Научная статья на тему 'Состояние здоровья детей в Российской Федерации'

Состояние здоровья детей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8680
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов Александр Александрович

В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья детей в Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

© Баранов АА., 2012

Л.Л. Баранов

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва

В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. В то же время наметилась некоторая положительная динамика основных демографических показателей. За период с 2003 г., когда отмечался «пик» показателя общей смертности, по 2010 г. показатель общей смертности снизился с 16,5 до 14,2 на 1000 населения. В то же время отмечается повышение рождаемости: с 10,3%о в 2003 г. до 12,6%о в 2010 г. Несмотря на представленную динамику показателей, сохраняется, хотя и не такой значительный как в 90-х годах, отрицательный прирост населения (2010 г. - 1,6 на 1000 населения).

Неблагоприятные тенденции прослеживаются и в динамике численности детского населения (рис. 1). Число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно уменьшилось с 34,9 млн (1999 г.) до 25,4 млн (2010 г.). Снижение численности произошло преимущественно за счет сокращения числа детей подросткового возраста, то есть в возрасте 10-17 лет (с 19,2 млн в 1999 г. до 10,5 млн в 2010 г. или на 45,3%). Численность детей в возрасте от 5 до 9 лет также снизилась на 2,2 млн (-24,2%). В то же время численность детского населения в возрасте 0-4 года увеличилась на 1,4 млн (+21,2%), что объясняется увеличением рождаемости и снижением младенческой смертности.

В силу описанных демографических процессов, а также в связи с ростом абсолютной численности населения более старших возрастов изменилась доля детского населения в общем числе жителей [1]. Суммарная доля детского населения (от 0 до 17 лет включительно) в структуре всего населения России уменьшилась с 25% в 1999 г. до 17,9% в 2010 г. [2, 3]. В этой ситуации и при существующих тенденциях динамики демографи-

ческих показателей сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастов является приоритетной государственной задачей.

Рис. 1. Динамика численности детского населения за период 1999-2010 гг.

1-й столбик - 0-17 лет, 2-й столбик - 0-4 года, 3-й столбик - 5-9 лет, 4-й столбик - 10-17 лет.

При этом в настоящее время динамику показателей, характеризующих состояние здоровья детей, нельзя однозначно определить как негативную. Ряд показателей продолжает ухудшаться, некоторые стабилизировались, а по некоторым параметрам наметилась или отмечается четкая положительная динамика.

На протяжении последних 5-6 лет ежегодно 35-37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9-10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Показатель общей заболеваемости новорожденных стабилизировался: за 10 лет он практически не изменился, составив в 2010 г. 5596,9 на 10 000 детей, родившихся живыми. При этом наиболее заметно снизилась частота внутричерепных родовых травм и бактериального сепсиса. Увеличилась частота врожденных аномалий и очень значительно, более чем в 2 раза, возросла распространенность синдрома респираторных

Контактная информация:

Баранов Александр Александрович - д.м.н., проф., акад. РАН и РАМН,

директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН

Адрес: 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, 2/62

Тел.: (499) 134-30-83, E-mail: [email protected]

Статья поступила 31.01.12, принята к печати 10.02.12.

я

он ь

ш ■

Й О

я о

ш о

ч 2

о ^

МЗ ей ей щ СО

3000 2500 2000 1500 1000 500

2722,9

2682,2

1992 г.

2001 г.

2010 г.

Рис. 2. Динамика заболеваемости детей первого года жизни за период 1992-2010 гг.

расстройств (с 1867 до 3894 на 10 000 родившихся живыми). Такие особенности сложившейся структуры патологии следует учитывать при организации медицинской помощи новорожденным, детям первого года жизни и в целом детям раннего возраста.

При анализе динамики заболеваемости детей первого года жизни очевидно, что показатель общей заболеваемости (рис. 2) за период с 1992 по 2001 гг. увеличился на 56%. В дальнейшем, за последующие 10 лет отмечается стабилизация показателя на уровне 2670-2725 на 1000 детей, достигших в данном году возраста 1 года. Такая стабильность показателя обусловлена раз-нонаправленностью динамики частоты различных классов болезней. За последнее пятилетие наиболее заметно снизилась распространенность болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена (-20,5%), инфекционных и паразитарных болезней (-18,3%), болезней уха и сосцевидного отростка (-10,8%), болезней органов дыхания (-4,2%). В то же время произошел значительный рост частоты такой патологии, как болезни нервной системы (на 42,2%) и болезни глаза и его придаточного аппарата (на 33,4%), болезней мочеполовой системы (на 48,3%), врожденных аномалий (на 43,2%), болезней органов пищеварения (на 21,4%). Очевидно, что на первом году жизни увеличивается частота той патологии, которая в дальнейшем определяет снижение социальной адаптации и интеграции ребенка вплоть до формирования инвалидности.

Кроме того, вызывает большую настороженность пусть небольшой, но рост распространенности среди детей первого года жизни последствий травм и воздействия других внешних причин (на 1%). Это в значительной степени свидетельствует о нарастании семейного неблагополучия и необходимости развития системы медико-социальной помощи детям из семей высокого социального риска [4].

За период с 2000 по 2010 гг. общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6% при росте первичной заболеваемости на 28,1%

(рис. 3). Среди детей в возрасте до 14 лет наиболее интенсивно возросла частота новообразований, врожденных аномалий, болезней кожи и подкожной клетчатки, нервной системы, болезней кост-но-мышечной и соединительной ткани, крови.

По данным официальной статистической отчетности, среди детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) (рис. 4) рост показателей общей (+97,8%) и первичной (+101,8%) заболеваемости был более выраженным, чем среди детей в возрасте до 14 лет. Примечательным является тот факт, что в 2009-2010 гг. общая заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет превысила уровень показателя среди детей в возрасте до 14 лет. Высокая интенсивность роста показателя отмечается по следующим классам болезней: новообразований, болезней системы кровообращения, костно-мышечной системы, крови, нервной системы, последствий воздействия внешних причин, болезней кожи.

т е

^ £

мо с

ей ае вт

еве

л д о0 б00

а » 2

а н

250 000 200 000 150 000 100 000 50 000

2000 г.

2010 г.

Рис. 3. Динамика общей и первичной заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет.

ё а

тта ооз

м со

щ« Я Й « О Й ^ и ш&ш

л дщ о0 щ

-нЯ а ст

н

300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000

298 936,5

151 1 151 1 41

91 378

2000 г.

2010 г.

Рис. 4. Динамика общей и первичной заболеваемости детей в возрасте 15-17 лет.

По результатам научных исследований Научного центра здоровья детей РАМН проведен анализ исчерпанной заболеваемости. Ее уровень, как среди детей в возрасте 0-14 лет (4567,1 на 1000 детей данного возраста), так и среди 15-17-летних (4073 на 1000 детей старшего подросткового возраста) вдвое превысил показатель общей заболеваемости (отчетная форма № 12). Более высокий, чем по данным официальной статистической отчетности, уровень исчерпанной заболеваемости отмечен практически по всем

классам болезней. Однако наиболее заметна разница (в 2 раза и более) по следующим классам болезней: новообразованиям, болезням нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы.

Согласно данным, полученным в результате научных исследований в ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, в настоящее время не более 2-15% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми [5-7]. В динамике наблюдения среди детей всех возрастных групп отмечается преимущественный рост хронической патологии, частота которой за последнее десятилетие увеличилась на 22%, а ее доля среди всех нарушений здоровья, в частности среди школьников, достигла 32% [5, 8].

По результатам научных исследований и по данным анализа официальной статистической отчетности, в последние годы наиболее интенсивно возрастает частота тех классов и групп болезней, которые в детском, подростковом и дальнейших периодах жизни являются причиной социальной недостаточности, ограничения жизнедеятельности [5, 6, 8].

Наряду с соматическим ухудшается репродуктивное здоровье детей и подростков. В настоящее время более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания [6, 9]. По данным официальной статистической отчетности, среди девочек возрастают частота нарушений менструальной функции и распространенность гинекологических болезней. За период с 1992 по 2010 гг. частота расстройств менструальной функции у девочек до 14 лет увеличилась с 56,5 до 1366,0 на 100 тыс девочек соответствующего возраста, то есть в 24,2 раза, среди 15-17-летних - с 596,9 до 6724,3 на 100 тыс девочек в возрасте 15-17 лет (в 11,3 раза). Распространенность воспалительных заболеваний органов репродуктивной сферы среди 15-17-летних возросла со 170,9 до 1843,9 на 100 тыс девочек соответствующего возраста (в 10,8 раза).

Более 50% детей подросткового возраста страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции [5, 9, 10]. Установлено, что 40% бесплодных браков являются результатом мужского бесплодия, 45% - женского бесплодия и 15% - бесплодия обоих супругов. В большинстве случаев корни бесплодия в детородном периоде лежат в детском и подростковом возрасте [9, 10].

За последние годы частота некоторых социально значимых заболеваний, выявленных впервые, снижается. За последние 10 лет частота наркоманий среди детей до 14 лет уменьшалась с 1,8 до 1,3 на 100 тыс детей данного возраста, среди 15-17-летних - с 235,3 до 75,6 на 100 тыс детей данного возраста.

В то же время частота впервые выявленных токсикоманий возросла: с 2,8 до 7,8 на 100 тыс среди детей до 14 лет и с 42,2 до 50,3 на 100 тыс среди детей 15-17 лет. Кроме того, в популяции детей до 14 лет увеличивается распространенность злоупотребления алкоголем (с 0,8 до 3,3 на 100 тыс детей до 14 лет). Частота злоупотребления алкоголем среди 15-17-летних за 10 лет выросла на 61,5% и составляет в настоящее время 792,8 на 100 тыс детей в возрасте 15-17 лет.

Частота впервые выявленной ВИЧ-инфекции снизилась среди детей всех возрастов. В то же время является неблагоприятным тот факт, что среди детей до 14 лет не снижается частота туберкулеза (16,4 на 100 тыс детей данного возраста), а среди детей 15-17 лет распространенность данной патологии возросла на 8,2% и составляет в настоящее время 35,8 на 100 тыс детей в возрасте 15-17 лет.

Серьезным индикатором состояния здоровья детей является уровень детской инвалидности. В настоящее время инвалидами являются 495,3 тыс детей в возрасте до 17 лет включительно. За последние годы число детей-инвалидов всех возрастов несколько снизилось. Показатель детской инвалидности находится на достаточно стабильном уровне - 195, первичной инвалидности - 24,2 на 10 000 детского населения.

В то же время, по расчетам экспертов Европейского регионального бюро ВОЗ, в который входит Россия, число детей-инвалидов должно быть на уровне 3% от всего детского населения, то есть с учетом имеющегося в настоящее время числа детей более 762 тыс или в 1,6 раза больше, чем по данным официальной статистической отчетности. Многие российские ученые согласны с экспертами ВОЗ и говорят о недоучете детской инвалидности, связанным с несовершенством системы медико-социальной экспертизы. Согласно этим данным, в настоящее время не менее 265 тыс детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, чаще вследствие соматической патологии, не признаются инвалидами и не обеспечены государством мерами социальной защиты.

Основными причинами детской инвалидности являются психические расстройства (24,7%), болезни нервной системы (22,3%), врожденные аномалии развития (19,2%), соматические болезни (17,8%). Специальными исследованиями установлено, что формирование инвалидности в результате тяжелого течения соматической патологии происходит преимущественно к 10-12 годам, а в результате психических расстройств - к 14-15 годам. Исход хронического заболевания в инвалидность чаще всего связан с недостаточным уровнем профилактической работы со здоровым ребенком, оздоровительной и реабилитационной работы - с детьми, страдающими хронической патологией. Не уделяется должного внимания

восстановительному лечению детей со сформировавшейся инвалидностью, но обладающих высоким реабилитационным потенциалом.

Следует отметить, что за последние 5 лет резко изменилась структура причин детской инвалидности: произошло резкое снижение доли инвалидности от последствий инфекционных и соматических болезней (уменьшение показателя почти вдвое, снижение рангового места с I до IV). По нашему мнению, как было сказано выше, это связано с недоучетом детской инвалидности при данной патологии.

С целью организации оптимальной медицинской и медико-социальной помощи детям с тяжелой инвалидизирующей патологией и детям-инвалидам представляется необходимым проанализировать структуру детской инвалидности по главному нарушению.

Наибольший удельный вес в структуре главных нарушений принадлежит психическим нарушениям (25,5%), далее — двигательным, а также висцеральным и метаболическим (по 24%). При этом наибольшим реабилитационным потенциалом обладают дети с соматической патологией и последствиями инфекционных болезней. Наиболее значимыми являются нарушения кар-диореспираторной функции, в структуре которых более 80% принадлежит бронхиальной астме, то есть состоянию, которое можно контролировать и тем самым предупреждать социальную дезадаптацию ребенка.

В последние десятилетия происходило неуклонное снижение уровня младенческой смертности (рис. 5) с 18,0 на 1000 родившихся живыми в 1992 г. до 7,5 в 2010 г. Ее уровень приблизился к европейским значениям. Уменьшение произошло в основном за счет неонатальной смертности. Снижение показателя произошло от всех причин, но наиболее заметно - от врожденных аномалий (на 43%) и состояний перинатального периода (на 52,4%). В то же время обращает на себя внимание достаточно высокий показатель младенческой смертности от внешних причин: 5,7 на 10 тыс детей, родившихся живыми (III ранговое место в структуре причин, 7%), что свидетельствует о необходимости развития медико-социальной помощи младенцам и их семьям, особенно

Рис. 5. Динамика младенческой смертности за период 1992-2010 гг.

на уровне учреждений первичного звена здравоохранения. О наличии значительных резервов дальнейшего снижения младенческой смертности свидетельствует тот факт, что смерть детей до года на 73% обусловлена предотвратимыми и условно предотвратимыми причинами [11]. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в последние годы сохраняются высокими показатели летальности детей первого года жизни в первые сутки госпитализации (17,9%), в том числе от пневмонии (41,7%), а также доля детей первого года, умерших вне стационара (19,9%).

По мнению ВОЗ, демографический потенциал страны определяет уровень показателя смертности среди детей в возрасте до 4 лет включительно. Среди детей этой возрастной группы показатель смертности c 2002 г. снизился на 30% и составил в настоящее время 2,6 на 1000 детей в возрасте 0-4 года. Основными причинами, как и в структуре причин младенческой смертности, являются болезни перинатального периода и врожденные аномалии. При этом внешние причины (травмы, отравления, убийства и др.) занимают уже III ранговое место в структуре (18,3 на 10 тыс детей соответствующего возраста). Значимой в структуре причин смерти остается такая, безусловно, предотвратимая причина, как болезни органов дыхания (11,1 на 10 тыс детей данного возраста).

Постоянно снижается, хотя и сохраняется достаточно высокий уровень смертности детей старше 5 лет, который в последние годы составляет 0,4 среди детей в возрасте от 5 до 14 лет и 1,1 среди детей старшего подросткового возраста (на 1000 детей соответствующего возраста). Уровень смертности превышает европейские показатели в 1,5 раза. В возрастной структуре смертности доля детей, умерших в подростковом возрасте (10-19 лет), за 5 лет увеличилась с 65,7 до 72,4%. В структуре причин смерти внешние причины являются ведущими (48-74% в зависимости от возраста), среди которых наиболее значительная часть - это травмы, отравления, самоповреждения (включая самоубийства). Среди причин смерти детей подросткового возраста (старше 10 лет) за последние годы увеличилась значимость таких причин, как туберкулез, пневмонии, сосудистые поражения сердца и головного мозга, а среди 15-19-летних - вирусный гепатит, осложнения беременности, родов и послеродового периода. В целом, среди причин смерти детей в возрасте до 14 лет 69% являются предотвратимыми и условно предотвратимыми, а среди 15-19-летних - 86,3%.

Является доказанным, что наиболее выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья детей чаще всего формируются в раннем возрасте и на подростковом этапе развития. В раннем детском возрасте наиболее выраженное влияние на формирование здоровья ребенка оказывают

факторы перинатального и биологического риска [4, 5]. На подростковом этапе развития наиболее значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются наряду с биологическими, такие как условия и образ жизни, то есть факторы достаточно управляемые [4-8].

Доказано, что среди условий жизнедеятельности, влияющих на формирование здоровья, наиболее значимыми являются условия воспитания (в семье и в образовательном учреждении), условия обучения, учащение стресса в повседневной жизни детей (в семье и в школе), ухудшение качества питания в семье и в образовательных учреждениях, неблагоприятные экологические условия, низкий социально-экономический и культурный уровень значительного числа семей, недостаточно эффективное и качественное медицинское обеспечение [4, 5, 8]. Среди значимых факторов образа жизни следует отметить такие, как низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ, неадекватное репродуктивное поведение, неправильно сформированное пищевое поведение. Многими научными исследованиями показан рост распространенности негативных факторов среди детей всех возрастов [6, 7, 10].

Высокий уровень заболеваемости среди детей всех возрастов, ее рост на некоторых этапах развития, увеличение частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий, значимых как для каждого ребенка, так и для государства в целом [4, 8].

В настоящее время отмечается ухудшение показателей готовности детей к обучению в школе. За последние годы снизился интегральный показатель умственной работоспособности первоклассников (с 1,48 до 1,13 усл. ед.). Произошло увеличение числа детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций (с 21,2 до 41,4%) [7, 12]. Резкое увеличение интенсивности обучения в начальных классах школы в сочетании с низкими функциональными возможностями и высокой частотой нарушений здоровья и развития определили тот факт, что при окончании начальной школы не более 10% учащихся в полном объеме справляются со школьными требованиями уже в средней школе.

Результаты медико-психологических исследований показали, что среди старшеклассников, имеющих хронические болезни, в 2,5-3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социально-психологическая дезадаптация: неэффективность учебной деятельности, нарушения поведения, конфликтность в отношениях с учителями и сверстниками [6].

Вследствие роста заболеваемости детей старшего подросткового возраста 30% из них имеют значительные ограничения в выборе профессии и трудоустройстве, нуждаясь при этом в индивиду-

альном подборе учреждения профессионального образования и выборе специальности [6, 8].

Ежегодно в связи с имеющимися выраженными хроническими болезнями 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе [1, 8]. При этом ведущими причинами негодности к военной службе являются болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (17,9%), психические расстройства (16,2%), болезни органов пищеварения (10,5%), болезни нервной системы (9,5%).

В результате неадекватного сексуального поведения в подростковом возрасте в стране сохраняется неблагополучие в отношении показателей, характеризующих репродуктивное здоровье [9, 10].

В целом проблемами охраны здоровья детей являются следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• недостаточное правовое обеспечение охраны здоровья детей в Российской Федерации;

• несоответствие современным условиям и требованиям существующей системы первичной медико-санитарной помощи детям (несовершенство системы финансирования учреждений, системы оплаты труда медицинского персонала, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие мер правовой защиты и социальной поддержки врачей и среднего медицинского персонала, потеря приоритетности профилактического направления работы);

• сохранение ориентации на преимущественное финансирование стационарного звена в системе медицинской помощи детям;

• недостаточная доступность получения высокотехнологичных видов медицинской помощи;

• недостаточное развитие системы восстановительного лечения и оказания комплексной реабилитационной помощи;

• несоответствие Национального календаря профилактических прививок современным представлениям о вакцинопрофилактике инфекционных болезней;

• недостаточная степень взаимодействия системы здравоохранения с другими ведомствами и учреждениями, в задачи которых входят, в том числе, сохранение и укрепление здоровья детей.

Таким образом, стратегическими и тактическими направлениями решения имеющихся проблем в области сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, по нашему мнению, являются следующие:

• утверждение «Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации»;

• внесение дополнений и изменений в Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», предусмотрев расширение Национального календаря профилактических прививок за счет введения вакцинации против инфекций, вызванных пневмококком, гемофиль-

ной палочкой инфлюэнцы типа Ь, папилломави-русом человека, ротавирусом, вирусом ветряной оспы, гепатита А;

• при пересмотре Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи:

а) проведение разделения нормативов объема оказания медицинской помощи для взрослого и детского населения с увеличением нормативов объемов амбулаторной помощи детям до 15 посещений в год на одного ребенка;

б) увеличение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования на уровень, выше инфляционного с постепенной ликвидацией дефицита финансирования Программы госгарантий;

• пересмотр в законодательных и нормативных правовых документах порядка установления статуса «ребенок-инвалид»:

а) детям с инвалидизирующими заболеваниями со стойким нарушением функции, нуждающимся в дорогостоящем лечении, предусмотреть медицинское освидетельствование с разработкой программы реабилитации и ее проведение за счет средств федерального бюджета без установления инвалидности; в дальнейшем - переосвидетельствование, оценка эффективности реабилитации и решение вопроса об установлении/неустановлении инвалидности («отсроченное установление»);

б) для детей с хроническими болезнями при снятии инвалидности и нуждающихся в постоянном дорогостоящем медикаментозном, в том числе заместительном, лечении предусмотреть обеспе-

чение дорогостоящими препаратами за счет средств федерального бюджета;

• продолжение работы по повышению доступности и качества высокотехнологичной помощи детям путем:

а) увеличения объемов и доли оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям в структуре Государственного задания;

б) внедрения механизма финансирования учреждений аналогично «Родовому сертификату», увеличения его объемов, при дифференцированном финансировании единицы объема помощи в зависимости от нозологической формы;

• повышение доступности и качества комплексной реабилитационной помощи детям с хронической инвалидизирующей патологией и детям-инвалидам путем создания разноуровневой системы оказания данного вида помощи;

• проведение широкомасштабной модернизации системы оказания медицинской помощи детям, особенно на амбулаторно-поликлиничес-ком уровне, развитие стационарзамещающих форм оказания помощи;

• осуществление с использованием современных информационных технологий углубленного выборочного мониторинга заболеваемости, инвалидности и смертности детского населения России (1 раз в 3 года в 10-15 субъектах РФ);

• расширение на государственных каналах телевидения и радиовещания перечня программ для детей и юношества, в том числе образовательных, по формированию здорового образа жизни, воспитанию семейных ценностей, увеличение социальной рекламы по данным проблемам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин А.Г. Демографическая ситуация в России и детское население. Практика педиатра. 2007; 3: 20-22.

2. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2007.

3. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2005.

4. Актуальные проблемы подростковой медицины. Под ред. А.Г. Румянцева, Д.Д. Панкова. М.: «Дом печати «Столичный бизнес», 2002: 372 с.

5. Баранов АА. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3: 9-14.

6. Подростковая медицина. Руководство. 2-е изд. Под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. СПб.: «Питер», 2006: 544 с.

7. Скоблина НА, Сапунова Н.О. К вопросу о школьной зрелости детей шестилетнего возраста. Материалы IX Всероссийского Съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001; 2: 478-481.

8. Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотнико-ва Е.Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы. Рос. пед. журнал. 2009; 2: 49-52.

9. Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г. и др. Смертность подростков в Российской Федерации. Рос. пед. журнал. 2009; 3: 4-10.

10. Баранов АА., Альбицкий В.Ю., Ильин А.Г. О резервах снижения смертности детского населения России. Вопр. совр. пед. 2006; 5 (5): 5-7.

11. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей. Под ред. А. А. Баранова, В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006.

12. Актуальные проблемы военно-врачебной экспертизы на уровне субъекта Российской Федерации. Под ред. В.В. Куликова, А.А. Фомина, В.Н. Ядчука, О.С. Работкина. М.: Воениздат Минобороны России, 2006: 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.