Научная статья на тему 'Правовые аспекты защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих на особо охраняемых природных территориях'

Правовые аспекты защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих на особо охраняемых природных территориях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ПОЖАР / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РАЗРЫВ / ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ / APPROACH TO FORECASTING / EMERGENCY / RISK / FORECAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шубкин Р.Г.

Рассмотрена проблема защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих в лесном фонде особо охраняемых природных территориях. Приведен пример мер прокурорского реагирования в части обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов. Выявлена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шубкин Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of protection of settlements from forest fires in especially protected natural territories

This article considers the problem of protection of human settlements from forest fires occurring in the forests of specially protected natural territories. The example measures of prosecutorial response in terms of ensuring fire safety of settlements. Identified the need for changes in regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих на особо охраняемых природных территориях»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 342.951

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Р.Г. Шубкин

Рассмотрена проблема защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих в лесном фонде особо охраняемых природных территориях. Приведен пример мер прокурорского реагирования в части обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов. Выявлена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты.

Ключевые слова: лесной пожар, противопожарный разрыв, особо охраняемая природная территория, объект защиты.

Ежегодно лесные пожары начинаются во второй половине апреля - начале мая. Первые пожары, как правило, начинаются в южных районах. В апреле - июне пожары приобретают массовый характер, регистрируются, начиная с южных районов, а в июне в северных территориях области. Высокая пожарная опасность по области сохраняется до конца сентября месяца.

В последние годы пожарная опасность в лесах возрастает. Это вызвано увеличением площади молодняков, лесных культур, вырубок и других лесных участков. Особенностью лесного фонда является преобладание пожароопасных хвойных насаждений (более 90 %) от всей площади, покрытой лесом. Продолжительность пожароопасного периода максимально может составлять около 170 дней [1].

Наиболее ранний срок начала пожароопасного периода приходится на 07 апреля 2014 года. Наиболее поздний срок окончания пожароопасного периода отмечается в 2010 году и приходится на 1 ноября. Максимальная длительность пожароопасного сезона отмечается в 2014 году и составляет 192 дня.

80 % процентов пожаров происходило в 5 км, зоне населенных пунктов и садово-дачных объединений граждан, что представляет потенциальную опасность населенным пунктам и объектам экономики.

В пожарный период на надзорные органы МЧС ложится ряд важных задач, связанных с профилактикой перехода лесных пожаров на населенные пункты.

Нормативная правовая база постоянно совершенствуется, вместе с тем практическая деятельность при осуществлении Федерального государственного пожарного надзора выявила про-

блемный вопрос применения норм надзора при проверке населенных пунктов.

Рассмотрим данную ситуацию на примере одного из районов Иркутской области.

В апреле 2011 году при проведении проверки населенных пунктов, администрации поселения вручено предписание, проинформированы органы прокуратуры. Прокурором сформирован иск в защиту прав неопределенного круга лиц и понуждению администрации устроить противопожарный разрыв от границы застройки до лесного массива, особо охраняемой природной территории (Прибайкальский национальный парк). По результатам ряда судебных заседаний в ноябре 2011 года было принято решение, согласно которому администрация поселения обязана устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В апреле 2013 года судом вынесено определение о разъяснении исполнения решения суда, в связи с тем, что полномочия администрации поселения не распространяются на территории лесного фонда, судья районного суда в определении указывает «...самостоятельное обустройство минерализованных полос на землях Прибайкальского национального парка будет нести признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 260, 262 УК РФ» [2]. Тем не менее, органы государственного пожарного надзора требуют проведение указанных мероприятий». Устранение нарушений требований пожарной безопасности осуществляется в границах поселения, не выходя на территорию государственного лесного фонда [3].

С октября 2016 года вступают в силу изменения в Лесной кодекс РФ (ч. 4 ст. 53.1) [4], данные изменения носят бланкетный характер и устанавливают, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавлива-

ются в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [5], что призвано обеспечить устройство противопожарных разрывов.

Однако следует помнить, что при этом правилами пожарной безопасности в лесах РФ, исключается любое вмешательство человека в природные процессы, запрещаются меры по предупреждению пожаров на лесных участках государственных природных заповедников [6].

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются Федеральным законом РФ от 14

Библиографический список

1. Воронин В.И., Шубкин Р.Г. Анализ многовековой хронологии лесных пожаров и вероятностный прогноз их возникновения в байкальском регионе / В.И. Воронин, Р.Г. Шубкин // Пожарная безопасность. - 2007. - №3. - С. 64-70.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации - 1996. - 17 июня. - С.43.

3. Гражданское дело № 2-1478\2011 по иску Прокурора Иркутского района к Администрации Листвянского муниципального образования об обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности из архива Иркутского районного суда иркутской области (неопубликованные акты).

4. Лесной кодекс Российской Федерации: ФЗ от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Рос. газета. - 2006. - 8 декабря. -С. 18.

5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: ФЗ от 22.07.2009 №123-Ф3 // Рос. газета. -2008. - 1 августа. - С. 18.

6. Правила пожарной безопасности в лесах: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 // Рос. газета. - 2007. - 11 июля. - С. 7.

7. Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - С. 1024.

марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в данный нормативный правовой акт изменений по устройству противопожарных разрывов не вносилось [7].

Проверочные мероприятия надзорных органов МЧС России при подготовке к лесопожарному периоду направлены на объекты защиты (территория поселения), вопрос защиты населенных пунктов от лесных пожаров, возникающих в лесном фонде особо охраняемых природных территориях, требует дальнейшей гармонизации нормативных правовых актов соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

References

1. Voronin V.I., Shubkin R.G. Analiz mnogovekovoj hronologii lesnyh pozharov i verojatnostnyj prognoz ih vozniknovenija v bajkal'skom regione / V.I. Voronin, R.G. Shubkin // Pozharnaja bezopasnost'. - 2007. - №3. - S. 64-70.

2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: FZ ot 13.06.1996 № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - 1996. - 17 ijunja. - S.43.

3. Grazhdanskoe delo № 2-1478\2011 po isku Prokurora Irkutskogo rajona k Administracii Listvjanskogo municipal'nogo obrazovanija ob objazannosti ustranit' narushenija zakonodatel'stva o pozharnoj bezopasnosti iz arhiva Irkutskogo rajonnogo suda irkutskoj oblasti (neopublikovannye akty).

4. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii: FZ ot 04.12.2006 № 200-FZ // Ros. gazeta. - 2006. - 8 dekabrja. -S. 18.

5. Tehnicheskij reglament o trebovanijah pozhamoj bezopasnosti: FZ ot 22.07.2009 №123-FZ // Ros. gazeta. - 2008. - 1 avgusta. - S. 18.

6. Pravila pozharnoj bezopasnosti v lesah: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 ijunja 2007 g. № 417 // Ros. gazeta. - 2007. - 11 ijulja. - S. 7.

7. Ob osobo ohranjaemyh prirodnyh territorijah: FZ ot 14 marta 1995 g. № 33-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. - S. 1024.

LEGAL ASPECTS OF PROTECTION OF SETTLEMENTS FROM FOREST FIRES IN ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

This article considers the problem ofprotection of human settlements from forest fires occurring in the forests of specially protected natural territories. The example measures of prosecutorial response in terms of ensuring fire safety of settlements. Identified the need for changes in regulatory legal acts.

Keywords: approach to forecasting, emergency, risk, forecast. Шубкин Р.Г.,

заместитель начальника кафедры, к.т.н.,

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Железногорск. e-mail: rshubkin@yandex.ru.

Shubkin R.G.,

Deputy Head of the Department, Cand. Tech. Sci.,

Siberian Fire and Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM ofRussia,Russia, Zheleznogorsk. e-mail: rshubkin@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.