Научная статья на тему 'Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи классического университета'

Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
463
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лейфа А. В.

Проведено исследование по оценке состояния здоровья студентов классических университетов. Выявлена тенденция к постоянному его снижению. Рассмотрены проблемы физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности студентов в зависимости от учебного отделения. Определены основные подходы к поддержанию и повышению состояния здоровья студентов классических университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лейфа А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and physical abilities of university students

We carried out a study to evaluate health of University students. The study showed downward trend. We studied the following issues: physical development, physical training and physical work ability of students from different departments. We determined various approaches to maintaining and improving the health of University students.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи классического университета»

УДК 378.172; 378.17 А.В.Лейфа

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Амурский государственный университет, г.Благовещенск

РЕЗЮМЕ

Проведено исследование по оценке состояния здоровья студентов классических университетов. Выявлена тенденция к постоянному его снижению. Рассмотрены проблемы физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности студентов в зависимости от учебного отделения. Определены основные подходы к поддержанию и повышению состояния здоровья студентов классических университетов.

SUMMARY

A.V.Leifa

HEALTH AND PHYSICAL ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS We carried out a study to evaluate health of University students. The study showed downward trend. We studied the following issues: physical development, physical training and physical work ability of students from different departments. We determined various approaches to maintaining and improving the health of University students.

Проблема изучения здоровья студенческой молодежи является достаточно актуальной [1]. По данным Госкомстата России, в 2000-2001 гг. в системе высших учебных заведений обучалось примерно 4 миллиона студентов, из них 80% имели нарушения здоровья. Последние годы по данным ряда исследований наблюдается заметная тенденция к снижению уровня здоровья данной категории населения [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9]. По данным В.А.Коваленко, на 1 курс высших учебных заведений России поступает здоровыми только 16% студентов[6]. Цель настоящего исследования заключалась в выявлении тенденций изменения уровня здоровья студенческой молодежи классического университета и влияния на него степени физического развития и физической подготовленности.

Методы исследования

Состояние здоровья студентов оценивалось по хроническим заболеваниям и временной нетрудоспособности за конкретный период времени. Данные, отражающие общую заболеваемость среди студентов, были получены из студенческих медицинских карт и результатов массовых медицинских осмотров, проведенных на базе ГУ Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания СО РАМН и студенческой поликлиники г. Благовещенска.

Физическое развитие оценивалось по показателям роста, массы тела, окружности грудной клетки, ди-

намометрии кисти и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Физическая подготовленность определялась по двигательным тестам (бег 6 мин., прыжок в длину с места, подъем туловища, метание мяча из-за головы, наклон вперед, челночный бег (9+9+15+15 м). Физическая работоспособность оценивалась по объему и мощности максимальной работы, выполненной на велоэргометре с применением непрерывно возрастающей физической нагрузки. Принимались во внимание также максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС), достигнутая в ходе нагрузки и длительность восстановительного периода.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования состояния здоровья студентов Амурского государственного университета (1996-2001 гг.) установлено изменение распределения по учебным отделениям дисциплины «Физическая культура» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов 1 курса АмГУ по медицинским группам, в %

Год приема Количе- ство студен- тов Учебное отделение, %

основ- ное подгото- витель- ное специ- альное освобожденные от физкультуры

1996 902 65,1 11,0 23,0 0,9

1997 948 69,4 3,2 26,5 0,9

1998 952 64,8 7,4 26,5 1,3

1999 1000 63,5 12,9 21,3 2,3

2000 1050 58,7 7,5 31,0 2,8

2001 1011 52,4 10,3 34,2 3,1

Результаты первичного медицинского осмотра свидетельствуют об увеличении количества студентов, которых можно отнести к специальному учебному отделению, и снижении числа студентов основного отделения. Вызывает тревогу увеличение числа студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по дисциплине «Физическая культура».

Результаты углубленного медицинского осмотра свидетельствуют, что количество выявленных патологий из года в год непрерывно растет (табл. 2). Например, в 1996 году общий уровень выявленной патологии среди студентов АмГУ составил 54,6%, а в 2001 году - 111,7%. Приведенные данные свидетельствуют, что на одного студента приходится несколько патологий.

Таблица 2

Общая заболеваемость у студентов 1 курса АмГУ, в %

Год приема Количе- ство студен- тов Выявлено патологии специалистами Всего выявлено патологии

ЛОР Окулист Невро- патолог Хирург Эндок- ринолог Гинеко- лог Тера- певт

1996 902 1,8 17,6 2,9 6,1 2,2 0,8 23,2 54,6

1997 948 1,6 9,8 4,1 7,9 3,3 0,7 24,1 51,5

1998 952 10,4 33,1 5,4 8,7 2,3 5,6 22,4 87,9

1999 1000 10,1 19,1 7,7 12,8 2,2 3,6 26,7 80,0

2000 1050 16,2 25,9 9,4 19,6 8,4 5,6 24,1 109,2

2001 1011 19,9 24,1 9,8 15,4 8,2 6,1 28,2 111,7

Таблица 3

Пропуски учебных занятий студентами по болезни (1-5 курсы)

Год Количество студентов Общее количество случаев Количество случаев на 100 студентов Общее количество дней Количество дней на 100 студентов

1996 2400 522 21,7 3222 134,2

1997 2880 710 24,6 3998 138,8

1998 3200 782 24,4 4604 143,8

1999 3610 854 23,6 5145 152,7

2000 4100 902 22,0 6112 149,0

2001 4205 998 23,7 6632 157,7

За данный промежуток времени в значительной степени выросло количество всех патологий, особенно заболеваний органов дыхания, что напрямую связано с природно-климатическими условиями Дальневосточного региона и снижением защитных функций организма. Вызывает тревогу увеличение у студентов числа заболеваний органов зрения и нервной системы, что связано со значительным напряжением в учебной деятельности. По сравнению с 1996 годом на 6% увеличилось количество заболеваний эндокринной системы за счет выявления у большинства студентов патологии щитовидной железы, связанной с недостаточным количеством йода в организме, что характерно для Дальневосточного региона.

Состояние здоровья студентов оценивалось нами не только по имеющимся хроническим заболеваниям, но и по временной нетрудоспособности в конкретный промежуток времени (1996-2001 гг.). За данный период среднегодовой уровень обращаемости студентов по поводу заболеваний составил 23,3 случая на 100 человек, самый высокий уровень был достигнут в 1997/98 г. - соответственно, 24,6 случаев и 24,4 на 100 студентов, а самый низкий в 1996 году - 21,7 случаев. Необходимо отметить, что за последние 6 лет общее количество случаев и количество дней, пропущенных студентами по болезни, увеличилось более чем в 2 раза (табл. 3).

Исследование временной нетрудоспособности студентов за период с 1996 по 2001 гг. показало, что в ее структуре доминируют заболевания органов дыхания (табл. 4). Например, в 1996 году удельный вес пропусков занятий вследствие данных заболеваний составил 72,8%, в 1997 г. - 72,5%, в 1998 г. - 77,4%, в 1999 г. - 77,8%, 2000 г. - 75,2, в 2001 г. - 77,9%. При этом среди болезней органов дыхания самый высокий удельный вес занимали острые респираторные

вирусные инфекции (1996 г. - 51,2%, 2001 г. -57,8%). Второе ранговое место в структуре студенческой временной нетрудоспособности имеют болезни органов пищеварения.

Очевидно, что количество дней, пропущенных по болезни, оказывает влияние на становление профессиональной готовности студентов, так как для восстановления пропущенного учебного материала студентам приходится затрачивать дополнительные усилия, что связано с существенным напряжением внутренних резервов организма. При этом, как правило, возрастает вероятность повреждения наиболее уязвимых функциональных систем организма студента.

С целью изучения динамики физического состояния анализировались результаты тестирования студенток специального, основного отделений и отделения спортивного совершенствования. Всего в исследовании приняло участие 75 девушек (по 25 девушек в каждой группе).

По показателям роста, массы тела и окружности грудной клетки достоверных различий в специальном, основном и спортивном отделении не было обнаружено (табл. 5). В то же время выявлены достоверные различия по показателям ЖЕЛ и силы мышц кисти.

Рассматривая физическую подготовленность студенток университета можно сделать заключение, что студентки спортивного отделения по всем двигательным тестам, кроме наклона вперед имели достоверные различия со студентками специального и основного отделений (табл. 6). Наиболее большие различия наблюдались у студенток в беге на 6 мин., что связано с деятельностью сердечно-сосудистой системы. Таким образом, существует взаимосвязь между двигательной активностью и физической подготовленностью студенток.

Таблица 4

Заболеваемость по классам болезней за период с 1996 по 2001 гг., в %

Класс болезней МКБ-10 Удельный вес, в %

случаев дней

1996 1997 1998 1999 2000 2001 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Кишечные инфекции 2,5 1,0 0,5 0,3 1,5 1,7 2,2 0,7 0,4 0,3 1,5 1,7

Болезни нервной системы 1,1 1,2 2,6 3,4 3,0 3,2 2,1 2,2 4,8 5,7 5,1 5,4

Болезни глаз 2,0 2,9 4,0 2,8 3,8 4,1 1,1 1,8 2,2 1,7 2,0 2,3

Болезни сердечнососудистой системы 0,3 0,8 1,2 0,3 0,5 0,8 0,5 0,8 1,2 0,5 0,7 0,9

Болезни органов дыхания 72,8 72,5 77,4 77,8 75,2 77,9 58,4 58,0 59,2 59,9 60,3 60,1

Болезни органов пищеварения 2,2 2,1 3,0 1,5 3,1 3,6 5,1 4,4 6,1 3,1 5,4 5,8

Болезни мочевыделительной системы 3,0 1,8 1,1 1,8 3,2 3,4 7,2 3,6 2,1 4,5 4,7 5,1

Болезни женской половой сферы 1,4 2,8 5,6 5,8 6,1 2,4 4,8 9,6 18,2 18,4 15,5 12,1

Болезни кожи и подкожной клетчатки 3,9 1,7 1,9 1,2 1,4 1,6 4,9 2,0 2,2 1,3 1,5 1,7

Болезни костно-мышечной системы 0,8 1,5 1,7 0,8 1,1 1,1 1,9 2,4 2,6 1,9 2,9 4,2

Прочие болезни 10,0 11,7 1,0 4,3 0,9 0,2 17,8 11,5 1,0 2,7 0,4 0,7

Таблица 5

Физическое развитие студенток специального медицинского, основного и спортивного отделений

Показатели Учебные отделения р2-3 р2-4 рэ-4

специальное основное спортивное

Рост, см 163,1±1,3 165,3±1,9 166,8±1,3 >0,05 >0,05 >0,05

Масса тела, кг 59,1±1,65 56,55±1,6 59,9±1,68 >0,05 >0,05 >0,05

Окружность грудной клетки, см 83,1±0,65 84,2±0,71 85,5±0,86 >0,05 >0,05 >0,05

ЖЕЛ, л 3,1±0,1 3,3±0,14 3,8±0,13 >0,05 <0,05 <0,05

Сила кисти, кг 30,1±0,63 32,4±0,47 35,5±0,68 >0,05 <0,05 <0,05

Примечание: здесь и далее р2-3 - достоверность различий между показателями специальным и основным отделениями; р2-4 - специальным и спортивным отделениями и р3-4 - между основным и спортивным отделениями.

Таблица 6

Физическая подготовленность студенток специального медицинского, основного и спортивного отделений

Двигательные тесты Учебные отделения р2-3 р2-4 рэ-4

специальное основное спортивное

Бег 6 мин., м 1238±25,7 1309±53,7 1466±12,5 <0,05 <0,05 <0,05

Прыжок в длину с места, см 181,1±3,9 184,6±6,8 195,4±8,9 >0,05 <0,05 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа, раз 39,9±2,7 43,6±4,9 72,5±2,5 >0,05 <0,05 <0,05

Метание набивного мяча из-за головы (1 кг), м 9,1±0,1 9,2±0,2 11,11±0,3 >0,05 <0,05 <0,05

Наклон вперед, см 4,4±0,7 4,5±1,46 4,7±0,5 >0,05 >0,05 >0,05

Челночный бег, с 12,7±0,2 12,5±0,3 11,4±03 >0,05 <0,05 <0,05

Анализ показателей физической работоспособности и реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (табл. 7) показал, что у студентов специального отделения достоверно сниженной оказалась суммарная работа, выполненная на велоэргометре (128,1±5,3 по сравнению с 165,3±9,8 Вт в основном и 168,3±6,4 Вт в спортивным отделениях, р<0,001). Длительность работы на велоэргометре также существенно уступала в специальном отделении. Достигнутая в ходе нагрузки максимальная частота сердечных сокращений была в этой группе в среднем на 14 уд/мин реже, чем в

спортивной.

Ценную информацию о функциональных резервах организма несет анализ показателей в восстановительном периоде. Продолжительность восстановительного периода в специальном отделении была в среднем в 1,3 раза больше, чем в спортивном. Таким образом, дозированная физическая нагрузка на велоэргометре позволяет выявить у студентов специального отделения уменьшение функциональных резервов кардио-респираторной системы, приводящее к существенному снижению физической работоспособности.

Таблица 7

Физическая работоспособность студенток специального медицинского, основного и спортивного отделения

Показатели Учебные отделения р2-3 р2-4 р3-4

специальное основное спортивное

Выполненная работа, Вт 128,1±5,3 165,3±9,8 168,3±6,4 <0,05 <0,05 <0,05

ЧСС максимальная, уд/мин 157,7±2,2 174,6±1,0 172,1±2,1 <0,05 <0,05 <0,05

Время работы, мин 9,1±0,3 10,5±0,4 11,1±0,3 <0,05 <0,05 <0,05

ЧСС на 1 мин восстановления, уд/мин 131,1±1,6 137,5±3,4 147,3±2,8 <0,05 <0,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длительность восстановительного периода, мин 9,2±0,5 7,1±0,4 5,5±0,4 <0,05 <0,05 <0,05

Результаты нашего исследования позволяют заключить, что на протяжении последних лет состояние здоровья студенческой молодежи имеет тенденцию к постепенному ухудшению. Данная тенденция характерна и для всего населения, проживающего на территории Дальнего Востока [7]. На наш взгляд, это связано не только с известными особенностями природно-климатических и социально-экономических условий региона. Важными причинами ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи, как показало проведенное нами исследование, являются снижение уровня физического развития, физической подготовленности, адекватной двигательной активности. Несомненную негативную роль играет и снижение мотивационных и ценностных установок на здоровый образ жизни и физическую активность.

Выявленные неблагоприятные тенденции требуют реализации новых подходов в поддержании и укреплении здоровья студенческой молодежи в классических университетах: создания регионального Центра содействия и укрепления здоровья студентов; применения системы здоровьесберегающих средств в образовательной среде; повышения двигательной активности; формирования установки на здоровый стиль жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов.-М.: РУДН, 1997.-199 с.

2. Акчурин Б.Г., Гилязитдинов Д.М. Взаимосвязь Вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов//Теор. и практ. физ. культ.-1996.-№1.-С.18-20.

3. Иванов Г.Г., В.Н. Воронцов. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе//Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. V международ. науч.-практ. конф.- Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1996.-С.40-41.

4. Клёнов К.А. Динамика физического развития студенток Орехово-Зуевского педагогического института// Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской науч. конф. - М., 1995.-С.111.

5. Ковалев Н.К., Ефимова И.В., Булавина Т.А.,

Смирнова Л.Б. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения

МГУ//Материалы Московской межвуз. науч.-метод. конф.-М.: МГУ, 1995.-С.73.

6. Коваленко В.А. Организация контроля за функциональным состоянием и физической подготовленности студентов МГСУ//Организация и методика учебного процесса физкультурнооздоровительной и спортивной работы: Материалы IV международ. науч.-метод. конф.: Часть 2.-М.: Изд-во МГУ, 2000.-С.45-47.

7. Луценко М.Т., Гладуш Л.П. Состояние здоровья населения Дальневосточного региона.-Благове-щенск, 2000.-148 с.

8. Новиков Б. И., Федоткин В. В. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в Вузе //Физкультура и здоровье студентов.-М.: МГУ, 1988.-С.43.

9. Токарь Е.В. Технология физического воспитания студенток с использованием автоматизированной системы управления и ритмической гимнастики: Ав-тореф. дис. ...канд. пед. наук.-Хабаровск, 2002.-24 с.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.