Научная статья на тему 'Здоровье и метаболизм клеток иммунной системы в период острой адаптации и в конце учебного года у первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам'

Здоровье и метаболизм клеток иммунной системы в период острой адаптации и в конце учебного года у первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОСТРЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ / SCHOOL PROGRAMS / ACUTE PERIOD OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фефелова Вера Владимировна, Струч Светлана Васильевна, Овчаренко Елизавета Сергеевна, Ермошкина Анна Юрьевна

У первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам (традиционной и инновационным), установлено, что в острый период адаптации к школьным нагрузкам и новой микросоциальной среде, активность фермента сукцинатдегидрогеназы (СДГ), суммарно характеризующего уровень метаболизма в клетках иммунной системы, значительно повысилась и стала одинаково высокой независимо от программы обучения. В конце учебного года низкая активность СДГ и высокая острая инфекционная заболеваемость обнаружена при традиционной форме обучения; при инновационных программах с высокой интенсивностью нагрузок — высокая активность СДГ и низкая заболеваемость. Результаты рассматриваются в свете представлений о нейроиммунных взаимодействиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фефелова Вера Владимировна, Струч Светлана Васильевна, Овчаренко Елизавета Сергеевна, Ермошкина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and immune system cells metabolism in acute adaptation period and at the end of academic year in first year schoolchildren, learning different school programs

We had marked significant increase of SDG enzyme activity in the first year schoolchildren, who learned different school programs (traditional and innovative) in the period of acute adaptation to new micro-social environment and schooling. This enzyme totally characterizes metabolism level in immune system cells. Its rise was equally high in schoolchildren, not depending on the type of the educational program. At the end of academic year the lowest SDG activity and the highest acute infection morbidity was marked in schoolchildren learned traditional program. Innovative teaching, which was characterized by more intensive schedule, showed high activity of SDG and low morbidity in schoolchildren. The results are analyzed in terms of the concept of neuro-immune interrelationships.

Текст научной работы на тему «Здоровье и метаболизм клеток иммунной системы в период острой адаптации и в конце учебного года у первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам»

кии // Якутский медицинский журнал. — 2009. — №3. — С. 128-130.

8. Савченко А.А., Сунцова Л.Н. Высокочувствительное определение активности дегидрогеназ в лимфоцитах периферической крови биолюминесцентным методом // Лабораторное дело. — 1989. — №11. — С. 23-25.

9. Щербаков П.Л., Лобанов Ю.Ф. Детская гастроэнтерология — настоящее и будущее // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. — 2011. — №1. — С. 3-9.

10. Яковенко Э.П., Агафонова Н.А., Прянишникова А.С. и др. Эффективность препарата Дипана при функциональных заболеваниях билиарной системы // Фарматека. — 2009. — №2. — С. 69-75.

11. Saheki T., Inoue K., Ono H., et al. Metabolomic analysis reveals hepatic metabolite perturbations in citrin/mitochondrial glycerol-3-phosphate dehydrogenase double-knockout mice, a

model of human citrin deficiency // Mol. Genet. Metab. — 2011. — V. 104, № 4. — P. 492-500.

12. Sidhu N.S., Delbaere L.T., Sheldrick G.M. Structure of a

highly NADP+-specific isocitrate dehydrogenase // Acta Crystallogr.

D. Biol. Crystallogr. — 2011. — V. 67, Pt. 10. — P. 856-869.

13. Spegel P., Malmgren S., Sharoyko V.V., et al. Metabolomic

analyses reveal profound differences in glycolytic and tricarboxylic acid cycle metabolism in glucose-responsive and —unresponsive clonal p-cell lines // Biochem. J. — 2011. — V. 435, № 1. — P. 277-284.

14. Unal M., Erdem S., Deniz G. The effects of chronic

aerobic and anaerobic exercises n lymphocyte subgroups // Acta Physiol. Hung. — 2005. — V. 92, № 2. — P. 163-171.

15. Zhao G., Zhao Y., WangX., Xu Y. Knockdown of glucose-6-phosphate dehydrogenase (G6PD) following cerebral ischemic reperfusion: The pros and cons // Neurochem. Int. — 2012. — V 61, № 2. — P. 146-155.

Информация об авторах: Муравьева Наталья Георгиевна — научный сотрудник, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3Г, тел. (391)2125263; e-mail: [email protected]; Савченко Андрей Анатольевич — д.м.н., профессор, руководитель лаборатории, e-mail: [email protected]; Манчук Валерий Тимофеевич — д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, директор, тел. (391) 2280683, e-mail: [email protected].

© ФЕФЕЛОВА В.В., СТРУЧ С.В., ОВЧАРЕНКО Е.С., ЕРМОШКИНА А.Ю. — 2013 УДК 612.017: 6616-003-00-53.5

ЗДОРОВЬЕ И МЕТАБОЛИЗМ КЛЕТОК ИММУННОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ОСТРОЙ АДАПТАЦИИ И В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАВШИХСЯ ПО РАЗНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Вера Владимировна Фефелова, Светлана Васильевна Струч,

Елизавета Сергеевна Овчаренко, Анна Юрьевна Ермошкина (Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Красноярск, директор — д.м.н., проф., член-корр. РАМН В.Т. Манчук, лаборатория этногене-тических и метаболических проблем нормы и патологии, зав. — д.б.н., проф. В.В. Фефелова)

Резюме. У первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам (традиционной и инновационным), установлено, что в острый период адаптации к школьным нагрузкам и новой микросоциальной среде, активность фермента сукцинатдегидрогеназы (СДГ), суммарно характеризующего уровень метаболизма в клетках иммунной системы, значительно повысилась и стала одинаково высокой независимо от программы обучения. В конце учебного года низкая активность СДГ и высокая острая инфекционная заболеваемость обнаружена при традиционной форме обучения; при инновационных программах с высокой интенсивностью нагрузок — высокая активность СДГ и низкая заболеваемость. Результаты рассматриваются в свете представлений о нейроиммунных взаимодействиях.

Ключевые слова: школьные программы, острый период адаптации.

HEALTH AND IMMUNE SYSTEM CELLS METABOLISM IN ACUTE ADAPTATION PERIOD AND AT THE END OF ACADEMIC YEAR IN FIRST YEAR SCHOOLCHILDREN, LEARNING DIFFERENT SCHOOL PROGRAMS

V.V. Fefelova, S.V. Struch, E.S. Ovcharenko, A.Y. Yermoshkina (Medical Scientific Research Institute for Northern Problems,

Siberian Division of Russian Academy of Medical Sciences, Krasnoyarsk, Russia)

Summary. We had marked significant increase of SDG enzyme activity in the first year schoolchildren, who learned different school programs (traditional and innovative) in the period of acute adaptation to new micro-social environment and schooling. This enzyme totally characterizes metabolism level in immune system cells. Its rise was equally high in schoolchildren, not depending on the type of the educational program. At the end of academic year the lowest SDG activity and the highest acute infection morbidity was marked in schoolchildren learned traditional program. Innovative teaching, which was characterized by more intensive schedule, showed high activity of SDG and low morbidity in schoolchildren. The results are analyzed in terms of the concept of neuro-immune interrelationships.

Key words: school programs, acute period of adaptation.

Наряду с традиционным обучением все чаще применяются инновационные формы обучения в школе. Имеются работы, в которых исследованы различные аспекты влияния разных форм обучения на состояние здоровья, на процессы адаптации детей к учебным нагрузкам [1,2,5,6]. Однако не уделено внимание сравнительному анализу острого периода адаптации первоклассников (первый месяц обучения в школе) с окончанием учебного года.

Цель работы: исследовать влияние школьных программ с разным уровнем информационных нагрузок на состояния здоровья и метаболические параметры клеток иммунной системы у школьников в период острой адаптации и в конце первого года обучения.

Материалы и методы

Обследовано 84 первоклассников (42 мальчика 42 девочки). Дети были разделены на 3 группы: 1 группа обучалась по традиционной программе (обследовано 35 детей), 2 и 3 — по программам развивающего обучения Л.В. Занкова (обследовано 25 детей) и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова (обследовано 24 ребенка).

Данные о заболеваемости были получены путем выкопировки из ф. 112 обследованных детей. В клетках иммунной системы определялась активность сукци-натдегидрогеназы (СДГ), фермента суммарно характеризующего уровень метаболизма в клетке, с помощью цитохимического метода [3]. Активность кислой фос-

о ^^----------------------

В начале учебного года Через месяц обучения Конец учебного года

(острый период адаптации)

□Традиционная программа ■ Программа Л В Занкова □ Программа Д В Элькоиина-В В Давыдова

Примечание: статистически значимые различия наблюдались в конце учебного года между первоклассниками, заминавшихся по традиционной и инновационным программам (р<0,001).

Рис. 1. Активность СДГ (в гранулах на клетку) у первоклассников, занимающихся по разным школьным программам.

фатазы в лимфоцитах периферической крови (КФЛ), маркерного фермента лизосом, определялась по методу A.F. Goldberg, T. Barka (1962) в единицах Kaplow [8].

Обследование первоклассников проводилось трижды на протяжении учебного года: в первые дни обучения, в острый период адаптации (октябрь) и в конце учебного года (апрель — май). Исследования соответствовали этическим и правовым стандартам и были одобрены комитетом по биомедицинской этике «НИИМПС» СО РАМН.

Статистический анализ проводился с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. Рассчитывали среднее арифметическое значение (M), среднее квадратичное отклонение (5), ошибку средней арифметической (m). Статистическая значимость различий двух выборок проверялся с помощью критерия Манна-Уитни. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.

Результаты и обсуждение

Активность СДГ в первые дни обучения статистически значимо не отличалась у детей, которые должны были обучаться по разным программам.

Через месяц обучения (в острый период адаптации детей к учебным нагрузкам и новой микросоциальной среде) во всех сравниваемых группах первоклассников активность СДГ значительно повысилась по сравнению с первыми днями обучения и стала одинаково высокой у детей, занимавшихся и по традиционной, и по инновационным программам (рис. 1).

В конце учебного года у всех первоклассников снизилась активность СДГ по сравнению с острым периодом адаптации (через месяц от начала обучения) с высокой статистической значимостью (р<0,001). Но уровень снижения у первоклассников, обучающихся по разным программам, был неодинаков. В конце учебного года у детей, занимавшихся по программам развивающего обучения, в клетках иммунной системы была обнаружена более высокая активность СДГ (р<0,001), по сравнению с детьми, обучавшимися по традиционной программе.

Что касается активности КФЛ, то было отмечено, что в конце учебного года активность КФЛ была статистически значимо более высокой у первоклассников, занимавшихся по традиционной программе (79,1±3,61) по сравнению с теми, кто занимался по инновационным

программам Д.Б. Эльконина — Давыдова (63,27±4,26) и Л.В. Занкова (б7,95±0,26) (р<0,001) (табл. 1).

За учебный год самая высокая острая инфекционная заболеваемость зарегистрирована среди учащихся, занимавшихся по традиционной программе. В то время как у первоклассников, занимавшихся по инновационным программам, заболеваемость была значительно ниже (табл. 1).

Итак, в острый период адаптации (через месяц после начала обучения) у всех первоклассников независимо от программы обучения отмечено повышение активности СДГ в лимфоцитах периферической крови по сравнению с первыми днями обучения (р<0,001) (рис. 1).

По-видимому, в первый месяц обучения влияние на уровень активности метаболических параметров клеток иммунной системы у первоклассников оказывает эмоциональный стресс (связанный с социальной адаптацией) и стресс, связанный со значительными информационными нагрузками. Но уровень интенсивности информационных нагрузок и способ подачи информации (которые отличаются при традиционной и развивающих программах) в острый период адаптации не оказали дополнительного влияния на активность СДГ в клетках иммунной системы.

Активность СДГ в конце учебного года снизилась у всех первоклассников по сравнению с острым пери-

Таблица 1

Уровень острой инфекционной заболеваемости у детей в течение учебного года

Примечание: статистическая значимость (р1-3) к графе «из них ОРВИ».

одом адаптации (р<0,001). У первоклассников, обучавшихся по традиционной программе активность СДГ в конце года достоверно (р<0,05) снизилась также и по сравнению с началом учебного года. У них же была самая высокая активность КФЛ. Такое сочетание энзиматической активности СДГ и КФЛ является показателем неблагоприятного состояния метаболизма клеток иммунной системы. Это сопровождалось самым высоким уровнем острой инфекционной заболеваемости в течение учебного года.

У первоклассников, занимавшихся по развивающим программам, активность СДГ в конце года повысилась по сравнению с началом года (р<0,001). У них же был самый низкий уровень инфекционной заболеваемости (табл. 1). Обнаруженные закономерности могут иметь объяснение в свете научного направления, связанного с нейроиммунными взаимодействиями [4,7].

Поскольку установлено существование тесных взаимодействий между ЦНС и иммунной системой [4,7], значительное количество гормонов, нейропептидов, нарабатываемых при высокой умственной нагрузке, может стимулировать деятельность иммунной системы. В нашем исследовании следствием подобных взаимодействий является высокий уровень метаболизма клеток иммунной системы и низкая острая инфекционная заболеваемость у первоклассников, занимавшихся по инновационным программам.

Традиционная (n=35) Л.В. Занкова (n=25) Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова (n=24)

1 2 3

Абс. на 1000 Абс. на 1000 Абс. на 1000

Острая инфекционная заболеваемость 25 714,3 13 520 13 541,7

Из них ОРВИ 23 627 13 520 9 375

Статистическая значимость р1-3<0,05 р1-3<0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Грицинская В.Л, Галактионова М.Ю. Особенности го возраста // Педиатрия: из XIX в XXI век: Матер. Российс.

адаптации и показатели состояния здоровья детей школьно- конф. — СПб., 2005. — С. 56-57.

2. Зайцева О.И., Терещенко В.П., Манчук В.Т., Прахин

Е.И. Варианты реактивности клеточных мембран и их роль в формировании метаболической адаптации у здоровых детей // Фундаментальные исследования. — 2001. — № 6. — С.18-21.

3. Нарциссов Р.П. Применение п-нитротетразолия фиолетового для количественной цитохимии дегидрогеназ лимфоцитов человека // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. — 1969. — №5. — С.85-91.

4. Самотруева М.Ю. Теплых Д.Л., Тюренков И.Н. Пути реализации нейро — иммунно — эндокринных взаимодействий // Естественные науки. — 2009. — №4. — С. 112-130.

5. Фефелова В.В., Струч С.В., Теппер Е.А., Захарова Л.Б.

Влияние разных программ обучения на физическое развитие и здоровья // Морфологические ведомости. — 2004. — № 1-2. — С. 100-101.

6. Теппер Е.А., Захарова Л.Б., Фефелова В.В. и др. Воздействие повышенных информационных нагрузок на организм школьников // Материалы 12-го русско-японского симпозиума. — Красноярск, 2005. — С. 333-334.

7. Fender W.P., Douglas S.D. Interactions between the nervous and immune systems. Semin Clin Neuropsychiatry. — 2001. — Vol. 6(4). — P. 229-240.

8. Goldberg A.F., Barka A.F. Acid phosphatase activity in human blood cell // Nature. — 1962. — V. 195. № 3438. — P. 297.

Информация об авторах: Фефелова Вера Владимировна — заведующая лаборатории, д.б.н., профессор, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г; e-mail: [email protected];

Струч Светлана Васильевна — медицинский представитель БП «Вакцины» «Восток», представительство корпорации Пфайзер Эйч.Си.Пи.Корпорэйшн (США); Овчаренко Елизавета Сергеевна — младший научный сотрудник; Ермошкина Анна Юрьевна — старший научный сотрудник.

© ЛАЛЕТИН В.Г., БЕЛОНОГОВ А.В., ДИМОВ А.А., ОСИПОВА Е.А. — 2013 УДК: 616.5-006.6-085.849.19

ЛАЗЕРНАЯ И ФОТОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ БАЗАЛЬНО-КЛЕТОЧНОГО РАКА КОЖИ

Владимир Григорьевич Лалетин1, Александр Викторович Белоногов1,2,

Алексей Александрович Димов1, Екатерина Александровна Осипова1 ^Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра онкологии и лучевой терапии, зав. — д.м.н., проф. В.В. Дворниченко; 2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра хирургии,

зав. — д.м.н., проф. Л.К. Куликов)

Резюме. Рассматриваются новые лазерные способы лечения базальноклеточного рака кожи. Анализируются результаты лечения 106 больных раком кожи хирургическим и фотодинамическим лазером. Необходимость комбинированного лечения возникла у 10(9,43%) пациентов с опухолевыми формами базально-клеточного рака. Всего повторное лечение через 1 месяц проведено у 5(9,1%) больных. Сформирован алгоритм лечения больных с базально-клеточным раком кожи при первой стадии.

Ключевые слова: Nd^AG-лазер, фотодинамическая терапия, базально-клеточный рак кожи.

LASER AND PHOTODYNAMIC THERAPY OF BASAL CELL SKIN CANCER

V.G.Laletin1, A.V.Belonogov1’2, A.A.Dimov1, E.A. Osipova (1Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education)

Summary. The paper deals with new laser methods of treatment of basal cell skin cancer. The results of treatment of 106 patients with skin cancer by surgery and fotodynamic laser have been analyzed. The necessity of the combined treatment was in 10 (9,43%) patients with tumoral forms of basal cell skin cancer. In total repeated treatment in 1 month has been carried out in 5(9,1%) patients. The algorithm of treatment of patients with a basal cell cancer of skin at the first stage has been developed.

Key words: Nd:YAG — laser, photodynamic therapy, basal cell skin cancer.

Новое направление в лечении опухолевых заболеваний связано с развитием лазерной техники. В лазерах оптическое электромагнитное излучение сосредоточено в весьма узком диапазоне длин волн и обладает высокой направленностью. Излучение лазера удавалось передавать с большой точностью посредством зеркал либо волоконных световодов в любую точку, даже в кровеносные сосуды и полые органы, в диапазоне от стимулирующего до коагулирующего и режущего эффекта [1,12].

Длительный период потребовался для всестороннего экспериментального изучения воздействия лазерного луча на биологические ткани. В 60-е годы в силу своих ограниченных технических возможностей лазеры применялись в основном для деструкции опухолей наружных локализаций и в эксперименте [4,11]. На первом этапе лазерное излучение использовали для деструкции меланом, сарком и аденокарцином у экспериментальных животных. В дальнейшем полученный опыт послужил основой для клинической разработки и применения лазера при лечении различной онкологической патологии у человека [3,5,7].

В настоящее время необходимо выделить два вида лазерного воздействия на злокачественные опухоли,

применяемых в эндоскопии: 1) деструкция опухолей с помощью высокоэнергетического лазерного излучения; 2) фотохимическое воздействие лазерного излучения на ткани.

Фотохимическое воздействие лазерного излучения на ткани получило название фотодинамической терапии (ФДТ). В основе её лежит предварительная фотосенсибилизация опухолевых клеток экзогенными красителями с последующим их облучением. Максимум поглощения этих веществ лежит в области спектра 405 и 630 нм. Это излучение хорошо передается по стекловолокну, что позволяет использовать его в эндоскопии с применением различных устройств подведения излучения к опухоли [10]. В качестве фотосенсибилизатора используются производные гематопорфирина (ИРБ или Фотофрин-1, дигематопорфириновый эфир или Фотофрин-11, Фотосан). Широкое клиническое применение метода в России стало возможным лишь в 1992 году, когда был разработан и прошел экспериментальный этап исследований первый отечественный фотосенсибилизатор «Фотогем». При облучении фото-сенсибилизированных клеток лазерным светом с определенной длиной волны за счёт фотодинамического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.