Научная статья на тему 'Состояние вегетативной нервной системы и метаболизма клеток иммунной системы у младших школьников при воздействии школьных информационных нагрузок'

Состояние вегетативной нервной системы и метаболизма клеток иммунной системы у младших школьников при воздействии школьных информационных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / AUTONOMOUS NERVOUS SYSTEM / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУКЦИНАТДЕГИДРОГЕНАЗА / SUCCINATE DEHYDROGENASE OF IMMUNE SYSTEM CELLS / ИММУННАЯ СИСТЕМА / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Фефелова В. В., Овчаренко Елизавета Сергеевна, Холомеева А. Ю., Игнатова И. А., Лунев Э. Ю.

У младших школьников (обследовано 44 учащихся 1-3 классов, 8-10 лет) проведено исследование деятельности вегетативной нервной системы в период летних школьных каникул (при отсутствии учебных нагрузок) в сопоставлении с концом учебного года (в период информационных нагрузок). В конце каникул выявлено преобладание ваготонической регуляции (высокие показатели HF, статистически значимое повышение в ортостазе SDNN, RMSSD, АХ) по сравнению с концом учебного года, когда преобладала симпатическая регуляция. Также выявлена разница при сравнении метаболических параметров клеток иммунной системы: активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ), маркерного фермента митохондрий, была статистически значимо более низкой при отсутствии информационных нагрузок в период школьных каникул (10,8±0,7 гранул/ клетку) по сравнению с периодом воздействия значительных информационных нагрузок в конце учебного года (24,1±0,5 гранул/клетку, р = 0,000). Изменение активности СДГ в клетках иммунной системы рассматривается в свете представлений о нейро-иммунных взаимодействиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Фефелова В. В., Овчаренко Елизавета Сергеевна, Холомеева А. Ю., Игнатова И. А., Лунев Э. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of the autonomic nervous system and metabolic indices of the immune system cells of primary school children under and without educational informational loads in terms of neuroimmune interactions

We examined 44 schoolchildren of the 1st 3rd years of study at the age of 8 10 years. We studied and compared the activity of autonomous nervous system during summer holidays (absence of academic load) and at the end of academic year (under the influence of informational and academic load). At the end of the holidays we found the dominance of vagotonic regulation (high HF indices, statistically meaningful increase of SDNN, RMSSD, AХ in orthostasis was revealed) as compared to the end of academic year, sympathetic regulation prevailed in this period. We also found differences after having studied metabolic indices of immune system cells: the activity of SDG, namely mitochondria marker enzyme was statistically meaningfully lower under the absence of informational academic load during summer holidays (10.8 granules per cell) as compared to the period of the influence of considerable informational academic load at the end of academic year (24.1 granules per cell, р=0.000). Changes in SDG activity in immune system cells were studied in terms of neuro immune interactions.

Текст научной работы на тему «Состояние вегетативной нервной системы и метаболизма клеток иммунной системы у младших школьников при воздействии школьных информационных нагрузок»

Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2000; (6): 21-4. (in Russian)

3. Krut'ko V.N., Smirnova T.M. Human Capital: Problem and Resource of Innovative Development of Russia [Chelovecheskiy kapital: problema i resurs innovatsionnogo razvitiya Rossii]. Moscow: Tsifrovichok; 2012. (in Russian)

4. Baranov A.A. Health status of children in the Russian Federation. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2012; 91 (3): 9-14. (in Russian)

5. Markova A.I. Health schools and health of schoolchildren (analytical review). Gigiena i sanitariya. 2013; (3): 60-6. (in Russian)

6. Bol'shakov A.M., Krut'ko V.N., Smirnova T.M. State health monitoring system: a problem and solution trends from a perspective of system approach. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosu-darstvennoy meditsinskoy akademii im. I.I. Mechnikova. 2004; (2): 9-16. (in Russian)

7. An order of the Ministry of public health N 13456н of the 21st of December 2012 "A procedure of health checkup for juniors, also at entering the educational institutions and in the period of studies. Moscow; 2012. Available at: http://base.garant. ru/70355102/#ixzz32uEzPtod (in Russian)

8. Potemkina N.S. Media impact on health: a factor of destabili-zation or sustainable development? In: Proceedings of the Institute for Systems Analysis "System Analysis of the Problems of Sustainable Development " [Sbornik trudov Instituta Sistemnogo Analiza RAN "Sistemnyy analiz problem ustoychivogo razviti-ya"]. Moscow: Knizhnyy dom "LIBROKOM"; 2010: 119-31. (in Russian)

9. Educational Technologies of the XXI Century: Informational Culture and Media Education. FROM' 13. St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2013. Available at: http://art.ioso.ru/ot/ot13/ot%2713-sbornik.pdf (in Russian)

10. Growth of information volume - digital universe reality.Tekh-nologii i sredstva svyazi.2013; 1 (94). Available at: http://www. tssonline.ru/articles2/bypub/tss-1-2013#sthash.gqaXxxpX.dpuf (in Russian)

11. Frumkin K.G. Global changes in the thinking of the fate of the text and culture. Ineternum. 2010; 1. Available at: http://cyber-leninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury (in Russian)

12. Kalmykov A.A. Ontology digital civilization. In: Philosophy Communication: Intelligent Networks and Modern Information and Communication Technologies in Education [Filosofiya kommuni-katsii: intellektual'nye seti i sovremennye informatsionno-kommu-nikativnye tekhnologii v obrazovanii]. St.Petersburg: Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta; 2013: 81-90. (in Russian)

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181

Original article

13. Krushanov A.A. Towards silicone community. Vestnik Rossiysk-ogo filosofskogo obshchestva. 2008; 4. Available at: http://jarki. ru/wpress/2010/12/30/1693/ (in Russian)

14. Kvyat A. G. Social Media in the Context of Baudrillard s Concept of the "Ecstasy of Communication" [Sotsial'nye media v kon-tekste bodriyyarovskoy kontseptsii "ekstaza kommunikatsii"]. Omsk: Nauchno-izdatel'skiy tsentr "Sotsiosfera". Available at: http://www.sociosphera.com/publication/conference/2012/144/ socialnye_media_v_kontekste_bodrijyarovskoj_koncepcii_ ekstaza_kommunikacii/ (in Russian)

15. Chiang I., Su Y. Measuring and analyzing the causes of problematic Internet use. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2012; 15 (11): 591-6.

16. Carli V., Durkee T., Wasserman D., Hadlaczky G., Despalins R., Kramarz E. et al. The association between pathological in-ternet use and comorbid psychopathology: a systematic revie. Psycho-pathology. 2013; 46 (1): 1-13.

17. Durkee T., Kaess M., Carli V., Parzer P., Wasserman C., Flode-rus B. et al. Prevalence of pathological internet use among adolescents in Europe: demographic and social factors. Addiction. 2012; 107 (12): 2210-22.

18. Kim H. Exercise rehabilitation for smartphone addiction. J. Exerc. Rehabil. 2013; 9 (6): 500-5.

19. Voyskunskiy A.E. Phenomenon of Internet dependency. In: Humanities Research in Internet [Gumanitarnye issledovaniya v Internete]. Moscow: Mozhaysk-Terra; 2000: 100-31. (in Russian)

20. Voyskunskiy A.E. Actual problems of Internet dependency. Psik-hologicheskiy zhurnal. 2004; 25 (1): 90-100. (in Russian)

21. Chuchkova G.S. Internet Communication as Personal Development Factor in Terms of Communication Chatting: Diss. Moscow; 2008. (in Russian)

22. Komashinskiy V., Semin A., Rogozinskiy G. National knowledge infrastructure - whether it is necessary in Russia? Tekhnologii i sredstva svyazi. 2013; 1 (94). Available at: http://tssonline.ru/ articles2/fix-corp/natsionalnaya-infrastruktura-znaniy-nuzhna-li-ona-rossii?/ (in Russian)

23. Towards Knowledge Societies. UNESCO World Report. UNESCO Publishing. 2005. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001418/141843r.pdf (in Russian)

24. Bard A., Zoderkvist Ya. Netocracy [Netokratiya]. Available at: http://www.avatargroup.ru/Biblioteka/A_Bard_i_Ya_ Zoderkvist_-_Netokratiya.aspx (in Russian)

25. Gardner G. Magnificent Five. Intellectual Strategies Leading to Success [Velikolepnaya pyaterka. Myslitel'nye strategii, vedushchie k uspekhu]. Moscow: Al'pina Biznes Buks; 2008. (in Russian)

Поступила 09.07.14 Принята к печати 30.12.14

УДК 612.0171.1:616.839

Фефелова В.В.1, Овчаренко Е.С.1, Холомеева А.Ю.1, Игнатова И.А.1, Лунев Э.Ю.2

СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТАБОЛИЗМА КЛЕТОК ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАГРУЗОК

1ФГБНУ «НИИ Медицинских проблем Севера», 660022, Красноярск; 2МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 им. И.М. Смоктуновского», 660020, Красноярск

У младших школьников (обследовано 44 учащихся 1-3 классов, 8-10 лет) проведено исследование деятельности вегетативной нервной системы в период летних школьных каникул (при отсутствии учебных нагрузок) в сопоставлении с концом учебного года (в период информационных нагрузок). В конце каникул выявлено преобладание ваготонической регуляции (высокие показатели HF, статистически значимое повышение в ортостазе SDNN, RMSSD, АХ) по сравнению с концом учебного года, когда преобладала симпатическая регуляция. Также выявлена разница при сравнении метаболических параметров клеток иммунной системы: активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ), маркерного фермента митохондрий, была статистически значимо более низкой при отсутствии информационных нагрузок в период школьных каникул (10,8±0,7 гранул/ клетку) по сравнению с периодом воздействия значительных информационных нагрузок в конце учебного года (24,1±0,5 гранул/клетку, р = 0,000). Изменение активности СДГ в клетках иммунной системы рассматривается в свете представлений о нейро-иммунных взаимодействиях.

Ключевые слова: вегетативная нервная система; школьное обучение; сукцинатдегидрогеназа; иммунная система.

Для цитирования: Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Холомеева А.Ю., Игнатова И.А., Лунев Э.Ю. Состояние вегетативной нервной системы и метаболизма клеток иммунной системы у младших школьников при воздействии школьных информационных нагрузок. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 177-181. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181

дигиена и санитария. 2016; 95(2)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181_

Оригинальная статья

Fefelova V.V.1, Ovcharenko E.S.1, Kholomeeva A.Yu.1, Ignatova I.A.1, Lunev E.Yu.2

STATE OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM AND METABOLIC INDICES OF THE IMMUNE SYSTEM CELLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN UNDER AND WITHOUT EDUCATIONAL INFORMATIONAL LOADS IN TERMS OF NEUROIMMUNE INTERACTIONS

'Scientific research institute of medical problems of the North, Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation; 2Secondary comprehensive school named I.M. Smoktunovsky, Krasnoyarsk, 660020, Russian Federation

We examined 44 schoolchildren of the 1st - 3rd years of study at the age of 8 - '0 years. We studied and compared the activity of autonomous nervous system during summer holidays (absence of academic load) and at the end of academic year (under the influence of informational and academic load). At the end of the holidays we found the dominance of vagotonic regulation (high HF indices, statistically meaningful increase of SDNN, RMSSD, &Х in orthostasis was revealed) as compared to the end of academic year, sympathetic regulation prevailed in this period. We also found differences after having studied metabolic indices of immune system cells: the activity of SDG, namely mitochondria marker enzyme was statistically meaningfully lower under the absence of informational academic load during summer holidays ('0.8 granules per cell) as compared to the period of the influence of considerable informational academic load at the end of academic year (24.' granules per cell, р=0.000). Changes in SDG activity in immune system cells were studied in terms of neuro - immune interactions.

Keywords: autonomous nervous system; schooling; succinate dehydrogenase of immune system cells.

For citation: Fefelova V.V., Ovcharenko E.S., Kholomeeva A.Yu., Ignatova I.A., Lunev E.Yu. State of the autonomic nervous system and metabolic indices of the immune system cells of primary school children under and without educational informational loads in terms of neuroimmune interactions. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(2): 177-181. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181

For correspondence: Elizabeth S. Ovcharenko, Junior Researcher, Laboratory of molecular cell physiology and pathology Research Institute of Medical Problems of the North, 660022, Krasnoyarsk, E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship. Received 15 October 2014 Accepted 30 December 2014

У младших школьников в качестве индикатора адаптивных реакций использовали методы, характеризующие деятельность

вегетативной нервной системы (ВНС). Выявленные на протяжении учебного года изменения показателей ВНС расценивали как результат влияния сезонных изменений, климатических, экологических факторов на функционирование ВНС [1-3]. При этом многие авторы в меньшей степени принимали во внимание влияние учебных нагрузок на деятельность ВНС у школьников. Между тем информационные нагрузки оказывают значительное влияние на состояние нервной системы школьников. В свете существующих представлений о взаиморегуляции нервной и иммунной систем можно ожидать изменений показателей их функций под воздействием школьных нагрузок.

Цель настоящего исследования: изучить состояние ВНС и метаболических параметров клеток иммунной системы в период длительных интенсивных учебных нагрузок на организм школьников (конец учебного года) и в отсутствие таковых (конец школьных каникул).

Материал и методы

Обследовано 44 учащихся (30 мальчиков, 14 девочек) 1-3 классов средней образовательной школы № 14 г Красноярска (8-10 лет). Обследование проводили дважды - в конце учебного года (в конце апреля) и после летних каникул (в первые три дня учебы в школе). Оно включало исследование функций ВНС и ферментов сукцинатдегидрогеназы (СДГ) и кислой фосфатазы (КФ). Состояние ВНС оценивали методом кардио-интервалографии с помощью программно-технического комплекса ORTO Valeo (НПП «Живые системы», г. Кемерово). Исследовали общую мощность спектра (TP); низкочастотный (LF), очень низкочастотный (VLF), высокочастотный (HF) компоненты сердечного ритма, ЧСС, моду (Мо), амплитуда моды (АМо), стандартное отклонение кардиоинтервалов (SDNN), квадратный корень суммы разностей кардиоинтерва-лов (RMSSD), вариационный размах (АХ), индекс напряжения регуляторных систем (ИН). В качестве нагрузочной пробы использовали клиноортостатическую пробу.

Для корреспонденции: Овчаренко Елизавета Сергеевна, мл. науч. сотр. лаб. молекулярно- клеточной физиологии и патологии ФГБНУ «НИИ Медицинских проблем Севера», 660022, Красноярск, E-mail: [email protected]

Активность СДГ, фермента, суммарно характеризующего энергетическое состояние клетки, определяли в клетках иммунной системы (лимфоцитах) цитохимическим методом [4]. Активность КФ, маркерного фермента лизосом, определяли по методу A.F. Goldberg, T. Barka [5]. Исследования соответствовали этическим и правовым стандартам и были одобрены комитетом по биомедицинской этике «НИИМПС».

Статистический анализ проводили с помощью пакета прикладных программ «Statistica 7.0» (StatSoft Inc., 2004). Статистическую значимость различий определяли с помощью i-критерия Стьюдента-Фишера для выборок с параметрическим распределением, ^-критерия Манна-Уитни -при ассиметричном распределении, для качественных признаков - методом %-квадрата. Данные представлены в виде средней арифметической (М) и ошибки средней арифметической (m). Критический уровень значимости был принят p <0,05.

Результаты и обсуждение

При сравнении спектральных характеристик вариабельности сердечного ритма (ВСР) у младших школьников было обнаружено статистически значимое преобладание в конце школьных каникул высокочастотного компонента (HF) ВСР по сравнению с показателями HF в конце учебного года (см. таблицу). Показатель HF отражает вагусную (парасимпатическую) активность регуляции сердечного ритма (СР). Значения низкочастотного диапазона (LF) также были статистически значимо выше в конце школьных каникул. Но если в отношении HF имеются однозначные заключения, связывающие HF с парасимпатической регуляцией, то относительно LF существуют разногласия. Многие авторы считают, что низкочастотные колебания (LF) характеризуют состояние симпатического отдела ВНС [3, 6]. Однако не исключают, что на LF оказывает влияние и блуждающий нерв, так что нельзя говорить об их исключительной симпатической направленности [7]. Значения колебаний сверхнизкочастотного диапазона (VLF-волны) не имели статистически значимых отличий у школьников в период школьных каникул и в конце учебного года. Значения абсолютной мощности спектра TP были статистически значимо выше в конце школьных каникул по сравнению с концом учебного года.

Параметры вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников в процессе обучения (М±т)

Показатели Конец учебного года (п = 44) Конец летних каникул (п = 44) Статистическая значимость различий

ТР, мс2 6285±706 7799±689 р < 0,05

VLF, мс2 2663±358 3133±320

LF, мс2 2237±311 2852±334 р < 0,05

ОТ, мс2 965±167 1470±201 р < 0,01

ЧСС, уд/мин (покой), 88,5±1,9 85±1,8 р < 0,05

ЧСС, уд/мин (ортостаз) 104±1,7 103±1,8

SDNN, с (покой) 0,06±0,005 0,068±0,004

SDNN,с (ортостаз) 0,039±0,025 0,068±0,01 р < 0,01

Амо, % (покой) 39,7±2,7 35,4±2,2 р < 0,05

Амо, % (ортостаз) 53±2,8 44±2,4 р < 0,01

ДХ, с (покой) 0,291±0,02 0,32±0,02

ДХ, с (ортостаз) 0,186±0,01 0,248±0,02 р < 0,01

ИН, усл. ед. (покой) 169±28 127±26 р < 0,05

ИН усл. ед. (ортостаз) 359±53 230±43 р < 0,01

RMSSD, с (покой) 0,054±0,005 0,064±0,006

RMSSD, с (ортостаз) 0,0260,003 0,048±0,007 р < 0,001

Помимо спектральных компонентов, были проанализированы и другие параметры ВСР. Установлено, что в конце учебного года ЧСС и Амо были статистически значимо выше по сравнению с концом школьных каникул (см. таблицу). Эти параметры являются индикаторами усиления в конце учебного года симпатического влияния на СР [2].

Одним из основных предназначений ВНС является адаптация, которая наряду с другими системами обеспечивает постоянное приспособление организма к изменяющимся экзогенным условиям и к изменениям, происходящим во внутренней среде организма [6, 8, 9]. Важное значение придается тому, какими усилиями и затратами организм обеспечивает приспособление и каков функциональный резерв организма [10, 11].

Для исследования функциональных резервов применяют ортостатическую пробу [12]. При анализе изменений (при ор-тостатической пробе) значений индекса напряжения регуля-торных систем (ИН) нами выявлены более высокие значения ИН и в покое, и в ортостазе у младших школьников в конце учебного года (см. таблицу). Поскольку считают, что высокий индекс напряжения связан с усилением симпатической регуляции [1], полученные результаты позволяют говорить об усилении симпатической регуляции в конце учебного года и о напряжении в этот период регуляторных систем ВНС. Высокая степень напряжения регуляторных механизмов может указывать на мобилизацию резервных возможностей [6].

В период школьных каникул значения ИН в ортостазе были значительно (в 1,5 раза) ниже по сравнению с концом учебного года, что свидетельствует о снижении роли симпатической регуляции в период школьных каникул (см. таблицу).

При ортостатической пробе была также установлена разница значений для таких показателей, как SDNN, RMSSD и АХ (см. таблицу). Значение всех этих показателей в ортостазе были статистически значимо выше в конце школьных каникул по сравнению с концом учебного года, что свидетельствует о преобладании влияния парасимпатического звена ВНС на сердечный ритм в период школьных каникул, когда отсутствовало влияние учебных нагрузок.

Рядом авторов поднимался вопрос о влиянии образовательной среды на функциональное состояние ВНС. Некоторые авторы считают, что изменение деятельности ВНС у школьников носит сезонных характер и зависит в значительной мере от

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181

Original article

30-,

£

ЙЗ 25- 20-ra x

0

1 5т

0-

Конец учебного Конец летних года каникул

Активность сукцинатдегидрогеназы (р = 0,000).

природно-экологических факторов [1-3]. В то же время имеются работы, в которых сообщают о превалирующем влиянии школьных нагрузок над сезонными факторами [13]. В работе Н.Б. Панкова и соавт. (2009) приведены убедительные аргументы в пользу ведущей роли факторов образовательной среды на регуляцию ВНС сердечного ритма младших школьников [14].

Полученные нами данные свидетельствуют в пользу представлений о преимущественном влиянии учебных нагрузок на формирование регуляторных параметров ВНС у младших школьников.

Итак, нами выявлены значительная и достоверная разница большинства характеристик деятельности ВНС при сравнении показателей в период значительного влияния учебных нагрузок и при отсутствии учебных нагрузок у младших школьников.

В связи с напряжением деятельности различных отделов ЦНС можно ожидать изменений функций иммунной системы. Существование коммуникаций между иммунной и нервной системами установлено бесспорно [15-17]. Было показано, что в функционировании ЦНС и иммунной системы задействованы одни и те же регуляторные молекулярные соединения (цитокины, нейропептиды, гормоны и др.).

Фермент митохондрий СДГ считается одним из наиболее информативных и стабильных показателей уровня метаболизма клетки [18-20]. При исследовании активности СДГ в клетках иммунной системы (в лимфоцитах периферической крови) обнаружено, что в конце учебного года активность СДГ у младших школьников была высокой (см. рисунок).

В конце летних каникул, когда отсутствовало влияние учебных нагрузок, активность СДГ в лимфоцитах у детей была значительно (более чем в 2 раза) ниже показателей активности СДГ, которые были зафиксированы в конце учебного года (см. рисунок). Полученные данные позволяют предположить влияние учебных информационных нагрузок на интенсивность функционирования ЦНС и метаболизма клеток иммунной системы. Поскольку в результате интенсивной работы ЦНС под влиянием информационных нагрузок вырабатываются регуля-торные соединения, стимулирующие ЦНС, то эти же соединения, в свете представлений о нейроиммунных взаимодействиях, неизбежно стимулируют работу и иммунной системы, что сопровождается повышением уровня СДГ.

В отношении ВНС можно отметить, что обнаруженное нами преобладание ваготонической регуляции в период школьных каникул совпадает с низкими показателями активности СДГ у младших школьников (10,8±0,7 гранул/клетку). Напротив, выявленная нами высокая активность СДГ в лимфоцитах в конце учебного года (24,1±0,5 гранул/клетку) совпадает с усилением симпатической регуляции. В литературе есть сведения о связи между деятельностью ВНС и процессами окисления в митохондриях янтарной кислоты, являющейся субстратом для окисления СДГ [21, 22]. Стоит подчеркнуть, что в этих работах сообщают не о взаимосвязи деятельности ВНС с процессами метаболизма клеток вообще, а именно с активностью СДГ. Активность же КФ, другого исследованного фермента клеток иммунной системы, практически не

гиена и санитария. 2016; 95(2)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181_

Оригинальная статья

отличалась у младших школьников в сравниваемые периоды (119±2,3 ед. Kaplow в конце учебного года, 121±3,1 ед. Kaplow в конце школьных каникул). Полученные нами данные о ВНС и метаболических параметрах клеток иммунной системы согласуются с результатами, полученными Н.В. Хундеряковой [21]. Следовательно, можно полагать, что взаимосвязи нервной и иммунной систем имеют место не только в отношении ЦНС, но и ВНС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, нами впервые проведено исследование регуляторной деятельности ВНС у младших школьников в период школьных каникул (при отсутствии учебных нагрузок) в сопоставлении с концом учебного года (в период значительных информационных нагрузок). Выявлены статистически значимые отличия, которые выражались прежде всего в преобладании ваготони-ческой регуляции в период школьных каникул по сравнению с концом учебного года (высокие показатели HF, статистически значимое повышение в ортостазе SDNN, RMSSD, АХ). Установлено также в сравниваемые периоды статистически значимое отличие метаболических параметров клеток иммунной системы, в частности маркерного фермента митохондрий, суммарно характеризующего уровень метаболизма клеток [18, 20]. Изменение активности СДГ в клетках иммунной системы рассматриваются нами в свете представлений о нейроиммун-ных взаимодействиях.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература (пп. 5, 9, 16-17, 20 см. References)

1. Кайсина И.Г., Сизова Е.Н., Циркин В.И., Трухин С.И. Зависимость вариабельности сердечного ритма от сезона года у 11-13-летних девочек. Физиология человека. 2005; 31 (4): 43-9.

2. Сафронова А.И., Вахмистрова А.В., Никулин В.Н., Каримова Л.Н. Функциональное состояние вегетативной нервной системы школьников и гимназистов в условиях комплексного воздействия факторов школьной и окружающей среды. Гигиена и санитария. 2009; (4): 55- 8.

3. Степанова Г.К., Дмитриева С.М., Устинова М.В. Вариабельность сердечного ритма в различные сезоны года у юношей - якутов. Дальневосточный медицинский журнал. 2010; (2): 105-8.

4. Нарциссов Р.П. Применение п-нитротетразолия фиолетового для качественной цитохимии дегидрогеназ лимфоцитов человека. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1969; (5): 85-91.

6. Баевский P.M., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., Гаврилушкин А.П., Довгалевский П.Я., Кукушкин Ю.А. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. Вестник аритмологии. 2001; (24): 65-86.

7. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы. Физиология человека. 2001; 27 (6): 95-101.

8. Вейн A.M. Вегетативная дистония. М.; 1996.

10. Грицинская В.Л., Санчат Н.О., Ермошкина А.Ю. Функциональные и адаптивные резервы школьников республики Тыва. Мать и дитя в Кузбассе. 2013; (1): 26-30.

11. Фефелова В.В., Струч С.В., Теппер Е.А., Захарова Л.Б. Влияние разных школьных программ обучения на физическое развитие и здоровье. Морфологические ведомости. 2004; (1-2): 100.

12. Синицкая Е.Ю., Волокитина Т.В. Оценка функционального состояния вегетативной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста. Экология человека. 2012; (7): 29-37.

13. Псеунок А.А. Особенности симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста. Естественные науки. 2009; (4): 109-12.

14. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Обратимые изменения в сердечно-сосудистой системе организма учащихся, индуцируемые образовательной средой. Валеология. 2009; (2): 54-9.

15. Степаничев М.Ю. Цитокины как модуляторы в центральной нервной системе. Нейрохимия. 2005; (1): 5-11.

18. Измайлова Т.Д., Петричук С.В., Агейкин В.А., Кузнецова Е.Ю., Кузнецова Н.А., Никодимова С.А. Цитохимическая оценка адаптации новорожденных и детей грудного возраста с гипоксическим поражением ЦНС. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2003; (5): 119-20.

19. Фефелова В.В., Струч С.В., Овчаренко Е.С., Ермошкина А.Ю. Здоровье и метаболизм клеток иммунной системы в период острой адаптации и в конце учебного года у первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам. Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). 2013; 119 (4): 46-8.

21. Хундерякова Н.В., Захарченко М.В., Захарченко А.В., Кондра-шова М.Н. Гиперактивация сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах крови новорожденных. Биохимия. 2008; 73 (3): 414-9.

22. Хундерякова Н.В., Захарченко М.В., Захарченко А.В., Сусликов А.В., Волков А.В., Телешева Т.Ю. и др. Исследование цитоби-охимическим методом сигнального действия янтарной кислоты на митохондрии. Биологические мембраны. 2012; 29 (6): 442-53.

References

1. Kaysina I.G., Sizova E.N., Tsirkin V.I., Trukhin S.I. Dependence of heart rate variability on the season in 11-13-year old girls. Fiziologiya cheloveka. 2005; 31 (4): 43-9. (in Russian)

2. Safronova A.I., Vakhmistrova A.V., Nikulin V.N., Karimova L.N. Functional state of the autonomic nervous system and school gymnasium in integrated impact factors of school and the environment. Gigiena i sanitariya. 2009; (4): 55-8. (in Russian)

3. Stepanova G.K., Dmitrieva S.M., Ustinova M.V. Heart rate variability in different seasons in boys - yakut. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal. 2010; (2): 105-8. (in Russian)

4. Nartsissov R.P. Implementatation of violet n-nitrotetrazolium for quantitative cytochemistry of human lymphocyte dehydrogenase. Arkhiv anatomii, gistologii i embriologii. 1969; (5): 85-91. (in Russian)

5. Goldberg A.F., Barka T. Acid phosphatase activity in human blood cells. Nature. 1962; 3438 (195): 297.

6. Baevskiy P.M., Ivanov G.G., Chireykin L.V., Gavrilushkin A.P., Dovgalevskiy P.Ya., Kukushkin Yu.A. et al. The analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems. Vestnik aritmologii. 2001; (24): 65-86. (in Russian)

7. Nozdrachev A.D., Shcherbatykh Yu.V. Modern methods of evaluation of the functional condition of autonomous (vegetative) nervous system. Fiziologiya cheloveka. 2001; 27 (6): 95-101. (in Russian)

8. Veyn A.M. Vegetative Dystonia [Vegetativnaya distoniya]. Moscow; 1996. (in Russian)

9. Tirosh I., Hoffer V., Finkelstein Y., Garty B.Z. Heat stroke in familial dysautonomia. Pediatr. Neurol. 2003; 29 (2): 164-6.

10. Gritsinskaya V.L., Sanchat N.O., Ermoshkina A.Yu. Functional and adaptive reserves schoolchildren Tyva. Mat' i ditya v Kuz-basse. 2013; (1): 26-30. (in Russian)

11. Fefelova V. V, Struch S.V., Tepper E.A., Zakharova L.B. Influence of different school programs on physical development and health. Morfologicheskie vedomosti. 2004; (1-2): 100. (in Russian)

12. Sinitskaya E.Yu., Volokitina T. V. Evaluation of the functional state of the autonomic regulation of heart rate in children of primary school age. Ekologiya cheloveka. 2012; (7): 29-37. (in Russian)

13. Pseunok A.A. Features of the sympathetic-adrenal system of children of primary school age. Estestvennye nauki. 2009; (4): 109-12. (in Russian)

14. Pankova N.B., Karganov M.Yu. Reversible changes in the cardiovascular system of the body of students induced educational environment. Valeologiya. 2009; (2): 54-9. (in Russian)

15. Stepanichev M.Yu. As modulators of cytokines in the central nervous system. Neyrokhimiya. 2005; (1): 5-11. (in Russian)

16. Savino W., Dardenne M. Immune-neuroendocrine interactions. Immunol. Today. 1995; 16 (7): 318-22.

17. Fender W.P., Douglas S.D. Interactions between the nervous and immune systems. Semin. Clin. Neuropsychiatry. 2001; 6 (4): 229-40.

18. Izmaylova T.D., Petrichuk S.V., Ageykin V.A., Kuznetsova E.Yu., Kuznetsova N.A., Nikodimova S.A. Cytochemical assessment and adaptation newborn infants with hypoxic CNS. Pe-diatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2003; (5): 119-20. (in Russian)

19. Fefelova V.V., Struch S.V., Ovcharenko E.S., Ermoshkina A.Yu. Health and metabolism of cells of the immune system during the acute adaptation and at the end of the school year in first grade, engaged for various school programs. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (g. Irkutsk). 2013; 119 (4): 46-8. (in Russian)

20. Muthukumar A., Selvam R. Role of glutathione on renal mitochondrial status in hyperoxaluria. Mol. Cell Biochem. 1998; 185

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-181-184

Original article

(1-2): 77-84.

21. Khunderyakova N.V., Zakharchenko M.V., Zakharchenko A.V., Kondrashova M.N. Hyperactivation of succinate dehydrogenase in the blood lymphocytes of newborn. Biokhimiya. 2008; 73 (3): 414-9. (in Russian)

22. Khunderyakova N.V., Zakharchenko M.V., Zakharchenko A.V., Suslikov A.V., Volkov A.V., Telesheva T.Yu. et al. Cytobiochemi-cal study by signaling action of succinic acid on mitochondria. Biologicheskie membrany. 2012; 29 (6): 442-53. (in Russian)

Поступила 15.10.14 Принята к печати 30.12.14

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.96:572.512]:612.13-057.875-07

Галстян А.Г.1, Минасян С.М.2

РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ИЗМЕНЕНИЙ СОМАТОМЕТРИЧЕСКИХ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ

'Арцахский государственный университет, Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, Армения; ^Ереванский государственный университет, Ереван, Армения

Изучены основные соматометрические, гемодинамические показатели и суточный пищевой рацион у студентов. Проанализированы корреляционные связи между наиболее значимыми и информативными показателями. Отмечено отсутствие достоверной связи между достигнутым ростом и массой тела с таковыми при рождении. Показано влияние отдельных компонентов пищевого рациона на морфологический статус организма и функционирование системы кровообращения. Установлены гендерные особенности, заключающиеся в наличии сильных корреляционных связей в группе юношей. Выявлены внутригрупповые различия отдельных показателей, наиболее выраженные в данных суточного рациона.

Ключевые слова: студенты; соматометрические и гемодинамические показатели; рост и вес при рождении; пищевой рацион; корреляция.

Для цитирования: Галстян А.Г., Минасян С.М. Роль биологического и социально-гигиенического факторов в механизме изменений соматометрических и гемодинамических показателей у студентов. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 181-184. DOI: 10.18821/00169900-2016-95-2-181-184

Galstyan H.G.1, Minasyan S.M.2

THE ROLE OF BIOLOGICAL AND SOCIO-HYGIENIC FACTORS ON THE MECHANISM OF THE CHANGE OF SOMATOMETRIC AND HEMODYNAMIC INDICES OF STUDENTS

1Artsakh State University, Stepanakert, 375000, Republic of Armenia; 2Yerevan State University, Yerevan, 0025, Republic of Armenia

There were studied basic somatometric, hemodynamic indices and daily dietary intake in students. There were analyzed the correlation relationships between the most important and informative indices. There was noted the lack of reliable link between the attained body height and weight with those at birth. There was shown an impact of the separate components of the diet on the morphological status of the body and the functioning of the circulatory system. There were established gender features consisting in the presence of strong correlations in a group of young men. There were revealed intra-individual differences of specific indices most pronounced in data of the daily intake.

Keywords: students; somatometric and hemodynamic indices, body length and weight at birth; dietary intake; correlation.

For citation: Galstyan H. G., Minasyan S. M.. The role of biological and socio-hygienic factors on the mechanism of the change of somatometric and hemodynamic indices of students. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(2): 181-184. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-181-184

For correspondence: Hasmik G. Galstyan, MD, PhD., associate professor of the Department of Biology, E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest

Funding. The study had no sponsorship. Received 24 November 2014 Accepted 4 June 2015

Проблема влияния эндо- и экзогенных факторов на мор-фофункциональный статус организма всегда представляла всеобщий интерес. Эндогенный фактор - комплексное поня-

Для корреспонденции: Галстян Асмик Григорьевна, канд. биол. наук, доцент каф. биологии химико-биологического факультета Арцахского государственного университета, 375000, г. Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, Армения, E-mail.: [email protected].

тие, включающее в себе ряд аспектов медико-биологического характера, в том числе антропометрические показатели при рождении, сведения о воздействии на которые в литературе неоднозначны, порой противоречивы [1, 2]. С увеличением средовых контактов по мере возраста человека значимость медико-биологических факторов уменьшается, уступая место социальным, среди которых существенная роль принадлежит образу жизни человека и питанию [3, 4]. В настоящее время проблемы питания и здоровья тесно взаимосвязаны и лежат в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.