УДК 94:374.7(470.46)"1945/1953"
https://doi.org/10.24158/fik.2019.2.9
Федина Ксения Сергеевна
Fedina Ksenia Sergeevna
аспирант исторического факультета Астраханского государственного университета
СОСТОЯНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РСФСР В 1945-1953 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
PhD student, History Department, Astrakhan State University
THE STATUS, CONTENT AND FORMS OF THE RSFSR CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITIES IN 1945-1953 (A CASE OF ASTRAKHAN REGION)
Аннотация:
В статье автор, основываясь на материалах местной прессы и архивов, рассматривает деятельность культурно-просветительных учреждений в послевоенный период на примере Астраханской области. Исследуется значение массово-политической и культурно-просветительной работы для государственной власти в означенный период. С этой целью произведен анализ соответствующих нормативных документов, принятых на уровне как СССР, так и Астраханской области. Обобщен новый материал о деятельности культурно-просветительных учреждений в Астраханской области. Описывается, как организовывалось свободное время сельских жителей и как удавалось совмещать культурный отдых с политической пропагандой среди крестьян и сельской интеллигенции. Установлено, что клуб и изба-читальня были основными культурно-просветительными учреждениями на селе, на работу которых влияли как объективные (отсутствие или наличие финансирования), так и субъективные факторы (активная сельская интеллигенция).
Ключевые слова:
культурно-просветительные учреждения, районный дом культуры, сельский клуб, изба-читальня, досуг, коллективные читки газет, научно-просветительная пропаганда, сельская интеллигенция, Астраханская область, 1945-1953 гг.
Summary:
Based on local periodicals and archives, the research considers the activities of cultural and educational institutions in the post-war period by a case study of Astrakhan region. The author examines the significance of mass political, cultural and educational activities for public authorities in the period under review. To this end, the paper analyzes the relevant regulatory instruments adopted by the USSR in general and Astrakhan region in particular. The study summarizes the new data on the activities of cultural and educational institutions in Astrakhan region. It describes the rural leisure time arrangements and an ability to combine cultural life with political propaganda among the peasants and the rural intellectuals. The author concluded that club and reading room were the major cultural and educational institutions in a village; they were affected by both objective (financing or the lack of it) and subjective factors (active rural intellectuals).
Keywords:
cultural and educational institutions, district cultural center, rural club, reading room, leisure activities, collective reading of newspapers, science and education popularization, rural intellectuals, Astrakhan region, 1945-1953.
Изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни современной России обусловили необходимость не только поиска, но и популяризации новых духовных, нравственных, патриотических, национальных идеалов. В этом контексте становится интересен культурно-исторический опыт страны. Это в полной мере относится и к социально-культурной деятельности.
В настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317. В рамках данной программы Министерством культуры Российской Федерации запущен проект поддержки строительства, реконструкции и оснащения сельских домов культуры [1]. Основными целями государственной политики в сфере культуры на период до 2030 г. являются: формирование гармонично развитой личности; укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан. Среди проблем определены: отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики; заметное снижение культурно-образовательного уровня населения; неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований; значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг.
Рассмотрим работу культурно-просветительных учреждений на территории Астраханской области в послевоенный период. 27 декабря 1943 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета
СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». В 1944 г. Калмыцкая АССР была упразднена, часть ее районов вошла в состав Астраханской области и оставалась в ее составе до конца рассматриваемого периода. Следовательно, деятельность культурно-просветительных учреждений осуществлялась в условиях резкого территориального увеличения области.
Хронологические рамки исследования определены периодом со второй половины 1945 г., момента окончания Великой Отечественной войны и начала коренных изменений общественно-политической ситуации и трансформаций в сфере культуры, до середины 1953 г. - смены руководства и, соответственно, политики государства по отношению к населению. Война нанесла большой ущерб не только народному хозяйству страны, но и социокультурной сфере. Особенности послевоенной демографии Советского государства заключаются в снижении численности взрослых мужчин и большом количестве молодых людей, не окончивших школу и воспитанных без отцов. С особой остротой стояла задача по решению проблемы социализации послевоенного населения, повышения его культурно-образовательного уровня.
Источниковую базу исследования составили ранее не использованные материалы Государственного архива современной документации Астраханской области и Государственного архива Астраханской области, а также материалы, размещенные в периодической печати исследуемого периода.
В годы войны число культурно-просветительных учреждений в Нижнем Поволжье сократилось. Они были закрыты или использовались не по прямому назначению - как воинские учреждения, госпитали, склады и для других военно-хозяйственных нужд. Часть помещений зрелищных учреждений передавалась гарнизону [2].
Деятельность культурно-просветительных учреждений имела большое значение для идеологического обеспечения и функционирования советской системы.
О важности для советской власти культурно-просветительной работы среди населения страны говорит тот факт, что еще за полгода до окончания Великой Отечественной войны, в ноябре 1944 г., СНК РСФСР принял постановление, согласно которому областные исполкомы должны были к 1 февраля 1945 г. восстановить закрытые в военное время, а до 1 января 1946 г. -обеспечить организацию новых культурно-просветительных учреждений с таким расчетом, чтобы на территории каждого сельского совета была изба-читальня или сельский клуб и в каждом районном центре - районный дом культуры [3, л. 9].
В связи с тяжелой послевоенной экономической ситуацией в стране выполнение постановления в обозначенные сроки было практически невозможным, потому работа по восстановлению и строительству новых культурно-просветительных учреждений в Астраханской области продолжалась на протяжении всего исследуемого периода.
В 1949 г. из 216 сельских клубов и изб-читален по области только 111 имели собственные здания. 151 изба-читальня и 33 сельских клуба располагались в одной комнате и не имели других подсобных помещений. 7 сельских клубов не имели зрительного зала. 84 клуба работали в особо тяжелых условиях, помещаясь совместно с рыбозаводскими клубами, 7 изб-читален помещались в сельсоветах. Серьезным недостатком являлось крайне недостаточное количество оборудования, не везде имелся культинвентарь, не хватало стульев, столов, шкафов и т. д. Средства для приобретения оборудования и культинвентаря в течение года не отпускались. Лишь в 5 сельских клубах из 61 имелись киноустановки. Из 165 изб-читален радиофицированы только 52, из 61 клуба радиофицировано 19 [4, л. 10].
Планировка домов культуры была достаточно однообразна и соответствовала предъявляемым к ним требованиям. В их состав традиционно входили: зрительный зал со сценой и киноустановкой с количеством мест от 140 до 300, помещения для репетиций кружков художественной самодеятельности и для занятий других кружков, библиотеки [5, с. 4].
Строительством и ремонтом клубов по области занимался Астраханский трест «Сельстрой», под контролем которого в районах работали прорабские пункты [б, с. 2]. Средства на строительство культурно-просветительных учреждений выделялись из государственного бюджета, кроме того, согласно постановлению № 813 СНК РСФСР от 30 ноября 1944 г. «О мероприятиях по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры РСФСР», колхозам было рекомендовано выделять средства на ремонт и оборудование изб-читален и сельских клубов по постановлению общих собраний членов колхозов [7].
К сожалению, не всегда постановлений общих собраний и наличия средств было достаточно для решения вопросов культпросветработы. Негде было отдохнуть рабочим и молодежи, живущим в поселке Киркили Ленинского района, где не было ни клуба, ни избы-читальни, не показывали фильмы. Молодежь бесцельно бродила по улицам или проводила время в закусочных [8, с. 2].
В рамках научно-просветительной пропаганды необходимо было обеспечить проведение в каждой избе-читальне, сельском клубе и районном доме культуры политических бесед и лек-
ций, коллективных читок газет и художественных произведений, литературных вечеров, киносеансов, вечеров художественной самодеятельности [9, л. 9]. В 1945-1946 гг. в Астраханской области дважды проводились смотры художественной самодеятельности, в которых приняло участие свыше 5000 чел. В домах культуры, избах-читальнях работало 396 кружков художественной самодеятельности, которыми за 1946 г. было дано 9010 постановок и концертов [10, л. 3].
Многие районные дома культуры не простаивали, они стремились развернуть работу по распространению политических и научных знаний среди рабочих, колхозников и сельской интеллигенции. Прочитанные в Камызякском районном Доме культуре лекции на темы «Мичуринское учение непобедимо», «Молодежь мира в борьбе за мир и демократию», «А.С. Пушкин», «Успехи советской астрономии», а также на медицинские темы позволяют судить о спектре интересов колхозников и направлениях в культурно-просветительной деятельности учреждений культуры [11].
В 1945/46 году в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР было прочитано 3000 лекций и докладов на темы, связанные с выборами, а также по пропаганде пятилетнего плана [12, л. 5].
В 1949 г. домами культуры области было проведено 854 лекции, которые прослушало 86 850 чел. Сельскими клубами было прочитано 6428 лекций [13, л. 11].
В домах культуры проходили конференции по обсуждению литературных произведений, где читатели делились своими впечатлениями о прочитанном. Чаще всего это был анализ содержания работ лауреатов Сталинской премии [14, с. 3].
Помимо деятельности по воспитанию «советского человека» работа культурно-просветительных учреждений была направлена на организацию досуга для жителей Астраханской области. В газете «Волга» детально описана организация работы избы-читальни в селе Бирючья Коса. В селе Бирючья Коса Каспийского района (ныне Лиманский район) работали и клуб, и изба-читальня. Сельский совет ежегодно выделял большие средства на содержание избы-читальни. На эти средства были приобретены мебель, периодическая литература, настольные игры. В избе-читальне было много цветов, красочных плакатов, лозунгов. К услугам посетителей - радио, газеты, журналы, шашки, шахматы, домино. Каждый вечер приходили многие пожилые и молодые сельчане. После чтения газет и оживленной беседы иногда организовывалось коллективное «радиослушание» оперы, перед этим говорили о содержании оперы и ее значении в истории искусства. За год было прочитано около 60 различных лекций и докладов. Иногда изба-читальня не могла вместить всех желающих, и тогда для этой цели использовался клуб, при котором работали литературный, рукодельный, хоровой и драматический кружки [15, с. 2].
Такая слаженная и плодотворная работа культпросветучреждений в населенном пункте, расположенном в 100 км от областного центра, описанная в газете, была в некоторой степени идеальна. Видимо, в этом селе в развитии досуговой сферы участвовали активная и образованная интеллигенция, а также компетентные работники партийных и исполнительных органов власти, и это был прекрасный пример для подражания.
В 1950 г. клубная работа практически не велась. В селе Бахтемир Икрянинского района в колхозном клубе не проводились никакие мероприятия, кроме показа кино, а в селе Петропавловка Приволжского района клуб превратили в загон для коз. Из десяти окон восемь были забиты досками, а два - без стекол. Зеленгинский Дом культуры нуждался в ремонте [16, с. 3]. Однако своевременное финансирование решало многие проблемы. В 1951 г. исполкомом Зеленгинского совета было выделено 229 600 р. на культурно-просветительные работы. Как результат, в Зе-ленгинском Доме культуры, в Сахминской, Красинской и Алексеевской избах-читальнях, Караби-рюченской библиотеке, клубах колхоза им. XVII партсъезда и Тумакского рыбозавода вечерами рыбаки проводили свой досуг следующим образом: читали новинки художественной литературы, газеты, журналы, смотрели художественные фильмы [17].
В 1952 г. пропаганда директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. являлась основным направлением деятельности культпросветучреждений. Удовлетворение возрастающих культурных запросов населения в пятом пятилетии, увеличение числа клубов на 15 % - таковы были задачи, поставленные в директивах XIX съезда партии [18, с. 3].
Для того чтобы оживить деятельность изб-читален, домов культуры, клубов исполком Астраханского областного Совета депутатов трудящихся проводил соцсоревнование между культурно-просветительными организациями. Победителям присуждались переходящие Красные знамена исполкома облсовета депутатов трудящихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемый период клуб и изба-читальня были основными культурно-просветительными учреждениями на селе, на их работу влияли как объективные (отсутствие или наличие финансирования), так и субъективные факторы (активная сельская интеллигенция). Они были призваны расширять кругозор тружеников деревни, повышать их идейно-политический уровень, организовывать досуг колхозников. Сельские
территориальные партийные организации и сельские советы обязаны были всесторонне помогать им в работе, добиваться, чтобы клубы, избы-читальни стали активными помощниками парторганизаций в коммунистическом воспитании трудящихся. Деятельность культурно-просветительских учреждений оказывала влияние на морально-нравственный облик жителей села.
Сравнивая проблемы государственной политики в сфере культуры в исследуемый период и в настоящее время, автор пришел к выводу, что они во многом схожи. Однако в исследуемый период проблемы были связаны с трудностями послевоенного времени. В настоящее время отсутствие должного внимания со стороны государства привело к тому, что большинство организаций культуры, отнесенные к ведению муниципальных образований, находятся в неудовлетворительном состоянии, значительно сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Реализуемая государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. призвана изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Ссылки:
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020 гг. [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 317 // Консорциум кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763 (дата обращения: 11.02.2019).
2. Красноженова Е.Е. Особенности культурного развития Нижнего Поволжья в условиях Великой Отечественной войны (1941-1945) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 73-76.
3. ГААО (Гос. арх. Астрах. обл.). Ф. 3380. Оп. 1. Д. 61. Л. 9.
4. Там же. Л. 10.
5. Волга. 1949. № 138.
6. Там же. № 216.
7. О мероприятиях по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры РСФСР : постановление СНК РСФСР от 30 нояб. 1944 г. № 813.
8. Волга. 1949. № 216.
9. ГААД. Ф. 3380. Оп. 1. Д. 61. Л. 9.
10. ГАСД АО (Гос. арх. соврем. документации Астрах. обл.). Ф. 345. Оп. 1. Д. 113. Л. 3.
11. Там же.
12. Там же. Л. 5.
13. ГААО. Ф. 3380. Оп. 1. Д. 61. Л. 11.
14. Волга. 1947. № 123.
15. Волга. 1952. № 204.
16. Там же.
17. Волга. 1952. № 10 ; № 31.
18. Волга. 1952. № 128.
References:
Krasnozhenova, EE 2010, 'Features of the Cultural Development of the Lower Volga Region in the Conditions of the Great Patriotic War (1941-1945)', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 8, pp. 73-76, (in Russian).
Volga 1947, no. 123, (in Russian). Volga 1949, no. 138, (in Russian). Volga 1949, no. 216, (in Russian). Volga 1952, no. 10, (in Russian). Volga 1952, no. 31, (in Russian). Volga 1952, no. 128, (in Russian). Volga 1952, no. 204, (in Russian).