Научная статья на тему 'Состояние среды обитания и здоровья железнодорожного населения дальневосточной железной дороги'

Состояние среды обитания и здоровья железнодорожного населения дальневосточной железной дороги Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларенс Г. Э., Аукадиев А. К., Рабина Л. Л.

Приведены данные о состоянии водоснабжения, воздушной среды на железнодорожных станциях, относящихся к ДВЖД, а также о заболеваемости железнодорожников и ее связи с условиями труда и профессиональными вредностями. Делается вывод, что комплексная оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения должна проводиться на территориальном уровне по специально разработанным и финансируемым программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларенс Г. Э., Аукадиев А. К., Рабина Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF AN INHABITANCY AND HEALTH OF THE RAILWAY POPULATION OF THE FAR EAST RAILWAY

The data on a condition of water supply, the air environment at the railway stations concerning to Far Eastern Railway, alongside with data on sick rate of railwaymen and its connection with working conditions and professional harmfulness are presented. Hie conclusion is made that the complex estimation of influence of factors of an inhabitancy on health of the population should be carried out at a territorial level under specially developed and financed programs.

Текст научной работы на тему «Состояние среды обитания и здоровья железнодорожного населения дальневосточной железной дороги»

5. Острошенко В.В. Лесные пожары в При-охотье: их воздействие на лесные биогеоценозы. Хабаровск, 2000. 108 с.

6. Тимофеева С.С., Гармышев В.В. Эколого-экономические и социальные последствия пожаров. Иркутск, 1999. С.50-60.

7. Grosheva Е., Danilina А, // Organohalogen Compounds. Vol.34. Р.71.

8. Hashim M., Kanniah D., Rasib A. et al. // Asian Conference on remote sensing. 2000.

9. www.superiornationalforest.org

10. www.webcom.com/smoke.htm

□ □□

УДК 614.2 - 056.22 : 577.4 : 656.2 (571.62) Г.Э. Ларенс, А.К. Аукадиев, Л.Л. Рабияа

СОСТОЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Дорожный центр Госсанэпиднадзора на ДВЖД, г. Хабаровск

Основными задачами, которые предстоит решать госсанэпидслужбе и гигиенической науке в третьем тысячелетии, являются усиление государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения [1].

Несмотря на то, что отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду значительно меньще, чем других отраслей хозяйства, оно весьма ощутимо и требует постоянной комплексной профилактической работы [4].

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) на железнодорожном транспорте является отраслевой частью государственной системы СГМ, включающей наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния здоровья и среды обитания железнодорожников и обслуживаемого населения, а также определение причинно-следственных связей

G.E. Larens, A.K. Aukadiev, L.L. Rabin

CONDITION OF AN INHABITANCY AND HEALTH OF THE RAILWAY POPULATION OF THE FAR EAST RAILWAY

The road center of Gossanepidnadzor on Far Eastern Railway, Khabarovsk

Summary

The data on a condition of water supply, the air environment at the railway stations concerning to Far Eastern Railway, alongside with data on sick rate of railwaymen and its connection with working conditions and professional harm-fulness are presented. Hie conclusion is made that the complex estimation of influence of factors of an inhabitancy on health of the population should be carried out at a territorial level under specially developed and financed programs.

Резюме

Приведены данные о состоянии водоснабжения, воздушной среды на железнодорожных станциях, относящихся к ДВЖД, а также о заболеваемости железнодорожников и ее связи с условиями труда и профессиональными вредностями. Делается вывод, что комплексная оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения должна проводиться на территориальном уровне по специально разработанным и финансируемым программам.

между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания [3]. Отраслевой СГМ предусматривает сбор, анализ и обмен информацией:

— о состоянии здоровья работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства и факторов среды обитания человека (условия труда, отдыха, организованного питания, водоснабжения и т.д.);

— о влиянии на здоровье факторов среды обитания в пассажирских поездах и на объектах массового сосредоточения людей (вокзалы);

— о характеристиках источников водоснабжения и систем ведомственного централизованного водоснабжения.

Для решения этих задач на ДВЖД также создана система СГМ (указание начальника ДВЖД №328 от 1 октября 2001 г.). Дорожным центром ГСЭН создается банк данных о состоянии среды обитания и здоровья населения.

Дальневосточная железная дорога проходит по пяти территориальным образованиям (Хабаровский и Приморский края, Амурская и Еврейская области, Республика Саха), различающимся по климатическим, социальным и другим факторам проживания, что затрудняет оценку влияния факторов на здоровье населения, занятого на железнодорожном транспорте и в его инфраструктуре.

Состояние атмосферы. Отсутствие постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха не позволяет оценить влияние этого фактора на здоровье. В 2001 г. на Дальневосточной железной дороге благодаря переводу поездов с тепловозной тяги на электрическую на участке Бикин — Уссурийск произошло снижение выбросов в атмосферный воздух. Реализация мер по охране атмосферного воздуха позволила уменьшить валовой выброс вредных веществ на 1959,16 т в год, в том числе выбросов без очистки — на 1233,93 т. Выбросы пыли сократились на 14%, углеводородов — на 12,8%.

Санитарной службой ДВЖД осуществляется мониторинг за состоянием атмосферы в местах прохождения железной дороги через жилую застройку. На селитебных территориях, примыкающих к ДВЖД, отмечаются загрязнения атмосферного воздуха, превышающие ПДК. Из 13 точек наблюдения в четырех уровень превышает санитарные нормы. Процент исследованных проб атмосферного воздуха с превышением ПДК составляет: по пыли — 20,4%,

по окиси углерода — 4,7%, по диоксиду азота — 9,6%.

Загрязнений, превышающих ПДК в 5 и более раз, не регистрировалось.

Мониторинг качества питьевой воды. Водоснабжение железнодорожного населения ДВЖД обеспечивается 110 ведомственными водопроводами (свыше 230 тыс. чел.), в том числе из 11 открытых водоисточников и из 99 подземных, более защищенных, водоисточников. Водопроводами из подземных водоисточников обеспечивается более 137 тыс. чел.

Наиболее неблагоприятной в эпидемиологическом отношении остается обстановка по водоснабжению на Хабаровском отделении дороги. Самыми мощными по количеству отпускаемой воды и обслуживаемого населения являются водопроводы ст. Хабаровск-1, Хабаровск-2 и ст. Амур, использующие в качестве источника реку Амур. Санитарное состояние реки по створам водозаборов оценивается как неблагополучное и имеет повышенную степень потенциальной эпидопасности. Показатели микробного загрязнения остаются на уровне 44,6%. Существующие городские очистные канализационные сооружения принимают только половину стоков, остальная часть неочищенных и необеззараженных сточных вод и аварийные сбросы попадают в реку Амур в черте города и ниже городской застройки. В период весеннего паводка водопроводы ст. Хабаровск-1 и ст. Амур работают в экстремальных условиях и не обеспечивают качество питьевой воды ввиду несовершенства технологических схем водоподготовки.

На Тындинском отделении дороги обстановка с обеспечением доброкачественной питьевой водой сложилась более благоприятная: у всех 24 водопроводов имеются подземные водоисточники.

По микробиологическим показателям количество неудовлетворительных проб из воды, подаваемой водопроводами, в целом по дороге составило 5,9%,

из разводящей сети — 6,6%. Самую безопасную воду подавали водопроводы на станциях Тында, Ургал, Высокогорная, Февральск, Партизанск.

Доля проб воды из водопроводов, неудовлетворительных по санитарно-химическим показателям, за 2001 г. составила 29,2%, из разводящей сети — 25,3% за счет содержания в природных водах железа, марганца. Особенно это характерно для водопроводов на станциях Уссурийск, Ружино, Хабаровск, Комсомольск.

Региональной особенностью питьевой воды является дефицит в ней биологически активных веществ (йод, фтор, кальций, магний, натрий), что оказывает негативное влияние на здоровье населения. В связи с этим необходимы меры по коррекции поступления этих элементов с пищей и минеральной водой.

Считаем, что оценку влияния загрязнения атмосферы, воды и качества продуктов питания на здоровье населения могут и должны проводить территориальные центры ГСЭН, используя данные о заболеваемости железнодорожного населения, проживающего в населенном пункте. Региональные центры ГСЭН должны стать координаторами в проведении социально-гигиенического мониторинга.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка на ДВЖД характеризуется ростом общей заболеваемости железнодорожного населения как в целом, так и отдельных его групп. Уровень общей заболеваемости имеет тенденцию к росту и составляет среди детей 2149,3 на 1000 чел., среди подростков — 1314,0, среди взрослых — 1049,1. Рост заболеваемости среди детей до 14 лет и взрослых определяют экологически зависимые болезни (крови, эндокринной системы, болезни органов дыхания и пищеварения, инфекционные заболевания).

Средний многолетний показатель общей заболеваемости железнодорожного населения составляет 1036,7 на 1000 чел. В 2001 г. этот показатель был превышен и составил 1045,2. На ряде территорий обслуживания ЛПУ этот показатель значительно выше (Хабаровск-1 — 1742,78; Новый Ургал — 1540,9; Смоляниново — 1368,5; Облучье — 1231,3; Хабаровск-2 - 1204; Юктали - 1166,8 и т.д.; всего таких территорий 11) и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Ведущими заболеваниями среди взрослых являются болезни органов дыхания (18,5%), кровообращения (12,97%), кос-тно-мышечной системы (12,97%), органов пищеварения (10,2%) и болезни глаз (8,7%).

Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения — одна из важнейших проблем медицины. Структура и уровни производственно обусловленной патологии находятся в прямой зависимости от вредных и неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая состояние производства [2].

Заболевания с временной утратой трудоспособности у железнодорожников распределяются по частоте (%) следующим образом:

болезни органов дыхания — 34,

болезни костно-мышечной системы — 17 травмы, отравления — 11

болезни органов пищеварения — 6

болезни кровообращения — 5 болезни кожи и подкожной

клетчатки — 4

болезни мочеполовой системы — 4 утрата трудоспособности в связи

с беременностью и родами — 4

болезни с повышенным АД — 3 инфекционные и паразитарные

болезни — 2

болезни глаз — 2

болезни уха — 2

психические расстройства — 1

болезни нервной системы — 1

новообразования — 1

туберкулез — 0,4

эндокринные заболевания — 0,3

вирусный гепатит — 0,2

болезни крови — 0,2.

Представленная структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности определяется влиянием основных факторов, с которыми сталкиваются работники основных профессий на железнодорожном транспорте:

— работа на открытом воздухе при неблагоприятных сезонных климатических условиях;

— нестабильный микроклимат на рабочих местах;

— тяжелый физический труд;

— психоэмоциональное напряжение в условиях повышенного шума и вибрации;

— неритмичный график труда, отдыха и питания;

— работа в условиях загрязнения воздуха рабочей зоны вредными веществами.

Серьезную озабоченность вызывает высокий уровень заболеваний органов кровообращения среди ведущих профессиональных групп железнодорожников, обеспечивающих безопасность движения. На эту патологию оказывает влияние работа в условиях комплексного воздействия нервно-эмо-ционального напряжения, шума и вибрации, режима труда и отдыха.

Результаты лабораторных и инструментальных исследований условий труда, проведенных санитарной службой дороги, говорят о значительном количестве рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам (табл. 1). В целом по дороге во вредных условиях (3 класса) работает 32828 чел. Распределение вредных условий труда на промышленных предприятиях ДВЖД по степени вредности (%) в 2001 г. выглядело следующим образом:

1 ст. 3 класс вредности — 52,29

2 ст. 3 класс вредности — 30,90

3 ст. 3 класс вредности — 14,02

4 ст. 3 класс вредности — 2,74 4 класс вредности — 0,05.

Таким образом, в условиях, способствующих возникновению заболеваний, в том числе профессиональных, занято 47,7% работающих во вредных условиях труда.

В 2001 г. распределение железнодорожников, работающих во вредных условиях труда, по службам ДВЖД (%) было следующим:

служба пути — 31,3

локомотивная служба — 17,3

вагонная служба — 13,3

пассажирская служба —11,5

НГС - 11,5

энергетическая служба — 5,0

служба движения — 4,8

ДЦРС - 2,1 служба дорожного строительства — 1,4

грузовая служба — 0,4.

Таким образом, наибольшее количество работающих во вредных условиях приходится на службу пути и локомотивную службу.

В условиях повышенного шума работает 7747 чел. (498 женщин), в условиях вибрации — 2764 чел., запыленности — 2733 чел. (1181 женщина), загазованности — 3801 чел. (815 женщин). Тяжелым физическим трудом занято 8616 чел., из них 132 женщины. Эти факторы оказывают определяющее влияние на возникновение и обострение заболеваний с временной утратой трудоспособности (ВУТ).

Как видно из табл. 2, заболеваемость работников служб пути, локомотивной и диспетчерско-операторской выше, чем в целом по дороге. Она и определяет уровень заболеваемости по дороге.

Работа в условиях нарушения микроклимата в кабинах, сквозняков сказывается на частоте заболеваний уха, глаза и их придатков, органов дыхания. Высокий показатель заболеваемости органов кровообращения, в том числе болезней с повышенным артериальным давлением (АД), отмечается среди работников локомотивной службы, и в первую очередь среди локомотивных бригад (табл. 3). На эту патологию оказывает влияние и работа в условиях нервно-эмоционального напряжения, шума и вибрации, режим труда и отдыха.

Ремонт и устранение конструктивных недостатков кабин локомотивов производится несвоевременно и не в полном объеме. Звукоизоляция и теплоизоляция кабин неэффективна в среднем на 10% локомотивов. Однако в кабинах тепловозов, обследованных по ст. Уссурийск, уровень шума превышает ПДУ на 28—40%, а по ст. Хабаровск уровни шума и вибрации превышают ПДУ в 10% кабин локомотивов. Кресла машинистов не имеют амор-

Таблица 1

Результаты исследования условий труда

Производственные факторы Процент исследований, не отвечающих санитарным нормам

2001 г. 2000 г.

Шум 21,1 26,3

Вибрация 15,6 16,17

Микроклимат 17,83 21,72

Электромагнитные излучения 46,1 44,04

Освещенность 24,82 27,4

Пары и газы 11,82 15,64

— 1-2 класса опасности 21,52 20,63

Аэрозоли 29,1 32,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 1-2 класса опасности 23,45 15,6

Таблица 2

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по ведущим службам ДВЖД за 2001 г. (случаев на 100 работающих)

Таблица 3

Сравнительная характеристика заболеваемости с временной утратой трудоспособности (случаев на 100 работающих)

тизации (Партизанск, Уссурийск, Новый Ургал, Комсомольск и др.), не регулируются по высоте и горизонтали (Ружино, Новый Ургал, Комсомольск). Отсутствуют или неисправны устройства для обогрева окон кабин локомотивов (Комсомольск, Уссурийск, Облучье, Высокогорное). Отсутствуют или неисправны умывальники, санузлы, электроплитки (Ружино, Облучье, Хабаровск, Владивосток и др.). Уровни освещенности не соответствуют нормативам по станциям Февральск, Ружино, Беркакит. Не соответствуют требованиям Сан-ПиН по параметрам микроклимата кабины локомотивов депо станций Беркакит (40%), Хабаровск (6%), Новый Ургал (15%), Партизанск (30%).

Помимо производственных факторов, связанных с конструктивными недостатками локомотивов, имею! место факторы связанные с организацией труда, отдыха и питания локомотивных бригад. Это и работа "в одно лицо", и сверхурочная работа, и отсутствие полноценного отдыха в домах отдыха локомотивных бригад.

В целях выявления ведущих факторов риска заболеваний у этой группы работающих дорожным центром ГСЭН разработана программа "Изучение влияния условий и режима труда, отдыха и питания локомотивных бригад". Выполнение этой программы позволит дать гигиеническое заключение и рекомендации по проведению первоочередных мероприятий, направленных на оздоровление ведущей профессиональной группы на дороге. На основании показателей производственно-профессионального риска будут разработаны возможные методы защиты, снижения установленных неблагоприятных факторов и выбран оптимальный вариант минимизации уровня их воздействия. Определятся также меры по реабилитации состояния здоровья работников.

Выводы

1. Комплексная оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения должна проводиться на территориальном уровне.

2. Для гигиенической оценки влияния факторов среды обитания на здоровье людей необходима разработка и финансирование специальных программ изучения.

3. Для координации деятельности участников СГМ необходимо создание координационных советов на базах региональных центров ГСЭН.

Литература

1. Онищенко Г.Г., Иванов С.И., Беляев E.H., Кустова Е.А. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. Т.1. С.45.

2. Измеров Н.Ф. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. Т.2. С.25.

3. Кривуля С.Д., Капцов В.А., Коротич Л.П. / / Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. Т.2. С.635.

4. Коршунов Ю.Н., Суворов C.B., Полякова В.А. и др. // Вопросы экологии городского района с развитой сетью железнодорожных путей. М., 1991. С.14-23.

Заболевания Служба ДВЖД

дорога локомотивная служба локомотивные бригады

Системы кровообращения 4,33 5,32 4,68

Болезни с повышенным АД 2,44 3,08 3,06

Уха и сосцевидного отростка 1,64 2,36 2,96

Глаза и его придатков 1,42 2,13 2,31

Органов дыхания 27,12 30,65 34,27

Органов пищеварения 5,12 6,51 7,0

Всего 74,14 87,94 90,73

Причины нетрудоспособности Служба ДВЖД ДВЖД

вчд ПЧ тч ШЧ ДОС

Инфекционные и паразитарные болезни 1,14 1,63 2,02 1,21 1,48 1,43

Туберкулез 0,19 0,32 0,22 0,16 0,21 0,29

Вирусный гепатит 0,18 0,23 0,15 0,07 0,21 0,15

Новообразования 0,67 0,82 0,46 1,58 1,32 1,14

Болезни фови и кроветворных органов 0,07 0,16 0,17 0,16 0,29 0,19

Болезни эндокринной системы 0,22 0,15 0,18 0,21 0,51 0,26

Психические расстройства 0,42 0,57 0,62 0,63 0,70 0,72

Болезни нервной системы 1,12 0,84 1,01 0,46 0,49 0,8

Болезни глаза и его придатков 1,09 1,45 2,13 1,14 1,39 1,42

Болезни уха и сосцевидного отростка 1,14 2,35 2,36 1,46 1,70 1,64

Болезни кровообращения 3,16 4,63 5,32 3,97 4,60 4,33

Болезни с повышенным АД 1,41 2,61 3,08 2,21 2,54 2,44

Болезни органов дыхания 15,44 46,05 30,65 24,61 31,32 27.12

Болезни органов пищеварения 3,71 7,22 6,51 4,58 4,97 5,12

Болезни кожи и подкожной клетчатки 2,47 5,86 4,77 2,46 3,07 3,3

Болезни костно-мышечной системы 9,51 19,24 14,51 11,29 13,93 13,15

Болезни мочеполовой системы 3,28 2,9 3,13 3,55 4,58 3,48

Травмы, отравления 0,71 14,98 8,62 5,92 7,63 8,69

Всего 50,76 109,34 87,94 66,08 82,65 74,14

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.