УДК 334:621.5
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА БЫТОВОЙ ХОЛОДИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Т. И. Черненко Научный руководитель - Л. А. Иванченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: tatyanachernenko96@mail.ru
Проанализировано текущее состояние рынка бытовой холодильной техники России, его объемы и основные игроки. Особое внимание уделяется проблемам развития отечественных предприятий в современных условиях экономики. Рассмотрены возможные мероприятия по увеличению объемов продаж.
Ключевые слова: рынок крупной бытовой техники, холодильная техника, факторы риска.
THE STATE OF THE RUSSIAN MARKET OF HOUSEHOLD REFRIGERATION EQUIPMENT IN MODERN CONDITIONS
T. I. Chernenko Scientific supervisor - L. A. Ivanchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tatyanachernenko96@mail.ru
This paper analyzes the current state of the market of the household refrigeration technology of Russia, its volume and the major players. Special attention is paid to problems of development of domestic enterprises in modern conditions of economy. The possible measures to increase sales.
Key words: market of large household appliances, refrigeration, risk factors.
Специфика российского рынка бытовой техники сформировалась в 90-е гг. на фоне громадного отложенного спроса населения на данный вид товаров, слабости отечественных производителей и постепенного освоения рынка западными компаниями [1].
Конкуренция в данной отрасли ужесточается, а барьеры входа для нового игрока очень высоки; зарубежные производители постепенно вытесняют с рынка отечественных. Формально основная часть потребляемых в России, как холодильников, так и стиральных машин, газовых и электроплит производится предприятиями, расположенными на территории России, и их доля растет. Однако большинство заводов принадлежит иностранным компаниям или осуществляет для них контрактное производство определенных моделей. Российских торговых марок осталось на рынке очень мало, и они постепенно исчезают, уступая свою долю импортным предложениям [3].
В России более 20 производителей бытовой холодильной техники. За последние несколько лет иностранные компании (Indesit Company, LG Electronics Inc., Vestel, Beko и др.), за счет привлечения инвестиций и использования налоговых льгот, запустили на территории России сборочные производства бытовых холодильников, усиливая конкуренцию на рынке бытовой холодильной техники. Динамика объема рынка данной отрасли представлена ниже.
Из диаграммы видно, что с каждым годом объемы рынка бытовой холодильной техники сокращаются. В 2015 году наблюдалось существенное снижение объемов по сравнению с 2014 годом, связанное с непростой экономической обстановкой в стране. В 2016 году тенденция сни-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
жения объемов продолжается, однако в натуральном выражении данное изменение составило 555 000 (по сравнению с 1 309 900 в предыдущем периоде).
0,00% -5,00% -10,00% -15,00% -20,00% -25,00% -30,00%
Рис. 1. Динамика объема рынка бытовой холодильной техники России
Следует учесть, что в настоящее время на восемь крупнейших производителей бытовых холодильников эконом-класса и среднего ценового сегмента приходится 78 % рынка, а это такие компании как: Indesit, Атлант, LG, Бирюса, Позис, Beko, Bosch, СЭПО. Причем на лидера рынка по объему продаж бытовой холодильной техники в натуральном выражении приходится 18,4 % [2].
Так как обеспеченность населения крупной бытовой техникой, в том числе и холодильной высока, рынок насыщен или близок к насыщению. В связи с этим, спрос на бытовые холодильники и морозильники в настоящее время в основном формируется благодаря обновлению физически и морально устаревших моделей. Периодичность замены холодильной техники в РФ представлена в таблице 1:
Таблица 1
Периодичность замены холодильной техники в домохозяйствах России
Вид техники Лет
Морозильники 10
Холодильники-морозильники 7
Холодильники 13
Столь длительный срок эксплуатации оказывает негативное влияние на объемы продаж. Экономическая ситуация в стране и покупательская способность населения является основным фактором развития рынка. На уровень покупательной способности оказывают воздействие: уровень инфляции, уровень доходов, занятость населения, доступность кредитов.
В декабре 2016 года индекс потребительских цен составил 100,4 %, с начала года - 105,4 % (в декабре 2015 года - 100,8 %, с начала года - 112,9 %). Средняя заработная плата по России за 2016 год составила 36200 р. (по Красноярскому краю 29260 р.). По сравнению с 2015 годом, в среднем по стране она повысилась на 12 %. Реальные располагаемые денежные доходы населения в целом за 2016 год снизились на 5,9 % по сравнению с 2015 годом. В 2015 году снижение доходов составило 4 %.
Уровень безработицы в декабре 2016 года составил 5,3 % (по сравнению с декабрем 2015 года численность занятого населения увеличилась на 0,6 %), численность безработных уменьшилась на 7,3 % [4].
Также немаловажную роль в увеличении спроса на крупную бытовую технику играет доступность потребительского кредитования. По данным кредиторов, передающих сведения в На-
циональное бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на 01.11.2016 года доля заемщиков, имеющих самые небольшие кредиты размером менее 30 тыс. рублей (или так называемые кредиты на «чайники»), за год сократилась на 6,74 % и составила 26,2 %, а количество заемщиков за этот период снизилось на 22,4 %. Поэтому, несмотря на улучшение ситуации в целом на рынке кредитования, для потребителей, желающих приобрести бытовую технику в кредит, ситуация складывается неблагоприятная [5].
Негативное влияние на потребительский спрос оказывает переход населения к сберегающей модели потребления, связанный с неуверенностью в завтрашнем дне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на российском рынке бытовой техники тон задают зарубежные марки, а доля российских брендов сокращается. При снижении покупательского спроса и усилении конкуренции, решающее значение имеют факторы: себестоимость, качество, известность марки, новые виды продукции, отлаженность системы дистрибуции сервисного обслуживания.
Для нормального развития рынка и увеличения объемов продаж, необходимо государственное вмешательство. По мере стабилизации экономической ситуации в стране, адаптации населения к сегодняшним реалиям, улучшится потребительская уверенность населения, которая постепенно приведет к увеличению потребительского спроса на приобретение бытовой техники. Увеличение количества занятого населения благоприятно скажется на возможности приобретения крупной бытовой техники, а усовершенствованная кредитная политика позволит населению делать крупные покупки, незначительно переплачивая при этом.
Библиографические ссылки
1. Карев, А.В. Особенности формирования российского рынка бытовой техники /А.В. Карев // Вестник ЮРГТУ (НПИ) - 2016. - №2 - С.88 - 105.
2. Центр раскрытия корпоративной информации Интерфакс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=2830&type=3 (дата обращения 07.03.2017).
3. Холодильная индустрия. Портал холодильного оборудования и компаний. [Электронный ресурс]: URL: http://www.holodcatalog.ru/news/company-news/prodazhi-bytovykh-kholodilnikov/ (дата обращения: 09.03.2017).
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
5. Национальное бюро кредитных историй. [Электронный ресурс]: URL: http://www.nbki.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
© Черненко Т. И., 2017