________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________________
карта» с условиями приближенными к Беларуси и России. 3) разработки соответствующих механизмов прямого урегулирования убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности между страховщиками стран-участников ЕАЭС, предусмотрев финансовые гарантий и правовое обеспечение интересов потребителей страховых услуг. 4) формирование условий для сближения тарифов, в части установления размеров страховых премии ОСАГО в соответствии с национальным законодательством стран, как внутри страны, так и при временном въезде или выезде на территорию соседних стран ЕАЭС. Список использованной литературы:
1. Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. - М.: РОССПЭН, 2004.- 591 с.
2. Голышева Е.Ю. Межгосударственное регулирование страховых рынков в процессе их интеграции на примере Европейского Союза // Финансы и бизнес.- 2012.- №3. - С. 55-62.
3. Беляев А. Единый страховой рынок ТС- когда он будет создан и что даст потребителям. 17 апреля 2013. //www. Odnako.org/blogs
4. Лукинов А.И. Основные проблемы современного этапа развития единого страхового пространства ЕС.//. Страховое дело.- 2002.-№12. с.51-68.
5. Файзуллаев Д.А.Тенденции и перспективы формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Дисс... д.э.н: 08.00.14 / СГУ имени Навои. - М., 2008. - 194 с.
6. Саркисов С.Э. Мы - за ускорение интеграции! Журнал «Рынок страхования», №11 (98), ноябрь 2012.
7. http://www.insur-info.ru. Выплаты по ОСАГО выросли на 26%, премии- 12%.
8. http://auto.infox.by/Обязательное страхование автомобиля в Беларуси.
9. http://www.m1m1.su/
© А.К. Сембеков, 2015
УДК 338.431.2
Сёмин Александр Николаевич
док. экон. наук, профессор, директор Института мировой экономики УГГУ,
г. Екатеринбург, РФ Е-mail: [email protected]; Михайлюк Оксана Николаевна, док. экон. наук, профессор УГГУ, г. Екатеринбург, РФ Е-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы и стратегические направления социально-экономического развития сельских территорий. На примере Среднего Урала показано практическое воплощение программноцелевого и системного подходов в решении задач социального развития села через механизм межведомственного программирования.
Ключевые слова
Сельские территории, продовольственная безопасность, программно-целевое управление, минимальные
социальные стандарты, межведомственная программа.
В настоящее время для отечественного АПК нет более важной задачи, чем бесперебойное и экономически доступное обеспечение населения России сельскохозяйственными продуктами и продовольствием.
135
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
Проблемы продовольственной безопасности, а точнее механизмы их решения находятся в состоянии пристального внимания со стороны российских ученых-аграрников. Многие эксперты-исследователи проводят сравнительный анализ продовольственного обеспечения ведущих стран мира с Российской Федерацией. В частности, уточняется, что на Западе политика государственного регулирования и поддержки фермерского хозяйства продолжается вот уже три четверти века. На 1 га пашни фермеры Норвегии получают 3,5 тыс. долл., в Финляндии - 1,6 тыс., Швеции - 800 долл., в России - лишь 15 долл. США. Это и позволяет западным фермерам эффективно конкурировать на мировом рынке. В США определены защитные меры фермеров от интервенции продовольствия, имеется программа стимулирования экспорта, сохранения земель. В этих странах давно пришло понимание того, что социальные потрясения чреваты куда более значимыми издержками, чем затраты на их предотвращение, а потому поддержка рассматривается как обязательный и безусловный элемент государственной политики. Российские крестьяне еще только ждут от правительства аналогичной помощи.
По утверждению ведущих ученых страны, России нужна принципиально иная аграрная политика, новые, не сырьевые механизмы развития. Российская Федерация экспортирует сырье, где оно проходит глубокую переработку, с высокой добавленной стоимостью. Нельзя не согласиться с утверждением академика В.В. Милосердова, что «... чиновникам нужно менять экономическое мышление, формировать новую структурную политику, переключиться на глубокую переработку сырья, что позволит создать миллионы новых рабочих мест, наполнять бюджет страны, сократит импорт продовольствия, который уже превышает 50% внутреннего рынка. Это позволило бы существенно повысить эффективность производства и достичь высочайшей степени продовольственной независимости» [2, с.15]. К сожалению, не все разделяют данное утверждение академика. Вполне очевидно, что нужна более внятная политика в отношении отечественного аграрного сектора экономики, требуются более эффективные механизмы модернизации сельского хозяйства и инновационного развития базовых отраслей агропромышленного комплекса. Особое место в отечественной аграрной политике социально-экономической направленности должны занять два направления - повышение доходности сельского хозяйства и развитие сельских территорий.
Многие ученые и специалисты, и мы разделяем их позицию, аргументировано доказывают, что экономический рост в аграрном секторе экономики возможен только при решении проблем социального развития села и современного обустройства сельских территорий. Учитывая многофункциональность сельского хозяйства, считаем целесообразным наряду с программно-целевыми, использовать и системные подходы в решении проблем этого уникального сектора экономики.
Возможна разработка комплексных программ, в которых применяются все три формы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей - прямая, косвенная и опосредованная. Примером такой программы может служить программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов Среднего Урала, больше известная как «Уральская деревня». Она стала своеобразным интегратором, реализуемых на данной территории целой серии как государственных, так и отраслевых программ [1, с.24].
Межведомственная программа «Уральская деревня» реализуется с 2011 года и первоначально она утверждалась на 2012-2015 годы, но учитывая ее эффективность, ее реализация была продлена решением Правительства Свердловской области (03.06. 2014 г.) на срок до 2020 года. Теперь общий объем ее финансирования составит 66,3 млрд. рублей, из них 56,4% выделит областной бюджет [3;5].
Парадигма развития сельских территорий в данной программе базируется на межотраслевом, межведомственном, комплексном и системном подходах, потребовавших новых инновационных и неординарных решений и хорошо встраивается в региональную и федеральную программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Наряду с системным и программно-целевым подходами, в программе прослеживается и нравственнопрагматический подход, который, например, выражается в том, что принято решение сохранить на территории Свердловской области все 1843 сельских населенных пункта, даже и те, где в настоящее время отсутствует население (табл. 1).
136
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______
Программа «Уральская деревня» возникла не на «голом» месте. По сути, она эволюционировала из ранее разработанных программ и концепций и опиралась на разработку таких научно-методических и научно-практических продуктов и материалов, как Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, Концепция продовольственной безопасности Свердловской области, Концепция и программа «Народосбережение», концепция развития малого и среднего бизнеса, программа «Уральская семья» и др. В чем же новизна программы «Уральская деревня»?
Таблица 1
Группировка сельских населенных пунктов по численности населения в Свердловской области и Российской
Федерации
Число жителей, чел. Количество населенных пунктов, ед. % от общего числа населенных пунктов Число проживающих в населенных пунктах, чел. % от общего числа проживающих Россия (справочно), % от общего числа населенных пунктов
0 134 7,2* 0 0 ОО
До 10 и менее 198 11,6 870 0,1 23,9
11-50 306 17,9 8 349 1,1 26,8
51-100 224 13,1 16 503 2,2 10,5
101-500 606 35,5 145 446 19,4 25,5
501-1000 203 11,9 146 889 19,6 7,6
1001-3000 130 7,6 211 547 28,3 4,5
3001 и более 42 2,4 218 850 29,3 1,2
Итого с населением 1709 100 748 454 100 100
* От общего числа населенных пунктов, включая и те населенные пункты, где отсутствуют
проживающие (справочно всего: в Свердловской области - 1 843, в России - 155 289 сельских населенных пунктов).
Следует заметить, что программа «Уральская деревня» - это межведомственный, системный документ, который объединяет в одно целое и под основную генеральную цель, которая заключается в переходе сельской местности к устойчивому развитию на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения, широкий набор разнообразных мер региональной социальной и аграрной политики. Для достижения генеральной цели в программе будут решены четыре основные взаимосвязанные задачи, направленные на эффективное развитие сельских территорий области.
Каждый раздел программы разрабатывался с учетом областной концепции развития сельских территорий и предполагал следующий алгоритм изложения: цель - задачи - программные мероприятия -механизм разрешения проблемы - ресурсное и финансовое обеспечение - состав участников - правовое регулирование - ожидаемый экономический и социальный эффект. К сожалению, не во всех разделах программы удалось прописать с удовлетворительной степенью детализации организационноуправленческие, экономические, финансовые, технико-технологические, социальные, мотивационные и правовые механизмы реализации программных мероприятий. Хотя в ранее разработанной концепции устойчивого развития сельских территорий Свердловской области эти механизмы изложены довольно подробно [1, с. 118].
Программа отличается прозрачностью, содержит механизм самообновления и корректировки, так как за ее реализацией осуществляется мониторинг в ежеквартальном режиме путем подготовки аналитической информации, которая представляется председателю Правительства Свердловской области, а затем участникам реализации программы. Что касается контроля за ходом реализации программы, обеспечения адресности и эффективности использования выделяемых бюджетных ресурсов, соответствующим постановлением Правительства Свердловской области ответственность возложена на исполнительные органы государственной власти, т.е. на конкретные министерства, включенные в план сводных мероприятий по реализации программы «Уральская деревня» на период до 2020 года.
Разработкой концепции и механизма реализации данной программы региональный орган государственного управления АПК в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия
137
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______
Свердловской области получил своеобразные полномочия для координации политики других министерств и ведомств, принимающих решения в сфере развития сельских территорий и аграрного производства.
Данная программа вбирает в себя, по сути, все механизмы приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также дополняет и конкретизирует их на региональном уровне.
Особенностью данной программы является и то, что она дошла до каждого населенного пункта через разработку и заполнение специальных паспортов с приложением комплекса мер по развитию сельских поселений в каждом муниципальном образовании, минимальных стандартов социальной и коммунальной инфраструктур, которые разрабатывались с учетом численности населения. Так, паспорт населенного пункта содержит такие показатели, как демография, сельскохозяйственное производство, лесопользование, развитие промышленности, транспортной инфраструктуры, благоустройства, газификации, потребительского рынка, почтового, банковского и финансового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта и другие. Наряду с фактическими данными в паспорте обязательно указывается прогноз социально-экономического развития территорий в разрезе лет до 2020 года.
Что касается минимальных стандартов социальной инфраструктуры для сельских населенных пунктов Свердловской области, то они были разработаны с учетом нормативов Госстроя, рекомендаций Коллегии Минсельхоза России (2000 год), отдельные нормативы были установлены эмпирическим путем, с учетом местного опыта и особенностей конкретных территорий. Так, например, функционирование детского сада целесообразно в населенном пункте с численностью от 200 человек. В населенном пункте с численностью от 1000 до 5000 человек предполагается функционирование четырех детских дошкольных учреждений (табл. 2).
В населенных пунктах с численностью от 200 до 500 человек предусматривается наличие Дома культуры, при численности от 1000 до 5000 человек таких домов культуры должно функционировать уже два.
Минимальные стандарты социальной инфраструктуры также предусматривают в населенных пунктах, в зависимости от численности, наличие больниц, здравпунктов, общеврачебных практик, библиотек, музеев, спортивных сооружений, автостанций, магазинов и т.п.
Таблица 2
Минимальные стандарты социальной инфраструктуры для сельских населенных пунктов Свердловской
области (фрагмент)*
Наименование показателя Число проживающих в населенном пункте
до 100 чел. 100-200 чел. 200-500 чел. 500-1000 чел. 1000-5000 чел. свыше 5000 чел.
Детский сад - - 1 1 4 6
Школа-сад или начальная малокомплектная школа - 1 - - - -
Средняя школа подвоз подвоз 1 1 2 4
Учреждения доп.образования - - - 1 3 5
Здравпункт 1 - - - - -
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - 1 1 1 - -
Больница - - - - 1 1
Общеврачебная практика - - - 1 ОВП на 1200 чел. ОВП на 1200 чел.
Аптечный киоск при ФАПе аптечный пункт при ФАПе аптечный пункт при ФАПе аптечный пункт при ОВП аптечный киоск при ОВП аптечный киоск 1
Аптека - - - - 1 1
Клуб - 1 - - - -
Библиотека 1 1 1 1 2 3
Дом культуры - - 1 1 2 -
138
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х
Дворец культуры - - - - - 1
Культурно-досуговый центр - - - - 1 1
Музей с выставочным залом - - - - 1 1
*Подробнее см.: Концепция стратегической межотраслевой программы социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области «Уральская деревня» (первая версия). -Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007. - 124 с.
Минимальные стандарты коммунальной инфраструктуры предусматривают нормативы, с учетом источников по тепло- и водоснабжению, развития канализационных сетей, наличия сети дорог, а также обеспечения жилфонда населения электроэнергией и газом (табл. 3).
Таблица 3
Минимальные стандарты коммунальной инфраструктуры для населенных пунктов (в зависимости от
численности населения), фрагмент
Количество жителей населенного пункта До 100 чел. От 100 до 500 чел. От 500 до 2000 чел. Свыше 2000 чел.
Т еплоснабжение (источники) индивидуальные индивидуальные для одноэтажного жилого фонда (предпочтительно газовые котлы), котельная для компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта индивидуальные для одноэтажного жилого фонда (предпочтительно газовые котлы), 2 котельных для компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта котельные для компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта
Теплоснабжение (наружные сети) отсутствуют от котельной до компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта от котельной до компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта от котельной до компактно расположенных многоэтажных домов и объектов соцкультбыта
Водоснабжение (источники) индивидуальные скважины, колодцы водонапорная башня с емкостью от 5 до 20 м3 со скважиной 2 водонапорных башни с емкостью от 5 до 30 м3, 2 скважины подземный источник, насосная, врезка в существующий водовод
Водоснабжение (наружные сети) отсутствуют от башни до жилых домов и организаций от башни до жилых домов и организаций водовод, от водовода до объектов
Канализация индивидуальные выгреба выгреба на несколько домов выгреба на несколько домов канализацион-ный коллектор, очистные сооружения
Утилизация ТБО свалка согласно стандарта свалка согласно стандарта централизован-ный вывоз ТБО (на свалку) централизован-ный вывоз ТБО (на свалку)
Дороги с асфальтовым покрытием (мосты по мере необходимости) с асфальтовым покрытием (мосты по мере необходимости) с асфальтовым покрытием (мосты по мере необходимости) с асфальтовым покрытием (мосты по мере необходимости)
Г азоснабжение В населенных пунктах, находящихся вблизи (до 1 км) от газопроводов высокого давления) В населенных пунктах, находящихся вблизи (до 2 км) от газопроводов высокого давления) 100% 100%
* В настоящей таблице фрагментарно представлены минимальные стандарты коммунальной инфраструктуры для сельских населенных пунктов Урала
На основе этих стандартов в каждом муниципальном образовании разрабатывается своя программа по развитию сельских территорий с учетом разработанных паспортов по каждому населенному пункту. В них будут отражены конкретные меры по развитию сельских поселений, созданию достойных условий жизнедеятельности уральских крестьян, развитию агробизнеса, снижению безработицы, формированию альтернативной занятости. Для разработчиков таких программ нами были предложены специальные нормативы, характеризующие как социально-значимые, так и производственные показатели (табл. 4).
139
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______
Таблица 4
Система основных показателей для оценки социально-экономической защищенности сельской территории [4]
Наименование Норматив
1 2
Социально-значимые показатели
Среднемесячная оплата труда работников сельскохозяйственных организаций не менее 80% от среднемесячной оплаты труда в промышленности
Оплата труда работников здравоохранения, образования и культуры, проживающих на селе не менее 70% от среднемесячной оплаты труда в промышленности
Обеспеченность сельского населения благоустроенным жильем 18 кв. м на одного человека
Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями для детей в возрасте от 1 года до 6 лет 400 мест на 1000 детей
Обеспеченность сельских школьников учебными местами для посещения школ в первую смену 90%
Обеспеченность сельской территории медицинскими кадрами 14 чел. на 10000 жителей
Обеспеченность сельского населения больничными койками 72 койки на 10000 жителей
Обеспеченность сельскими клубными учреждениями 215 мест на 1000 человек
Обеспеченность стадионами, спортплощадками и спортзалами не менее 200 кв. м на 1000 жителей
Обеспеченность посадочными местами общественного питания 40 мест на 1000 человек
Обеспеченность торговыми площадями 300 кв. м на 1000 жителей
Обеспечение жилищного фонда водопроводом и канализацией 100%
Обеспечение центральным отоплением и горячим водоснабжением 50%
Наличие автодорог на одну сельскохозяйственную организацию не менее 25 км
Уровень безработицы в сельской местности не более 2%
Производственно-экономические показ атели
Собственное производство основных продуктов питания на душу населения в год (уровень самообеспечения):
мясо и мясопродукты 65,2 кг (80,5% к рац. норме)
цельномолочная продукция 165,9 кг (55,3% к рац. норме)
картофель 129 кг (100% к рац. норме)
овощи и бахчевые 78,1 кг (63% к рац. норме)
яйцо 298 шт. (100% к рац. норме)
Общий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства не менее 35%
Ввод новой сельскохозяйственной техники не менее 8-10% в год
Реализация программных мероприятий позволит в отдельных случаях ослабить воздействие экстремальных факторов на АПК и социальную сферу, в других - устранить их дестабилизирующее воздействие [4, с.40].
Значительно улучшатся показатели, характеризующие уровень продовольственной безопасности: производство молока в Свердловской области к 2020 году достигнет 700 тыс. тонн, мяса и птицы - 267,7 тыс. тонн, зерна - 748,3 тыс. тонн.
Кроме того, программа предполагает создание достойных условий для жизни и деятельности жителей сел Свердловской области. Для них будет возведено не менее 159 тысяч квадратных метров жилья (на эти цели запланировано 3,4 млрд. руб.), построено и реконструировано 134 километра дорог (4,9 млрд. руб.). На развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры села уйдет 8 млрд. рублей, создание в селах медпунктов, детсадов и библиотек обойдется почти в 1 млрд. рублей [5].
Комплексная программа предусматривает несколько вариантов решения кадровой проблемы. Одним из механизмов закрепления специалистов на селе, повышения уровня квалификации, подготовки и переподготовки кадров для сельских территорий является приближение учебного процесса к сельским поселениям: создание специализированных сельскохозяйственных классов, формирование учебно-научнопроизводственных комплексов, объединенных в единый университетский. В рамках реализуемой программы начнет функционировать и свой агротехнопарк и новый областной центр агроконсультирования, центр стратегического планирования и управления.
Такие комплексные и системные подходы, на наш взгляд, и будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных аграриев, как на внутренних, так и внешних агропродовольственных рынках, позволят осуществить эффективное развитие сельских территорий страны.
140
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________________________
Список использованной литературы:
1. Концепция стратегической межотраслевой программы социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области «Уральская деревня» (первая версия). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007. - 124 с.
2. Милосердов В.В. Продовольственная безопасность и меры по ее обеспечению. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2015. - 122 с.
3. Программа «Уральская деревня» вышла в новой редакции.
URL:http://www.oblgazeta.ru/economics/11992/ (дата обращения: 01.08. 2015).
4. Трескова Е.А., Сёмин А.Н. Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода // Аграрный вестник Урала. - 2012. - №12. - С. 69-73.
5. Уральской деревне добавили еще шесть лет жизни.
URL:http://k-vedomosti.ru/news/detail/133718/ (дата обращения: 01.08. 2015).
© А.Н. Сёмин, О.Н. Михайлюк,2015
141
№8/2015
ISSN 2410-700Х
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 177
Г аращук Светлана Степановна
соискатель, СКФУ, г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННОСТЬ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ
Аннотация
В статье отмечается отсутствие единообразия словарных дефиниций понятия нравственности и предпринимается попытка дать авторское определение нравственности как специфической формы общественного сознания, обусловливаемой менталитетом и объективируемой в конкретно-исторических системах норм деятельности, представляющих собой динамичную совокупность как общечеловеческих, так и особенных норм, регулирующих социальную жизнь посредством внутренних (самооценка) и внешних (общественное мнение) аксиологических механизмов поведенческого контроля.
Ключевые слова
Нравственность, этика, мораль, менталитет.
Дефиниция понятия нравственности - задача совсем непростая, поскольку, несмотря на общеупотребительность данного слова и кажущуюся ясность, устойчивого его определения так и не сформировалось. Согласно «Википедии», «нравственность - это термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению» [3]. Но, следует согласиться, чаще термины «нравственность», «этика», «мораль» содержательно указывают на одно и то же понятие. (Это и неудивительно, если учесть, что слова «нравственность» в русском языке, «мораль» в латинском и «этика» в древнегреческом по смыслу практически тождественны.)
Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона статья «Нравственность» написана чрезвычайно лаконично: «см. Этика» [1, с. 409]. К этике отсылает и статья «Мораль» [1, с. 385], под этикой же понимается «учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле» [1, с. 659]. Это определение не может быть признано достаточным, поскольку, во-первых, оно тавтологично, этика дефинируется через нравственность, которая, в свою очередь, согласно словарю, и есть этика, и, во-вторых, единая точка зрения на добро и зло в человеческой культуре, к сожалению, отсутствует. Но все же некоторая определенность уже наличествует: нравственность формируется в обществе путем нормирования человеческой деятельности.
В Советском энциклопедическом словаре статья «Нравственность» аналогично отсылает к другой статье, но теперь - к «Морали» [6, с. 904] (а «Этика» определяется уже узко - как «филос. дисциплина, изучающая мораль, нравственность» [6, с. 1567]). Мораль же трактуется как «нравственность, особая форма обществ. сознания и вид обществ. отношений (моральные отношения); один из осн. способов регуляции действий человека в общ-ве с помощью норм» [6, с. 831].
Основываясь на вышеприведенных дефинициях, можно выявить ключевые слова для определения понятия нравственности: нормирование человеческой деятельности, форма общественного сознания, способ регуляции общественной жизнедеятельности. Теперь можно дать самую общую дефиницию этого понятия: «Нравственность есть специфическая форма общественного сознания, объективируемая в системах особенных норм деятельности, регулирующих социальную жизнь».
Однако такое определение является неполным, оно порождает ряд существенных вопросов, и, прежде всего, обращает на себя внимание формулировка «специфическая форма общественного сознания», акцентирующая внимание на особенном характере общности, которой эта форма сознания присуща. В современной научной литературе для характеристики коллективного сознания (и коллективного бессознательного) часто используют понятие менталитета (ментальности), под которым понимают не
142