Научная статья на тему 'Состояние синтаксической структуры предложений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза'

Состояние синтаксической структуры предложений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В В. Морозова, М В. Евстратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние синтаксической структуры предложений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза»

В. В. Морозова, М. В. Евстратова

Состояние синтаксической структуры предложений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается недоразвитие как глубинно-семантической, так и поверхностной структуры предложения [1; 2; 3; 5; 6]

Среди клинических вариантов ЗПР наиболее сложной, стойкой и разнообразной по проявлениям является ЗПР церебрально-органического генеза [4]. Вместе с тем особенности недоразвития синтаксиса у этой категории детей не были предметом экспериментального изучения.

С целью выявления специфических особенностей недоразвития синтаксиса у детей с ЗПР церебрально-органического генеза были предложены следующие задания:

1) Составление предложений из слов в начальной форме.

Материал: 6 предложений из слов в начальной форме: Девочка одевать кукла. Карандаш рисовать девочка. Мальчик открывать дверь. Рыба ловить мальчики. Мальчик рубить дрова топор. Ехать по улица машина.

2) Добавление пропущенных слов в предложении.

Материал: 6 предложений с пропущенным словом: Мальчик ... дрова топором. Мама ... вкусную пищу. Лиса убежала в .... Девочка гладит ... . Книга лежит ... столе. Лена наливает чай ... кружку.

3) Повторение предложений.

Материал: 14 предложений:

Дедушка подарил внуку коньки. Над водой летали белые чайки. Земля освещается Солнцем. Письмо написано моей сестрой. В саду созрело много груш. Этой зимой все дороги занесло снегом. Петю бьет Коля. Стекло разбил мальчик. Петя выше Вани. Мальчик прыгает выше девочки. Наступила зима, и выпал пушистый снег. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Школа, в которой учится Сережа, была далеко от его дома. Мы подошли к большому дому, который стоял на берегу реки.

4) Верификация предложений.

Материал: правильные предложения и предложения с неправильными формами слов.

8 правильных предложений: Земля покрыта белым снегом. Письмо написала сестра. Идет косой сильный дождь. Березки склонились от ветра. Хорошо спится медведю под снегом. В саду пахнет сиренью. В деревне стоит большой дом. На поле пасутся лошади.

8 неправильных предложений: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Дом нарисовала девочкой. Деревья шумят от ветром. У Нины большая яблоко. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. На море плывут корабль.

При исследовании синтаксической структуры предложений выявлено, что наиболее сложным для дошкольников с ЗПР стало выполнение задания на исследование верификации предложений: дети не дифференцировали правильные и неправильные предложения; ошибочно исправляли правильные предложения или принимали за верные неправильные предложения.

Так, особые затруднения у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза вызвали такие предложения, как: Деревья шумят от ветром. У Нины большая яблоко. Над большим деревом была глубокая яма.

Наибольшие затруднения вызывали словосочетания прилагательного и существительного среднего рода, предложно-падежные конструкции, формы родительного падежа, а также логико-грамматические конструкции, выражающие пространственные отношения.

Значительные затруднения у детей ЗПР вызывало составление предложений из слов в начальной форме. Несмотря на то, что в основном дети с ЗПР адекватно использовали в бытовой речи категории числа, рода и падежа (исключение составляет употребление среднего рода имен существительных и форм родительного падежа множественного числа), при выполнении этого задания были отмечены многочисленные ошибки: неправильное согласование прилагательного и существительного, нарушения глагольного управления.

Так, особые затруднения вызывало предложение: Рыба ловить мальчики. Возможно, это объясняется тем, что в предложенной серии слов на первом месте стоит дополнение, а подлежащее стоит в конце предложения.

Часть дошкольников с ЗПР заменяли процесс конструирования предложения на повторение предлагаемого набора слов; образовывали синтаксически правильные, но неверные по семантике высказывания, сохраняя предъявленную последовательность слов (рыба ловит мальчиков) или заменяли предложенные слова в предложении на другие (папа ловит рыбу).

Задание на добавление пропущенных слов в предложения также вызывало у детей с ЗПР затруднения. Особенно много ошибок дети допустили в предложениях с предлогами. При выполнении этого задания дети часто не вставляли предлог, повторяя исходную серию слов (Лена наливает чай ... кружку), либо вставляли союз и, что свидетельствует о непонимании детьми семантики исходного предложения.

В задании на добавление значимого слова в предложно-падежную конструкцию дети с ЗПР часто заменяли предлог, что свидетельствует о неточном понимании предъявленного предлога (Лиса убежала в .... Лиса убежала от волка).

В ряде случаев дети составляли верное по грамматическому оформлению, но неправильное по семантике предложение (Девочка гладит утюг).

Повторение предложений у большинства дошкольников с ЗПР особых затруднений не вызвало. Только один ребенок отказался от выполнения задания. Таким образом, имитация предложений, не требующая активного структурирования модели предложения, детям с ЗПР доступна.

Выявленные нарушения синтаксической структуры предложения имеют

и /-Ч и

сложный патогенез. С одной стороны, их можно расценивать как проявления аграмматизма, свойственные более младшему возрасту; с другой - как проявления отклонений от закономерностей нормального онтогенеза, специфическое нарушение развития грамматического строя речи, обусловленное неусвоением закономерностей синтаксического уровня языка, несформированностью синтаксических обобщений.

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2001. -

224 с.

3. Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности семантической структуры текста у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология. - 1994. -№ 1. - С. 6-10.

4. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. - №3. - С. 16-20.

5. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 3-9.

6. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Мн.: Народная асвета, 1989. - 64 с.

Е. В. Моцовкина

Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза

С выбором будущей профессии на определенном этапе возрастного и социального развития сталкивается каждый человек. Получение высшего образования является одним из главных этапов социализации личности, ее всестороннего и гармоничного развития, а также профессионально-личностного становления. Выбор вуза - это главная задача, стоящая перед абитуриентом, от успешного решения которой зависит его будущее и дальнейшая судьба. Однако профессиональное самоопределение для российской молодежи все чаще становится непосильной задачей, а в особенности с этой проблемой сталкивается молодежь с инвалидностью.

Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, которая направлена на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей абитуриента, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности - с другой [2; 3].

Отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, Е.С. Романовой, Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжнико-вой, М.С. Савиной, Н.С. Чистяковой, А.Е. Голомштоку и др. Проблемные аспекты профориентации абитуриентов и исследования профессиональной направленности в юношеском возрасте представлены в трудах В.В. Никитина, А.И. Лавровой, Е.А. Шикиной и др., содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся представлено в научных трудах И.А. Королевой, А.Б. Кулаковой, М.В. Ососовой. В.В. Сусловой, С.А. Шапкиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.