9. Обзор судебной практики рассмотрения судами Астраханской области дел о проявлениях грубой неосторожности относит нарушение всякого рода правил, запретов, а также состояние опьянения лица, ответственного за возникновение убытков [Электронный ресурс] // Астраханский областной суд. Официальный сайт. - Режим доступа: http://oblsud.ast.sudrf.ru/modu-les.php?mme=docum_sud&rid=7.
10. Федеральный закон от 28.06.2014 « 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации; СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2016).
СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
© Мусакаева К.А.1
Башкирский государственный университет, г. Уфа
В данной статье рассматривается проблема лесных пожаров в России. Здесь анализируется правовое регулирование в сфере охраны лесов от пожаров и работу органов прокуратуры.
Помимо этого в статье уделяется внимание вопросам координации деятельности правоохранительных органов. На основе прокурорской практики выделяются предложения, направленные на повышение эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов об обеспечении пожарной безопасности в лесах.
Ключевые слова: лес, пожар, лесные пожары, охрана, окружающая среда, природные ресурсы, прокуратура, прокурорский надзор.
В Российской Федерации деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, построена по принципам, установленными лесным кодексом Российской Федерации (ст. 1) [3], и направлена на сохранение биологического разнообразия лесов, обеспечение охраны и защиты лесов. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Однако, общее состояние охраны окружающей среды в Российской Федерации и защита лесов от пожаров в последние годы остается крайне неудовлетворительным. Лесные пожары являются стихийным бедствием, ко-
1 Студент.
торое ежегодно «внезапно» приходит в лес. Каждый год в России насчитывается более 18 тыс. лесных пожаров, около 80 % которых происходят по вине человека [7].
Возникновение и распространение лесных пожаров, переход огня на населенные пункты и на объекты инфраструктуры - это постоянная проблема всей Российской Федерации. Особенно остро стоит данная проблема в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в 2014 году количество пожаров увеличилось по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза, что составляет 82 % от среднемноголетнего значения. В Забайкальском крае в результате взрывов боеприпасов на военных складах погибли десять человек, еще 18 человек получили ранения [6]. Причиной взрывов стал лесной пожар, который перекинулся на территорию воинской части.
Каковы основные причины лесных пожаров в России?
Основной причиной возникновения пожаров было и остается антропогенный (человеческий) фактор: невыполнение мер противопожарного обустройства лесов и населенных пунктов, позднее обнаружение и задержка пожаротушения, отсрочка введения ограничений посещения лесов, чрезвычайной ситуации [1].
В целом, основные причины и пути решения проблемы лесных пожаров наиболее четко изложил Президент Российской Федерации Владимир Путин, на ежегодной пресс-конференции 20.06.2003. По вопросу лесных пожаров, он отметил, что в некоторых регионах, включая Дальний Восток, пожары возникли в результате умышленного поджога, либо во время борьбы за огромные лесные территории, или для того, чтобы создать условия для воровства, или чтобы скрыть эти хищения.
Решение этой проблемы имеет несколько составляющих. В первую очередь - экономическую. Нужно создать такие условия, чтобы вывести лесную отрасль из криминального оборота. Вторым компонентом является правоохранительная деятельность.
При таких обстоятельствах, работа прокуроров по исполнению законов об обеспечении пожарной безопасности в лесах является одним из приоритетов Российской прокуратуры [2].
Важным обстоятельством к предотвращению нарушений в сфере исполнения законов об охране лесов от пожаров является Прокурорский надзор.
В большинстве случаев, нарушениями, выявленными в ходе прокурорского надзора, являются неспособность исполнения государственной властью и местным самоуправлением полномочий в сфере охраны лесов от пожаров, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности (непринятие мер по созданию условий для забора воды из противопожар-
ных водоемов, отсутствие дорог для проезда пожарной техники к противопожарным водоемам).
Ненадлежащая организация уполномоченных органов государственного надзора в этой сфере влечет за собой нарушение требований законодательства по лесу: не очищены места рубок, не выполняются мероприятия по противопожарному обустройству лесов, что способствует обострению чрезвычайных ситуаций в лесах.
Выявлены факты неисполнения или ненадлежащего исполнения государственных контрактов на проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, мониторинг пожарной опасности, допущены нарушения законодательства о закупках, расходовании бюджетных средств.
Деятельность органов прокуратуры способствует ослаблению, а иногда и ликвидации обстоятельств, послужившими основанием для правонарушений в сфере охраны лесов от пожаров.
Например, в 2014 году по результатам рассмотрения военной прокуратурой актов, были устранены нарушения законов и привлечены к ответственности чиновники, из-за бездействия которых доведены до уровня аварийной ситуации выработанные торфяные пожары на юго-западных районах Брянской области, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, которые могут привести к радиоактивному загрязнению в других областях [4].
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что принимаемые органами власти всех уровней меры в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях оказались недостаточными для предотвращения, своевременного выявления и оперативной ликвидации пожаров. Нарушения выявлялись также в республиках Башкортостан, Удмуртия, Ханты-Мансийском автономном округе, Камчатской, Красноярской, Томской, Тверской, Брянской областях и во многих других регионах.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создана и действует межведомственная рабочая группа по укреплению сотрудничества в области предупреждения, выявления и устранения нарушений закона в сфере лесопользования, а также анализ действующего законодательства, посвященная пожароопасному сезону.
Работы по координации такой деятельности, осуществляется прокурорами всех уровней.
Система прокуратуры состоит из специализированной межрайонной природоохранной прокуратуры, которая не в состоянии самостоятельно выполнять координирующую функцию - она реализуется прокурорами субъектов Российской Федерации.
Правовое Просвещение населения, в том числе и через средства массовой информации, учебных заведениях (лекции, семинары), трудовых коллективов (собраний, разъяснение законодательства), размещения информации на сайтах прокуратур.
В осуществлении правового воспитания, особая роль принадлежит прокуратуре. Согласно указу Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» в основе юридического образования должна быть организована так, чтобы она максимально отвечала задачам преодоления правового нигилизма и повышения правовой культуры граждан.
Генеральный прокурор Российской Федерации ориентирует прокуроров по осуществлению бизнес-сотрудничества со СМИ, расширение и укрепление этих связей, позволяющий прокурорам более эффективно решать задачи по защите интересов личности и государства, укрепление законности и правопорядка [5].
Одной из важных составляющих деятельности органов прокуратуры является научно-методическое обеспечение.
В научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации подготовлены и опубликованы ряд научных и методических работ по проблемам охраны лесов. Например, Учебное пособие «Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, научно -методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением лесного законодательства Российской Федерации».
В 2014 году в диссертационном Совете при Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации были успешно защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства» и «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов» [8].
Примеры из Российской практики прокуратуры не могут претендовать на всесторонний анализ работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в сфере охраны лесов от пожаров. Тем не менее, мы можем сделать вывод, что прокуроры вносят достойный вклад в верховенство закона в сфере публично-правовых отношений.
В то же время, стоит отметить, что в условиях, когда надзорные органы временами не справляются с возложенными на них обязанностями, прокуроры, не подменяя их, должны сосредоточиться на выявлении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
Список литературы:
1. Добрецов Д.Г. Изменение лесного законодательства как одно из средств решения проблем в области охраны лесов // Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход: тезисы док-
ладов международной научной конференции, Москва, 11.04.2014. - М.: ИЗиСП, 2015.
2. Куницына Е.А. Правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2014.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 50.
4. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: пособие. - М., 2014.
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 сентября 2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» [Электронный ресурс]. - 2015. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2015 год [Электронный ресурс] // МЧС России. - 2015. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/operationalpage/forecasts/item/3510275/.
7. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] // Федеральное агентство лесного хозяйства. - 2015. - Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/forest_fires/.
8. Шерснева Е.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов: дис. ... канд. юр. наук. - М.: АГП РФ, 2014.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
© Шаяхметова Д.Р.1
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Целью настоящего доклада является описание основных положений, связанных с использование электронных денежных средств.
Ключевые слова: национальная платежная система; электронные деньги; регулирование.
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств. При этом клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета, что установлено ч. 2 ст. 7 Закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Обратите внимание, что с 1 августа 2014 г. физическое лицо сможет предоставлять денеж-
1 Магистрант 2 курса.