Научная статья на тему 'Состояние рынка микрофинансовых организаций и влияние банка России на его развитие'

Состояние рынка микрофинансовых организаций и влияние банка России на его развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИКРОЗАЙМЫ / БАНК РОССИИ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедеева А.Р., Авис О.У.

Микрофинансовые организации это один из источников получения заемных средств для населения нашей страны, который пользуется достаточно высоким спросом на сегодняшний день и составляет конкуренцию банковскому сектору. Так как с недавних пор регулятором деятельности этих организаций является Банк России, осуществляющий контактный и дистанционный надзор за их деятельностью с точки зрения соблюдения ими установленных стандартов, сегодня наблюдается существенное уменьшение числа микрофинансовых организаций, в основном из-за нарушений требований законодательства. Тем самым на рынке остаются только эффективные и сильные организации, которые своей целью ставят привлечение инвестиций и выдачу займов для платежеспособных клиентов. Несмотря на наличие ряда проблем, микрофинансовые организации при поддержке Банка России имеют хорошие перспективы развития на конкурентном рынке банковских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедеева А.Р., Авис О.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка микрофинансовых организаций и влияние банка России на его развитие»

Состояние рынка микрофинансовых организаций и влияние Банка России на его развитие

Ахмедеева Алина Ринатовна,

студентка факультета финансовых рынков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Авис Олег Ушерович,

канд. экон. наук, доц.,

Департамент финансовых рынков и банков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Микрофинансовые организации - это один из источников получения заемных средств для населения нашей страны, который пользуется достаточно высоким спросом на сегодняшний день и составляет конкуренцию банковскому сектору. Так как с недавних пор регулятором деятельности этих организаций является Банк России, осуществляющий контактный и дистанционный надзор за их деятельностью с точки зрения соблюдения ими установленных стандартов, сегодня наблюдается существенное уменьшение числа микрофинансовых организаций, в основном из-за нарушений требований законодательства. Тем самым на рынке остаются только эффективные и сильные организации, которые своей целью ставят привлечение инвестиций и выдачу займов для платежеспособных клиентов. Несмотря на наличие ряда проблем, микрофинансовые организации при поддержке Банка России имеют хорошие перспективы развития на конкурентном рынке банковских услуг. Ключевые слова: микрофинансовые организации, микрозаймы, Банк России, банковский надзор, регулирование, риски.

В настоящее время в Российской Федерации складывается достаточно нестабильная экономическая ситуация, большое число граждан ощущает нехватку средств для достойного существования, что способствует повышению их спроса на кредиты в банках. Далеко не всегда банковские учреждения готовы его удовлетворить в силу значительных рисков, для принятия положительного решения ужесточают свои требования к потенциальным заемщикам и после анализа их кредитоспособности довольно часто отказывают в кредите. Поскольку микрофинансовые организации, как правило, не так строго подходят к оценке финансового положения граждан, они в большинстве случаев соглашаются выдать в виде кредита необходимую сумму, но процентные ставки по нему, как правило, существенно превышают уровень процентных ставок в коммерческих банках.

В связи с этим представляется необходимым уточнить статус микрофинансовых организаций и перечень функций, выполняемых ими. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определяет, что они являются юридическими лицами, которые осуществляют микрофинансовую деятельность и внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке [1].

Микрофинансовые организации (далее - МФО) имеют право выдавать физическим лицам микрозаймы, сумма по которым не превышает 1 млн руб., а юридическим лицам - не более 3 млн руб., запрашивать документы, необходимые для оценки платежеспособности, отказывать в предоставлении займов ненадежным заявителям, а также предоставлять информацию о заемщиках в бюро кредитных историй. При этом МФО имеют право привлекать денежные средства в виде инвестиций на определенных выгодных условиях для развития бизнеса и увеличения своего капитала.

С учетом введения Банком России в 2018 г. пропорциональной системы регулирования банковской сферы и деления кредитных организаций на банки с универсальной и базовой лицензией у последних появилась возможность получения статуса МФО в случае недостаточности средств для ведения банковской деятельности [9]. Понятно, что при этом достаточно вероятна частичная утрата ими доверия и средств вкладчиков, им придется изменить условия кредитования, сузить масштабы

-&

С

о ш и-4 Н

Н

обслуживаемой клиентуры и перечень оказываемых услуг. Однако и в этом статусе бывшие банки с базовой лицензией смогут продолжить свою деятельность на рынке банковских услуг [8].

Переходя к анализу текущего состояния рынка, следует отметить, что сохраняется тенденция сокращения представительства МФО. Так, за три квартала 2018 г. их число сократилось на 5,8% (123 МФО): на 1 октября 2018 г. функционировали 2001 МФО. Такая ситуация является следствием работы Банка России по оздоровлению финансового рынка и выводу недобросовестных игроков - на рынке остаются наиболее устойчивые организации.

Динамика количества МФО в Российской 1.111. £

Рисунок 1. Динамика количества МФО в Российской Федерации (ед.)

Источник: Годовой отчет деятельности МФО. URL : http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

При этом обращает на себя внимание рост портфеля займов МФО, который за III квартал 2018 г. вырос на 11,2% и составил 148,6 млрд руб.

Уровень концентрации на рынке микрофинансирования относительно невысок по сравнению с банковским сектором: в топ-50 МФО сосредоточено около 69,1% совокупного портфеля МФО, тогда как в банковском секторе он составляет почти 90%. Относительно низкая концентрация является свидетельством более конкурентной среды и снижает риск существенного ухудшения ситуации на рынке из-за дефолта одного или нескольких крупных игроков.

Средняя сумма займа за последние 12 месяцев выросла: по физическим лицам - на 15,8%, до 12,1 тыс. руб., по субъектам малого и среднего предпринимательства - на 42%, до 1 009,1 тыс. руб.

CL

е

о Сч]

Рисунок 3. Динамика изменения средней суммы микрозайма, тыс. руб.

Источник: Годовой отчет деятельности МФО. URL : http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

Рост портфеля займов сопровождается и ростом положительного финансового результата в целом по рынку, который за III квартала 2018 г. увеличился почти в 2 раза.

Рисунок 2. Динамика чистой прибыли (убытков) МФО, млрд руб.

Источник: Годовой отчет деятельности МФО. URL : http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

Как известно, регулированием деятельности российских МФО занимается Центральный банк РФ, который выдает свидетельство о внесении в единый реестр, а нормы регулирования разрабатываются совместно с Министерством Финансов страны.

Банк России проводит инспекторский и дистанционный надзор. Инспекторский надзор - это форма надзора, при котором уполномоченные представители Центрального банка проводят проверки непосредственно в организации [4]. Если данная проверка инициирована Банком России, то она проводится аудиторскими организациями и актуариями, если же по поручению Комитета финансового надзора Банка России - то саморегулируемой организацией, членство МФО в которой является обязательным. В 2018 году при проверках МФО Банк России выявил около 1400 нарушений, 45% которых связано с недостоверностью отчета, 39% - с несоблюдением законодательства при предоставлении потребительских займов, 4% - с несоблюдением нормативов достаточности собственных средств и ликвидности и 3% - с несоблюдением законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов [5].

В целях развития деятельности субъектов микрофинансового рынка Банком России был создан институт кураторства, функции которого в первую очередь направлены на оказание помощи МФО и повышение качества и эффективности микрофинансовой деятельности. В частности, это корректное соблюдение требований законодательства, формирование зон развития МФО, оперативное решение вопросов при осуществлении профильной деятельности.

Дистанционный надзор осуществляется на основе мониторинга отчетности МФО, анализа информации из открытых источников и обращений граждан. Данный вид надзора, в отличие от инспекторского, проводится регулярно, в зависимости от риск-профиля организации и использует определенную методологическую базу с учетом складывающихся рисков.

Основные цели проверок связаны с достоверностью отчетности, выявлением фактов сомнительной и недобросовестной деятельности

(например, несоответствие объемов привлеченных денежных средств объемам выдаваемых займов, осуществление текущих выплат за счет новых клиентов). Поводом для таких проверок могут быть случаи представления недостоверной информации в бюро кредитных историй, навязывания дополнительных услуг страхований, взимания процентов за период, превышающий срок займа.

Полагаем, что прежде всего улучшенный надзор и ужесточение практики регулирования Банком России привели к улучшению качества рынка микрокредитования: постоянно увеличивается число МФО, вовремя представляющих отчетность и выполняющих установленные нормативы, МФО активно прибегают к более легальным методам взыскания просроченной задолженности и все чаще обращаются в суд.

В декабре 2018 г. был внесен ряд поправок в законодательство, затрагивающих вопросы потребительского кредита и микрофинансовой деятельности [2].

При их инициировании регулятор ставил перед собой несколько задач придания деятельности МФО большей прозрачности [6].

Первая поправка связана с наличием большой доли просроченных платежей по займам и вызванным этим заключением МФО большого числа договоров цессии, что заставляет задуматься об уменьшении стоимости микрозаймов. Вторая поправка направлена на ограничение полной стоимости кредита, т.е. величины максимальной процентной ставки в день: в первой половине года она уменьшится с 2 до 1,5% (что соответственно сократит и годовую ставку с 805 до 545,5%), а во второй половине года сократится до 1% в день.

Вводятся ограничения и по размеру максимальной переплаты по микрозайму - он не должен превышать 2,5% первоначального займа, а во второй половине года - 2%. Это ограничение включает не только размер займа, но и различные штрафы, которые вводятся при просрочке платежа.

Предполагается навести порядок и при выборе предмета обеспечения микрозаймов: сейчас их пользователи вынуждены в качестве залога предлагать свою недвижимость, но в силу большой доли их невозврата перед многими реально возникает угроза ее утраты в связи с взысканием долга. При ограничении размера микрозайма для сложившейся на практике суммы 100 тыс. руб., как предполагается, у МФО не будет возможности забрать недвижимость в счет долга.

Весной 2019 г. введены новые условия по займам «до зарплаты», размер которых не должен превышать 10 тыс. руб., срок - 15 дней, а сумма переплат - 30%. Это существенно повысит интерес к ним у тех групп людей, которые имеют небольшой регулярный доход, т.е. у студентов и пенсионеров.

Указанные выше законодательные инициативы в основном касаются защиты прав заемщиков. Однако предполагается применение мер, отстаивающих интересы самих МФО. Так, если раньше при просрочке самых популярных «займов до зар-

платы» МФО могли требовать возврата долга только из официальной зарплаты заемщика в пределах 25 тыс. руб., то в настоящее время эта сумма увеличена и составляет 100 тыс. руб.

Как нам представляется, в связи с такими законодательными изменениями рынок микрозаймов продолжит сокращаться за счет тех его участников, которые не готовы соблюдать новые правила. Это касается прежде всего мелких МФО, а более крупные будут ужесточать требования к клиентам, более тщательно проверять кредитные истории и достоверность представленных данных.

Вместе с тем приходится констатировать наличие проблем в деятельности МФО, которые не удалось решить за последние года одним только улучшением норм законодательства.

Прежде всего следует назвать основной проблемой развития МФО дефицит источников их финансирования. Согласно статистике, основным источником фондирования являются банковские кредиты, доля которых достигает 50% заемных средств, около 30% приходится на долю учредителей, и всего 20% - на привлеченные инвестиции. Вероятно, потенциальные инвесторы видят в деятельности МФО достаточно много рисков, в большинстве случаев их не привлекают даже более высокие ставки. Выходом из сложившейся ситуации может быть только повышение надежности МФО и большее доверие к ним со стороны участников рынка [10].

Существенным фактором, сказывающимся на эффективности деятельности МФО, является низкий уровень финансовой грамотности населения, что проявляется при принятии ими экономических решений. Зачастую люди, обращаясь в МФО, совершенно не осознают будущую материальную нагрузку в виде суммы уплачиваемого процента за год и необходимости вовремя погашать задолженность, невнимательно читают предлагаемый договор займа, согласно которому из-за просроченной задолженности они могут лишиться предложенного МФО залога.

Нередки случаи обращения к «серым» МФО, которые не имеют лицензии Банка России, необоснованного и непродуманного вложения в такие организации, которые никак не защищены законом и могут нанести существенный ущерб своим инвесторам, которые поддаются заведомо неоправданным обещаниям высоких процентных ставок.

Риски МФО в виде потерь их финансовых средств определяются не только предложением ими повышенных процентных ставок по займам, но и нередкими случаями нелегальной деятельности и «отмывания» денежных средств, поскольку в качестве учредителей у них числятся организации, находящиеся в офшорных зонах и использующие их для ухода от уплаты налогов.

Поскольку МФО в ряде случаев вынуждены «выбивать долги» у недобросовестных заемщиков, а также очень часто оформляют переуступку прав по своим требованиям, не соблюдая установленные законом правила и сроки, прибегая при этом к

-&

С

о ш и-4 Н

Н

услугам коллекторских агентств с не вполне прозрачными способами взыскания просроченных долгов, большая часть таких сделок оказывается недостаточно эффективной и в итоге наносит ущерб всему рынку микрофинансирования.

Существенную проблему для МФО представляет также повышение уровня конкуренции на рынке микрофинансирования. Она формируется как между самими МФО, которые стремятся увеличить свой портфель за счет предложения новых продуктов и технологий, так и с представителями еще одного института микрофинансирования - с кредитными кооперативами и союзами. Считается, что они являются менее рискованными, поскольку функционируют на основе субсидиарной ответственности, т.е. ответственности всех их участников, контролируются саморегулируемыми организациями и в случае возникновения финансовых проблем могут обращаться за поддержкой в специально создаваемый для этих целей фонд. Некоторые крупные МФО конкурируют с банками в сегменте выдачи небольших сумм, так как оформление займа в них занимает значительно меньше времени и требует меньшего объема документации. На рынке микрофинансирования представлены также ломбарды, которые намерены на основе агентского соглашения сотрудничать с МФО при выдаче «займов до зарплаты» под залог драгоценностей или автомобиля, извлекая выгоду в виде комиссионного вознаграждения.

В связи с этим возникает вопрос о перспективах развития рынка микрофинансирования и о месте и роли МФО в его функционировании. Судя по данным официальной статистики и мерам поддержки регулятора в целях повышения качества работы МФО, перспективы их развития неплохие.

Для реализации своего потенциала МФО должны активно использовать новые технологии, в частности создавать онлайн-платформы, с помощью которых их клиенты смогут в считаные минуты получить деньги и пользоваться дисконтными системами в различных розничных сетях.

Для этого потребуется улучшить приемы идентификации заемщиков, устранить проблемы в виде недостаточного анализа данных о потенциальном клиенте, ошибок при наборе номера телефона, искажений личной информации.

Важно, чтобы и Банк России внимательно изучал специфику поступающих жалоб на МФО и обеспечил тщательное и быстрое решение возникающих проблем, но вместе с тем учитывал специфику функционирования этих организаций при формировании механизма надзора.

Все это в итоге будет способствовать развитию сферы МФО и ее эффективному функционированию в интересах выдачи займов надежным клиентам, снижения просроченной задолженности, формирования положительной кредитной истории.

Литература

18. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. от

27.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

19. Федеральный закон от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

21. Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156-И (ред. от 24.09.2018) // СПС «Консуль-тантПлюс».

22. Годовой отчет деятельности МФО. URL : http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

23. Сравнение займов онлайн. Чем МФО отличается от банка? URL : https://loando.ru/statya/ chem-mfo-otlichaetsya-ot-banka/

24. Сравнение займов онлайн. Закон о микрозаймах: какие нововведения будут в 2019 году? URL : https://loando.ru/statya/zakon-o-mikrozajmah-kakie-novovvedeniya-budut-v-2019-godu

25. Банковское обозрение. Сфера финансовых интересов. Из банка - в МФО! Или обратно? URL : https://bosfera.ru/bo/iz-banka-v-mfo-ili-obratno

26. Banki.ru. Замглавы Минфина: МФО должны постепенно перейти в разряд банков с базовой лицензией. URL :

https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10828342

27. Канкулова Л.А. Проблемы и перспективы развития деятельности микрофинансовых организаций// Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Зебра, 2015. С. 79-82. URL : https://moluch.ru/conf/econ /archive/133/7533/

MARKET CONDITION OF MICROFINANCE ORGANIZATIONS AND THE IMPACT OF THE BANK OF RUSSIA ON ITS DEVELOPMENT

Akhmadeeva A.R.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

Avis O.U.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

e

о Сч]

Microfinance organizations are one of the sources of borrowing for the population of our country, which is in rather high demand today and competes with the banking sector. Since recently, the Bank of Russia is the regulator of these organizations, carrying out contact and remote supervision of their activities in terms of their compliance with the established standards, today there is a significant decrease in the number of microfinance organizations, mainly due to violations of legal requirements. There, only the most effective and strong organizations remain on the market, whose goal is to attract investments and issue loans to solvent customers. Despite the presence of a number of problems, microfinance organizations with the support of the Bank of Russia have good prospects for development in the competitive banking services market.

Keywords: microfinance organizations, microloans, Bank of Russia, banking supervision, regulation, risks.

References

1. Federal law dated 02.07.2010 No. 151-FZ "About microfinance performance and microfinance organizations" (ed. by 27.12.2018) // ATP "Consultant".

2. Federal law of 27.12.2018 No. 554-FZ "On amendments to the Federal law "On consumer credit (loan)" and the Federal law "On microfinance activities and microfinance organizations" / / ATP "ConsultantPlus".

3. The Federal law from 02.12.1990 № 395-1 (ed. from 27.12.2018) "On banks and banking activities" (as amended. and DOP., entry. in force 01.01.2019) // ATP "Consultant".

4. The instruction of the Bank of Russia dated 01.09.2014 No. 156 (ed. by 24.09.2018) // ATP "Consultant".

5. Annual report of activities of the MFI. URL : http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

6. Comparison of loans online. How is MFI different from a Bank? URL : https://loando.ru/statya/chem-mfo-otlichaetsya-ot-banka/

7. Comparison of loans online. Law about give loans to: what innovations will in 2019? URL : https://loando.ru/statya/zakon-o-mikrozajmah-kakie-novovvedeniya-budut-v-2019-godu

8. Banking review. Sphere of financial interests. From Bank - in MFI! Or Vice versa? URL : https://bosfera.ru/bo/iz-banka-v-mfo-ili-obratno

9. Banki.ru. The Deputy head of the Ministry of Finance: MFIs should gradually move into the category of banks with a basic license. URL : https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10828342

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kankulov L.A. Problems and prospects of development of microfinance institutions// Economics, management, Finance: materials of the IV mezhdunar. science. Conf. (Perm, April 2015). Perm : Zebra, 2015. P. 79-82. URL : https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7533/

-&

c

o

ra u-4 ñ

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.