Научная статья на тему 'Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода'

Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «УРАЛЬСКАЯ ДЕРЕВНЯ» / INTERAGENCY PROGRAM “URALVILLAGE” / CONCEPT / RURAL AREAS / CLUSTER APPROACH / SOCIAL STANDARDS / ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трескова Е. А., Сёмин А. Н.

В статье рассмотрены проблемы развития сельских территорий. Выделены два базовых подхода кластерный и социально-нормативный. Особое внимание уделено межведомственной программе «Уральская деревня» как базовому механизму решения региональных проблем уральского села. Предложены эффективные меры по закреплению молодых специалистов, выезжающих на работу в сельскохозяйственные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of development of rural areas: two basic approaches

The article considers problems of development of rural areas. Two basic approaches are selected: cluster and social-normative. The special attention is given to interagency program “Ural village” as the basic mechanism for solution of regional problems of Ural village. Effective measures to secure the young specialists who go to work in the agricultural organizations are proposed.

Текст научной работы на тему «Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода»

Экономика

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ДВА БАЗОВЫХ ПОДХОДА

Е. А. ТРЕСКОВА, ^

заместитель председателя, Комитет по аграрной политике, М природопользованию и охране окружающей среды Законодательного 620031, г. Екатеринбург,

Собрания Свердловской области, ул. Б Ельцина, д. 10 А. Н. СЁМИН,

член-корреспондент Россельхозакадемии, директор, Институт

менеджмента и экономической безопасности Российского 620012, г. Екатеринбург, государственного профессионально-педагогического университета ^ ул. Машиностроителей, д. 11

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором Уральской государственной сельскохозяйственной академии.

Решить проблемы села пытаются многие поколения россиян. Крестьяне центральной полосы России считали, что Бог создал деревни, а люди — города и отсюда начались все беды. Многие политэкономы в недалеком прошлом пытались заниматься стиранием граней между городом и деревней, свертыванием и ликвидацией малых сел и деревень. Современные агрореформы 90-х гг., по меткому выражению депу-татов-аграрников, «деревню стерли, а вот грани как были, так и остались».

Различий в социально-трудовой сфере села и города хоть отбавляй. Сельское население, в отличие от городского, составляет 37,7 млн человек, или 26,3 % от общей численности населения страны, и всего 9,8 % от общей численности занятых. Естественная убыль на 1000 человек населения в сельских территориях была выше в 1,4 раза, чем в городах, и составляла в 2010 г. 2,1 человека на 1000 человек населения страны.

Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте в среднем за последние три года составил 67 %, тогда как городского — 75 %. Уровень безработицы в 2011 г. регистрировался у городского населения в пределах 5 %, а у сельского составил 9,6 %; другими словами, безработица на селе в два раза выше, чем в городе. Социологические опросы сельского населения говорят о том, что более 50 % сельских жителей высказывают свои опасения по поводу потери работы в ближайшие два-три года.

По-прежнему остается низкой заработная плата на селе, она составляет около 52-53 % от среднероссийского уровня заработной платы. В 1,6 раза ресурсы, приходящиеся в среднем на одного члена домохозяйства, ниже на селе, чем в городе. Почти 20 % сельского населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.

Вакантными остаются более 70 тыс. должностей руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях.

Перечень таких удручающих показателей еще можно долго продолжать.

Среди механизмов направленных на решение проблем российского села следует выделить программно-целевой подход, речь идет о государственной и целевых программах развития аграрного сектора экономики, включая и федеральную целевую программу социального развития села. К сожалению, реализация такого рода программ пока не дала ожидаемых результатов, так как во многих случаях они не решают коренных проблем, не устраняют самих причин кризиса в аграрной сфере, не нацелены в

должной мере на создание среднего класса и в сельских территориях.

Бюджетное финансирование агропродовольствен-ного сектора в России снижается, тогда как в странах ЕС идут процессы наращивания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Риск потерять не только внешнюю, но и внутреннюю конкурентоспособность на мясном и молочном рынках добавляет нам вступление России в ВТО. Учеными многих стран давно доказано, что рыночные механизмы не могут быть реализованы в аграрном секторе с той же полнотой, как они эффективно работают в других отраслях реального сектора экономики. Правительства стран ЕС и США решают проблему диспаритета цен между сельским хозяйством и отраслями промышленности через государственное регулирование и государственную поддержку. Главное по-американски: фермеру нужна не рыба, а удочка, с помощью которой он мог бы ловить рыбу. Сегодня фермер США пользуется льготами, включающими более 30 наименований, а российский фермер запутался в силках земельного законодательства и механизмов бюджетной поддержки и льготного кредитования. Доход фермеров США поддерживается государством и на 30 % выше, чем у среднего класса Америки, а российский фермер едва сводит концы с концами.

Как же решать проблему сельских территорий, где наблюдаются процессы обезлюдивания, свертывается агропроизводство, где за годы реформ исчезло с лица земли более 20 тыс. сельских населенных пунктов?

Прежде чем перейти к механизмам решения проблемы нельзя не сказать сегодня об опыте Беларуси, Белгородской и Курской областей. В них пошли по пути создания условий для привлечения молодежи, принимаются специальные меры по их закреплению на производстве, возводятся специальные агрогородки, в которых созданы необходимые социальная и инженерная инфраструктуры (рис. 1-4).

В Российской Федерации наметилось два основных направления по развитию сельских территорий. Первым направлением является кластерный подход, когда вокруг ядра кластера выстраивается сеть социально-культурных объектов, инновационных высокотехнологичных предприятий и организаций агропродовольственного сектора, а также создаются и функционируют бизнес-структуры несельскохозяйственного профиля; имеют место технопарковые формирования, научно-образовательные центры. Вторым направлением считается нормативный под-

Экономика

Агрогородки Беларуси

• Агрогородок Антоновка

• Территория - 128,5 га;

• Проживает 496 чел. (в т.ч. 118 детей);

• 162 индивидуальных хозяйства;

• СПК «Колхоз «Антоновский»;

(2200 голов КРС и 12000 гол.

свиней);

5726 га сельхозугодий.

Социальная инфраструктура детский сад, средняя школа, дом культуры, ФАП, библиотека, дом быта, торговый центр.

Рисунок 1 Агрогородок «Антоновка»

Агрогородки Беларуси

Рисунок 2 Агрогородок «Горбовичи»

Агрогородки Беларуси

Агрогородок Каменка Территория 67,9 га; Проживает 416 чел. (в т.ч. 61 ребенок);

143 инд. хозяйства;

СПК «Светлый путь» (специализация -производство молока и откорм КРС на мясо; производство зерновых); 6512 га сельхозугодий.

Социальная

дом культуры

инфраструктура детский сад, средняя школа,

, ФАП, библиотека, пункт бытовых услуг, торговый центр.

Рисунок 3 Агрогородок «Каменка»

Агрогородок Волковичи Территория 176,2 га; Проживает 444 чел. (в т.ч. 105 детей);

174 инд. хозяйства;

СПК «Сосновый бор» (специализация-производство молока и откорм КРС на мясо);

5707 га сельхозугодий.

Социальная инфраструктура детский сад, средняя школа, дом культуры, ФАП, библиотека, пункт бытовых услуг, торговый центр.

Рисунок 4 Агрогородок «Волковичи» Таблица 1

Группировка сельских населенных пунктов по численности населения в Свердловской области и Российской Федерации

Число жителей, чел. Количество населенных пунктов, ед. % от общего числа населенных пунктов Число проживающих в населенных пунктах, чел. % от общего числа проживающих Россия (справочно), % от общего числа населенных пунктов

0 134 7,2* 0 0 8,4*

до 10 и менее 198 11,6 870 0,1 23,9

11-50 306 17,9 8349 1,1 26,8

51-100 224 13,1 16503 2,2 10,5

101-500 606 35,5 145446 19,4 25,5

501-1000 203 11,9 146889 19,6 7,6

1001-3000 130 7,6 211547 28,3 4,5

3001 и более 42 2,4 218850 29,3 1,2

Итого с населением 1709 100 748454 100 100

Примечание: * от общего числа населенных пунктов, включая и те населенные пункты, где отсутствуют проживающие (справочно всего: в Свердловской области — 1843, в России — 155289 сельских населенных пунктов).

ход, при котором стараются сохранить каждый населенный пункт. Такой подход прослеживается в известной программе «Уральская деревня», которая реализуется на территории Свердловской области, где без населения уже осталось 134 населенных пункта, а в 504 проживает от 10 до 50 человек (табл. 1).

Генеральная цель программы состоит в переходе сельской местности к устойчивому развитию на ос-

нове создания достойных условий для жизни и деятельности населения (рис. 5). Особенностью данной программы является то, что она носит межведомственный характер, и отличается системностью и комплексностью подхода к решению проблем сельской местности. В ней реализуются 32 основных направления от решения демографических проблем до организации сельского туризма.

70

www. m-avu. narod. ru

Генеральная цель и приоритетные задачи комплексной программы «Уральская деревня»

Таблица 2

Минимальные стандарты социальной инфраструктуры для сельских населенных пунктов

Свердловской области (фрагмент)

Число проживающих в населенном пункте

до 100 чел. 100-200 чел. 200-500 чел. 500-1000 чел. 1000-5000 чел. свыше 5000 чел.

Детский сад - - 1 1 4 6

Школа-сад или начальная малокомплектная школа - 1 - - - -

Средняя школа подвоз подвоз 1 1 2 4

Учреждения доп. образования - - - 1 3 5

Здравпункт 1 - - - - -

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - 1 1 1 - -

Больница - - - - 1 1

Общеврачебная практика - - - 1 ОВП на 1200 чел. ОВП на 1200 чел.

Аптечный киоск при ФАПе аптечный пункт при ФАПе аптечный пункт при ФАПе аптечный пункт при ОВП аптечный киоск при ОВП аптечный киоск 1

Аптека - - - - 1 1

Клуб - 1 - - - -

Библиотека 1 1 1 1 2 3

Дом культуры - - 1 1 2 -

Дворец культуры - - - - - 1

Культурно-досуговый центр - - - - 1 1

Музей с выставочным залом - - - - 1 1

Примечание: * подробнее см. Концепция стратегической межотраслевой программы социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области «Уральская деревня» (первая версия).

Экономика

Помощь в предоставлении жилья Повышение зарплаты

Информация о перспективах, карьерном росте

Забота о молодых специалистах со стороны руководства

Увеличение объема практики в ВУЗе Расширение сферы наставничества Улучшение условий труда Повышение квалификации, обучени е Обеспечение реального карьерного роста

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 6

Мероприятия, необходимые для закрепления молодых специалистов на предприятии

Если Воронежская область еще только приступает к паспортизации сел и деревень, то в Свердловской области эту работу завершили три года тому назад. Составлены паспорта по каждому населенному пункту, что явилось основой для разработки в каждом муниципальном образовании программы социального развития села и последующего мониторинга развития ее социально-трудовой сферы.

В зависимости от численности населения разра-

остаются прежними, это низкая заработная плата, отсутствие комфортного жилья, необходимого спектра квалифицированных образовательных, медицинских и досуговых услуг (рис. 6, 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административными мерами проблему не решить, отдельные депутаты - «горячие головы» предлагают вернуться к системе распределения кадров, то есть те, кто отучился на бюджетной основе, должны отработать в сельских территориях, но это не вы-

ботаны нормативы социальной и коммунальной ин- ход. Надо на уровне Российской Федерации наконец-

фраструктур (табл. 2).

Внедрение таких стандартов, доведение каждого населенного пункта до уровня разработанных нормативов позволит, безусловно, преобразить уральское село, сделать его привлекательным как для инвесторов, так и для молодежи. Смеем надеяться, что появится программа «Дом-2» не только по Ксении Собчак, но и «Строим сельским дом по-уральски».

то решить вопрос о статусе молодого специалиста, выезжающего на работу в сельскую местность, где четко прописать права и обязанности, льготы и преференции, которые может получить молодой специалист, работая в сельской территории. Сегодня необходимо создать такие условия для молодежи, чтобы на вопрос «Где ты будешь работать по окончании вуза?» чаще всего слышался бы ответ: «В экологи-

Чего ждет от нас современная молодежь и как она чески чистой среде, жить и работать в гармонии с сама подключается к этой работе? Так, например, природой, трудиться в сельскохозяйственной орга-проведенные анкетные опросы в 27 муниципальных низации, либо в любой другой, но размещенной в образованиях позволили выявить причины, по ко- агрогородке или рядом, но обязательно в сельской торым молодежь не едет на село, к сожалению, они территории».

72

№№№. ГП-Э¥и. ПвГОСІ. Ги

Хоршая подготовка в ВУЗе

Помощь и внимание руководства

Желание работать

Поддержка коллег

Опыт, полученный на практике при обучении

Интерес к самой работе

Личные качества

26

16

%

Экономика

%

8%

45%

40%

54%

8%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 7

Аспекты трудовой деятельности, помогающие молодым специалистам адаптироваться к работе

Литература

1. Трескова Е. А., Копытов М. Н., Воронин Б. А., Бросалин В. Я., Бушуева Л. А., Сёмин А. Н. и др. Концепция стратегической межотраслевой программы социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области «Уральская деревня» (первая версия). Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2007. 120 с.

2. Чемезов С. М., Сёмин А. Н., Воронин Б. А., Дегтярев Д. С., Илюхин А. А., Илюхина С. В., Мурыгин И. В., Филиппов Н. Н. и др. Областная целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.» (первая версия). Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2007. 30 с.

3. Трескова Е. А., Стократова Т. М., Басков В. Н., Сёмин А. Н., Сулимин В. В. Концепция программы устойчивого развития Ирбитского муниципального образования Свердловской области до 2020 г. Екатеринбург : Уральское изд-во. 2011. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.