По группировке видно, что чем выше сумма инвестиций в основной капитал, тем выше производственные показатели, такие как урожайность зерновых, продуктивность коров; увеличивается коэффициент обновления и соответственно выше валовая прибыль, рентабельность производства.
Направление инвестиций на покупку техники является приоритетным направлением, так как выполнение полевых работ современной техникой в агротехнические сроки позволит значительно снизить потери продукции, обеспечит высокое качество.
Инвестиции являются эффективным методом оздоровления экономики в сельском хозяйстве. Именно за счет дополнительных вложений
средств возможно расширение производственного потенциала сельского хозяйства.
Увеличение инвестиций в основные фонды предприятий республики позволит обновить машинно-тракторный парк современной техникой, модернизировать оборудование животноводческих ферм, а следовательно, повысить производительность труда и качество получаемой продукции, снизить энергозатраты, снизить себестоимость единицы продукции, тем самым увеличить ее конкурентоспособность на товарном рынке.
Список литературы
1. Кочетков, И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности / И. Кочетков // Экономист. — 2009. — № 12. — С. 79.
УДК 338.43:316.334.55 Е.В. Энкина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Показатели состояния сельской социальной инфраструктуры оставляют желать лучшего. Лишь только 10 % из существующих 155,3 тыс. сельских поселений являются комплексно застроенными в годы существования еще плановой экономики, в них созданы нормальные (по сельским меркам) условия для быта и труда населения. Во многих регионах страны с 2000 по 2005 г. культурно-бытовое строительство на селе практически не велось (особенно дошкольных и клубных учреждений). В 2007 г. продолжилась тенденция сокращения ввода больничных учреждений. Количество участковых больниц уменьшилось на 115 единиц (21 %). По итогам 2007 г. в сельской местности было построено и введено в эксплуатацию больниц на 914 коек, что составило лишь 60 % от уровня строительства в 2000 г. Основная доля введенных в эксплуатацию больниц пришлась на Центральный, Уральский и Сибирский федеральные округа. В Приволжском федеральном округе было зафиксировано рекордное сокращение ввода больничных учреждений — на 62 % ниже уровня 2000 г.
Однако действующая с 2003 г. федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» дала свои, хоть и небольшие, но все же положительные результаты (табл. 1). В результате ввод амбулаторно-поликлинических учреждений вырос до 4 992 тыс. плановых посещений в смену, или на 65,4 % в сравнении с 2006 г. Но в расче-
72
те на 10 тыс. человек данный показатель в 2,3 раза ниже, чем в городе. Продолжающаяся реорганизация маломощных сельских учреждений здравоохранения в структурные подразделения районных больниц привела к ухудшению почти всех показателей сети лечебно-профилактических учреждений. Одним из приоритетных направлений политики в сфере сельского здравоохранения, с одной стороны, является развитие общеврачебной практики (ОВП), но с другой — внедрение ОВП сдерживается кадровым дефицитом, отсутствием средств в местных бюджетах для приобретения оборудования, автотранспорта. Резко увеличился разрыв по упомянутым показателям с городом [1].
Немаловажная составляющая социальная сфера села — образование. По итогам 2007 г. на селе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) было введено в 2,3 раза (2 957 мест) больше мест, чем в 2006 г. Почти 3/4 ввода пришлось на строительство новых зданий. Вместимость сельских ДОУ уменьшилась в 54 субъектах РФ. Увеличение численности детей, посещающих детский сад, при сокращении их вместимости привело к уменьшению обеспеченности детей местами в 26,2 % сельских ДОУ (табл. 2) [1].
По-прежнему малоутешительной остается ситуация, связанная с количеством и состоянием сельских школ. Так, в 2001—2006 гг. село утратило порядка 9,7 тыс. школ, в том числе 1,8 тыс. за 2005/2006 учебный год. Падение рождаемости
Таблица 1
Обеспеченность населения объектами здравоохранения и медицинским персоналом (на 10 тыс. чел.) в 2000-2007 гг.
Село Город Село к городу, %
Показатели Год
2000 2006 2007 2000 2006 2007 2000 2006 2007
Больницы, коек 60,1 54 49,8 136,4 130,3 128,3 44,1 41,4 38,8
Амбулаторно-поликлинические учреждения, посещений в смену 127,5 119,1 113,2 288,3 308,6 321,9 44,2 38,6 35,2
Численность врачей, чел. 13,4 13,3 13,1 59,6 63 63,3 22,5 20,9 20,7
Численность среднего мед. персонала, чел. 63,6 63,2 60,8 124,9 126,1 146,4 50,9 50,1 41,5
на селе с начала 1990-х гг. привело к снижению численности учащихся почти на 2 013,1 тыс. чел. Остро ощущается нехватка бюджетного финансирования, благодаря чему техническое состояние сельских общеобразовательных учреждений ухудшается. Для сравнения: в городе 91 % школ имеют все виды бла-гоустройств, тогда как в сельской местности этим могут похвастаться лишь 38 %. Самый низкий уровень благоустройства школ наблюдается в Южном и Сибирском федеральном округах, наибольшее количество аварийных образовательных зданий находится в Южном (62 %) и Дальневосточном (51 %) округах. Таким образом, основная доля введенных в 2007 г. в эксплуатацию общеобразовательных школ (81 %) пришлась на новое строительство. Кадровый потенциал сельских образовательных учреждений продолжает сокращаться, в связи с чем снижается их образовательный уровень. Допрофес-сиональная и профессиональная подготовка в школах в 12 субъектах РФ (Орловская, Ленинградская, Калининградская области и др.) и вовсе не ведется. Таким образом, подрываются основы подготовки сельской молодежи к сельскохозяйственному труду и закрепления ее в сельской местности. Особенно остро стоит вопрос, касающийся неудовлетворительного состояния материально-технической базы объектов сельской социальной инфраструктуры.
Ввод учреждений культуры на селе сохраняет тенденцию к уменьшению.
По итогам 2007 г. было введено клубных учреждений общей вместимостью на 5 243 места, что составило лишь 61 % от уровня 2006 г. В сфере библиотечного обслуживания сельского населения материально-техническая модернизация идет высокими темпами. За 2008 г. количество библиотек системы Минкультуры России, имеющих ПК, множительную технику и факсимильную связь, выросло в 1,6 раза, имеющих доступ в Интернет и электронную почту—
в 1,9 раза. Вместе с тем, остается невысоким процент охвата сельских библиотек современной техникой (ПК имеют 13,3 % библиотек, копировально-множительная техника — 9,2 %, электронные каталоги — 1,1 %). На смену книгам библиотечного фонда приходят электронные издания, поступления которых увеличились в 1,6 раза [1].
Полное отсутствие внимания представителей власти к обновлению сельских поселений в годы реформ привело к значительному росту миграции населения в города, следствием чего стала самоликвидация многих деревень, запустение сельских территорий, деградация производства и целых регионов сельской местности.
Изменения в сельском расселении не могли не отразиться на динамике численности и характере размещения объектов социальной сферы. Процесс сокращения и измельчения сельских территорий вызывал ослабление потенциала социальной инфраструктуры, обусловленное снижением уровня финансовой поддержки на ее содержание, а тем более развитие. Ликвидация социально-культурных объектов происходила, прежде всего, в периферийных селах и деревнях и, следовательно, способствовала дальнейшему их измельчению и снижению численности проживающего там населения. В 1990-е гг. темпы сокращения объектов социальной сферы села были выше, чем самих сельских по-
Таблица 2
Техническое состояние объектов ДОУ, %
Сельские ДОУ 2007 г.
ДОУ Год Сельские Город-
2001 2004 ские
Требуют капитального ремонта 37,9 34,9 34,5 26,1
Находятся в аварийном состоянии 1,9 1,2 2,8 1,5
Имеют все виды благоустройства 63,7 64,2 68,4 95,5
Не имеют:
водопровода 19,9 19,8 19,2 1,5
центрального отопления 21,3 19,5 18,3 2,6
канализации 27,8 27,5 24,7 2,4
селений. В результате обеспеченность сельского населения необходимыми ему социальными объектами значительно снизилась, а средний радиус их доступности увеличился [2].
Как и размеры доходов, уровень обеспечения села объектами социальной инфраструктуры играет такую же значительную роль в закреплении в сельском хозяйстве квалифицированных кадров; следствием станет возможность использования на селе достижений научно-технического прогресса. Хорошо развитая инфраструктурная сеть позволяет работникам сельского хозяйства лучше использовать рабочее время: совершенствование процесса производства, развитие личности и активное участие в общественной жизни. Уровень развития социальной инфраструктуры оказывает огромное влияние на экономические показатели, создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, поддерживает культурно-нравственный потенциал человека. Именно поэтому в определении эффективности производства и факторов, влияющих на него, непременно следует учитывать и социальную инфраструктуру.
В современных условиях одним из направлений, решающих проблему разваливающейся сельской социальной сферы, может выступить кооперирование. Кооперативы отличаются от частных фирм, акционерных компаний тем, что основная их цель
состоит не в извлечении максимальной прибыли любой ценой, а в обеспечении экономических интересов своих членов и прибыльной работы каждого из них. Многие хозяйства России просто не в состоянии в одиночку содержать на своем балансе объекты социальной инфраструктуры. В случае межхозяй-ственного кооперирования члены кооператива будут заинтересованы не только в поддержании объектов социальной сферы, но и в их дальнейшем развитии, результатом станет сближение уровня условий жизни в сельской местности по отношению к городу.
Таким образом, одной из стратегических целей государственной политики в области социальной сферы села должно стать создание жизненно важных объектов социальной инфраструктуры, способствующих освоению новых, более эффективных технологий, а следовательно, формированию способности сельскохозяйственных предприятий к производству конкурентоспособной продукции.
Список литературы
1. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. — М.: МСХ РФ, ГНУ ВНИИЭСХ, Центр всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села, 2009. — 192 с.
2. Огарков, А.П. Социально-экономическое развитие и обустройство села / А.П. Огарков. — М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 2007. — 396 с.
УДК631.16
Н.Ф. Илларионова, канд. экон. наук
В.М. Хабаров, канд. экон. наук
Донской государственный аграрный университет
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИСТЫХ АКТИВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В практической деятельности сельскохозяйственных организаций финансовый анализ является связующим звеном между учетной информацией и обоснованием оптимальных управленческих решений. Среди многочисленных критериев оценки финансовой устойчивости и платежеспособности сельскохозяйственных организаций особое место отводится показателю чистых активов, так как чистые активы показывают, насколько активы организации превышают ее обязательства (и краткосрочного, и долгосрочного характера), т. е. позволяют оценить уровень платежеспособности предприятия. По своей сути чистые активы можно идентифицировать с размером собственного капитала, поскольку они отражают уровень обеспеченности вложенных собственниками средств.
74
Начиная с 1995 г. этот показатель стал отражаться в бухгалтерской отчетности, в частности, в форме № 3 «Отчет об изменениях капитала».
Методика формирования чистых активов в настоящее время определена в совместном приказе Минфина РФ от 29 января 2003 г. № 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ № 03-6/пз «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» [1] и предусматривает следующий их расчет по данным бухгалтерского баланса:
ЧА = А - П, (1)
где А, П — активы и пассивы соответственно, принимаемые для расчета чистых активов.
Величина активов А определяется как сумма внеоборотных активов (стр. 190) и оборотных ак-