Научная статья на тему 'Оценка институциональной структуры и тенденций развития рынка микрофинансирования в РФ'

Оценка институциональной структуры и тенденций развития рынка микрофинансирования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИКРОКРЕДИТ / МИКРОЗАЕМ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / MICROFINANCE MARKET / INSTITUTIONAL MARKET STRUCTURE / MICROFINANCE INSTITUTIONS / MICROCREDIT / MICROLOAN / CENTRAL BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Константиновна, Завадская Вера Владимировна

Проблема и цель. Проблема эмпирического исследования состоит в выявлении ключевых факторов, влияющих на институциональную структуру и динамику современного рынка микрофинансирования в Российской Федерации. Цель исследования заключается в определении возможных тенденций стабильного развития отечественного микрофинансового рынка. Методология. Исследование проводилось на основе обобщения и систематизации статистических и аналитических данных Центрального банка РФ, Федеральной службы статистики. Результаты. На основании проведенного анализа институциональной структуры и динамики микрофинансового рынка России, определены проблемы его развития на современном этапе и сформулированы решения по дальнейшей стабилизации данного сектора финансовой системы страны. Выводы. Основные направления стабильного развития российского микрофинансового рынка связаны с пересекающимися сферами интересов государства, заемщиков микрофинансовых организаций и самих микрофинансовых организаций. В условиях сворачивания крупными финансово-кредитными организациями физических каналов продаж в малонаселенных пунктах микрофинансовый рынок может компенсировать доступ населения к кредитным услугам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL STRUCTURE AND DEVELOPMENT TRENDS IN THE MICROFINANCE MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The problem of this empirical research is to identify the key factors influencing the institutional structure and dynamics of the modern microfinance market in the Russian Federation. The purpose of the research is to identify possible trends in sustainable development of Russian microfinance market. Materials and Methods. The research has been conducted using generalization and systematization of statistical and analytical data of the Central Bank of the Russian Federation and the Federal State Statistics Service (Rosstat). Results. Based on the analysis of the institutional structure and dynamics of the microfinance market in Russia, the problems of its development at the present stage are identified. Decisions on the further stabilization of the microfinance market of Russia as a sector of the country's financial system are formulated. Conclusions. The main directions of the sustainable development of the Russian microfinance market are related to overlapping areas of interest of the state, borrowers of microfinance institutions and microfinance institutions themselves. When large financial and credit institutions close sales offices in sparsely populated settlements, the microfinance market can compensate access to credit services for population.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональной структуры и тенденций развития рынка микрофинансирования в РФ»

УДК 336.73 JEL: G21, G28

DOI 10.17238^1998-5320.2019.37.194

Е. К. Кузнецова, Омская гуманитарная академия В. В. Завадская, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ

Проблема и цель. Проблема эмпирического исследования состоит в выявлении ключевых факторов, влияющих на институциональную структуру и динамику современного рынка микрофинансирования в Российской Федерации. Цель исследования заключается в определении возможных тенденций стабильного развития отечественного микрофинансового рынка. Методология. Исследование проводилось на основе обобщения и систематизации статистических и аналитических данных Центрального банка РФ, Федеральной службы статистики. Результаты. На основании проведенного анализа институциональной структуры и динамики микрофинансового рынка России, определены проблемы его развития на современном этапе и сформулированы решения по дальнейшей стабилизации данного сектора финансовой системы страны. Выводы. Основные направления стабильного развития российского микрофинансового рынка связаны с пересекающимися сферами интересов государства, заемщиков микрофинансовых организаций и самих микрофинансовых организаций. В условиях сворачивания крупными финансово-кредитными организациями физических каналов продаж в малонаселенных пунктах микрофинансовый рынок может компенсировать доступ населения к кредитным услугам. Ключевые слова: рынок микрофинансирования, институциональная структура рынка, микрофинансовые организации, микрокредит, микрозаем, Центральный банк.

Проблема и цель. Развитие системы микрофинансирования в России приобретает все большее значение для современной отечественной экономики, развития бизнеса, а также для повышения уровня жизни наших соотечественников. Построение социально ориентированной финансовой системы, в которой широко развито предпринимательство и обеспечен доступ широкого круга населения к финансовым ресурсам и услугам - основная цель системы микрофинансирования. Значение микрофинансирования резко повышается в связи с макроэкономической нестабильностью и ростом геополитической напряженности. Наблюдается рост рынка микрофинансирования во всем мире и в России.

Цель: на основе проведенной оценки институциональной структуры определить направления развития рынка микрофинансирования в РФ.

Методология. В исследовании использованы положения теории институциональной динамики, теории финансов и концепций функционирования финансового рынка. В числе общенаучных и эмпирических методов применялись сравнительный анализ, методы табличной и графической интерпретации. При исследовании тенденций микрофинансирования, выявления ниш на рынке финансовых услуг необходимо учитывать тенденции развития банковского сектора [1-2].

Тенденции развития рынка микрофинансирования в РФ изучены на основе анализа динамики базовых индикаторов, характеризующих состояние рыночных субъектов, их деловую активность. В рамках сформированной на момент подготовки работы системы нормативного регулирования рынка микрофинансирования в РФ, ведущие микрофинансовую деятельность компании подлежат обязательной регистрации в соответствующем реестре, а результаты их деятельности анализирует Центральный банк России. Соответственно, основными источниками для анализа тенденций развития рынка микрофинансирования в РФ выступают данные указанного реестра, аналитические материалы ЦБ России, а также данные о состоянии рынка из прочих источников.

Результаты. По данным реестра МФО, современные тенденции развития рынка характеризуются интенсивным снижением числа его участников в период с 2014 г. по настоящее время. Причем это интенсивное снижение практически зеркально отражает тенденции роста рынка в начале 2010-х гг.

Рис. 1. Количество МФО в реестре, ед. [8; 10]

Рост числа участников рынка в период с начала 2010-х гг. до 2014 г. более чем в 15 раз до уровня в 4200 организаций является следствием ряда факторов:

• легализация деятельности микрофинансовых организаций, учреждение их реестра создало предпосылки для активной регистрации в установленных ЦБ России формах микрофинансовых организаций. Как следствие, тенденция активного роста числа микрофинансовых организаций в реестре отражает не только увеличение реального числа микрофинансовых организаций, но и регистрацию в реестре МФО компаний, которые и ранее занимались микрофинансовой деятельностью;

• рынок микрофинансирования для российской предпринимательской среды и физических лиц не является полностью конкурентным рынку кредитования крупных банков. Несмотря на родственную природу деятельности и отдельные соприкасающиеся рыночные сегменты, микрокредитные организации и банки функционируют в несколько разных рыночных нишах. Как следствие, наращивание числа участников рынка в начале 2010-х гг. можно также отнести и к приходу в относительно свободную рыночную нишу новых участников, нового капитала;

• резкое снижение числа микрофинансовых организаций в период с начала 2014 г. является следствием двух основных стимулов. Во-первых, вследствие существенного ухудшения состояния экономики на фоне валютного и экономического кризисов резко ухудшилось состояние кредитного портфеля российских микрофинансовых организаций. Законодательные инициативы о повышении уровня защиты заемщиков от неэтичных и противозаконных действий кредитных организаций (в частности, федеральные законы «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» [3], а также легализация института банкротства физических лиц) существенно снизили возможности микрофинансовых организаций по организации взыскания средств. Как следствие, с рынка начали уходить компании, чей формат организации процессов кредитования не обеспечивал эффективной с точки зрения финансовой устойчивости деятельности. Во-вторых, с начала 2010-х гг. существенно ужесточилась регуляторная политика ЦБ России в отношении кредитного сектора. Несмотря на то, что основной вектор внимания ЦБ России именно крупные финансово-кредитные организации, на рынке микрофинансовых организации можно наблюдать явно обозначенные тенденции регулирующей ликвидации Центральным банком страны организаций, не отвечающих установленным требованиям.

Характерной особенностью современного периода развития рынка микрофинансирования РФ является рост кредитного портфеля (портфеля микрозаймов) на фоне снижения общего числа мик-рокрофинансовых организаций. Так, если общее число микрофинансовых организаций в рассматриваемый период снизилось с 4200 ед. в 2014 г. до 2002 ед. в 2018 г. (практически в 2 раза), то портфель микрозаймов показал рост с 131 млрд руб. в 2014 г. до 256,1 млрд руб. в 2017 г. (также практически в 2 раза). Указанные разнонаправленные тенденции демонстрируют тот факт, что сжатие числа участников рынка не приводит к сжатию его кредитного потенциала для экономики.

Сформированная структура потребителей кредитных продуктов на российском рынке микрокредитования может считаться относительно стабильной с явным доминированием в ней физических лиц и относительным усилением их роли в период 2016-2018 гг. В целом, по состоянию на 01.01.2019 82 % займов микрофинансовых организаций приходилось на заемщиков - физических лиц, 10 % - на заемщиков, относящихся к категории индивидуальных предпринимателей, и 8 % - к категории юридических лиц. В этом можно проследить характерные отличия рыночных ниш микрофинансовых организаций от крупных финансово-кредитных организаций, для которых основной объем кредитного портфеля, как правило, формируется в корпоративном секторе.

■ микрозаймы юридическим лицам

■ микрозаймы индивидуальным предпринимателям

■ микрозаймы физическим лицам

Рис. 2. Структура портфеля займов микрофинансовых организаций [8;10]

За период с начала 2016 г. по 2018 г. можно наблюдать относительное усиление вклада физических лиц в структуру портфеля займов микрофинансовых организаций с 75,7 % до 82 %. При этом наращивание доли заемщиков - физических лиц происходит скорее за счет индивидуальных предпринимателей - их вклад в структуру микрозаймов сократился наиболее существенно.

Одним из базовых параметров рынка является кредитная политика микрофинансовых организаций.

По состоянию на 31.12.2018 наиболее высокий уровень средних ставок потребительских кредитов на рынке сформировался в секторе займов без обеспечения на срок до 30 дней и сумму до 30 тыс. руб. Наименьшая стоимость капитала для заемщиков сформирована в сегменте займов продолжительностью от года на сумму свыше 100 тыс. руб. Рассматривая динамику позиции участников рынка в отношении стоимости капитала, можно наблюдать рост средних ставок кредитования. Так, за четыре года стоимость займов без обеспечения суммой до 30 тыс. руб. и сроком займа до 30 дней выросла с 605,2 % годовых до 641,8 % годовых. Частично эту динамику можно объяснить реакцией рынка на возросшие риски на фоне ухудшения платёжеспособности заемщиков.

800 600 400 200 0

605,2 613,2 599,4 615,1 596,7 631,8 641,8

64,7 63 66,1 66,7 77,5 76,5 75,3

IV кв. II кв. IV кв. II кв. IV кв. II кв. IV

2015 2016 2016 2017 2017 2018 кв.2018

Потребительские микрозаймы без обеспечения (кроме РОБ-микрозаймов)

Потребительские микрозаймы с обеспечением в виде залога

Рис. 3. Среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов), % годовых [8; 10]

Таким образом, современное состояние микрофинансового рынка РФ характеризуется наращиванием кредитной активности участников рынка на фоне сжатия их абсолютного числа. Структура рынка по составу основных потребителей продуктов микрофинансовых организаций в целом сформирована, а сам рынок характеризуется относительно высоким уровнем конкуренции и уровнем развития институциональной среды.

Современные проблемы функционирования рынка можно разделить на совокупность групп по природе происхождения той или иной проблемы. Обобщенно к числу подобных проблем можно отнести:

• проблемы рыночного характера, сдерживающие развитие рынка в условиях замедления темпов роста экономики и падения платежеспособности населения как основных потребителей продуктов микрофинансовых организаций. Падение доходов населения при этом, с одной стороны, стимулирует спрос на продукты микрофинансовых организаций, а с другой - ухудшает платежеспособность заемщиков (как обобщающую характеристику их способности ответить по принимаемым на себя обязательствам перед микрофинансовой организацией);

• проблемы регулятивного характера, ухудшающие эффективность операционной деятельности микрофинансовых организаций;

• проблемы институциональной среды рынка, негативно влияющие на качество операционной деятельности микрофинансовых организаций.

Проанализируем указанные проблемы подробнее. Состав рыночных проблем оказывает комплексное воздействие на микрофинансовый рынок. С одной стороны, падение уровня доходов населения, рост требований к заемщикам крупных финансово-кредитных структур, а также замедление темпов экономического роста (ухудшение состояния предпринимательской среды) ведут к росту спроса на кредитные ресурсы у широкой совокупности физических и юридических лиц. С другой стороны, общее ухудшение состояния уровня доходов населения (при наличии законодательной базы банкротства физических лиц) и ухудшение результатов финансовой деятельности организации (при аналогичном инструменте защиты организаций банкротов) создает угрозу ухудшения качества кредитного портфеля микрофинансовых организаций. К примеру, за предшествующее десятилетие численность индивидуальных предпринимателей в РФ снизилась более чем на 2,5 млн. чел. Несложно предположить, что подобная тенденция вполне могла повлечь за собой утрату платежеспособности указанных участников рынка и, соответственно, утрату перспектив взыскания их задолженности для всех кредитных организаций.

Наблюдаются негативные тенденции и в состоянии платёжеспособности остающихся на рынке организаций.

100,0

0,0 -100, -200

,0 ,0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Рис. 4. Тенденции изменения финансового состояния российских предприятий [9]

Таким образом, замедление темпов социально-экономического развития РФ, с одной стороны, стимулирует спрос на продукты микрофинансовых организаций, а с другой - выражает собой проблему потенциального снижения платежеспособного спроса на рынке микрофинансирования.

Определенная совокупность проблем рынка микрофинансирования формируется в сфере его нормативно-правового регулирования. К подобным проблемам можно отнести:

• недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, учитывающей специфику конкретных микрофинансовых организаций [4, с. 427];

• отсутствие унифицированных форм отчетности для различных видов микрофинансовых организаций [4, с. 427], систем рейтинговых оценок микрофинансовых организаций, стандартов реструктуризации и рефинансирования займов в структуре микрофинансового рынка;

• недостаточно проработанная нормативная база, не позволяющая микрофинансовым организациям получать доступ к временно свободным средствам внебюджетных фондов.

К числу глобальных проблем развития рынка можно отнести недостаточно проработанную позицию правительства РФ в сфере развития микрофинансового рынка с учетом потенциала его участия в решении социально-экономических проблем. Как показывает практика зарубежных стран, микрофинансовый рынок действительно обладает подобным потенциалом. Функции государства, как регулятора микрофинансового сектора экономики, заключаются в первую очередь в разработке и установлении нормативно-правовых основ осуществления микрофинансовой деятельности. При этом не сформулирована и не разработана концепция развития микрофинансового рынка, не наблюдается активного обсуждения его проблем в форме проектов концепций развития рынка. Недостаточное внимание государства к развитию рынка выражается (в числе прочего) в следующем: отсутствие льготных режимов развития микрофинансовых компаний; сохранение высокой доли «теневого сектора» на рынке микрофинансовых услуг; низкая степень интеграции проблем микрофинансового рынка в отраслевые программы развития (к примеру, в программы развития малого бизнеса, программы социально-экономического развития).

При рассмотрении направлений развития рынка микрофинансирования РФ в ряде исследований происходит концентрация внимания на ужесточении регулирования (вплоть до директивного управления ставкой кредитования со стороны государства для микрофинансовых организаций), повышении прозрачности рынка. Отдельное внимание уделяется в целом негативной окраске деятель-

ности микрофинансовых организаций в восприятии населения, что частично является следствием смешивания образа микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. При этом игнорируется тот потенциал участия микрофинансовых организаций в национальном кредитном рынке, в контексте которого и должны рассматриваться направления развития микрофинансирования.

В ряде исследований была выделена точка зрения, указывающая на значимую роль микрофинансирования в решении социальных и экономических задач. В действительности, микрофинансовые организации за счет более агрессивной кредитной политики, чем крупные финансовые структуры, принимают более активное участие в предоставлении финансово-кредитных услуг населению и субъектам предпринимательства, находящимся за пределами банковского кредитования крупными финансово-кредитными организациями. Следствиями участия микрофинансовых организаций в финансово-кредитном рынке исследователи указывают стимулирование предпринимательской активности в секторе малого и среднего кредитования, снижение безработицы, решение социальных задач поддержки малообеспеченного населения при реализации программ краткосрочного кредитования.

При этом однобокое рассмотрение микрофинансовых организаций как не играющих подобной роли ведет к тому, что и направления развития рынка микрофинансирования рассматриваются с игнорированием их социально-экономического потенциала. В то же время мировая практика развития рынков микрофинансирования содержит успешные примеры реализации микрофинансовых программ в странах с различным уровнем экономического развития, что позволяет рассматривать микрофинансовые организации как социально ориентированный бизнес, обладающий потенциалом адаптации к конкретным условиям социально-экономического развития национальных систем и дополняющий сектор традиционного кредитования в нишах, которые крупными финансово-кредитными организациями считаются либо слишком рискованными, либо организационно нерациональными для освоения [5].

Примечательно, что в отдельных исследованиях указываются как среда наиболее высокого развития микрофинансовых организаций - страны с высокой долей населения с относительно низкими доходами, которое оказывается фактически исключенным из финансово-кредитного обслуживания крупных финансовых корпораций. Рассмотрение микрофинансового рынка как прямого конкурента традиционному рынку кредитования также является не в полной мере верным. «Согласно статистике Бюро кредитных историй, только 25 % запросов в банки и МФО пересекаются» [4, с.426]. Микрофинансовый рынок в таких странах «восполняет неполноту и несовершенство традиционного финансового рынка» [6, с.101].

Проиллюстрируем далее, на базе данных Национальной статистики РФ, потребность в существенном пересмотре позиции государственного регулирования рынка микрофинансирования. Актуальными тенденциями развития социально-экономической ситуации в РФ в контексте той роли, которую мог бы сыграть рынок микрофинансовых организаций, необходимо отметить падение доходов населения, общее ухудшение состояния качества жизни населения с относительно низким уровнем доходов, замедление темпов роста экономики, особенно - в секторе малого предпринимательства. Подтвердим эти тенденции статистическими данными. Реальные располагаемые доходы населения РФ, по данным Федеральной службы государственной статистики, снижаются уже на протяжении четырех лет подряд. Другими словами, реальная обеспеченность населения финансовыми ресурсами в среднем по стране снижается. Подобная тенденция формирует строго негативные условия для достижения государственной цели повышения благосостояния населения и роста качества жизни.

Рис. 5. Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации, в % соответствующему периоду прошлого года [9]

Тенденция падения доходов населения на фоне роста цен приводит к росту в структуре расходов домохозяйств расходов на продукты питания и обязательные платежи, снижает финансовую мобильность,

создает риски того, что нехватка текущих доходов приведет к недостижению социальных стандартов жизни. При этом население может не относиться к малоимущим с точки зрения государства (если уровень доходов выше установленного государством уровня для признания малоимущими) и по этой причине не может претендовать на государственную поддержку. В этом направлении формируется среда развития участия микрофинансовых организаций в решении социально-экономических задач, в том числе - в формате финансовой поддержки населения. О повышении приоритета развития социально ориентированной роли микрофинансовых организаций говорит тенденция 2013-2018 гг., состоящая в росте численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в ретроспективе с начала 1990-х гг. наблюдался поступательный процесс снижения числа населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

25 1! 20 N Э 18 II 1,4 17 II ,7 17 II ,9 ,9 15 ,4 15 II ,5 16 ,5 16 19 II ,5 19 II ,5 19 И ,3 ,3

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 6. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел. [9]

Начиная с 2013 г., даже на фоне усилий правительства по повышению прожиточного минимума, потребительской корзины и минимального размера оплаты труда, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума выросла примерно на 4 млн чел. Таким образом, можно говорить о повышающейся значимости развития микрофинансового рынка как инструмента стабилизации ситуации в сфере падения доходов населения на фоне растущих цен. Логично, что действия государства по ужесточению политики в отношении «теневой экономики» (к примеру, проекты легализации самозанятых), усиления налоговой нагрузки (повышение НДС и прочие меры) должны сопровождаться действиями, направленными на компенсацию потенциальных негативных эффектов и в их числе содействие развитию социально ориентированных программ микрофинансового рынка.

Сфера потенциального применения рынка микрофинансирования как инструмента социально-экономического развития в РФ включает в себя также и содействие развитию малого и среднего бизнеса. Малый бизнес, как основа формирования среднего класса в государстве, в современной российской ситуации характеризуется относительно низким вкладом и в ВВП, и в сферу занятости. В период 2011-2018 гг. вклад малого предпринимательства в занятость РФ не превышал 15 % экономически активного населения, а участие сектора малого предпринимательства в формировании ВВП РФ существенно ниже, чем во многих развитых странах. При этом в период 2014-2018 гг. наблюдается снижение вклада малого предпринимательства в структуру занятости в РФ. Отдельные статистические данные о состоянии сектора малого предпринимательства в РФ указывают на общее снижение активности индивидуальных предпринимателей, наличие проблемы высокого уровня износа основных фондов (указывает на технологическую отсталость производственных процессов, относительно низкую способность выпускать конкурентоспособную продукцию).

На современном этапе развития предпринимательский сектор РФ характеризуется особо угрожающей тенденцией - в 2017 г. (впервые за предшествующее десятилетие) удельный вес ликвидируемых предпринимательских структур превысил удельный вес вновь открываемых учреждаемых организаций. В системе национальной статистики РФ учет подобных динамик отражается в виде группы показателей демографии организаций. Снижение предпринимательской активности является реакцией на широкую совокупность негативно влияющих на российский рынок факторов, одним из которых выступает ухудшение доступа к рынку капитала. При этом речь идет не столько о рынке «дешевых денег» (с низкими ставками за пользование капиталом), но, в принципе, об общем снижении лояльности кредитных организаций к сектору малого и среднего бизнеса как к высокорисковым заемщикам.

В отдельных источниках прямо указывается на признание предпринимательским сектором в качестве одной из базовых проблем - проблемы низкого доступа к рынку капитала. Вновь, как и в случае с ухудшением уровня доходов населения, в проиллюстрированной тенденции можно наблюдать потенциал расширения участия микрофинансового рынка в повышении доступа предпринимательского сектора к рынку капитала.

С позиции интересов государства можно выделить также и потенциал использования микрофинансового рынка как инструмента подавления «теневой экономики». Современный уровень развития «теневой экономики» в РФ достаточно высок (по разным оценкам может достигать 30 % ВВП государства) и долгосрочные цели социально-экономического развития в любом случае будут включать в себя цели снижения уровня «теневизации» экономики. Это позволит повысить собираемость налогов, обеспечить более высокий уровень защиты предпринимательских рисков и защиты наемного персонала. Микрофинансовые организации, представляя собой альтернативу теневому рынку капитала, за счет прозрачности своей деятельности могут содействовать легализации предпринимательских структур.

Состав выявленных предпосылок государственной заинтересованности в развитии рынка микрофинансирования можно дополнить необходимостью компенсации последствий для кредитного рынка политики ЦБ России по расчистке банковского сектора. Как видно на рис. 7, на протяжении периода 2010-2018 гг. главной тенденцией является непрерывное сокращение числа кредитных учреждений, функционирующих в экономике (более чем на 50 %). Данный факт обусловлен ужесточением процессов регулирования банковского сектора Банком России, в том числе - в сфере повышения нормативных требований к величине собственного капитала банков; в форме расчистки банковского сектора от банков, занимающихся «серыми» операциями транзита и конвертации капиталов, а также сбором обязательств с последующим выводом активов.

Рис. 7. Динамика количества функционирующих банков в РФ [9]

Практически двукратное снижение числа функционирующих банков в РФ указывает на сопоставимое снижение уровня конкуренции, а также на объективное снижение уровня доступности банковских услуг для широких слоев населения. У доминирующих на рынке кредитных организаций снижается потребность в конкуренции с банками меньшего размера. Более угрожающей в этой плоскости тенденцией можно считать тенденцию снижения числа банковских отделений. Несмотря на сокращение количества банков, вплоть до 2013 г. наблюдалась тенденция к росту числа розничных банковских точек обслуживания.

45000

40000 35000 30000

383 33944 33 011

01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16 01.01.17 01.01.18

Рис. 8. Динамика количества банковских отделений в России [9]

Снижение количества банковских отделений закономерно свидетельствует не только о повышении требований к качеству обслуживания клиентов в рамках действующей филиальной сети, но и о риске формирования территорий, в которых не будут функционировать физические каналы продаж банковских продуктов в принципе. Крупные игроки рынка банковских услуг намерены компенсировать снижение охвата рынка физическими каналами продаж за счет информатизации процессов оказания услуг [7, с. 47]. Если эта практика может показать свою эффективность для управления депозитами, оформления банковских карт, то для требующих зачастую контакта с потенциальным заемщиком операций кредитования, они могут оказаться неэффективными. С подобной ситуацией (но уже как следствие процессов цифровизации банковского сектора) столкнулись отдельные развитые государства, в которых появляются территории, на которых не представлены физические каналы продаж банковских услуг.

Таким образом, в условиях сворачивания физических каналов продаж крупных финансово-кредитных организаций, микрофинансовый рынок может реализовать функцию выравнивания доступа к кредитным услугам малонаселенных пунктов, а также компенсировать негативное влияние на конкуренцию в банковском секторе политики ЦБ России по расчистке рынка банковских услуг.

Выводы. В качестве обобщающего вывода о современных проблемах микрофинансовых организаций, а также проблем развития финансово-кредитного рынка РФ, направления развития российского микрофинансового рынка предлагается рассматривать на базе нескольких пересекающихся сфер интересов:

• интересов государства в расширении финансово-кредитного рынка и реализации им функций стимулирования развития малого и среднего бизнеса, поддержки населения с доходами ниже среднего. За счет развития рынка микрофинансирования государство может достигнуть перераспределения финансовой нагрузки в сфере поддержки малого бизнеса и социально незащищенных слоев населения, путем привлечения к решению этих задач субъектов микрофинансового рынка. Разумеется, достижение этих целей будет предполагать директивное и целенаправленное развитие микрофинансового рынка согласно отраслевой стратегии развития на базе сбалансированных интересов самих микрофинансовых организаций, малого бизнеса, населения;

• интересов заемщиков микрофинансовых организаций. Основными интересами данной группы участников рынка видится повышение уровня ответственности микрофинансовых организаций в сфере соблюдения норм законодательства, а также расширение доступа к заемным средствам;

• интересов самих микрофинансовых организаций.

С учетом указанных групп интересов видятся целесообразными следующие направления развития микрофинансового рынка:

• разработка государственной стратегии (программы, концепции, плана или иного аналогичного документа) развития микрофинансового рынка с позиции реализации его социально-экономического потенциала;

• дальнейшее развитие правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций на базе баланса интересов всех сторон, чьи интересы прямо или косвенно пересекаются на рынке микрофинансирования. В частности, необходимым видится повышение порогов входа на рынок (в форме, к примеру, лимитов на уставный капитал) с целью вывода с рынка изначально неконкурентоспособных организаций;

• экспансия физических каналов продаж микрофинансовых организаций в малые города, в которых формируется проблема дефицита финансовых организаций [5, с.179], а также развитие цифровых технологий оказания услуг;

• развитие технологий управления микрофинансовыми организациями, в том числе - повышение качества управления кредитным портфелем, внедрение эффективных методик оценки платежеспособности заемщиков;

• развитие агентской сети реализации услуг микрофинансовых организаций как механизма экспансии в регионы. Зарубежная практика показывает, что разветвленная филиальная сеть является одним из ключевых условий успешного развития микрофинансового рынка;

• повышение доступности для субъектов рынка микрофинансирования к рынку заемного капитала для расширения их ресурсной базы (что разовьет потенциал участия рынка микрофинансирования в решении социально-экономических задач и сдержит при этом рост ставок по кредитам). Частными мерами развития рынка в этом направлении называются «предоставление МФО возможности участия в закрытых денежных аукционах Минфина РФ, в размещении страховых взносов ПФ РФ, создание системы страхования вкладов» [4, с.430];

• обеспечение прозрачности расчетов микрофинансовых организаций с клиентами;

• повышение финансовой культуры населения для повышения кредитной дисциплины.

Реализация подобных мер на базе учета мнений всех заинтересованных в развитии микрофинансового рынка сторон способна обеспечить качественный рост рынка, сопровождающийся ростом доходности микрофинансовых организаций и повышением активности их в решении социально-экономических проблем.

Библиографический список

1. Патласов О. Ю., Васина Н. В. Моделирование оценки возможности привлечения заемных средств предпринимательскими структурами // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 5 С. 102-109;

2. Патласов О. Ю., Васина Н. В. Модели оценки кредитоспособности заемщиков сельскохозяйственных организаций // Финансы и кредит. 2013. № 39. С. 18-24.

3. Федеральный закон от 02.06.2010 . N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. от 27.12.2018) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102112 (Дата обращения 11.05.19)

4. Баламирзоев Н. Л. Роль микрофинансирования в развитии рынка финансовых услуг и объективная необходимость его государственного регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 426-430. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85086.html (Дата обращения 17.06.19).

5. Karpov V.V., Khairov B.G., Miller M.A., Miller E.V. Development of a method for assessing the compliance of state export support measures with the requirements of the OECD Arrangement on Officially Supported Export Credits/ Karpov V.V., Khairov B.G., Miller M.A., Miller E.V.// Espacios. 2019. Vol. 40 (Number 13). p. 28-35. [Электронный ресурс]. URL: https://www.revistaespacios.com/a19v40n13/19401328.html (Дата обращения 27.06.19)

6. Цхададзе Н.В. Микрофинансирование за рубежом: опыт решения социальных задач // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 101-109.

7. Годовой отчет Банка России 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ Collec-tion/Collection/File/19699/ar_2018.pdf (дата обращения 05.06.19)

8. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов 2018 г., №4 / Центральный банк России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/72204/review_mfo_18.pdf (дата обращения 05.06.19)

9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 05.06.19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Финансовые рынки / Надзор за участниками финансовых рынков / Саморегулируемые организации / Центральный банк России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_sro/ (дата обращения 12.06.19)

E. K. Kuznetcova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., 644105, Omsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0478-9833

e-mail: elfxf3@mail.ru V. V. Zavadskaya, Senior Lecturer,

Financial University under the Government of the Russian Federation, 6 Partizanskaya Ave., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3811-0569 e-mail: vvzavadskaya@fa.ru

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL STRUCTURE AND DEVELOPMENT TRENDS IN THE MICROFINANCE MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The problem of this empirical research is to identify the key factors influencing the institutional structure and dynamics of the modern microfinance market in the Russian Federation. The purpose of the research is to identify possible trends in sustainable development of Russian microfinance market.

Materials and Methods. The research has been conducted using generalization and systematization of statistical and analytical data of the Central Bank of the Russian Federation and the Federal State Statistics Service (Rosstat).

Results. Based on the analysis of the institutional structure and dynamics of the microfinance market in Russia, the problems of its development at the present stage are identified. Decisions on the further stabilization of the microfinance market of Russia as a sector of the country's financial system are formulated.

Conclusions. The main directions of the sustainable development of the Russian microfinance market are related to overlapping areas of interest of the state, borrowers of microfinance institutions and microfinance institutions themselves. When large financial and credit institutions close sales offices in sparsely populated settlements, the microfinance market can compensate access to credit services for population.

Keywords: microfinance market, institutional market structure, microfinance institutions, microcredit, microloan, Central Bank.

References

1. Patlasov O. Yu., Vasina N.V. Modeling the assessment of the possibility of borrowing funds by entrepreneurial structures. Audit and financial analysis. 2009. No. 5, pp. 102-109.

2. Patlasov O. Yu., Vasina N.V. Models for assessing the creditworthiness of borrowers-agricultural organizations. Finance and credit. 2013. No. 39, pp. 18-24.

3. Federal Law of 02.06.2010 N 151-FZ "On Microfinance Activities and Microfinance Organizations" (as amended on 27.12.2018). Website of Legal Reference System Consultant Plus [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102112/ (accessed 11.05.19). (In Russian).

4. Balamirzoyev N. L. The role of microfinance in the development of the financial services market and the objective need for its state regulation. Scientific-methodical Electronic Journal "Concept". 2015. Vol. 13. Pp. 426-430. [Electronic resource] Available at: http://e-koncept.ru/2015/85086.html (accessed 17.06.19) (In Russian).

5. Karpov V.V., Khairov B.G., Miller M.A., Miller E.V. Development of a method for assessing the compliance of state export support measures with the requirements of the OECD Arrangement on Officially Supported Export Credits/ Karpov V.V., Khairov B.G., Miller M.A., Miller E.V. Espacios. 2019. Vol. 40. No 13. Pp. 28-35. [Electronic resource] Available at: www.revistaespacios.com/a19v40n13/19401328.html (accessed 27.06.19)

6. Tskhadadze N.V. Microfinance abroad: the experience of solving social problems. Economy. Taxes. Law. 2017. Vol. 10. No 1. Pp. 101-109.

7. Annual Report of Bank of Russia, 2018. [Electronic resource] Available at: https://www.cbr.ru/ Collec-tion/Collection/File/19699/ar_2018.pdf (accessed 05.06.19) (In Russian).

8. Review of key indicators of microfinance institutions in 2018. No 4 / Central Bank of Russia. [Electronic resource] Available at: www.cbr.ru/content/document/file/72204/review_mfo_18.pdf (accessed 05.06.19) (In Russian).

9. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 05.06.19) (In Russian).

10. Financial markets / Supervision of financial market participants / Self-regulatory organizations / Central Bank of Russia [Electronic resource] Available at:https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_sro/ (accessed 12.06.19) (In Russian).

Поступилa в редaкцию 10.07.2019 © Е. К. Ky3He^Ba, В. В. Зaвaдскaя, 2019

Авторы статьи:

Елена Константиновна Кузнецова, кaндидaт экономических гаук, доцент гафедры yпрaвления, политики и

npaBa, Омскaя ryMaHrnapHaa aкaдемия, Омск, 644105, ул. 4-я Челюскинцев, 2a, e-mail: elfxf3@mail.ru

Вера Владимировна Завадская, стaрший преподaвaтель гафедры «Финaнсы и кредит», Омский филшл Фи-

нaнсовоrо yниверситетa при Прaвительстве Российской Федерaции, 644099, г. Омск, ул. Пaртизaнскaя, 6,

e-mail: vvzavadskaya@fa.ru

Рецензенты:

Л. А. Родига, доктор экономических гаук, доцент, профессор гафедры экономики и фигансовой политики, Омский rосyдaрственный университет им. Ф. М. Достоевского.

А. А. Корaблевa, кaндидaт экономических гаук, 3ab. сектором методов исследовaния проблем рaзвития регионов, Омский гаучный центр СО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.