Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА'

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
сердечно-сосудистая система / процессы адаптации у студентов / cardiovascular system / adaptive processes in students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.К. Будук-Оол, Р.И. Айзман

Изучили динамику процессов адаптации по показателям сердечно-сосудистой системы у студентов тувинской и русской национальностей в период обучения в вузе. Показано, что на процессы адаптации к обучению влияют не только возрастные, половые, но и этнические особенности организма студентов, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях. На младших курсах студенты коренной национальности имеют более низкие показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, чем русские студенты, а на старших курсах у них формируются более адекватные адаптивные реакции организма в ответ на обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CARDIOVASCULAR SYSTEM DURING ADAPTATION OF STUDENTS RESIDING IN A SOUTH-SIBERIAN REGION

The trend in adaptation processes was studied by the parameters of the cardiovascular system in Tuvian and Russian students during their study at a higher educational establishment. Not only the age- and sex-related features, but also ethnical features of students living under extreme climatic and geographic conditions were shown to affect education adaptation processes. Junior students of natural ethnicity had lower indices of cardiovascular system function than those of Russian ethnicity and a more adequate adaptive response to study.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА»

гиена и санитария 1/2010

спортивные упражнения. Для здоровых студентов с учащенной ЧСС, сниженным временем задержки дыхания, слабой тренированностью организма и другими признаками целесообразны аэробные виды физических и спортивных нагрузок, борьба с курением. При недостаточном развитии грудной клетки и легких (сниженные экскурсии легких, ЖЕЛ и соответствующие показатели) показаны физические нагрузки по развитию легких и грудной клетки. Укрепить недостаточно развитые скелетные мышцы могут физические нагрузки с утяжелением и циклические виды спорта [3, 8]. В дальнейшем для выполнения построенной программы у студентов должен сформироваться побудительный мотив, будь то желание укрепить здоровье, нравиться противоположному полу, соответствовать занимаемому социальному статусу и др. Для выполнения положений ЗОЖ студент должен преодолеть свое нежелание по принципу: "Не хочу — надо!", в то время как для занятий спортом принципом должно стать постоянное преодоление своих возможностей: "Не могу — надо!". Именно такие мотивы позволяют регулярно соблюдать требования ЗОЖ, создают навык по систематическому их выполнению, укрепляют волю и здоровье.

Таким образом, приведенные данные исследования позволяют заключить, что в популяции студентов среднего профессионального образования, в частности медицинского училища, имеется значительная прослойка подростков, отстающих в физическом и функциональном развитии и нуждающихся в корректирующих мероприятиях по их оздоровлению.

Самообследование студентами анатомофизиологиче-ских особенностей своего организма, характеризующих

настоящее и прогностическое здоровье, является объективной и доказательной основой для построения долгосрочной индивидуальной программы формирования

ЗОЖ и убедительным мотивом для ее выполнения.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. // Гиг. и сан. — 2004. — № 2. — С. 55-58.

2. Гигиеническая оценка пищевого статуса: Учебно-метод. пособие для студентов лечебного факультета. - М., 2004.

3. Дубровский В. И. Здоровый образ жизни. — М., 2000.

4. Жамяиханов Н. X., Федоров А. Г., Сугутская Г. Д. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровье, Москва, 21—22 февраля 2008 г. — М„ 2008. — С. 63-64.

5. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы "Здоровье населения — среда обитания". — М., 2003.

6. Кучма В. Г., Бокарева Н. А. // Материалы 1 конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровье, Москва, 21—22 февраля 2008 г. - М„ 2008. - С. 16-19.

7. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2005. - № 6. -С. 40-43.

8. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — Казань, 1999.

Поступила 05.06.08

С Л. К. БУДУК-ООЛ. Р. И. АЙЗМАН, 2010 УДК 613.96:612.014.49.08-057.875(571.52)

Л. К. Будук-оол, Р. И. Айзман

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Тывинский государственный университет, Кызыл

Будук-оол Л. К. — доц. каф. анатомии, физиологии (buduk-ool@mail.ru); Айзман Р. И. — проф. каф. анатомии, физиологии

Изучили динамику процессов адаптации по показателям сердечно-сосудистой системы у студентов тувинской и русской национальностей в период обучения в вузе. Показано, что на процессы адаптации к обучению влияют не только возрастные, половые, но и этнические особенности организма студентов, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях. На младших курсах студенты коренной национальности имеют более низкие показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, чем русские студенты, а на старших курсах у них формируются более адекватные адаптивные реакции организма в ответ на обучение.

Кл ючевыс слова: сердечно-сосудистая система, процессы адаптации у студентов

L. К. Buduk-ool, R. 1. Aizman. - THE CARDIOVASCULAR SYSTEM DURING ADAPTATION OF STUDENTS RESIDING IN A SOUTH-SIBERIAN REGION

The trend in adaptation processes was studied by the parameters of the cardiovascular system in Tuvian and Russian students during their study at a higher educational establishment. Not only the age- and sex-related features, but also ethnical features of students living under extreme climatic and geographic conditions were shown to affect education adaptation processes. Junior students of natural ethnicity had lower indices of cardiovascular system function than those of Russian ethnicity and a more adequate adaptive response to study.

Key words: cardiovascular system, adaptive processes in students

Студенты представляют особую социальную группу, характеризующуюся определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Они относятся к группе повышенного риска вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения [5, 16], значительно большего, чем у их сверстников из других социальных групп [1, 13, 21]. Обучение в вузе меняет характер приспособительно-компенсаторных механизмов в их организме [10]. Данные литературы свидетельствуют, что у студентов во время учебы в вузе наблюдаются

сдвиги со стороны многих систем, в том числе и сердеч-но-сосудистой, что сопровождается отрицательными последствиями для успешности обучения [8, 9, 19].

Адаптационные процессы в организме студентов наряду с учебной нагрузкой детерминируются влиянием климатогеографических условий проживания [8, 9, 11, 17, 19], в связи с этим интересным представляется изучение состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) в процессе адаптации студентов в Южно-Сибирском регионе Республики Тыва.

Материалы и методы

Обследовали 883 студентов коренной национальности и мигрантов (русские во 2—3-м поколении) I—V курсов. Динамику состояния ССС оценивали по следующим параметрам: определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление по Короткову. На основе полученных величин по стандартным методикам [4, 7] рассчитывали пульсовое и среднее динамическое давление (ПД и АД.р), минутный и ударный объемы крови (МОК и УОК), сердечный и ударный индексы (СИ и УИ). В качестве интегральных оценок ССС использовали вегета-

тивный индекс Кердо (ВИК) [14]. Уровень функционирования системы кровообращения оценивали с использованием адаптационного потенциала (АП) [3]. Уровень физического состояния (УФС) определяли по методу Е. А. Пироговой [15]. В качестве критерия функционального состояния ССС как показателя напряженности выбрали показатель двойного произведения (ДП) [2].

Полученные данные обрабатывали статистически с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7.0. Достоверность различий средних значений определяли применением /-критерия Стьюдента при р < 0,05.

Основные показатели гемодинамики студентов (M ± т)

Курс

Национальная

принадлежность 1 II III IV V

(л = 238) (л - 172) (л <= 101) (л - 156) (л = 216)

САД, мм рт. ст.

Тувинцы 112,8 ± 0,7 115,4 ± 2 112,2 ± 0,9*** 109,2 ± 1,2* 114,4 ± 1,4

Русские 113,8 ± 1,7 118,2 ± 2,1 119,7 ± 1,7 113,8 ± 1,7 117,2 ± 1,3

ДАД, мм рт. ст.

Тувинцы 73,7 ± 0,6 73,8 ± 1 77,0 ± 0,9** 66,3 ± 1,1** 75,8 ± 1,1

Русские 71,9 ± 1,4 72,0 ± 1,6 81,4 ± 1,2 71,9 ± 1,4 79 ± 1,6

ЧСС, в минуту

Тувинцы 75,1 ± 0,6* 77,2 ± 1,5* 73,9 ± 1* 70,5 ± 1,8 71,7 ± 1*

Русские 70,5 ± 1,8 82,3 ± 2 78,5 ± 1,8 74,1 ± 1,3 75,4-± 1,5

ПД, мм рт. ст.

Тувинцы 39,1 ± 0,7 41,5 ± 1,6 35,1 ± 1,1 44,1 ± 1,8 38,8 ±1,2

Русские 41,7 ± 1,5 46,2 ± 1,5 38,3 ± 1,9 46 ± 2,7 38,2 ± 1,5

АДср, мм рт. ст.

Тувинцы 86,9 ± 0,5 88,0 ± 1,2 88,6 ± 0,7*** 80,6 ± I*** 88,7 ± 1,1

Русские 86 ± 1,3 87,4 ± 1,6 94,1 ± 1,1 91,5 ± 1 91,7 ± 1,3

УОК, мл

Тувинцы 65 ± 0,6 65,7 ± 1 60,4 ± 1,1 69,2 ± 1,1 61,6 ± 1

Русские 67,7 ± 1,3 69,5 ± 1,3 59,4 ± 1,4 65,7 ± 1,8 59,3 ± 1,5

МОК, л

Тувинцы 4,9 ± 0,1 5,1 ± 0,1* 4,5 ± 0,1 5,1 ± 0,1 4,4 ± 0,1

Русские 4,8 ± 0,1 5,7 ± 0,1 4,7 ± 0,2 5,1 ± 0,2 4,5 ± 0,2

УИ, мл/м1

Тувинцы 44,8 ± 0,6 41,6 ± 0,7 38,0 ± 0,7** 42,6 ± 0,8*** 37,3 ± 0,7**

Русские 46,3 ± 1,6 41,5 ± 1 34,6 ± 0,9 37,6 ± 1,1 34 ± 1,1

СИ, л • мин/м1

Тувинцы 3,4 ±0,1 3,2 ± 0,1 2,8 ± 0,1 3,2 ± 0,1 2,7 ± 0,1

Русские 3,3 ± 0,1 3,4 ± 0,1 2,7 ± 0,1 2,9 ±0,1 2,6 ± 0,1

АП, усл. ед.

Тувинцы 2 + 0 2,1 ± 0 2,1 ± 0*** 2 ± 0 2,1 ± 0

Русские 2 ± 0 2,1 ±0,1 2,3 ± 0 2 ± 0 2,2 ± 0

УФС, усл. ед.

Тувинцы 0,663 ± 0,006" 0,645 ±0,015 0,659 ± 0,011*** 0,712 ±0,014*** 0,671 ± 0,014***

Русские 0,715 ± 0,018 0,597 ± 0,023 0,58 ± 0,019 0,6 ± 10,023 0,621 ± 0,016

ДП, усл. ед.

Тувинцы 84,7 ± 0,9 89,3 ± 2,4* 82,9 ± 1,3*** 80,6 ± 1,6*** 82,5 ± 1,7*

Русские 80,1 ± 2,3 97 ± 2,8 94,1 ± 2,7 95,3 ± 3,1 88,5 ± 2,1

ВИК, усл. ед.

Тувинцы -0,6 ± 1,2 1,4 ±2 -7,4 ± 2,4 8,5 ± 2,3* -8,2 ± 2,2

Русские -0,6 ± 2,4 6,8 ± 3,3 -0,6 ± 2,9 -0,3 ± 3 -6,6 ± 3,2

Примечание. Достоверность различий между показателями тувинских и русских студентов: * —р< 0,05; **—/?< 0,01, *** — р < 0,001.

(гиена и санитария 1/2010

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ основных показателей ССС национальных групп (см. таблицу) свидетельствует, что на младших курсах вуза обе группы не имели достоверных различий по САД, ДАД, АД,,, однако на III—IV курсах достоверно более низкие значения регистрировали у тувинских студентов.

Более низкие значения ЧСС были у тувинских студентов, за исключением I курса, где ЧСС у тувинцев составляла 75,1 ± 0,6 в минуту, а у русских — 70,5 ± 1,8 в минуту (р < 0,05).

Параметрами системной гемодинамики, характеризующими сократительную функцию сердца и работу организма, являются УОК и МОК, УИ и СИ, зависящие не только от возраста и пола, но и от адаптационных возможностей организма. У тувинцев достоверно более низкие значения УОК и МОК отметили на II курсе, У И — на III—IV курсах, достоверных различий в значениях СИ по национальностям не выявили.

На более экономичную деятельность сердца и увеличение функционального резерва у тувинских студентов всех курсов указывает достоверно более низкая величина ДП, за исключением I курса (84,7 усл. ед.). Анализ среднестатистических значений АП и УФС показал, что все исследуемые группы характеризовались удовлетворительным уровнем адаптации (АП <2,1), а УФС достоверно выше у тувинских студентов, за исключением

I курса, на котором он соответствовал среднему уровню, а у русских студентов — уровню выше среднего.

Анализ адаптационных процессов студентов в динамике обучения показал, что в обеих национальных группах в функциональном состоянии ССС регистрировали негативную тенденцию на II и V курсах. Это выражалось увеличением САД на этих курсах и значительным повышением ПД на II курсе, причем у тувинских студентов оно достоверно ниже, чем у русских.

Необходимо также отметить увеличение ЧСС на

II курсе на 16,7% у русских и на 2,8% у тувинских студентов. В процессе обучения у тувинских студентов ЧСС снижалась к последнему курсу, что соответствует возрастным особенностям, у русских студентов ЧСС увеличивалась на V курсе на 7%, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации.

Отметили увеличение УОК и МОК на II курсе у всех студентов, особенно у русских, что, вероятно, связано с обеспечением функционирования организма в условиях начального этапа адаптации.

Динамика УИ свидетельствовала о его значительном снижении с I по III и на V курсах. СИ достоверно не отличался в национальных группах, имел тенденцию к снижению к последнему году обучения, что определяется возрастными особенностями и свидетельствует о понижении интенсивности обменных процессов, однако на II курсе у русских студентов отметили повышение СИ, которое можно объяснить напряжением системы кровообращения. Необходимо отметить повышение ДП на II курсе и у русских, и у тувинских студентов, что указывает на ухудшение механической работы сердца в этот период.

На II курсе увеличивалось число студентов с симпатическим тонусом вегетативной нервной системы (ВНС), что может быть связано с реакцией на поддержание функций организма на должном уровне за счет мобилизации внутренних резервов, что соответствует первой фазе общего адаптационного синдрома. Повышенный тонус симпатического отдела нервной системы оказывает отрицательное влияние на обучение и индивидуальную устойчивость к стрессу [6, 20, 23]. На I курсе преобладали лица с парасимпатическим тонусом ВНС, что может рассматриваться как утомление организма в условиях эмоционального напряжения [18, 24].

Динамика АП выражалась в повышении значений у русских студентов с I по III курс, а тувинских — с I по II курс и повторным значительным повышением на V курсе. Более высокие величины АП на III и V курсах у русских студентов свидетельствуют о более низком адаптивном резерве их организма. На II курсе также снижался УФС в обеих национальных группах: у русских на 16,5%, у тувинцев на 2,6%.

В динамике процессов адаптации имеются национальные особенности. Русские студенты имеют более совершенные приспособительные механизмы и значительные мобилизационные резервы, обеспечивающие им краткосрочную адаптацию на I—II курсах, а на старших курсах более высокими адаптивными возможностями овладевают тувинские студенты.

В ходе исследования обнаружили тендерные различия в показателях, характеризующиеся более низкими САД, ПД и АД.Р у девушек на всех курсах обучения, а ДАД — на I и V курсах. Также выявили более высокие значения ЧСС у девушек на I—IV курсах, однако на V курсе у юношей частота пульса выше, что, вероятно, связано с усилением симпатического влияния на регуляцию ЧСС, отражающего психоэмоциональное состояние юношей. У девушек ниже МОК и ДП, а УИ выше, что свидетельствует о лучшем состоянии аппарата кровообращения и высоком функциональном резерве ССС девушек. Анализ индивидуальных значений ВИК показал, что на I курсе более половины тувинских (56,3 ± 4,2%) и русских (52,4 ± 10,9%) юношей имели парасимпатический тонус ВНС, в то время как больше половины девушек — лица с симпатическим тонусом (56,3 ± 3,4% тувинок и 55,9 ± 8,5% русских). На более высокие показатели адаптации у девушек по сравнению с юношами указывают многие авторы [12, 22].

Заключение. Таким образом, полученные данные о динамике процессов адаптации студентов к обучению позволяют заключить, что у студентов тувинской национальности оптимальные механизмы адаптации регистрируются на старших курсах, а у русских студентов — на младших.

Проведенные нами исследования позволили установить, что в функциональном состоянии студентов имеется негативная тенденция показателей гемодинамики на II и V курсах независимо от национальности. Ухудшение основных показателей гемодинамики на II курсе свидетельствует о напряжении функционального состояния, связанного с периодом нестабильной адаптации на учебную нагрузку. На V курсе изменения показателей ССС, вероятно, связаны с усилением психоэмоциональной нагрузки в связи с предстоящим окончанием вуза и перспективами дальнейшей жизнедеятельности.

Отмеченные периоды ухудшения показателей ССС свидетельствуют, что адаптация организма студентов не протекает по определенной прямой, а проходит через фазы, причем их последовательность зависит от продолжительности обучения, отличается по половому признаку и национальной принадлежности.

По изученным показателям, девушки обладают более высокими приспособительными возможностями, чем юноши. Наиболее неблагоприятные адаптационные процессы отмечены у русских юношей, их показатели гемодинамики ухудшаются не только на II и V курсах, но и на курсах, на которых для других исследуемых групп характерна долговременная адаптация.

Л итература

1. Агаджанян Н. А. // Физиол. человека. — 1997. — Т. 23, № I. - С. 93-97.

2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валео-логия. — Ростов н/Д., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Баевский Р. Л/., Берсенева А. П., Вакулин В. К. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1987. — № 8. — С. 6-10.

4. Виноградова Т. С. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. — М., 1986.

5. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М., 1998.

6. Данилова Н. Н., Астафьев С. М. // Журн. Высш. нервн. деят. - 1999. - Т. 49. - С. 28-32.

7. Загрядский В. П., Сулемо-Сумуйлло 3. К. Методы исследования физиологии труда. — Л., 1976.

8. Загулова Д. В., Васильева В. Н., Подкопаева Т. И. и др. // Здоровье студентов. — М., 1999. — С. 11 — 12.

9. Игнатова С. Н., Соловьева Н. В. // Экол. человека. - 2002. - № 1. - С. 34-35.

10. Казин Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. и др. // Физиол. человека, 2002. - Т. 28, N° 3. - С. 23-29.

11. Кесватера Т. В., Рыбаков В. П. // Экол. человека. — 1998. - № 2. - С. 39-41.

12. Лунев Д. А., Джумагалиева А. К., Горст В. Р. // Физиология и медицина: Всероссийская конф. молодых исследователей. — СПб., 2005. - -С. 70.

13. Неверов В. Н. // Экол. человека. — 2002. — № 1. — С. 9-12.

14. Новожилов Г. Н., Давыдов О. В., Мазуров К. В. и др. // Воен.-мед. журн. - 1969. - № 8. - С. 68-69.

15. Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев, 1986.

16. Рагозин А. Н. // Вестн. аритмол. — 2001. — № 22. — С. 37-40.

17. Соколов А. Я., Суханова И. В. // Экол. человека. — 2006. — № 1. — С. 24-27.

18. Ульянинский Л. С. // Физиол. журн. — 1994. — Т. 80, № 2. - С. 23-26.

19. Умрюхин Е. А., Бадиков В. И., Новикова Л. П. и др. // Рос. физиол. журн. — 1998. — Т. 84, № 1-2. -С. 125-130.

20. Grews D., Landers D. // Med. Sei. Sports Exerc. - 1987.

- Vol. 19, N 5. - P. 114-118.

21. Hannah T. // Behav. Med. - 1988. - Vol. 14, N 2. -P. 59-63.

22. Sega S., Jager F., Kiaula T. // Clin. Auton. Res. - 1999.

- Vol. 3, N 3. - P. 175-182.

23. Shulhan D., Scher H. // Psychophysiology. - 1986. — Vol. 23, N 5. - P. 562-568.

24. Spalding Т., Yeffers L., Poges S. et al. // Med. Sei. Sports Exerc. - 2000. - Vol. 32, N 3. - P. 254-259.

Поступила 07.05.08

Гигиена питания

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2010 УДК 613.2:612.017.1 ]-0S4.7(57t)

Е. В. Агбалян, Н. С. Половодова, А. А. Буганов

СВЯЗЬ МЕЖДУ АЛИМЕНТАРНЫМ ФАКТОРОМ И СОСТОЯНИЕМ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ МИГРАНТОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ГУ НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, Надым

Агбалян Е. В. — д-р биол. наук; Половодова Н. С. — канд. биол. наук; Буганов А. А. — член-корр. РАМН, доктор мед. наук, профессор, директор института (nii-mpks@mail.ru)

Изучено влияние различных по калорийности рационов питания на показатели клеточного и гуморального иммунитета, неспецифическую резистентность у мигрантов Крайнего Севера. При снижении содержания в рационе питания основных нутриентов и витаминов у женщин первым реагирует В-клеточное звено иммунитета, у мужчин — нейтрофильные лейкоциты. Корреляционный анализ выявил значимые связи палоч-коядерных нейтрофильных гранулоцитов, фагоцитарного числа моноцитов, В-лимфоцитов с калорийностью рационов питания.

Ключевые слова: алиментарный фактор, состояние иммунной системы, Крайний Север, мигранты

Ye. V. Agbalyan, N. S. Polovodova, A. A. Buganov. - ASSOCIATION BETWEEN THE ALIMENTARY FACTOR AND THE IMMUNE SYSTEM IN MIGRANTS TO THE FAR NORTH

The impact of diets different in caloric values on cellular and humoral immunity, nonspecific resistance was studied in Far North migrants. When the dietary intake of essential nutrients and vitamins was reduced, B-cell immunity and neutrophilic leukocytes were the first to react in females and males, respectively. Correlation analysis revealed significant correlations of stab neutrophils, the phagocytic number of monocytes, and В lymphocytes with the caloric value of foods.

Key words: alimentary factor, immunity system, Far North, migrants

Адекватное сбалансированное питание — один из мощных факторов внешней среды, определяющий нормальные физиологические функции организма и прежде всего его иммунобиологическую реактивность и неспецифическую резистентность. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что состояние иммунной системы является ранним и чувствительным показателем негативного действия на организм алиментарных факторов. Более того, началь-

ные признаки нарушения функции иммунной системы служат хорошим индикатором развития премор-бидных состояний и инструментом донозологической диагностики [3, 6).

Цель исследования — изучение влияния различных по калорийности рационов питания на показатели клеточного, гуморального и неспецифического звеньев иммунитета мигрантов в возрасте 20—59 лет, проживающих на Крайнем Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.