пор вызывающая неправомерные препятствия к высококвалифицированной медицинской помощи. Объектом исследования является социальное государство, предметом исследования здравоохранение в социальном государстве. Автор анализирует сущность социального государства, выделяет векторы реформирования здравоохранения и теоретико-практические проблемы, рассматривает диагностику состояния здоровья россиян как важнейшую задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства»

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

Для цитирования: Налоева Л.Б. Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 6-12.

Автор: НАЛОЕВА Л.Б.

НАЛОЕВА Ляна Багатировна - студент 5-го курса заочной формы обучения кафедры Общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Адрес: 119606, г. Москва, просп. Вернадского, д. 84. E-mail: vip.naloeva@mail.ru.

Аннотация. Глобальный рост социальной роли государства говорит о «консолидирующей» важности достойной жизни. Россия как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах должна осуществлять ст. 11 о континуальном улучшении жизненных условий. Тем важнее комплексно проанализировать развитие подобной модели в условиях трансформации государственного правового института. Главным инструментом социального государства по праву считается ограждающая граждан от негативных воздействий социальная защита, где главная роль принадлежит здравоохранительной политике. Пристальное внимание к реформе национального здравоохранения следствие его всеобъемлющей стратегической социально-экономической значимости. Актуальна проблема падения объема, качества и контроля в сфере здравоохранения, отсутствия единого медицинского пространства, до сих пор вызывающая неправомерные препятствия к высококвалифицированной медицинской помощи. Объектом исследования является социальное государство, предметом исследования - здравоохранение в социальном государстве. Автор анализирует сущность социального государства, выделяет векторы реформирования здравоохранения и теоретико-практические проблемы, рассматривает диагностику состояния здоровья россиян как важнейшую задачу.

Ключевые слова: здравоохранение, конституционные права личности, медицинское обслуживание, пациент-ориентированный подход, социальная политика, социальное государство.

Эволюция идеи социального государства

Подразумевающая государственный патернализм идея социального государства 1850 г. Л. Штейна обосновывала сокращение социального неравенства в стремлении к стабильности. Поэтому итогом экономических кризисов 1883-1885, 1893-1897, 1908-1914 гг. стало вертикальное внедрение социальных регуляторов: медицинского страхования 1880 г. и пособия по болезни 1883 г. в Германии; австрийского медицинского страхования 1888 г.,

шведского в 1891 г., норвежского в 1909 г. [Гончаров: 8] После формального обоснования идеи (конвергенции гуманного этатизма и свободы в отечественном либерализме, создания понятия «социалистического правового государства») социальными услугами до 1960 г. компенсировались отсутствовавшие стандарты жизни, до 1985 г. неопределенность социального страхования [Яа1^: 52-57]. Кризис 1990 г. конвергировал модель. Российская модель асинхронна. При социальной либерализации 1995-2010 гг. эксплуататорскую постсовестскую модель искоренили, перейдя к этапу социальной глобалистики (2011-2018 гг.).

Россия как социальное государство

О социальном характере РФ свидетельствуют итоги анализа конституционных основ, начиная с подчеркивающего ответственность перед живущими и будущими поколениями конституционно-правового принципа единства Преамбулы Основного закона РФ («соединенные общей судьбой граждане») [Завадский: 115]. Социальные принципы закреплены как базисные конституционные права личности и общегосударственные нормы. Принцип государственного регулирования общественных отношений квалитативными здравоохранительными, образовательными и иными системами - сущность современной российской концепции социального государства - гарант самореализации (не иждивенчества), социальной справедливости и защищенности, рассматриваемый с «позиции дирижизма либо либерализма» [Аристов: 8-9]. С политологической точки зрения социальное государство - это ориентированный на интересы индивидуумов и социальных общностей тип государственного устройства, с правовой - эволюция социального законодательства, с экономической - способ поддержки спроса и перераспределения национальных доходов. Константные признаки: принятие государством обязанности за благосостояние граждан; правовая основа социальной политики; доступные системы поддержки [Саленко, Навагина: 67]. Государство имеет лишь обязанности перед гражданином, обязанности последнего сведены к условиям ограничения прав в ст. 44, 57-59 и ч. 3 ст. 55 конституционной гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Авторский взгляд на социальный аспект как помощник правового подтверждает социальность развитых государств (Великобритании, Нидерландов, Швеции) как следствие осознания ценности потребностей социума. Стратегический рост стандарта жизни продиктован единственным заявлением-согласием на федеральной и глобальной аренах - ст. 7 Конституции РФ путем медико-социальной поддержки даже при нахождении за границей (ст. 41), соцобеспечения (ст. 39)1.

Социальная политика в сфере здоровьесбережения

Осуществляя социальную политику - усовершенствовательную теоретико-эмпирическую деятельность государства в социальном секторе

1 Конституция Российской Федерации (1993). СЗ РФ. № 31.

(благоприятные стандарты жизнедеятельности, поддержки, помощи, защиты) -нормализацию среды ошибочно заменяет благотворительностью. Низкопродуктивные экономика и классовая биполярность повысили значимость платформы человеческого потенциала - здоровья (40- и 65-летний возрасты прибыльны общественности в отличие от подростковой смертности) и качественного медицинского обслуживания при разумной коммерциализации, но не нынешнем насаждении, кстати, отсутствующем в развитых системах. Вплетение в социальную политику здравоохранения как умножителя потенциала главного ресурса, как ведущего детерминанта надежности социального будущего любой территории, объясняет отечественную отраслевую модернизацию. Были запущены Национальный проект «Здоровье» 2006-13 гг., эффективные региональные программы 2011-2013 гг., но с кризисом 2012 г. бюджетные векторы отклонились. Институциональная трансформация 20112015 гг. стабилизировала размеры денежных потоков, но ввела в 2015 г. одноканальное ассигнование, приоритетами которой стали сбалансирование затрат, конкурентность, соплатежные механизмы.

Неэффективно исполнение двухэтапной федеральной программы «Развитие здравоохранения» (2013-2015 и 2016-2020 гг.). Отвечающие конституционной норме о безусловной охране здоровья и актуальным проблемам 11 подпрограмм госпрограммы призваны улучшить состояние здоровья посредством континуального повышения медицинских и управленческих стандартов, технологий, показателей деятельности здравоохранительных организаций. В связи с первостепенной важностью названных задач из бюджета было выделено 26,620,8 млрд. руб., 13,090,2 млрд. из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Управление сферой здравоохранения на современном этапе

Количественно-качественные индикаторы практически неизменны с 2016 г. (диспансеризация взрослого населения - 23% в 2016 г. и 21% в 2017 г.; 3,6% ВВП; 190 млн. ежегодных острых и хронических случаев, 12% рост первичной заболеваемости и 15% общей). Снизились сервис и количество медорганизаций (12,6 тыс. в 1992 г., 5,2 тыс. в 2016 г.)2 из-за мешающих привлечению «родного» и заграничного инвестиционного капиталов бюджетных сокращений на 28,9 млрд. руб. и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на 329 млрд. руб., неподъемного для субъектов ассигнования ряда заболеваний (9 «личных» млрд. при федеральном объеме в 26 млрд. руб.), врачебной безответственности, дороговизны медикаментов.

Преобразовательные императивы (удержание качества сервиса, интеграция ресурсов и исчерпывающей правовой базы и стандартов, децентрализация, долгосрочная концепция) обеспечили: обновление материальной базы, трехуровневую медицинскую помощь (муниципальную,

2

Россия в цифрах 2017 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).

межмуниципальную, региональную) с высокотехнологичными и стационарозамещающими секторами, укрупнение подразделений в сторону многопрофильности с ранжиром по интенсивности, межрайонные специализированные диагностические центры, рост профилактических и диспансеризационных мер, кадровую политику (стандарты третьего поколения и личную аккредитацию), предельные сроки ожидания видов медпомощи, переход здравоохранения на страховые принципы. Всего к 2017 г. застраховано 146,548,831 чел., из них 18,6 млн. в ЗАО «МАСК-М», 17,5 млн. - в СМК ОАО «РОСНО-МС», 16,2 млн. - в ОАО «СК СОГАЗ-Мед», 98% расходов приходится на оплату медицинской помощи3. По экспертной оценке участников Гайдаровского форума - 2018 «Россия и мир: цели и ценности», реформирование в связи с дефицитом квалифицированных специалистов, ресурсов и инструментов анализа привнесло цифровое здравоохранение и имеющий двойную направленность высокостандартизированный инновационный пациент-ориентированный вектор (сокращение отрицательных рисков, предупредительно-надзорная функция)4. Главными трендами были названы культ интересов больного, индивидуализированная аналитическая биомедицина и технологическая гиперспециализация.

Комплексная диагностическая детерминанта здравоохранения - динамика ее данных: числа врачей, пациентов и медучреждений (амбулаторных, больничных, врачебных, поликлинических), индексов и пр. [Россошанский, Чекмарева: 145-159]. В прогностических целях формируют одну из трех моделей развития здравоохранения: трендовую, сезонную, связанные временные ряды. Популярны двуфакторный метод диагностики общественного благосостояния, индексы настроений (массовых и потребительско-социальных) и развития [Ильясов, Герасимова...: 47-57]. Представляется перспективной аналитика частных показателей на оценку образуемого качеством медицинской помощи, среды и состояния здоровья интегрального показателя качества здоровья и управленческих решений. К системно-динамической модели оценки здоровья применяют формирующие и оценочные комплексные модели (автор поддерживает комбинированный системный) вкупе с автоматизирующими государственное управление маркетинговыми методами [Cockerham: 284]. Оценку деятельности первичных медицинских организаций по краткосрочным и долгосрочным показателям качества, полезности, доступности, соответственно: выявление факторов риска развития заболеваний, итоги медико-демографического анализа, требуемый объем и др.

3

Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ffoms.ru/system-oms/analyst-ratings/ (дата обращения: 15.09.2017).

4

Гайдаровский форум-2018 «Россия и мир: цели и ценности». [Электронный ресурс]. URL: http://gaidarforum.ru/news/globalnye-trendy-zdravookhraneniya-obsudili-na-gaydarovskom-forume-2018/ (дата

обращения: 20.01.2018).

Выводы

1. На взгляд автора, исполнение федеральной программы «Развитие здравоохранения» сообразно конституционному статусу о социальном государстве (т.е. государственному регулированию общественных отношений квалитативными здравоохранительными, образовательными и иными системами) неэффективно.

2. Ведущими преобразовательными императивами в целях защиты здоровья как фундаментального ресурса страны являются удержание качества сервиса, интеграция ресурсов и исчерпывающей правовой базы и стандартов, децентрализация, долгосрочная концепция.

3. Наметившимися в 2016-2018 гг. трендами здравоохранения являются цифровое здравоохранение, культ интересов больного, имеющий двойную направленность высокостандартизированный инновационный пациент-ориентированный вектор (сокращение отрицательных рисков, предупредительно-надзорная функция), индивидуализированная аналитическая биомедицина, технологическая гиперспециализация.

4. В целом, ликвидация препятствий отечественного здравоохранения идет медленными темпами.

5. С целью общественного контроля будет положительно: 1) нормативное закрепление требований последовательных позиций стандартов помощи (к примеру, списка нозологических форм - п. 16-19 ст. 2 №323-ФЗ); 2) фиксация программных показателей качества (к примеру, число впервые выявленных онко-пациентов I и II стадии, добравшихся до назначения за 20 минут выездов бригад скорой помощи).

Источники

Аристов Е.В. (2015). Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. № 3. С. 8-9.

Гончаров Ю.М. (2016). Основы социального государства. Барнаул. C. 8.

Завадский С. (2010). Государство благоденствия. С. 115.

Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Макарова Е.А., Закиева Е.Ш. (2016). Объективно-субъективный подход к оценке качества жизни // Качество. Инновации. Образование. № 2. С. 47-57.

Россошанский А.И., Чекмарева Е.А. (2016). Современное состояние и развитие теории и методологии исследования качества жизни населения // Проблемы развития территорий. Вып. 1. С. 145-159.

Саленко А.В., Навагина Т.А. (2016). Социальное государство в Российской Федерации: конституционно-правовой принцип и его практическая реализация // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. № 1. С. 67.

Cockerham W.C. (1999). Health and social change in Russia and Eastern Europe. New York and London: Routledge. P. 284.

Rawls J. A theory of justice. (1971). Cambridge, Mass. P. 10-14, 52-57.

CITIZENS' HEALTH AS THE MAIN MISSION OF THE SOCIAL STATE

For citation: Naloeva L.B. Citizens' Health as the Main Mission of the Social State. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 6-12.

Author: NALOEVA L.B.

NALOEVA Lyana B., graduate student of Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: vip.naloeva@mail.ru.

Abstract. Global increase of the state's social duties emphasizes "consolidating" importance of quality life. Russia as a member of International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights must implement clause 11 about persistent improvements of standards of living. Hence, systemic analysis of such developing model within transforming state based on the rule of law proves significant. The main tool of social state is social security that safeguards citizens from negative influences, where health care policy matters the most. Supreme concern to national health care reform is a consequence of its comprehensive strategic social and economic significance. Problems of today are volume, quality and state control decrease in the health care field, united medical space absence that still prevents access to high-quality medical help. Also there's no communication between the society and the authorities. The object of the article is a social state and the subject is health care services in the social state. Author analyzes the point of the matter, distinguishes main health care reform tendencies along with theoretical and practical problems, accentuates in-between authorities and society dialogue importance, researches the crucial task of diagnostics of health state of citizens of the Russian Federation.

Keywords: health care services, constitutional liberties, medical aid, patient-oriented care, social policy, social state.

References

Aristov E.V. (2015). Social State within constitutional law: discussing the term. In: Vestnik PGU. Ser.: Political science. No. 3. P. 8-9 (In Rus.).

Goncharov U.M. (2016). The Basis of Social State. Barnaul. P. 8 (In Rus.). Zavadsky S. (2010). State of prosperity. P. 115 (In Rus.). Ilyasov B.G., Gerasimova I.B., Makarova E.A., Zakieva E.Sh. (2016). Objective & Subjective Approach to Quality of Life Assessment. In: Quality. Innovations. Education. No. 2. P. 47-57 (In Rus.).

Rososhansky A.I., Chekmareva E.A. (2016). Modern State and Development of Population's Quality of Life Theory and Methodology Researches. In: Territories development problems. Vol. 1. P. 145-159. (In Rus.).

Salenko A.V., Navagina T.A. (2016). Russia as the Social State: Constitutional Guarantees and its Practical Implementation. In: BFU Herald. Ser: Humanitarian and social sciences. № 1. P. 67 (In Rus.).

Cockerham W.C. (1999). Health and social change in Russia and Eastern Europe. New York and London: Routledge. P. 284.

Rawls J. A theory ofjustice. (1971). Cambridge, Mass. P. 10-14, 52-57.

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ФИЛОСОФИЯ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Для цитирования: Болотаева В.Б. Оптимизация системы функционирования образовательных учреждений: философия процессного управления. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 1223.

Автор: БОЛОТАЕВА В.Б.

БОЛОТАЕВА Виктория Бранговна - магистрант факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49. Е-mail: vika-bolotaeva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу оптимизации деятельности образовательных учреждений с помощью процессного подхода к управлению и описания бизнес-процессов. Подчеркивается актуальность указанного подхода в рамках современного экономического и информационно-технологического развития. Выявлены основные сложности, с которыми сталкивается образовательная организация в процессе функционирования, рассмотрены основные процессы и предложена форма карты процессов рассматриваемых организаций.

Ключевые слова: информационно-технологическое развитие, операционный менеджмент, процессное управление, некоммерческие организации, образовательные организации.

На современном этапе развития систем и методов управления, информационных технологий и ресурсов, выбор стратегии управления является одним из важнейших условий стабильного функционирования организации [Усманова: 177-181]. Для любого вида деятельности, вида организации важно не просто выполнять основные свои цели, создавая продукты и услуги, но также максимально удовлетворять требования потребителей, наиболее эффективно используя свои внутренние ресурсы, чему во многом способствует внедрение процессного управления [Трачук, Лисичкина... ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.