УДК 94(470+571) «1941/1945» ББК 63.3(2)622-7 К 90
Ч.С. Кулаев,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева, г. Карачаевск, тел.: +78787922506, e-mail: kulaev.laba.@mail.ru
ПАРТИЙНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖИЗНЬЮ СЕЛА В РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945 ГГ.)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются новые формы и методы руководства культурной жизнью села с началом Великой Отечественной войны. Показано влияние патриотической деятельности учреждений культуры в годы войны на процесс усиления идейной борьбы против фашизма.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, народное образование, культурно-просветительные учреждения, избы-читальни, сельская интеллигенция.
Ch. S. Kulaev,
Doctor of History, Professor of the Karachay-Cherkessia State University named after U.DAliev, Karachaevsk,ph.: 88787922506, e-mail: kulaev.laba.@ mail.ru
THE PARTY AND PATRIOTIC LEADERSHIP OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL LIFE OF THE VILLAGE IN THE RSFSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)
Abstract. The paper reveals new forms and methods of governing the cultural life of the village in the beginning of the Great Patriotic War. The paper shows the growth of the role of cultural institutions during the war with increasing the ideological struggle against fascism.
Keywords: the Great Patriotic War, the system of public education, cultural and educational institutions, reading rooms, rural intellectuals.
Нападением гитлеровской Германии на СССР мирный труд советских людей прервался 22 июня 1941 г. Началась Великая Отечественная война. Условия войны коренным образом изменили обстановку. Уход в действующую армию миллионов сельских тружеников, работников культурно-просветительных учреждений не мог не отразиться на развитии культуры. Резко ухудшилась материально-техническая база. Численность
культурно-просветительных учреждений в значительной мере сократилась. Так, в РСФСР к августу 1942 г. было закрыто около 5 тысяч изб-читален. Перестали работать многие сельские библиотеки, избы-читальни, районные и колхозные клубы [1].
Между тем роль учреждений культуры в годы войны возрастала по мере усиления идейной борьбы против фашизма. Вся идейно-воспитательная работа была направлена на умножение духовных сил
народа, повышение его убежденности в правоте, развитие трудового энтузиазма.
Несмотря на чрезвычайные условия войны, партия и государство неустанно направляли культурно-массовую работу. В постановлениях партии «Об организации политических докладов партийных и советских работников для сельского населения (1943 г.)», «О ближайших задачах партийных организаций Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительской работы среди населения (1944 г.)», «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации (1944 г.)» содержались конкретные меры по культурному строительству на селе.
Указанные постановления требовали от всех агитаторов использования в военных условиях таких оправдавших себя форм массово-политической работы в деревне, как беседы и доклады, коллективные читки газет, индивидуальная работа, переписка с фронтовиками, производственные совещания, наглядная агитация.
В условиях войны газеты, журналы и радио, доклады, лекции и беседы представляли собой основной источник наиболее оперативной информации о ходе боевых действий на фронте, жизни страны. Такая информация была необходима каждой семье, как воздух. В то же время она являлась важнейшим средством духовного развития миллионов сельских тружеников.
Серьезный отпечаток на характер первых статей, появившихся в годы войны, наложила обстановка на фронте, которая требовала активизации работы пропагандистского аппарата. Литература военного времени носила преимущественно агитационно-пропагандистский и информационный характер, отличалась узкой источниковой базой и имела явные недостатки в аналитической части. Большинство работ
отличалось патриотическим пафосом, было непримиримо к врагу, содержало много лозунгов и призывов, но при этом всегда опиралось на сформулированные правящей партией политические концепции [2].
В эти годы из-за сокращения производства бумаги в стране и в связи с расширением фронтовой печати значительно уменьшилось число центральных газет - с 39 до 18 [3]. Резко упал их тираж, а также тираж общественно-политических журналов, изменился их формат. Сократилось число районных газет в сельской местности. В июле 1942 г. партия рекомендовала ввести в практику газетные витрины, коллективные читки, всемерно использовать стенную печать, другие средства агитации и пропаганды.
На местах был установлен обязательный минимум центральных периодических изданий для областных и районных библиотек, изб-читален. Не менее 80% всех центральных газет должны были выделяться для села.
В культурно-просветительной работе велика была роль радио. В 1944 г. по радио передавались материалы более чем на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках. Однако во многих колхозах и МТС радиоточек ещё не было. Большая работа в этом направлении проводилась в Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Коми АССР, а также в Горьковской, Кировской, Рязанской областях. В годы войны стали использоваться и телефонные провода.
Военная обстановка вызвала необходимость контактов деревни с действующей армией. Как правило, военные советы снабжали районы и села газетами, общественно-политической литературой, предоставляли свою политическую базу для выпуска массовых газет, устраивали коллективные просмотры кинофильмов, прослушивание радиопередач.
В деревне военных лет ощущалась нехватка газет, все большее
значение приобретала устная агитация. В зоне деятельности МТС, сельских советов были созданы агитколлективы, работавшие под руководством политотделов. Учителя, счетоводы и другие служащие еженедельно выпускали здесь стенные газеты, регулярно информировали население о ходе войны.
На селе в годы войны широко использовались агитбригады, что позволяло в известной мере компенсировать нехватку клубов, библиотек, киноустановок, газет и журналов. По всей стране курсировали агитма-шины, агитпоезда, распространяя информацию о положении на фронтах войны. Например, в Краснодарском крае весной 1945 г. действовали агитмашины с концертными бригадами, кинопередвижками и библиотеками в 36 отдельных районах.
Центральным звеном культурной жизни села в военные годы была советская школа. «Как бы, однако, мы ни были поглощены войной, забота о детях, об их воспитании остается одной из главных наших задач», - писала тогда газета «Правда» [4].
В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г., в стране вновь вводилось обучение детей с 7-летнего возраста. Это позволило к 1944-1945 гг. увеличить число школьников на два миллиона и создать предпосылки для более раннего приобщения юношей и девушек к трудовой деятельности [5].
Для тех подростков, которые в войну прекратили учебу и пришли работать в трудовые коллективы, в селах открывались школы сельской молодежи. Но эти школы поначалу не получили широкого распространения. К 1945 г. в них обучалось всего 10108 человек. Это объяснялось более низким, по сравнению с городом, общеобразовательным уровнем сельской молодежи, значительной продолжительностью рабочего дня и другими причинами. Однако, несмотря на трудности, школы сельской молодежи постепенно набирали силу.
Условия военного времени выдвинули и ускорили развитие такой формы воспитания и обучения детей, как интернаты, школы-филиалы для небольшого числа учащихся, преимущественно в районах отгонного животноводства. Все эти меры имели немаловажное значение в решении задач всеобуча.
Жизнь требовала улучшения качества обучения. В 1944 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Оно сыграло положительную роль в совершенствовании школьных программ. В это же время были введены выпускные экзамены для оканчивающих начальную и семилетнюю школу, экзамен на аттестат зрелости в средней школе; учреждены золотые и серебряные медали для награждения лучших учащихся. Данные меры повысили требовательность к учащимся, усилили ответственность учителей за качество обучения.
Большое значение для совершенствования всей школьной жизни имело дальнейшее укрепление комсомольских и пионерских организаций в школах. Главным направлением в идейно-политической работе школ являлось военно-политическое и трудовое воспитание. Военное и физическое воспитание в них слились в единый предмет учебного плана - военно-физическую подготовку, на которую отводилось: в восьмых классах - 3 часа, в девятых классах - 4 и в десятых классах - 5 часов в неделю. В 1942-1943 учебном году начальную военную подготовку учащихся проходили в пятых-седьмых классах, а допризывную - в восьмых-десятых классах. Усиленное внимание уделялось массовой оборонно-спортивной работе. Школа активно помогала физической закалке будущих защитников Родины, формированию у них необходимых морально-политических и физических качеств.
Неслучайно составной частью фашистских планов уничтожения
нашего государства была ликвидация советской школы, народного образования. На временно оккупированной территории фашисты разграбили и сожгли 82 тыс. школ, в которых учились 15 млн детей. В уцелевших зданиях школ гитлеровцы размещали молитвенные дома сектантов, конюшни, тюрьмы, публичные дома.
Миллионы советских детей были эвакуированы на восток, где их окружали отеческой заботой и вниманием. Без промедления они продолжали учебу. Во многих школах Челябинской, Чкаловской и Свердловской областей, Татарской, Чувашской, Башкирской, Марийской республик и других районов создавались специально национальные классы. Во всем этом живейшим образом проявлялся гуманизм нашего государства, ответственность за судьбу молодого поколения.
В трудных условиях войны качество обучения могло быть реализовано при наличии необходимого числа квалифицированных учительских кадров. За годы войны в составе учительства произошли серьезные изменения. Часть учителей ушла на фронт и в партизанские отряды, часть погибла в оккупации или была угнана в фашистскую Германию на принудительные работы. Общее количество учителей в РСФСР сократилось к 1945 г., по сравнению с 1940 г., более чем на 103 тыс. человек, что требовало решения комплекса мер по улучшению подготовки учительских кадров [6].
В целях пополнения школ учительскими кадрами органы народного образования распределяли по школам выпускников педагогических учебных заведений, организовывали краткосрочные курсы, производили реэвакуацию учителей в освобожденные районы, добивались возвращения на педагогическую работу учителей, работающих не по своей специальности.
Особое внимание уделялось подготовке кадров-учителей для школ.
Так, к середине 1944 г. в Ставропольском крае через различные формы подготовки и переподготовки учителей прошло 6338 человек. 3400 юношей и девушек обучались в педагогических учебных заведениях, 740 - на восьмимесячных учительских курсах. Работа по воспитанию учительских кадров была следующая: в 1942 г. краткосрочные курсы окончило свыше 1 тыс. человек, в 1943 г. - почти 14 тыс., в 1944 г. -около 27 тыс. человек.
Таким образом, трудности и недостатки в работе школ упорно преодолевались органами народного образования. Их деятельность способствовала повышению культуры и образованности советских людей, воспитанию у них высоких морально-политических качеств.
В планы фашистов входила полная ликвидация культурных ценностей советского народа. Беспощадно уничтожались и культурно-просветительные учреждения. Они являлись частью духовного богатства страны. В РСФСР фашистами были разрушены свыше 4 тыс. библиотек, уничтожены 20 млн книг, свыше 8 тыс. клубов, домов культуры и изб-читален [7].
Сеть сельских культурно-просветительных учреждений в стране в целом за годы войны резко сократилась. Сократилось количество библиотек. Число книг и журналов убавилось в них в два раза. Все это заставляло еще более рационально, чем прежде, использовать сохранившиеся очаги культуры.
В годы Великой Отечественной войны клубы, избы-читальни были центрами, в которых нередко проводили свой досуг селяне. Здесь они имели возможность прочитать книгу, брошюру, ознакомиться с газетами и журналами. Для них выпускались стенгазеты, оформлялись доски показателей соревнования, различные выставки, вывешивались плакаты. Проводились также лекции, доклады, читки статей, коллективное слушание радиопередач, просмотр
кинокартин. Организовывалась художественная самодеятельность. Работники культурно-просветительных учреждений, как и все советские люди, направляли свои усилия на всестороннюю помощь фронту.
Возрождение культурно-просветительных учреждений в освобожденных от оккупантов районах представляло собой общенародное дело. Поэтому оно осуществлялось быстрыми темпами. К концу войны в освобожденной зоне РСФСР были восстановлены все избы-читальни, треть клубов и домов культуры, около половины библиотек, до двух третей киноустановок. Характерно, что работа изб-читален, возрождение которых не требовало больших капитальных затрат, по содержанию, насыщенности разнообразными мероприятиями в ряде мест превосходила довоенный уровень. Это в известной мере компенсировало нехватку на селе клубов, библиотек.
Характерная черта деятельности культурно-просветительных учреждений в военное время - постоянное повышение их роли в политической агитации. На селе гораздо шире, чем в мирное время, применялась наглядная агитация. Труд подчас без выходных, без очередных отпусков, естественно, уменьшали возможности для чтения газет, книг, прослушивания радиопередач. Наиболее подходящими в этих условиях оказались средства наглядной агитации, приближенной к производству. Плакаты, «Окна ТАСС», боевые листки, листовки были всегда перед глазами - в пути на ферму и на поле, в совхозной конторе и на элеваторе, в клубе и избе-читальне, на рынке и в других общественных местах.
К началу уборки урожая культурно-просветительные учреждения подготавливали обычно лозунги, направленные на ускорение темпов уборки урожая, экономию бензина, призывали не допускать потерь на уборке урожая. Они подчеркивали огромную значимость
усилий тружеников тыла, их роль в подготовке победы над ненавистным врагом.
Разумеется, наиболее успешно вести идейно-политическую работу в массах могли те культурно-просветительные учреждения, во главе которых стояли инициативные, образованные кадры. Но, к сожалению, в годы войны ощутимо не доставало опытных работников, многие избачи не имели и среднего образования. Так, по РСФСР избачи с начальным образованием составляли 22% от общего их количества [6; 123].
В конце 1942 - начале 1943 гг. прошли областные, межобластные и республиканские совещания культработников. Они состоялись в Москве, Волгограде, Горьком, Новосибирске, Хабаровске, Алма-Ате. Совещания помогали распространению положительного опыта и улучшению культурно-массовой работы в условиях войны.
В ходе войны укреплялись кадры культурно-просветительных работников, прежде всего, за счет сельской интеллигенции, особенно учительства. Например, в Ставропольском крае еще за год до освобождения его от врага была осуществлена подготовка и переподготовка тысячи политпросветработников, в основном для села. Здесь же в 1944 г. были проведены краевые съезды сельских врачей, политпросветработников, краевое совещание творческих работников театров и филармоний, семинары. Это способствовало развитию творческих связей театров с тружениками сельского хозяйства. Укреплялись шефские связи города и деревни. Увеличивалась помощь сельским очагам культуры со стороны промышленных предприятий, городских учреждений культуры и искусства. В областях, краях и автономных республиках Российской Федерации за годы войны было организовано, преимущественно для села, более 200 тыс. концертов. Около 1700 концертов в сельской местности [3; 228].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны система народного образования, литература, искусство, культурно-просветительные учреждения распространяли правду о жизни нашей страны,
воспевали ратные и трудовые подвиги. Все это помогало подготовке трудящихся к активной общественной жизни, защите родины, приближало победу над гитлеровской Германией.
Примечания:
1. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 379-385.
2. Токарев И.А. Формирование и реализация партийно-государственной политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2007.
3. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. 344 с.
4. Правда. 1942. 1 марта.
5. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1984. С. 205-220.
6. Кондакова Н.И. Восстановление системы народного образования в освобожденных районах РСФСР // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976. С. 222-228.
7. Савельев В.М., Савин В.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1974. С. 140-154.
References:
1. Arutyunyan Yu.V. Soviet peasants during the Great Patriotic War. M., 1970. P. 379-385.
2. Tokarev I.A. Formation and implementation of the party-state policy of the USSR in the sphere of ideology, culture and education during the Great Patriotic War of 1941-1945: Diss. for the Dr. of History degree. Saratov, 2007.
3. Maksakova L.V. Culture of Soviet Russia during the Great Patriotic War. M., 1977. P. 215.
4. Pravda. 1942. March 1.
5. Chernik S.A. Soviet secondary school during the Great Patriotic War. M., 1984. P. 205-220.
6. Kondakova N.I. Restoration of the public education system in the liberated areas of the RSFSR // Soviet culture during the Great Patriotic War. M., 1976. P. 222.
7. Savelyev V.M., Savin V.P. Soviet intelligentsia in the Great Patriotic War. M., 1974. P. 140-154.