дигиена и санитария. 2016; 95(2)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
Обзорная статья
Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.95:316.77
Большаков А.М.1, Крутько В.Н.12, Кутепов Е.Н.1, Мамиконова О.А.2, ПотемкинаН.С.2, Розенблит СИ.2, Чанков С.В.1
ИНФОРМАЦИОНННЫЕ НАГРУЗКИ КАК НОВЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, 119991, Москва; 2ФГБУН Институт системного анализа Российской академии наук, 117312, Москва
Проанализированы психогигиенические проблемы влияния информационной среды на детей и подростков, показана их масштабность и неоднозначность. Рассмотрены такие связанные с виртуальной реальностью явления, как клиповое мышление, манипуляция сознанием, сетевая самоидентификация, интернет-зависимость. Возможность создания общества, основанного на знании, противопоставляется перспективе развития общества потребления. В качестве основного метода адаптации детей и подростков к постоянно усложняющейся информационной среде предлагается целенаправленное развитие когнитивных и творческих способностей, а также навыка извлечения знаний из информации. Создание психогигиенических технологий работы с информацией позволит противостоять разрушительному воздействию массовой культуры и продуктивно использовать возможности нелинейной виртуальной среды.
Ключевые слова: информационная среда; интернет-зависимость; типы мышления; общество знания; гигиена детей и подростков.
Для цитирования: Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. Информационнные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 172-177. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
Bolshakov A.M.1, Krut'ko V.N.12, Kutepov E.N.1, Mamikonova O.A.2, Potemkina N.S.2, Rozenblit S.I.2, Chankov S.V.1 INFORMATIONAL HYGIENE AS A NEW TOPICAL BRANCH OF HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
1I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, 119991, Russian Federation;2 Institute for Systems Analysis, Moscow, 117312, Russian Federation
There were analyzed psychogygienic problems of the impact of the informational environment on children and adolescents. Their scope and controversy are shown. There are considered such problems related with virtual reality as clip thinking, consciousness manipulating, network self-identification, Internet dependence. The possibility of the creation of a knowledge-based society is set against a change of the development of consumer society. As a basic method for adaptation of children and adolescents to permanently informational environment there is proposed the aim-oriented development of cognitive and creative abilities and also skills ofknowledge extraction form information. The delivery of psychohygienic technologies for the work with information will allow to withstand against a destroying effect of mass culture and to use resourcefully opportunities of non-linear virtual environment.
Keywords: information environment; Internet dependence; thinking types; knowledge-based society; hygiene ofchildren and adolescents.
For citation: Bolshakov A.M., Krut'ko V.N., Kutepov E.N., Mamikonova O.A., Potemkina N.S., Rozenblit S.I., Chankov S.V. Informational hygiene as a new topical branch of hygiene of children and adolescents. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(2): 172-177. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
For correspondence: Vyacheslav N. Krutko, MD, PhD., DSci, Head of the Laboratory of Informatics and Management of the Federal Research Centre of RAS, E-mail: [email protected] Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest
Funding. The work was financially supported by the Ministry of Education and Science, Grant № 14.607.21.0123 of the Russian Federal Targeted Programme "Research and Development in Priority Areas of Development of the Russian Scientific and Technological Complex for 2014-2020". Received 9 July 2014 Accepted 30 December 2014
Введение
Информационной гигиене уделяется мало внимания в курсах общей гигиены, включая гигиену детей и подростков. Наиболее обстоятельно основные понятия и определения информационной гигиены введены и обоснованы в работах А.Л. Еремина [1, 2], в которых автор подробно останавливается на проблемах влияния информационной среды на индивидуальное и общественное здоровье, на необходимости их решения. Автор говорит о важности классификации и нормирования информационных воздействий на человека, о необходимости
Для корреспонденции: Крутько Вячеслав Николаевич, д-р тех. наук, зав. лаб. Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН (ФИЦ ИУ РАН), E-mail: [email protected].
мониторинга и эпидемического анализа влияния информационной среды на общественное здоровье.
Здоровье человека формируется с детства. От того, насколько подрастающий человек сохранит и укрепит его за годы, посвященные получению образования, зависят здоровье будущего взрослого населения, человеческий капитал нашей страны [3]. В то же время современная система образования способствует скорее потере здоровья, чем его укреплению[4, 5]. По данным академика РАМН А.А. Баранова, лишь один из пяти российских первоклассников является полностью здоровым, после окончании школы таких детей становится вдвое меньше, а хроническими заболеваниями страдают 70% выпускников [4]. Поискам путей сохранения и укрепления здоровья населения, в том числе детей и подростков, уделяется большое внимание [5-7]. Однако с каждым годом ситуация все
более осложняется в связи с воздействием СМИ [8], массовой компьютеризацией и распространением Интернета. Возможности и преимущества, связанные с использованием компьютера и Интернета в образовании, грандиозны [9]. Из этого неизбежно следует широкое и активное использование данных достижений цивилизации не только в сфере образования, но и практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому исключительно важно найти гигиенические подходы для сохранения здоровья детей и подростков в новой доминирующей информационной среде.
Известно, что задачей гигиены является создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путем гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способности максимальной адаптации к различным воздействиям. На настоящий момент задачи гигиенического нормирования, обусловленные стремительно возрастающим давлением информационной среды, имеют большое значение и разработаны, хотя и недостаточно, но в значительно большей степени, чем проблемы психологической адаптации [1, 2].
Характерными особенностями организма детей и подростков являются незрелость психических функций, гибкость, пластичность, подверженность различным влияниям, что делает их легкой мишенью для негативных воздействий информационной среды. В то же время, они значительно более способны к обучению и адаптации, чем необходимо воспользоваться в гигиенических и образовательных технологиях.
Целью данного исследования является анализ путей и методов формирования и развития адаптационных возможностей у детей и подростков в непрерывно меняющейся информационной среде.
Материал и методы
Исследование выполнено на основе обобщения литературных данных с использованием системного подхода.
Результаты и обсуждение
Рассмотрим основные формы воздействия информационной среды на детей и подростков.
От мельканья клипов к расширению когнитивных возможностей. Повсеместное распространение информационных технологий и доступа к Интернету привели к экспоненциальному росту объема доступной человеку информации. Объем сгенерированных данных в 2012 г. оценивают в 2,8 зеттабайта, а к 2020 г. прогнозируют увеличение объема до 40 зеттабайт, причем, только 0,4% этой информации анализируется [10]. Возможность широкого доступа к такому объему информации и простота смены направления внимания приводят к поверхностному восприятию информации, к развитию так называемого «клипового мышления», к эффекту психологического отторжения, к безразличию.
Под клиповым мышлением понимают процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Появление феномена клипового мышления закономерно связано с ускорением темпа жизни, необходимостью и потребностью в получении, параллельной обработке и фильтрации больших объемов актуальной информации. Клиповое мышление воспринимается преимущественно со стороны его недостатков. Гипертекст, являясь системой представления информации в сети Интернета, по сути, представляет собой систему слабо связанных между собой клипов, поэтому разрушает и пространственно-временные и причинно-следственные связи. Отсюда неспособность к сосредоточению, к восприятию линейной последовательности информации, в том числе книжного текста, снижение способности к анализу, логическому мышлению. Привычка к постоянной смене и потреблению информации без аналитического осмысления снижает способность к творчеству. Такое измене-
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
Review article
ние когнитивных способностей в наибольшей степени наблюдается у школьников и учащейся молодежи, чем объясняют повсеместное снижение образовательного уровня [11]. Следует заметить, что система тестирования в среднем образовании прививает школьникам клиповое мышление в его наихудшей форме - жонглирования бессвязными обрывками знаний.
Наряду с недостатками у клипового мышления можно отметить и достоинства - большая скорость обработки информации, умение быстро переключаться между задачами, способность к решению нескольких задач одновременно. Фактически мы имеем дело с качественным изменением сложности мышления - от линейного к нелинейному [11]. Поэтому разумным будет попытаться использовать преимущества такого мышления, которые более эффективны на этапе сбора, фильтрации и предварительной обработки информации. А с целью анализа нелинейной информации необходимо использовать системное мышление, которое позволяет устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, выявлять закономерности протекания процессов в их взаимодействии и развитии, прогнозировать это развитие и эффективно решать возникающие при этом проблемы. Следовательно, для успешной адаптации в усложнившейся информационной среде дети и подростки нуждаются, как минимум, в технологиях двухэтапной обработки информации, основанной не на антагонистических, а на взаимно дополняющих методах мышления.
Манипуляция и идеологическое воздействие. Параллельно с получением практически неограниченного доступа к огромным объемам информации возникла возможность эффективной трансляции тех или иных социальных норм и манипулирования мировосприятием. Манипуляция и пропаганда являются основными технологиями воздействия на население, которым в силу отсутствия/недостатка жизненного опыта наиболее подвержены дети и молодежь. Комбинируя такие методы, как выборочное информирование, перераспределение акцентов внимания, интеллектуальное убеждение и эмоциональное внушение, информационные технологии способны создать практически любую картину мира в неопытном сознании [8].
Под манипуляцией понимают коммуникативное воздействие, которое ведет к подсознательной активизации определенных чувств и стереотипов, побуждающих объект воздействия к поведению, желательному для манипулятора. Целью пропаганды является популяризация и распространение идей в общественном сознании. Между манипулированием и пропагандой не существует четкой границы. Главное отличие между ними в цели. Для пропаганды - это популяризация идеи, а для манипулирования - установление контроля над деятельностью человека или социума. Реклама и другие формы манипуляции сознанием с успехом используют особенности клипового восприятия, объединяя разнородные объекты, устанавливая между ними связи. В результате все больше людей не в состоянии оценить реальность, корректно сформулировать свои цели и задачи и организовать себя для их достижения и выполнения. С одной стороны, это результат манипуляции сознанием людей современными СМИ, с другой - это и заказ общества и самого человека, который соглашается на манипуляции [12]. Одним из наиболее привлекательных для молодежи аспектов общения в сети является чувство свободы, вызванной анонимностью. И мало кто задумывается над тем, насколько эта анонимность поверхностна. Все это еще раз убеждает нас в необходимости, наряду с клиповым, развивать у детей системное мышление, которое поможет им отличать правду от лжи, объективную информацию от манипуляцион-ного воздействия и успешно противостоять неблагоприятному влиянию информационной среды на сознание.
Доступность внутренней реальности и расширение самоидентификации. Процент информации, нуждающейся в защите, неуклонно растет, но в то же время большая часть информации плохо защищена [10]. Несмотря на обещанную конфиденциальность, становится все более очевидным, что о каждом пользователе известно практически все - от личных данных до интересов и потребностей. Поисковые системы
гиена и санитария. 2016; 95(2)
РР1: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177_
Обзорная статья
создают виртуальный портрет пользователя и предлагают ему информацию, ограниченную рамками этого портрета, затрудняя тем самым доступ к информации, выходящей за эти рамки. Услуги Интернета и мобильной связи позволяют легко проследить маршруты перемещения, покупки, запрашиваемые услуги, личностные особенности любого пользователя, создают условия для индивидуальной манипуляции и нарушают личное пространство.
Цивилизация «сдвигается к состоянию, которое уместно специально выделить и зафиксировать как состояние «силиконовой общины». В качестве таковой подразумевается социум с повышенной открытостью, прозрачностью частной жизни, искусственно созданной с помощью широкого использования высоких информационных технологий. В итоге и может получиться социум, искусственный - как силиконовая грудь, и напичканный электроникой - как Силиконовая долина» [13]. Такая, казалось бы, несокрушимая ценность западной цивилизации, как неприкосновенность частной жизни, уже на грани исчезновения. Теперь скандальная самореклама воспринимается как норма. Таким образом, налицо возможность и необходимость глобальной переоценки ценностей. Позитивным вариантом, которому может содействовать возникновение сетевого сознания, является преобладание общепланетарных ценностей над индивидуальными. Такие коллективные ценности, как бережное отношение к невозобновляемым ресурсам, экологическая чистота окружающей среды, сохранение культурного многообразия, необходимы для выживания человеческой общины в целом и могут противостоять ценностям безудержного потребления, навязываемым агонизирующим капитализмом.
Окружающая среда усложнилась, поэтому для успешной, адекватной среде, адаптации, должен усложниться и внутренний мир человека, включая внутренний мир ребенка или подростка. Каждый пользователь Интернета так или иначе позиционирует себя в этом пространстве, создает свой виртуальный портрет, не только отображая, но и формируя свой внутренний мир. Этот процесс тесно связан с процессом самоидентификации - устойчивым отождествлением себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности. До широкого распространения информационных технологий такой группой чаше всего была семья, патриархальная община, учебный или рабочий коллектив, или даже город, страна, религиозная конфессия. Коллективная идентификация помогает подростку решить глубочайшие экзистенциальные проблемы. Ценность его собственной жизни утверждается через иные ценности, представляющиеся более высокими. Самосознание народа порождается культурно-исторической самоидентификацией его членов. Как говорил П.А. Столыпин «Народ, не имеющий национального самосознания, - есть навоз, на котором произрастают другие народы». В то же время современная информационная реальность порождает условия для формирования расширенной самоидентификации. «Множественные сетевые отражения «я» складываются в самосознании в устойчивый, опосредованный Интернетом, самообраз, который несет в себе ее системные свойства. Рефлексия личности сменяется референцией сетевых сообществ и их идентифицирующих параметров. Меняется сама конструкция идентичности современного человека, самообраз также приобретают гипертекстовые свойства, т. е. свойства текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу» [12]. Хорошо это или плохо? «Рациональное знание, вероятно начиная с Декарта, а также такие культурные феномены как печатная книга, пишущая машинка, дидактические приемы образования привели к тому, что самообраз человека стал скорее линейной или плоской конструкцией, лишь проекцией личности на плоскость социальной реальности. Цивилизация упростила мир человека, оставив многомерность естественного самоощущения маргиналам и гениям. Однако Интернет как внешнее явление гипертекста вновь открыл исходную внутреннюю сложность» [12]. На повестке дня стоит развитие планетарного самосознания. Сумеет ли человечество
воспользоваться этим с пользой для себя, зависит от способности подрастающего поколения адекватно адаптироваться к изменениям окружающей информационной среды.
Подмена внешней реальности и новые возможности. Виртуальная реальность, воплощенная в современной информационной среде, для многих стремительно становится самодостаточной, вытесняя реальную среду. В процессе функционирования социальных сетей, таких как <^асеЬоок», «ВКонтакте» и др., участвует до 99% учащейся молодежи, постоянно снижается возраст и растет число вовлеченных детей. Самыми популярными формами активности в Интернете являются коммуникация и развлечение, на втором месте - поиск информации. Многие рассматривают сеть как инструмент для «убивания» времени. Впечатляющий метафорой виртуального общения является бодрийяровский образ «принудительной экстраверсии всего внутреннего», сопровождающейся «принудительной инъекцией всего внешнего» [14]. Можно даже сказать, что главным минусом виртуальной реальности является ее виртуальность. А именно - потеря контакта с природой, утрата человеческой близости, воплощенной в дружеских и семейных связях. Усугубляются эти недостатки возможностью развития интернет-зависимости.
В то же время нельзя не отметить и ряд положительных моментов, связанных с виртуальной реальностью. Многим подросткам, особенно подросткам с заниженной самооценкой, неуверенным в себе, страдающим чувством одиночества, значительно проще общаться с виртуальными друзьями, и это часто помогает им преодолеть свои психологические трудности, создавать широкий круг общения по интересам и даже со временем расширять круг невиртуальных личных связей.
Большой интерес представляет широкомасштабное явление любительского творчества - стихи, статьи, музыка, фильмы и фотографии, обнародованные в Интернете. Есть надежда, что это явление сможет «серьезно противостоять дебилизирующей масскультуре, и тем самым расчищать пространство для культуры элитарной» [12].
Виртуальная среда создает условия для экономической целесообразности продажи низкорейтинговой продукции через систему интернет-магазинов. Или даже для бесплатного предоставления товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить наличие в интернете огромного количества математического обеспечения с открытым кодом, бесплатных библиотечных, культурных и обучающих сервисов, что позволяет учиться, развивать новые прикладные и научные направления «стоя на плечах гигантов». Обычные рыночные механизмы не только вымывают элитарную культуру, но и способствуют снижению уровня культурного развития населения, особенно подрастающего поколения, что как раз и обеспечивается насаждением масскультуры. Сетевые рыночные механизмы могут быть противопоставлены принципу масскультуры: «Рейтинг превыше всего» [Калмыков], способствуя сохранению культуры населения, которая в свою очередь неразрывно связана с его здоровьем [2].
Зависимость и увлеченность. Многочисленные исследования посвящены интернет-аддикции [15-18]. В широком смысле интернет-зависимость определяется как нехимическая зависимость от пользования интернетом. Обычно под этим понимают:
• зависимость от компьютера, т. е. компульсивное пристрастие к работе с компьютером (программирование или другие виды деятельности);
• пристрастие к поиску в удаленных базах данных;
• патологическая привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
• зависимость от социальных применений интернета: сети, групповые игры и телеконференции;
• зависимость от «киберсекса», т. е. от порнографических сайтов в интернете, от обсуждения сексуальной тематики.
Благодаря общению в интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Зачастую интернет-зависимость - следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем
человека. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на Интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами Интернета, связанными с общением [19].
Интернет-зависимым подросткам свойственны следующие характерологические особенности: отсутствие инициативы, астеничность, низкая социальная компетентность и способность произвольной регуляции деятельности, неспособность управлять эмоциями, находить им адекватное объяснение и реализовывать в поведении, склонность к суициду и наркомании. Статистически доказано наличие взаимосвязей между характерологическими особенностями и клиническими проявлениями интернет-зависимого поведения [16, 17]. Таким образом, интернет-зависимость, как и любая другая, возникает на основе серьезных психологических проблем и поэтому может служить их диагностическим признаком. Широкое распространение смартфонов придает интернет-зависимости характер эпидемии. Пока она не считается заболеванием, но скорее всего это вопрос времени. Профилактика интернет-зависимости, также как и химической зависимости, направлена на устранение психологических факторов, характерных для группы риска. Для этого предлагают различные методы - когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, музыка, физические упражнения. В то же время само использование Интернета для общения может послужить средством профилактики интернет-зависимости, так как в ряде случаев позволяет решить те самые психологические проблемы, которые вызывают зависимость. Так, в работе Чучковой Г.С.
[21] показано, что в виртуальном пространстве пользователи выбирают для общения тех, чьи личностные характеристики отвечают их образу «Я в будущем», и по мере приближения к этому образу интерес к межличностной коммуникации в Интернете у них снижается.
При рассмотрении проблематики зависимости от Интернета наименьшее внимание уделяют познавательной составляющей такой зависимости. В некоторых существенных чертах описание феномена зависимости от Интернета граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытанием себя или творчеством, и тогда наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт «потока» - состояния полного единения с деятельностью и ситуацией. «Поток» можно рассматривать как оптимизацию процессов внутренней мотивации, при которой человек полностью включен в то, что он делает. В числе психологических характеристик «потока» выделены «слияние действия и осознания, сосредоточение внимания на ограниченном поле стимулов, потеря эго или выход за его пределы, чувство власти и компетентности, ясные цели и быстрые обратные связи» [19, 20]. Опыт «потока» переживается теми пользователями Интернета, кому свойственны высокий уровень умений и концентрации. Деятельность этих пользователей скорее следует охарактеризовать как творческую самореализацию, чем зависимость.
Заключение
Общество знаний
В настоящее время мир движется к перспективной экономике, основанной на знаниях. Особенность экономики знаний состоит в том, что для создания стоимости она использует механизмы распространения и использования знаний. Экономика, основанная на знаниях, является основой формирования «общества знаний» в котором социально-экономическое положение отдельных лиц и фирм определяется интенсивностью формирования новых знаний, доступа к имеющимся знаниям и обучению [22, 23].
В отличие от информации знание является динамичной смесью опыта, ценностей, контекстной информации и экспертного понимания того, что служит основой для получения нового материального (или нематериального) продукта труда.
[22]. Главная особенность экономики знаний состоит в необходимости управления нематериальными активами (знания-
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
Review article
ми), которые в отличие от материальных ресурсов (энергии и сырья), не исчерпываются в процессе производства, а становятся более ценными по мере повышения интенсивности их использования. В обществе знаний одним из основных критериев успешной адаптации человека к информационной среде будет способность извлекать знания из информации.
Разработке концепции общества знания посвящен обширный доклад ЮНЕСКО [23]. Доклад претендует на указание стратегических ориентиров и прогноза планетарного будущего человечества. Предлагаемая концепция, по мнению ЮНЕСКО, может и должна стать ответом международного сообщества на новые вызовы, которые ставят перед человечеством информационная революция, глобализация, распространение новых информационных технологий. На смену вертикальным иерархиям приходят сетевые горизонтальные отношения. Изменения затрагивают все сферы жизни, от экономики до досуга, в которых «экономика познания», нематериальные ресурсы играют все более важную роль, вытесняя роль физического капитала. Мир становится планетарной школой и библиотекой. Формируется новая глобальная информационная культура, размывающая границу между производителями и получателями знаний, открывающая новые широкие возможности для самовыражения, творчества, расширяющая для человека границы возможного. В то же время, предупреждает доклад, Интернет может стать как инструментом для построения обществ знания, так и лабиринтом, который может завести нас в пропасть общества развлечений [23].
Возможен и такой сценарий развития событий. «В эпоху, когда производство товаров и услуг все больше становится делом автоматизированных заводов или дешевой рабочей силы, сама трудовая деятельность уже не является организующим принципом общества. В связи с тем, что капиталистический способ производства больше не будет являться доминирующим, необходимо ожидать появления и развития нового низшего класса. Вместо ранее существовавшего пролетариата нарождается новый класс - «потребители». Потребление товаров и услуг должно рассматриваться как альтернативная форма производства, ключевая для поддержания общественных механизмов» [24]. Можно даже сказать, что этот сценарий уже реализован, ведь «повышение покупательной способности» во всех СМИ звучит как ключевой момент выхода из кризиса капитализма. Отсюда следует естественный вывод - воспитание в подрастающем поколении «потребителя», над чем усердно работает массовая культура, является основополагающим для дезадаптации человека в информационном обществе, не говоря уже об обществе знания.
Реализация позитивного сценария акцентирует необходимость развития способности мыслить. Обучение становится ключевой ценностью. Фундаментальные знания будут определяться не суммой сведений и фактов, а способностью извлекать из них знания. Для этого будет необходимо владеть культурно обусловленным языком познания, когнитивными способностями исследовательского типа, способностями к поиску закономерностей, причинно-следственных связей, творческими способностями [23].
По мнению Говарда Гарднера [25], в людях будущего следует развивать пять ключевых типов мышления. Первый связан с профессиональной компетенцией в определенной дисциплине, второй - со способностью интегрировать идеи из разных дисциплин и областей знания в единое целое, третий с креативностью - способностью генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Чрезвычайно актуальным в свете перспективы развития планетарного общества знаний является четвертый респекто-логический тип, характеризующийся умением ценить, принимать и сочетать в целостную картину различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социумов. Пятый - этический тип мышления, для которого необходимо осознание человеческого, гражданского и профессионального долга
гиена и санитария. 2016; 95(2)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177_
Обзорная статья
и особую важность представляет ответственность за собственные действия,- позволяет интегрировать остальные четыре в гармоничное целое. Автор справедливо считает, что в недалеком будущем, когда рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше, преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
Выводы
1. Главным гигиеническим навыком, который необходимо формировать у детей и подростков в современной быстро меняющейся информационной среде является способность творческой адаптации к непрогнозируемым изменениям.
2. Стимулируемое Интернетом клиповое мышление - нелинейная форма обработки информации, наиболее соответствующая процессам восприятия, фильтрации и первичной обработки информации в динамично изменяющейся среде. Принятие взвешенных, логически обоснованных решений на основе разветвленных потоков информации требует развития культуры двухэтапного мышления с применением (на втором этапе) методов системного анализа. В структуре двухэтапного мышления элементы клипового мышления будут способствовать увеличению широты охвата проблемы и скорости принятия решений
3. Актуальность противостояния информационному вторжению в личное пространство, манипуляции, размытию личности на бессвязные социальные роли, с одной стороны, и процессы глобализации,- с другой, делают необходимым формирование у детей и подростков навыка четкой культурно-исторической самоидентификации с одновременным развитием планетарного самосознания.
4. При формировании у детей и подростков продуктивных взаимоотношений с виртуальной реальностью, эта среда создает небывалые условия для многочисленных видов полезной и интересной деятельности - обучение, культурное развитие, творчество, общение - и может противостоять разрушительному действию массовой культуры.
5. Интернет-зависимость может служить указанием на психологические проблемы и, даже, психические нарушения у детей и подростков. В то же время именно деятельность в Интернете, если она правильно организована и направлена на продуктивную самореализацию, может послужить средством профилактики интернет-зависимости.
6. «Программируй сам или запрограммируют тебя» - такой лозунг на одной из конференций по программированию может показать направление действий для борьбы с интернет-аддикцией. Развитие интереса к таким навыкам взаимодействия с компьютером и Интернетом, как программирование, поиск обучающей и профессионально значимой информации, информации, направленной на культурный и личностный рост,- это те сферы компьютерной деятельности, которые могут вытеснить нездоровые компьютерные пристрастия у детей и подростков.
7. В нарождающемся обществе знаний основным критерием успешной адаптации человека к окружающей среде будут способность мыслить и извлекать знания из информации. Методики и технологии развития этих способностей, являются наиболее актуальным направлением развития информационной гигиены детей и подростков.
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Грант № 14.607.21.0123 ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература (пп. 15-18 см. References)
1. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: Советская Кубань; 2005.
2. Еремин А.Л. Влияние информационной среды на здоровье
населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения
и истории медицины. 2000; (6): 21-4.
3. Крутько В.Н., Смирнова Т.М. Человеческий капитал: проблема и ресурс инновационного развития России. М.: Циф-ровичок; 2012.
4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (3): 9 -14.
5. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор). Гигиена и санитария. 2013; (3): 60-6.
6. Большаков А.М., Крутько В.Н., Смирнова Т.М. Государственная система мониторинга здоровья населения: проблема и пути ее решения с позиций системного подхода. Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2004; (2): 9-16.
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них. М.; 2012. Available at: http://base.garant. ru/70355102/#ixzz32uEzPtod
8. Потемкина Н.С. Влияние СМИ на здоровье: фактор дестабилизации или устойчивого развития? В кн.: Сборник трудов Института Системного Анализа РАН «Системный анализ проблем устойчивого развития». М.: Книжный дом «ЛИ-БРОКОМ»; 2010: 119-31.
9. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ'13. СПб: Нестор-История; 2013. Available at: http://art.ioso.ru/ot/ot13/ot%2713-sbornik.pdf
10. Рост объема информации - реалии цифровой вселенной. Технологии и средства связи. 2013; 1 (94). Available at: http://www. tssonline.ru/articles2/bypub/tss-1-2013#sthash.gqaXxxpX.dpuf
11. Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры. Ineternum. 2010; 1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/globalnye-izmenemya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury
12. Калмыков А.А. Онтология цифровой цивилизации. В кн.: Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. СПб.: Издательство Политехнического университета; 2013: 81-90.
13. Крушанов А.А. На пути к силиконовой общине. Вестник Российского философского общества. 2008; 4. Available at: http://jarki.ru/wpress/2010/12/30/1693/
14. Квят А. Г. Социальные медиа в контексте бодрийяровской концепции «экстаза коммуникации». Омск: Научно-издательский центр «Социосфера». Available at: http://www. sociosphera.com/publication/conference/2012/144/socialnye_ media_v_kontekste_bodrijyarovskoj_koncepcii_ekstaza_kom-munikacii/
19. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета. В кн.: Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Мо-жайск-Терра; 2000: 100-31.
20. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета. Психологический журнал. 2004; 25 (1): 90-100.
21. Чучкова Г.С. Интернет коммуникация как фактор личностного развития: на примере общения в чатах: Дисc. ... канд. психолог. наук. М.; 2008.
22. Комашинский В.И., Семин А., Рогозинский Г.Г. Национальная инфраструктура знаний - нужна ли она России? Технологии и средства связи. 2013; 1 (94). Available at: http://www. tssonline.ru/articles2/fix-corp/natsionalnaya-infrastruktura-znaniy-nuzhna-li-ona-rossii
23. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Издательство ЮНЕСКО. 2005. Available at: http://unesdoc.unesco. org/images/0014/001418/141843r.pdf
24. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Available at: http://www. avatargroup.ru/Biblioteka/A_Bard_i_Ya_Zoderkvist - Netokrati-ya.aspx
25. Гарднер Г. Великолепная пятерка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху. М.: Альпина Бизнес Букс; 2008.
References
1. Eremin A.L. Noogenesis and Mental Power Theory [Noogenez i teoriya intellekta]. Krasnodar: Sovetskaya Kuban'; 2005. (in Russian)
2. Eremin A.L. Information environment impact on public health.
Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2000; (6): 21-4. (in Russian)
3. Krut'ko V.N., Smirnova T.M. Human Capital: Problem and Resource of Innovative Development of Russia [Chelovecheskiy kapital: problema i resurs innovatsionnogo razvitiya Rossii]. Moscow: Tsifrovichok; 2012. (in Russian)
4. Baranov A.A. Health status of children in the Russian Federation. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2012; 91 (3): 9-14. (in Russian)
5. Markova A.I. Health schools and health of schoolchildren (analytical review). Gigiena i sanitariya. 2013; (3): 60-6. (in Russian)
6. Bol'shakov A.M., Krut'ko V.N., Smirnova T.M. State health monitoring system: a problem and solution trends from a perspective of system approach. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosu-darstvennoy meditsinskoy akademii im. I.I. Mechnikova. 2004; (2): 9-16. (in Russian)
7. An order of the Ministry of public health N 13456н of the 21st of December 2012 "A procedure of health checkup for juniors, also at entering the educational institutions and in the period of studies. Moscow; 2012. Available at: http://base.garant. ru/70355102/#ixzz32uEzPtod (in Russian)
8. Potemkina N.S. Media impact on health: a factor of destabili-zation or sustainable development? In: Proceedings of the Institute for Systems Analysis "System Analysis of the Problems of Sustainable Development " [Sbornik trudov Instituta Sistemnogo Analiza RAN "Sistemnyy analiz problem ustoychivogo razviti-ya"]. Moscow: Knizhnyy dom "LIBROKOM"; 2010: 119-31. (in Russian)
9. Educational Technologies of the XXI Century: Informational Culture and Media Education. FROM' 13. St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2013. Available at: http://art.ioso.ru/ot/ot13/ot%2713-sbornik.pdf (in Russian)
10. Growth of information volume - digital universe reality.Tekh-nologii i sredstva svyazi.2013; 1 (94). Available at: http://www. tssonline.ru/articles2/bypub/tss-1-2013#sthash.gqaXxxpX.dpuf (in Russian)
11. Frumkin K.G. Global changes in the thinking of the fate of the text and culture. Ineternum. 2010; 1. Available at: http://cyber-leninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury (in Russian)
12. Kalmykov A.A. Ontology digital civilization. In: Philosophy Communication: Intelligent Networks and Modern Information and Communication Technologies in Education [Filosofiya kommuni-katsii: intellektual'nye seti i sovremennye informatsionno-kommu-nikativnye tekhnologii v obrazovanii]. St.Petersburg: Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta; 2013: 81-90. (in Russian)
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181
Оriginal article
13. Krushanov A.A. Towards silicone community. Vestnik Rossiysk-ogo filosofskogo obshchestva. 2008; 4. Available at: http://jarki. ru/wpress/2010/12/30/1693/ (in Russian)
14. Kvyat A. G. Social Media in the Context of Baudrillard's Concept of the "Ecstasy of Communication" [Sotsial'nye media v kon-tekste bodriyyarovskoy kontseptsii "ekstaza kommunikatsii"]. Omsk: Nauchno-izdatel'skiy tsentr "Sotsiosfera". Available at: http://www.sociosphera.com/publication/conference/2012/144/ socialnye_media_v_kontekste_bodrijyarovskoj_koncepcii_ ekstaza_kommunikacii/ (in Russian)
15. Chiang I., Su Y. Measuring and analyzing the causes of problematic Internet use. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2012; 15 (11): 591-6.
16. Carli V., Durkee T., Wasserman D., Hadlaczky G., Despalins R., Kramarz E. et al. The association between pathological in-ternet use and comorbid psychopathology: a systematic revie. Psycho-pathology. 2013; 46 (1): 1-13.
17. Durkee T., Kaess M., Carli V., Parzer P., Wasserman C., Flode-rus B. et al. Prevalence of pathological internet use among adolescents in Europe: demographic and social factors. Addiction. 2012; 107 (12): 2210-22.
18. Kim H. Exercise rehabilitation for smartphone addiction. J. Exerc. Rehabil. 2013; 9 (6): 500-5.
19. Voyskunskiy A.E. Phenomenon of Internet dependency. In: Humanities Research in Internet [Gumanitarnye issledovaniya v Internete]. Moscow: Mozhaysk-Terra; 2000: 100-31. (in Russian)
20. Voyskunskiy A.E. Actual problems of Internet dependency. Psik-hologicheskiy zhurnal. 2004; 25 (1): 90-100. (in Russian)
21. Chuchkova G.S. Internet Communication as Personal Development Factor in Terms of Communication Chatting: Diss. Moscow; 2008. (in Russian)
22. Komashinskiy V., Semin A., Rogozinskiy G. National knowledge infrastructure - whether it is necessary in Russia? Tekhnologii i sredstva svyazi. 2013; 1 (94). Available at: http://tssonline.ru/ articles2/fix-corp/natsionalnaya-infrastruktura-znaniy-nuzhna-li-ona-rossii?/ (in Russian)
23. Towards Knowledge Societies. UNESCO World Report. UNESCO Publishing. 2005. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001418/141843r.pdf (in Russian)
24. Bard A., Zoderkvist Ya. Netocracy [Netokratiya]. Available at: http://www.avatargroup.ru/Biblioteka/A_Bard_i_Ya_ Zoderkvist_-_Netokratiya.aspx (in Russian)
25. Gardner G. Magnificent Five. Intellectual Strategies Leading to Success [Velikolepnaya pyaterka. Myslitel'nye strategii, vedushchie k uspekhu]. Moscow: Al'pina Biznes Buks; 2008. (in Russian)
Поступила 09.07.14 Принята к печати 30.12.14
УДК 612.0171.1:616.839
Фефелова В.В.1, Овчаренко Е.С.1, Холомеева А.Ю.1, ИгнатоваИ.А.1, Лунев Э.Ю.2
СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТАБОЛИЗМА КЛЕТОК ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАГРУЗОК
1ФГБНУ «НИИ Медицинских проблем Севера», 660022, Красноярск; 2МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 им. И.М. Смоктуновского», 660020, Красноярск
У младших школьников (обследовано 44 учащихся 1-3 классов, 8-10 лет) проведено исследование деятельности вегетативной нервной системы в период летних школьных каникул (при отсутствии учебных нагрузок) в сопоставлении с концом учебного года (в период информационных нагрузок). В конце каникул выявлено преобладание ваготонической регуляции (высокие показатели HF, статистически значимое повышение в ортостазе SDNN, RMSSD, АХ) по сравнению с концом учебного года, когда преобладала симпатическая регуляция. Также выявлена разница при сравнении метаболических параметров клеток иммунной системы: активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ), маркерного фермента митохондрий, была статистически значимо более низкой при отсутствии информационных нагрузок в период школьных каникул (10,8±0,7 гранул/ клетку) по сравнению с периодом воздействия значительных информационных нагрузок в конце учебного года (24,1±0,5 гранул/клетку, р = 0,000). Изменение активности СДГ в клетках иммунной системы рассматривается в свете представлений о нейро-иммунных взаимодействиях.
Ключевые слова: вегетативная нервная система; школьное обучение; сукцинатдегидрогеназа; иммунная система.
Для цитирования: Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Холомеева А.Ю., Игнатова И.А., Лунев Э.Ю. Состояние вегетативной нервной системы и метаболизма клеток иммунной системы у младших школьников при воздействии школьных информационных нагрузок. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 177-181. БОТ: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-177-181