Научная статья на тему 'Состояние средств военно-морской разведки Балтийского флота в начале Первой мировой войны'

Состояние средств военно-морской разведки Балтийского флота в начале Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ / ВОЕННО-МОРСКАЯ РАЗВЕДКА / АВИАРАЗВЕДКА / СЛУЖБА СВЯЗИ / МОРСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / РАДИОРАЗВЕДКА / WORLD WAR I / BALTIC FLEET / NAVAL INTELLIGENCE / AERIAL RECONNAISSANCE / COMMUNICATIONS SERVICE / MARITIME GENERAL STAFF / RADIO RECONNAISSANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрельцов Иван Евгеньевич

В данной статье рассматривается проблема организации средств разведки на Балтийском флоте в начале Первой мировой войны. Детально дается описание состояния агентурной, наблюдательной службы, авиаи радиоразведки на флоте к началу войны. К эффективности разведки в Морском генеральном штабе относились недостаточно серьезно. Однако, когда в штаб стали поступать первые агентурные сведения о движении в акватории Балтийского моря кораблей противника, командование флотом осознало необходимость организации разведывательной деятельности, то есть получения полной достоверной информации о планах противника, движении его кораблей. В итоге автор приходит к выводу, что подготовка и техническое оснащение разведывательных средств, имеющихся в распоряжении флота, не удовлетворяла потребностям военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of the means of naval intelligence of the Baltic Fleet at the beginning of the World War I

This article examines the problem of organising reconnaissance assets in the Baltic Fleet at the beginning of the World War I. A detailed description of the state of the agency, observation service, air and radio reconnaissance in the fleet at the beginning of the war is given. The effectiveness of reconnaissance in the Naval General Staff was not taken seriously enough. However, when the first intelligence information began to arrive at the headquarters about the movement of enemy ships in the Baltic Sea, the command of the fleet seriously realised the whole need for organising reconnaissance activities, i.e. obtaining complete reliable information about the enemy plans, on the movement of its ships. In the end, the author comes to the conclusion that the training and technical equipment of the reconnaissance assets at the disposal of the fleet did not satisfy the requirements of wartime.

Текст научной работы на тему «Состояние средств военно-морской разведки Балтийского флота в начале Первой мировой войны»

УДК 94(470)''19/...''

Стрельцов Иван Евгеньевич

Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж

[email protected]

СОСТОЯНИЕ СРЕДСТВ ВОЕННО-МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В данной статье рассматривается проблема организации средств разведки на Балтийском флоте в начале Первой мировой войны. Детально дается описание состояния агентурной, наблюдательной службы, авиа- и радиоразведки на флоте к началу войны. К эффективности разведки в Морском генеральном штабе относились недостаточно серьезно. Однако, когда в штаб стали поступать первые агентурные сведения о движении в акватории Балтийского моря кораблей противника, командование флотом осознало необходимость организации разведывательной деятельности, то есть получения полной достоверной информации о планах противника, движении его кораблей. В итоге автор приходит к выводу, что подготовка и техническое оснащение разведывательных средств, имеющихся в распоряжении флота, не удовлетворяла потребностям военного времени.

Ключевые слова: Первая мировая война, Балтийский флот, военно-морская разведка, авиаразведка, служба связи, Морской генеральный штаб, радиоразведка.

В современной отечественной науке все больший интерес среди историков вызывает изучение органов разведки в Российской империи, особенно во время Первой мировой войны. Открытость и доступность широкого пласта документальных материалов дает современному исследователю возможность снять завесу тайны с тех событий, которые вовсе не затрагивались советской историографией. В частности, сравнительно недавно началось изучение военно-морской разведывательной службы на Балтийском флоте. Однако в работах по данной тематике рассматриваются в основном вопросы, связанные преимущественно со средствами радиоэлектронной разведки на Балтийском флоте [2, с. 552]. Те же проблемы, которые касаются агентурной деятельности, корабельной и авиаразведки на Балтийском театре военных действий в ходе событий Первой мировой войны, рассматривались лишь отчасти либо не изучались вовсе. Переосмысление исторического опыта применения флотом средств военно-морской разведки и осмысления прошлых ошибок является на сегодня одним из важных моментов в обеспечении безопасности сухопутных и морских границ государства.

Накануне Первой мировой войны Морской генеральный штаб (МГШ) не уделял должного внимания организации на флоте средств добывания каких-либо ценных сведений о планах немецкого командования, о состоянии и действиях флота противника на Балтийском театре. Среди командования морскими силами Балтийского моря сформировалось убеждение, что «важно не столько выяснение фактической обстановки, сколько ее оценка, и что для талантливого энергичного начальника не составит труда правильно оценить обстановку» [2, с. 43]. Командование флотом недооценивало важности и значения разведки для флота, о чем говорит бытующее среди руководства мнение, что «разведка получает свое признание только у командования, настроенного активно, ищущего возможности нанести противнику удар» [4, с. 14]. В штабе флотом в первый год войны не планиро-

валось каких-либо активных действий на море, поэтому должного внимания организации средств ведения разведки не уделялось. Об отсутствии какой-либо подготовки в разведывательном плане видно и из переписки командующего флотом адмирала Н.О. Эссена с МГШ и со штабом 6-й армии. Так, например, в первые дни войны командующий флотом не знал о вступлении Англии в войну и насколько действия германского флота связаны с английским [6, с. 15]. Об общем положении дел, связанных с получением сведений, говорит и сообщение Н.О. Эссена в МГШ: «Страдаем отсутствием сведений, где и что делает германский флот, тоже и шведский, также вероятный противник. Не имеем быстроходных судов для разведки. Один "Новик", но и тот без нефти - одно горе» [5, л. 41].

Агентурная разведка накануне войны находилась еще на начальном этапе ее формирования. В конце июля по распоряжению начальника МГШ А.И. Русина на Скандинавском полуострове и балтийском побережье Германии были намечены основные наблюдательные пункты, с которых предполагалось вести постоянное наблюдение за передвижением немецких судов. Информация передавалась с помощью телеграфа, однако способы передачи сведений из этих пунктов оставляли желать лучшего. Например, телеграфирование из малонаселенных пунктов Швеции и Дании о движении немецких кораблей могло навести на подозрения. Во избежание каких-либо вопросов со стороны местных властей агентам приходилось прибегать к передаче информации курьером либо через почту [5, с. 169]. В связи с этим многие донесения приходили в МГШ невовремя и на момент их получения теряли свою актуальность.

Командованием флотом в первые дни войны делались попытки организации корабельной разведки. С этой целью адмирал Н.О. Эссен представил в МГШ проект отправки на коммерческих судах, направляющихся в Германию, офицеров с целью получения каких-либо сведений о неприятельском флоте. Однако этот проект не получил одобрения у А.И. Русина, так как был слабо подготовленным

© Стрельцов И.Е., 2018

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

45

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

и показался начальнику МГШ малонадежным. До момента объявления Германией войны ни командование флотом, ни МГШ не предусмотрели необходимости усилить разведывательные средства флота коммерческими судами. Только 13 (26) и 14 (27) июля 1914 г. были предприняты меры по розыску тех типов судов, которые смогли бы подойти для данной службы [6, с. 20]. Для сторожевой и контрольной деятельности в балтийских водах штабом была предпринята попытка мобилизации частных судов. Такая деятельность была особенно актуальна в шхерных районах Балтики, так как возможность военных действий на этих территориях командованием флота не учитывалась.

В связи с отсутствием налаженной агентурной сети и недостаточно эффективной связью МГШ с командованием Балтийским флотом вся важная информация поступала с запозданием. Чувствовалась и неподготовленность командования в плане наблюдательной корабельной службы. Так, в самом начале войны, 15 (28) августа, остро встал вопрос об отправке офицеров, умеющих отличить свои корабли от неприятельских, на форты Красная Горка, Ино и Кронштадт, так как в этих местах не было сведущих в данном деле специалистов. В это же самое время от коменданта Выборгской крепости пришло донесение, что из-за отсутствия в его распоряжении военных кораблей им не может быть организована наблюдательная и брандвахтенная служба. Тогда в управление коменданту были направлены два корабля и один офицер с опознавательными сигналами для сообщения с флотом [6, с. 15].

К началу войны командованием не было предпринято никаких активных мер для приспособления находившихся в распоряжении флота военных кораблей для несения разведывательной службы. Вся корабельная разведка сводилась к выставлению дозора в 100 метрах от центральной минной позиции [2, с. 63]. Для этой цели использовались миноносцы и крейсеры, а также «имевшийся в то время в составе флота "Новик"» [6, с. 16]. Однако частое появление в русских водах немецкого флота вынуждало руководство проводить разведывательные операции в целях противодействия разведке противника и освещения обстановки в море. К таким операциям можно отнести, например, походы крейсеров к Южному Готланду, походы миноносцев в Рижский залив [3, с. 113].

Командование морскими силами Балтийского моря стремилось к тому, чтобы проводить такие операции часто, но телеграммы из Ставки категорически запрещали активизировать флот в Балтийском море, ограничиваясь лишь охраной подступа к Петрограду со стороны Финского залива. Такая реакция со стороны Ставки объясняется опасением главного командования, что активные действия русского флота в водах Балтийского моря приведут к выходу Швеции из нейтралитета и вступлению в войну на

стороне Германии [8, л. 15], хотя агентурные сводки из Стокгольма постоянно уверяли, что Швеция вступать в войну не собирается [9, с. 181].

Помимо агентурной и корабельной разведывательной деятельности на море в распоряжении Балтийского флота находилась и морская авиация, в задачи которой, по словам контр-адмирала Б. П. Дудорова, входило проведение воздушной разведки. Так, 1 (14) мая 1912 г. в морское министерство Б.П. Дудоровым был представлен доклад, в котором он обосновывал основные цели и «задачи, состав, организацию и базирование авиации на Балтике» [6, с. 17]. Морским министром и штабом этот доклад был одобрен, и в 1913 г. Б.П. Дудорову были отпущены средства на организацию авиации Балтийского моря. В это же время началась работа по созданию и оборудованию аэродромов на о. Эзель в Тагелахтской бухте, Виндаве и Гребном порту в Петербурге [11, с. 8].

На начало 1914 г. в состав авиации морских сил Балтийского флота входило 8 летчиков, 7 самолетов, 1 моторный катер и одна шлюпка [6, с. 18]. В таком состоянии и вступила в войну морская авиация, вооружившись заранее самолетами иностранных конструкций. Авиаразведка большой роли в начале войны не играла. Наблюдения с воздуха были эффективны только в ясную хорошую погоду, а в зимний период иностранные самолеты были не в состоянии подняться со льда.

Пожалуй, основную роль в получении важнейших сведений о передвижении немецких кораблей и планах противника на протяжении всей Первой мировой войны играло такое средство военно-морской разведки, как радиоэлектронная разведка. Данному направлению разведывательной деятельности русского флота в отличие от других средств было уделено большее внимание, о чем свидетельствуют как архивные документы, хранящиеся в фондах РГА ВМФ (г. Санкт-Петербург), так и исследования современных отечественных ученых в этой области.

Разработкой средств разведки в условиях морской войны, позволявших перехватывать радиопереговоры и радиотелеграммы с кораблей противника, еще до войны занимался морской офицер, капитан 2-го ранга И. И. Ренгартен. Под руководством начальника службы связи А. И. Непенина уже августе 1914 г. на о. Эзель возле городка Кильконд на русской авиастанции Папенхольм был установлен первый радиопеленгатор. В начале сентября такие станции появились в Кильконде и Гангэ, а в декабре - на Реншере и в Гапсале [2, с. 66]. В задачи этих станций входило отслеживание радиопереговоров с немецких военных судов и перехват радиодепеш.

Таким образом, обработка разведывательных материалов в управлении службы наблюдения и связи улучшилась в связи с созданием радиопе-ленгаторных станций, так как эти станции позволяли определять точное расположение противника.

46

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

Дешифровка радиотелеграмм, добытых с неприятельских кораблей, ускорилась и стала легче уже после того, как с погибшего немецкого крейсера «Магдебург» была изъята книга с шифрами и новым сигнальным кодом [4, с. 87]. Вместе с тем руководством МГШ и службы связи были предприняты шаги по сопротивлению радиоразведке противника. Догадываясь о нахождении шпионских радиостанций на о. Даго и в Гельсингфорсе, в Кильконде «была немедленно установлена радиостанция парализующего действия» [6, с. 17]. Все это показывает, насколько пристальное внимание уделялось в штабе этому способу ведения разведывательной деятельности на флоте.

Ежедневные донесения от агентурной разведки, а также с постов наблюдения и связи создавали представление постоянного присутствия в море крупных вражеских сил [10]. Поэтому МГШ и командование Балтийским флотом, ожидая активных действий со стороны немецкого флота, готовились дать отпор неприятелю на центральной минной позиции. Однако из документов, полученных на «Магдебурге», оказалось, что «немцы выставили против русского флота незначительные силы и предпочли на первое время ограничиться лишь наблюдением», не отвлекаясь от не менее важного театра военных действий на Северном море [6, с. 17]. Этот план немецкого командования не был вовремя обнаружен русской разведкой в связи со слабой ее организацией.

Итак, к началу Первой мировой войны Балтийский флот располагал всеми средствами разведывательной деятельности, но необходимость их применения была осознана командованием лишь в самый последний момент. Вся информация, передаваемая агентурной разведкой, поступала с опозданием, поэтому не вызывала большого доверия у руководства флотом, чем можно объяснить попустительское к ней отношение. Напротив, сведения, получаемые по радио, были достаточно точными и своевременными, вследствие чего в штабе уделяли большое внимание этому способу военно-морской разведки.

Библиографический список

1. Дудоров Б.П. Адмирал Непенин. - СПб.: Облик: Вита, 1993. - 280 с.

2. Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море: отечественная морская радиоэлектронная разведка в первой половине ХХ века. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. - С. 552.

3. Кикнадзе В.Г. Разведка Балтийского флота в 1914-1917 гг.: особенности развития и функционирования // Балтийский флот накануне и в годы Первой мировой войны: материалы всерос. науч. конф. к 100-летию начала Первой мировой войны. - Калининград: ВУНЦ ВМФ «ВМА». - 2013. - № 21. - С. 42-47.

4. Люби К. Волны Балтики (1914-1915 гг.). -Рига: Русская зарубежная морская библиотека, 1939. - 316 с.

5. Петров В.А. Военно-морская агентурная разведка в Первой мировой войне // Русское прошлое. - 1998. - № 8. - С. 165-202.

6. Петров Е. Организация войсковой разведки на силах Балтийского моря в мировую войну (период 1914-1916 гг.) // Морской сборник. - 1931. -№ 6. - С. 13-31.

7. Новикова И.Н. Донесения военных агентов как источник для изучения российско-скандинавских отношений периода Первой мировой войны // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: материалы шестой ежегод. науч. конф. - СПб., 2005. - С. 180-187.

8. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). - Ф. 418. - Оп. 2. - Д. 1.

9. РГА ВМФ. - Ф. 418. - Оп. 2. - Д. 49.

10. РГА ВМФ. - Ф. 418. - Оп. 2. - Д. 63.

11. Столярский С.Э. Краткий исторический очерк развития и организации морской авиации в России с 1911 до начала 1918 гг. - Л.: ВМА РККА им. Ворошилова, 1932. - 20 с.

References

1. Dudorov B.P. Admiral Nepenin. - SPb.: Oblik: Vita, 1993. - 280 s.

2. Kiknadze V.G. Nevidimyj front vojny na more: otechestvennaya morskaya radioehlektronnaya razvedka v pervoj polovine HKH veka. - M.: Russkij fond sodejstviya obrazovaniyu i nauke, 2011. - S. 552.

3. Kiknadze VG. Razvedka Baltijskogo flota v 19141917 gg.: osobennosti razvitiya i funkcionirovaniya // Baltijskij flot nakanune i v gody Pervoj mirovoj vojny: materialy vseros. nauch. konf. k 100-letiyu nachala Pervoj mirovoj vojny. - Kaliningrad: VUNC VMF «VMA». - 2013. - № 21. - S. 42-47.

4. Lyubi K. Volny Baltiki (1914-1915 gg.). - Riga: Russkaya zarubezhnaya morskaya biblioteka, 1939. -316 s.

5. Petrov V.A. Voenno-morskaya agenturnaya razvedka v Pervoj mirovoj vojne // Russkoe proshloe. -1998. - № 8. - S. 165-202.

6. Petrov E. Organizaciya vojskovoj razvedki na silah Baltijskogo morya v mirovuyu vojnu (period 19141916 gg.) // Morskoj sbornik. - 1931. - № 6. - S. 13-31.

7. Novikova I.N. Doneseniya voennyh agentov kak istochnik dlya izucheniya rossijsko-skandinavskih otnoshenij perioda Pervoj mirovoj vojny // Sankt-Peterburg i strany Severnoj Evropy: materialy shestoj ezhegod. nauch. konf. - SPb., 2005. - S. 180-187.

8. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota (RGA VMF). - F. 418. - Op. 2. - D. 1.

9. RGA VMF. - F. 418. - Op. 2. - D. 49.

10. RGA VMF. - F. 418. - Op. 2. - D. 63.

11. Stolyarskij S.EH. Kratkij istoricheskij ocherk razvitiya i organizacii morskoj aviacii v Rossii s 1911 do nachala 1918 gg. - L.: VMA RKKA im. Voroshilova, 1932. - 20 s.

Вестник КГУ _J № 3. 2018

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.