Научная статья на тему 'Состояние статистической базы для оценки уровня развития медицинского туризма в Республике Татарстан'

Состояние статистической базы для оценки уровня развития медицинского туризма в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / MEDICAL TOURISM / СТАТИСТИЧЕСКАЯ БАЗА / STATISTICAL BASE / ТУРИЗМ / TOURISM / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонова Мария Вадимовна

В статье приводится анализ имеющихся статистических показателей, которые используются в настоящее время и их применимость для оценки состояния развития отрасли медицинского туризма в Республике Татарстан. Раскрываются недостатки имеющихся показателей для реализации указанных целей. На основе имеющихся данных, предлагается разработка и внедрение дополнительных, более уточненных, показателей для оценки развития и дальнейшего стратегического планирования как въездного, так и выездного медицинского туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние статистической базы для оценки уровня развития медицинского туризма в Республике Татарстан»

Список литературы/ References

1. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста // Управление компанией, 2006. № 11 (66). C. 60-67.

2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий // Аудит и финансовый анализ, 2007. № 5. С. 150-163.

3. Ивашковская И.В., Пирогов Н.К. Финансовый анализ качества роста российских компаний // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 6. С. 194-201.

4. Geroski P., Gugler K. Corporate Growth Convergence in Europe // Oxford Economic Papers, 2004. Vol. 56. № 4. P. 597-620.

СОСТОЯНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН Никонова М.В. Email: Nikonova643@scientifictext.ru

Никонова Мария Вадимовна - аспирант, Институт управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье приводится анализ имеющихся статистических показателей, которые используются в настоящее время и их применимость для оценки состояния развития отрасли медицинского туризма в Республике Татарстан. Раскрываются недостатки имеющихся показателей для реализации указанных целей. На основе имеющихся данных, предлагается разработка и внедрение дополнительных, более уточненных, показателей для оценки развития и дальнейшего стратегического планирования как въездного, так и выездного медицинского туризма в регионе.

Ключевые слова: медицинский туризм, статистическая база, туризм, региональный туризм.

THE STATE OF THE STATISTICAL BASE FOR ASSESSING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF

TATARSTAN Nikonova M.V.

Nikonova Maria Vadimovna - Graduate Student, INSTITUTE OF MANAGEMENT, ECONOMICS AND FINANCE, KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article analyzes the available statistical indicators that are currently used and their applicability for assessing the state of development of the medical tourism industry in the Republic of Tatarstan. The shortcomings of the available indicators for the implementation of these goals are revealed. Based on the available data, it is proposed to develop and introduce additional, more refined, indicators for assessing the development and further strategic planning of both inbound and outbound medical tourism in the region.

Keywords: medical tourism, statistical base, tourism, regional tourism.

УДК 338.48

Для оценки тенденций и темпов роста социально-экономического развития регионов используется большое количество статистических показателей. На сегодняшний момент количество данных показателей из года в год варьируется от 80 до 100 в зависимости от региона. Количество данных показателей имеет тенденцию к сокращению в связи с принятием постановления Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» [1].

Однако состояние государственной статистики в целом и ее развитие на региональном уровне на сегодняшний момент не полностью отвечает текущим запросам, продиктованным развитием отраслей народного хозяйства.

Одним из наиболее ярких примеров данного положения является отсутствие сформированной статистической базы и отдельных показателей по медицинскому туризму. В рамках данной статьи будет рассмотрено текущее положение в сфере оценки медицинского туризма и даны рекомендации по совершенствованию статистических показателей с учетом современных потребностей.

Стоит отметить, что данная проблематика является весьма актуальной по ряду причин:

- медицинский туризм является одним из наиболее динамичных и стремительно развивающихся видов туризма, показывающих опережающие темпы роста по сравнению с иными видами туризма.

- Республика Татарстан имеет существенный потенциал для развития на своей территории медицинского туризма в качестве одного из основных видов туристкой активности, наряду с познавательным и бизнес-туризмом.

- для разработки грамотной и эффективной государственной политики в области медицинского туризма, необходимо создание актуальной статистической базы данных, позволяющих производить аналитику текущего состояния и разрабатывать прогнозы на последующие периоды.

Анализ оценки текущего состояния статических данных осуществляется на основе данных сайта Федеральной службы статистики по Республике Татарстан, а также статистических данных сайта Центра Развития Республики Татарстан [2, 3].

Информация в свободном доступе, которая может быть использована для оценки уровня развития медицинского туризма представлена следующая:

По средствам размещения:

- Количество гостиничных учреждений и число ночевок в них (тыс. единиц), а также численность размещенных лиц (тыс. человек) по типам предприятий, а также по их формам собственности.

- Сумма доходов, от предоставляемых гостиничных услуг по формам собственности всего (млн.руб.) и в расчете на 1 организацию (тыс.руб.).

- Сумма расходов на размещение на туриста в руб.

По лечебным учреждениям и медицинскому персоналу:

- Количество больничных организаций и коек в них по формам подчинения Республике Татарстан, Федеральному подчинению, негосударственных организаций.

- Число больничных коек в учреждениях по профилям деятельности (хирургического, онкологического, туберкулезных, психиатрических и т.д.)

- Распределение численности врачей и среднего медицинского персонала по отдельным специальностям.

- Хирургическая помощь в лечебно-профилактических организациях по распределению в стационарах и амбулаторно-поликлинических организациях.

Портрет туриста Республики Татарстан:

- Демографический портрет туриста Республики Татарстан, вид его путешествия, средняя продолжительность туристической поездки.

- Источник получения информации и мотивация при выборе тура.

- Процент прибывших туристов с целью лечения.

Необходимо заметить, что при всем разнообразии показателей, они имеют весьма обобщенный характер и включают в себя комплексные показатели по сферам медицины и туризма в целом, без уточнения данных непосредственно по медицинскому туризму. Для составления наиболее точной ситуации состояния медицинского въездного туризма рекомендуется введение следующих статистических показателей:

- количество пребывающих в Республику Татарстан туристов с целью лечения (по регионам России и другим странам);

- объем платных услуг в тыс.руб., оказанных медицинским туристам в разрезе видов деятельности и по регионам/странам прибытия туристов, а также в пересчете на 1 туриста;

- объем оказанных лечебных услуг по видам в тыс.руб. (диагностика, хирургическое вмешательство, реабилитация и т.п.);

- средний срок пребывания медицинских туристов в Республике Татарстан (по времени непосредственного пребывания в лечебном учреждении и в целом);

- распределение медицинских туристов по организациям (по типу организации и по формам собственности);

- демографический портрет медицинского туриста в Республике Татарстан.

Для оценки состояния выездного медицинского туризма показатели будут следующими:

- Количество местных жителей, выезжающих за пределы Республики Татарстан с целью лечения и их распределение по странам и видам необходимого лечения.

- Средний объем затрат на осуществление 1 поездки, долл. США.

- Источники финансирования лечения выезжающих медицинских туристов (собственные средства, государственное субсидирование).

- Средний срок пребывания в другом регионе/стране с целью лечения.

Введение данных показателей позволит составить наиболее точную картину состояния отрасли медицинского туризма в Республике Татарстан, оценить сильные и слабые стороны республики по направлениям деятельности, и, исходя из полученных данных, разработать стратегию развития медицинского туризма в целях повышения уровня социально-экономического состояния региона.

Список литературы / References

1. Мазур Е.А. Методика оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ как средство совершенствования компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов // Молодой ученый, 2011. № 3. Т. 1. С. 172-175.

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/82ed51004ab4ddafb4a7f59ed7b9 0b3a/i040044r.pdf/ (дата обращения: 10.06.2018).

3. Официальный сайт Центра развития Туризма Республики Татарстан. Статистика и аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tdc-tatar.ru/for-professionals/statistics-and-analytics/ (дата обращения: 11.06.2018).

ПРИЧИНЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕС ПАРТНЕРСТВА Сягаева А.В. Email: Sagaeva643@scientifictext.ru

Сягаева Анна Викторовна — бакалавр, кафедра менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Набережные Челны

Аннотация: в статье рассматривается актуальность бизнес партнерства между организациями. Анализируются актуальные формы бизнес партнерства. Преимущества от использования ко-маркетинга организациями. Попадание влияния потребителей под кросс-маркетинговые промо-акции организация. Проведение совместных рекламных акций, создание совместными усилиями комплектов продуктов, которые обладают более высокой ценностью для покупателя, а так же взаимодействие на онлайн-ресурсах. Рассматривается такое понятие как «копакинг», который решать целый спектр важных бизнес-задач. Приведены примеры эффективности от бизнес партнерства различных компаний.

Ключевые слова: бизнес партнерство, ко—маркетинг, кросс-маркетинговые промо-акции, онлайн ресурсы, копакинг.

THE CAUSES AND RELEVANT FORMS OF BUSINESS PARTNERSHIP

Sagaeva A.V.

Sagaeva Anna Viktorovna - Bachelor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY THEM V.G. TIMIRYASOVA (IET), NABEREZHNYE CHELNY

Abstract: the article discusses the relevance of business partnerships between organizations. The actual forms of business partnership are analyzed. Benefits of using co—marketing by organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.