УДК: 616. 28-008. 14-07: 629. 73
СОСТОЯНИЕ СТВОЛОМОЗГОВЫХ ОТДЕЛОВ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ПО ДАННЫМ АКУСТИЧЕСКОЙ ИМПЕДАНСОМЕТРИИ У ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ ДЛИТЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМА Е. Ю. Куренева
BRAIN-STEM PART HEARING ANALYZER STATE FROM «NOISE-WORKERS» FOR THE ACOUSTIC IMPEDANSOMETRY INVESTIGATION RESULTS K. J. Kureneva
ГУ Институт отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко АМН Украины, г. Киев
(Директор - чл.-корр. АМН Украины, проф. Д. И. Заболотный)
Было проведено исследование показателей акустической импедансометрии у лиц, длительное время работавших в условиях производственного шума. Полученные результаты свидетельствуют о заинтересованности стволомозговых структур слухового анализатора у обследованных лиц на основании достоверного снижения амплитуды акустического рефлекса, а также удлиннения временных характеристик акустического рефлекса по сравнению с данными контрольной группы здоровых лиц. Амплитудные и временные характеристики акустического рефлекса целесообразно использовать в качестве объективных критериев состояния стволомозго-вого отдела слухового анализатора, а также при проведении профессиональной экспертизы у лиц «шумовых» профессий.
Ключевые слова: лица «шумовых» профессий, акустическая импедансометрия, амплитуда акустического рефлекса временные параметры акустического рефлекса.
Библиография - 20 источников.
Patients, subjected of noise for a long time, were investigated by acoustic impedansometry. Authore elucidated, that «noise-workers» have disorders in brain-stem part of hearing analyser for the acoustic impedansometry investigation results. It was shown, that amplitude of the acoustic reflex of the «noise-workers» was lower in comparison with people from controle grope. It was also detected lengthening of all acoustic reflex time characteristics of the «noise-workers». The results of investigation can be used for professional hearing disorders diagnostics and for the professional expertise of the «noise-workers».
Key words: «noise-workers», acoustic impedansometry, amplitude of the acoustic reflex, acoustic reflex time characteristics.
Bibliography - 20 sources.
Научно-технический прогресс, к сожалению, сопровождается расширением контингента лиц, подвергающихся воздействию производственного шума и вибрации. Однако, в вопросах выяснения механизмов патогенеза сенсоневральной тугоухости (СНТ) «шумового» Генеза еще не поставлена точка, несмотря на то, что изучению действия шума на слуховой анализатор посвящено немалое количество исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. При этом СНТ «шумового» происхождения остается достаточно распространенным профессиональным заболеванием. Американский Национальный институт охраны здоровья и медицины труда включил профессиональные нарушения слуха в перечень десяти основных профессиональных заболеваний.
Достаточно информативной методикой исследования функции слухового анализатора является импедансная аудиометрия [7-10; 13; 16; 18-20]. С другой стороны, по мнению С. Mangham et al. (1983) [12] недостаточность сведений о самом естественном защитном механизме слухового анализатора от интенсивных звуковых нагрузок лишает возможности широкого его использования для предотвращения профессиональной тугоухости (цит. по Бутенко
Российская оториноларингология №3 (40) 2009
Л. Н., 1984) [1]. Результаты изучения параметров акустической импедансометрии успешно применяется для диагностики и дифференциальной диагностики сенсоневральных нарушений различного генеза [2; 3; 6; 7], в качестве важного диагностического теста в отоневрологии - при выявлении акустической невриномы [1; 4; 5; 12; 15; 17]. По данным V. HammersЫag (1998) [14] при самых незначительных изменениях на уровне ствола мозга акустический рефлекс внут-риушных мышц реагирует измененением своей амплитуды.
Целью настоящего исследования стало изучение параметров АРВМ у пациентов с сенсонев-ральной тугоухостью «шумового» генеза с длительным стажем работы в шумном производстве.
Пациенты и методы. Для выполнения поставленной задачи нами были обследованы 26 (52 уха) пациентов с сенсоневральной тугоухостью шумового генеза, стаж работы в шуме у которых вариировал от 20 до 35 лет, возраст обследованных находился в пределах от 38 до 57 лет. В качестве контроля были обследованы 15 здоровых нормальнослышащих лиц в возрасте от 18 до 42 лет.
Перед инструментальным обследованием всем пациентам проводился тщательный отоларингологический осмотр, а также детальный сбор анамнеза. Данные исследований заносились в специальную карту.
Так, при проведении отоскопии у всех пациентов было выявлено некоторое утолщение барабанных перепонок, их тусклость. У 12 человек отмечалась инъекция сосудов по ходу рукоятки молоточка. Некоторая сглаженность опознавательных контуров и укорочение светового рефлекса были выявлены у 7 пациентов. При проведении передней риноскопии у всех пациентов отмечалось наличие отечности слизистой оболочки полости носа, у 11 были диагностированы явления вазомоторного ринита.
При анализе анамнестических данных мы отметили, что пациенты имели целый ряд характерных жалоб. Так, все обследованные жаловались на снижение слуха, нарушение разборчивости речи, шум в ушах. Большинство рабочих, (93,75%) жаловались на частые головные боли и тяжесть в различных областях головы, 13 (81,25%) беспокоили головокружения, все пациенты отмечали периодически возникающее учащение сердцебиения, ощущение дискомфорта в области сердца, лабильность артериального давления с тенденцией к его повышению. Большинство обследованных (87,50%) отмечали некоторую лабильность со стороны центральной нервной системы - повышенную раздражительность, утомляемость, плаксивость, нарушение сна.
Исследование слуховой функции производили в экранированной и звукоизолированной камере, где уровень шума не превышал 30 дБ, с помощью клинического аудиометра АС-40, позволяющего исследовать пороги звуковосприятия как в обычном (0,125-8) кГц, так и в расширенном (9-12) кГц диапазонах частот.
Импедансная аудиометрия проводилась на импедансометрах. Сперва проводилась динамическая тимпанометрия для исключения патологи среднего уха, а далее определялись пороги АРВМ при ипси и контралатеральной стимуляции тонами частотой 0,5; 1,0; 2,0 и 4,0 кГц.
По данным субъективной аудиометрии у всех рабочих регистрировалось нарушение слуховой функции по типу звуковосприятия, о чем свидетельствовали положительные опыты Бинга, Федеричи, «речевое» Ринне, а также отсутствие костно-воздушного интервала. Нарушения слуха преимущественно касались базальной или медиобазальной части улитки.
У всех обследованных пациентов была зарегистрирована тимпанограмма тип «А1» - с незначительным сдвигом пика тимпанограммы в отрицательную сторону. При регистрации АРВМ нами было выявлено, что при стимуляции тоном 4,0 кГц ни у одного из пациентов акустический рефлекс не вызывался. При стимуляции тоном 2,0 кГц акустический рефлекс отсутствовал у двоих человек, как при ипси-, так и при контралатеральной стимуляции.
При анализе пороговых характеристик АРВМ было выявлено, что на исследуемых частотах 0,5; 1,0; и 2,0; кГц пороги акустического рефлекса в группе рабочих достоверно (р<0,05; р<0,01) выше аналогичных данных лиц контрольной группы как при ипси-, так и при контралатераль-ной стимуляции. В таблице 1 представлены среднестатистические пороги АРВМ лиц шумового производства по сравнению с показателями здоровых обследуемых контрольной группы.
При анализе амплитудных и временных характеристик АРВМ нами было установлено, что у рабочих-«шумовиков» имеется выраженное снижение амплитуды АРВМ, достоверно (р<0,01), отличающееся от данных контрольной группы, как при ипси-, так и при контралате-ральной стимуляции. Так, значения амплитуды АРВМ у пациентов «шумовиков» (1 группа) составили (0,04±0,001) и (0,05±0,002) см3 при ипси- и контарлатеральной стимуляции соответственно. В то же время аналогичные значения в контрольной группе составили (0,21±0,002) и (0,20±0,003) см3 при ипси- и контралатеральной стимуляции соответственно. Указанные данные представлены в таблице 2.
Таблица 1
Пороговые величины акустического рефлекса (дБ) при ипси- и контралатеральной стимуляции у рабочих шумовых производств в сравнении с данными лиц контрольной группы, (М±т)
Группы Частота стимулирующего сигнала, кГц
0,5 1,0 2,0
ипси контра ипси контра ипси контра
1 98,31± 3,06 101,81 ±4,32 99,15± 3,12 100,63± 5,46 99,33± 3,87 100,22± 2,34
К 85,28± 4,76 85,78± 5,61 86,33± 4,98 86,54± 4,21 85,99± 5,06 85,14± 3,43
2,30 р<0,05 2,43 р<0,05 2,18 р<0,05 2,04 р<0,05 2,09 р<0,05 3,62 р<0,01
Примечание: 1 - коэффициент достоверности отличий между показателями в группах; р<0,05; р<0,01 -величины достоверно отличаются между собой
Таблица 2
Амплитудные характеристики АРВМ у рабочих шумовиков и лиц контрольной группы тоном 1 кГц
Группы Амплитуда АРВМ, см3
Ипсилатеральная стимуляция Контралатеральная стимуляция
1 0,04±0,001 0,05±0,002
К 0,21±0,002 0,20±0,003
76,03* 41,60*
Примечание: Ь - коэффициент достоверности отличий между показателями в группах; * - р<0,01 (величины достоверно отличаются между собой)
Что же касается временных характеристик акустического рефлекса внутриушных мышц, то нами также были выявлены достоверные изменения у лиц, подвергавшихся воздействию шума по сравнению со здоровыми людьми контрольной группы. Обращает на себя внимание достоверное (р<0,01) удлиннение всех периодов у «шумовиков» по сравнению с данными контрольной группы. Особо выражено при этом удлинение периодов действия и спада, а также связанного с ними периода суммарного действия АРВМ, что вероятнее всего свидетельствует о дискоординации процессов возбуждения и торможения в центральных отделах слухового анализатора, а также, возможно дистрофических процессах во внутришных мышцах, развивающихся под воздействием шумовой нагрузки [3; 6; 11]. Так значения перида действия в группе «шумовиков» составило (791,12±8,36) и (803,14±9,03) мс при ипси- и контралатеральной стимуляции соответственно, в то время, как в контрольной группе аналогичные данные имели следующие значения: (716,90±7,69) и (712,33±4,45) мс при ипси- и контралатеральной стимуляции соответственно.
Значения периода спада в группе исследуемых рабочих также были достоверно удлинены и составили (193,24±5,16) и (196,43±7,13) мс при ипси- и контралатеральной стимуляции соответственно, тогда как аналогичные данные в контрольной группе были равны (142,22±4,02) и (136,01±5,11) мс при ипси- и контралатеральной стимуляции соответственно. В таблицах 3 и 4 приведены среднестатистические значения временных характеристик АРВМ при ипси- и контаралатеральной стимуляции тоном 1,0 кГц. Отметим, что подобные тенденции наблюдаются и при частотах стимулирующего сигнала 0,5 и 2,0 кГц.
Таблица 3
Временные характеристики АРВМ у обследованных рабочих в сравнении с данными контрольной группы при ипсилатеральной стимуляции тоном 1 кГц
Группы Временные характеристики АРВМ, мс
Тл Тн Тд Тс Тсум
1 144,17±3,18 139,11±2,12 791,12±8,36 193,24±5,16 1108,91±12,11
К 115,27±2,27 127,87±5,08 716,90±7,69 142,22±4,02 1001,71±6,97
8,16** 2,04* 6,53** 7,50** 7,67**
Примечание: Ь - коэффициент достоверности отличий между показателями в группах; * - р<0,05; ** - р<0,01 (величины достоверно отличаются между собой)
Таблица 4
Временные характеристики АРВМ у обседованных пациентов в сравнении с данными контрольной группы
при контралатеральной стимуляции тоном 1 кГц
Группы Временные характеристики АРВМ, мс
Тл Тн Тд Тс Тсум
1 151,16±4,46 141,12±6,11 803,14±9,03 196,43±7,13 112,31±13,61
К 126,12±4,41 132,18±6,52 712,33±4,45 136,01±5,11 1009,17±8,91
3,99* 1,00 9,02* 6,89* 6,34*
Примечание: Ь - коэффициент достоверности отличий между показателями в группах; р<001 (величины достоверно отличаются между собой)
Таким образом, проведенное исследование данных акустической импедансометрии, особенно временных и амплитудных характеристик АРВМ показало, что у лиц, длительно подвергавшихся шумовому воздействию выявлены существенные изменения в центральных отделах слухового анализатора, а именно в стволомозговом его отделе, о чем свидетельствует выраженное снижение амплитуды АРВМ и «затянутость» периодов действия, спада и суммарного периода. На наш взгляд, полученные данные могут внести дополнения при выяснении патогенетических механизмов профессиональной сенсоневральной тугоухости.
Полученные результаты импедансометрического исследования могут быть использованы в качестве объективных критериев при решении вопросов профессиональной экспертизы, а также при проведении профотбора и профориентации лиц «шумовых» профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко Л. Н. Исследование динамических характеристик акустического рефлекса внутриушных мышц при различных видах звуковой стимуляции : Автореф. дис.... канд. биол. наук /Л. Н. Бутенко. - К., 1985. - 20 с.
2. Козак Н. С. Амплитуда акустического рефлекса стременной мышцы при начинающейся сенсоневральной тугоухости радиационного генеза с учетом показателей ЭЭГ/ Н. С. Козак, А. Н. Голод //Журн. вушн., нос. i горл. хвор. - 1998. - №6. - С. 36-40.
3. Котов А. И. Показатели импедансной аудиометрии в динамике шумового воздействия и их значение в развитии прфессиональной тугоухости : Автореф. дис.. канд. мед. наук/А. И. Котов. - К., 1992. - 20 с.
4. Мороз Б. С. «Исследование динамических характеристик акустического импеданса среднего уха человека в норме и патологии: Автореф. дис.. канд. биол. наук /Б. С. Мороз. - К., 1977. - 16 с.
5. Сагалович Б. М. Тугоухость. /Б. М. Сагалович. - М.: Медицина, 1978. - 440 с.
6. Показатели временных характеристик акустического рефлекса у рабочих шумовых профессий с нормальным и нарушенным слухом /Т. В. Шидловская, А. И. Бакшеев, О. А. Степаненко //Журн. ушных, носовых и горловых болезней. - 1983. - №4. - С. 40-41.
7. Показатели импедансометрии в раннем периоде развития профессиональной тугоухости / Т. В. Шидловская, А. И. Котов, О. В. Чернухина // Журн. Ушных, носовых и горловых болезней. - 1991. - N6. - C. 7-9.
8. Состояние слуховой функции по данным аудиометрии и динамической импедансометрии у лиц, подвергшихся радиационному облучению при ликвидации аварии на ЧАЭС / Д. И. Заболотнный, Т. В. Шидловская, Н. С. Мищанчук и др. //Вестн. оториноларингологии. - 1992. - №1. - С. 11-14
9. Состояние слуховой функции у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС: к вопросу экспертной оценки / В. Г. Базаров, Л. А. Савчук, И. А. Белякова и др. //Журн. вушних, носових i горлових хвороб. - 2000. - №1. - С. 31-40.
10. Acoustic reflex threshold and loudness in patients with unilateral hearing losses /T. Kawase, H. Hidaka, Ikeda et al. //European Archives of Oto-Rhino-Laryngology. 255(1): 7-11, 1998.
11. Church G. T. The time course of the acoustic reflex / G. T. Church, E. A. Cudahy //Ear and Hearing., 1984, Ch. 5, №4, pp. 235-242.
12. Comparison of results of auditory brainstem response and acoustic reflex latency in acoustic tumor diagnosis / C. Mangham, P. Burnett, R. Lindeman //Otolaryngology, Head and Neck Surgery, 1983, p. 45-49.
13. Does the stapes reflex remain the same after Bell's palsy / F. N. Ardic, I. Topalogly, S. Oncel et al. //American Journal of Otology. 18(6): 761-5 1997 Nov.
14. ^mmershlag V. Uber die Reflex-bewegung des muskulus tenzor tympani und ihre centralen Bahnen / V. ^mmerehlag //Arch. Ohrenheilk. - 1998. - Vol. 47. P. 261-275.
15. Jerger. S. Diagnostic application of impedance audiometry in central auditory disorders / S. Jerger //Clinical impedancce audiometry, 1980. - Ch. 7. - P. 128-139.
16. Northern J. I. Impedance measurements with distinctive groups / J. I. Northern //Clinical Impedance Audiometry. - 1980. - Ch. 5. - №5. - P. 235-242.
17. Olsen W. Special auditory test: a historical perspective / W. Olsen //Diagnostic Audiology. - 1991. - P. 19-52.
18. Studies in impedance audiometry / J. F. Jeger, I. Antony, S. Jerger et al. //Arch. Otolaryngol. - 1973. - Ch. 99. -P. 165-171.
19. The acoustic reflex in adults with histories of otitis media in childhood /H. Stephenson, J. M. Higson, M. P. Haggard et al. //Ear & Hearing. 18 (1): 62-72, 1997 Feb.
20. Wiegand D. The acoustic reflex in patients with asymptomatic multiple sclerosis / D. Wiegand, N. Poch //Amer. Journal of otolaryngology. - 1988. - V. 9. - №5. - P. 210-216.
75 3^